Р Кэмпбелл Усмешка тьмы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nexus» > Р. Кэмпбелл "Усмешка тьмы" (2007).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Р. Кэмпбелл «Усмешка тьмы» (2007).

Статья написана 20 ноября 2017 г. 16:00

Думаю, многие со мной согласятся, что хоррор — это весьма многогранный жанр.

Кого-то пугают натуралистично описанное насилие и реки крови, льющиеся со страниц книг. А кто-то чувствует себя неуютно при чтении вязких мистических или иррациональных историй и после вздрагивает от любого шороха или косого взгляда прохожего на улице.

Лично я не имею ничего против обоих сюжетных направлений. Главное, чтобы произведение было написано с душой и фантазией.

Сразу скажу, что приступая к знакомству с романом Рэмси Кэмпбелла «Усмешка тьмы» я не испытывал в отношении него каких-либо завышенных ожиданий.

Просто надеялся, что книга будет как минимум неплоха, раз так многие поклонники ужасов остались от нее в восторге.

И начало романа, относящегося как раз к категории неспешных произведений, пугающих не за счет внешних эффектов, а за счет напряженной атмосферы кошмара наяву, вышло интригующим.

В нем нам представили главного героя — кинокритика Саймона Ли Шевица, в одночасье оставшегося без заработка из-за закрытия скандально известного журнала, в котором он трудился.

Устроившись работать на бензоколонку, Саймон влачит скучное существование, пока к нему не обращается его бывший университетский преподаватель Кирк Питчек с предложением написать книгу о звездах немого кино, отдельное внимание уделив в ней актеру Табби Теккерею.

Впечатленный размером обещанного гонорара, молодой человек с воодушевлением берется за поиски информации о позабытом ныне комике, даже не замечая как постепенно все глубже и глубже погружается в омут самого настоящего безумия.

Увлекая туда же и читателя.

Однако в моем случае, с каждой перевернутой страницей я все больше опускался на дно самого настоящего океана недоумения.

А утонув в нем полностью, задался вопросом: откуда взялись все эти положительные отзывы на «Усмешку тьмы»?

Чем этот роман вообще мог понравиться любителям хоррора?

Может быть сумбурным авторским стилем изложения?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Допускаю, что проблема кроется лишь в особенностях моего восприятия, но очень часто картинка в голове, возникавшая при чтении книги, получалась рваной.

Для примера можно рассмотреть эпизод, в котором сосед Саймона по общежитию Джо помогал реанимировать его компьютер в присутствии отца подруги Саймона, неожиданного приехавшего в гости вместе с собакой.

Вся сцена происходит в комнате главного героя, в то время как питомец Уоррена томится привязанным на лестничной клетке.

Далее мы читаем:

«Джо оставляет диск в компьютере, разворачивает леденец, сует его Нюхачу и на пару с Уорреном отводит его вниз. Собака уничтожает карамельку в два мощных чавка, ступени скрипят под ее тушей».

Интересно, а когда Джо успел выйти из комнаты и подойти к собаке, если он только что сидел перед компьютером?

На лицо явная потеря связующего предложения, нарушившая целостность текста.

И таких примеров в книге можно привести массу.

Или «плоскими» персонажами, которых Рэмси даже не пытался раскрыть?

А может фанатам жанра пришлась по душе атмосфера произведения, которая построена в основном на упоминании где надо и не надо загадочных смешков, раздающихся в непосредственной близости от главного героя?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Серьезно, с разного рода усмешками и хохотом вышел явный перебор.

Я понимаю, что они призваны добавить иррациональности во все происходящее, однако данный инструментарий следовало использовать более умело, а не пихать его в каждую главу для галочки.

Атмосфера до того вялая, что напугать или хотя бы заставить нервничать она способна лишь ребенка, ей-богу.

Конечно, встречались в романе и светлые (т.е. действительно темные) пятна, но крайне редко.

Но больше всего меня расстроило то, что Кэмпбелл вообще не стал заморачиваться и прорабатывать концепцию придуманного им зла.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я вижу это так: профессор Теккерей Лэйн в своих исследованиях натолкнулся на какую-то могущественную враждебную силу, она поглотила его и превратила в Табби — клоуна, который своими фильмами стал негативно влиять на людей.

Всё, точка.

По мнению автора нам не нужно знать, ни что это были за исследования, ни откуда пришла эта враждебная сила, ни каким образом Табби с экрана мог проникать в человеческое сознание.

Да и зачем, если можно в сотый раз рассказать о словесных перепалках Саймона с родителями его девушки или о какой-нибудь бесполезной для сюжета ерунде?

До сих пор не понимаю, зачем на протяжении 44 страниц понадобилось описывать приключения главного героя в Амстердаме, если они никак не повлияли на развитие истории.

Если только для увеличения объема книги...

Короче говоря, вы уже наверняка поняли, что роман меня не порадовал.

«Усмешка тьмы» больше всего напоминает раздутый до неприличия воздушный шарик, скрывающий внутри себя лишь затхлую пустоту.

Не знаю кому как, но мне такой «годный хоррор» и даром не нужен.

Оценка: 5/10.





1311
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 16:05

цитата Nexus

Оценка: 5/10.
печально.
судя по отзыву вышла скорее «Насмешка тьмы» :-))) 8-]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 17:08

цитата intuicia

печально

И не говори...


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 16:40
Прочитал первые три книги серии. Все понравились по-своему. А «Усмешку» почему-то брать не спешил. Видимо, не зря. Спасибо за отзыв-предупреждение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 17:09
Пожалуйста! :-)

Но важно помнить, что это лишь мое мнение. ;-)

Есть полно людей, которым роман понравился.

Но для меня «Усмешка» — пока что самая слабая книга в серии «Мастера ужасов».


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 18:45
Бывает :)) Роман на роман не приходится, мне лично из всей серии больше всех показался скучным Лэрд Баррон, при том, что я в самом начале была в восторге, но спустя время могу сказать, что всё-таки меня напрягало, это то, что самое страшное ближе к концу появляется, а до этого всего лишь намёки. И роман очень скачет во времени. Думаю всё-таки снижу оценку до 6/10
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 21:22
Бывает, да. :-)

Пока что на 100% меня порадовал только Нэвилл.

«Инициация» и «Жертвоприношение» — неплохие книги, но на шедевры точно не тянут.

А вот «Усмешка» мне совсем не зашла.

В прочем, я уже всё написал в отзыве. 8-)


Ссылка на сообщение20 ноября 2017 г. 23:06
Прекрасно понимаю негодование по поводу затянутости некоторых сцен и избыточности некоторых деталей :-))) — переводить это было порой мучительно, и хотелось прямо-таки кричать в монитор — «Рэмси! Ну когда же?..» Но вот с чем не соглашусь — так это с тем, что концепция зла в романе слабая. Она там ого-го какая, на уровне оригинального книжного «Звонка» — да и кончается роман, по сути, незаметным апокалипсисом. И, в принципе, намеками она вполне расшифрована. Собственно, одна только эта концепция и перечеркнула для меня почти все недостатки романа. Кроме, конечно, затянутости. Ее там и впрямь порой многовато.


Ссылка на сообщение21 ноября 2017 г. 12:15
Ну на вкус и цвет... Рад что роман издали и уже думают о других книгах автора в обозримом будущем. Но и прекрасно понимаю что его книги не будут стоять в магазинах на досках почёта рядом с Кингом, Хиллом, Кунцем и прочими «ударниками»


Ссылка на сообщение21 ноября 2017 г. 17:53
А для меня Баррон пока номер один, совсем рядом Нэвилл, уверенно третий Кэмпбелл, Мастертон — последний.


Ссылка на сообщение21 ноября 2017 г. 23:07
У романа настолько болезненная параноидальная атмосфера, что практически с самого начала читать очень неуютно, временами на самом деле жутко — герой барахтается в окружающей его реальности как угодившая в паутину муха, к которой медленно и планомерно подкрадывается паук. Пожалуй, роман подзатянут, могу это назвать единственным явным минусом, но даже в таком виде для меня это пока что самая сильная книга в серии.


Ссылка на сообщение21 ноября 2017 г. 23:14

цитата Nexus

До сих пор не понимаю, зачем на протяжении 44 страниц понадобилось описывать приключения главного героя в Амстердаме, если они никак не повлияли на развитие истории.

Собственно, эпизод для того и нужен, чтобы передать ощущения загнанности, ускользающей из под ног почвы, растерянности человека, для которого мир обернулся огромной ловушкой.


⇑ Наверх