Северная Махабхарата


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Северная Махабхарата
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Северная Махабхарата

Статья написана 11 июня 2021 г. 16:32

Корабль во фьорде (цикл), Елизавета Дворецкая, 1997 — ...

https://fantlab.ru/work18318#response423452

В цикле «Корабль во фьорде» Елизаветы Дворецкой к настоящему времени вышло девятнадцать томов. Сколько их будет написано всего, может предполагать только сама автор. Повествование скомпоновано преимущественно по два тома в самостоятельные книги с законченным приключением. Каждая такая книга имеет своё название и место в хронологии общего сюжета, объединяется вокруг отдельной группы персонажей, действующих в ограниченном наборе локаций. Герои из разных книг могут слышать друг о друге слухи или предания, жить в разное время, находиться по разные стороны баррикад, посещать одни и те же места, но личные встречи между ними достаточно редки. Такой подход облегчает чтение, разделяя одну эпическую сагу на последовательную цепочку частных, а также позволяет оценить одни и те же события сериала с разных сторон.

Мир цикла вымышленный, основанный на географии и климате Северной Европы. Возможно, помимо условной Скандинавии сюда входят и соседние регионы, аналогичные Прибалтике, Исландии и Британским островам. В любом случае люди здесь знают о существовании далёких земель и народов разного цвета кожи. Мир сериала – гористые и поросшие лесом морские острова и полуострова, зима в которых длинна, а лето коротко. Пространство кажется огромным: ни у персонажей, ни у читателя не возникает ощущения тесноты, запертости на скудном клочке земли посреди ограниченно судоходного северного моря. Даже если местные конунги, ярлы и бонды ссорятся из-за границ и нехватки владений, всегда остаётся место для дикого леса, куда и заходить-то опасно.

Население похоже на древних скандинавов начала восьмого века, когда заряд пассионарности ещё только подводил их к началу Эпохи викингов. В цикле также есть указания на то, что набеги на отдалённые страны некоторыми ярлами уже проводились. Одновременно с этим существует множество примет более раннего – Вендельского периода – шведской Скандинавии: курганные захоронения, священные леса и горы, развитые торговые отношения с государствами Центральной Европы. Отсутствует ставший привычным до оскомины пафос «героического бандитизма» викингов: описываются нормальные люди, живущие по далеко разнесённым хуторам, охотящиеся, обрабатывающие землю и вольно торгующие друг с другом.

Мифология однозначно скандинавская, с Одином во главе. Но пантеон богов, героев и валькирий где-то высоко на небе, тогда как на земле вместе с людьми доживают свой век останцы троллей и великанов. Получается та же ситуация, что и в реальном мире с народным христианством. Есть каноническая государственная религия, покровительствующая высокородным, но все больше доверяют апокрифическим сказаниям и спокойно уживаются с местной нечистью. Вот на ветках куста сидят и болтают ногами мелкие Ореховые тролли – орешки щёлкают – заметили тебя и сами попрятались. А вон та осинка с грустными глазами на самом деле дева троллиного племени, которая замуж хочет, да не за кого бедняжке. А ещё бывает так, что тарелки и ложки на кухне вдруг оживут и начнут ползать с места на место и даже кидаться на перепуганных хозяев – так то духи шалят!

На общем скандинавском фоне выделяются некоторые моменты. К примеру, Вигмар Лисица. Странный персонаж, будто бы позаимствованный из анимэ: предпочитает древковое оружие, а в покровителях у него огненная лисица-великанша со множеством хвостов. Я не знаю, как родился образ Вигмара, но он удался. Почему? Рубящие копья и боевые косы не являются достоянием исключительно Китая и Японии. Сам рыжий Вигмар – воин, скальд, зубоскал и нарушитель запретов – сплавляет воедино скандинавского Локи и кельтского Финна Маккула, обладателя волшебного копья. Многохвостость лисицы говорит сама за себя, но Дворецкая органично совместила её с «нашей» мифологией, к примеру, с Огневушкой-поскакушкой. В итоге появилось гибридное, экзотическое, но при этом неуловимо родное волшебное существо. Такое же, как и духи-хранители Квиттинга по частям света.

Магия у Дворецкой суть часть и следствие мифологии её художественного мира. Принеси богу, великану или троллю жертву – и он будет обязан отблагодарить тебя, даровав волшебное оружие, покровительство или совет. Однако мёд поэзии не напрасно пролился на землю, и его можно использовать не только для восхваления конунгов на пирах. Скальды здесь отточенной висой способны менять реальность почти так, как земноморские маги Урсулы Ле Гуин Истинными Именами. Запрета и гонений на женскую магию нет. Как мужчина может убивать, защищать и мастерить с помощью поэзии, так и женщина исцеляет, проклинает и провидит будущее. Но всё-таки диких лесных ведьм и колдунов-отшельников здесь не любят и побаиваются. На всякий случай. Вдруг они в родстве не с богами, а с троллями или великанами? Вдруг они уже перестали быть людьми?

Основными движителями сюжета можно назвать три классические темы: войну, любовь и стремление к миру. Объединены они необычно для эпического фэнтези. Никакого Тёмного Властелина, Пророчества, Избранного и Конца Дней здесь нет. Тут вообще прописные буквы встречаются не чаще положенного. Всё проще, и благодаря этому эпичней: великое начинается с пустяков. Подумаешь, какая-то ершистая девка обхамила гребцов на проплывающем мимо корабле из-за того, что увидела там слишком красивого для себя ярла! Она же на высоком берегу сидит, а слова просто сотрясают воздух. Парни так всегда и везде подначивают один другого на слабо, понуждая залезть куда-нибудь, куда нельзя и не надо. Особенно если пьётся пиво, а со стороны за ними наблюдает пара-другая прекрасных девичьих глаз.

Война детально не расписывается. Читателю сообщают, что конунг пошёл на конунга, и того довольно. «Чёрного Отряда» Глена Кука и «Первого Закона» Джо Аберкромби здесь близко нет. Есть психологическая накачка «мы сделаем это», «кто не с нами, тот против нас» и добровольно-обязательный сбор недовольного ополчения в обоих королевствах. Есть сирые голодные беженцы с фронта и тыловые «понаехали тут, на всех не напасёшься». Есть попытки заключения союзов с третьими сторонами. Есть поиск стратегически важного ресурса – железа. Есть много всего, но только не баталий. В описаниях схваток один на один Дворецкая заметно уступает Марии Семёновой в правдоподобии и грамотной детализации. Было бы откровенно скучно, если бы не внешние блокбастерные эффекты «викинг-анимэ». Например, в массовые сражения могут вмешаться мифологические существа и волшебные силы, а чинный поединок в круге вдруг закончится перегрызенным горлом.

Любовь прописана от и до, недовольными останутся лишь любители «клубнички». Первая влюблённость, ухаживания, настоящее чувство, брак по расчёту, любовь-ненависть, любовь-дружба, детская любовь, любовь с первого взгляда, любовь как средство социальной мобильности… Женщина-автор описывает нюансы и полутона, которые мужчинам и не снились, но женской романтикой и сентиментализмом это назвать никак нельзя. Потому, что отношения показаны реалистично и – более того – приведены в соответствие с изображаемой эпохой и её укладом жизни. Проще говоря, безумная любовь – удел героев, а все прочие мыслят иными категориями, причём в зависимости от своей классовой принадлежности.

Спокойно и мирно жить у себя дома хотят все, даже суровые викинги. Но почему-то никак не получается. То за столом обнесли, то у чужой жены украшений больше, то единственную на всю округу красавицу выдают за другого. И рады бы стерпеть, да честь не позволяет, а это святое. И льётся кровь на пиру, и полыхают крыши, и погибают целые рода… Всё это знакомо. Непривычно и рановато для викингов появление скрытой оппозиции милитократии конунгов в среде бондов-землевладельцев и даже ярлов. Здесь имеется в виду и открыто высказываемое аргументированное недовольство политикой конунгов, и заключаемые за их спиной союзы и договорённости. Странно, конечно, но добавляет сюжету очередную надстройку.

Все герои живые – за исключением совсем уж эпизодических персонажей. Показаны со всех сторон, внутренне противоречивы, по-разному реагируют на раздражители окружающей среды и могут кардинально меняться со временем. Женщины тут весьма активные и деятельные, что неудивительно при поле автора. Удивляет как раз отсутствие амазонок в бронебикини. Активность проявляется сугубо женская, и при этом она намертво вписана в описываемый социум. Даже выдающимся личностям практически невозможно выйти за ограничивающие их рамки традиций. Мужские образы собраны проще. Дворецкая не стала глубоко залазить им в душу, а показала их внешность, статус и дала «одну, но пламенную страсть» и несколько стремлений помельче. Получилось неполное, внешнее, но всё-таки достаточно жизнеподобное изображение. Не типаж по принципу этот берсерк, а вот этот любовник, а именно взгляд со стороны. Мужские персонажи Дворецкой не вечные дети, не жалкие подкаблучники и не опасные животные — и спасибо ей за это.

Бытовая, материальная культура вписана в текст сериала ненавязчиво и всесторонне. Вместо грузовозов кратких энциклопедических статей на каждый чих или пространных лекций, посвящённых, к примеру, производству, ТТХ и стоимости в шкурках соболя воронёной кольчуги, – «всего лишь» повседневная жизнь и взаимодействие с этим самым загадочным «бытом». Одна одежда носится в будни, другая только по праздникам. Ткани щупаются, восхищённо и завистливо обсуждаются. Украшения из самых разных материалов одинаково бережно хранятся по сундукам и передаются по наследству. Едят не с ножа и не только мясо вепря. Из раззолоченных рогов животных пить неудобно. Пиво может получиться плохим и вовсе кончиться. Ходят до ветру не «в кустики» или «отхожее место», а в конкретный сортир. Моются, причём даже зимой! Аплодирую стоя.

Цикл «Корабль во фьорде» производит впечатление качественного и многоуровневого произведения эпического фэнтези. Это действительно эпос раннего Средневековья, внешне подобный «Махабхарате», но сделанный на базе скандинавской, кельтской и славянской мифологий с включениями из индийских, китайских и даже японских мифов. Конечно, здесь нет философских и религиозных постулатов местного аналога Кришны, но лично я не возьмусь перечислять все использованные Елизаветой Дворецкой первоисточники. Я просто желаю ей достойно закончить этот сериал, не теряя достигнутый уровень.

Опубликовано на странице цикла: https://fantlab.ru/work18318#response423452





1397
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 17:16
Читал, кажется, только «Стоячие камни». Был бы неплохой исторический роман, если бы автор не ввела троллей и богов. Они все портят, как пятое колесо в телеге.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 17:57
the Химик
Как мне кажется, без «викинг-анимэ» шанс свести всё к историческому любовному роману стал бы выше. А так — не самый плохой противовес.

К тому же Вы читали «Стоячие камни», а там акцент на женские персонажи.


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 17:41

цитата ХельгиИнгварссон

В цикле «Корабль во фьорде» Елизаветы Дворецкой к настоящему времени вышло девятнадцать томов. Сколько их будет написано всего, может предполагать только сама автор.
Автор уже всё предположила. Цикл закончен. Он был не полностью издан, это да. Но сейчас «Крылов» его переиздаёт начиная с последних, ранее не изданных томов.

Не такие уж романы и толстые, чтобы бить на два тома. У меня этот цикл в основном в «Терровском» издании, по одному тому на роман.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 18:03
andrew_b
Быть может, у Вас источники другие? Я руководствовался информацией с Автортудея, на котором Елизавета Дворецкая последний раз появлялась сегодня: https://author.today/work/series/...
 


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 19:02
Автор постоянно появляется в своём паблике ВКонтакте, там никакого намёка на незавершённость цикла я не помню. Вот про его издание информация регулярно появляется.

Если вы имеете в виду метку «Не завершён» на АТ, то что она значит, я не знаю. Если сравнить то, что выложено на АТ, с содержанием цикла на ФЛ, то выложено далеко не всё. Возможно, метка «Не завершён» на АТ и означает, что цикл там выложен не полностью, а не то, что он не дописан. Но это моя гипотеза.
 


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 19:48
andrew_b
Пока я вижу только две гипотезы. По циклу уже был перерывчик с 2008-го по 2020-й годы, уже есть книга 2021-го. Как только появится достоверная информация, поправлю. Пока не вижу смысла.


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 19:15
Северная Махабхарата это перебор...

Ничего особо эпичного в сих вполне достойных внимания опусах нет...

Если уж и сравнивать с Махабхарата, то разве что Игра Престолов...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 19:54
lena_m
Эк Вас, матушка o_O ;-)

В ИП не припомню прямого вмешательства богов, межвидовых скрещиваний и смены поколений для сравнения с Махабхаратой. Хотя дочитывать стану тогда, когда Мартин допишет. Если...
 


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 20:02
???

Та же Дейенерис не вмешивается в ход событий? :-)
 


Ссылка на сообщение12 июня 2021 г. 04:04
lena_m
Милопопа Драконишна хороша (особенно в некоторых ракурсах), но до богини и валькирии ей далеко даже верхом на драконе :-)))


Ссылка на сообщение11 июня 2021 г. 21:48
Спасибо за обзор!
Вы привлекли мое внимание к циклу.

Имею вопрос.

цитата ХельгиИнгварссон

Это действительно эпос раннего Средневековья, внешне подобный «Махабхарате»,
Вы Махабхарату читали? И если да, то в чем именно «внешнее подобие»?
Ибо Махабхарата — это более чем серьезно. Тем интереснее узнать, чем именно обусловлено использованное Вами сравнение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2021 г. 04:37
Apiarist
Я осознаю, что это серьёзно. Потому и «внешне», хотя это опять не вполне передаёт подобие.

В «Корабле...» нет религиозно-философских вставок на половину (если не более) объёма и прочих вставок. Много чего нет даже в сравнении с сериалами по «Махабхарате». Прямой перепевки, слава Богу, также нет (сложная составная мифология). Есть — по моим ощущениям — некая внутренняя близость, которая, тем не менее, недостаточно глубока для уровня «Махабхараты».

Подобие кармы, а не только рока и «дырявой удачи». Постоянное зримое и незримое присутствие и вмешательство сверхъестественных существ от тролля до одного из богов. То, каким образом люди соседствуют с этими существами, ближе к индуизму, чем к бытовому православию уже потому, что нет чувства вины за контакты. Сложность чувств и поступков героев, подвижность и смена их внутренних моральных устоев вместо обычного нарушения запрета и за то на тебе по голове. Композиция цикла, состоящая из цепи — если не кольчуги — самостоятельных сюжетов, льющих воду на общий... Слом и смена старых традиций, показанные в процессе замены.

Примерно так, хотя и сумбурно.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2021 г. 08:24
ХельгиИнгварссон
Понял, спасибо за пояснения.
 


Ссылка на сообщение12 июня 2021 г. 18:49
Apiarist
:beer:


Ссылка на сообщение12 июня 2021 г. 16:17
Если вы прочли все книги цикла, то я прямо поражаюсь вашим усидчивости и терпению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2021 г. 18:54
Igor_k
Очень легко читать и слушать. Стиль без витийства Марии Семёновой, но уровень тот же.


Ссылка на сообщение17 июня 2021 г. 00:13
К счастью, это ни разу не Махабхарата.
А так в цикле девять среднетолстых романов, которые побиты добрым издателем на двухтомники (и один — на трехтомник). В принципе одного романа в этой линейке недостает, если кто следит за сюжетом — условное название «Наследие Хродерика», где-то после «Корней гор», но до «Перстня альвов». Написала ли его Завета — не уверен, напишет ли в будущем — знает только она.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2021 г. 07:01

цитата Kail Itorr

К счастью, это ни разу не Махабхарата.

Двусмысленно )

цитата Kail Itorr

условное название «Наследие Хродерика»

Ждём-с.


⇑ Наверх