Легенда о Смерти Анатоля Ле


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > "Легенда о Смерти" Анатоля Ле Бра
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Легенда о Смерти» Анатоля Ле Бра

Статья написана 6 декабря 2009 г. 01:42
Бывает, интересные книги проходят мимо нас просто потому, что выходят в необычных сериях или теряются в сериях обычных. Недавно глядя на стойку-вертушку в покетами «Азбуки», я обнаружил такую вот книгу.


Итак, Анатоль Ле Бра, «Легенда о Смерти». (Кстати, в некоторых монографиях я встречал на него ссылки, но там он фигурировал как Ле Браз). Что это за книга? Это -- сборник бретонских народных легенд, собранных Ле Бра и систематизированных по тем или иным сюжетам, связанным со смертью. Вот названия некоторых глав: «Анку», «Притворная смерть», «Утопленники», «Исчезнувшие города», «Праздники душ», «Паломничество душ», «Зловредные покойники»... Сюжеты, даже расхожие, в бретонском фольклоре приобретают очень необычное звучание. Для тех, кто интересуется фольклором, книга просто обязательна к прочтению. Но и обычный читатель, по-моему, получит от неё немало удовольствия.  


Вот, к примеру, одна из историй, приведённых в «Легенде...» в главе «Рай».


— — —


Между землёй и раем есть девяносто девять постоялых дворов. В каждом нужно сделать остановку. Если нечем заплатить за постой, приходится возвращаться на дорогу в ад.
Гостиница на полпути называется «Битекле».
Милосердный Господь свой обход совершает здесь раз в неделю, в субботу вечером. Он забирает с собой в рай тех посетителей, кто не слишком пьян.


Двое пьяниц


В «Битекле» хватает пьянчуг, которые там задерживаются дольше разумного. В их числе, как рассказывают, -- Лор Керришар и Анн Тоэр (Иосиф Кровельщик), оба из Пенвенана. Уже пять лет, как они ушли, а всё никак не пройдут «Битекле». При жизни они были добрые компаньоны, самые славные ребята в мире, но они выпили бы море, если бы в нём был сидр, а не солёная вода. Милосердный Господь не потребовал бы от них большего, чтобы приоткрыть им двери рая. К несчастью, всякий раз, когда он делал перекличку в «Битекле», стоило ему дойти до имён Лора Керришара и Анна Тоэра, как повторялась старая история. Язык у обоих молодцев так заплетался, что они были не способны ответить «Здесь!». Наутро они раскаивались, что опять пропустили свой случай. А чтобы утешиться, снова начинали пить. Это длится уже пять лет, и нет никаких оснований думать, что это закончится до Страшного суда.


Анатоль Ле Бра. Легенда о Смерти. -- Пер. с фр. Л.Торшиной. -- СПб.: изд.дом «Азбука-классика», 2008. -- 336 с. -- С. 318-319.


[Несколько минусов этого издания: традиционная мягкая обложка и недолговечный переплёт; издание -- не научное, местами явно не хватает комментариев; в общем и целом впечатление от перевода положительные, хотя местами кажется, будто переводчица выбрала не самый удачный вариант формулировки (см. выше: «пропустили свой случай» вместо «упустили свой шанс»); но для меня главный аргумент за приобретение этого сборника заключается в том, что вряд ли в обозримом будущем выйдет аналогичное издание в твёрдой обложке и выполненное в научном ключе.]




537
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:01
Да, это классная, наверное, вещь!
После Сеньоля французский фольклор очень заинтересовал. Тем более, что Сеньоль знал Ла Бра лично и многое у него почерпнул. Но, блин, эта мягкая обложка!
Неужели, в советское время его не издавали? Может в букинистике есть в нормальном издании...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:23

цитата arcanum

осле Сеньоля французский фольклор очень заинтересовал.


Навскидку вспомню ещё:

«По дороге на Лувьер» -- «Прогресс», 2001.
«Предания кельтов Бретани» -- «Менеджер», 2000.

В предисловии к «Преданиям...» Мурадова упоминает про Ле Бра (называет его Анатоль Ар Браз), две сказки из «Легенды о Смерти» вошли в этот сборник, как раз про Анку. Перевод в «Азбуке», имхо, чуть получше, или -- по крайней мере -- там не потеряны интересные детали, сглаженные в переводе «Преданий».

цитата arcanum

Но, блин, эта мягкая обложка!


А вся серия «Азбука средневековья«! а «Странствия Брендана«! а ещё целый ряд подобных изданий!.. «Делать нечего, бояре...» (с) :-)))

цитата arcanum

Неужели, в советское время его не издавали? Может в букинистике есть в нормальном издании...


Гугль безмолвствует. Да и, честно говоря, в советсткое время подобного рода сборники зачастую тоже выпускали в мягких обложках. Или -- что, имхо, хуже, -- адаптировали как бы под читателя-ребёнка. Одно из немногих исключений -- фольклорная серия изд-ва «Наука», что ли, -- со звёздочкой на корешке, где выходили сказки папуасов, эскимосов и т.п. + тематические сборники о хитрецах, судьях и «Двадцать четыре насреддина». Вот там были нормальные научные издания в твёрдой обложке; «всё по-взрослому». А сейчас даже этот Ле Бра, в общем-то, серединка на половинку, но ближе всё-таки к «взрослому изданию».


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:19
Замечательная, должно быть, книга... кстати, в той же серии выходил другой фольклорный сборник — «Корабль призраков», исландский фольклор, рассказы о встречах с призраками... в этой серии у «Азбуки» вообще много чего выходило, что хотелось бы в твердом переплете иметь, в частности вот «Гебдомерос» де Кирико.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:25
Вот-вот! «Корабль» я пока не нашёл даже.

Я так понимаю, они издают именно в таком варианте, чтобы вообще издать, ведь другого рода издание будет слишком дорогим по себестоимости и фиг знает, возьмут ли его торговцы. А эта серия -- на неё всегда спрос.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:29
«Корабль» еще тем интересен, что это, насколько я понял, фольклор 20-го века... а Ле Бра вообще-то нужно взять!:-)
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:32

цитата igi2r

«Корабль» еще тем интересен, что это, насколько я понял, фольклор 20-го века...


Да, тогда -- тем более!!! (какой-нибудь жадный смайлик, рыскающий в поисках книги)
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 20:40

цитата Vladimir Puziy

(какой-нибудь жадный смайлик, рыскающий в поисках книги)
Да, такой смайлик на ФантЛабе обязательно нужен!
Администрация!!! Прошу добавить вышеозначенный смайлик.
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 10:34
Вчера видела «Корабль призраков» в донецком Ашане. Может быть, и в киевском есть???
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 18:15
Идея хорошая, спасибо!. Но тут ещё важен вопрос цены: в книжных магазинах и в супермаркетах она малоадекватна. 8:-0 Думаю, рано или поздно книга появится на Петровке...


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:31
Вообще, да, наверное от добра добра не ждут. Хотя бы так издали — и то нормально, по другому действительно неперспективно.


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:34
кстати, очень приличная серия у полуфантомного издательства У-Фактория — там чего только не вышло. были даже «Кодзики» — совсем не в адаптированном варианте.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:42
Ну... она такая, всё же... Хороша, если нет ранних изданий. Та же Фрейденберг была там не вся по сравнению с кирпичиной в серии «с черепашкой». «Греческие мифы» Грейвза в «Прогрессе», имхо, лучше издали: карта на форзаце и пр. Но это уже тонкости и нюансы, а так -- да, хороша.

Неожиданные любопытности попадаются и вовсе уж в «сомнительных» издательствах. «Центрполиграф» (который обычно издаёт доконвенционную научку и не слишком заморачивается по поводу адекватных переводов) взял да выпустил неплохой сборник «Мифы и легенды Ирака», тоже собранные не так давно.

Или вот в НЛО [как позже поправили -- ОГИ, не НЛО] выходил томик про банши Патриции Лайсафт. Прошёл совершенно как-то мимо меня, узнал случайно, едва успел выцепить.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 02:50
у НЛО был еще здоровенный том, посвященный Дьяволу — я вот в свое время пожадничал, не купил его, теперь жалею... а белая серия, да, там много переизданий советских времен... зато вот есть «Белая богиня» Грейвза (не знаю было ли другое издание), а в планах уже давно заявлена его же «Черная богиня» — вот было бы интересно взглянуть...
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 03:00
В серии, где были тома про зеркала, левшей и т.д.? Но вообще про Дьявола самая мощная подборка на русском, имхо, в «Евразии» -- четыре тома Рассела.

цитата igi2r

зато вот есть «Белая богиня» Грейвза (не знаю было ли другое издание), а в планах уже давно заявлена его же «Черная богиня» — вот было бы интересно взглянуть...


Собственно, только полная «Белая» Грейвза и «Иудейская» Патая + недавно выпущенный Берёзкин, по-моему, единственные «первоиздания» на русском в этой серии. Остальное -- перепечатки. «Чёрную», конечно, хотелось бы, да и вообще много чего. Вот «Маски бога» Кэмбелла во время оно начали и забросили, а ведь -- классический труд! :-(
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 03:14
да, да, в той же серии, что и про «Зеркала» — просто он тем интересен, что там автор прослеживает, как сама идея «дьявола» изменилась в 20 веке и т.д., т.е. работает с современным материалом... а книжки «Евразии» я, по-моему, даже и не видел... очень бы хотелось, чтобы издали (или переиздали) какой-нибудь объемный том с африканским фольклором — прям-таки мечтаю об этом!
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 03:31
Вот такая была серия: http://www.ozon.ru/con...

Он начинал от антички и доводил до современности. Всего в таком оформлении было семь книг: четыре по дьяволу, пятая -- краткий пересказ всех четырёх, «Колдовство и ведьмы в средние века» того же Джеффри Рассела и «Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае» де Гроота.

цитата igi2r

очень бы хотелось, чтобы издали (или переиздали) какой-нибудь объемный том с африканским фольклором — прям-таки мечтаю об этом!


Раз вы москвич, шансов больше -- поищите по букинистике «Сказки народов Африки» -- Главная редакция восточной литературы, 1976. Кирпичина чуть меньше 700 страниц. В той же серии отдельными томами выходили сказки Мадагаскара и сказки бушменов. Академические издания, оч-чень достойные.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 03:35
спасибо! обязательно поищу — тока бы до букинистов добраться! судя по всему, я эту книгу в детстве частично читал, когда у кого-то в гостях был! такие книжки просто так по книжным в советские времена не лежали!:-)
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 03:39
Если что -- спрашивайте, я по тематическим подборкам могу чего-нибудь порекомендовать. ;-)

В том-то и ирония: в советские годы днём с огнём не найдёшь, а потом на букинистических развалах: бери -- не хочу! Я себе эту серию за лет пять активной охоты почти всю собрал.
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 03:44
обязательно спрошу! спасибо! там еще в этой серии эскимосские мифы должны быть классными и сказки Мадагаскара, наверное, тоже! :-)
 


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 04:02

цитата igi2r

там еще в этой серии эскимосские мифы должны быть классными и сказки Мадагаскара, наверное, тоже!
ответить правка наложить цензуру удалить


Ага, ага!.. Вообще там подборки случались весьма и весьма, в этой серии (одна Океания чего стоит!). А внесерийно, но с оформлением под неё, издали «Мифы, предания и легенды острова Пасхи».


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 09:22
В этой серии мягкая обложка довольно крепкая, так что у меня никаких претензий — есть книги, которые перечитывал три-четыре раза, а расклеиваться ничто и не думает.
Так что на практике все дело не в качестве издания, а в качестве читателя :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 01:28

цитата Pickman

Так что на практике все дело не в качестве издания, а в качестве читателя


Шо за гнусныя намёки?!

На самом-то деле зависит от конкретной книги: в некоторых случаях держатся дольше, в некоторых начинают распадаться на первой читке. От кол-ва клея зависит? Во всяком случае уж к неаккуратным читателям я вряд ли отношусь! :box:
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 08:38


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 10:16
В этой же серии выходила «Книга привидений лорда Галифакса» Чарльза Линдли. Там английский «призрачный» фольклор. Правда в авторском пересказе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 01:25
Ага, куплена и ждёт своего часа. :beer:


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 11:16
должно быть интересно))всегда любил легенды и придания читать)


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 11:55
Заинтересовали))
Пожалуй, поищу, мне различные легенды тоже интересны.


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 13:45
Спасибо! У меня есть эта книга, как раз лежит в стопке непрочитанных. Видимо, после такого отличного отзыва возьмусь за нее пораньше.


Ссылка на сообщение6 декабря 2009 г. 17:56
Небольшая поправочка:
книга про банши — ОГИ, не НЛО.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 01:25
Точно! 8:-0
 


Ссылка на сообщение7 декабря 2009 г. 14:33
А что на родный сайт ссылочку не даете:-[
http://fantlab.ru/work176629
Страницы: 12

⇑ Наверх