Карельские


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Карельские байки
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Карельские байки

Статья написана 16 февраля 2021 г. 07:19

Снегурочка, Олег Кожин, 2013

https://fantlab.ru/work466765


Рассказ «Снегурочка» Олега Кожина выстроен на контрастах. Противопоставляются современное и древнее, научное и мифическое, простое и сложное, систематизированное и цельное. Внешне конфликт мировоззрений задан появлением в карельской глухомани «этнографической экспедиции» под руководством самодеятельного энтузиаста. Внутренне – несоответствием до жути земного монстра образу сказочной девочки-Снегурочки, сложившемуся в массовой культуре.

Многочисленные контрасты ожидаемого и данного, снижение образов главного героя и Снегурочки, а также некоторые сцены заставляют предположить наличие в рассказе чёрного юмора. Элементы действительно есть, но они не выглядят важными для автора. Акцент на юмористическом прочтении произведения не сделан. Скорее всего, эти элементы – отголоски народных «карнавалов». Жаль, что в сюжете связь с более древней традицией – к примеру, с культом медведя – едва угадывается.

Завязка может показаться надуманной: университетский преподаватель и студенты выезжают на природу для встречи со «старообрядцами». Причина – маленькое «белое пятнышко» в изучении фольклора, случайно обнаруженное в записях исследователя прошлых веков, причём одной из смежных дисциплин. Однако, с учётом современного состояния филологии – когда всё признанное кажется прочёсанным вдоль и поперёк, а новое не признаётся – выглядит это более чем убедительно.

В рассказе минимум описаний, а те, что есть, до обидного лаконичны. Окружающее не выстраивается в единый визуальный ряд. Сходный приём использует малобюджетный и короткометражный кинематограф: только основное, ничего лишнего. Вроде должны быть поход по дикому лесу и старинная деревня, но на деле время и место действия ограничены считанными минутами и квадратными метрами. Будто на полчаса от станции пригородной электрички отошли, к бабушке или в дачный посёлок.

Досадную ограниченность локаций и фрагментарное время можно объяснить изображением тотального неумения потомственных горожан приспосабливаться к непривычному окружению. Это невозможность увидеть за деревьями лес в обыденном и философском смыслах. Привычка расслабленно скользить по поверхности, не вникая в суть происходящего и упуская большую часть «лишней» информации. Детская уверенность в собственной правоте и неприкосновенности, разрушенная сразу и непоправимо. Шок.

Шоковое состояние показано в двух вариантах: бестолковая активность и медитативная заторможенность. Выжившие после первого столкновения с чудовищем погружаются в изменённое состояние сознания. Чтобы спастись, необходимо произвести «перезагрузку»: усвоить новые вводные и вернуть полноценное функционирование личности. Хороший психологический этюд, но его возможности не обыграны в полной мере. Даже до уровня «взрослого» киносценария. Возможно, виноват конкурсный лимит времени и объёма?

Сама Снегурочка несколько разочаровала лоскутностью «материализации». Собственно Снегурочка, снежный человек, медведь, леший, Лихо Одноглазое, циклоп, див, Баба Яга, подменный ребёнок, найденный волшебный ребёнок, палеолитическая Венера, упырь. Понятно желание автора прописать новообразование в культуре – но не во всех же квартирах сразу! Больше всего нарушают целостность образа одноглазость и родство с упырями. Всё остальное срастается пусть необычно, но органично.

Реалистичность Снегурочки также весьма сомнительна. Скудость волосяного покрова при среднегодовой температуре Карелии около нуля по Цельсию и почти приморской влажности. Размеры и масса гориллы, питается мертвечиной, имеет треугольные тупые зубы. Не как у гиены или медведя. Как у пиявки, пираньи и акулы – но почему-то тупые. При этом пьянеет от живой крови и вспыхивает от огня, как нежить в комиксах. Если вдуматься, образ получился сборный и фантастический до неправдоподобия. Как встроить его в реальность, далёкую от волшебной сказки? Одним читательским желанием «напугаться» тут не обойтись.

Наличие культа приподнимает произведение над уровнем подростковой американской страшилки. Незначительно, но всё равно приятно. В существование «особых» традиций в замкнутых социумах верится сразу. К сожалению, их сосуществование с современной цивилизацией сомнительно – вплоть до эмоционального и логического отторжения. М. Крайтон не один раз и весьма убедительно показал, что случается после первого же прокола «разделительной мембраны». Здесь вторжение извне происходит чуть ли не каждый год, а карельские леса – не океанские глубины. Увы, такое фантастическое допущение примет на веру лишь узкая и заинтересованная аудитория.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work466765





799
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 февраля 2021 г. 09:35
Эвоно как, Михалыч. Теперь на рецензии пошли рассказы из ССК. Интересно, что скажешь о сборнике «Лучшее».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2021 г. 10:22
holodny_writer
Для меня важно то, что этот рассказ Кожина из его сборника «Шкаф с кошмарами» на автортудее (свободный доступ).
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2021 г. 11:25
Да, уже увидел отзыв на АТ. Пишешь пока на то, что в открытом доступе?
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2021 г. 10:39
holodny_writer
Читаю и слушаю в основном свой папирус. Кожина увидел на АТ — залез к нему в шкаф и взял пару вещей с верхней полки. «Снегурочка» зацепила.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2021 г. 11:48
Кстати, в скором времени пришлю тебе кое-что на почту. На выходных. Будет, что пропесочить помимо папируса
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2021 г. 12:04
holodny_writer
:beer:


Ссылка на сообщение16 февраля 2021 г. 16:23
А про знаменитых карельских озёрных ведьм там имеет место быть?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2021 г. 10:42
lena_m
Нет. Видимо, просто соседи. Конкретно эта красотка обходится одним естеством — безо всякого колдовства. Необоримое животное обаяние!
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2021 г. 14:42
Ясно... но вдруг что-то попадётся и с ними — обязательно дайте о том знать...

Весьма интересуюсь сей темой, равно как и сихиртя:

https://fantlab.ru/blogarticl...
Сихиртя. Часть 1
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2021 г. 07:29
lena_m
Понял, буду иметь в виду. Мотив и образ распространённый, но конкретно с этой культурой знаком лишь поверхностно и вне системного изучения.


⇑ Наверх