ЯЗЫЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > ЯЗЫЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ЯЗЫЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ

Статья написана 2 декабря 2021 г. 18:55

.

ЯЗЫЧЕСКИЙ ЛАВКРАФТ: «ЛАВКРАФТОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ МОНСТР?» (2015).

Материал Инновационного интернет-форума Международных религий «Patheos».

.

Автор: Джон Л. Стедман (John L. Steadman)учёный, магистр искусств и гуманитарных наук, писатель, критик, литературовед, практикующий эзотерик, давний исследователь творчества Говарда Лавкрафта и жанра научной фантастики, более сорока лет занимается изучением истории западного оккультизма и магии, автор книг, эссе и многих статей по религиозно-эзотерической тематике и литературе фантастических ужасов. настоящее время является профессором английского языка в христианско-гуманитарном Оливетском Колледже, штат Мичиган (США). Кроме академических достижений Джон Стедман имеет три степени посвящения в известной американской оккультной организации «Ordo Templi Orientis» (OTO). Более подробную информацию об авторе можно найти в статье «Лавкрафт и Чёрная Магия» (2015).

___________________________________________________

                                                                                                      * * *

В обычных фильмах ужасов особенно в классических фильмах жанра, созданных в 1920-х и 1930-х годах прошлого столетия часто существует чёткая демаркационная линия между Людьми и Монстрами. В таких фильмах Человек обычно озабочен сохранением культуры, спасением цивилизации и тому подобное. В то время как Монстр неизменно сосредоточен на разрушении, в частности на уничтожении отдельных людей, по крайней мере в краткосрочной перспективе, а также, косвенно, вцелом на разрушении человеческой культуры и цивилизации. Кроме того, в известной художественной литературе ужасов обычно легко определить, какой персонаж или персонажи являются «людьми», а какие — «монстрами»; люди всегда выглядят более или менее похожими на нас, в то время как монстры, даже имеющие гуманоидную внешность, обычно значительно отличаются от нас с точки зрения внешнего вида, иногда резко очевидного, но иногда и в более завуалированной форме.

Одна из интересных особенностей в жанре ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта (явно не являющихся обычной фантастической страшилкой, в привычном понимании) заключается в том, что в его новеллах иногда трудно отличить Людей от Монстров, и граница между ними часто размыта. Прекрасный пример этого показан в величайшем произведении Лавкрафта «Тень вне Времени» (1935). В романе описывается расово и этнически другая культура, фактически отличный от человечества вид, названный автором «Великая Раса».

Эта Великая Раса живет на Земле со времен поздне-палеозойской эры, ещё задолго до появления Человечества. Они представляют собой инопланетную культуру и отличаются от людей внешне настолько, насколько можно себе это представить. Они напоминают огромные радужные конусы, около десяти футов высотой и десяти футов шириной у основания, их вершины выступают за цилиндрические части, некоторые из них заканчиваются когтями или клешнями, другие состоят из шаров с большими тёмными глазами. Кроме того, основания этих сущностей окаймлены эластичной серой субстанцией, позволяющей им перемещаться посредством серии сокращений и расширений.

По внешнему виду Великую Расу можно интерпретировать как Монстров, поскольку они радикально отличаются от обычных гуманоидных существ. И всё же, с точки зрения их общего интеллекта, а также управления и достигнутых технологий Великая Раса намного превосходит Человечество. Они общаются друг с другом телепатически, они живут в больших городах со зданиями в тысячу футов высотой и путешествуют на атомных транспортных средствах.

Их политическая и экономическая системы в большей степени являются социалистическими, а экономические ресурсы рационально распределяются между каждым гражданином. Их правительство состоит из небольшого Совета, регулярно избираемого голосованием всех граждан, способных пройти определённые образовательные и психологические тесты. Промышленность в их городах высоко-механизирована и требует небольших временных затрат на обслуживание, в результате свободное время граждан посвящается интеллектуальному, эстетическому и художественному самовыражению. Разумеется, технологический уровень этой Расы, обязательно высок, что необходимо им для элементарного выживания, учитывая тот факт, что вокруг происходят постоянные геологические землетрясения, изменения климата и самой структуры Земли, требующие постоянного внимания.

Одним из наиболее захватывающих аспектов Великой Расы представляется то, что они являются защитниками культуры и цивилизации, причём не только с точки зрения своей собственной, но также защитниками человеческой культуры и цивилизации вцелом. В действительности, Великая Раса — это защитники цивилизационной культуры всей Вселенной. Великая Раса разработала технологию, которая позволяет им путешествовать назад и вперёд во времени и пространстве. Некоторые исключительные представители этой расы были способны выбирать какого-либо определенного жителя с другой планеты, будь то в прошлом или будущем, избирая себе тело высоко-интеллектуального или учёного владельца, а затем, обмениваясь мыслями с этим человеком, вытеснять разум и сознание последнего назад в тело члена Великой Расы, инициировавшего обмен.

Большинство подобных обменов происходит в течении пяти лет и в этот период бесстрашный Путешественник из Великой Расы будет изучать жизнь нового общества в котором он находится, подробно исследуя его историю, социологию и культурную мифологию. Тем временем перемещённому владельцу, после того как он приспособится к новой жизненной ситуации, предлагается написать историю своего времени для архивов Великой Расы; также вдадельцу, если он согласится сотрудничать, разрешено совершать экскурсии за пределы городов, обращаться за знаниями к обширным библиотекам Великой Расы и свободно общаться со всеми её членами, а фактически, с другими владельцами сознаний из разных миров и времён.

Таким образом, представители Великой Расы Лавкрафта своими действиями фактически удовлетворяют одному из главных критериев Человека (человеческой личности), поскольку, как указано выше, они охраняют и защищают человеческую культуру. Но, что в этой истории наиболее примечательно, так это то, что Лавкрафт и дальше продолжает доказывать читателю, что члены Великой Расы на самом деле полностью являются... людьми, даже несмотря на их чудовищную внешность. Комментируя похожую Расу из другой своей истории, Лавкрафт делает следующее, довольно поразительное заявление:

«В конце-концов... они были людьми другой эпохи и другого порядка бытия... Учёные до последнего — что они сделали такого, чего не сделали бы мы на их месте? Боже, какой Ум и Упорство! Какое столкновение с невероятным, точно так же как те, наши фигуральные родственники и предки, сталкивавшиеся с вещами лишь немногим менее невероятными! Излучения, растения, чудовищные монстры, порождения звёзд — кем бы они ни были, они были Людьми!».

Я подчёркиваю, комментарий Лавкрафта здесь поразителен и примечателен тем, что он сознательно (и правильно, на мой взгляд) приравнивает этих, явно чуждых нам существ и их чуждую цивилизацию — к людям и человеческой культуре. Таким образом, автор очень тонко расширяет определение того, что именно означает быть Человеком, и Лавкрафт ясно говорит нам, что определение Человека не должно зависеть только от поверхностных соображений, таких как внешний вид или иное поведение, или другой образ жизни и культурные идиосинкразии (индивидуальные психологические и физические несовместимости между людьми). Скорее, оно (определение) должно зависеть от более высоких ценностей, а наивысшая человеческая деятельность, которой, согласно Лавкрафту способен заниматься каждый человек — это Защита и Воспитание своей собственной Культуры и Цивилизации.

.

                                                                                                        * * *

.

Internet publication «Lovecraft’s Man or Monster?»

Author: © 2015 John L. Stedman.

Copyright © 2008-2021 PATHEOS, (US).

Перевод: © 2021 ZaverLast.

_________________________________________





130
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх