Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:36  
Потому что их взгляды эволюционировали. И на этапе «Полудня» — «Стажёров» утопия действительно была для них важна.


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:40  
цитата Maidarin
Саул возвращается на смерть
не в этом же дело.. он обязан был бы остатся даже если бы его тут ждала смерть а там счастливая жизнь и полная безопасность. Ведь опасность ТАКОГО очень высока
цитата
Вышел я из камеры благополучно, — начал Пет ров. — Все было рассчитано совершенно правильно. Точка расположена на поляне, рядом с городом, метрах в трехстах от последнего дома. Я отметил место высадки и поспешил к городу. Там было раннее утро, и все еще спали. Вернее, не все, но большинство людей. Я не успел пройти и ста шагов, как увидел, что по дороге, ведущей к городу, спешат несколько машин с синими кругами.
— Это «скорая помощь», — сказал Громозека. — Мы уже знаем.
— Правильно. «Скорая помощь». Я тоже это знал и потому понял, что наш расчет был точным. В городе эпидемия. И я пошел к городу.
— Погодите! — вскричал вдруг Рррр. — А у вас была сделана прививка?
— Конечно, — сказал Петров. — Все прививки от всех известных космических болезней. И, разумеется, от космической чумы.
Громозека, будто вспомнив о чем-то, достал из кармана на круглом животе записную книжечку и нацарапал на ней несколько слов.
— Машины остановились у б-больницы, — продолжал Петров.
— Знаем, — сообщил археолог, похожий на стрекозу на длинных ножках. — Мы ее откопали.
Петров вздохнул.
— Если кто-нибудь еще будет перебивать академика, — зарычал Громозека, — мы его уведем отсюда и запечатаем в палатке.
— Правильно, — сказали археологи.
— Я увидел, как из «скорой помощи» выносят больных на носилках. Но я не стал задерживаться там, потому что знал, что Ричард меня ждет и будет волноваться. Я прошел к газетному киоску. Киоск был открыт, но никого в нем не было видно. Когда я заглянул внутрь, то увидел, что продавец лежит на полу.
«Вам плохо?» — спросил я его.
«Я, по-моему, тоже заболел», — прошептал продавец.
«А мне нужны газеты», — сказал я.
«Берите что хотите, — заявил продавец. — Только позовите санитаров, потому что у меня нет сил выбраться отсюда».
Тогда я забрал все газеты, какие смог, и поспешил к госпиталю. Я сказал санитарам, что в газетном киоске лежит больной, но санитары только отмахнулись от меня. Они, видно, устали до смерти. Я заглянул в окно больницы и увидел, что люди лежат там вповалку. Не хватает кроватей.
Тогда я вернулся обратно к киоску и вытащил оттуда продавца. Ведь продавец такой маленький... ну, как Алиса... и нести его было совсем не тяжело. Я положил его у входа в больницу, но входить внутрь не стал, потому что на меня и так уже стали коситься — ведь я вдвое выше ростом любого из них.
Но зато я не переставая фотографировал все, что видел. Поэтому я думаю, что наши специалисты смогут по фотографиям все узнать. Кроме того, я взял из киоска немного разных денег — они ведь все равно не понадобились бы продавцу, а нам, если мы снова отправимся в прошлое, они будут нужны. Вот и все. А теперь давайте завтракать.
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:41  
цитата просточитатель
и повторяю гораздо больше шансов что именно вернувшись он разрушит ВСЕ.

Вот смотрите: стоит длинный ряд костяшек домино. Саул своим необъяснимым исчезновением вызывает эффект домино, и перемещается в конец ряда, где еще ничего не заметно. Каким образом он разрушит все, если вернется в момент ДО падения первой костяшки?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:43  
Молодые были — всему верили. В том числе и марксистским утопиям. Но взрослели и учились у жизни очень быстро. В советской фантастике мало было таких успешных учеников у жизни. Даже очень неглупый Север Гансовский, автор "Демона истории", за ними не поспевал.


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:43  
цитата Прокопий Антемий
. Каким образом он разрушит все, если вернется в момент ДО падения первой костяшки?
Запустит другое падение!
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:49  
цитата Прокопий Антемий
Саул своим необъяснимым исчезновением вызывает эффект домино, и перемещается в конец ряда, где еще ничего не заметно. Каким образом он разрушит все, если вернется в момент ДО падения первой костяшки?


А может, он надеялся, что в механизме времени что-то сломается, и его скорчер не превратится обратно в бессмысленную тарахтелку МП-40, а так и останется могучим скорчером? Ну а с такой машинкой он ведь и до Берлина смог бы дойти, сметая всё на своём пути — как ранее машины Странников...


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:55  
цитата Maidarin
В свободной, буржуазной литературе — кровь, убийства, нажива. Она развлекает читателя, но не воспитывает. Не ведёт к светлой цели.
Не всегда.. Отнюдь не всегда. например зверолов Рудазова недавняя практически утопия..Единственно в них никто не верит. Это сказки.. На самом деле.. Человечество находится в экзистоциальном кризисе.. Как написал Джордж Мартин в предисловии к сборнику Дреквний Марс
цитата
в те годы, когда Брэдбери и Желязны ещё слагали истории о Древних Марсе и Венере, набирала обороты космическая гонка. Я следил за каждым запуском космонавтов на экране нашего чёрно-белого телевизора в родительской квартире, сознавая, что вижу рассвет новой эры, где исполнятся все мечты фантастов. Первыми появились «Спутник», «Вангард», «Эксплорер». Затем «Меркьюри», «Джемини», «Аполлон».

Юрий Гагарин, Алан Шепард, Джон Гленн.

И «Маринер»… о этот «Маринер»…

Именно он положил конец славным дням Древнего Марса… а также его сестры Древней Венеры под влажным облачным покрывалом, с её затонувшими городами, бескрайними болотами и перепончатоногими венерианцами. «Маринер-2» (запущенный в августе 1962 г.) первым пролетел рядом с Венерой через три с половиной месяца после запуска. Затем «Маринер-4» (ноябрь 1964) таким же образом поклонился Марсу, облетев его. «Маринер-5» (июнь 1967) был следующим венерианским аппаратом. «Маринер-6» (запущенный в феврале 1969) и «Маринер-7» (март 1969) исследовали Марс вместе. «Маринер-8» был утрачен, но точно такой же «Маринер-9» (май 1971) вышел на околомарсианскую орбиту в ноябре того же года и присоединился к Фобосу и Деймосу в качестве третьего спутника Красной планеты. А последний аппарат программы «Маринер-10» пролетел не только мимо Венеры, но и возле Меркурия, доказав, что тот, вопреки бытовавшему мнению, вовсе не постоянно повернут к Солнцу одной и той же стороной.
Всё это было бы ещё увлекательнее, да только…

Открытый НАСА Марс не имел ничего общего с Марсом Персиваля Лоуэлла и Эдгара Райса Берроуза, Ли Брэкетт и Кэтрин Мур. Автоматические аппараты «Маринер» не обнаружили ни следа марсианских городов – ни живых, ни мёртвых, ни угасающих. Ни тарков, ни тоутов, никаких жителей Марса любого цвета. Не было найдено подтверждения существованию ни сети каналов Лоуэлла, ни борозд Скиапарелли. Вместо этого кругом были кратеры – на деле Марс куда больше походил на Луну, чем на Барсум. А Венера… под слоем облаков вместо болот, динозавров и перепончатоногих венерианцев бурлил сущий ад ядовитых сернистых вулканических газов, слишком горячих для человека.

Данные «Маринера» воодушевили учёных во всём мире и пролили свет на истинную природу ближних планет Солнечной системы, но у людей, читающих и пишущих научную фантастику, вроде меня, к восхищению примешивалась и доля разочарования. Это был вовсе не тот Марс, куда нам хотелось попасть. И подавно не Венера, о которой мечталось
всегда до этого был Фронтир.Была известная Ойкумена и мир Вокруг. Мир вокруг был бесконечен даже если известный мир ограничивался одной деревней. Мир был опасен. Но огромен.Потом известный мир стал все больше а Терра инкогтнита все уменьшалась и уже к концу девятнадцатого века она бы совсем исчеззла. Но тут люди стали мечтать о космосе. Марс Венера Юпитер. Безграничная Галактика. Терра Инкогнита бесконечна. Именно в это время создается НФ Золотой век. Ну и космоооперы конечно. И тут. маринер. И Эйнштейн. Мир схлопнулся. Навсегда. Мы навсегда на маленькой Земле. А Терры Инкогнита нет и не будет примерно с 1975 года человечество живет в состоянии никогда прежде не бывщем. Понимании как ограничен их мир. как он мал.И ничего с этим не сделать увы.. Истории про космос.. превратились длишь в фентези..
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:56  
Увы, хорошая иллюстрация к тому, что я писал раньше: сугубый реализм произведений братьев и их же, по словам БНС, отказ от каких-либо объяснений начиная как раз с «Попытки» приводит к бесконечным и бесплодным попыткам найти какое-то рацио в их миропостроении…


миротворец

Ссылка на сообщение 27 февраля 19:57  
цитата Maidarin
тем не менее он отработал в реале.

Реальность гораздо разнообразнее: кто-то возвращается на смерть, а кого-то посылают на заклание, с рогами, выкрашенными охрой.
–––
– Мне скучно, бес.
– Что делать, Фауст? © А.С. Пушкин


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:09  
цитата просточитатель
экзистоциальном кризисе

Боже мой... чистая нейросеть...


активист

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:15  
цитата Bonsai
Реальность гораздо разнообразнее: кто-то

Ну в данном случае я имел в виду оторвавшийся тромб у заключённого. Был бы лит герой, я б сказал, что автор не поработал над его мотивацией. Зачем он вернулся? А вот было ж


миротворец

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:19  

сообщение модератора

Maidarin Тромбы и заключенных обсуждают в разделе ОИ https://fantlab.ru/forum/forum9page1
Политический оффтопик закончен.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


миротворец

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:20  

сообщение модератора

цитата просточитатель
Не всегда.. Отнюдь не всегда. например зверолов Рудазова недавняя практически утопия..Единственно в них никто не верит. Это сказки.. На самом деле.. Человечество находится в экзистоциальном кризисе.. Как написал Джордж Мартин в предисловии к сборнику Дреквний Марс

3.1. Официальным языком сайта является русский. Помещая информацию на других языках, посетитель обязан предоставить её перевод или краткую аннотацию на русском.

3.2. При написании сообщений, отзывов и аннотаций необходимо придерживаться правил орфографии и пунктуации.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:21  
цитата Кот в сапогах
цитата просточитатель
экзистоциальном кризисе
Боже мой... чистая нейросеть...
:-))) Грешен, я это слово занёс в тему. Не думал, что его можно так переосмыслить )


авторитет

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:22  
цитата просточитатель
цитата Кот в сапогах
На колу мочало, начинай сначала.
Еще раз. Будущее УЖЕ такое. Оно такое потому что все все сделали как надо. И если уйти в прошлое то можно только изменить

ЦИТАТА:
цитата
Будущее диалектически зависимо от Прошлого: оно ограничено уровнем развития Прошлого, но не предзадано им. Будущее может и опережать в своём развитии Прошлое (тогда это прогресс), и отставать от него (тогда деградация). Воплощение Будущего подталкивает развитие Прошлого (трансформация) или тормозит его развитие (застой). Таким образом, диалектическое взаимодействие Прошлого и Будущего принудительно приводит их к соответствию друг другу, в противном случае они перестают существовать (с) "Общая теория исторических последовательностей" К. Маркграф, Ф. Ниагаров, Аделаида, 2078


авторитет

Ссылка на сообщение 27 февраля 20:33  
цитата Maidarin
цитата П. Макаров
Так именно! Не могли Стругацкие в самой важной для себя на тот момент книге — да еще и вдвойне важной, потому что это была серьезнейшая попытка написать утопию

Тоталитарному искусству свойственна тяга к утопиям и какой-то идеализации всего. В человеке все должно быть прекрасно — форма черепа, голубые глаза, светлые волосы. А на деле имеем Гитлера, Гиммлера и Геббельса, людей мало симпатичных.
Коммунистическая фантастика такое же тоталитарное искусство, всерьез верить которому могут лишь особо одаренные.
В свободной, буржуазной литературе — кровь, убийства, нажива. Она развлекает читателя, но не воспитывает. Не ведёт к светлой цели.
Авторы неглупые люди, и как выясняется из среды диссидентов. У них всегда фига в кармане на советский строй. Почему утопия была важна для них?

Ну например, потому, что самая важная книга всегда та, которую пишешь.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 февраля 21:17  
цитата Vramin
Не думал, что его можно так переосмыслить

Нейросеть. Эффект зловещей долины. 8-)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 27 февраля 21:53  
Уходя от заклёпок рискну предположить, что героизм и этическая «правильность» возврата были показаны АБС в качестве (возможно подсознательного) обоснования необходимости продолжения борьбы (даже при известном заранее печальном исходе). В фантастике и фэнтези это частый, кмк, приём … причём для его обоснования довольно часто используется «внезапный рояль», который превращает заранее ожидаемый печальный исход в победу.
–––
Сердце моё полно жалости


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 21:55  
цитата Abappy
Уходя от заклёпок рискну предположить, что героизм и этическая «правильность» возврата были показаны АБС в качестве (возможно подсознательного) обоснования необходимости продолжения борьбы (даже при известном заранее печальном исходе)
так ведь борьба уже закончилась!
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 27 февраля 21:57  
Не для Саула. Он попытался бежать от борьбы. Но не сумел.

Вы здесь: Форумы fantlab.org > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх