Смехотерапия Аристофан


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «georgkorg» > Смехотерапия (Аристофан. Комедии. Фрагменты)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Смехотерапия (Аристофан. Комедии. Фрагменты)

Статья написана 22 июня 2019 г. 19:51

Аристофан. Комедии. Фрагменты

Серия: Литературные памятники

М.: Наука, 2000 г. 1033 страницы

Еще Белинский говорил, что комедия — главный жанр литературы. Именно она позволяет и развлечь человека, и заставить задуматься о серьёзных вещах, и более менее безнаказанно покритиковать власть... И при этом он в первую очередь восхищался именно Аристофаном.

Аристофан конечно не был первым комедиографом Древней Греции. До него их было уже много, но о них мы знаем мало, от их комедий до нас дошли лишь считанные строчки... Поэтому следует считать Аристофана как минимум продолжателем уже сложившейся традиции.

Начинал он как многие молодые люди — смело и даже несколько бездумно — с нападок на тогдашнего стратега Клеона. Причём высмеивал он его резко и достаточно продолжительно. За что тот даже вызывал Аристофана в суд. Но тот отделался лёгким испугом. Зато и постепенно стал менять направленность и содержание своих комедий.

Более поздний Аристофан — это уже более вечные темы, можно сказать социальные утопии. В этом смысле Аристофана можно смело назвать первым утопистом и фантастом. Он первым предположил, что бы было, если бы государством например управляли женщины — в одной из самых известных своих комедий «Лисистрата». Или даже — птицы — в одноимённой комедии... Интересно, Хичкок помнил об этом, когда снимал свой одноимённый фильм?

Кажется, на первый взгляд, что для Аристофана нет ничего святого — он подвергал высмеиванию и власть, и религию, и общество, и граждан, и философов с их философией, и других авторов комедий и трагедий...

Но нет. Это лишь на первый взгляд.

Аристофан был ярым сторонником высокого стиля и не менее высоких идеалов, предпочитал Эсхила Евприпиду, всячески критиковал и нападал на последнего.

В каком-то смысле творческий путь Аристофана можно сравнить с творческим путём Шекспира — он так же от конкретики и явной злободневности уходил постепенно в более вечные и непреходящие мечты о возвышенных идеалах. От реализма шёл к фантастическому романтизму и идеализму в хорошем смысле слова. От были к сказке, сказочной терапии.

Издание содержит полный корпус из одиннадцати комедий Аристофана в переводах Адриана Пиотровского, а также фрагменты.

Книга подготовлена В.Н. Ярхо и вышла в серии «Литературные памятники», подробно прокомментирована.



Читайте также про две экранизации «Лисистраты».





965
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 июня 2019 г. 19:55
Одна из любимых книг ЛП, правда, в ледерине так и не удалось купить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2019 г. 19:59
Согласен. У меня тоже одна из самых любимых и читаемых. К тому же и самых толстых. У меня Аристофан второй после Эсхила в личном списке античных драматургов.
С ледерином повезло — покупал, когда еще можно было купить. А бумвиниловую версию в руках держал — она более хрупкая. При такой толщине книги — вызывает опасения, что после прочтения вообще останется в живых...


Ссылка на сообщение22 июня 2019 г. 21:25
Спасибо!^_^ Великих — в массы! У меня Аристофана в ЛП к сожалению нет, только уполовиненное издание.
Редко его читаю. Мне больше Плавт с Теренцием нравятся, хоть и вторичные;-)
Вообще, предпочитаю римских авторов греческим. Дурное имперское воспитание:-)))
А Аристофана по-настоящему для себя открыл как ни странно благодаря Обри Бердслею и его иллюстрациям к Лисистрате. Весьма пикантно:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2019 г. 21:55
А я как раз наоборот Плавта и Теренция не особо жалую... Но они вторичны скорее не к Аристофану (это вообще другой уровень и жанр), а к Менандру.
Аристофан и Менандр — представители совершенно разных жанров комедии. Именно Менандр писал бытовые комедии, которые и всплыли потом в Риме благодаря перепевкам Плавта и Теренция... Причём они даже некоторые сюжеты брали циликом у Менандра.
А у Аристофана в основном комедии либо социальные, либо философские. Он же и первый фантаст и утопист.
 


Ссылка на сообщение23 июня 2019 г. 00:32
Ну да, я и имел ввиду вообще подражательность римского театра греческому.:beer:
 


Ссылка на сообщение23 июня 2019 г. 05:58
Да, к сожалению при всей подражательности Рима Греции у них не было ни одного даже намёка на аналог Аристофана...
 


Ссылка на сообщение23 июня 2019 г. 15:35
Потому что любили смотреть на гонки лошадок, и как людям кишки на арене выпускают.:-))) Тут не до философских комедий;-)
Кстати, потому и роман Петрония до нас фактически не дошел, ни кому не интересен был...
 


Ссылка на сообщение23 июня 2019 г. 15:58
Про кишки — это точно... Театр, основанный на богослужении сменили мясорубкой...
А насчёт Петрония — и чёрт с ним... Там сплошные педерастия и разврат...
Апулей дошёл — это гораздо глубже, шире и интереснее!;-)
 


Ссылка на сообщение24 июня 2019 г. 21:56
Апулея я читал в детстве, как и маркиза де Сада. Многое понравилось;-)
 


Ссылка на сообщение24 июня 2019 г. 22:28
Очень странное сочетание. Апулей и де Сад!
 


Ссылка на сообщение24 июня 2019 г. 22:35
У обоих философская проза:-)
 


Ссылка на сообщение25 июня 2019 г. 07:11
В каком-то смысле возможно... Но слишком уж разная.


Ссылка на сообщение24 июня 2019 г. 18:50
Апулей, кстати, по духу очень греческий автор. Собственно, истоки «Золотого осла» в греческом «Лукии или Осле». Аристофан в комедии очень отдельная величина.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2019 г. 19:00
Да, потому Апулей и на голову выше своих римских коллег.


⇑ Наверх