Бокщанин А Императорский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бокщанин А. Императорский Китай в начале XV в. (1976)

Статья написана 3 апреля 21:39

Бокщанин А.А. Императорский Китай в начале XV века (внутренняя политика). Академия наук СССР. Институт востоковедения. М. Главная редакция восточной литературы издательства Наука. 1976г. 324 с. Мягкий переплет, Увеличенный формат.

Когда изучаешь какое-либо общество, важно рассматривать под лупой горизонтальные срезы разных эпох, в совокупности которых порой раскрываются весьма интересные феномены, как локального характера, так и общего. Это вполне справедливо это не только для Европы, но и для Китая, история которого порой демонстрирует нам совершенно невероятные взлёты и падения, которые, тем не менее, завершаются восстановлением из пепла контуров прежней цивилизации. Если мы уж обращаемся к опыту этой многострадальной макроструктуры, то особенно важно понимать, какие социальные, политические, экономические и культурные процессы определяют её развитие и периодический регресс.

Предварительно я делаю предположение, что для изучения Китая важно понимать, что между его официальной репрезентацией, как внешней, так и внутренней, и конкретной реальностью есть существенный зазор. К этой мысли я пришёл, читая сочинение XI в., созданное политическим философом Ли Гоу в эпоху династии Сун. С одной стороны, в нём рассматривается идеал конфуцианского государства, который постоянно вопроизводится посредством цепи ритуалов, с другой же — существует прагматическая сторона его существования, практика развития и управления. То есть, существует идеальный образ государства «Тянься», «Поднебесной», который, тем не менее, по умолчанию считается нормой повседневного существования, и реальный, с далёкими от конфуцианства реалиями которого приходилось считаться. Когда Китай в очередной раз восстаёт из пепла, его благородные правители из раза в раз пытаются воспроизвести удобную для себя конфуцианскую утопию, однако их представления редко вписываются в куда более сложную социальную реальность.

В данном случае, обращаясь к работе Алексея Бокщанина, я как раз нахожусь в поисках такого среза, чтобы всесторонне рассмотреть, на практике, как работал принцип организации государства и самоорганизации общества в условиях развития, становления и возрождения нового (в очередной раз) Китая.

Начало XV века в истории Китая — как раз такое время. Это не эпоха великих потрясений, как знаменитое «Саньго», «Троецарствие», это период становления и развития, «Юнлэ», по определению того времени, «Вечное счастье». Период монгольской Юань сгинул в пламени гражданской войны, которая вынесла на нанкинский (тогда — Цзицин) престол бывшего крестьянина и буддийского монаха Чжу Юаньчжана, взявшего на себя «Мандат Неба» и ставшего основоположником новой династии — Мин, «Светлой». Его время, конец XIV в. нас пока не интересует, поскольку практически всё оно было занято непрерывными воинами, в результате которой монголы были полностью разгромлены, а территории Внутреннего Китая вновь оказались под контролем «Тяньцзы», императора. Несмотря на показную жёсткость, новый владыка возродил деятельность конфуцианской академии Ханлинь, поставляющей ко двору управленцев и легистов, определяющих принципы правления новой династии. Кроме того, было провозглашено, что опорой китайского общества является крестьянство («лянь минь», «добрый народ»), что было актуально при обилии пустующих земель (мысль тоже не слишком новая), в отличие от торговцев и ремесленников. Армия, после окончания воин, переводилась на самообеспечение, в рамках системы «туньтянь», «военных поселений», в которой солдаты должны были работать на казённых участках земли для своего обеспечения. Император возродил и старую бюрократию, однако так и не стал ей доверять, введя систему жёстких наказаний за провинности, и регулируя вручную уже слегка покрытую плесенью экзаминационную систему, с особенной ревностью относясь к выходцам с Юга. Централизуя государство, тем не менее, он разделил страну между локальными правителями-ванами, опять же, по традиции, на места которых назначил своих ставленников.

Итак, к началу эпохи Юнлэ Минский Китай стал более или менее устоявшейся державой, основные контуры управления которой уже были заданы. Задача следующего поколения правителей — сохранить, укрепить и приумножить, придя к утопической конфуцианской норме «Тянься». Это произошло не сразу — четыре года правил внук Чжу Юаньчжана Чжу Юньвэй, который уже в самом начале совершил фатальную ошибку — начал ликвидацию власти ванов, что и привело к его свержению с трона. Чжу Ди, дядя правящего императора, ван Бейцзина-Пекина, взял под контроль южную столицу Нанкин, Чжу Юньвэй трагически сгорел во дворце, и Мандат принял на себя новый владыка.

С этого момента, в общем-то, и идёт наиболее интересный материал нашего среза. Чжу Ди по сути был узурпатором, пусть даже он всегда и говорил, что не воюет против Тайцзу, наоборот, он выступает против дурных чиновников в его окружении. Тем не менее, продолжать жёсткую политику отца он не стал, предпочтя сбалансированную и взвешенную политику сдержек и противовесов, позволяющую, не отказываясь от конфуцианского утопического идеала, синхронизировать её с несовершенной реальностью.

Несмотря на свою сдержанность, Чжу Ди довольно таки смело подошёл к вопросу реформирования бюрократии, разделив, фактически, государственный аппарат на две части. Он, по факту, продублировал центральный аппарат Нанкина в Пекине, возведя там «Северную столицу». Другая мера — «классическое» чиновничество, отбираемое в результате экзаменов, также дублировалось, но уже послушными непосредственно Тайцзу людьми — не связанными, по понятным причинам, родовыми связями евнухами, которые зачастую были также представителями чужих для Китая конфессий — знаменитый мусульманин-адмирал Чжэн Хэ тому пример (видимо, европейский опыт назначения на управленческие должности министериалов не был уникален). Впрочем, нижние уровни «пекинской» бюрократии также регулировались снизу, контролировать каждое назначение и управленческие решения было нереально. Это помогало также решить проблему с ванами, не вступая с ними в непосредственный конфликт — ведь, стоит помнить, что Чжу Ди сам пришёл к власти под лозунгами сохранения ущемляемого «плохими чиновниками» института «ванства». Однако он аккуратно постарался отодвинуть их от реальных рычагов управления, помятуя свой собственный мятежный опыт. Тем более, что ваны, в конечном счёте, были приведены к покорности, у них были сильно урезаны полномочия, а попытки новых восстаний быстро купировались.

Тем не менее, хоть Чжу Ди и не доверял бюрократии, он не мог не опираться на конфуцианскую доктрину, которая в предыдущие эпохи неоднократно доказывала свою практичность. В частности, это касается базовой концепции «заботы о народе», которая должна была привести к воплощённому идеалу государственной и социальной жизни.

Теперь возвращаемся к вопросу о крестьянстве, для блага которого правительство приняло парадигму «забота о народе». Реформы Чжу Юанчжана предполагали унификацию крестьян, по старому доброму принципу — через систему «десятидворок» и «стодворок», скреплённых круговой порукой уплаты налогов, и строгой дисциплиной в повседневном труде (через назначенного властью старосту). Его сын Чжу Юньвэнь пошёл ещё дальше, не без влияния легистов Ханлинь, и ввёл систему «цзинтянь», «колодезных полей», в которой предусматривались идеально сгруппированные вокруг отдельно взятого колодца земельные участки крестьян, эта система якобы существовала во всём Китае в древности. Чжу Ди придал «аграрной политике» новый импульс, связанный с перенесением двора в Хэбэй: часть крестьян с юга переселялись на север, зачастую через ссылку, или поселение беглых. Идеального аграрного строя вновь не сложилось, и «забота о народе» свелась к «воспитанию» пахарей, призывааемых уважать Тайцзу и исправно платить налоги, государство же, со своей стороны, ограничивала своеволие чиновников и ванов. Но могло ли это компенсировать рост налогов, в том числе и натуральных?

Многочисленную армию, оставшуюся после «Реконкисты», нельзя было распускать, в силу постоянной угрозы со стороны ошмётков бывшей метрополии, однако и содержать её было выше сил правительства. Система «Тун Тянь», «военных поселений», должна была решить проблему самообеспечения армии (своего рода «аракчеевщина») — военным выделяли земельные участки вблизи границы, и в мирное время они занимались крестьянским трудом, периодически прерываемым воинскими упражнениями. Задумка понятна — создание «цзюнь чжи», военного сословия потомственных солдат, чтобы не мучить производящий сектор рекрутчиной. Самообеспечение предполагалось полное, поселенцы должны были платить налоги, чтобы снабжаться снаряжением. Осуществлялся также проект строительства пограничных крепостей, дополняя полуразрушенную Великую Китайскую Стену, однако интенсивность строительства была невелика, а результаты — фрагментарны, тем более, что строительство осуществляли всё те же военные в рамках государственной повинности. Была и иная тенденция — так как земли военнопоселенцев находились далеко от столиц, они подвергались захватам и усиленной эксплуатации со стороны «сильных домов». Все эти условия делали положение военного сословия более тяжёлым, чем гражданского, и намечалась тенденция к уходу из военного статуса. Традиционно военное сословие в Китае имело статус ниже, чем все гражданские — с одной стороны, это служило хорошим предохранением от милитаризации государства, с другой, лишало правительство широкой поддержки армии. Триумф военных в эпоху Чжу Юаньчжана оказался сугубо временным явлением. Командиры крепостей жаловались, что их гарнизоны пусты, солдаты же бежали из военных поселений, не выдерживая тягот службы и хозяйствования. В долгосрочной перспективе это означало, что военное сословие сокращалось, и уже столетие спустя армия всё больше комплектовалась наёмниками, тогда как кадровые солдаты оставались всё больше на земле.

Ремесленники продолжали оставаться аутсайдерами этой жизни, они концентрировались в крупных городах, и чаще всего не налаживали товарное производство, а работали с конкретными заказами, или занимали определённые ниши в казённом хозяйстве. Впрочем, на юго-востоке страны ремесло получило существенное развитие, и местные производители закрывали самые разнообразные экономические ниши, от шелкоткачества до кораблестроения. В первые годы правления Чжу Ди их даже старались не нагружать традиционными государственными повинностями, чтобы дать им перевести дух после долгих лет войны. Собственно, у нас крайне мало данных, и мы можем судить о ремесле в Минском Китае только из свидетельств о казённых работах и налоговом обложении, и сказать, получило ли оно существенное развитие в эпоху Юнлэ, мы не можем. Правительство не слишком заботилось о развитии ремесла, или даже надзоре за ним.

К торговцам правительство Юнлэ относилось внимательнее, особенно, если ремесленник и купец сливались в одном лице — занятие частной торговлей своей продукцией в ущерб государственным повинностям осуждалось. А вот «профессиональные» торговцы поощрялись, прежде всего внутри страны — они способствовали товарообороту между различными регионами Китая, и обеспечивали население всем необходимым, придавая динамику экономике. Но это не распространялось на внешнюю торговлю — выходить на заморский рынок купцам было запрещено. Иностранных купцов из южных морей Китай принимал с удовольствием, поощряя импорт, экспорт же был резко ограничен, и обращён вовнутрь. Оборот некоторых товаров был монополизирован государством, традиционно — соль и чай, часть ипортных продуктов — скажем, чёрный перец, который император вручал в качестве дара. Так что, несмотря на теоретическое осуждение торговли, правительство, по крайней мере, не слишком ей препятствовало и мешало, держа лишь под общим контролем и ограничивая выход на внешние рынки, смотря порой сквозь пальцы даже на подпольную торговлю монополизированным товаром. Другое дело, что они пытались контролировать торговлю с другой стороны — выпуском ассигнаций. Право выпуска товарного эквивалента — древний способ контроля за экономическими отношениями, и минское правительство активно пыталось этим правом воспользоваться. Торговцы предпочитали, само собой, монету, даже после запретов. В ущерб ассигнациям, обменным эквивалентом становились драгоценные металлы, а также монопольные товары — соль и чай, а также ткани. Всё это говорило о том, что, несмотря на усилия управленческого аппарата, люди оказывались хитрее, и привести все внутренние процессы к единому знаменателю были не слишком удычны.

Итак, каковы структурные элементы строительства государства эпохи «Юнлэ»? Прежде всего, это создание новой системы управления, завязанной не на полуавтономном от Тайцзу конфуцианском чиновничестве, и не на локальных правителях-ванах, а на новом государственном аппарате, члены которого целиком зависели от воли непосредственно императора, что обеспечивало бесприкословное подчинение. Не ликвидируя старых структур, Чжу Ди просто дублирует их в своей родной вотчине — Пекине, и строит параллельный аппарат.

Тем не менее, «двойная» бюрократическая система оказалась не намного эффективнее классической — неподчинение и инерция были свойственны всем стратам чиновников. Временщики из числа придворных евнухов так же быстро выстроили систему коррупции и непотизма, поглощая реальное управление своей некомпетентностью и жадностью. Перенос столицы на север способствовал оттоку экономически активных людей на северный берег Хуанхэ, однако небольшой подьём не слишком развитого Хэбэя компенсировался упадком юга. Рост трат двора приводил к росту налогов, что разоряло население, военные, осев на землю, быстро утрачивали солдатские навыки, вместе с тем далеко не всегда успешно обеспечивая самих себя, становясь тенью той «освободительной армии», бьющейся с монголами при Чжу Юаньчжане, некитайцы на периферии державы с завидной регулярностью поднимали восстания. Само понятие «Юнлэ» было некоторым лукавством, триумфом «должного» над «сущим». Но, надо признать, новая династия устояла, и Китай эпохи Мин получил новый импульс для движения вперёд, коего хватило на два с лишним столетия. Можно несколько не согласится с автором, который отказывает считать Юнлэ той самой «эпохой счастья» — китайские историографы понимали, что она является следствием восходящего тренда в их державе, вопреки многочисленным «эпохам перемен», и уже относительная устаканенность жизни в Китае строит принимать за благоденствие.

Другое дело, что китайское общество в динамике, и на государственном, и на низовом уровне представляется чем-то куда более сложным, чем любые шаблоны, описывающие изначальные установки китайского социального. Соотношение идеала философов и легистов с реальностью политиков, крестьян и горожан иной раз порождает очень любопытные феномены общественной жизни, что в полной мере демонстирует и противоречивая эпоха Юнлэ.





100
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 12:39
цитата AlisterOrm
Это произошло не сразу — четыре года правил сын Чжу Юаньчжана Чжу Юньвэй, который уже в самом начале совершил фатальную ошибку

Небольшой фактчекинг. Имя второго минского императора все-таки принято писать Чжу Юньвэнь. И он был не сыном, а внуком Чжу Юаньчжана


Ссылка на сообщение4 апреля 12:42
цитата AlisterOrm
Чжу Ди, брат правящего императора

Дядя Чжу Юньвэня, сын Чжу Юаньчжана
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 22:22
цитата pacher
Имя второго минского императора все-таки принято писать Чжу Юньвэнь.

цитата pacher
Дядя Чжу Юньвэня, сын Чжу Юаньчжана

Благодарю за поправки! Всё так.


Ссылка на сообщение5 апреля 07:17
цитата AlisterOrm
Когда Китай в очередной раз восстаёт из пепла, его благородные правители из раза в раз пытаются воспроизвести удобную для себя конфуцианскую утопию
Вроде, основатели династий сугубые реалисты, а вот поиск опоры в конфуцианстве и сопутствующее закручивание гаек — позже.
цитата AlisterOrm
Император возродил и старую бюрократию
Невозможно.
цитата AlisterOrm
Централизуя государство, тем не менее, он разделил страну между локальными правителями-ванами, опять же, по традиции, на места которых назначил своих ставленников.
Нерешаемая проблема всех государств больше Монако, усугубляемая натурными налогами и слабой финансовой системой Китая того времени
цитата AlisterOrm
Другая мера — «классическое» чиновничество, отбираемое в результате экзаменов, также дублировалось,
Если не ошибаюсь, С.В.Волков утверждает, что назначенные после экзаменов не составляли большинства служилого контингента.
цитата AlisterOrm
не связанными, по понятным причинам, родовыми связями евнухами
Это были евнухи, но китайские евнухи. У которых (у чего-то добившихся) имелись толпы родни, которую требовалось пристроить или содержать. Противостояние старым родам и невовлеченность в систему брачных связей, видимо, компенсировали непотизм, упомянутый ниже
цитата AlisterOrm
поглощая реальное управление своей некомпетентностью и жадностью.
Или успешно тормозя безумные решения «всемогущих» генераторов идей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 апреля 23:02
цитата ааа иии
Вроде, основатели династий сугубые реалисты, а вот поиск опоры в конфуцианстве и сопутствующее закручивание гаек — позже.

Думается мне, они старались соблюдать пропорции, тем более, что явно многие действительно видели в конфуцианстве определённое рациональное зерно, особенно когда у тебя нет стратегии. Со временем, скорее всего, должное одерживает потихоньку верх над реальным, и китай снова входит в штопор.
цитата ааа иии
Невозможно.

Ладно, переформулируем — создал бюрократии, используя имеющуюся у предшественников её модель.
цитата ааа иии
Нерешаемая проблема всех государств больше Монако, усугубляемая натурными налогами и слабой финансовой системой Китая того времени

У Куббеля как раз было о разграничении «потестарного» и «политического» в этом моменте, когда управление перестаёт быть непосредственным.
цитата ааа иии
Если не ошибаюсь, С.В.Волков утверждает, что назначенные после экзаменов не составляли большинства служилого контингента.

По моему, в «Служилых слоях на традиционном Дальнем Востоке», ещё не читал.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 09:43
цитата AlisterOrm
У Куббеля как раз было о разграничении «потестарного» и «политического»
В данной дискуссии не компетентен. Это не узко африканское разве?
Восстания наместников в одних структурах (Халифат, Китай) перманентны, а в других (Россия, Великобритания) нет. Колонии отваливаются, полки бунтуют... Но не с губернатором во главе.
цитата AlisterOrm
явно многие действительно видели в конфуцианстве определённое рациональное зерно, особенно когда у тебя нет стратегии
Конфуцианство вообще прикольная штука. В начале ХХ века мало кто сомневался, что оно душит культуру, науку и политику. И только после его окончательной смерти (никому не удалось возродить религиозное почитание, культ Конфуция) пошли разговоры, как это здорово, какая классная этика... Благородным мужем считаться хочется, а жертвовать в храм нет.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 13:36
цитата ааа иии
В данной дискуссии не компетентен. Это не узко африканское разве?

Куббель — африканист, но в своей итоговой книге попытался выйти за рамки специальности, и написать общетеоретическую книгу об этничности и потестарности.
цитата ааа иии
Восстания наместников в одних структурах (Халифат, Китай) перманентны, а в других (Россия, Великобритания) нет. Колонии отваливаются, полки бунтуют... Но не с губернатором во главе.

Возможно, дело в завязанности губернаторов на центр, и ресурсные возможности автономного от него существования. Вряд ли губернатор Сибири или генерал-губернатор Индии могли быть уверены в успехе своего владычества. В Китае ван мог взять под контроль центр и стать императором, а Халифат напоминал лоскутное одеяло, где едва ли не каждый регион был полуавтономен сам по себе. Всё контекстно.
цитата ааа иии
В начале ХХ века мало кто сомневался, что оно душит культуру, науку и политику. И только после его окончательной смерти (никому не удалось возродить религиозное почитание, культ Конфуция) пошли разговоры, как это здорово, какая классная этика...

Васильев, который А. В., видевший настоящих конфуцианских чиновников воочию, остался не в восторге, где-то у него в работах была критика этики. Зато современные китаисты, вроде Рыбакова, едва ли не в оргазмическом экстазе от него находятся.
Хотя в целом учение очень любопытное.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 16:29
цитата AlisterOrm
Хотя в целом учение очень любопытное.
С этого и начинаются расхождения: учение или религиозная секта? Конфуцианство — века? страны?
цитата AlisterOrm
едва ли не в оргазмическом экстазе от него находятся.
Дао тоже имеет своих поклонников за рубежом.
Титаническая задача востоковедов второй половины ХХ и начала ХХI — хоть как-то вывести успех «тигров» и последовавший подъем Китая из традиционной культуры региона. И тут..
+ Институт Конфуция серьезно финансируется + уважение к ученым без лабораторий + к старшим вообще + человек (китаеговорящий) как главное... Соблазнительно.
Несложно увидеть, что всё насчет баб и государь-подданый из конфуцианства они втихую выкинули.
Ради справедливости — конфуцианство требовало независимости личности от всего, что не этично...
цитата AlisterOrm
Вряд ли губернатор Сибири или генерал-губернатор Индии могли быть уверены в успехе своего владычества
не касаясь, где вице-король, а где кто: как раз британцы земли халифата контролировали, а сибирская история имеет крошечный, но однозначно окрашенный эпизод отпадения.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 00:02
цитата ааа иии
Титаническая задача востоковедов второй половины ХХ и начала ХХI — хоть как-то вывести успех «тигров» и последовавший подъем Китая из традиционной культуры региона. И тут..

Думается, секрет Китая немного проще, чем конфуцианская этика. Кстати, Вебера же о Китае издавали недавно, надо поглядеть из интересу.
цитата ааа иии
Несложно увидеть, что всё насчет баб и государь-подданый из конфуцианства они втихую выкинули.

Ну дак. А то начнут у товарища Си искать Благую Силу Дэ, вдруг да не найдут?
цитата ааа иии
Ради справедливости — конфуцианство требовало независимости личности от всего, что не этично...

Ну, быть Цзюнь Цзы явно не просто, судя по описаниям... Зависимость там как раз немалая.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 06:53
цитата AlisterOrm
Думается, секрет Китая немного проще, чем конфуцианская этика.
Писал немного о другом: если востоковедение не сможет объяснить и вывести из, то оно станет выглядеть лженаукой. Это очень серьезный был вызов.
цитата AlisterOrm
быть Цзюнь Цзы явно не просто
Меньше «Ц». В конфуцианстве всегда был силен элемент кастовости и аристократизма, так что некоторым не сложно. Методологически же ставили идеал и намекали, что надо б стремиться. Это ритуал и почитание старших обязательны.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 23:23
цитата ааа иии
Писал немного о другом: если востоковедение не сможет объяснить и вывести из, то оно станет выглядеть лженаукой. Это очень серьезный был вызов.

Гм. ПОмнится, Леонид Васильев был против такой постановки вопроса.
 


Ссылка на сообщение10 апреля 19:23
цитата AlisterOrm
Леонид Васильев был против
Васильев заявлял, что он специально ушел в генезис цивилизации и религиозно-культурные (жаловался, что это в типографии сделали «культурно-религиоз ные») традиции, чтобы не связываться с опасной современностью. Хазарский орнамент и всё такое.
 


Ссылка на сообщение10 апреля 19:54
цитата ааа иии
Васильев заявлял, что он специально ушел в генезис цивилизации и религиозно-культурные (жаловался, что это в типографии сделали «культурно-религиоз ные») традиции, чтобы не связываться с опасной современностью. Хазарский орнамент и всё такое.

Конъюнктура за длинную жизнь Васильева менялась раз десять, вот и приходилось уходить в архаику, но, с другой стороны, это и к лучшему.
Вот любопытное интервью, где он даёт свой взгляд на теорию китайской истории, потом сравню с Илюшечкиным — https://china-oral.ivr...
 


Ссылка на сообщение10 апреля 21:21
цитата AlisterOrm
от любопытное интервью, где он даёт свой взгляд
Любопытно? Вот этот рецепт, что ли
цитата
Можешь украсть, можешь купить, можешь обмануть, можешь злобствовать, но всё равно, если
захочешь добиться успеха, действуй, как США.
любопытен. Модель Эллочки-людоедки
цитата
А вот отсутствие движения разума-идей-институтов ведёт к отсталости сознания и накоплению нежелательных итогов
Как объясняли французские студенты профессорам еще в 1968 — системы не выходят на улицы
цитата
Своих служивых, напомню, неоткуда было брать. Не было их в лесной глуши с полубродячими нашими общинниками. Трудна была их жизнь с примитивной подсечно-огневой системой земледелия, вынуждавшей раз в несколько лет менять поле и местожительство и тем рвать неустоявшиеся родовые и семейно-клановые связи.
Не скажу, что за такое прям нужно диплом МГУ пробить ржавым гвоздем. Но человек явно вне пределов своей компетенции.
цитата
За границу, правда, со своими идеями обычно не езжу
А чутье-то у зубра работало
 


Ссылка на сообщение10 апреля 22:44
цитата ааа иии
любопытен. Модель Эллочки-людоедки

Не совсем об этом, это момент как раз ситуативно-политический.П о моему, там было о трёх стадиях жизни Китайского государства.
цитата ааа иии
Как объясняли французские студенты профессорам еще в 1968 — системы не выходят на улицы

...Но могут сподвигнуть сделать это. И как раз студенты 1968 — живое тому подтверждение.
цитата ааа иии
Не скажу, что за такое прям нужно диплом МГУ пробить ржавым гвоздем. Но человек явно вне пределов своей компетенции.

Ну, судя по тому, что я читал во втором томе его «Всемирной истории», историю Европы он знал плохо. Судя по всему, историю России тоже. Не знаю, буду ли читать его общеисторические опусы...
 


Ссылка на сообщение11 апреля 07:16
цитата AlisterOrm
читал во втором томе его «Всемирной истории», историю Европы он знал плохо.
А интересно, расскажите.
Возможно, с точки зрения синолога, история этих провинций и не заслуживает тщательности, а плохое знание языков он постулировал в интервью. Правда, кокетливо — невозможно поверить в отстраненность и внезапно автором и редактором пухлых томов... Правда, если уж как-то рассматривать эру замещения концепций, бодяга с реципрокностью чуток лучше пассионарности.
цитата AlisterOrm
Не совсем об этом, это момент как раз ситуативно-политический
Нет, это оно самое, голое желание стать вандербильдихой на не свои деньги. Если бы произнесло не желание, а историк, то указал бы хоть, на США какого года розлива ориентироваться.
цитата AlisterOrm
Но могут сподвигнуть сделать это. И как раз студенты 1968 — живое тому подтверждение.
Точнее, свидетели, что сподвигнуты оказались лишь сотрудники этих институтов.
цитата AlisterOrm
там было о трёх стадиях жизни Китайского государства.
А, пустяки
 


Ссылка на сообщение11 апреля 23:43
цитата ааа иии
А интересно, расскажите.

Как возьму его снова в руки. У Васильева 6 томов Всемирной истории, и 6 томов истории России, что немного пугает.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 06:35
Здесь, конечно, двояко. Число и объем томов, в которые правильно будет уложить историю России, может сказать только составляющий план издательства.
Но концептуалисту реально хватит одного, много два, как у Нефедкина
 


Ссылка на сообщение12 апреля 07:54
Васильев пытается в своей Всемирной истории уловить точку и смысловое содержание, перебросившее условно-европейский мир к эпохе модерна. Но ему, конечно, тяжко уловить его составные элементы, мне запомнилось, что в главе о средневековой Франции он целый разворот посвятил Жанне Д'Арк, но совсем галопом проскакал по внутренней колонизации, городам и прочему.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 11:43
цитата AlisterOrm
галопом проскакал по внутренней колонизации, городам и прочему
Кто на что учился. От спеца по религиозным феноменам и следовало ожидать внимания ко всему мессианскому. Учитывая, сколько восстаний поднимали даосы в его профильном... ;-)
 


Ссылка на сообщение14 апреля 23:41
цитата ааа иии
Кто на что учился. От спеца по религиозным феноменам и следовало ожидать внимания ко всему мессианскому. Учитывая, сколько восстаний поднимали даосы в его профильном...

Интересная мысль! Не подумал об этом.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 08:42
Для контраста: у секретаря Анатоля Франса целая сага, как искали ссылку на мужской аналог Жанны. Она была лишь в одном источнике.
 


Ссылка на сообщение21 апреля 10:21
Интересно.
 


Ссылка на сообщение5 апреля 23:05
цитата ааа иии
Это были евнухи, но китайские евнухи. У которых (у чего-то добившихся) имелись толпы родни, которую требовалось пристроить или содержать. Противостояние старым родам и невовлеченность в систему брачных связей, видимо, компенсировали непотизм, упомянутый ниже

Это да. Видимо, помимо «евнуховства», определённую роль играло и выключения из сложившейся системы неформальных связей, как в случае с представителем «малой» конфессии — тем же Чжэном Хэ. Но сколько там таковых было?
цитата ааа иии
Или успешно тормозя безумные решения «всемогущих» генераторов идей.

Борьба теоретиков с практиками? Может быть, особенно если учесть завиральные идеи теоретиков.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 10:10
цитата AlisterOrm
Видимо, помимо «евнуховства», определённую роль играло и выключения из сложившейся системы неформальных связей
Вопли по поводу клики евнухов у престола явно контрастируют с навязчивым желанием того же престола иметь их рядом. Теми же столетиями. У партийцев подобной потребности не было и все резко закончилось. Т.е., любой из сильных императоров мог прекратить эту практику и традицию. И даже не очень сильный: как были прекращены гладиаторские бои и школы?
цитата AlisterOrm
и выключения из сложившейся системы неформальных связей, как в случае с представителем «малой» конфессии — тем же Чжэном Хэ.
Тут у меня недостаточно знаний. Как показывает наблюдение, как раз меньшинства внутри больших структур очень сильно выигрывают за счет «внутриконфессиональных» связей и доверия. И как раз Хэ мог быть в курсе того, что творится в большом мире и считать, что туда нужен выход, именно за счет определенной инаковости.
цитата AlisterOrm
Борьба теоретиков с практиками?
Генератор идей может быть энергичным практиком, как Хрущев, это неважно.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 13:40
цитата ааа иии
Т.е., любой из сильных императоров мог прекратить эту практику и традицию.

В том и плюс их, что они целиком зависели от власти.
цитата ааа иии
Как показывает наблюдение, как раз меньшинства внутри больших структур очень сильно выигрывают за счет «внутриконфессиональных» связей и доверия. И как раз Хэ мог быть в курсе того, что творится в большом мире и считать, что туда нужен выход, именно за счет определенной инаковости.

Взор Чжэна Хэ, как мусульманина, был направлен на запад, к Мекке, к братьям по вере (хотя, насколько я знаю, арабские мусульмане очень удивлялись китайским). Чжу Ди ограничивал активность ханей за пределами Китая, видимо, боясь размыть их благостную идентичность, а «чужим среди своих» — ради бога.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 17:09
цитата AlisterOrm
арабские мусульмане очень удивлялись китайским
Юго-Восток Азии действительно развил свою традицию и что-то там с саудовцами у них до сих пор.
цитата AlisterOrm
Чжу Ди ограничивал активность ханей за пределами Китая, видимо, боясь размыть их благостную идентичность
Это из Бокщанина?! Прикольно.
Чжу Ди присоединил Вьетнам в 1407 г. За пол-года: Ле как раз провели военную реформу неоконфуцианского типа, всё и рухнуло. А выжимали Мин обратно дружинами феодалов Юга 20 лет.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 00:04
цитата ааа иии
Это из Бокщанина?! Прикольно.

Да нет, Бокщанин такими понятиями не оперирует.


⇑ Наверх