Обряд посвящения и Роберт


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «swgold» > «Обряд посвящения» и Роберт Хайнлайн ч.5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Обряд посвящения» и Роберт Хайнлайн ч.5

Статья написана 7 сентября 2022 г. 20:51

все картинки кликабельны

Часть V: «Что ты знаешь такого, чего я не знаю?»

Сейчас, когда я об этом вспоминаю, я склонен думать, что превращение Хайнлайна из человека, у которого я мог чему-то учиться, в человека, которого я не мог считать учителем, видимо, произошло осенью 1957 года, сразу после того, как я отправил ему своё первое письмо с благодарностью и получил в ответ открытку, в которой он поблагодарил меня за письмо.

Ещё в августе 1957 года, когда Хайнлайн писал «Имею скафандр – готов путешествовать», он говорил о потенциале развития человечества, а не о том, что природу человека следует считать окончательной и неизменной. В своём романе он показал, как Кип Рассел и человеческая раса избежали кары космического суда – на том основании, что человечество, несмотря на его жестокость и прочие недостатки, не было активно злым, оно просто ещё не созрело.

В том же году Хайнлайн подготовил первую книжную публикацию своего романа из цикла «История Будущего», «Дети Мафусаила».

Одна из немногих обложек, отражающих сюжет книги. На ней Боги Джокайров изгоняют землян с планеты. Издания NEL 1983 г. Художник David O’Connor.

В оригинальной версии 1941 года первые люди, отправившиеся к звёздам, встречают инопланетян, которые радикально их превосходят. Пропасть, разделяющая землян и Богов Джокайры, вызывает шок и трепет трепет и благоговение. Как заявляет один из персонажей: «Те существа, которым поклонялись Джокайры, – не могу себе представить, чтобы мы могли подняться до такого уровня за какой-то обозримый срок жизни».

Подобное открытие может хорошо отрезвить мозги – особенно если вы рассматриваете вселенную как область конкуренции и не интересуетесь ничем, кроме Первого приза. Как, каким образом, из нашего нынешнего состояния достичь того уровня, на котором находятся Боги Джокайры?

И вот, для публикации книги в издательстве «Gnome Press», Хайнлайн снова пропустил историю через пишущую машинку, увеличив её на 7000 слов.

В процессе переделки он выбросил весь разговор, реплику из которого я только что процитировал. Вместо благоговения и трепета, Лазарус Лонг, чрезвычайно долгоживущий персонаж, который связывает воедино схему Истории Будущего, в конце романа обещает:

Когда-нибудь, лет этак через тысячу, я войду прямо в храм Крила, посмотрю ему в глаза и скажу: «Здорово, приятель – что ты знаешь такого, чего не знаю я?»[1]

[1] Здесь и далее цитаты из «Мафусаила» в переводе К. Плешкова.

Так вот, это было бы конфронтацией: поход в храм – это конфронтация. Нахальство – это конфронтация. И интеллектуальное поигрывание мускулами глаза в глаза – это конфронтация.

Возможно, правильнее было бы сэкономить тысячу лет, и войти в храм сейчас, а не позже, и сказать Крилу честно и откровенно: «Ты знаешь больше, чем я. Ты научишь меня?»

Однако даже решимость вернуться через тысячу лет с чем-то, что можно будет показать Крилу, означает признание того, что есть вещи, которым мы ещё должны научиться, и что мы можем им научиться, если приложим усилия.

Как заявляет Лазарус Лонг в заключительных словах книги: «каковы бы ни были ответы, перед тобой – обезьяна, которая намерена карабкаться все выше, озираясь вокруг и вглядываясь вдаль, пока дерево выдерживает ее вес».

Но дерево не устояло. А в апреле 1958 года Хайнлайн напишет и опубликует листовку «Кто наследники Патрика Генри?». В ней не было призыва продолжать карабкаться и озираться вокруг. Вместо этого это в ней содержался призыв поставить фургоны в круг и приготовиться к обороне.

Что произошло между августом 1957 и апрелем 1958?

Очевидный ответ – запуск Спутника 4 октября 1957 года. Человек вышел в космическое пространство, и первыми это сделали русские.

Они сделали это снова в ноябре. Они вывели на орбиту второй, гораздо более тяжёлый спутник, на этот раз с живой собакой на борту.[2]

[2] Полёт Спутника-2 вызвал восхищение у прогрессивной общественности и протесты у защитников животных по всему свободному миру. Говорят, коллективное письмо из штата Миссисипи, полное сострадания к животному, завершалось фразой: «Если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят».

Памятник собаке Лайке, пассажиру Спутника-2.

В начале декабря Соединенные Штаты попытались ответить русским, запустив собственный спутник. Но ракета «Авангард» не смогла оторваться от стартовой площадки, опрокинулась и загорелась. Первые три из четырёх попыток Америки вывести на орбиту спутник провалились.

Только в последний день января 1958 года США запустили свой собственный me-too спутник. Он весил 31 фунт по сравнению с 7000 фунтами «Спутника-II». В листовке «Кто наследники Патрика Генри?» Хайнлайн необычно сдержанно признаёт: «Похоже, в искусстве ракетостроения они опережают нас на несколько лет»

Это был жестокий шок для большинства американцев. Но для Роберта Хайнлайна это должно быть, была особенно горькая пилюля, которую ему пришлось проглотить.

Хайнлайн с юных лет отождествлял себя с перспективой космических путешествий. Большая часть его репутации «молодого декана научной фантастики» – как его называли в аннотациях книг серии «Signet» в мягкой обложке – была основана на том, что он был главным специалистом по воображаемым космическим полётам. И в своих ювенильных романах он наметил путь освоения космоса.

Космические путешествия были особенной мечтой Хайнлайна – специфически американской мечтой. И вот, в одно мгновение, эта мечта была разрушена.

Второе место вообще ничего не значило для Хайнлайна. Он всегда хотел быть Номером первым.

После Спутника полёты в космос уже не могли быть для Хайнлайна прежними. У него отняли их новизну, и мечта потеряла свой вкус. Хайнлайн по-прежнему использовал космические путешествия в некоторых поздних произведениях, но они уже не занимали того центрального места, как раньше.

Полёт Спутника не только унёс нечто важное из жизни Хайнлайна, он олицетворял угрозу, которую несло преимущество Советов. Если они были способны вывести на орбиту 7000 фунтов, то в Соединенных Штатах не оставалось места, которое не находилось бы под угрозой нападения.

Хайнлайну никогда не нравилось, если кто-то ставил его в невыгодное положение. Но он абсолютно ничего не мог с этим поделать. Поэтому ситуация его разозлила и продолжала злить.

С моей точки зрения, этот гнев (и страх, лежащий в его основе) стали основной причиной, по которой я больше не мог учиться у Роберта Хайнлайна, а также главной причиной нашего разрыва.

Именно гнев и страх заставили Хайнлайна написать «Кто наследники Патрика Генри?» И те же самые гнев и страх помешали ему правильно понять мой вопрос, когда я писал ему осенью 1959 года, вопрос об опасности ядерных испытаний.

Хайнлайн никогда не преодолеет этот камень преткновения. На самом деле, он застрянет на этом месте на всю оставшуюся жизнь.

В 1961 году, будучи Почётным гостем на Девятнадцатом Всемирном Конвенте научной фантастики в Сиэтле, Хайнлайн заявил, что с вероятностью в 90% в будущем нас ждут только три альтернативы: Россия уничтожит нас в войне; мы потерпим внутренний крах и сдадимся русским; мы с Россией уничтожим друг друга, а победителем будет Китай. Как бы то ни было, треть из нас должна умереть. Хайнлайн посоветовал своей аудитории вырыть убежища от радиоактивных осадков, запастись незарегистрированным оружием и готовиться славно умереть.

Хайнлайн сам построил убежище от радиоактивных осадков[3]. Грозили бы ему неприятности из-за незарегистрированного «Узи» под подушкой, если бы кто-то на него стуканул? Боюсь предполагать.

[3] Не совсем так. Хайнлайн построил полноценное бомбоубежище, а не малобюджетный схрон от осадков.

Пятнадцать лет спустя, в 1976 году, Хайнлайн снова был Почётным гостем на Всемирном Конвенте научной фантастики, на этот раз проходившем в его родном Канзас-Сити. (Вы знаете это место – это там в 60-м году был сбит русский самолёт-шпион.) И снова в своей речи Почётного гостя Хайнлайн предупредил о том, что огонь и сера уже на подходе. Он объявил, что ещё при жизни его слушателей на Земле произойдёт ядерная война.

Однако на этот раз его предсказание вызвало негативную реакцию аудитории в виде свиста с балкона со стороны некоторых молодых фэнов фантастики, накурившихся фиолетового самоанского и оскорблённых разрывом между мировоззрением Хайнлайна и их собственным. С другой стороны, один ярый фанат Хайнлайна в толпе принял это предупреждение настолько близко к сердцу, что, проснувшись на следующее утро от грозовых раскатов над головой, он подскочил «на три фута в воздух, весь покрытый потом»[4].

[4] Цитата из эссе Спайдера Робинсона «Rah, Rah, R.A.H.!». Перевод на русский К.Плешкова «Ура, Ура, Р.Э.Х» опубликован в «расширенной» версии «Реквиема» в малотиражке «под ШФ» лет семь назад.

Позднее, в 80-х годах, на симпозиуме, посвящённом Стратегической Оборонной Инициативе президента Рейгана, когда Артур Ч. Кларк поставит под сомнение осуществимость создания над Соединенными Штатами противоракетного «зонтика» (не говоря уже о мудрости подобного решения), Хайнлайн придёт в ярость и сообщит Кларку, что, не будучи гражданином США, он не имеет права совать нос в американские дела. В тот день двое бывших друзей видели друг друга в последний раз.[5]

[5] Часть присутствовавших была шокирована поведением Хайнлайна. По воспоминаниям Г.Бенфорда, Кларк высказывался о технической проблематичности «зонтика», Боб не стал играть на техническом поле (возможно, потому что у Кларка там было бы явное преимущество) и тут же попытался перевести вопрос в другую плоскость, заявив, что это вопрос обороны США, а Кларк с ней не сотрудничает, поэтому ему нет необходимости высказывать свое мнение по этому поводу. Он попытался сгладить резкость, объяснив, что, оказавшись в Англии или на Цейлоне, он не стал бы указывать их жителям, как им управлять страной (это наглое враньё, во время зарубежных поездок Хайнлайн то и дело поучал местных жителей, как им управлять страной). Кларк ответил, что он сомневается в моральной безупречности идеи «зонтика», после чего Хайнлайн взорвался и сказал Кларку, что у него «нет морального права выдвигать моральный аргумент о чём-то, в чём он не был заинтересован». Это был вопрос национального суверенитета, а Кларк не являлся гражданином. После этого страсти поутихли, Кларк даже извинился, что его могли заподозрить в британском высокомерии. Позднее они с Хайнлайном обменялись письмами и как будто нормализовали отношения, но более не встречались, потому что вскоре Хайнлайн умер. «Я понял, что Боб болен, и его поведение не было типичным для одного из самых вежливых людей, которых я когда-либо знал» тактично прокомментировал Кларк эту историю.

Вирджиния, Роберт и Артур. Где-то на Цейлоне, 1980 год.



Продолжение следует





764
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 сентября 2022 г. 21:27
цитата swgold
(Вы знаете это место – это там в 60-м году был сбит русский самолёт-шпион.)
Э?
цитата swgold
И вот, в одно мгновение, эта мечта была разрушена.
Хм, хм, хм, хм. Шок, конечно, был, но приписывать писку с орбиты настолько радикальное воздействие — явное преувеличение. Пратчетт, например, вспоминал, что учителя в его школе банально проигнорили данное событие. Паншину почему-то хочется, чтобы «вдруг» — и он не задумывается, что и в Скафандре речь шла об уничтожении миров, просто потому, что так захотелось, что кому-то показалось, что договориться нельзя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2022 г. 00:56
А это отсылка к моменту из прошлой части — где автор предлагает гипотетическую ситуацию: что было бы, если бы не самолёт Пауэрса был сбит над СССР, а советский самолёт над США.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2022 г. 06:19
Ракетостроение бы замедлилось?
(Спасибо за справку)
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2022 г. 12:44
Стивен Кинг. Пляска смерти


   Впервые я пережил ужас — подлинный ужас, а не встречу с демонами или
призраками, живущими в моем воображении, — в один октябрьский день 1957
года. Мне только что исполнилось десять. И, как полагается, я находился в
кинотеатре   — в театре «Стратфорд» в центре   города Стратфорд, штат
Коннектикут.
   Но в тот октябрьский день ничего похожего не произошло. И пленка не
порвалась — просто выключили проектор. А дальше случилось нечто неслыханное:
в зале зажгли свет. Мы сидели, оглядываясь и мигая от Яркого света, как
кроты.
   На сцену вышел управляющий и поднял руку, прося тишины, — совершенно
излишний жест. Я вспомнил этот момент шесть лет спустя, в 1963 году, в
ноябрьскую пятницу, когда парень, который вез нас домой из школы, сказал,
что в Далласе застрелили президента.
   Мы сидели на стульях, как манекены, и смотрели на управляющего. Вид у
него был встревоженный и болезненный — а может, это было виновато освещение.
Мы гадали, что за катастрофа заставила его остановить фильм в самый
напряженный момент, но тут управляющий заговорил, и дрожь в его голосе еще
больше смутила нас.
   — Я хочу сообщить вам, — начал он, — что русские вывели на орбиту
вокруг Земли космический сателлит. Они назвали его... «спутник».
   — Сообщение было встречено абсолютным, гробовым молчанием. Полный
кинотеатр детишек с ежиками и хвостиками, в джинсах и юбках, с кольцами
Капитана   Полночь <Герой радиошоу, шедшего с   1938 года. Пилот и
одновременно тайный агент и борец со злом. Он возглавляет особый отряд — The
Secret   Squadron, — членом которого мог стать любой юный слушатель.
Приславшим письма высылались эмблемы отряда, в том числе упоминаемые Кингом
кольца.>, детишек, которые только что узнали Чака Берри и Литтла Ричардса
<Чак Берри — знаменитый гитарист, один из основоположников рок-н-ролла.
Литтл Ричарде — певец и композитор, тоже один из создателей рок-н-ролла.>
и слушали по вечерам нью-йоркские радиостанции с таким замиранием сердца,
словно это были сигналы с другой планеты. Мы выросли на Капитане Видео
<Капитан Видео — герой очень популярного телесериала 50-х годов. Великий
ученый XXII века и его юный помощник сражаются со злом на далеких планетах.
Сценарии для этого сериала писали такие видные фантасты, как Джек Вэнс,
Джеймс Блиш, Роберт Шекли, Артур Кларк, Дэймон Найт и др.> и «Терри и
пиратах» <Популярные комиксы, печатавшиеся в 30-40-х годах.>. Мы
любовались в комиксах, как герой Кейси разбрасывает, как кегли, целую кучу
азиатов. Мы видели, как Ричард Карлсон в «Я вел тройную жизнь» (I Led Three
Lives) тысячами ловит грязных коммунистических шпионов. Мы заплатили по
четверть доллара за право увидеть Хью Марлоу в «Земле против летающих
тарелок» и в качестве бесплатного приложения получили эту убийственную
новость.
   Помню очень отчетливо: страшное мертвое молчание кинозала вдруг было
нарушено одиноким выкриком; не знаю, был это мальчик или девочка, голос был
полон слез и испуганной злости: «Давай показывай кино, врун!»
   Управляющий даже не посмотрел в ту сторону, откуда донесся голос, и
почему-то это было хуже всего. Это было доказательство. Русские опередили
нас в космосе. Где-то над нашими головами, триумфально попискивая, несется
электронный мяч, сконструированный и запущенный за железным занавесом. Ни
Капитан Полночь, ни Ричард Карлсон (который играл в «Звездных всадниках»
(Riders to the Stars), боже, какая горькая ирония) не смогли его остановить.
Он летел там, вверху.., и они назвали его «спутником». Управляющий еще
немного постоял, глядя на нас; казалось, он ищет, что бы еще добавить, но не
находит. Потом он ушел, и вскоре фильм возобновился.

4

   И вот вопрос. Каждый помнит, где был, когда убили президента Кеннеди.
Каждый помнит, где услышал, что в результате очередного безумия погиб в
кухне какого-то отеля Роберт Кеннеди. Кто-то, может быть, даже помнит, где
его застал Кубинский ракетный кризис.
   А кто помнит, где он был, когда русские запустили спутник?
Я не хочу сказать, что известие о запуске спутника оказало такое же
воздействие на души американцев (хотя   без   воздействия, конечно, не
обошлось); сравните, например, забавное описание событий, последовавших за
успешным русским запуском в превосходной книге Тома   Вулфа   о нашей
космической программе «Правое дело» (The Right Staff), но полагаю, что очень
многие дети — дети войны, как нас называли — помнят это событие так же
хорошо, как я.
   Мы, дети войны, оказались плодородной почвой для семян ужаса; мы
выросли в странной, почти цирковой атмосфере паранойи, патриотизма и
национальной гордости. Нам говорили, что мы величайшая нация на Земле и что
любой разбойник из-за железного занавеса, который попытается напасть на нас
в огромном салуне внешней политики, узнает, у кого самый быстрый револьвер
на Западе (как в поучительном романе Пэта Франка этого периода «Увы,
Вавилон» (Alas, Babylon)). Но при этом нам также постоянно напоминали, какие
припасы нужно держать в атомных убежищах и сколько времени сидеть там после
того, как мы выиграем войну. У нас было больше еды, чем у любого народа в
истории, но в молоке, на котором мы выросли, присутствовал стронций-90 — от
ядерных испытаний.
   Мы были детьми тех, кто выиграл войну, которую Дьюк Уэйн называл
«большой», и когда пыль осела, Америка оказалась на самом верху. Мы сменили
Англию в роли колосса, шагающего по всему миру. Когда наши родители,
соединившись вновь, зачинали меня и миллионы других детей, Лондон лежал в
развалинах, солнце заходило в Британской империи каждые двенадцать часов, а
Россия была совершенно обескровлена в войне с нацистами; во время осады
Сталинграда русские солдаты были вынуждены есть своих погибших товарищей. Но
ни одна бомба не упала на Нью-Йорк, и американцы потеряли в войне гораздо
меньше людей, чем остальные ее участники.
   К тому же у нас за спиной была великая история (у всех народов с
краткой историей она великая), особенно по части изобретательства и новаций.
Каждый школьный учитель, к вящей радости учеников, то и дело произносил одни
и те же два слова; два волшебных слова, сверкающих, как неоновая вывеска;
два слова почти невероятной силы и красоты; эти два слова были — ДУХ
ПИОНЕРОВ. И я, и прочие мои сверстники — мы все росли под сенью ПИОНЕРСКОГО
ДУХА Америки; в любую минуту мы могли вспомнить имена, которые узнали в
классе. Эли Уитни. Сэмюэл Морзе. Александр Грэм Белл. Генри Форд. Роберт
Годцард. Вилбур и Орвилл Райт. Роберт Оппенгеймер. У всех этих людей, леди и
джентльмены, было нечто общее. Все они   были американцами, буквально
пропитанными этим самым ПИОНЕРСКИМ ДУХОМ. Мои соотечественники всегда были
самыми быстрыми, самыми лучшими и самыми великими.
   А какой мир ждал нас впереди! Он был очерчен в произведениях Роберта
Хайнлайна, Лестера Дель Рея, Альфреда Бес-тера, Стенли Вейнбаума и десятках
других! Грезы о нем возникли в дешевых научно-фантастических журналах,
которые к октябрю 1957 года уже умирали, но сам жанр фантастики был в
отличной форме. Космос будет не просто завоеван, говорили нам эти писатели.
Он будет.., он будет.., конечно, он будет ПИОНЕРИЗИРОВАН! Серебряные иглы
пронизывают пустоту, изрыгающие пламя реактивные двигатели опускают огромные
корабли на чужие планеты, мужчины и женщины создают колонии (американские
мужчины и женщины, необходимо добавить) с истинно ПИОНЕРСКИМ ДУХОМ. Марс
превратится в наш задний двор, новая золотая (а может, новая радиевая)
лихорадка возникнет в поясе астероидов... В конечном счете, разумеется,
звезды будут нашими — нас ждет великолепное будущее с туристами, щелкающими
«кодаком» шесть лун Проциона IV, или конвейером по сборке космических
«шевроле» на Сириусе III. Сама Земля превратится в утопию, и ее будущее
можно увидеть на обложке любого номера «Фэнтези энд сайенс фикшн», «Эмейзинг
сториз», «Гэлэкси» или «Эстаундинг сайенс фикшн» 50-х годов.
   Будущее, полное ПИОНЕРСКОГО ДУХА; больше   того,   будущее, полное
АМЕРИКАНСКОГО ПИОНЕРСКОГО ДУХА. Взгляните на обложку оригинального издания
«Марсианских хроник» Рэя Брэдбери в издательстве «Бэнтэм». Рэй тут ни при
чем, это произведение художника, порождение его воображения; но нет ничего
этноцентрического или откровенно глупого в этом классическом синтезе научной
фантастики и фэнтези: космонавты, сильно смахивающие на солдат морской
пехоты, высаживающихся на берег Сайпана <Один из Марианских островов в
Тихом океане; взят американцами в 1944 году.> или Таравы <Остров в
архипелаге Гилберта и Эллиса; захвачен в 1943 году.>. На заднем фоне не
корабль, способный двигаться быстрее света, а ракета, и командир вполне мог
бы быть взят из фильма Джона Уэйна: «Вперед, молокососы, неужели вы не
хотите жить вечно? Где ваш ПИОНЕРСКИЙ ДУХ?»
   Такова была колыбель основной политической теории и технологических
снов, в которой я и множество других детей войны качались до того дня в
октябре 1957 года, когда колыбель внезапно опрокинули и мы вывалились. Для
меня это был конец сладкого сна.., и начало кошмара.
   Дети поняли последствия того, что совершили русские, так же быстро и
полно, как все остальные, — во всяком случае, не менее быстро, чем политики,
которые изо всех сил старались представить себя в хорошем свете в этой
катастрофе. Огромные бомбардировщики, которые в конце Второй мировой войны
уничтожили Берлин и Гамбург, к тому времени уже устарели. В словаре ужасов
появилось новое мрачное сокращение — МБР (межконтинентальная баллистическая
ракета). Как мы поняли, эти МБР — всего лишь увеличенные немецкие Фау-2. Они
способны нести огромное количество ядерной смерти и разрушения, и если
русские попытаются что-нибудь выкинуть, мы просто сметем их с лица Земли.
Берегись, Москва! Тебя ждет большая горячая доза ПИОНЕРСКОГО ДУХА!
   Но каким бы невероятным это нам ни казалось, по части МБР русские от
нас не отстали. Ведь МБР — это всего лишь большие ракеты, а русские не могли
запустить свой спутник с помощью бетономешалки.
   И вот в таком контексте в стратфордском кинотеатре вновь начался фильм,
и зловещие щебечущие голоса чужаков повторяли: «Смотрите на небо.,.,
предупреждение придет с неба.., следите за небом...»
 


Ссылка на сообщение9 сентября 2022 г. 06:36
цитата heleknar
и вскоре фильм возобновился.
Именно так.
Все эти стоны про фронтир — так он же никуда не ушел из американской НФ, по крайней мере, в ХХ веке. И морпехи в космосе, и колонии...
цитата heleknar
постоянно напоминали, какие припасы нужно держать в атомных убежищах и сколько времени сидеть там после
Да. Кинг помнит эффект от космоса т.к. был в б.м. сознательном возрасте. А знание об атомном оружии впитал до и для него атомный прорыв СССР — просто факт.
Почему же более взрослый Паншин полагает, что Хайнлайна морально убило запуском спутника, а не ядрен батоном и нарастающей шпиономанией, неясно.
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2022 г. 12:48
А Пратчетт англичанином был, и в Англии учился, если я не ошибаюсь.


Ссылка на сообщение7 сентября 2022 г. 23:32
цитата swgold
Если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят»

какая мерзость — и они ещё смели учить нас жить%-\

Чем больше читаю ваши статьи, тем больше поражаюсь тому контрасту между книгами и самим Хайнлайном — что был антикоммунистом не секрет, но что испытывал настолько сильную ненависть


Ссылка на сообщение8 сентября 2022 г. 00:54
ХЛ прям с новой стороын открывается. Кларк ему мог бы и втащить.


⇑ Наверх