Андреев и Сатана


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кечуа» > Андреев и Сатана
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андреев и Сатана

Статья написана 7 января 2017 г. 21:37

Леонид Андреев, «Дневник Сатаны»




Последний раз нечто похожее было после рассказа «Колодец и маятник» По. Как и в тот раз, разум хранит след ощущения, который размывается водой, утрачивает контуры, и потому надо поспешить, схватить, успеть сделать слепок. Но как? Попробую вспомнить, с чего всё началось.

Дьявол вочеловечился, чтобы разыграть театральную пьесу на грешной земле. Он хочет лицедействовать. Облечённый в тело, он уже стал немного человеком, но пока что он равнодушен. Он играет роль благодетеля человечества перед первым, кто повстречался на Его пути — Фомой Магнусом, жестоким, но умным человеком, убийцей, поселившимся в уединённом доме в Кампанье со своей дочерью Марией. Магнус видит в глазах американского миллиардера и мецената, тело которого занял Дьявол, неземное равнодушие, и противопоставляет этой равнодушной, наигранной любви к Человеку, жгучую и тяжёлую ненависть. Сначала выяснится, что он играет, чуть позже — что он играет лишь отчасти.

Мир начнёт стремительно менять Дьявола; вочеловечивание зайдёт дальше, чем Он ожидал. Всё дело в Марии, которая до боли напоминает другую, что жила за два тысячелетия до. И Дьявол влюбится. Боже мой, как хорош Андреев! Как он прекрасно, мастерски, показал через дневник этого неудачливого Дьявола, как тот меняется и в какой-то момент оказывается меж двух глухих стен. По одну сторону — мир человека, до которого Ему всё ещё далеко, по другую — вечность, откуда он пришёл — с её невыразимыми на земных языках сущностями, о которых придётся забыть ради... Марии. Пока что у Чёрта есть возможность вернуться обратно, сохранив гордость, оставшись равнодушыным — выстрелить в висок мистера Вандергуда, тело которого он занял; вернуться, унеся с собой лёгкое презрение к людям, червячкам, уползающим от смерти, создающим культы в надежде найти утешения в жизни, которая заканчивается и, таким образом, призревающим ratio, выбирающим вместо этого чудо — чудо монарха, даденого Богом, вместо «низкого» парламента, чудо сотворения вместо разумных доводов; людям, которые даже самые чистые начинания Великих, из-за серости основной массы своей, превращают в фарс и грязь. Дьявол окажется слеп. Именно потому, что вначале Он ставил так низко человека, человек его обманет и унизит — беззащитного, совсем вочеловечивавшегося, «опустившегося» до своего секретаря по имени Топпи, мелкого чёрта, который из любви к церковным ритуалам почти сразу забыл откуда он родом. И даже алчный кардинал, похожий на старую обезьяну, будет смеяться, приговаривая шутливо «Vade retro, Satane».

Мне всегда очень нравились монологи про «тварь дрожащую» и всё в этом духе (в данном случае герои «право имеют»); тем не менее, на жизненные реалии постулаты таких рефлексий книжных героев я никогда не проецировал. Если спроецировать — выйдет страшно. И, как по мне, неправильно. Пусть пища для ума таковой и останется. Андреев прав, но он прав в рамках своего взгляда на  человечество — разочарованного взгляда уставшего человека, которому смерть наступает на пятки. В рамках его «мирокартины» я принимаю его выводы, так красиво и логично выписанные. Но не более того.

Несмотря на всю мрачность и безысходность, рекомендую роман к прочтению. Ближайшая ассоциация — «Преступление и наказание» Достоевского. Конечно, проза Андреева гораздо менее реалистична, что предполагает сам жанр (притча), куда более пафосна и даже вычурна, что не делает её хуже, ИМХО.

Перечитываю рецензию. Возможно, стоит убрать первый абзац. Но это — что я чувствовал через 10 минут после того, как дочитал. Так стоит ли?

К слову, роман не успел обзавестись концовкой. Андреев умер. Видно, что повествование обрывается на полуслове, хотя по ощущениям дописать осталось всего-ничего, может, страниц десять, чтобы Магнус объяснил, что за «рай при жизни, а не после смерти» он собирается «отдать в дар» людям. Впрочем, опять же: нужны ли эти разъяснения?




Но как ни гнусна наша жизнь, еще более она несчастна — ты согласен с этим? Я еще не люблю тебя, человече, но в эти ночи я не раз готов был заплакать, думая о твоих страданиях, о твоем измученном теле, о твоей душе, отданной на вечное распятие. Хорошо волку быть волком, хорошо зайцу быть зайцем и червяку червяком, их дух темен и скуден, их воля смиренна, но ты, человече, вместил в себя Бога и Сатану — и как страшно томятся Бог и Сатана в этом тесном и смрадном помещении! Богу быть волком, перехватывающим горло и пьющим кровь! Сатане быть зайцем, прячущим уши за горбатой спиной! Это почти невыносимо, я с тобой согласен. Это наполняет жизнь вечным смятением и мукой, и печаль души безысходна.

Подумай: из троих детей, которых ты рождаешь, один становится убийцей, другой жертвой, а третий судьей и палачом. И каждый день убивают убийц, а они все рождаются; и каждый день убийцы убивают совесть, а совесть казнит убийц, и все живы: и убийцы и совесть. В каком тумане мы живем! Послушай все слова, какие сказал человек со дня своего творения, и ты подумаешь: это Бог! Взгляни на все дела человека с его первых дней, и ты воскликнешь с отвращением: это скот! Так тысячи лет бесплодно борется с собою человек, и печаль души его безысходна, и томление плененного духа ужасно и страшно, а последний Судья все медлит своим приходом... Но он и не придет никогда, это говорю тебе я: навсегда одни мы с нашей жизнью, человече!

Приму и это. Еще не нарекла меня своим именем Земля, и не знаю, кто я: Каин или Авель? Но принимаю жертву, как принимаю и убийство. Всюду за тобою и всюду с тобою, человече. Будем сообща вопить с тобою в пустыне, зная, что никто нас не услышит... а может, и услышит кто-нибудь? Вот видишь: я уже вместе с тобою начинаю верить в чье-то Ухо, а скоро поверю к в треугольный Глаз... ведь не может быть, честное слово, чтобы такой концерт не имел слушателя, чтобы такой спектакль давался при пустом зале!

Думал я о том, что меня еще ни разу не били, и мне страшно. Что будет с моей душою, когда чья-то грубая рука ударит меня по лицу... что будет со мною! Ведь я знаю, что никакая земная расплата не вернет мне моего лица, и что будет тогда с моею душою?

Клянусь, приму и это. Всюду за тобой и всюду с тобой, человече. Что мое лицо, когда ты своего Христа бил по лицу и плевал в его глаза? Всюду за тобой! А надо будет, сам ударю Христа вот этой рукой, что пишу: всюду за тобой, человече. Били нас и будут бить, били мы Христа и будем бить... ах, горька наша жизнь, почти невыносима!

Еще недавно я оттолкнул твои объятия, сказал: рано. Но сейчас говорю: обнимемся крепче, брат, теснее прижмемся друг к другу — так больно и страшно быть одному в этой жизни, когда все выходы из нее закрыты. И я еще не знаю, где больше гордости и свободы: уйти ли самому, когда захочешь, или покорно, не сопротивляясь, принять тяжелую руку палача? Сложить руки на груди, одну ногу слегка выставить вперед и, гордо закинув голову, спокойно ждать.





641
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 22:14
Здоровски написали!:beer:
А насчёт эмоций: они лишь показывают нашу человечность. И нечего их убирать))
Ну и книгу беру на заметку, моя тема.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 23:29
Спасибо! :beer: В первую очередь приятно, что «убедил» Вас почитать книжку. Значит, не зря писал. :-) Да и комментарий греет душу куда больше, нежели безликий лайк. ;-)


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 22:14
Замечательная рецензия. Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 23:30
Большое спасибо! :beer:


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 22:59
Книга сильная. Тоже читал. И согласен с вами.
Только перенесите в раздел колонок «рецензии». В «другой литературе» ей не место.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 23:34
Evil Writer, спасибо, что прочитали рецензию. :-)

Что касается рубрики, во-первых, как по мне, притча это в большей степени «Другая литература», чем ФиФ, а во-вторых, «Рецензии» серьёзно модерируются и перед тем, как публиковать там статью, стоит её отдать на суд модератору. Пока не буду переносить.
 


Ссылка на сообщение7 января 2017 г. 23:41

цитата Кечуа

Что касается рубрики, во-первых, как по мне, притча это в большей степени «Другая литература», чем ФиФ, а во-вторых, «Рецензии» серьёзно модерируются и перед тем, как публиковать там статью, стоит её отдать на суд модератору.

Все-таки роман имеет веское фантастическое допущение. Но, ваше дело)
 


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 00:16

цитата Evil Writer

Все-таки роман имеет веское фантастическое допущение.

О да.


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 11:30
Хорошая рецензия на непростую книгу. Спасибо!

цитата Кечуа

на жизненные реалии постулаты таких рефлексий книжных героев я никогда не проецировал. Если спроецировать — выйдет страшно.
Ну, все еще впереди. :-) Да и страх — не самая бесполезная эмоция.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 13:17
Полковник, спасибо. :-) Книга действительно непростая. Хотя, если сравнивать с Достоевским, можно сказать, что Андреев гораздо более прямолинеен.

С Вашего позволения, приведу отрывок из собственного отзыва (давнишнего) на «Братьев Карамазовых».

«Для Достоевского же произведение, как мне показалось, является не средством для доказания чего-либо, а конечной целью. Писатель берёт за основу сюжета хоть и не совсем обычную, однако часто встречающуюся ситуацию и создаёт героев, которые более похожи на людей, нежели на актёров, пусть и безупречно, но, всё же, лишь играющих в спектакле, постановщиком которого является автор. У Достоевского же персонажи действуют на своё усмотрение, думают, переживают, а писатель наблюдает за ними, подслушивает диалоги, беспардонно копается в мыслях и записывает, записывает, записывает…»

Такого у Андреева нет вовсе.
 


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 13:42
В свою очередь, смею предположить, что Достоевский обладает очень четким пониманием как мироустройства, так и его коллизий, у него есть очень ясные ориентиры для этого. А Л.Андреев, в моем восприятии, ближе, пожалуй, к М.Булгакову, к его «Мастеру и Маргарите», не в смысле стиля повествования, а в путях поиска ответов на вечные вопросы человеческого бытия.
А Достоевский, да, ощущение того, что он просто видит все происходящее воочию, не оставляет и меня тоже при чтении. Что-то буквально от «реалити-шоу» присутствует, настолько откровенен Федор Михайлович.
И все эти авторы и их книги не оставляют равнодушным читателя, поскольку речь они ведут о главном — о природе человека и смысле его существования. Более интересной, волнующей и всегда, во все времена актуальной темы не было и нет. Потому что нет ничего интересней, чем смотреть внутрь собственной души, души человеческой, двуначальной, живущей на границе света и тьмы.
 


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 18:55
«Мастера и Маргариту» оочень давно читал и тогда отнёсся к роману как к чисто развлекательной литературе (ну, интересно читать — я и читал). Надо бы перечитать — сравнить двух Чёртов, да и возросший опыт, быть может, позволит откопать новые пласты. :-)

цитата Полковник

Потому что нет ничего интересней, чем смотреть внутрь собственной души, души человеческой, двуначальной, живущей на границе света и тьмы.

Хорошо сказано. :beer: Хотя до конца разделить позицию не могу — всё же, не Достоевским единым... Или вот, читая «Войну мир», я, зачитываясь событийной частью, просто плевался от философских вставок (назовём это так); помните: произвольное движение людских масс, на которое генералы никак не влияют, паровоз, дым... Ух.

Да и вообще, внешнее важнО. Всё-таки, даже если о фэнтези говорить, оно больше о внешнем и видимом, чем о внутреннем и скрытом, хотя достоверную проработку героев никто не отменял.

Так что пускай будут разные книжки. :-) Список Ваших оценок, в котором у Толкиена «десятки», а У Мартина «девятки», — оба Дж.Р.Р. — позволяет мне предположить, что Вы разделяете сей концепт. :-):beer:
 


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 21:10

цитата Кечуа

Список Ваших оценок
Я вообще очень редко даже девятки ставил, а потом и вовсе оценки ставить перестал. :-)
Я автору не учитель и не судья, чтобы оценки ставить. Нравится книга — благодарен. Не нравится, ну, значит понравится другим читателям.
 


Ссылка на сообщение8 января 2017 г. 22:11
Ну, с этим не поспоришь, конечно, но оценки (субъективные) я лично ставлю, чтобы можно было пользоваться сервисом рекомендаций на Фантлабе. Хорошо работает, ИМХО.


⇑ Наверх