Пена дней


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Пена дней
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пена дней

Статья написана 7 сентября 2013 г. 19:28

Смотрел недавнюю экранизацию «Пены дней» Б. Виана.

Как ни крути — фантастика. Тут и самоходные полицейские автомобили на гибких ногах, и мышь-помощница, и домики, которые меняют свои размеры в зависимости от самочувствия хозяина.

Экранизация детальная, компьютерные эффекты позволили сделать все или почти все.

Есть сколько-то дизайнерских выдумок — с экранами, очками, городом. Есть музыка и определенный стиль.

Есть просто великолепная пара актеров — пусть им бы сниматься в таком фильме лет и на десять-пятнадцать раньше. Здесь они выглядят так, будто обрели вторую молодость, и трагедия их готова опалить.

Но впечатление у меня самое гадкое.

Я специально прочитал сам роман. Ничего не изменилось.

Понимаю, что очень во многом не прав — но воспринимаю книгу с фильмом как пародию на «Трех товарищей» Ремарка.

Когда взяли схожую личную трагедию, а реальный мир, в котором она происходила, содрали-разобрали, как лист за листом с капусты, оставив одну кочерыжку, а потом к ней скрепками стали пришпиливать новые листы, пусть это и были листы рукописи. Получившуюся инсталляцию поставили на грядку и назвали «капустой». Будто в недавно освобожденной Франции был запрос «сделать как у немцев, но наше», и один из авторов этот запрос исполнил.

Да, там уйма отсылок, шуточек, подколок и аллюзий —  крепко досталось Сартру — это что-то среднее между «Хромым бесом» и «Ампиром В».

Но так уж вышло, что мне совершенно, практически абсолютно неинтересно узнавать сочетание эпохи и города — в их отражениях (если я правильно понимаю, это действительно Париж «сразу после» или же «во время» — роман вышел в 47-м). Вот скучно мне разбираться в хитросплетениях намеков и довольно-таки простоватых образов («дугласы-полицейские»).

Парадоксальный, на первый взгляд, эффект — автор обрушивает на читателя груду разнообразных выдумок, ярких поделок и феерических образов. Но они все бесполезны, бессмысленны и не производят впечатления. До Терри Прачетта с его юмором и, казалось бы, схожими «образами перевертышами», Борис Виан и близко не дотянул.

Почему?

Когда ту же эпоху и тот же город показывают с претензией на реальность, пусть и вперемешку с самой причудливой выдумкой — «Орфей» Жана Кокто — это впечатляет. Там есть узнаваемые люди, страсти, пусть и в преломлении...

Когда схожую личную трагедию помещают в совершенно другую эпоху, и ставят вокруг совсем иные проблемы — «Элементарные частицы» М. Уэльбека — это тоже впечатляет.

Когда просто то время и тот город представляют в детективном сюжете — «Полицейская история» с Аленом Делоном — тоже интересно, тоже затягивает.

Но здесь — мишура, мишура и еще раз мишура. Пусто. Будто взрослые собрались участвовать в школьном утреннике, костюмы надели,  а детей нет. И вот теперь они увлеченно поют песенки, ходят вокруг елочки и зовут Дедушку Мороза. Бррр....

Имхо, начисто разорвана связь между фантастической выдумкой и значимостью того образа, который получен с её помощью. Новые образы либо ничего не значат, либо намеки в их речах слишком прямолинейны (вроде торговли со священником на кладбище или разговора с распятьем). Единой системы новые образы тоже не составляют (хотя бы как глюки в «Футурологическом конгрессе» С. Лема).

Повторюсь, фильм очень красив, хотя местами эклектичен. Придумки и фокусы второго плана хороши. Смотреть — стоит.

Но мне бы увидеть хорошую экранизацию «Трех товарищей».

Богатую, как «Банды Нью-Йорка» и выверенную, как «Гарпастум».

Такой пока нет.

Надо ждать.





322
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 сентября 2013 г. 20:22
Хороший, но очень тяжелый фильм. После него реально хотелось выпить водки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 сентября 2013 г. 22:26
Личной трагедии — сопереживаешь. Без дураков. Но вокруг какой-то дурдом на колесиках.


Ссылка на сообщение8 сентября 2013 г. 06:12
Слушайте, прекрасная рецензия с точки зрения использования финта отвлечения. Вот понравился, допустим, фильм «Великий мастер» с оговорками, а в рецензии написать, что при всех его достоинствах у меня любимая книга — «Унесенные ветром», которую создатели в виду, конечно , как бы не имели, но это неудачная экранизация. Раньше для критиков абсолютной константой было не оценивать произведение по критерию того, чего в нем нет, фиксируя наличествующие достоинства и недостатки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2013 г. 13:26
Понимаю.
Просто сравнение сюжета Трех товарищей и Пены дней — как сравнение двух одинаковых монет. Только одна из них настоящая, а другая — фальшивая.
Плюс я и с другими произведениями сравниваю, если вы заметили :)
Да, достоинства и недостатки как бы перечисляются...


Ссылка на сообщение8 сентября 2013 г. 17:17
Ключевая фигура для понимания романа «Пена дней» — это Жан-Соль Партр.
Когда автор вводит в роман реальную историческую личность, у него есть два пути.
Можно ввести под реальным именем, как делается в исторических книгах, например.
Можно придумать новое имя, но с красивой отсылкой, например, Беневоленский Щедрина.
Виан делает по-другому. Берет реальное имя, но коверкает его.
Он боится ввести в роман реального Сартра. Боится он и самой реальности.
И у него не хватает творческих сил, чтобы создать собственного персонажа, отталкиваясь от фигуры Сартра. Все, что он может сделать, это карикатуру.
Так и весь роман представляет собой дешевую карикатуру на «Три товарища».


Ссылка на сообщение8 сентября 2013 г. 22:46
Я люблю книгу «Три товарища». Но «Пена дней» понравилась (и книга, и фильм), хоть и меньше, потому что не совсем мой жанр. Никакой пародии на «Три товарища» не увидел.

цитата beskarss78

Когда взяли схожую личную трагедию, а реальный мир, в котором она происходила, содрали-разобрали

Я не знаю истории написания, но, мне кажется, все наоборот было — взяли ирреальный мир с кучей подколок и аллюзий, а потом приделали личную трагедию. Потому что мир, конечно, важнее, и ради него все и писалось. Это фарс, гротеск и абсурд, превращающийся в трагифарс. Совершенно другие задачи у автора.

цитата beskarss78

Имхо, начисто разорвана связь между фантастической выдумкой и значимостью того образа, который получен с её помощью

Связь, на мой взгляд и в том числе, такая, что показано, как окружающий мир в буквальном смысле зависит от психологического состояния героев. Там вся фантастика из-за того, что они молоды, влюблены и беспечны — и мир им кажется полным маленьких чудес. А потом... Как сказал один персонаж , с ее домом случилось тоже самое, когда она начала стареть (как-то так).

цитата Денис Чекалов

И у него не хватает творческих сил, чтобы создать собственного персонажа, отталкиваясь от фигуры Сартра. Все, что он может сделать, это карикатуру.

По-моему, он и хотел сделать карикатуру. Хотя там не столько на Сартра, сколько на его фанатов. А на месте Сартра мог быть кто угодно, просто в то время он был главным кандидатом на звание властителя дум.

Так что посыл рецензии мне не очень понятен. Ладно бы это была до неприличия вольная экранизация «Трех товарищей»... Хотя нет, вру, понятен. Я сам недавно про «Великого Гэтсби» отписался в том духе, что все неплохо с точки зрения человека, который не читал и не в большом восторге от истории, но «Трех товарищей» (которых читал и от которых в восторге) в таком стиле я бы категорически не принял :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 сентября 2013 г. 23:35
Когда человек слишком маленький или слишком старый, то его дом — целая страна...

Я понимаю, что во многом субъективен, и не настаиваю на прямой ассоциации.


⇑ Наверх