Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" ожидается...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


философ

Ссылка на сообщение 12 апреля 21:00  
цитата oberond
Как раз огромный выбор, если императора будет избирать палата. Кого бы лорды не посадили — они потребует взамен уступок в свою пользу

Выборы императора, при живых Адриане и Минерве это гражданская война. Причем, одна война только что закончилась и уже нанесла стране ущерб. Мир и стабильность все что нужно Полари и лордам в том числе. Это же не игра, это жизни крестьян, ремесленников, научный прогресс за который вы ратуете.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 апреля 21:02  
цитата 10-la
Выборы императора, при живых Адриане и Минерве это гражданская война


Адриан и Минерва в финале романа

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

согласились признать решение Палаты.

цитата
Причем, одна война только что закончилась и уже нанесла стране ущерб. Мир и стабильность все что нужно Полари и лордам в том числе. Это же не игра, это жизни крестьян, ремесленников, научный прогресс за который вы ратуете.

Должен уточнить, к великому моему сожалению, я не лорд.
А лордам Полари, как показывают прецеденты, благополучие Полари может быть до лампочки, в сравнении с собственной выгодой


философ

Ссылка на сообщение 12 апреля 21:08  
oberond именно поэтому Эрвину нужно жениться на Минерве и укрепить ее положение в палате. Против него лорды не пойдут, он победитель. Лабелину, даже с его деньгами трудно будет продвинуть Адриана. У Минервы тоже досрочно денег и регалии все при ней. Ей только нужна весомая поддержка. Разобщение Эрвина и Минервы приведет к ослаблению обеих сторон. Север беден, Минерва не имеет политического опыта.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 апреля 21:43  
цитата 10-la

oberond именно поэтому Эрвину нужно жениться на Минерве и укрепить ее положение в палате.


Если он женится на Минерве, Минерва лишится всего кроме своего феода в Стагфорде. Уния императорского рода и Ориджинов — это последнее, что нужно великим домам. Достаточно объявить о женитьбе Эрвина на Минерве — и палата лишит Минерву императорской власти

цитата
Против него лорды не пойдут, он победитель


Он истощен и ищет мира. И лорды это знают


авторитет

Ссылка на сообщение 12 апреля 23:00  
цитата 10-la
Эрвину нужно жениться на Минерве и укрепить ее положение в палате. Против него лорды не пойдут, он победитель. Лабелину, даже с его деньгами трудно будет продвинуть Адриана. У Минервы тоже досрочно денег и регалии все при ней. Ей только нужна весомая поддержка. Разобщение Эрвина и Минервы приведет к ослаблению обеих сторон. Север беден, Минерва не имеет политического опыта.

Не нужно, так как

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Эрвин и Минерва пообещали друг другу взаимную поддержку и союз независимо от того, кого из них выберет Палата


философ

Ссылка на сообщение 13 апреля 05:23  
цитата oberond
Он истощен и ищет мира. И лорды это знают

Если он хочет мира, то вопрос надо решать сейчас, когда Альмера осталась без правителя, когда наследницей Шейланда стала Иона, когда медведей разгромили и реальной власти там тоже нет, когда Лабелин готов идти на определенные уступки или хотя бы переговоры. Есть ещё Фарвей с его влиянием и похоже брат Аланис у него. Короче, мне кажется, что давить надо сейчас, а не отдыхать в Первой зиме и не ждать пока враги перегруппируются.


магистр

Ссылка на сообщение 13 апреля 06:30  
цитата radio_cinema
Но автор выбрал такую предельную концепцию и довёл её до конца. Лучше, в рамках выбранного подхода, было наверное невозможно.

Согласен. Это топовый эпик, причем не только в русскоязычном сегменте.
цитата radio_cinema
Я до последнего надеялся, что их не будет

Открывая этот тред (5 лет назад, накануне ковида), я уже понимал, что не обойдется, вот, взято прямо из поста, что наверху:
цитата Stan8
Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений.

Тут кто-то говорил, что мол цикл не про людей, а про мир и пути его развития. Надеюсь, это не так. Лично мне не особенно интересно развитие выдуманного мира, зато взаимоотношения героев, интрига и психология очень нравятся. Перерождение героев, открытие их новых сторон, это настоящий деликатес. Особенное удовольствие испытал, читая про переход Джоакина на темную сторону, а Магды Лабелин на светлую. Вообще последняя вышла так ярко, что и сам автор, кмк, не ожидал такого света и добра от толстушки с сальными волосами.
Вместе с тем я так и не понял, как Рихард проделал путь до отмороженного Льда. Ведь его воспитывали те же родители, что и младших.. Кто его убедил, что семья замыслила погубить первенца? Как можно было принять любые аргументы без 100% доказательств? Ведь это совершенно неестественно — проникнуться лютой ненавистью к слабому младшему брату, а, тем более, сестричке.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Не отпускает чувство, что такой Лёд был нужен автору, только чтобы в нужной точке сюжета прикончить Десмонда.

По Адриану я тоже не до конца уяснил, он стремится к власти, или к прогрессу?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В последней сцене он вроде бы жертвует первой ради второго. А ведь обычно изощренные интриганы не ведут себя, подобно оголтелому первокурснику физтеха.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


авторитет

Ссылка на сообщение 13 апреля 07:10  
цитата Stan8
Тут кто-то говорил, что мол цикл не про людей, а про мир и пути его развития. Надеюсь, это не так

Так и есть — цикл про приключения нескольких персонажей. Развитие мира обозначено отдельными мазками и служит фоном


авторитет

Ссылка на сообщение 13 апреля 08:46  
цитата oberond

Нет никакой сложности добраться по морю. Доплыть туда — элементарно


Это не так. Во второй или третей книге моряки, побывавшие в "Запределье" обсуждали, что по морю путь неизвестен никому и нужно удержать его в тайне ценой преданности или страха.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 апреля 11:06  
цитата Stan8
Вместе с тем я так и не понял, как Рихард проделал путь до отмороженного Льда. Ведь его воспитывали те же родители, что и младших.
Меня больше удивляет, как у этих родителей вырос такой сын, как Эрвин. Методы воспитания у отца семейства, мягко говоря, неоднозначные. Нет, я сама в вопросе "тепличное воспитание vs жесткое" скорее за жесткое, но должно же быть чувство меры. Младшего сына Десмонд элементарно чуть не угробил. Любовь в этой семье почувствовать было сложно. Так что отмораживание Льда как раз закономерно. Да он и в подростковом возрасте уже был с комплексами (опять-таки в "Цене страха" это хорошо показано). Там все трое с комплексами — и Рихард, и Иона, и Эрвин. Только Эрвин научился их преодолевать в силу врожденной силы духа и доброты. Сила любви между братом и сестрой тоже сыграла в этом большую роль. А у Рихарда этого не было


авторитет

Ссылка на сообщение 13 апреля 11:30  
Эрвину повезло что у него была Иона. Его "я выживу ради сестры" вытащило его с того света практически, и потом не давало окончательно пасть духом.


магистр

Ссылка на сообщение 13 апреля 15:59  
цитата Эгоистка71
должно же быть чувство меры

Все в порядке у папы-Ориджина с чувством меры. Сцена с котиком в дымоходе тому доказательством. Да и Софья не жила бы с человеком, не способным принять ее тонкую душевную организацию. Все там очень гармонично, на самом-то деле, в семье.
Только Рихард вышел неестественно жестоким и невменяемым. С фанатичным упорством настаивать, что за кораблекрушением младшие брат с сестой — это не налезает на мой глобус. Получился злодей из комикса, намного слабее, чем другие герои, каждого из которых (включая Шейландов) я могу понять и объяснить их поступки.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 13 апреля 17:46  
цитата Stan8
Все в порядке у папы-Ориджина с чувством меры.
Заставить не очень здорового подростка сутки простоять зимой на коленях на улице — это всё нормально с чувством меры? Конечно, он же не котик


новичок

Ссылка на сообщение 13 апреля 18:00  
цитата Stan8
Получился злодей из комикса

То, что им очень легко манипулировать было показано еще в Цене Страха.
Шейланд им вертел как хотел.

Но я согласен, что Рихард получился персонажем-функцией, впрочем его совсем немного.


новичок

Ссылка на сообщение 13 апреля 18:04  
цитата 10-la
Мир и стабильность все что нужно Полари и лордам в том числе

В свежем рассказе есть намёк, что Империя Полари прекратила существование в прежнем виде. Минерва правит отдельными территориями

И автор это подтвердил в комментариях.


магистр

Ссылка на сообщение 13 апреля 19:20  
цитата Эгоистка71
Заставить не очень здорового подростка сутки простоять зимой на коленях на улице — это всё нормально с чувством меры?

У автора? Может, чуть погорячился под воздействием этих бесконечных мэйнстримных "злых отцов", которыми литература набита, гораздо больше, ИМХО, чем это распространено в реальности. Потом, к чести Романа, он выравнивает характеристики Десмонда, и мы видим настоящего глыбу-человека, причем и тонкого, и вдумчивого, и глубоко нравственного. Его взаимопонимание с Эрвином на расстоянии, когда все на догадках и полунамеках, тому подтверждение. Так не могут взаимодействовать "угнетатель с угнетенным".
цитата radio_cinema
Шейланд им вертел как хотел.

Я видел, как Шейланд вертел многими. Но Рихардом? Это вроде не особо прописано, или я что-то упустил.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 13 апреля 19:44  
цитата Stan8
У автора?
У отца.
цитата Stan8
Так не могут взаимодействовать "угнетатель с угнетенным".
Да нет, я не говорю об угнетателях и угнетенных. Я говорю о недостаточной любви к своим детям. Особенно к "слабому" сыну. И да, когда сын на деле оказался сильным, отношение к нему поменялось. Но любовь родителей ценна тем, что она безусловная.
цитата Stan8
Я видел, как Шейланд вертел многими. Но Рихардом?
Это в "Цене страха". Не так чтобы Виттор сильно что-то выгадал, но подъезжал умело, и внутренняя гнильца Рихарда уже там была налицо. Впрочем, и в воспоминаниях Эрвина старший брат выглядит не слишком достойно


авторитет

Ссылка на сообщение 13 апреля 20:06  
цитата Малыш Нельсон
цитата
Нет никакой сложности добраться по морю. Доплыть туда — элементарно



Это не так. Во второй или третей книге моряки, побывавшие в "Запределье" обсуждали, что по морю путь неизвестен никому


Это не о сложности, а о том, что туда раньше не плавали


авторитет

Ссылка на сообщение 13 апреля 20:07  
цитата Stan8
Вместе с тем я так и не понял, как Рихард проделал путь до отмороженного Льда. Ведь его воспитывали те же родители, что и младших.. Кто его убедил, что семья замыслила погубить первенца?


Ульянина пыль или что то вроде Дальше он в силу тупости и упертости утвердился в исходном внушении


авторитет

Ссылка на сообщение 15 апреля 12:45  
цитата Stan8
Если честно, то еще один ментальный блок у меня на попаданцев. Не очень зашли мне эти Нави с Паулем. Не зажгли воображение темные и светлые "боги".
Такое чувство, что это уже было, так или иначе, в НФ, прогрессорство и все, с ним связанное.


Мне кажется это делает цикл совершенно оригинальным. Эпических фентези циклов тьма, но вот эпический псевдофэнтези НФ цикл я впервые вижу.

Идея была у Стругацких в "Попытке к бегству" — аборигены феодальной планеты пытаются использовать артефакты сверхцивилизации.
Но Суржиков построил вокруг это коллизии эпический цикл, причем события мы видим глазами аборигенов планеты. По моему это совершенно оригинальная вещь
Страницы: 123...5758596061...666768    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх