fantlab ru

Дмитрий Глуховский «Пост»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.37
Оценок:
656
Моя оценка:
-

подробнее

Пост

Роман, год; цикл «Пост»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Последняя великая война вдребезги разбила мировое сообщество: страны перестали существовать, связь между разрозненными очагами цивилизации ненадёжна и коротка. России, съеденной междоусобицей во время войны, не стало; Московия во главе с Императором — ныне единственная власть в зоне досягаемости Ярославского Поста.

Пост на западном берегу Волги с момента своего основания был лишь данью порядку. Ведь никто и никогда не приходил по мосту с той стороны...

Примечание:

Первоначально роман вышел в формате аудиокниги.


Входит в:

— цикл «Пост»

— журнал «Вестник Европы 55», 2021 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 245

Активный словарный запас: низкий (2598 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии сайта Lubimyczytać.pl / Książka Roku Lubimyczytać.pl, 2021 // Научная фантастика (1 701 голос)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Лучшая отечественная книга

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Outpost
2024 г.
(немецкий)

Издания:

Пост
2021 г.
Пост
2021 г.

Периодика:

Вестник Европы. Том 55
2021 г.

Аудиокниги:

Граничен пост
2019 г.
(болгарский)
Пост
2019 г.
The Outpost
2019 г.
(английский)
The Outpost
2019 г.
(польский)
Utpost
2019 г.
(шведский)
Rajalla
2019 г.
(финский)
Den yderste post
2019 г.
(датский)
Der Posten
2020 г.
(немецкий)
Outpost - Der Posten
2020 г.
(немецкий)
Karakol
2021 г.
(турецкий)
Outpost
2022 г.
(польский)
L’Avant Poste
2024 г.
(французский)

Электронные издания:

Пост
2020 г.
Пост
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Poszt
2019 г.
(венгерский)
Граничен пост
2019 г.
(болгарский)
Outpost
2021 г.
(польский)
Outpost – Der Posten
2021 г.
(немецкий)
Stanovište 1
2021 г.
(словацкий)
Outpost. L’avamposto
2022 г.
(итальянский)
Stanoviště. Na stráži
2023 г.
(чешский)
Utpost. Första boken
2023 г.
(шведский)
Outpost
2023 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, шикарно проработаны герои и переданы их характеры. Диалоги естественны, жизенные, использование ненормативной лексики лишь еще более оживляет книгу, но никак не режет слух. Постепенное раскрытие сюжета и большой задел на следующие книги.

Вот что мне нравится в авторе, так то что он не держит своих читателей за идиотов разжевывая все и вся, а заставляет задумыватсья и самому доходить до нужного смысла.

Ну и озвучка от автора, это блеск, никто лучше автора никогда не прочитает. Жду с нетерпением продолжения.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал я знакомится с творчеством Д. Глуховского с романа «Метро 2033», на этом и закончил. Потому что роман мне очень не понравился. Периодически слушал Глуховского на «Эхо Москвы», не мог понять как, такой умный человек мог написать «Метро». Там, же на «Эхе» я недавно услышал об аудио-романе «Пост».

Решил прослушать и оказался в полном восторге!!!

Дополнительным мотивом было то, что живу я в Ярославле, а работаю рядом с Шинным заводом уже больше 20 лет. Так что все родное там в романе.

Невозможно было оторваться от прослушивания. Оказалось, что автор еще и хороший чтец. И лучше самого автора никто не знает, как правильно расставить акценты в тексте.

Конечно, есть косяки или же досадные ошибки. Поначалу они сильно портили впечатление. Но в конце я ими уже пренебрег.

Например, неоднократно было сказано, что отец Даниил пришел из Нерехты, но Нерехта на правом берегу Волги.

Волга не в ту сторону течет, слева направо, если с поста смотреть. Ну другие, о некоторых уже написали.

В общем я прекрасно развлекся и отдохнул.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далеком 2019 году я, валяясь на больничной кровати после операции и маясь от скуки, качнул себе на планшет этот опус. Хотел похохотать, ибо читал, играл и не ждал от автора иных коммерческих изделий. Прочитал — и прошел в негодование! Как он смел! Кто он такой? Находясь в нынешней реальности, я начинаю думать о том, что перспективы, описанные в книге, имеют место быть уже сейчас. Сами-знаете-что за ресурсы длится сами-знаете-сколько и это только начало.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуть. Самая настоящая. Причем настолько атмосферная, что пока слушал, сам начал чувствовать запахи, видеть зеленый пар везде, слышать лязги ворот, звук поезда, непонятные звуки из темноты.

Прочитал все произведения Глуховского, и эта книга очень запала. Хочется, чтоб постапокалипсис был не такой ужасный, если уж они там в Москве решат нас всехх тут порешить, пусть сделают это гуманнее. Бррр, надо срочно вернуться в реальность, книжку как начал слушать, так и почти ни разу не останавливался, разве что, перерыв на ночь и на еду. Прослушал за сутки. Спасибо за эмоции, Дмитрий!!

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Путь»

Рецензия на «Пост. Часть I» Дмитрия Глуховского

Дмитрий Глуховский прославился трилогией «Метро», отдельными романами «Будущее» и «Текст», а также сборником «Рассказы о Родине». Некоторые его также знают как сценариста игр серии «Метро» и переводчика мультфильма «Девять». Особняком стоят американские и прочие англоязычные читатели, удостоившиеся в 2016 году эксклюзивного для США графического романа «Пост». Мы все думали, что он рано или поздно выйдет и у нас… раз уж с телесериалом о развалившейся России не вышло. Однако Дмитрий снова пошёл на эксперимент и обратил внимание на новую площадку для вещания творчества. Подкасты. Аудиоформат.

Считаю нужным признаться, что я не аудиал. Звуковую информацию воспринимаю с трудом, хотя на слух не жалуюсь. Я благодарен автору за возможность оценить «Пост» в более привычном для меня виде. Разумеется, при чтении акценты расставляются иначе, не так, как задумал автор или поняли режиссёр и актёры озвучки. Но в голове разворачивается такая картина, какой и поделиться не с кем. Оказываешься с ней наедине и сбежать от неё не можешь, потому что Дмитрий умеет не просто захватить внимание, а завлечь в самый мир описываемый.

Написав об ином восприятии аудиосериала в текстовом формате, я внезапно понял одну жутковатую вещь: жуть воображённая, конечно, пронизывает, но тот сюжетный поворот, что припрятал в рукаве автор, должен разорвать воображение слушателя, напугать его ещё больше, чем это могут прочитанные молча строки. Тем не менее, и так последние несколько эпизодов перевернули моё восприятие «Поста» с ног на голову и не по одному разу. Я действительно не сразу пришёл в себя после прочтения, настолько мощный отклик нашло произведение в моей душе. Оно жёсткое, даже кровавое, с характерными для Дмитрия Глуховского элементами и оглушающе сильное.

Постапокалиптика Дмитрия Глуховского строится на двух-трёх основополагающих факторах: главное поселение сюжета граничит с неизвестностью, откуда лезут какие-то упыри, а большая цивилизация сидит под боком, чванливая, высокомерная, заносчивая. «Метро 2033» такое: ВДНХ — последний форпост человечества на севере оранжевой ветки, что защищает всё метро от нашествия зловещих «чёрных», а Ганза и остальные не шибко рвутся помогать. «Метро 2034» такое: Севастопольская — последний форпост человечества на юге серой ветки (на самом деле нет, но им так кажется), что защищает, возможно, всё метро от нашествия зловещих упырей, а заодно обороняется от трупоедов с другой стороны линии; Ганза опять больше сосредоточилась на своих проблемах, нежели на отрезанной от неё станции-крепости. «Метро 2035» слегка меняет интонацию: здесь уже выжившие думают, что они последние свободные люди в разбомблённой России и должны защищаться от злобных натовцев-оккупантов и их шпионов, чтобы спасти метро, да только всё это — масштабный спектакль упивающихся властью Невидимых наблюдателей.

«Пост» не относится к миру «Метро» никак. Затрудняюсь вычислить дату войны и количество минувших с неё лет, и даже до конца не уверен, была ли война ядерная или хотя бы какая-нибудь Третья мировая, или всё ограничилось восстанием регионов, которое вылилось в что-то совсем иное. Полагаю, конец света наступил где-то в 2020-х годах (почему-то грешу на 2024 год), с тех пор минуло лет десять-пятнадцать. Определённо использовалось два вида оружия: химическое и ещё какое-то, определить которое я до конца не смог. Волга (наверное, и другие реки) отравлена, и Ярославский Пост — граница Московской империи (Московии) между пустоватым оплотом цивилизации, где что-то забыли китайцы, и полнейшей неизвестностью. Впоследствии выясняется, что Посту найдётся занятие на уровне ВДНХ и Севастопольской в мире «Метро», но сейчас я хочу сосредоточиться… на Москве.

Москвы в романе нет. Со времени «Будущего» Дмитрий не покидал в литературе родной город. Ну, то есть, недавно вышла игра «Метро: Исход», однако Москва там тоже есть, так что не считается. И всё же Москва описывается. С ней говорит Пирогов, о ней рассказывают местные жители… Складывается ощущение, что автор почему-то перешёл на антимосковскую риторику. Уже не власти (вымышленные — император явно не тот, на кого можно сперва подумать), а сами москвичи обвиняются в наглости, высокомерном пренебрежении соотечественниками, жестокости и себялюбии. Понятное дело, всё это подаётся от лица не живущих в столице, но сколько в них от Дмитрия — не берусь судить. Для меня важно не это. Так уж сложилось, что я могу различать метафоры, а вот воспринимать желаю нечасто. В общем, у меня сложилось впечатление, что то, что герои рассказывают о Москве, то, что слепо наблюдает по проводному телефону Полкан, — ничто иное как… ложь! Что не всё так чудесно и радостно в Москве, что творится там какая-то муть, которую ещё предстоит раскрыть Дмитрию. Недаром же он называет написанное первым сезоном. Грядут новые. Может, в них мы узнаем, что на самом деле творится на просторах Московии и в самом её сердце.

Есть ещё одна тема, о которой я ещё не сказал, но которая впервые вышла на первый план в реалистическом романе «Текст». Айфоны. Смартфоны. На мёртвых средствах связи с кучей дополнительных примочек выстроена одна из сюжетных линий (с натяжкой даже полторы). Соответствующие сцены с Егором напомнили пару похожих сцен в «Тексте», но поданные уже в другом антураже. Тут же не замедлила появиться мысль, что название аудиосериала (экс-комикса, экс-телесериала) может быть своеобразной отсылкой к нему. Ведь «пост», по одному из значений, — «публикация», запись в социальной сети или ещё где-то. Обычно текстовая. Но, думаю, это уже излишний смысл.

И всё-таки «пост» содержит больше смыслов, чем просто Ярославский Пост. Есть здесь и кусок названия жанра — «постапокалиптика», на что намекает и лаконичный слоган «После вас», и религиозный (фактически вынужденный) пост, и даже должность, крест, ноша. Открывая одно значение за другим, я поражался, насколько они отражают суть происходящего. И таких смысловых матрёшек Дмитрий оставил много. Если я все попытаюсь раскрыть, получится или чересчур сумбурно, или чересчур спойлерно, или и то, и другое. Сведу это к короткому тезису: «Пост» многогранен, он затрагивает множество тем, и получающаяся смесь вышла более чем взрывоопасной. Начинаясь как обычный камерный сказ, «Пост» сперва подробно останавливается на взаимодействии основных и второстепенных персонажей (благо три линии от лица совершенно разных героев тому способствуют), выписывая обстановку, переживания и отношения людей так убедительно, что невольно пронеслась мысль, что Дмитрий Глуховский в будущем может стать потрясающим бытовым писателем (в наилучшем смысле этой характеристики).

Несколько ярких событий, одно другого оглушительнее, врываются в сюжет, подстёгивают его, и третье из насчитанных пускает события на такую скорость, что пилотам «Формулы-1» впору увольняться. Финал потрясает во всех смыслах, и звуковое воспроизведение сделает его ещё более пробирающим до костей. Но потом всё кончается, и остаётся острое желание узнать, что будет дальше. А ещё — полная ошарашенность произошедшим. Равнодушным «Пост» точно никого не оставит!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, даже по прошествии трёх дней я всё ещё под большим впечатлением. История страшная, изложение жёсткое, да ещё и постоянные аллюзии на реальность, происходящую вокруг прямо сейчас. По отзывам видно, что многим не понравилась политическая подоплёка и непроглядная чернуха — ну что же, вот мы в 2022, видим, как пропаганда сродни бесовской молитве пробудила в людях страшную и иррациональную ненависть друг к другу...

Во-вторых, интересная игра слов в названии, нейминг гениальный:

- ПОСТ — как часть слова «постапокалипсис» и обозначения временного промежутка — всё происходит после какой-то страшной войны, о которой нам так мало известно.

- ПОСТ — укрепление на границе государства Московии, на западном берегу Волги.

- ПОСТ — как религиозный обряд «усмирения плоти», воздержания от пищи. Вынужденное голодание обитателей поста благодаря проповедям становится благодеянием верующего.

В-третьих, с удивлением узнал, что Дмитрий Глуховский — блестящий чтец собственных (и не только, на очереди к прослушиванию — «Мы» Замятина в его прочтении) произведений. Сделать роман изначально в формате аудиокниги — блестящая затея, прочитать это всё самому, вложив в каждого персонажа индивидуальные черты, да так мастерски, что узнаваемы они все даже просто по проговариванию реплик, без называния их имён, — труд большой и достойный восхищения. Всегда считал, что исполнение песни автором — это лучшая версия в сравнении с любым кавером или исполнением профессиональным певцом, потому что только автор знает на 100%, как должно звучать каждое слово, какие интонации, чувства должны быть вложены в определенный момент. Вот в прочтении книг это справедливо ещё сильнее. Глуховский — внезапно лучший чтец из всех, кого слушал на данный момент.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крохотное пограничное селение на Волге. Волга – это теперь восточная граница Московской империи, все что за нею – уже не Россия и не Московия, а черт знает что; скорее всего, радиоактивная пустыня. В селении живет сотня человек. Живут как могут: доедают консервы со склада, берегут старинные сокровища, типа гитары или телефона. По инерции еще стерегут границу, но толку в этом мало. То, что осталось от России, никому уже не нужно – поскольку для жизни почти непригодно. Только Москва до сих пор рассылает какие-то казацкие отряды: восстановить великую, понимаешь, родину; вернуть, понимаешь, утраченное. Отряды, естественно, не возвращаются… А потом, как-то раз, из-за Волги приходит в поселок некто… нечто. Ответка Москве за былую войну. Зло.

Прежде всего «Пост» порадовал меня меткостью речи. Главы коротки, описания сжаты, предложения просты – строго по делу. Сказано ровно столько, чтобы читатель ощутил атмосферу жуткого этого местечка – и ни словом больше. Приятно видеть, когда каждое слово для автора – ценность. Не пулеметные очереди, а снайперские выстрелы.

Персонажи хороши: обладают характерами, согласно которых и действуют, и говорят. Последнее особенно приятно. Автор выдерживает манеру речи для каждого героя; с полуслова понимаешь, кто говорит.

Поистине качественно выдержан триллер. В лучших традициях Кинга, добрые две трети текста идет обычная жизнь (то есть, обычная – для постапокалипсиса). Герои переживают о своем, о мелком; влюбляются, телефоны ищут, выклянчивают у Москвы тушенку… А ужас вкрапляется в их жизнь понемножку, мелкими черточками, изначально даже не страшными, а просто странными… И лишь потом, когда саспенс отработал по полной, когда напряжение выросло до запредельных высот – потом уж взрывается. Да так взрывается, что даже мне, любителю и знатоку ужастиков, не показалось мало.

Помимо прочего, порадовал меня политический контекст. Бесконечная война превратила Россию в ядовитый пустырь, но даже в таком состоянии Москва все еще рвется кого-то покорить и что-то захватить. А некая вселенская справедливость – то ли бог, то ли кто еще – готовит уже для Москвы возмездие. Очень все это звучит актуально. Но и без политических аллюзий роман хорош.

Из недостатков назову лишь один: женские персонажи. Как и у многих русскоязычных авторов, женщины у Глуховского – неприятные существа: или стервы, или полубезумные дуры, или то и другое вместе. Мужчинам в отношениях отводится роль униженных подкаблучников, либо безответно влюбленных. Ни в «Посту», ни в «Тексте» ни одного примера хороших отношений я не обнаружил. Как сказали бы психологи, не дает литература здоровых примеров… Но поскольку данная книга все-таки не об отношениях, то этот недостаток почти не портит ее.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, это лучший хоррор из прочитанных мной. Хотя до этого перечитал наверно почти все у Стивена Кинга, у Кинга нет по настоящему жутких вещей, даже наверно довольно жуткий роман «Кладбище домашних животных» не дотягивает по накалу той сатании, которая происходит в «Посте» Глуховского.

Стивен Кинг опять же открыл этот вариант сюжета, где зомби-апокалипсис начинается через набор слов, который заражает людей лишая рассудка, в романе «Мобильник». Но если у Кинга этот роман просто проходной, Глуховский смог написать реально страшно. Безобидный вопрос священника «Есть ли у вас тут одержимые бесами?» перерастает в картину ада на Земле.

В то же время и «повесточка» присутствует. Поднимаются давно витающие в воздухе темы противопоставления Москвы и остальной России (сразу вспоминается анекдот, который заканчивается словами «А давайте долбанем по Воронежу»). И тут получается что сама книга начинает играть роль «бесовской молитвы» для всех, кто видит в России империю. Когда-то была «антисоветская» литература, эта своего рода «антиимперская».В западной культуре идея «заговора злого правительства против народа» очень популярна, у нас пока что смотрится как откровение.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое произведение прочитанное у Дмитрия Глуховского. Тогда я только открыл для себя #Storytel #сторител и формат аудиосериала выглядел очень увлекательно. Когда-то я пытался ознакомиться со вселенной Метро, но случилось это сразу после прочитывания почти всех книг мира Полудня Стругацких. Переход между уровнями фантастики получился слишком резкий и я быстро разочаровавшись, забросил вселенную Глуховского. «Пост» был второй попыткой через долгое время и на этот раз я с удовольствием прослушал все десять серий. Автору удалось создать интересный постапокалиптический мир со своей особенной мифологией. Российские города-форты, которые связывает железная дорога, противостояние между центром и регионами, дьявольски молитвы заражающие умы как биологической оружие. Так же мне понравилась камерность истории, когда действующих лиц немного, то и привязаться к ним успеваешь сильнее. Честно признаюсь, что с удовольствием прочёл бы второй сезон. История явно не закончена. Прочитав четыре книги автора, могу сказать, что чем дальше пишет Дмитрий, тем больше мне нравятся его произведения.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я только подключил #storytel #сторител вышел первый сезон аудиосериала «Пост». История захватила меня, а созданный Глуховским мир был глотком свежего воздуха в жанре постапокалипсиса. Прошло время и теперь мной дочитан второй сезон. И я с уверенностью могу сказать, что он получился интереснее и масштабнее. Действие частично перемиститься в Москву и мы узнаем больше подробностей, что на самом деле случилось Нашей державой, а так же совсем миром в будущем. Появятся новые свежие герои, а старые обретут интересное и неожиданное развитие. Масштабность и выход за пределы маленького городка-форта придаёт книги глубину и массу цепких ситуаций. Отдельно хочется отметить проработку персонажей. Совершенно нет проходных второстепенным героев. Все они многогранны и за произведение вызывают полярную гамму чувств. А концовка получилась невероятно символичной и достойной апладисменнтов. Я завис намногие часы, как автору удалось так все собрать в единую картину, просто очень круто. Я давно заметил тенденцию, что каждое новое произведение автора нравиться мне больше предыдущего.

Instagram: @detective.book

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пост Посту – волк

***

Дмитрий Глуховский – писатель, чьи произведения постоянно вызывают резонанс. Так, например, фанаты «Метро 2033» не оценили «Текст», в то время как «Текст» вообще выбивается из общей канвы авторского стиля. «Будущее», к слову, тоже отличается от остальных книг Дмитрия. В этом отношении «Пост» борозды не портит – книга снова выделяется на фоне творчества Глуховского. Во-первых, это аудиосериал. Формат аудиокниг не нов, но их обычно выпускают после бумажных изданий. А тут роман существуют только в аудиоформате. Во-вторых, «Пост» озвучил сам Глуховский. Оставим за скобками актерские способности Дмитрия, но определенно стоит отметить, что в таком случае автор привносит кое-что свое в озвучку – интонацию, акценты и так далее. Ведь только сам писатель знает, как должно звучать произведение. Наконец, место действие «Поста» уходит от Москвы, хотя и здесь она упоминается.

Итак, поговорим о сюжете и наполнении романа. Близкое будущее, постап, Ярославль. Именно здесь находится «Пост» — последний пункт между Великой Московией и остальным миром. Главные герои романа – жители этого самого «Поста». Егор – юноша, у него нет отца, зато есть отчим – начальник «Поста» — Полкан. Егор мечтает стать музыкантом, он критически относится к тому, что его мать якобы видит будущее. А ещё Егор влюблен в Мишель – местную девушку-звезду. Как вы понимаете, Мишель нет дела до Егора. «Пост» живет своей жизнью. Кто-то работает в детском саду, кто-то сидит с автоматами около моста, чтобы никого оттуда не пускать. А еще есть река, которая состоит не столько из воды, сколько из яда. Жители перебиваются с воды на перловку, изредка получая тушенку. Если Московия отправит её вовремя. Рутинная жизнь кардинально меняется, когда на Пост заявляется незваный гость…

Глуховский очень скуп на описание мира. Что стало причиной постапа? Везде ли вымерли люди? Что с Сибирью? В общем, вопросов много. Автор дает ответы, но уже в самом конце. Хотя кое-какие вопросы все равно остаются. В целом же картина мира достаточно мрачная. Глуховский уходит от тематики монстров, ведь это уже было, это уже успело набить оскомину. Вместо это монстрами выглядят…сами люди. Особенно после откровений Полкана.

Заключение: «Пост» — проект интересный. Получился он или нет? Определенно получился. Но будем откровенны – после «Текста» стоило ждать большего. Дмитрий умеет делать не просто злободневный текст, но может сделать его без лишних художественных плясок с бубном. В «Метро 2033» ему пришлось писать постап, чтобы раскрыть тематику. В «Будущем» были рамки антиутопии. В «Тексте» злободневность проявилась и без элементов фантастики. Возвращение к проторенному пути…не то, чего хочется ждать от Глуховского. Остается надеяться, что когда-нибудь Дмитрий перейдет не только к серьезному наполнению, но и к серьезной форме, чтобы люди не пугались формы (возрастная группа у «Текста» намного старше, чем у «Метро-2033»; такой вывод сделан на основе многодневных наблюдений за покупателями в книжном магазине).

8 постов из 10.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал только что... пока под впечатлением. Двоякое чувство, признаться, от прочитанного. С одной стороны, это было сильно, страшно и безысходно... Безусловно, это не серия «Метро», автор значительно повзрослел, заматерел, что ли ) Но это чувствовалось уже и в антиутопии «Будущее». Но и вопросов осталось очень много. Хотя, наверное, автор нарочно оставил эти нюансы без разъяснения. Ну, например: 1) Пост уже много лет/десятилетий находится на страже моста и никто ни разу элементарно не сходил на ту сторону моста, хотя тот же Егор в драном противогазе смог это дважды за пару дней, 2) Что за дрянь течет в реке, испуская такие пары? Любая река за столь длительное время даже при сильном загрязнении давно бы очистилась за счет водных источников в истоках, 3) Что за оружие такое с явным дьявольско-мистическим оттенком использовала Москва для уничтожения регионов? Возможно, это вообще аллегория — столица порабощает разум жителей, превращая пропагандой их в безвольных зомби? Пойду дальше переваривать прочитанное, впечатление достаточно сильное. Есть предположение, что автор решил поэксперименировать в иных жанрах — например, в жанре сплаттерпанк. Если так, то довольно неплохо получилось. Ко всему прочему, концовка такова, что совершенно непонятно, будет ли продолжение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пост-апокалипсис. Мрак. Бытовуха...

Мрак. Голод. Нервы. Разруха...

Люди. Любовь. Скука...

Боль. Ужас. УЖАС! Разлука.

Дополнение от 27.08.19

Не стал писать отзыв сразу, просто выплеснул то что было в голове после прослушивания. Забавно получилось.

Книга интересная, но не проработанная, на МЕТРО 2033 не тянет. Но собственная озвучка решает. Мне зашло.

Пусть и много косяков:

- За 30 (или сколько там) лет ни кому не было интересно что там за рекой? Причем, как оказалось ни каких проблем перейти реку не было;

- Ядовитые испарения с реки как-то совсем не пугают жителей на берегу, что это, как это?

- Тушенка в килограммовых банках и как девчуля десять таких в подоле несла?

- Как оглохшие дети дослушали/подслушали молитву?

И все в таком духе...

Но вот в чем не согласен с отзывом выше, мрак, боль, жуть переданы очень даже, а копировать Горького или Толстого моветон.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дыр бул щыл

В учебниках истории, по которым Егора заставляют учиться, все заканчивается благостно: процветание, справедливость, вхождение в новую эру. Где эта эра накрылась медным тазом, туда учебник уже не достает.

Есть авторы, которые нравятся, есть — которые нет. Дмитрий Глуховский для меня из числа вторых, попытки найти достоинства в его прозе всякий раз оборачивались скукой и ожиданием: «Ну когда уж это кончится?» Знаю что многие достойные люди ценят писателя, но я не в их числе. Кроме субъективного «все личное* (антитеза стандартному «ничего личного»), тому немало объективных причин.

1. Глуховский крайне незамысловат. Язык, персонажи, основные идеи — это масслит, адресованный аудитории, читательские предпочтения которой на уровне серии «СТАЛКЕР». 2. Крайне прямолинейная социальная проза с искаженной оптикой, быт и жизнь простых людей описаны как крайняя степень убожества, с горьковским сгущением темных красок. Так в реальности живут маргиналы, и такой видят жизнь родителей очень молодые и очень глупые люди, оболваненные рекламой, типа «ты этого достоин».

3. Чернушничество: одно дело, когда неприглядная изнанка жизни описывается потому что без нее нельзя и настоящий художник должен быть правдив, другое — когда она составляет смысл и суть реальности, и кроме нее ничего нет, книги Глуховского апофеоз депрессива. 4. Вторичность, бесконечное копирование и самокопирование, вплоть до микросюжета с гаджетом, взятым положительным героем с тела мертвеца, который становится в пространстве книги бомбой замедленного действия. 5. Эстетическая скудость, в его мире нет места для красоты людей, поступков, природы, искусства, сплошь монохром, с преобладанием грязно-серого.

«Пост» — история постапокалиптической Московии, пришедшей на смену России, когда в результате непонятной войны всех со всеми держава распалась. Собственно название — самое удачное в романе, в нем и пост — как редут, крепость, последний оплот; и форпост цивилизации в бушующем море дикости; и пост как назначенная должность «людей государевых»; и постапокалиптика вкупе с постмодернизмом и всеми возможными «после», вплоть до постжизни; и перекличка по созвучию с предыдущим романом «Текст».

Юноша Егор живет на Ярославском посту с мамой и отчимом, он такой наследный принц этого убогого королевства, потому что Полкан, который женился на матери после того, как сгинул музыкант отец Егора — Полкан начальник Поста. Немногочисленное население, 103 человека ютится на привокзальной территории, остальные жители Ярославля мертвы, почему неясно, но непрописанность сеттинга не претензия к Глуховскому лично, это одна из особенностей постап-литературы.

Продовольствием пост снабжает Москва, а овощи и собачатину удается выменивать у китайцев, которые как-то выращивают огородики, несмотря на кислотные дожди (тоже явный нонсенс, если дожди кислотные, то и грунтовые воды на полив должны быть такими же, но это снова нарушение повествовательной логики как жанровая данность. Егор влюблен в Мишель, девушку годом-двумя старше себя, москвичку, которую услали в провинцию, когда в Москве стало опасно, о родителях с той поры ничего не слышала, бабка парализована после инсульта, дед служит на посту, сама Мишель гордо несет свою красоту «ма бель» и работает на птичнике. Для радости у нее айфон с музыкой, фотками и видео прошлого времени.

Умерший айфон Мишель завязка сюжета, чтобы заслужить благосклонность любимой, Егорка сначала пойдет в мертвый город поискать там, а потом, ночью, тайком проберется на ЖД-мост, находиться на котором можно только в противогазе. потому что испарения от отравленной Волги столь ядовиты, что редкая птица, далее по тексту. И вот на мосту герой видит десятки людей, которые явно пытались добраться бегом. шагом и ползком до «нашего» берега, все они погибли, надышавшись испарениями, у одной из женщин вожделенный айфон, проверить игрушку Егор не может по причине полной разряженности, позже выяснится, что разблокируется лицом хозяина, значит нужно снова идти на мост (да, те еще радости).

А днем (вернее ночью) раньше мост таки пересек странный грязный и похоже не в себе человек, весь обвешанный крестами и образками, который успел надышаться сквозь трещины своего допотопного противогаза и потому некоторое время был не в сознании, но в бреду молился. Когда пришел в себя, выяснилось, что еще и глухой. но вполне себе разговорчивый, и тотчас начинает возвещать всякие религиозные мути и жути, находя немалое число приверженцев среди население поста. Москва, меж тем, задерживает продпайки, но присылает три десятка красавцев казаков (у них отменной тушенки до хренища, но это для себе, потому что они за мост с миссией нового присоединения земель («ха» три раза).

Так или иначе, написано живо, бодро, резво эксплуатируя однажды удачно найденные образы «парня, который достоин лучшего» и «девушки, которая достойна лучшего» и нагнетая страсти-мордасти, как никто лучше Глуховского в современной русской литературе не умеет, за то же и выстраиваются к нему на международных ярманках очереди, трижды огибающие павильоны, в то время как прочие русские писатели скучают в обществе своих непроданных книжек. Это по свидетельству моей любимой критикессы, сама такого не видела, но верю.

И главное — то самое оружие, коим Москва уничтожила Россию, нейролингвистическая бомба в стиле «Дыр бул щыр» Крученныха. Ну круто же! Молодец, такую фигню придумал.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Драматический ужастик, довольно захватывающий. Не связан напрямую с циклом “Метро”, однако продолжает две основные линии – ядерно-биологический постапокалипсис + всероссийская нелюбовь к Москве и москвичам.

Сюжет интересный, яркий, с неожиданными поворотами. Сцены с продуманным антуражем и хорошим драйвом. Характеры героев хорошо продуманы.

Роман захватывает, влияет, читается легко и с интересом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх