Север Гансовский «Новая сигнальная»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Человек на войне часто попадает в экстремальные ситуации. Проявляются скрытые чувства, начинают действовать неисследованные возможности мозга. Сверхощущения, которые позволяют человеку выжить, на фронте необходимы, но в мирное время не проявляют себя.
«Новата сигнална» (на болгарском) 1963 «Космос» 1964 г. №5
Входит в:
— антологию «Новая сигнальная», 1963 г.
— сборник «Шаги в неизвестное», 1963 г.
— антологию «Библиотека фантастики и путешествий в пяти томах, том 3», 1965 г.
— антологию «Last Door to Aiya», 1968 г.
— сборник «Идёт человек», 1971 г.
— сборник «Стальная змея», 1991 г.
— антологию «Третья мировая война», 1992 г.
— антологию «Пурпурная мумия: Русская фантастическая проза 40-70-х годов XX века», 2000 г.
— сборник «День гнева», 2002 г.
— антологию «Тревожных симптомов нет. День гнева», 2018 г.
- /языки:
- русский (12), английский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (12), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Гинзбург (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
pava999, 11 декабря 2012 г.
Очень сильное произведение. Фантастикой, в привычном смысле слова, называть этот рассказ язык не поворачивается. Скорее, это военные мемуары, где кровью, подвигом во имя Родины и отвагой веет с каждой страницы.
А вот зря всё-таки, Гансовский давал объяснение всем этим явлениям. Лучше было бы, что всё осталось с налётом мистики. А так получается грубовато: «Мы плохо знаем свой организм и точка». Но всё равно произведение замечательное. Побольше бы таких.
stMentiroso, 14 сентября 2006 г.
Изложение настолько реалистично, что, если учитывать что сам Гансовский был участником войны, то кажеться что все было на самом деле.
Стронций 88, 29 июня 2013 г.
Ещё один замечательный рассказ Гансовского. И дело тут не в фантастическом элементе – он по нынешним временам не сказать, чтоб удивляет – такие способности мозга, сначала «объёмное видение» (чтение мыслей), затем эти «чужие сны». Дело в том, КАК это написано. Это сделано мастерски, великолепно! Передано настоящей фронтовой байкой. Проникновенной и увлекательной фронтовой байкой! Вот этим рассказом Гансовский встал для меня в один ряд с классиками Военной прозы! Как ярко и проникновенно написано, и ведь без всякого лишнего. Как точно передано! И ведь видно, что автору знакомо всё не понаслышке. Вообще трудно передать, трудно передать как реалистично, жизненно всё происходит. Эти стеклянные капельки от пулемётной очереди, этот закопанный хлеб… И очень интересно в какой-то даже детективной манере (вспомнился роман «В августе 44-го»), и ведь сначала думал на Удобченко и финал (разоблачение шпиона) совершенно для меня оказался неожиданным. И вот так вот из фантастики (или даже – военной байки, что более точно) – это всё превратилось в рассказ о Герое, о настоящем честном бойце. Бойце, которых не мало, и которых нельзя не любить. И ведь совершенно живого, без героического пафоса. Но такого, ставшего за этот рассказ вдруг совершенно родным. И бесконечно жалко было его, уже погибшего. И гордо, что он, (уже как будто бы родной человек) пошёл на смерть за чужих неизвестных ему людей, так искренне и по-человечески, без каких-то возвышенных речей и чувств. И что не осталось забыто – остался он жить в камне «и вода всё льётся и льётся из его бесконечного сердца». Вот так вот сильно меня рассказ поразил.
Из фантастики, из совершенно правдоподобной фронтовой байки это всё превратилось в рассказ о нечто большем. И Званцев будто бы стал родным. Очень сильно, по-моему. Очень.
Yazewa, 29 мая 2008 г.
Сильно написано. И сильно отнюдь не фантастическими составляющими, а замечательным описанием героев и фронтового быта. Очень чувствуется, что автор знает это все не понаслышке, и его личным отношением и, наверное, воспоминаниями, пронизана вся история. Зацепляет очень здорово, и настроение остается надолго.
lammik, 13 января 2020 г.
Рассказ замечателен не столько своей фантастичностью, сколько своим высочайшим литературным уровнем. Читая, погружаешься в события 42-го года, когда немецкие диверсанты любой ценой стремились захватить «Катюшу». Но на пути фашистских планов встал простой русский солдат Николай Званцов. И уже совсем не важно, что помогло Николаю, неизвестные способности организма или же вмешательство свыше.
Сам рассказ написан настолько мощно, искренне и талантливо, что
amak2508, 3 июля 2020 г.
Истории о таинственных, необъяснимых случаях, а тем более истории, связанные с ещё непознанными возможностями нашего мозга, всегда интересны для читателя. Ну, а уж если всё это облачено в увлекательный сюжет и лёгкий, прекрасно читающийся текст, как в этом рассказе, то читать такую вещицу — одно удовольствие.
История описана очень просто, но это именно тот случай, когда простота делает рассказ более цельным и приятным для чтения. Кстати, такая простота обманчива — прочитав эту вещицу многие решат, что вполне могли бы написать что-то аналогичное и сами. А вот и нет: здесь как раз простота — это проявление незаурядного литературного мастерства автора. И о тексте — он тоже очень простой и лёгкий, но при этом так хорош, что его хочется просто читать и читать. Вот такая простота — это вообще визитная карточка Севера Гансовского времён 60-х. Именно так, в такой манере, если вспомнить, написан и великолепный «День гнева».
Единственное, что немного смущает в повествовании — это та лёгкость, с которой и особист, и служба охраны реактивных установок сразу верят нашему герою. Это единственный момент в рассказе, когда хочется сказать «Не верю!».
URRRiy, 8 августа 2020 г.
Отличный рассказ, где фантастическая идея — возможности человека в экстремальных ситуациях — служат фоном для описания боевых будней и действий, в чем автор- фронтовик Север Гансовский действительно мастер.
Историй немало, от маловероятных до совсем невероятных, но одинаково интересных, с детективной загадкой и драматическими эпизодами.
По моему мнению, одно из лучших произведений автора.
artem-sailer, 2 октября 2020 г.
Как и во многих других произведениях автора, в данном рассказе фантастические элементы вплетены в повествование скорее ради более полного раскрытия сюжета. Полноправной фантастикой это не назовёшь, что, насколько я понимаю, является неотъемлемой чертой стиля Севера Феликсовича и, на мой взгляд, нисколько не уменьшает достоинств его произведений.
Не могу сказать, что этот рассказ мне понравился больше других, я бы даже сказал, что он немного путанный, как мне показалось, логика чуть страдает. Но это моё личное мнение. И рука не поворачивается поставить оценку пониже, хотя бы потому, что автор сам фронтовик и тема войны для него была, надо полагать, не только знакома, но и дорога.
В целом, чтение захватывает, вполне достойное произведение.
ii00429935, 13 сентября 2009 г.
Очень хороший рассказ, в центре — любопытная шпионская история (и немецким агентом, понятное дело, оказывается тот, на кого и подумать было нельзя) с небольшим вкраплением фантастики. Повествование от первого лица, но сам герой — не участник событий, а только пересказывает то, что слышал от другого. Такие фронтовые «байки у костра» могут вполне объяснить и фантастические подробности.
zotovvg75, 19 января 2022 г.
В жанре научной фантастики авторы всегда с большим удовольствием рассматривают тему экстраординарных способностей человека. Многие в своей жизни наверняка испытывали необъяснимое предчувствие опасности или беды, интуитивно воспринимали переживания другого человека. Гансовский в этом рассказе показал Николая Званцова как человека неожиданно открывшего в себе подобные способности в несколько необычном виде. Крайние ситуации, к которым безусловно относится ведение боевых действий, мобилизуют скрытые в человеке возможности. И в Званцове первый раз это проявилось, когда он единым образом полностью ощутил картину боя в виде огромного пространственного многоугольника. Эзотерик Петр Демьянович Успенский в своей книге «Tertium organum: Ключ к загадкам мира» предполагал, что тренируя способность восприятия предметов и пространства одновременно со всех сторон, мы расширим границы своего сознания. В рассказе произошло все наоборот. Чувства, обостренные опасностью боя, способствовали самопроизвольному выходу сознания Званцова за обычные рамки, что дало возможность видеть и чувствовать одновременно через разные точки пространства и людей, находящихся в этих точках. Кроме того появился дар предвидения ближайших событий. Таким образом, такое неожиданное раскрытие способностей Николая, сделало его психику чувствительным приемником гипотетических излучений человеческого мозга, что и составило основу сюжета рассказа.
К сожалению, парапсихология так и не приобрела официальный статус научного знания. В послесловии к рассказу в одноименном сборнике, говорится о начале исследований в этой области в начале 60-х годов прошлого века. Это было несколько необычно для советской науки, впрочем данные работы были попыткой поставить имеющиеся феномены на материальную основу. Как научный метод, это был очевидно правильный подход, только к сожалению в дальнейшем, подобные исследования не получили серьезной поддержки и стали уделом энтузиастов-одиночек, с приклеенным к ним ярлыком чудаков. Но для литературы нет подобных преград и Гансовский взял на себя смелость представить в общем-то мистику в научно-фантастической форме, подарив читателям интересный рассказ, в антураже подвигов советских людей во время Великой Отечественной Войны.
Fiametta, 1 июля 2016 г.
Легко поверить, что чужие сны и должны восприниматься именно так — с недоумением и ужасом («Я ведь не такой, это ведь совсем не мои мысли»).
Я тоже почти до конца подозревала
Заподозрить учителя меня заставил тот факт, что он не отдал свою дочку в школу для глухих. Такие школы в СССР уже были, а человек образованный должен был понимать, что такая школа глухому ребенку необходима.
«А вода все льется и льется», и влюбленные назначают свидание у памятника... Самое близкое к бессмертию, что мог обещать подданным атеистический режим.
Иприт, 29 мая 2010 г.
Понравилась надись дойчев на нашем подбитом танке «броня крипка» Только двухбашенных танков в РККА не было, за исключением Т-26 он же Виккерс, снятый с прризводства в середине тридцатых. Это куда ж занесла военная судьба Севера Феликсовича, чтоб увидеть такой раритет...
god54, 1 апреля 2010 г.
Произведение, создающее иллюзию реальности, чтобы фантастическая составляющая была более достоверной и правдоподобной. Поэтому и рассказ, основанный на военных воспоминаниях, читается с интересом, напряжением и желанием поскорее разгадать загадку таинственных событий. Написано в манере автора в виде рассказа от первого лица, что усиливает остроту восприятия.
Incnis Mrsi, 15 июня 2021 г.
Вполне можно было бы написать и «правдоподобный» (за исключением фант.допущения) рассказ о случае на фронте. Однако Гансовский предпочёл литературный приём «ненадёжный рассказчик» для прикрытия натяжек и недоделок, и оформил собственно сюжет в виде рассказываемой в тылу фронтовой байки.
•
• Званцов то читает намерения пилота «Юнкерса» (в радиусе, очевидно, пары километров), то почему-то _уверен_, что подслушанный им гитлеровец находится совсем близко, непосредственно на КП. А позже Званцова ВНЕЗАПНО бьёт по балде вражеский агент. Ах да, мы же только пересказываем то, что слышали.
• Странно, что моторизованная ракетная часть торчит на одном месте вместо того, чтоб бегать по советскому выступу юго-восточнее Харькова и утюжить контратакующих немцев. Сказано, что без малого 11 месяцев от «Барбароссы», т. е. 21 мая 1942 года или несколькими днями раньше.
• Про доверчивость охраны и контрразведки уже высказались другие ораторы.
• Той же ненадёжностью пересказа можно оправдать и в целом довольно бестолковое описание подслушивания мыслей.