Ганс Христиан Андерсен «Скверный мальчишка»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Античной ) | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Жил-был старый поэт. Одним вечером сидел он дома и грелся у камина. На улице была ужасная погода, дождь лил как из ведра, гулял ветер. Вдруг, поэт услышал стук в дверь, открыл и увидел маленького мальчика, озябшего и промокшего. У мальчика были золотистые волос, сам он был гол, а в руках держал лук...
Входит в:
— цикл «Сказки, рассказанные детям» > цикл «Сказки, рассказанные детям I» > сборник «Сказки, рассказанные детям I второй выпуск», 1835 г.
— цикл «Сказки и истории» > сборник «Сказки и истории. Том первый», 1862 г.
— сборник «Сказки», 1850 г.
— антологию «Барышня-герцогиня», 1988 г.
— антологию «Молодой великан», 1993 г.
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 29 августа 2021 г.
Мифологическое существо стучится в дверь к поэту. Логично? Вполне. В обычном доме это существо и не заметили бы.
Поэт существо согревает и кормит, возвращая к жизни.
В ответ божество заносит в сердце поэта неразделённую любовь — чувство довольно мрачное и тоскливое. Такой вот проказник.
Поэт, испытав на себе это горькое чувство, предупреждает читателя: остерегайся пакостника с луком, иначе жизнь тебе покажется не жизнью.
---
Где в этом сюжете педерастия?..
Конечно, есть нюансы, есть акценты, описания и так далее. Но в том переводе, в котором читал я, ничего сексуального нет, разве что «посадил на колени», но, видимо, больше сажать было некуда. Халупа поэта — не королевский дворец. Стул, печка и грязные носки в углу.
Как по мне, так обычный печальный рассказ про старика, который из-за стрелы бессильно вспомнил молодость.
glupec, 21 апреля 2018 г.
«Перепев» известного стихотворения Анакреона. Скверный мальчишка -- Купидон, ну а старик, в которого он стрелял, влюбляется... то ли в него самого, то ли в кого-то еще (неназванного). Читатель может додумать сам. (Да, и кстати: Ломоносов с Байроном тоже на этот сюжет слагали оды. Вы же не подозреваете ИХ в содомском грехе?.. ;-)) Верней, Байрона как раз подозревать можно, но... НЕ по этому одному стихотворению ;-)) Так что с автором предыдущего отзыва, увы, не соглашусь).
Кр. того, у Андерсена акцент на другое -- мол, гляньте, каковы-то современные дети! Впустишь его, обогреешь, а он... Спасибо, что среди комнаты не нагадил.
Ну а в целом -- проходная вещь. Великий сказочник мог и лучше. 8-)
Groucho Marx, 2 декабря 2017 г.
Ну что? К немолодому мужчине постучался однажды вечером хорошенький голенький мальчуган. Остаток вечера мужчина провёл в расстройстве чувств.
В общем, Андерсен в «сказке» про «золотоволосого озорника» высказался настолько откровенно, что это граничит буквально с эксгибиционизмом. Ганс Христиан любил намекать, что он, будучи человеком возвышенным, «любит не так, как другие», но тут он всё объяснил прямо, без уклончивости и двусмысленности: никаких женщин, никаких девушек — хорошенький мальчик и стрела в сердце.
Тем не менее, малоприличную историю переиздают многократно (даже после принятия в РФ закона о запрещении пропаганды гомосексуализма детям), уповая на то, что, наверно, появление голого мальчугана в комнате одинокого холостяка можно понять как метафору чего-то очень хорошего. Ну, или, на худой конец, как перепев известного античного стихотворения, из тех времён, когда педерастия была институализирована и никто не видел ничего дурного в любви мужчин к мальчикам.
Особенно трогательно, когда гомосексуализм, смешаный с педофилией, оправдывают тем, что, вот, «Ломоносов с Байроном тоже такими делами баловались, а мы их не осуждаем, а чо такова?».