Вопрос


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «suhan_ilich» > Вопрос
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вопрос

Статья написана 19 мая 2020 г. 10:56

Может быть кто-нибудь знает.

Никак не могу отыскать, какой автор первым стали использовать термин "волна" в отношении поколений русскоязычной фантастики?





173
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 17:22
Здесь утверждают, что то ли Бритников, то ли сами Стругацкие:

https://yandex.ru/turbo/s/gorky.media...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 18:09
Не, Василий не пишет, что Бритиков использовал термин «волна». Более того, я монографию просмотрел, у Бритикова этого термина нет.

Ссылок на Стругацкий не нашёл.


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 18:31
С подачи братьев Стругацких, подхвативших метафору Бритикова, поколение фантастов, которое сформировалось в конце 1970-х — начале 1980-х, получило имя «четвертой волны».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 20:55
Всё таки хотелось бы подробнее. По словам Байкалова термин появился среди московских семинаристов


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 22:49
Я с нім знаком только немного віртуально, но вот Сергей Бережной:


1.4. «ВОЛНЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКЕ


Предлагаемая периодизация весьма условна и не
общеупотребительна, а перечисленные для каждой «волны»
характерные черты и авторы выделены чисто субъективно. Тем не
менее, такая периодизация может в самых общих чертах дать
представление о развитии советской фантастики. Следует учитывать,
что существовало множество авторов, которые по той или иной
причине не старались «укладываться» в рамки генеральной линии
развития фантастики (Замятин, Булгаков, Набоков, Первухин, Грин)
и потому обычно стоят несколько особняком.

1.4.1. «Первая» волна.


Эта волна датируется двадцатыми и тридцатыми годами. Наиболее
характерными чертами ее является «научность» и «классовость».
Характернейшая книга социальной фантастики 20-х годов —
«Месс-Менд» Мариэтты Шагинян. Наиболее характерный и самый
заметный «научный» автор этого периода — Александр Беляев.
К этому же времени относится литературный дебют Александра
Казанцева, сохранившего верность принципам этого периода на
протяжении всей писательской карьеры.

1.4.2. «Вторая» волна.


В 40-50-х годах был сформулирован и, если можно так сказать,
канонизирован принцип «ближнего прицела». Согласно ему,
фантастам не следовало отрываться от тогдашней реальности
больше, чем на одну пятилетку. Писать рекомендовалось о новых
изобретениях, полезных в народном хозяйстве — например,
радиоуправляемых тракторах. Пышным цветом расцвели в это время
романы о происках различных врагов социализма, стремящихся
непременно всякие подобные изобретения поставить на службу
мировому капиталу — и, конечно, борьбе с этими происками.
Лучше всего этот период характеризует творчество Владимира
Немцова. Другими «звездами» тех времен были Владимир Сапарин,
Владимир Охотников, Георгий Гуревич, Александр Казанцев.
Впрочем, тогда же вышли книги Лазаря Лагина, о которых сказать
плохое слово язык не поворачивается. Начинавший в 1945 году
Ефремов писал в несколько другом ключе — это была, скорее,
романтико-приключенческая фантастика. Впрочем, формально
его рассказы -- и даже повесть «Звездные корабли» -- вполне
соответствовали канонам тогдашней «генеральной линии»
фантастики.

1.4.3. «Третья» волна.


Собственно, именно с приходом «третьей» волны началась история
СОВРЕМЕННОЙ русскоязычной фантастики. Вышедший в 1957 году
роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» пошел наперекор
всем принципам фантастики «ближнего прицела» и вдохновил целую
новую плеяду авторов, среди которых были братья Стругацкие,
Генрих Альтов, Анатолий Днепров, Евгений Войскунский и Исай
Лукодьянов, Владимир Михайлов, Владимир Савченко, Михаил Емцев
и Еремей Парнов, Илья Варшавский, воспринявший новые веяния
Георгий Гуревич. Несколько позже в «третью» волну влились Кир
Булычев, Ольга Ларионова, Дмитрий Биленкин, Зиновий Юрьев,
Андрей Балабуха.


1.5. «ЧЕТВЕРТАЯ ВОЛНА»


Устоявшееся название целого поколения отечественных
авторов-фантастов, начинавших писать в 1960-1980-х годах, но в
советское время крайне мало издававшихся. Обычно термин Ч.В.
ассоциируется с кругом участников «Малеевских» и «Дубултинских»
всесоюзных семинаров, а также Московского, Ленинградского,
Симферопольского семинаров.

В круг авторов Ч.В. отечественной фантастики входят, в частности,
москвичи Виталий Бабенко, Эдуард Геворкян, Владислав Задорожный,
Антон Молчанов (Ант Скаландис), Владимир Покровский, Борис Руденко,
Андрей Саломатов, Александр Силецкий, Владимир Хлумов; ленинградцы
Феликс Дымов, Виктор Жилин, Андрей Измайлов, Святослав Логинов,
Наталья Никитайская, Вячеслав Рыбаков, Андрей Столяров, Ирина
Тибилова (Сергиевская), Николай Ютанов; волгоградский дуэт
Любовь и Евгений Лукины; красноярцы Александр Бушков, Андрей Лазарчук,
Евгений Сыч, Михаил Успенский; киевляне Борис Штерн, Владимир Заяц,
Людмила Козинец, симферопольцы Наталья Астахова, Юрий Иваниченко,
Даниил Клугер; Виталий Забирко из Донецка, свердловчанин Александр
Больных, рижане Далия Трускиновская, Сергей Иванов и многие другие.

Трудно проследить какие-то единые характеристики творчества
авторов Ч.В. Одни из них писали социальную фантастику («Катализ»
Анта Скаландиса), другие — сатирическую («Игоряша — Золотая
Рыбка» Виталия Бабенко), третьи — принципиальную «science
fiction» («Вариант пата» и «Войнуха» Виталия Забирко). Их
объединяет разве что общая беда — долгое отлучение от публикаций.

http://lib.ru/SCIFICT/rusfnews_faq.txt
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 23:30
Я читал эту статью, термин в ней есть, но непонятно откуда он взялся


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 23:25
Братья Стругацкие руку приложили.

Процитирую Дмитрия Володихина:

Термин «Четвертая волна» придуман был, по всей видимости, Аркадием Натановичем Стругацким в начале 80-х. Позднее Борис Натанович Стругацкий написал предисловие к сборнику «Фантастика: четвертое поколение» (1991) и там расшифровал оба варианта очень просто: «поколение 70-х». Впоследствии было немало попыток уточнить это определение. Многие подсознательно ощущали, что «Четвертая волна» несколько уже, компактнее «Четвертого поколения», что в середине 70-х – второй половине 80-х работало множество оригинальных фантастов, но лишь часть их может быть собрана под звонким заголовком «Четвертая волна»…

Это не пустая казуистика. «Поколение», «генерация» – понятие очень широкое; «волна» не столь масштабна.[17] Она обозначает полосу «вербовки» волонтеров в ряды писателей-фантастов, канал, по которому наш цех получает очередной контингент новобранцев. Так вот, Четвертую волну приковали к фантастической литературе и удержали там знаменитые семинары – постоянно действующие московский и ленинградский при Союзах писателей, Симферопольский, а также ежегодные «съезды» в Малеевке (под Москвой) и Дубултах (Прибалтика). Именно семинары стали колыбелью для Четвертой волны.[18]

Статья «Четвёртая волна: анатомия творчества».
Или этот же материал — 3-я глава в книге Д.Володихина «Интеллектуальная фантастика».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 23:30
Большое спасибо!
 


Ссылка на сообщение19 мая 2020 г. 23:50
Обращайся!
:beer:


⇑ Наверх