Бедные несчастные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > "Бедные-несчастные"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Бедные-несчастные»

Статья написана 20 марта 16:17

            Золушка и трансгуманизм...

Конечно, с такими фильмами можно зарядиться долей морализма, и написать трехстраничное эссе о падении нравов (и оно будет правдивым).

Или залезть в списки идей популярных философов и написать текст, где Ницше будет спорить с постмодернистами (и это будет забавно).

Можно восхищаться работой оператора и общей стимпанковостью, механистичностью созданного на экране мирка (а своя эстетика в фильме присутствует).

Но это лишь очевидные ответы на провокации, которыми наполнен фильм.

Режиссер явно думал не только над стилем, или над возмущенной/одобрительной реакцией критиков (фильм именно для критиков снят, это чистопородный артхаус) — он играл с сюжетами.

Для начала, это сочетание Франкенштейна с "Собачьим сердцем" и "Пиноккио". Для героини уже невозможно вернуться к исходному состоянию: мозг эмбриона беременной женщины подсадили в её же черепную коробку, и мать-дочь не может откатиться к стадии зародыша.

Но если просто сравнивать с другими мифами о созданных людях — начиная с Пигмалиона — то ясно, что придется либо брать очень многое, либо думать надо новой схемой.

Оживленная игрушка:

— развивается;

— тело с самого начала полнокомплектное, взрослое и психическое взросление проходит за месяцы, а не за полтора десятка лет;

— нуждается в телесных страстях для своего развития, но её можно считать развитой личностью лишь когда она берет эти страсти под контроль;

— кто страсти под контроль не берет и над собой не растет, тот их вечный раб, потому пронырливый адвокат, который увлекает героиню в романтическое путешествие, в итоге остаётся у разбитого корыта;

— только она может их взять под контроль, а попытка её мужа-отца (а это ведь муж тела и биологический отец мозга) лишить героиню клитора плохо заканчивается для мужчины (в финале он в состоянии животного счастливо объедает кусты);

— её создатель-хирург (Господ без мягкого знака) в итоге умирает, оставляя "рай", то есть родной дом и операционную, в полное её распоряжение.

.

Если взять на вооружение старую идею, что ретрофутурологии можно выразить проблемы сегодняшнего дня, то получается образ современного киборга, обретающего сознание.

Обучение с подкреплением (сексуальным) просто необходимо.

Биологическая семья — не нужна.

Знание социальной роли, профессии и особенностей общества — необходимо.

Слепое подчинение им — обременяет.

Развитие — необходимо.

Рано или поздно учеба — заканчивается (когда общество больше не может дать ничего принципиально нового).

Золушка, которую принц поначалу не заметит, а потом она сама создает свое королевство-мир (или унаследует).

В итоге получается доктор Моро, которая научилась делать других докторов Моро, просто нужны люди, или проф. Преображенская, которая рыщет по Москве в поисках подходящих гипофизов.

Социально-биологический конструкт, который не владеет полным циклом своего воспроизводства.

Киборг без фабрики процессоров.

Потому "Бедные-несчастные" это вариация "Бегущего по лезвию бритвы", но стимпанковская и совершенно без глобальных выводов. Обыкновенная история взросления хомо новуса.

Потому что именно такие киборги могут получиться из сексуальных игрушек с хорошими нейронками.

Механистичность, которая становится жизнью, но не привычной нам. Двуполость сохраняется, но лишь как один вариантов необходимых ощущений, которые связываю психику и тело. Можно заменить едой ("Сексотрясение" С. Лема) или болью (и вырастет Конан-мститель), или запахами ("Парфюмер"). На так уж и важно. Для романтической истории взяли секс.

Но на экране — уже не совсем люди.

И на экране культура, которая в очередной раз пережила человечество.

сопроводительный текст

При этом актеры играют офигенно. В эмоции веришь, есть целостные образы.

Оформление декораций — стимпанковский Гауди, которому пересадили одно полушарие Фрейда.

Постоянная игра с цветом, объективами, цветом и ракурсами.

Так можно было бы снять "Цветы для Элджерона" — когда из причудливого мира идиота человек постепенно попадает в нашу реальность, но потом она деградирует — но получилось бы слишком жестоко.

.

Психически уравновешенным лицам старше восемнадцати — рекомендую.





936
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх