Как знают читатели этой колонки, сегодня в Киеве выступал с лекцией известный учёный и популяризатор науки Митио Каку. Выступление проходило в одном из зданий Киево-Могилянской академии, однако попасть туда мог любой желающий -- достаточно было зарегистрироваться... и явиться пораньше, поскольку -- к изумлению организаторов -- желающих оказалось намного больше, чем мест в немаленьком актовом зале!
Вообще-то, я о подобном повороте событий подозревал, поэтому приехал к часу -- и успел вместе с внушительной толпой "просочиться" в зал на третьем этаже. (Ещё ряд посетителей отправился на другой этаж, где им транслировали лекцию на большие экраны).
При входе выдали небольшой передатчик и гарнитуру, так что можно было слушать синхронный перевод с английского на украинский. Впрочем, английский у господина Каку чёткий и понятный, поэтому даже мне всё было ясно и так.
Приятно, что организаторы, -- арт-центр Виктора Пинчука -- не оставили публику "на произвол судьбы". На концертах и подобных встречах нередко бывает так, что сидишь и скучаешь, ожидая, пока наконец всё начнётся. Здесь же ведущий рассказывал о профессоре Каку, общался с аудиторией, устроил викторину, предложив назвать как можно больше интересных фактов из жизни нашего гостя...
Между тем народ прибывал, и часть людей уже устраивалась на дорожке прямо в проходах. И вот в два с копейками -- начали.
Вообще-то, если вы читали "Физику будущего", то уже знаете всё то, о чём говорил профессор Каку. По сути, лекция была кратким изложением первых трёх разделов этой книги.
Лекция сопровождалась слайдами, также нам показали фрагмент из документального фильма. Потом ведущий предложил задавать вопросы.
В общем-то, самое яркое впечатление от встречи -- то, с какой лёгкостью и иронией господин Каку общается с аудиторией. Это редкий дар: не просто разбираться в сложных вещах, но уметь о них рассказывать ясно и доходчиво. Конечно, в зале было немало студентов Могилянки, но были и дети (прямо передо мной двое пристроились к очереди, чтобы задать вопросы), были и пожилые люди. И все, похоже, остались довольны.
И вот это -- второй момент, который запал в душу: то, что на лекцию по физике приехало такое количество людей! Некоторые -- даже из других городов. Да, лекция оказалась несколько более популярной, чем многие ожидали, и речь шла больше о футурологии, -- но сам факт того, что у нас по-прежнему интересуются наукой, читают такие книги и смотрят документальные фильмы на эту тематику, -- это вдохновляет.
После встречи на сцене сделали групповое фото, затем господин Каку провёл небольшую автограф-сессию. А потом гость уехал -- у него ещё была назначена встреча с представителями Молодёжного форума стипендиальной программы Завтра.UA.
Всю лекцию снимали на камеру -- и, полагаю, скоро выложат в Сети.
Огромное спасибо организаторам и профессору Митио Каку!
Чем всегда был силен "Фантлаб"? Ну, кроме жарких дискуссий о качестве бумаги в новинках.
Правильно, своей безукоризненной библиографической базой.
Теперь доверять ей нужно с очень большими оговорками.
Потому что, оказывается, ряд книг, выходивших в последние несколько лет, вдруг резко постарел. Причем в одних с самого начала указаны "мистификационные" годы издания (от 2001 до 2005), в других же годы-то указаны вполне реальные, а в базе -- явно лживые.
Вот держу великолепно написанную и отлично изданную книжку Алексея Караваева. Год 2012. Но если верить базе "Фантлаба", вышла она в 2007. Были бы это малотиражный В. или У., я бы понял: "Фантлаб" -- сайт, который поддерживает закон и порядок, и чтобы не расшатывать лодку... ну, типа все свои, всё поняли. Здесь-то -- на фига лгать?
Достаточно заглянуть в колонку Караваева -- чтобы убедиться: главы этой книги писались после того, как "были изданы".
Еще круче история со сборником "НФ-52". Если верить нашей базе, он вышел в 2002-м году, и в нем, среди прочего, был опубликован "Палимпсест" Чарльза Стросса, написанный автором в 2009-м году. И мой рассказ, написанный году этак в 2010-м.
Желающие могут пройтись по другим изданиям и открыть для себя много нового. Когда-то я обратил внимание на парочку таких книг и отправил заявки, чтобы, помимо мистификационных годов выпуска, указали в примечаниях реальные. Примечания сделали. Сейчас их снова нет.
Я понимаю, что имеются Важные Соображения, что нужно шифроваться и проч. Ну не указывайте год вовсе. Не вносите издание в базу.
Но не надо превращать "Фантлаб" в балаган, а библиографическую базу -- в очередную "мистификацию". Хотя бы из уважения ко всем тем людям, которые ее наполняли из года в год и нарабатывали определенный авторитет сайту.
PS. В тематические специально не вешаю. Кому надо -- прочтут. Отдельная просьба: не устраивать в комментах холивары.
В понеділок, 27 травня, в рамках проекту «Публічні лекції Фонду Віктора Пінчука», Мічіо Каку (Michio Kaku), відомий фізик, автор низки науково-популярних бестселерів, активний популяризатор науки та ведучий наукових програм на каналах Discovery, BBC, Science Channel прочитає для української молоді лекцію на тему «Фізика майбутнього», в якій розкриє своє бачення розвитку майбутнього нашого суспільства.
Фонд Віктора Пінчука запрошує вас на лекцію доктора Мічіо Каку, одного з авторів теорії струн та відомого футуролога, який поділиться з українською молоддю прогнозами на майбутнє у різних сферах науки та медицини, а також розповість про те, як надалі технічний прогрес впливатиме на суспільство. Мета кожної його книги, публікації чи виступу – донести до аудиторії складні наукові теорії та закони всесвіту доступною та цікавою мовою. Лекція «Фізика майбутнього» буде основана на останній однойменній книзі доктора Каку, в якій автор представив своє приголомшливе та провокаційне бачення майбутнього.
Місце проведення лекції: Культурно-мистецький центр Національного університету «Києво-Могилянська Академія», Актова зала, 3 поверх, (вул. Іллінська, 9). Початок лекції о 13:30.
Про участь необхідно повідомити до 11:00 27 травня 2013 р. за адресою info@pinchukfund.org або телефоном (044) 490-48-35
Чи просто долучитись до зустрічі тут, на фейсбуці.
Краткий перевод, согласно правилам сайта: в Киево-Могилянской академии будет встреча с известным физиком и популяризатором науки Мичио Каку.
Решение совета ВОЛФ от 19 мая 2013 года Оригинал взят у lack_of_shadow в Решение совета ВОЛФ от 19 мая 2013 года Провести ВОЛФкон в Киеве 12-15 сентября 2013 года (12 заезд, 15 разъезд). Пресс-релиз, с указанием почетных и других гостей ВОЛФкона, опубликовать до 10 июня. Регистрацию на ВОЛФкон начать с 16 июня 2013 года. Детальную программу ВОЛФкона опубликовать не позднее 15 августа 2013 года.
Сентябрь 2013 12-16 сентября 2013 года состоится деветнадцатый Международный книжный «Форум издателей во Львове» — самая главная и самая ожидаемая в Украине книжное, литературное, культурное событие года. В рамках «Форума издателей во Львове», как всегда, — любимые традиционные мероприятия, и много новаций.
Цель Форума — привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современного украинского книгоиздания, поддержать традицию профессиональных дискуссий и семинаров. В последние годы в рамках Форума проводится все больше смежных акций, рассчитанных на массовую аудиторию и призванных популяризировать чтение среди детей и молодежи. К сотрудничеству с Форумом активно привлекаются не только известные украинские и зарубежные писатели и издатели, но и звезды спорта и шоу-бизнеса, представители разных ветвей власти, общественные, благотворительные и коммерческие структуры.
Когда из года в год Форум совпадал со "Звездным мостом", я удивлялся, но ездил в Харьков. Теперь Киев наступает на те же грабли. Вот что мешает выбрать любую другую неделю, до или после, -- чтобы писатели и читатели могли посетить и конвент, и одно из самых крупных книжных событий страны? (Второе по величине -- "Книжный арсенал" в Киеве, который стартует через пару дней).
Впрочем, фэндом становится все более самодостаточным и все сильнее закукливается.
Жаль. А я, пожалуй, съезжу во Львов -- в прошлом году мне на Форуме очень понравилось.
NB. Это не упреки и не рекомендации к действию. Всего лишь меланхоличная реплика из зала.
А вот и первая рецензия на "Мастера дороги". Честно говоря, тронут.
Василий Владимирский. Повод для зависти
Владимир Аренев. Мастер дороги.
М.: Фантаверсум, 2013.
Скажу сразу: прозаику Владимиру Ареневу я завидую. Вот критику и журналисту Владимиру Пузию, который скрывается под этим псевдонимом, — ни капельки. С удовольствием читаю его статьи и рецензии, часто соглашаюсь, иногда спорю, случалось и так, что наши выводы совпадали вплоть до формулировок... Приятно сознавать, что у тебя есть талантливый, эрудированный и умный единомышленник, спорить не буду. Но как сделаны эти тексты, из какого материала они собраны, я хорошо понимаю — чему тут завидовать?
Иное дело Аренев. Свою литературную карьеру он начал в конце 1990-х, довольно рано опубликовал первые романы («Отчаяние драконов», «Охота на героя» и «Правила игры») в издательстве «Армада» — понимающему читателю это уже о многом говорит. Другой бы закрепил успех, накатал бы по-быстрому сериал томов на двадцать, выбился в топ-авторы и почивал на лаврах. Пузий-Аренев поступил иначе: взял тайм-аут. Вероятно, что-то не устраивало его в традиционном, неоднократно испытанном сценарии — рискну предположить, в первую очередь литературное качество ранних текстов.
Писать он, разумеется, не бросил. Время от времени в периодике и антологиях продолжали появляться его рассказы и повести, выходили сборники, а в 2005-м в издательстве «Азбука» был даже опубликован объемистый роман «Паломничество жонглера». Но основное внимание автор сосредоточил на критике и публицистике. Годами Пузий-Аренев читал и анализировал чужие книги, изучал приемы, стилистическую манеру, сюжетные схемы, лексику и семантику... В общем, учился у лучших учителей.
И вы знаете, научился. Случай для российской (точнее, русскоязычной — Владимир живет в Киеве) фантастики уникальный: у нас ведь «любой гасконец с детства академик», мало кто готов отказаться от зримых признаков успеха — тиражей-премий-гонораров — ради такой призрачной материи, как литературное качество. А уж чтобы целенаправленно вымуштровать себя, поставить четкую цель и десять лет жизни посвятить ее достижению — такого сроду не бывало. Вот тут действительно есть чему позавидовать, без дураков.
В новый сборник Владимира Аренева вошли произведения разных лет — от самого первого рассказа «Единственная дорога», написанного в далеком 1998-м, до заглавной повести, законченной, по признанию автора, буквально вот только что. Как и следовало ожидать, книга получилась неровной и неоднородной, от вещей вполне проходных — до без малого блестящих. В предисловии Михаил Назаренко пишет что-то о гуманизме — не совсем понимаю, какое отношение это слово имеет к текстам Аренева. Миром и мифом правят совсем другие силы, куда более древние, чем сомнительные фантазии деятелей французского Просвещения. А уж если вспомнить, с каким брезгливым раздражением относятся к дежурным фразам о «верности гуманистическим принципам» герои повести «Душница», это и вовсе смахивает на не вполне объяснимый сарказм. Как там было в «Дне радио»? «Гуманизм — это то, чем мальчики в детстве занимаются».
В некоторых произведениях автор абсолютно беспощаден к читателям. Повести «В ожидании К.» и «Мастер дороги», к примеру, напоминают игру в шарады: узнал цитаты, разобрался в подтекстах? Молодец! Не узнал, не разобрался? Твои проблемы: «ты-кто-такой-давай-до-свиданья!». Эти произведения похожи на прозу русских символистов: каждый объект и каждое явление что-то собой символизирует, чтобы понять происходящее нужно иметь под рукой в первом случае пару томов из академического собрания сочинений Корнея Ивановича Чуковского, а во втором — «Героя с тысячей лиц» Джозефа Кэмбелла. И поблажек Аренев ни для кого не делает.
Иногда, впрочем, его бросает и в другую крайность. Тогда цепочка странных, мистических событий, происходящих с главными героями, получает исчерпывающее объяснение в лекции, прочитанной каким-нибудь второстепенным персонажем. Как в рассказах «Часы с боем», «Дело о детском вопросе» и «Нарисуй мне рай». Это не то чтобы сильно портит текст, но упрощает изрядно. Две-три такие «лекции» с взаимоисключающими версиями происходящего, пожалуй, добавили бы произведениям объема, но тут, конечно, решать автору.
И все же главный прорыв — повесть «Душница», основанная на одном простеньком допущении: несколько столетий назад наши предки научились удерживать нематериальную сущность, именуемую душой, и после смерти человека заключать ее в специальный сосуд, имеющий форму шара. Идея как идея, метафора как метафора — но Аренев сумел сделать из этой истории настоящую психологическую драму, мощную, глубокую, насыщенную оттенками и обертонами. Это тот случай, когда пересказывать сюжет бессмысленно: слишком многое определяет стиль, то самое «волшебство созвучья слов» по Андрею Макаревичу. Плотно сотканный, эмоционально яркий текст, поднимающий целый спектр этических и философских вопросов, вполне гармонично завершает сборник. Скажу как на духу: если Аренев и дальше продолжит в том же духе, не снижая планки, поводов для зависти к нему станет еще больше. Причем, подозреваю, не только у вашего покорного слуги.