fantlab ru

Генри Лайон Олди «Золотой лук»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.10
Оценок:
161
Моя оценка:
-

подробнее

Золотой лук

Роман, год; цикл «Древняя Греция»

Аннотация:

Не всякому дано побывать в Эфире. Так говорят, изнывая от зависти, жители Афин и Спарты, Фив и Аргоса. Здесь, в богатой Эфире, владычице торговых путей, правит Главк, знаменитый лошадник. Домой возвращается из царства мертвых отец Главка, великий хитрец Сизиф. Сюда прилетает жечь храмы ужасная трехтелая Химера. В эти края прилетает и крылатый конь Пегас, чтобы напиться из источника на площади. Тут сойдутся интересы богов: лукавого Гермия, мудрой Афины, вспыльчивого Посейдона.

В Эфире живет мальчик Гиппоной, сын Главка и внук Сизифа. Тот, кого позже узнают под именем Беллерофонта – Метателя-Убийцы, в числе первых героев Эллады. Здесь начнется его яркая, буйная, трагическая судьба, а где она закончится – это еще у богов на коленях.

Примечание:

цитата Г.Л.Олди
Две книги, составляющие роман, мы решили назвать по цитате, принадлежащей мудрейшему Якову Голосовкеру: «Если герой приходит, все бывает». Т.е. «Книга 1. Если герой приходит» и «Книга 2. Все бывает».



В произведение входит:


8.32 (102)
-
7 отз.
8.55 (73)
-
3 отз.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Золотой лук. Книга I. Если герой приходит
2021 г.
Золотой лук. Книга II. Всё бывает
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЧИТАТЬ

Первая книга — о бессмертии.

Вам какое бессмертие? Божественное? Геройское? Хотите остаться в памяти или хотите просто остаться? Истинное? А-а-а-а…

Для этого прочтите книгу и всё поймёте. Классические Олди. С ма-а-аленьким нюансом: размах гомеровский, а вот монологи не греческие. Монологи – шекспировские! Уж как по мне, монолог Сизифа о бессмертии – в самый раз для поступления на актёрский факультет!

Полгода я не мог начать читать эту книгу. Полгода что-то останавливало. Я даже понимал, что: ахейский цикл, античные мифы, я знаю то, что все они умрут. Я даже знаю как они умрут! И поэтому если Олди взялись рассказывать эту историю, то там будет что-то, что снова заставит… Заставило!

А вот вторая книга — о безжизнии.

О чём?!

Если первая книга была о бессмертии, то вторая – о безжизнии. Нет у героя жизни. Своей жизни. Не принадлежит герою его жизнь. Кому угодно: богам, чудовищам, народу, правителям, истории, мифам – принадлежит, а себе самому – нет! И как с этим жить?

А ещё Олди — знатные кулинары! Ни одной книги за последние двадцать лет у них нет, чтобы не присутствовало бы какое-нибудь экзотическое блюдо! Да ещё и так про него распишут, что запах чуешь, слюнки текут! В этой книге такое блюдо – месть. Да, да, которое подают обычно холодным. Только Олди настолько поднаторели в кулинарии, что приготовили полноценную трапезу: одна месть из трёх блюд! А для этого, оказывается нужно просто…

ЧИТАТЬ !

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сова! Открывай! Герой пришел.

Если бы у героя Беллерофонта не было ума и такта, то так бы смело можно было бы обратиться к Афине Палладе, один из образов которой — мудрая Сова. Правда, сделать это можно было бы скорее всего один раз. Богиня мудрости и войны не терпела фамильярности и превращала в пауков за меньшие грехи. Но по сути...

Отличная дилогия, правда — первый том оставляет впечатление некоторой затянутости. Но — куда деваться? Героев много, событий много, предыстория солидная — так тарапыться нэ надо, да? Нужно только настроиться на неспешное повествование, свойственное классикам. А уже к концу первого тома и во всем втором события летят стремительным Пегасом. Не оторваться, главное, поймать волну.

Когда перелистываешь последнюю страницу, то ловишь себя на желании потянуться к дилогии про Дедушку-Истребителя Персея, а затем — и к Герою, который должен быть один (хотя их все -таки два? Или все-таки один? Неважно...). Но — придушим эти прекрасные порывы. Надо немного переварить в себе историю Беллерофонта, может, кое-какие главы перечитать. А упомянутые части Ахейского цикла все-таки потом непременно прочесть по второму разу тоже.

В этот мир, кстати, очень гармонично вписывается и отменная трилогия Елены Кисель «Аид, любимец судьбы» — история благородного бога — дядюшки Аида, брата Зевса, повелителя подземного царства, бывшего карателя на войне с Кроном и тюремщика хитроумного Сизифа. Но это немного другая история...

Сэру Г.Л.Олди — выражение благодарности (глубокой) и надежды (большой) на написание новых творений!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, ни разу не ожидал, что Олди возьмутся за продолжение своего греческого цикла. Казалось бы — сказано всё, что можно было, чего ещё воду в ступе толочь? Но нет, это был очень наивный взгляд — эллины сочинили достаточно интересных сюжетов, а Олди обладают достаточо мощным воображением и оригинальным мышлением, чтобы грамотно всё это обыграть и переосмыслить.

Какие же вопросы здесь поднимаются? Кто есть люди, кто боги, кто — чудовища и чем они все вообще друг от друга отличаются. Если отличаются. И могут ли они меняться ролями? Может ли стать чудовище богом или наоборот? История Беллерофонта стала прекрасным поводом порассуждать по поводу этих вопросов и попытаться подвести читателя к собственным ответам — да, Олди верны своему принципу никогда и ни при каких обстоятельствах не рассказывать всего и не объяснять хотя бы половины смысла, оставляя всё остальное на откуп читателю.

Удивляюсь ещё, что авторы умудряются оставаясь практически строго в рамках античного канона, в то же время переворачивают всё с ног на голову и удивляют даже любителей мифов и своего творчества. Умеют же работать практически с любым материалом!

Получилось прекрасно. Да, принято говорить по поводу всех долгоживущих авторов, что они исписались и уже не творят так круто, как в начале творчества, но я всегда лесом слал такую демагогию и старался быть объективным. И в некоторых аспектах «Золотой Лук» будет даже посильней и поинтересней предыдущих частей Ахейского цикла, однозначно радует, что Олди всё ещё стараются удивлять и добросовестно совершенствуют своё мастерство и навыки. Всегда поражался, как у них это сочетается с некоторой ремесленной стабильностью — книга-две в год, без пропусков и отговорок.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю все их книги греческого цикла, так как Олди работают с мифами наверное не умеет никто. ЧИтаешь и узнаешь весь пантеон, каждый наделен своими чертами характера, многие чудовища из мифов переосмыслены, если б их читал в детстве, то думал бы что вот он, самый правильный взгляд на мифы и прочее.

Все это еще и множится на уникальный язык авторов, и вроде бы кажется что подобное уже было, все таки это не первый роман цикла.

Хорошо

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как Олди любят, как умеют играть с мифами и в мифы, известно всем. Ненавязчиво канонизируя собственные повороты и мимолетным прикосновением, в танце, отсекая лишнее, они делают так, что чьи-то мифы становятся их, Олди, реальностью. Греки? Люди, говорящие на бенгали и урду? Жители Поднебесной? Полноте! Что они могут знать о собственной мифологии? Тем более, какие-то, прости боги, ученые! Вот, у Олди же четко сказано – именно так все было, и никак иначе. А Олди – знают. Им – верят.

А еще, Олди любят чудовищ. Обожают их, культивируют. От Дан Гьена из Мэйланских Блистающих и Сарта с Момом до Циклопа-Инес.

Более, чем с избытком, чудовищ и в «Золотом луке».

Кстати, а не задумывались ли вы, кто, как не чудовища, древнегреческие герои? Уж те из них, кто стали правителями – басилеями, ванактами, царями, койраносами и тиранами, те – точно. Само положение обязывает. Нельзя быть отягощенным властью, и не стать чудовищем. Нельзя, не будучи чудовищем, противиться воле богов, судьбе, знамениям и пророчествам одновременно.

Собственно, чудовище и сам главный герой романа. И в прямом, и в переносном смысле.

Недаром, Гермес, пусть в запале спора, пусть ради переубеждения Афины, пусть лишь допуская возможность этого, но называет Гиппоноя-Беллерофонта «богом чудовищ».

Недаром, в свою очередь, Афина говорит Гиппоною-Беллерофонту, что победив Химеру, тот занял ее место.

Но.

«- Чудовища, это те, кто для нас опасен. Те, кто нам полезен, не чудовища… – Кто же они, тетушка? – Союзники, или домашний скот». Так ответила Гера Гермесу. А Гера знает толк и в чудовищах, и в софистике…

Впрочем, что мы все об Олди, да о чудовищах? Вернемся к книге.

Герои и боги в ней, все как один, живее всех живых. Куда живее, достовернее и выпуклее людей, за исключением буквально двух персонажей. (Или так задумано? От Олди всего можно ожидать). Мои фавориты – Сизиф, который и вовсе безупречен, и бесподобен, и кот… тьфу, конь Агрий. Последний, понятно, не бог и не герой, но на чудовище вполне потянет.

Сам Гиппоной-Беллерофонт не бледной тенью, но далеко и не ярким бликом бродит между ними, и взрослеет, взрослеет, взрослеет… и никак не вывозрослеет. Мечтает о Пегасе, но сопутствует ему Хрисаор.

В итоге, взрослеет не столько он, сколько окружающие его люди, и даже боги с чудовищами. Взрослеют, прозревают и понимают, открывают для себя что-то новое только благодаря ему. Взросление же самого Гиппоноя-Беллерофонта начинается лишь в 19 лет (многовато для героя, ой, многовато), на излете первых пяти шестых повествования.

Оттого, к моему большому удовольствию, течение романа не столько приключенческое, сколько производственное. Гиппоной-Беллерофонт все покоряет и покоряет мир и себя, и никак не допокорит. При этом движения и драйва в книге ничуть не меньше, чем в любом SF&F боевике.

Итог? Если, (да простят меня авторы и их почитатели!) ни мистической Россией с провинциальной камерностью XIX века, ни средневековой Японией с круговоротом личностей, ни Америкой эпохи вестернов с проклятьями и несчастьями восхититься я не смог (не те там, похоже, чудовища, увы), то Древней Грецией с полубогом, становящимся в боевой ипостаси единым целым с другим порождение бога – восхитился. Эти чудовища – по мне.

Почти отлично, пять с минусом.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если первая книга вызвала у меня, наряду с благодарностью авторам за то, что они вернулись к теме легенд и мифов, чувство некомфортности чтения от крайне запредельного количества имен и названий с комментариями и сносками, то вторая книга «Все бывает» оставила в сильном недоумении. Выяснилось, что первая книга была просто прологом к событиям, которые еле-еле успели наступить во второй книге. Только после прочтения второй книги я наконец-то понял почему авторы с таким упоением в первой книге рассказывали мне о каждом ночном горшке маленького мальчика, которому предрекли большое будущее и рядом с именем которого упоминались все боги Олимпа. Более того, очень приличная часть второй книги посвящена абсолютно ненужным путешествиям в Аргос и Ликию, так как обещание убить Химеру наш герой дал сразу после смерти первого брата. Эти поездки ничего не добавляют к портрету главного персонажа и не раскрывают никаких тайн, за исключением, пожалуй, одной, что все боги страшные трусы, а их смелость просыпается только со смертными. Авторы зациклили всю историю, предоставив герою во всех его ипостасях убивать своих родственников (в основном родственниц). Самым положительным персонажем, на мой взгляд, в этом романе является Сизиф, который сумел продлить свое земное существование, а затем неплохо устроиться, получив от авторов возможность отдохнуть наверху горы, удерживая камень при помощи внуков. Самая интересная (практически финальная) сцена занимает настолько мало места, что повествование о дальнейшей судьбе льва, змеи и козы несколько больше. Так как к авторам отношусь с большим уважением, то порекомендую всем прочитать эту книгу, чтобы составить свое мнение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная дилогия.

Книги огромные, через край переполненные мифологией Древней Греции: героями, богами, титанами и чудовищами. Если писать подробный отзыв, наверное, он займет несколько страниц. Поэтому, вкратце:

- Наверное, самое главное, что сразу бросается в глаза при чтении книг этих писателей — великолепный яркий, насыщенный, живой и лёгкий язык. Создаётся полное ощущение, что это — именно та речь, на которой разговаривают древнегреческие боги и герои. И, в то же время, текст читается приятно и быстро. Это, не тяжеловесная искусственная стилизация под мертвый язык, с бесконечными вставками слов и фраз оригинальной речи, с массой комментариев, огромным словарем в приложениях, нет. Обычный текст на русском языке.

- Сюжет, на мой взгляд, не оригинален. Компиляция из мифов Древней Греции, но, конечно, расширенных, дополненных, продолженный и усложненных. Но, вот в чем дело: мифы, сказки, былины — очень яркий и интересный слой эпоса. Мифы Древней Греции — вообще, классика, которую, по-моему, знать необходимо. Только, вот беда, открываешь любой сборник мифов — сюжет любой истории просто шикарный, но, описание занимает, в лучшем случае, пару страничек. Обидно. Все очень сухо, сжато. Что, навскидку, можно сказать о Пегасе, Беллерофонте? Пара фраз, застрявших с детства в памяти. А о Химере? Ехидне? Тифоне? Ну да, вроде бы, это, какие-то, страшные чудовища, которых победили, какие-то, то ли, боги, то ли, герои. Все. А тут, на страницах этих двух книг в красочных подробностях древнегреческие мифы вновь заиграли яркими красками.

- Герой очень хорош и интересен. В принципе, весь сюжет, все повествование завязаны на одном главном герое. И, он выписан роскошно! Вся жизнь, рождение, детство, юношество, зрелость, старость. Смерть (правда, частичная, да-да, в мифах бывает и так). Погружение в мир героя полное. Слиться с персонажем, увидеть вселенную его глазами — не составляет никакого труда.

Вот, наверное, и всё, если вкратце.

Достоинств — очень много.

Из недостатков: ну, если уж слишком придираться, то, наверное, всё-таки, объем произведения. Нет, «воды», на мой взгляд, нет. Просто, уж слишком много всего происходит. Целая жизнь, перенасыщенная событиями.

Читать нужно неспешно, вдумчиво. Да, две огромные книги. Но, уж лучше прочесть их неторопливо, по паре страничек в день, или, с перерывом, между томами, чтобы не перенасытиться Древней Грецией, чем пробежаться «по-диагонали», или, просто пролистать, казалось бы, маловажные места. Нет, такой прозой нужно потихоньку наслаждаться. Монументальное произведение.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх