Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 марта 2012 г. 09:48

Всевозможные сценарии переигровки Второй Мировой появляются с завидной регулярностью, с каждым разом становясь все более и более сумасшедшими. Дарта Вейдера не желаете? Или супер спецназовца, который одним махом тысячу побивахом? Но на фоне подобных измышлений порой встречаются крайне серьезные и качественные произведения, в которых допущения невелики, а главное они лишь средство, а не цель.

С дебютной книгой Сергея Анисимова, "Вариант Бис", я познакомился в тот момент, когда мои представления о войне уже успели отойти от наивно радостных, основанных на парадах, и продвинулись к осознанию того, что это весьма и весьма печальное событие. Но "Вариант Бис" поразил меня до глубины души. Простым и доступным языком автор рассказывает о мире, почти не отличающемся от нашего. Самые разные герои, летчики и моряки, пехотинцы и танкисты, все рода войск представлены в громадном полотне масштабной бойни, охватившей всю Европу.

Сделанные Анисимовым допущение малы, хотя и поражают своими результатами воображение. Сдвинутое на несколько часов начало войны. Мощные линкор и океанский крейсер, вкупе с авианосцем, которые в нашем мире так и не были достроены. Подробнее о них можно узнать, как в "Популярной механике", так и в "Вики". И это почти все. Прочее — тщательно обдуманная и смоделированная автором альтернатива, в которой суждено сойтись лицом к лицу бывшим союзникам.

Некоторых возмутил и оскорбил тот факт, что писатель столкнул государства вместе воевавшие с фашизмом, но в том то и дело, что даже в нашем мире такой исход мог иметь место. По крайней мере, перед началом Второй Мировой. Этому способствовало и напряжение между союзными государствами, и политическая ситуация, когда СССР начал расширять зону влияния. К счастью, у нас этого не произошло, хотя подобные мнения звучали: «...Только прикажите, и я выброшу русских за Вислу...».

Но для чего понадобилась автору война между СССРом и западными странами? Думаю, в первую очередь потому, что в ней могла ярче проявиться уродливая суть войны. Безумие, настоящее сумасшествие, когда одни люди без зазрения совести убивают других. А разница между расами, идеология — лишь повод решить другие проблемы — политические и экономические.

Хлестко и остро, беспощадно правдиво, Анисимов говорит о тяжелых "буднях" и пекле сражений. О людях, оказавшихся простыми винтиками гигантской военной машины, равнодушно перемалывающей судьбу за судьбой. Здесь нет безликих масок, нет идеальных героев, есть настоящие, упрямые, живые люди, которые просто хотят жить. А еще хотят, чтобы выжили их близкие, друзья, знакомые, и потому они вынуждены воевать.

А достоверность описаний и событий, начинающаяся с имен и фамилий, с названий частей, с технических характеристик танков и самолетов и заканчивающаяся сленгом, как русских, так и иностранных солдат. Эти сведения не вываливаются бессмысленной грудой, вот, дескать, мы не лаптем щи хлебаем, разбирайся как хочешь. Они проступают постепенно, в диалогах, на заседаниях, в мыслях, в примечаниях и сносках. В схемах линкоров, крейсеров и авианосцев. Автор сумел отобразить подлинный мир великой войны, оставшийся далеко в прошлом. Отобразить в деталях и в общем, так чтобы даже не возникло сомнений, что это ты стоишь на палубе линкора или сидишь в кабине пикирующего истребителя. Ты глядишь в прорезь обзорной щели, выцеливая вражеские танки, теряя товарищей.

Наверное, если бы некоторые милитаристы прочитали эту книгу, они бы десять раз подумали перед тем, как ввязываться в какую-то авантюру. А может быть и не подумали, это их дело и их воля. Зато у читателей есть возможность увидеть самим, без прикрас, жестокий быт масштабной бойни, где гибнут тысячи людей. Увидеть и задуматься, чтобы не питать потом радужных иллюзий. И я бесконечно благодарен Анисимову за это.

Итог: философская книга о войне, которая никого не оставит равнодушным. Лучшая прививка от милитаризма.


Статья написана 8 марта 2012 г. 16:14

К вселенной "Warhammer 40k" я отношусь довольно скептически, поскольку основные ее идеи и мотивы меня не особо затрагивают. Пафос, драка, кровь, и вновь кровь, драка и пафос. Специфический коктейль, подходящий не каждому. Но про Абнетта говорили немало хорошего, поэтому знакомство со вселенной "Warhammer 40k" я решил начать с него, а точнее с романа "Двуглавый орел". Произведение посвящено истории противостояния мутантов Хаоса и боевых летчиков Космического Флота, пришедших на помощь местным военным силам имперской планеты Энозис, которые понесли тяжелое поражение в битве с жестоким врагом.

Роман напоминает мозаичное панно, сложенное из десятков, даже сотен разноцветных кусочков. Возьмите черное горе, белую радость, красноту боли, коричневую зависть, серость беспросветного отчаяния, желтую надежду и вы получите величественную и масштабную картину, картину долгих, непрерывных, изматывающих сражений в воздухе и на земле. Чтобы охватить все происходящее на Энозисе, Абнетт создал множество героев: военных и гражданских, летчиков, механиков и танкистов, мужчин и женщин. Молодой, впервые участвующий в бою пилот, летчик, которого после ранения списали на землю, командир эскадрильи, юный летчик, чудом выживший в бою с асом и многие, многие другие.

Сперва, только только окунувшись в эту круговерть, когда на меня обрушились сразу десятки лиц, имен, персонажей, названий, я едва не отложил книгу в сторону. Потребовалось время, чтобы переварить поток впечатлений и продолжить чтение. Увлекательнейшее чтение. И все же при таком обилии героев некоторые, второплановые, оказались обделены яркими чертами и индивидуальными характерами. Впрочем этот недостаток с лихвой искупали основные персонажи, коих было немало. Однако, стоило начаться военным действиям и мое недовольство сперва отступило на второй план, а потом и вовсе исчезло.

Ведь в небе, во время боя, каждый герой был виден, как на ладони. При этом у Абнетта хорошо получилось передать и давящую, напряженную атмосферу ощутившего приближение войны города, и упорство, смешанное с отчаянием прорывающихся через пустыню танкистов, и лихорадочное возбуждение воздушной схватки с превосходящим числом противников. На протяжении всего произведения автор постепенно подводит читателя к финалу, поражающему своей жизненностью и продуманностью. Да, чудеса, конечно, случаются порой, но отнюдь не каждый раз, когда в них возникает необходимость. Увы, такова жизнь.

Думаю, что "Двухглавый орел" в первую очередь придется по вкусу любителям книг про военных летчиков, а также всем, кого интересуют военные действия. Если же сражения вас совершенно не интересуют, вам вряд ли браться за этот роман.

Итог: психологически достоверная, военная драма, богатая на описания воздушных боев.


Статья написана 3 марта 2012 г. 17:00

При первом знакомстве с книгой, то есть с обложкой и аннотацией, общее впечатление было таково, что нас ждет очередное подражание ставшему легендарным "Ведьмаку" Сапковского. Седой воин, мастерски владеющий мечом, девочка, от жизни которой зависит судьба мира, деление на новеллы. Некоторым людям хватает и меньшего, чтобы обвинить автора в плагиате. Взять того же "Стража" Пехова. Но стоило мне начать читать, и подозрения вкупе с сомнениями тут же отошли на второй план.

Любая книга Дяченко выделяется на фоне современной литературы глубокой, подробно описанной психологией персонажей, а в особенности главных героев. Порой это приводит к тому, что чтение превращается в изучение психических отклонений, часто и не очень встречающихся в обществе. Впрочем в "Стократе" до этого не доходит, хотя поведение отдельных личностей препарировали до мельчайших деталей. Постепенно, без спешки Дяченко вывернули их на изнанку, обнажая скрытые желания, мечты и страхи. Причем сделали это настолько аккуратно и гармонично, что не вызвали ни малейшего неприятия.

Главный герой, тот самый воин, разительно отличается от вышеупомянутого Геральта. Его влечет по миру неудержимое любопытство, желание узнать мир, раскрыть тайны и попутно очистить от обитающей в нем мерзости. Нет, он не наемный убийца, но если доводится настигнуть злодея, то преступника не ждет ничего хорошего. Жизнь дерева или камня еще не худшая кара. Мало помалу перед нашими глазами проходит история этого странного и удивительного человека. В нем нет того, что меня раздражало в Геральте, ни противоречивости поступков, ни излишней эмоциональности, ни нелогичности. Зато в нем с лихвой хватает искреннего любопытства и любознательности. Именно за ним следует основная сюжетная нить, соединяющая отдельные главы-рассказы. Собственно, вся первая часть, почти две трети книги, состоит из них. Однако, порой Стократ отходит на второй план, становясь наблюдателем, глазами которого вы видим события. Отчасти это создает впечатление, что он бесцветен, и нужно внимательно приглядеться, чтобы понять, что это не так.

В новеллах Дяченко дали волю своей богатой фантазии. На каждом шагу читателя ждут яркие, необычные, загадочные места и действующие лица. Лесной Царь и Тень, Кротовая Дубрава и поляна лесовиков. На мой взгляд, почти все новеллы заслуживают высокой оценки за сочетание лаконичной сжатости, глубокой атмосферы и красоты. Но если первая часть книги напоминает несколько осколков изящного барельефа с грубыми, неровными краями, то вторая часть это цемент, который должен был соединить их воедино. Получилось ли это? Боюсь, что не так хорошо, как могло.

Хотя и во второй части есть немало сильных мест, общее ощущение такого, что ей не хватает цельности, да, цельности и какого-то внутреннего стержня. Разумеется, может быть и так, что я его попросту не заметил. Все может быть. Но из-за этого общее впечатление от книги оказалось смазанным.

Тем не менее если подводить итоги, то в целом "Стократ" мне понравился. Ровный, приятный стиль и слог. Тонкий, хотя и быстро пропадающий аромат тайны. В целом скорее повествовательная, полная размышлений, чем приключенческая книга, но в отдельных эпизодах ритм резко убыстряется, срываясь на бег. Похожесть на Ведьмака здесь скорее внешняя, по форме. главное же, начиная с мотивов главного героя и заканчивая общей идеей, отличается.

Итог: смесь приключений, размышлений и загадок, философской притчи и психологической точности.


Статья написана 29 февраля 2012 г. 12:27

Появление нового межавторского проекта, это всегда значительное событие. Даже если не касаться качественной составляющей, тем не менее читателю предстоит познакомиться с не одним десятком произведений нескольких авторов. Причем, как правило, в их число входят, как более опытные, так и порой начинающие писатели. И Гравицкий, и Палий относятся к первой категории. Может быть их знает не каждый читатель, но своей, пусть и небольшой армией поклонников они уже обзавелись.

Итак, очередной постапокалиптический мир. С довольно неоднозначным сопроводительным объяснением. Неоднозначным хотя бы потому, что оно вызвало немало споров в интернете. Почему птицы и звери не повредили людям за тридцать лет? Как людям удалось сохранить физическую форму? И зачем вообще было приплетать сюда коллайдер, да еще и русский? Рассерженные обилием критики, создатели проекта проговорились, что объяснения существуют, правда, станут известны они отнюдь не в первой и не второй книгах. А где-то в начале второго десятка. Однако вернемся к самому "Анабиозу", точнее к его "пилотной серии".

Начнем, пожалуй, с сюжета и композиции. С первых же страниц перед нами предстает главный герой и его брат. Личности, если не зеркально противоположные, то, по крайней мере, коренным образом отличающиеся. Если Глеб — это типичный странствующий рыцарь без страха и упрека, то Борис — типичный деспотичный феодал. Наверное, не трудно догадаться, у кого выше шансы выжить в заброшенном городе? Композиционно книгу можно разделить на две части. Первая, где герои осматриваются, исследуют окраины столицы и постепенно подстраиваются под сложившуюся ситуацию, получилась средней. Ничего особого, обычное привыкание, знакомство с другими выжившими, поиск еды, инструментов оружия, мародерка. Интерес представляют лишь описания пустынного, полуразрушившегося мегаполиса, над которым отменно поработало беспощадное время.

А вот во второй части... А во второй сюжет начинает скакать из стороны в сторону. Собственно, все впечатление испортила предшествующая ей глава, полностью посвященная пьянке. Может кто-то и обрадуется ей, но меня она изрядно разозлила. При небольшом объеме книги тратить место на такой мусор просто неприлично. Дальнейшее действие происходило в рваном ритме, авторы показывали нам то один кусок Москвы, то другой. Загадки и вопросы множились, а ответов не было и в помине. Логика и смысл разлетелись в разные стороны и в панике покинули книгу. Клише, узнаваемые клише — рабство, новые торговцы, притянутая за уши идея с нитями, и многое другое. Герой лишился характера и превратился в авторскую марионетку, которую они тыкают, куда им нужно.

И наступил... ошеломляющий финал. Кто-то из читателей метко назвал концовку клиффхэнгером, но на мой взгляд, она куда больше напоминает рекламный ролик: "В следующей серии вы увидите...", долженствующее напомнить, что продолжения будут и не одно. Хотя, если серия будет плохо продаваться, возможно все. Поведение героев трудно назвать абсолютно реальным, такое ощущение, что анабиоз повлиял на их мышление. Какая-то механистичность прослеживается постоянно. Пострадала и мораль романа, выводы, сделанные к концу показались мне притянутыми за уши, а обилие вопросов без ответов и недоверие к происходящему оставили крайней неприятный осадок.

Итог: затянутая вводная часть новой серии, в которой авторы, по большей части, лишь знакомят нас с миром.


Статья написана 21 февраля 2012 г. 16:54

Не легко, наверное, быть известным писателем. Мало того, что огромное количество читателей с нетерпением ждут очередной книги, недовольно ворча из-за малейшей задержки, так ко всему прочему, они готовы наброситься на писателя даже за небольшие неточности и помарки.

Замечу, что Алексей Пехов заслуженно считается одним из самых известных и популярных фэнтези авторов в России, а потому за его творчеством пристально следит большинство любителей этого жанра. Итак, после вызвавших немало споров "Заклинателей" прошло не так уж мало времени, и все, даже критиковавшие Пехова, успели истосковаться по новым книгам. Мир "Ловцов удачи" и главные герои уже знакомы читателям по повести "Особый почтовый". Тогда приключения эльфа Ласа и орка Ога пришлись по вкусу многим, но нового произведения по миру Изнанки пришлось ждать несколько лет.

И наконец гремучий коктейль из неба, тропиков, моря и приключений появился в магазинах. Эх, если бы заключенные в стреколетах сущности, собственно, и приводящие в движение воздушные суда, могли говорить... Сколько интересного они могли бы поведать... О бессердечности гномов, о гордости и коварности эльфов, о таинственных интригах темных... Стоп. На этом пока остановимся. Главное, что все это с лихвой описал автор, не пожалев ярких, разноцветных красок, чтобы вырваться из этой феерии читателю было попросту невозможно.

Множество островов, воздушных кораблей, колоритных персонажей и рас. Пьянящая атмосфера тропиков и Карибского моря. Как и в предыдущих книгах, антуражу уделено немало внимания и не только в плане описания местностей. Стилизованные названия, народы и их взаимоотношения, предметы и, главное, поведение и манеры придали произведению целостность, которой мне так не хватало в "Заклинателях". Правда, по глубине и живости описания рас "Ловцы" уступают "Пересмешнику". То ли оттого, что здесь большинство народов появляется коротко и эпизодично, то ли оттого, что все же главное в "Ловцах" не взаимоотношения и психология, а приключения и антураж.

Чтобы сохранить динамичность, автор не дает героям остановиться ни на мгновение. Почти все время что-то происходит, то склока, то нападение, то соревнование, то ураган, то воздушный бой и так беспрерывно. Главное, что приключения распределены равномерно, так что скучать не придется.

Тем не менее, я не зря говорил о том, что от известного писателя ждешь книгу на голову выше прочих. И даже несколько небрежных штрихов, в самом конце, могут изрядно подпортить впечатление.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Расшифрую, что имеется в виду. Фрегат Алисы провел в Изнанке несколько лет, но, как сумела выжить команда, неизвестно. Герои предполагают, что это лишь преддверие Изнанки, но спустя пару страниц гном говорит, что в прошлом испытании тех, кого засосало в Изнанку, сожрали ее обитатели, прямо на глазах людей. Тоже в преддверии, пусть и в другом месте. Логично? Не очень.

Но даже пусть чудовища не замечали фрегат более двух лет, откуда команда брала еду и воду все это время? Ведь едва освободившись, они тут же атаковали Темных, значит корабль был полностью исправен и готов к бою, как и экипаж. Второй момент — резкий обрыв концовки. Непонятно ни, как теперь будут общаться Север с Алисой, ни, на чем расстались Лас и Наива. возникающее ощущение незавершенности смущает: то ли ждать скорого продолжения, то ли автор решил поторопиться и сжал последнюю главу.

Так что же такое "Ловцы удачи"? Юношеское приключенческое произведение, как говорит автор? Почему бы и нет. Есть в нем, что-то подобное Жюль Верну, смесь техники и авантюры, заряд крепкого, неиссякающего оптимизма. Книга создает действительно хорошее настроение, которое не исчезает ни на миг. А отсутствие глубоких, философских мыслей..., вполне компенсируется динамичностью и красочностью мира.

Особо стоит отметить замечательный глоссарий, хотя, боюсь, что гномы оспорят и это утверждение. также огромное спасибо автору за полное, детальнейшее описание стреколетов вплоть до технических характеристик, которое прямо таки просит, чтобы по миру создали игру, хотя бы браузерную. Жаль, если это тоже останется мечтой, как и игра по миру Сиалы.

Итог: хорошее, яркое, авантюрное фэнтези-приключение, парящее в облаках.





  Подписка

Количество подписчиков: 284

⇑ Наверх