450 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 450. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (добавка) (Худ. П.Доменикони)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

450. Иллюстрированный Бажов: Серебряное копытце (добавка) (Худ. П.Доменикони)

Статья написана 10 декабря 2022 г. 18:19

Давно планировавшееся пополнение коллекции (цена сдерживала) — "Серебряное копытце" в иллюстрациях современного итальянского художника Паоло Доменикони (М.: Ясень и Бук, 2021).

Zoccolo d'argento

Книжка сделана с соблюдением всех требований современной полиграфии: обложка с выпуклыми переливающимися фигурами (сканер это не воспроизводит, но на фотографии под углом можно заметить).

Понятно, что иллюстрации итальянца к сказу Бажова — неординарное событие, хотя и не единичное (были у нас образцы бажовианы 1977 года от итальянской художницы Марии Грации Фарины — здесь). Наш нынешний художник Доменикони интересен тем, что открыто признаёт использование компьютера в качестве основного технического приёма, при этом рисунки сохраняют традиционную форму. А меня художник заинтриговал ещё и тем, что обнаруженные мимоходом в Интернете образцы его иллюстраций показались мне очень заурядными, а картинки к "Серебряному копытцу" впечатлили. Хорошо у итальянцев получается проникаться русской зимней экзотикой.

Балалайка на титуле — единственная уступка правомерным ожиданиям западных читателей.

Кокованя ищет сиротку

Первая страничная иллюстрация: портрет Коковани, старателя-одиночки середины XIX века на фоне белокаменной заводской архитектуры. Исторической достоверности, наверное, не много.

Но картина почему-то не раздражает — лицо благообразное, задумчивое. Такая типичная европейская живопись эпохи Ренессанса. Вот и в такую художественную среду Бажов вписался. Вневременность — признак таланта.

Ну и дальше — ренессансные портреты крупным планом.

Разные фокусы, дальние и ближние планы — всё это разнообразит станковизм, чувствуется, что перед нами иллюстратор, а не академический живописец.

Вглядываемся в Дарёнку и кошку Мурёнку. Живости нет, художник работает в теме вселенской печали людей и кошек.

Лето-Осень

Итальянец упивается экзотическими интерьерами и пейзажами. Интерес искренний, потому и аборигенам глаз не режут незначительные несоответствия. Да уж и так все поняли, что точность воспроизведения заклёпок в рисунке имеет опосредованное отношение к искусству .

Доменикони информацию из Интернета подобрал хорошую, сумел удержаться от воспроизводства западных штампов.

Октябрь уж наступил... Для европейца — зима. Вивальдиевское оцепенение.

Зима

А вот это немногие европейцы на своей шкуре испытали: русская зима. Остервенелые псы, нападающие на Мурёнку, гармонично вписались: брейгелианские мотивы позднего Северного возрождения (охотники на снегу, Кокованя ведь охотник).

Безбрежные белые равнины — чистый восторг и благоговение. Пушкин тоже восторгался, не зря его литературоведы позиционируют как европейца в русской культуре.

Русский быт считается уютом только на период зимы.

Цокколо д'арженто

А вот и русская сказка: тихая светлая зимняя ночь.

Доменикони хорошо понимает значение для сказа образа кошки Мурёнки. В своём послесловии он пишет, что особенно его поразил диалог Мурёнки и Серебряного копытца. Впечатляющий танец домашней кошки и благородного оленя (козла, по нашему).

Эх, кажется, подвела компьютерная графика: неественное положение тела козлика при таком скачке, да и следов на заснеженной крыше нет (а на предыдущей картинке на стогах были).

Вот и волшебство. Лес тоже волшебный (не совсем уральский).

Утром

Для итальянца сказка продолжается: зимнее утро со снегопадом.




Совы летят над альпийскими горами.

Ну что ж, эта сюита к "Серебряному копытцу" была познавательной: Бажов в академическом стиле живописи. Надо, конечно, признать, что ажиотаж, вызванный публикацией у нас этих рисунков, в немалой степени вызван иноземностью художника. Экзотика: западный художник рисует русскую экзотику.





413
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 декабря 2022 г. 21:27
Zivitas, Спасибо! Близок и понятен сюжет ваших взаимоотношений с этой книгой. Подписываюсь под каждым словом! У меня она тоже долго висела в избранном, чем-то притягивала, не отпускала, хотя компьютерное творчество стараюсь в дом не впускать. Но неподдельная любовь итальянского художника к Бажову (или к Серебряному копытцу?) обезоружили меня тоже. Книга на полке.
Кстати, ляпсусов в изображении русского быта у него меньше, чем у многих других. Чувствуется, что свои знания он черпал из русской живописи первой половины 19 века. (Это помимо Северного Возрождения).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 декабря 2022 г. 21:39

Да, много источников. Мне сосредоточенное выражение лиц мысли о Ренессанса навеяло.
 


Ссылка на сообщение10 декабря 2022 г. 22:10
Да, есть такое впечатление. У меня ассоциации вообще косяком пошли — Венецианов, Григорий Сорока, Анри Руссо (русский зимний лес через призму тропических лесов таможенника Руссо).
 


Ссылка на сообщение10 декабря 2022 г. 22:15
:cool!:


Ссылка на сообщение10 декабря 2022 г. 22:57
цитата Zivitas
А вот и русская сказка: тихая светлая зимняя ночь.
Вот занятно — с «покосными ложками» итальянец как-то разобрался, про лошадь не забыл, а лыжи/санки в сцене с выбиванием хризолитов на крыше у него выпали напрочь. Да и в сцене подхода к дому это не охотничьи громадины, а... Даже не знаю, на таких только с горки утоптанной скатываться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 декабря 2022 г. 23:21
Ну да, у него только теоретические представления 8-)
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2022 г. 08:52
Да полно в Альпах снега, полно.
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2022 г. 12:24
:-D


Ссылка на сообщение11 декабря 2022 г. 23:27
Все равно. Не может человек, долго не поживший на Урале, рисовать Бажова. Проникнуться надо. Цвет малахита прочувствовать. Но этот — неплох. Но не уральский.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 декабря 2022 г. 23:36
Лучший Урал — у профессиональных фотографов в Интернете. Всякий раз удивляюсь, как они эти красоты находят :-D. Уральский малахит — в столичных музеях


⇑ Наверх