Артур Кларк «Стена мрака»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Странный мир, странная Реальность, в которой есть лишь один мир и одна звезда, но где тоже есть люди. Люди такие же, как мы, пытаются познать свою Вселенную и свое прошлое. И теперь главный герой хочет узнать тайну Стены, которая скрывает за собой то, что неведомо еще никому. Но что же располагается за ней? Какие таинственные существа смогли воздвигнуть ее?
Входит в:
— журнал «Super Science Stories, July 1949», 1949 г.
— антологию «Editor's Choice in Science Fiction», 1954 г.
— сборник «По ту сторону неба», 1958 г.
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 3», 1965 г.
— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.
— антологию «Other Dimensions», 1973 г.
— антологию «Трудная задача», 1982 г.
— сборник «Tales from Planet Earth», 1989 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— антологию «Фантастика века», 1995 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
- /языки:
- русский (15), английский (12)
- /тип:
- книги (26), периодика (1)
- /перевод:
- Л. Жданов (15)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sanchezzzz, 2 мая 2009 г.
Если вы будете читать этот рассказ НЕ в сборнике «Трудная задача», который собрал в себя «рассказы на математическую тему», а отдельно от него, и не будете иметь представления о настоящей (как оказалось) тематике повествования, то, скорее всего, у вас возникнет ощущение, которое посетило моё сердце: Артур Кларк, этот уважаемый и несомненный Мастер, жестоко обманул меня.
Эта история, начинавшаяся как красивая, живописная, атмосферная Легенда об Учёном и о Мастере, о Поиске Истины и Знания, о несокрушимой дружбе, в конце концов, она и являлась таковой на всём своём протяжении, а окончилась тем, что превратилась в банальную псевдонаучную постановку на математическую тему, порядком уже изъеденную учёными и, что самое грустное, писателями.
Прекрасными, умелыми, цветастыми штрихами и мазками вёл нас Артур Кларк к такому финалу, который я никак не ожидал увидеть, но который на протяжении всего чтения лихорадочно искал в строках, а между абзацами вспоминал быстренько-быстренько, не оставил ли Автор мне какой-нибудь намёк на то, что же такое на самом деле являет собой Стена Мрака, для чего она, и что Шерван и его друг Брейлдон найдут за ней? Разные живописные пейзажи и неведомые древние знания рисовались мне, когда я пытался предположить, что, исходя из стиля и содержания повествования, можно увидеть Там, за Стеной… А в итоге…
Тривиальная Лента Мёбиуса, эта топологическая задачка, которая даже на момент написания рассказа была уже не актуальна, вплетена в жизнь описанной планеты как нечто неотъемлемое. Вплетена искусно, с этим не поспоришь, но всё же, на мой взгляд, математика и красивая Легенда вместе здесь, именно в этом рассказе неорганичны и несочетаемы.
А самое грустное в этой истории, что Кларк не оставил никакой надежды, никакого позитива. Что может быть хуже разрушенной Мечты? Только исполнившаяся Мечта. Что может быть страшнее потери Цели? Только отсутствие её. Шерван потерял их обе, исследовав Стену, и что осталось у него? Ничего, лишь бесполезное знание о том, что другой стороны стены нет…
Deliann, 6 октября 2013 г.
Рассказ начинается как созерцательная легенда об ином мире. В этом мире есть одно Солнце и одна планета. На планете кто-то построил гигантскую Стену, и никто из ныне живущих не знает, что же находится по ту сторону Стены. Конечно, если один человек возводит стену, второму сразу же необходимо узнать, что находится за ней. Вот и главный герой этой истории решает приложить все свои силы и средства, но выяснить это, увидеть мир по другую сторону Стены.
И сама легенда завораживающе хороша, вот только финал у нее уж больно предсказуемый и оборванный. Что, впрочем, не мешало использовать сходную идею многим фантастам и после Кларка, начиная Стругацкими и заканчивая Тедом Чаном. И я не говорю, что концовка плоха, просто сейчас меня уже сложно удивить лентой Мёбиуса, хотелось чего-то более глубокого.
Тем не менее, рассказ неплох и его стоит прочитать уже ради языка и атмосферы.
Seifer, 7 июля 2009 г.
Эх, как все эпично начиналось... Многочисленные и удивительные миры, плывущее по Реке Времени... Описание мира, описание земель, намеки на то, что раньше существовала цивилизация — легенды о металлических кораблях и путешествиях по воздуху. Чувствуется авторская сила, способная создавать красочные эпические миры. Но вот относительно идейности этого произведения...
Научная часть этого рассказа сводится, как уже здесь неоднократно говорилось, к ленте Мёбиуса. Такой развязки я, признаюсь, не ожидал, и остался ей совершенно неудовлетворен. Зачем рисовать такой мир, зачем тратить столько краски на такую тривиальную математическую модель?! Я в недоумении. Это все равно, как если бы Азимов вместо цикла об Основании написал бы короткий рассказ про ученого Селдона и как его, мудрейшего человека, сослали на Термин и он там умер. Так и хочется спросить... Автор! Ну это же мощнейшая стена, покрытая силовым полем! Где там остатки былой могущественной цивилизации, уничтоженной мраком погибающего солнца?! :weep:
Может быть, такие же чувства испытывал и главный герой, который положил свою жизнь для того, чтобы это узнать. Но... Пустые мечты нас самих, если честно, преследуют по пятам, поэтому от рассказа остаются больше негативные эмоции, чем позитивные.
Поставил сначала 8, но теперь ставлю 7. Осмыслия сейчас смысл прочитанного, я только ещё раз вспомнил про свои мечты. Грустно...
morbo, 24 февраля 2011 г.
Прочитал этот рассказ после тетралогии «Космическая одиссея» и потому заметил несколько интересных совпадений.
Во-первых, описываемый в рассказе мир похож на мир Европы — спутника Юпитера-Люцифера из романа «Космическая одиссея 2010». Европа тоже постоянно обращена к Юпитеру-Люциферу всегда одной и той же стороной, таким образом на ней есть дневная и ночная сторона.
Во-вторых, и на планете из рассказа и на Европе из романов «Космическая одиссея 2010» и «Космическая одиссея 2061», в центре дневной стороны располагается обширное море, центр которого кипит или просто очень сильно нагрет.
В-третьих, описание материала стены из рассказа и материала монолита тоже совпадают. Материал чёрного цвета, к которому невозможно прикоснуться — кажется будто предметы упираются в некое силовое поле не касаясь самой поверхности.
В-четвёртых, в «Космической одиссее 2061» монолит тоже стоял стеной, защищая поселение европеанцев от холодных ветров, дующих с ночной стороны Европы. В рассказе, соответственно, стена тоже ограждает населённую дневную часть планеты от гибельной ночной.
И хотя в описании «Космической одиссеи 2001» этот рассказ не упоминается, мне кажется что всё-же он был использован в качестве источника вдохновения для последующих романов цикла «Космическая одиссея».
Стронций 88, 15 сентября 2015 г.
Для меня этот рассказ из тех, что могли быть классными (в перспективе), но в итоге – не удовлетворили. Мог быть лучше, гораздо лучше рассказ. Я люблю то, что называется «невероятным миром». Мир странный, отличный от нашего. Тут была попытка его создать, но утрирования (например, животные «которые мы для удобства назовем лошадьми») напрочь убивали всю реалистичность, всю веру в материальность происходящего. Всё тут сразу обросло рисованными линиями сказки, притчи, мультфильма даже. Стена Мрака манила, её чуждость и неприступность будоражили. Казалось, всё обернётся каким-то вселенским смыслом, смыслом притчи о тайнах и их покорении… Но всё обернулось технически… И мало того, что вся нематериальность утрированного «невероятного мира» бросала тень на этот технический ответ – этот ответ был ещё так (ИМХО) научно приведён (хоть автор и пытался упростить всё примерами с листком), что мне пришлось пару раз перечитать, чтобы понять, что к чему.
Для меня этот рассказ интриговал самой Стеной Мрака, однако при этом, был сделан как-то так, что казался не очень убедительным, рисованным во многих вещах…
vgjdh, 11 сентября 2010 г.
Рассказ напоминает книгу, у которой вырвали последние листы и вклеили вместо них страницы из учебника. Повествование всей книги абсолютно не вяжется с финальной идеей.
Допустим Артур Кларк, восхищённый красотой петли Мебиуса, создал фантастический мир, живущий по этим законам. Однако нужна поистине недюжая фантазия, чтобы соединить эту математическую модель с описанным миром.
Давайте рассуждать логически (поскольку автор использует конкретные научные понятия). Основной стержень данного произведения «Стена» — её загадка, её смысл, её суть. И тут возникает вопрос. В каком месте петли Мебиуса должна стоять стена? С краю (больше вроде как негде). Но тогда, перелезая через неё, окажешься в этом же мире, но совсем в другом месте (ровно посредине от всей длинны петли). Когда осознаёшь эту ошибку, недовольство мелочностью использования созданного мира, перерастает в сплошное разочарование.
Gourmand, 21 ноября 2014 г.
Какой-то бессмысленный рассказ. Возникло ощущение, хотя никаких доказательств у меня нет, что сделан на спор, типа, а слабо намутить что-нить про
Я даже был готов смириться с разгадкой тайны.
А полное уничтожение всех родственников в одном доме молнией? Ну что за галиматья.
Не знаю, рассказ производит впечатление какого-то всплеска, точнее, выплеска из сознания автора.
Что, зачем, отчего, куда? Нет ответа у товарища Кларка. Но написано при всём при том хорошо, и отменно переведено. Может быть для этого? Для описания природы? Про дружбу?
Не знаю. Я ничего не понял.
osipdark, 26 июля 2013 г.
Интереснейший рассказ Кларка.
Бесконечное количество возможностей, которые породили удивительную Вселенную, всего с одной звездой и планетой.
А, может быть, так было не всегда? Может быть, это дело предков его обитателей, умеющих манипулировать с потайными измерениями? Или же, это та технологическая возможность, которую обрисовали во второй части Снегова «Люди как Боги»?
Много вопросов, как и вопрос, а что делать обитателям этого мира, этой Реальности...
Кто и зачем построил Стену? Может, ее создатели находятся за ней, и ждут того храбреца, возможно, своего потомка, ныне живущего человека, который отправится к ним на встречу?
И да, насчет неудачной концовки... И сам главный герой, и Вы, многоуважаемые, да и я, немного, расстроились такой тривиальной концовкой. Лента Мебиуса — и все. Но, ведь эта концовка дает надежду тем, кто понял суть увиденного в том мире... Надежду на то, что таинственные предки современников главного героя смогли найти новый мир, полный возможностей к настоящей жизни, а не вокруг одной замкнутой звезды. И, это же может случиться и с ними. Теперь, они должны и дальше искать все тайны и раскрывать их, чтобы найти истинный путь, путь Предков, и путь Потомков.
Но, конечно, хотелось увидеть в тексте вот что... Если идея петля Мебиуса, то можно было бы все преобразить в рассказ о том, как Предки Людей изолировали свой мир и звезду от остальной Вселенной, легенды о том, что в небе можно было увидеть звезды, и т.д.
Т.е., концовка лишь кажется глупой и не достойной рассказа. Нужно, всего-то, взглянуть на нее с другой стороны...
(Комментарий в разное время редактировался 4 раза)
artem-sailer, 1 июня 2016 г.
Думается мне, в 49-м году тема была девственно чиста. К сегодняшнему же моменту прочёл уже несколько произведений, идея и исход которых перекликается с данным рассказом. Но Кларк, безусловно, тут — явный первоисточник.
Не очень понравилось. Плюс — только за идею. В те времена читалось, думаю, на ура. Сегодня же герои и антураж кажутся бледными и блеклыми. Устройство мира, то, ради чего стоило прочесть рассказ, объяснено довольно поверхностно и я бы сказал — образно. Чего-то другого привлекающего в рассказе нет.
VovaZ, 18 января 2016 г.
Насколько сильный рассказ по смелости фантазии мэтра, настолько слабый, увы, по косноязычной занудливости изложение.
Но, конечно, попытка создать мир, живущий на плоскости «ленты Мёбиуса», не простая задача для 40-х годов прошлого века. Так что, трудно судить Кларка, увлёкшегося технической стороной вопроса.
Мне кажется, «Град Обречённый» написан великими братьями не без влияния этого рассказа.
god54, 20 ноября 2013 г.
Автор остается верен себе и твердой фантастике. Он берет точную математическую модель и придумывает увлекательное описание, как пример для понимания этой модели. Строго соблюдая каноны твердой фантастике в конце он дает длинное, но простое разъяснение. И вот оно-то и смущает. Зачем, я бы сам попытался догадаться, только чуть подскажи... Сам же рассказ увлекает, зачаровывает и заставляет читать без остановки, стремясь скорее раскрыть тайну. Одним словом вполне впечатляющий рассказ.
Pickman, 10 мая 2008 г.
Поразительно, но многое в этом рассказе заставляет вспомнить о мире Земноморья: та же чуткость к внутренним стремлениям героев, то же обостренное чувство бытийной Тьмы, та же полнокровность образов. Для притчи в «Стене Мрака» слишком много мелких подробностей, однако можно условно обозначить эту историю как философское фэнтези.
Удивительно красивая и мрачная метафора всего, что только может быть важно для человека.
IvanG, 25 марта 2021 г.
Неожиданно сильный рассказ. Больше даже философская притча. Главному герою, Шервану, тесно в его мире. Мире, в котором вроде бы даже есть какие-то далекие страны, но на самом деле он такой маленький, что его границы очерчены в самом начале рассказа, и герой, уже будучи подростком, их хорошо осознает, а Стену Мрака даже видит собственными глазами.
Шерван взрослеет, им движет жажда познания, жгучее желание раздвинуть эти границы, или хотя бы заглянуть за них. Перед нами проходит вся его жизнь, и это жизнь не рядового человека, а правителя, жизнь, в которой он преуспел и сделал много хорошего для своей страны, но нам об этом рассказывают поверхностно, как о каком-то фоне, а акцент делается на главном деле его жизни. Наверное, и для него самого все, помимо этого главного дела, было вторичным, и как же медленно тянулись годы планирования, подготовки, и долгого-долгого строительства.
Концовку можно трактовать по разному, на то она и философская притча. Но для меня она скорее трагична. Герой потерпел неудачу. Причем сделал он, наверное, максимум от него зависящего. Границы не дались, они вытолкали его обратно. Не знаю, как он сможет жить дальше в этой тесноте. Надеюсь, найдет в себе силы попытаться в другом направлении.
Sir Shorris, 9 октября 2019 г.
Всего час, проведенный за чтением этого великолепного произведения, показался мне целой вечностью. В один прекрасный момент я понял, что уже не в состоянии отложить книгу ни на минуту — она полностью поглотила меня грандиозным образом Стены, своей монументальной непостижимостью возвышающейся над человеческим восприятием... Картины, созданные автором, были настолько фактурны, что я постоянно ловил себя на мысли: «я вижу все в мельчайших деталях, я чувствую эту стену на ощупь...» Да, именно прочувствовать этот рассказ гораздо важнее, чем попытаться только понять его. Хоть раз пережив то, что увидел и осознал главный герой, уже невозможно остаться прежним. Ведь петля Мёбиуса — это лишь символ, наглядное средство выражения, за которым скрывается предупреждение всем, желающим заглянуть за Стену: ставя перед собой великие цели будьте готовы к тому, что их достижение может столкнуть вас лицом к лицу с ПОНИМАНИЕМ, которое не принесет вам радости... Но, возможно, даст взамен нечто большее!
yfnfkmz12041978, 23 декабря 2016 г.
Рассказ начинается с красочного описания удивительного мира планеты, которая обращена к своему светилу всегда одной стороной. Когда-то на ней существовала могущественная цивилизация, которой были подвластны время и пространство. Ее знания были забыты, а то что дошло до потомков — лишь красивая легенда. Сохранилась только «Стена Мрака». Но, что это такое никто не может поведать, и никто не знает, что за ней находится. Главному герою Шервану и его другу Брейлдону предстоит разгадать эту загадку. И идти к этому решению придется не один десяток лет. Атмосфера этого пути интригующая и напряженная. В итоге цель достигнута, и «другой стороны» не существует. Старый мудрец предупреждал Шервана, что согласно легендам за «Стеной Мрака» находится безумие. Когда продвигаешься к концовке рассказа осознаешь это сам. Древние хотели оградить мир солнца от мира тьмы. Шерван ждал чего угодно, но ни этого. Разрушение надежд при достижении цели это конечно удар. «Стена мрака» последнее слово оставила за собой.