Евгений Прошкин В режиме


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Евгений Прошкин «В режиме бога»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Евгений Прошкин «В режиме бога»

Статья написана 6 марта 2017 г. 10:52

Аннотация:

Виктор Сигалов пишет морфоскрипты — интерактивные сны, заменившие людям игры, кино и книги. Как все авторы, он считает себя гением и втайне мечтает создать виртуальную реальность, равную реальному миру. Неожиданно Виктор получает новый заказ: корпорация, о которой он прежде не слышал, просит его протестировать сложный морфоскрипт. Изучив чужой сценарий, Сигалов обнаруживает, что неизвестный автор сумел воплотить его мечту – интерактивный сон показывает настоящую жизнь, опережающую реальный мир на несколько дней и предсказывает, что Земле грозит какая-то глобальная катастрофа. Чтобы предотвратить беду Виктору нужно разыскать настоящего автора. Но как это сделать, если в реальном мире он не существует?




Как в свое время телевизор убил театр, а интернет — бумажные книги, так спустя десятилетия морфоскрипты похоронили всю индустрию развлечений, завоевав бесспорное и подавляющее первенство среди способов увлекательно провести время. Потребителю обеспечат хоть криминальный скрипт, хоть ураганный боевик, хоть познавательные путешествия, хоть сентиментальную романтику, хоть жесткую порнографию. Причем с полным эффектом соприсутствия и участия, включая интерактивный сюжет и взаимодействие с антуражем. Однако для создания качественного контента нужны специалисты, умеющие поймать зрителя на удочку любопытства, страсти или азарта, а затем аккуратно провести по реперным точкам и развилкам сюжетных линий. Одним из таких морфоскриптеров является Виктор Сигалов, заработавший себе имя среди профессионалов, но не крупную сумму на счете. Поэтому откликаясь на разные предложения, он периодически попадает в передряги. Но однажды ему выпадает редкостный шанс прикоснуться к чему-то большему, чем заурядный коммерческий проект.

Роман «В режиме бога» Евгения Прошкина можно отнести сразу к нескольким жанрам. От киберпанка взята расширенная виртуальная реальность, продвинутая кибернетика и прямой вызов системе. Из элементов социальной фантастики мы видим различные страты общества, неуклонно сползающего в эдем блаженного потребления, и холодную логику корпораций, которые уже давно поделили рынок и даже протесты заказываются ими же, чтобы полностью контролировать ситуацию. На поле производственного романа «В режиме бога» выходит благодаря подробно и красочно описанной профессиональной деятельности Виктора. Здесь и популярные схемы морфоскриптов, и типовые сюжетные приемы, крючки привлечения внимания, и корпоративные традиции. Кроме того, книга представляет собой добротный блокбастер, кинематографически зрелищный и остросюжетно динамичный. Прошкин с особым тщанием швыряет героя из переделки в переделку, маскирует морфоскрипты под реальность и наоборот, чтобы добиться максимального эффекта. Стремительный бег сквозь четко выстроенные эпизоды очень быстро погружает читателя в круговорот событий.

Однако ключевой мотив, который своеобразным саундтреком пронизывает произведение, это тема творчества и вдохновения, толкающих человека на созидание историй, виртуальной реальности, скрипта, наконец. Аналогичные вопросы задавались в романе «Лабиринт отражений» Лукьяненко, где главный герой возвел в Диптауне целый дом и населил его выдуманными жильцами, каждому подарив свою историю. Прошкин идет чуть дальше и наделяет Виктора особой мечтой — сотворить точный дубль реального мира, Гиперскрипт, пусть даже самому герою это кажется несбыточной фантазией. Ведь если обычные морфоскрипты — это временный обман, в лучшем случае — профессионально выстроенная иллюзия, собранная из отдельных осколков, то Гиперскрипт должен быть идеальным отражением, учитывающим бесконечно большое число деталей и факторов. Это мощнейший и опаснейший инструмент, открывающий широчайшие возможности.

Особо стоит отметить ироничный стиль Прошкина, меняющийся от добродушной самоиронии до откровенно черного юмора. Удачно дополняют эффект вкрапления пост-модернистских шуток, с одной из которых начинается роман. «На стене висело ружье, в углу под нереально разросшимся фикусом стоял поцарапанный белый рояль». И выстрел не заставит себя долго ждать.

Итог: социальный роман о творческом человеке в мире, где почти стерта грань между реальностью и виртуальностью.

Моя оценка: 8/10





1561
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 марта 2017 г. 14:18
Спасибо за рецензию.

В тексте рецензии, кстати говоря, не увидел описания недостатков, но оценка почему-то 8 (а не 9 или 10). Интересно было бы узнать, за что «снижен балл».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2017 г. 14:46
Объективных серьезных недостатков я в книге не заметил, но лично меня немного расстроила пара-тройка моментов.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В частности, Прошкин порой превращает текст из нф, пусть и мягкого, в кибер-фэнтези. Буквально два эпизода, но Медведь требователен:) И уже подустал от натяжек совы на старый школьный глобус, особенно, если нет формул из сопромата, которые обосновывают возможность процесса.
Ну и совсем субъективно — Прошкин слишком часто играл на провокацию, хотя и аккуратно опускал любой «взрослый» контент. Например, если бы один из персонажей занимался не созданием скриптов для маньяков и педофилов, а чем-то менее шокирующим, я был бы вполне признателен автору.

В остальном текст весьма хорош и я долго колебался между 8 и 9 баллами. Не будь перекличек с «Лабиринтом...», я бы все-таки поставил девятку, наверное.
 


Ссылка на сообщение6 марта 2017 г. 14:58
Ага, спасибо!
 


Ссылка на сообщение6 марта 2017 г. 15:01
Пожалуйста!:)


Ссылка на сообщение16 марта 2017 г. 18:02
Спасибо большое за вдумчивую рецезию:cool!:
И свои пять копеек... КМК Прошкин чуть ли не единственный полноценный и полновесный ученик и последователь Ф.К. Дика в России. Больше всего мне нравилась структура его романов. До середины книги это обычно крепкий боевик с более-менее интересной трактовкой избитых фантсюжетов. Но во второй половине его романы всегда сваливаются в такой сюр, бред и паранойю, что у читателя волосы на голове шевелятся. И все гадаешь — это у тебя с головой не в порядке или у автора:-))) и обязательно впереди маячит некий шизоапокалипсис, от которого человечество и спасают главгерои. В общем трэш и угар по полной. И даже если есть хэппи энд, то от него так тошно и муторно, что лучше бы все умерли;-)
И конечно, обычно протагонист и антогонист в романах это один человек только с биполярно-темпоральным расстройством личности. А чаще таких героев несколько.
В общем, хорошо, что Прошкин прервал свое долгое молчание. И порадовал нас новым романом.^_^
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2017 г. 16:20

цитата vfvfhm

Спасибо большое за вдумчивую рецезию

:beer:
Всегда готов порадовать)

цитата vfvfhm

Больше всего мне нравилась структура его романов. До середины книги это обычно крепкий боевик с более-менее интересной трактовкой избитых фантсюжетов. Но во второй половине его романы всегда сваливаются в такой сюр, бред и паранойю, что у читателя волосы на голове шевелятся.

Мне кажется, что в данном романе сюр вовсю раскручивается уже в первых же главах-эпизодах. Но дальше степень призрачности еще пару раз резко повышается, ага:)

цитата vfvfhm

В общем трэш и угар по полной. И даже если есть хэппи энд, то от него так тошно и муторно, что лучше бы все умерли

О да, сразу вспомнилась «Война мертвых»)

цитата vfvfhm

В общем, хорошо, что Прошкин прервал свое долгое молчание. И порадовал нас новым романом.

И вновь :beer:


⇑ Наверх