Перекрестки утопий и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shickarev» > Перекрестки утопий и Координаты фантастики. О советской фантастике 20-х годов XX века (must see)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Перекрестки утопий и Координаты фантастики. О советской фантастике 20-х годов XX века (must see)

Статья написана 13 июля 2022 г. 14:35

В Доме-музее И.С. Остроухова в Трубниках проходит весьма примечательная выставка «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов»/

Это выставочный проект Государственного Литературного Музея. Он посвящен образам идеального «города будущего», представленным в отечественных литературных утопиях и антиутопиях, появившихся после Октябрьской революции.

Вот подробное и официальное описание проекта

В двадцатые годы утопия становится едва ли не главным литературным жанром — чрезвычайно удобным способом изобразить желаемое коммунистическое будущее: без угнетения, голода, частной собственности, болезней, смерти. Классические утопии («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора) объявляются предшественниками теории социализма. Под влиянием «Города Солнца» Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град», а Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», герои которой прокладывают путь к социалистическому «солнцеграду».

На воображаемой карте грядущего мира появляются идеальные города и страны: хлебниковская «Лебедия», платоновский «Чевенгур», «Страна Гонгури» Вивиана Итина, есенинская «Инония», «Страна крестьянской утопии» Александра Чаянова. Фантастическим урбанистическим пейзажам будущего противопоставляются крестьянские представления об идеальном обществе, а русские теоретики космизма мечтают о межпланетных путешествиях и устройстве идеального мира в других вселенных. Наконец, «грядущий мир» начинают изображать критически: появляется предтеча всех известных антиутопий ХХ века — роман Замятина «Мы».

Из полемики различных утопических систем рождается советская научная фантастика. Авторы 1920-х годов увлеченно рисовали в своих произведениях мир, в котором возможны полеты в космос, роботизация производства, продление жизни, всеобщая коммуникация. Какие фантазии писателей воплотились в жизнь, а какие еще ждут своего возможного воплощения, можно будет увидеть, пройдя по выставке.

Экспозиция знакомит с миром будущего в представлении В. Хлебникова и Е. Замятина, А. Платонова и А. Чаянова, А. Беляева и А. Толстого, В. Маяковского и Я. Окунева. В залах представлены чертежи и модели «механизмов будущего», графические изображения «летающих городов», материалы, рассказывающие об авторах утопий и восприятии их текстов современниками.

В выставочном проекте принимают участие Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Российский государственный архив литературы и искусства, Мультимедиа Арт Музей, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственный центральный музей кино, Российская академия наук.

Пользуясь случаем и благорасположением организаторов, книжный клуб Координаты Фантастики в ближайший вторник, 20 июля, проведет в стенах музея обсуждение романа "Мы" Евгения Замятина.

Подробности здесь

Вход для участников книжного клуба бесплатный.

Для желающих будет организована кураторская экскурсия по выставке (это платная часть, 150 рублей с человека).

Адрес: Москва, Трубниковский переулок, д. 17.

Начало экскурсии в 19.00

Начало обсуждения (с чаепитием) в 20.00

Регистрация обязательна, по ссылке https://getfuture.timepad.ru/event/2103849/

Книжный клуб Координаты фантастики — https://vk.com/getfuture





813
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх