Сияние почти 37 лет спустя


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Сияние, почти 37 лет спустя (Стивен Кинг. Доктор Сон)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сияние, почти 37 лет спустя (Стивен Кинг. Доктор Сон)

Статья написана 7 ноября 2019 г. 13:54

Стивен Кинг. Доктор Сон

М.: АСТ, 2014 г., 576 страниц

Серия: Тёмная Башня

+

Стивен Кинг. Доктор Сон

М.: АСТ, 2014 г., 608 страниц

Серия: Стивен Кинг с иллюстрациями


7 ноября этого года выходит на экраны новый фильм по относительно новой книге Стивена Кинга — «Доктор Сон» — это продолжение одного из самых известных его романов — «Сияние». Так что пора поговорить и о самой книге.


В романе Стивена Кинга «Оно» зло возвращалось примерное каждые двадцать семь лет. Практически так случилось и с самим Кингом, когда он почти тридцать семь лет спустя после выхода одного из самых лучших и успешных своих романов «Сияние» опубликовал его продолжение — книгу «Доктор Сон». Продолжения далеко не всегда бывают хорошими, тем более, если прошло столько времени... Вспомним хотя бы сиквел «Ребёнка Розмари» Айры Левина — «Сын Розмари» — совершенно невразумительная по сравнению с оригиналом книга...

Так что беря в руки роман «Доктор Сон» можно быть настороже. Действительно, повторить успех «Сияния» было бы достаточно сложно. Поэтому Кинг решил и не делать таких попыток. Он написал продолжение, но вместе с тем практически написал совершенно другой роман. Да, конечно, здесь действует тот самый мальчик по имени Дэн Торранс, но он уже вырос. И хотя его периодически преследуют воспоминания о произшедшем в отеле «Оверлук», всё же это скорее психологический фон для совершенно новых событий.

Книга начинается как вполне классическая современная проза, и практически вся первая половина романа выдержана в мейнстримном ключе — жизнеописание героя, который проживает свою жизнь эпизод за эпизодом, постепенно из мальчика превращается в мужчину.

Дэн Торранс, разобравшись с помощью Дика Холлорана со своими детскими страхами и преследующими его призраками из отеля «Оверлук», сталкивается с гораздо более сложной проблемой — той самой, которая и погубила его отца. А именно — алкоголизмом. Достойный сын своего отца продолжает совершать те же самые ошибки — и это еще раз подчёркивает насколько сильна родовая наследственность. Конечно, можно сказать, что у Дэна есть причины, по которым он пьёт — чтобы заглушить своё «сияние». Но и у Джека в «Сиянии» тоже были свои причины... К тому же Дэн пьёт еще и потому что его отец пил... Но на самом деле это всего лишь пустые слова и отговорки. Один из главных принципов Общества Анонимных Алкоголиков гласит: человек пьёт не потому что... а просто потому что он алкоголик. И это надо признать. Другой важнейший принцип — человек не может справиться со своей зависимостью самостоятельно. И это так же необходимо признать... Иначе практически нет шансов что-то изменить.

Да, здесь, как в экранизации «Сияния» 1997 года появляется реальный способ решить проблему алкоголизма главного героя — АА. Этому в книге уделяется достаточно много внимания. Для тех, кто совсем не сталкивался с этим явлением — это будет интересным опытом. Для тех же кто сталкивался — описано всё весьма характерно и реалистично, так что доставит читателю массу ностальгических минут...

В книге действительно очень много уделяется психологии физической и психической зависимости. Это постепенно переплетается с мистикой, а перевалив через свою середину книга из жизнеописания и бытового реализма постепенно превращается в стремительный триллер, а на её страницах появляются всё новые и новые герои. И если за первые пару сотен страниц проходит более трёх десятков лет, то чем ближе к концу книги, тем больше концентрируется действие и замедляется время — прямо как у людей, обладающих «сиянием», когда они находятся в экстремальных условиях...


Читайте также о «Сиянии»: книге и кино. И фильме «Доктор Сон».





1353
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 14:08
На мой взгляд, книга получилась довольно слабая. Тут и невразумительные злодеи, беспомощные, как котята, и совершенно идиотский, чтобы не сказать — дилетантский, поворот с родством

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Абры и Дэнни.
Это не рояль, а РОЯЛИЩЕ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 21:04
Фишка с выяснением родства — типичный сюжетный ход для романтической литературы начала XIX века, которой я перечитал стопками. Так что меня лично это не смущает ни капли. Впрочем, если её убрать, ничего особо не изменится. То есть на мой взгляд она не обязательна и вполне легко убирается.

Другие две вещи, которые лично меня немного напрягли в книге, но я их пропустил и простил Кингу:
— Упоминание 11 сентября. Я уж было испугался, что и дальше это будет мусолиться. Но вскоре Кинг перешёл на другое.
— Персонаж Энди, которая вся из себя такая мужененавистница. Если бы ей уделялось больше экранного времени, это было было бы в тягость. Но Кинг в итоге ограничился эпизодической ролью для неё. И воинственно-феминизированный дискурс не получил своего развития.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 21:09

цитата georgkorg

— Персонаж Энди, которая вся из себя такая мужененавистница. Если бы ей уделялось больше экранного времени, это было было бы в тягость. Но Кинг в итоге ограничился эпизодической ролью для неё. И воинственно-феминизированный дискурс не получил своего развития.

На том спасибо, а то «Спящих красавиц» читать невозможно.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 21:15
Памятуя о них я как раз поначалу и напрягся. Но всё же в этой книге на мой взгляд всего оказалось в меру. И хотя эти американские «обязательные темы» и всплыли, всё же не надолго...
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 11:33

цитата Karnosaur123

«Спящих красавиц» читать невозможно
почему невозможно, а мне очень даже они понравились, правда читал больше месяца, не понравилось одно, что финал открыли в середине романа и всю оставшуюся половину книги шли к этому финалу, а так очень даже ничего идея, кайфы :cool!:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 13:09
Очень уж радикальный феминизм.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 13:24

цитата Karnosaur123

феминизм
по мне не очень,... :box: баб всех убить, превратить в тварей/зомби, кто проснулся расстрелять, кто не проснулся убить на том свете, ну парочку вернуть за то что простят обидку мужикам, и заставить жить с этим всю оставшуюся жизнь тут..., хм, по моему тут всё наоборот, я так это вижу :-D
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 13:27
Ну всё правильно — мужЫки — зло!:-)))
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 13:33
цитаты все со стороны баб, о чем они хотели бы если бы может быть было бы..., а по факту эти бабы были закинуты на ту сторону, где нет мужиков, и тем не менее они этим случаем не воспользовались, значит мужики победили, бабы снова рядом, приползут по любому, победа снова за нами :-))) какой же нафик феминизм, смотрите на это проще :beer:
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 14:10
Ну, я сомневаюсь, чтобы там было какое-то второе дно, честно говоря, но у Кинга, к счастью, есть много ранних романов.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 14:49
я обычно не уподобляюсь большинству, если все кричат г и тд и тп, как тут феминизм на каждом углу, я сам читаю и делаю выводы, лично по мне заскок небольшой имеется конечно, но не особо так, чтобы прям выкидывать книжку, моя стоит на полке, впечатления/ощущения остались положительными, хотелось бы побольше кровищи и зомби, раз с этого так круто начиналось, и без спойлера про финал с нападением на тюрьму уже в середине книги, а остальное норм,..... естественно ранний Кинг другое дело, но тут как бэ он с сыном, поэтому для дебюта не плохо, как то так :beer:
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 21:45
Еще немного мыслей на полях о родстве. В принципе не так уж и ненужен этот сюжетный ход конкретно в этом произведении. Всё же Кинг еще в «Сиянии» говорил о наследственности и семейных проблемах. Склонность к алкоголизму, агрессия... Эти проблемы всплывали в этом роду. И эта тема проходила красной нитью через весь первый роман. Во втором романе она уже проходила не нитью, а вполне толстой верёвкой. Так что поразмыслив еще на эту тему я прихожу к выводу, что это вполне оправданно. И пусть это выглядит как сюжетный ход из индийских фильмов, где в конце выясняется, что все родственники, но это имеет смысл.
Возможно эту тайну можно было бы раскрыть по другому. На эту тему можно подискутировать. Но сама тема наследственности и семейной кармы здесь хорошо показана. Причем как примеров, где эта карма берёт верх, и примеров, где герои пытаются её преодолеть.
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 22:46
Нет, в таком виде смысла нет.

цитата

Короче говоря, между ними завязался роман. Встречались они скорее всего в каком-нибудь мотеле. Им уж точно не приходилось заниматься этим на заднем сиденье его машины. У нас был старый «фольксваген-жук». Там не справилась бы даже пара цирковых акробатов.

Сама идея, что Джек имел на стороне роман — недопустима. Не потому, что такой примерный семьянин, а потому, что в «Сиянии» его жизнь и самокопания раскрыты до мельчайших подробностей, и будь в его жизни другая женщина — это не могло быть не упомянуто. В принципе, Кингу ничто не мешало сделать мать Абры плодом случайной пьяной связи на одну ночь. А так — «здесь как раз в кустах стоит рояль...»
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 07:04
Отчасти согласен. Но порой наше сознание очень сильно что-то прячет и забывает. Как например женщины, которых изнасиловали, могут потом это вообще забыть. Чтобы жить спокойнее. Измена как раз относится к таким вещам. Потому что могут детонировать через чувство вины. А у Торрансов чувство вины извечная проблема.
Но конечно вы правы, логичнее было бы это оставить как случайную связь. Но тут другая проблема всплыла бы. Зачастую дети, зачатые не трезво, имеют проблемы с хромосомами или попросту не особо отличаются какими-то талантами...
А с другой стороны Джек мог относиться к тому роду мужчин, для которых измена это вовсе не что-то ненормальное. И тогда ему даже забывать об этом не надо, и это не будет мучить его совесть. Он просто скрыл это от жены, а потом просто не обращал на этот факт внимания. И забыл уже не потому что это мешало, а просто потому что было давно.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 08:01
Ну даже если бы он не терзался угрызениями совести, то все равно — уж целый постоянный РОМАНЧИК вряд ли бы забыл. Так что тут лучше бы разовое пьяное зачатие.

цитата georgkorg

Но тут другая проблема всплыла бы. Зачастую дети, зачатые не трезво, имеют проблемы с хромосомами или попросту не особо отличаются какими-то талантами...

Так их свидания всегда происходили «навеселе».8:-0
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 08:45
Навеселе это всегда как лотерея. Смотря что выпадет. Может счастливое очко, а может и нет...
В любом случае мне показалось, что романчик-то был не особенно продолжительный. Так что можно было и забыть...
В любом случае я согласен — место это в романе спорное, вызывающее вопросы. Я в целом понимаю, почему Кинг его внёс, но понимаю и ваше негодование.

С другой стороны, какая книга не без «роялей»? Взять то же «Сияние»... Почему руководство отеля вообще доверило одному человеку такой дорогостоящий отель на целых полгода, зная что уже был случай с Грейди? Почему котёл не взлетел на воздух, когда Грейди разобрался со своей семьёй? Ео ведь не сразу нашли, прошло какое-то время. Тем не менее этих моментов никто не замечает. Это просто так называемые фантдопущения, которые в литературе иногда прощаются, когда всё остальное на высоте.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 09:07
Ну, там можно объяснить, что за Джека походатайствовал друг из совета директоров, а никто больше не хотел браться за это дело; котел же мог быть выключен Грейди, либо именно тогда выд.жить, но перегрузиться. Да и общий уровень «Сияния» настолько выше...
А вообще, в фильме имело бы смысл сделать Абру правнучкой Холлорана. Тоже ведь черненькая.:-))) Сразу бы объяснили и природу «сияния», и добавилась бы любопытная тема — Дэнни возвращает долг погибшему за него другу.
 


Ссылка на сообщение8 ноября 2019 г. 09:42
С котлом всё равно не ясно. Да и друг другом, здравый смысл подсказывает, что нужно хотя бы два сменщика...
Насчёт внучки Холлорана — тогда не была бы так раскрыта тема наследственности. Гнев, тяга к алкоголю... На последних страницах уже чётко про это говорится у Абры.


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 16:51
Прочитал половину,а дальше не смог. Не ожидал такого от короля.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 ноября 2019 г. 20:56
На мой взгляд первая половина, рассказывающая о реальной жизни Дэна лишь с небольшими вкраплениями мистики, а в большей степени о его психозах, даже более интересна, чем более обычный для Кинга триллер второй половины книги.
Но это конечно на вкус на цвет...


Ссылка на сообщение11 ноября 2019 г. 21:50
Насколько «Сияние» атмосферная и затягивающая штука, настолько «Доктор Сон» неатмосферная и незатягивающая. Абсолютно ненужное слабенькое продолжение хорошего романа.
Имхо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2019 г. 22:18
На мой взгляд это просто разные книги на разные темы. Разные и по структуре и по сюжету.
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2019 г. 22:58
Разные конечно. Одна хорошая одна нет )))

То есть без привязки к «Сиянию» это был бы ещё один проходняк вроде «Возрождения», но на фоне ставшего классикой исходника «Доктор Сон» как по мне просто никакой.
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2019 г. 23:18
На мой взгляд сама по себе книга «Доктор Сон» хороша даже безотносительно «Сияния». Своей историей человека, опускающегося, а потом поднимающегося над самим собой и семейными проблемами. Хороший пример анонимного алкоголика, прошедшего через кошмар отношений с отцом и потом почти повторившего те же ошибки, но смогшего это преодолеть. Интересна и тема собственно «проводника через смерть» — это очень ценный дар Дэна. Кстати интересно и то, что возможно Дэн и стал хорошим проводником именно благодаря своему «чёрному» опыту.
В общем я конечно не согласен с вашим мнением.:-[
Для меня в этой книге нашлось слишком много интересного и ценного. Но конечно, заставить полюбить нельзя. ;-)
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2019 г. 01:18
Сойдёмся на том, что «Сияние» хорошая вещь :beer:
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2019 г. 08:20
Безусловно!


⇑ Наверх