Дьявол среди


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nik_sana» > Дьявол среди людей
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дьявол среди людей

Статья написана 20 марта 2013 г. 13:28

Вторая часть желчных мыслей. Знамо дело, про автора.

Кризис – это не всегда и не обязательно плохо. Как утверждает обожаемый мною Масааки Имаи (черт, мы же лично знакомы, у-уу, я горжусь, интервьюировала и трепалась до переутомления мозга), гуру японского подхода к бизнесу – кризис дает возможности. Но при этом происходит встряска.

В чем «авторская» встряска, как я это вижу? Если сравнивать это с принципом движения автомобиля,  то мы имеем проблему демпфера сцепления – скушали, а? Щас расскажу чуть иначе. Не для нашего журнала. Вы ж невиноваты, что я в нем работаю…

Автор, тем более начинающий, по определению (сумма гонораров, срок выплаты и вероятность) – не профессионал. Классическая система «входа» в тусовку/профессию/литературу была «длинной»: человек начинал посещать литкружок, общался с профи, обминался в среде, пробовал себя в малой форме. Знакомился с правилами писанными и неписанными. Привыкал к стилю общения. Врастал. И в перспективе думал о профессии литератора. И, поскольку он так думал, он и относился к этому делу, как к профессии. А это что? Это понимание того, что сразу не бывает все, что булки с дерева без лестницы не добыть и тд и тп. Особенно важное: профессия предполагает совсем иной формат отношений. Нервы оставляем дома, шефа ногами не бьем (ха-ха), плевок вверх трезво ассоциируем с понятием критики, которая не нам нужна… и так далее. Я знаю одного дивного главреда, который пришел и устроил мега-разнос. троих отосла на увольнение с матерком и затем сел, выпил кофе и сказал: «я с женой поругался. Какого черта вы еще тут? Идите, работайте.» И никто не был потрясен до соплей. Это работа. Большой холдинг. Ничего личного… кроме личного)))

Вы ждете позитива и драйва от каждого дня на работе? Вы верите в то, что кругом энтузиасты-бессребренники? Вы можете сомневаться в своем месте на лестнице большой иерархии, если перед носом у вас должностные обязанности? Число вопросов можно множить. В целом направление определилось ага?

Важно то, что в режиме «это работа» вы растете постепенно, осознавая цели, свою готовность чем-то жертвовать, свои возможности и сам пульс этой дивной фигни, грубо но без презрения называемой конъюнктура. Если вернуться к теме автомобиля, обороты растут, диски сцепления сходятся, трутся, крутильные колебания (нервы, эго, ожидания, муки творчества и тд) плавно компенсируются демпфером, имя ему – осознание себя в профессии. Вы набираете обороты, и раз – вы на какой-то передаче двигаетесь. Понимая, как вы это сделали что именно сделали.

Но такая система сломалась.

Вы уже где-то работаете. Вы чем-то живете. И социальные координаты ваши могут оказаться крайне тяжело совместимы с топографией литературного поля (фант-болотца).

Если вы студент / домохозяйка / трудолюбивый селянин вы более или менее готовы демпфировать удар за свой счет. У вас нет иллюзий, вы почти чистый лист. У вас мало внятных ожиданий. Вы еще так зелены, что место в иерархии вас мало беспокоит. Наконец, у вас есть время.  И есть в той или иной мере вам самим понятная цель.

Если вы вполне успешны в своей профессии, если у вас уже нет зелени молодеческой и есть свой круг интересов, то литература для вас – 100% хобби. С одной стороны это означает, что вы будете наверняка над собой и текстом работать. Лучшие фотохудожники, кого я знаю – они воспринимают работу, как хобби. А ремесленники зашибают бабло на свадьбах и не парятся по теме художественности, обходясь типовыми приемами, которые стандартно «прокатывают». Итак, если у вас такое хобби – литература, то вы и есть худший из демонов мира. Вы несправедливы ко всем, у вас завышенные ожидания и неадекват в общении.

Вы тихо писали и тихо делились с узким кругом единомышленников. Все было ОК. Вы вроде бы не идиот и осознали, что текст вполне читабелен. Вы отправляете его «туда, не знаю куда». И что? Вы, конечно, желаете получить «то, не знаю что». Таки гарантирую: вы ЭТО и обретете. И оно вам не понравится.

У вас есть место в иерархии общества. У вас есть свои взгляды. У вас есть туча дел. Вы хотите от своего хобби то, чего никто не хочет от профессии: позитива, драйва, отдыха для души, умной беседы с единомышленниками еще пес знает чего из разряда «супер-супер». Все это, на 200% все – нереально. Это совсем не то, что вы получите, переключив разогнавшееся хобби с холостого хода на первую передачу. Вы не сможете демпфировать удар своих иллюзий об реальность за счет своих же ресурсов. Вы просто не готовы такое – демпфировать. И тогда возникнет проблема.

Если вы еще и женщина, в тусовке заговорят о ПМС (ООО, как это любят!!!). Добавят: ну, короче – истеричка. Ну еще варианты – зажравшаяся стерва. Ваши душевные метания никому не нать и даром. А если светит гонорар, то нафиг вообще вы мечетесь???

Потому что – еще раз повторяю – у хобби нет ни единой цели, ни единой мотивации, которая свойственна профессии, и которая, что важно, может быть заранее внятна «хоббиту».

Признание? Оно у вас есть по месту работы.

Деньги? Ха-ха три раза.

Самореализация? А это-то как связано с фактом публикации? Вы что, верите в себя, ТОЛЬКО если Вася Пупков-Косоручко напишет о вас хорошо?

Вход в литературу вас демотивирует. Обсуждение выстраданных вами книг вас демотивирует. И вообще вы уже не знаете, зачем вы в это ввязались. Автор-хоббит всем плох. Он талантлив? Зачастую да. Но неуправляем – и это почти всегда именно так.

И это плохо. Потому что литература (чисто мое мнение) сильно отличается от ряда иных хобби-грядок. Вы работаете со словом. Вольно или невольно вы участвуете в развитии или деградации какой-то части культурного пласта. Учитывая ваше общее недовольство ситуацией, вы скорее свободный радикал и фактор нестабильности. А могли бы стать катализатором перемен.

Рынок из-за вас еще глубже уходит в кризис, отдается ремеслу и унифицируется под фаст-фуд. А вам уже все равно. Вы понимаете, что работа есть работа. И что там у вас много разного, от чего вы не готовы отказаться. А тут много всякого, что вовек бы не видеть.

Само собой, опять я утрирую. Намеренно. Но это серьезнейший на мой взгляд фактор кризиса: отсутствие у автора внятной мотивировки в творчестве и внятных ориентиров в профессии. Частично в таком состоянии автора виновато его издательство. Ну неужели правда так сложно ввести человека в рамки и аккуратно в них держать? А для этого надо его (автора) малость ценить. Но это уже немного иной разговор. Разговор о том, есть ли время-силы-нервы у людей в издательстве…

Перехожу к практической части с примерами. Я тот самый автор, которой ничем вообще не замотивирован. И хуже того: у меня туча иллюзий. И да, мне совершенно некомфортно в нынешней литресреде. Если сформулировать кратко претензии (не надо придираться к словам, это не в прямом смысле претензии, это раздражители), то они такие:

— анонимность, безликость тусовки. На работе и в жизни я не общаюсь с теми, кто не умеет говорить от своего лица. С открытым забралом. А тут… Видите ли, тут все анонимы со стажем. Я меняла работу, даже на нечто с ухудшением условий, когда тусовка редакции пробовала стать стаей. У меня есть свои правила. Я не обсуждаю людей в их отсутствие. Я не верю в присказку «ничего личного». И еще разное – но хватит и этого.

— неуважительный, с переходом на личности, стиль сетевого общения. Это следствие пункта один и его нет смысла обсуждать.

— высокая недостоверность для меня статуса «заявленных» профессионалов. Если мне скучно читать статьи этих профи, то скучно. И точка.

— Несовпадение систем отсчета. Это мой частный случай. Я редактор, и за свою жизнь я сделала с нуля четыре журнала, три отдала в хорошие и не очень) руки и пронаблюдала результат не без напряжения. Журнал для профи — это каждый раз очень большая работа именно с авторами. У меня специфическое поле, где крикунов много. А надо искать профи, причем не всегда умеющих и желающих писать. Их сложно мотивировать. Они все – ходячая проблема. И я обожаю их, драгоценных моих головняков. Облепленных тараканами аж без живого места))) Поэтому мне тыщу раз непонятно и дико то, что с нами – авторами – не работают в этом поле. Если угодно. Мои авторы – трюфели. А мы на этом поле априори – поганки)))

Что значит работа с трюфелем? Поиск мотивировки и налаживание процесса вытяжки (экстракции) из умного и классного человеко-мозга, загруженного выше крыши, нужных мне, а не ему, материалов. Если не разговаривать и не выбирать из сотни человеков одного «своего» — то просто журнал будет чуть хуже. Чуть. Но именно поэтому в моем поле очень многое решают личные отношения.

И вот главное правило моего рынка (не универсальное, это мое правило, можно и иначе и делают иначе, ага): нет простых авторов, которые много и удобно вам пишут – и нужны вам. Все лучшие невротичны, звездануты, проблемны, и редактор обязан понять на чутье: когда прощать все и когда разрывать отношения вопреки громкому имени.

У меня сейчас пишет девочка с тонкой психикой. Она не профи в журналистике. Она не технарь. Но я вбила в работу с ней месяц переписки и встреч.  Потому что каждому, у кого есть потенциал, однажды должны помочь. Если она сделала мне первый текст и сделает еще два, мне все их придется переписать. А после она уйдет в иной журнал без «спасибок». Но кайф ведь в том, чтобы люди раскрывались. Это мой кайф. Я не предлагаю его раздербанить на порции. Кыш все.

У меня пишет человек с крайне запущенной стадией рассеянного склероза. У него толком работает кисть одной руки… И это мой любимый автор. Он супер профи и в свое время был гуру рынка. И он очень сильный, цельный человек. А еще он руководитель с двадцатилетним опытом и умением работать не в иерархии, а в матрице – ну, кто знает поймет, в РФ это редкость. Работать с ним – интересно. И рада, что он получает самореализацию, работая с нами.

У меня пишут люди с достатком от 15 тыс руб и до (примерно) 30 тыс евро в месяц. Вот такой диапазончик. Занятно в нем крутиться.

А теперь еще раз прочите все что выше подумайте: вот какие эмоции у меня может вызывать тусовка фант-лита? Сложные. Крайне тяжело искать себе социальные координаты в хобби. Полагаю, это не только моя проблема. И еще полагаю, очень ценно и важно осознавать ее заранее. Потому что осознание дает точку отсчета.

А вопрос, готовы ли вы завести такое проблемное хобби – это ваш вопрос. И кроме вас, аффтор. Никто не найдет ответа.

И потому нет более сложного фактора кризиса. чем неорганизованный, немотивированный автор. У него кругом обиды. И он, черт его дери, хуже сопливого фрилансера. Или не то делает и думает, или не тогда. или не туда — или просто не нужен)))





606
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 14:09
а вот это уже по существу. есть о чем подумать. респект
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 14:25
но без первой части было бы не айс?
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 15:32
мне кажется, первую часть вообще можно опустить. в крайнем случае, раздать «флешбэками» вторую. у второй части есть структура — постановка задачи, решение, итоги. а первая часть неоднородна:-)
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 17:52
Мне например нравится именно в этом порядке. Первая часть вводит в заблуждение: автор опять блажит. А вторая отрезвляет. без первой она слишком холодная и спокойная будет.
Автору спасибо. Это занятно.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 23:14
Не, без первой никак. Для своего журнала я бы еще недельку с напильником и довела. Но это ро-оскошь по времени. Так что сперва навал. затем уж усилие воли, нельзя же постоянно взрывать людям мозг, устанут от неразберихи типа «салат оливье»)))


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 16:59
Если в первой статье основные идеи были мне хорошо знакомы, то здесь..., пожалуй, снимаю шляпу. Начало вообще отлично бьет по мозгам. В смысле, сам нечто подобное прокручивал в голове, но взгляд со стороны оказался еще острее.
Так что да, как я писал в прежних коментах, начинающим остается только работать для души и единомышленников. И не обращать внимание на бульканье пиратских ресурсов и шуршание в толстых журналах.
Но дальше захотелось поспорить

цитата nik_sana

Если вы студент / домохозяйка / трудолюбивый селянин вы более или менее готовы демпфировать удар за свой счет. У вас нет иллюзий, вы почти чистый лист. У вас мало внятных ожиданий. Вы еще так зелены, что место в иерархии вас мало беспокоит.

Как раз молодые сейчас и рвутся вверх, без особого зазрения совести отталкивая других. По крайней мере, такое у меня создалось впечатление.

цитата nik_sana

Вход в литературу вас демотивирует. Обсуждение выстраданных вами книг вас демотивирует. И вообще вы уже не знаете, зачем вы в это ввязались. Автор-хоббит всем плох. Он талантлив? Зачастую да. Но неуправляем – и это почти всегда именно так.

А здесь не в бровь, а в глаз. ^_^

цитата nik_sana

Рынок из-за вас еще глубже уходит в кризис, отдается ремеслу и унифицируется под фаст-фуд.

Сомневаюсь, одни тихо сломаются и уползут обратно. Другие огрызнутся и продолжат биться насмерть. Те, кто прогнется... Отчасти согласен, но это займет много времени.

цитата nik_sana

— анонимность, безликость тусовки. На работе и в жизни я не общаюсь с теми, кто не умеет говорить от своего лица.

Оксана, если Вас когда-нибудь напряжет моя анонимность, Вы не стесняйтесь, хорошо? Потому что я сознательно выбрал такой подход, но уважаемых мною людей это не касается.

цитата nik_sana

— Несовпадение систем отсчета. Это мой частный случай. Я редактор, и за свою жизнь я сделала с нуля четыре журнала, три отдала в хорошие и не очень) руки и пронаблюдала результат не без напряжения.

Наверное потому вас так и задевает общий развал и кризис. Вы-то умеете работать на 200%, а некоторые люди нет.
Эх, почему бы Вам не создать свое издательство? Я не шучу. Есть небольшие «Шико», «Снежный Ком», «Фантаверсум»... Тиражи у них тоже невелики, а опыта у Вас предостаточно. Впрочем, я понимаю, что все это мечты. У Вас есть любимый журнал, любимое дело, на издательство просто не хватит сил и времени, а жаль.
И спасибо за статью, теперь мои размышления получили веское подтверждение. Осталось только к выводам прийти.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 18:15
Нет, я не издатель. Я года три отрабтала гендиректором в журнале. Мы даже доползли до нуля, в смысле оперативной безубыточности. Но это не мое. Это меня изничтожило. Хорошо работать в паре: один организует, второй нянькает идею и генерит, то есть солнышко (пиар и связи всякие) и шланг (хе-хе) для полива грядок. Я второй случай.

цитата Green_Bear

молодые сейчас и рвутся вверх

Да. Но у них нет еще места в иерархии, это амбиции на пустом месте и это часто выбивается ударом по шапке. Иногда к худу, иногда к пользе.
А вот для прочих... Помню, приехала я в «Ауди» на беседу, центр «север». было полчаса времени. Там рядом макдональдс. И я полчаса работала жилеткой у братка, который рыдал похмельно: он в трениках и пьяной морде приехал покупать Q7 и его не пустили))) Вот это и есть сбой координат. Непоправимый без «Калаша». А парень отрыдал и купил «бэху», так что все прошло штатно в смысле наших аналогий, хобби у чела слегка откорректировалось.
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 18:18

цитата Green_Bear

напряжет моя анонимность

Скорее я имела в виду случай, когда видишь: этот тот же человек но у него ряд ников и ходит он с разных сторон с разными типа-мнениями. Род троллинга. А зеленый мишка — уже бренд, тут все ок и зачетно;-)


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 18:02
Очень хорошо написано.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 18:07
Наконец я выкроила время, чтобы себе самой это по полкам рассовать в мозгу)
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 18:25
У меня были очень похожие мысли, просто в силу профессиональной специфики я проводила параллели с университетской жизнью и написанием дипломных работ (научрук всегда может пустить дипломную на самотек и «что вырастет, то вырастет», а основные шишки соберет студент; или же можно пожертвовать частью свободного времени, даже если ты это делать и не обязан, но что-то толковое из дипломной и дипломника все же получится). Но времени, чтобы всё по полкам, нету, желание в конечном итоге пропало, да и вообще... :-)
Кстати, по поводу редакторского шантажа из первой части — у меня была одна история ещё в студенческие времена, когда я подрядилась переводить книжку для благотворительной организации. О деньгах там вообще речь не шла. Человек, сам вызвавшийся быть редактором — достаточно известный в Кишиневе журналист, — заявил уже после окончания перевода, что редактировать будет только при условии, что его запишут переводчиком, а меня — редактором или корректором. :-))) В итоге я нашла редактора-профи и заплатила ей из своего кармана, зато она работала без выкрутасов и профессионально. Жаль, книга не вышла. :-(
 


Ссылка на сообщение20 марта 2013 г. 18:45

цитата Verveine

да и вообще...

цитата дня))


Ссылка на сообщение22 марта 2013 г. 19:46
Оксана, я тут по случаю ссылочки дал на ваш крик души в одном из местных подфорумов. Разная была реакция. Но мне вот что понравилось:

цитата Каллипсо

Чего хочет автор — это личная автора проблема.
Автор хочет развлекаться (у всех свои способы получать позитив от жизни)?
...донести свои мысли-идеи и взгляд на мир до читателей?
...до каких именно читателей? С людьми надо разговаривать на том языке, который они понимают. И одним важно, чтобы добро воткнуло в глаз злу волшебную палочку, тем самым ознаменовав победу. Другие каких-то глубин взыщут моральных. Третьим вовсе охота в психотерапевтов поиграть и погонять тараканов в головах у героев.
...автор хочет славы?
...денег?
...тиражей?
...самосовершенствования?
Количество дорог велико. Каждая имеет свои плюсы и минусы. И в конечном итоге, решать, какая именно милее — автору.

Глас мира сего, как он есть. Добавить можно только одно:
«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13-14).

Ну и… держитесь, в общем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 марта 2013 г. 23:25
даже и не крик... Просто села и немного подумала. Вслух. Видите ли, я полагаю, что наши отношения с миром — они у каждого складываются неодинаково и они всегда не просты. Самые тусовые люди не пишут книг, хотя им вроде покомфортнее по сумме нынешнего типа отношений, но имено они не досиживают задом на стуле до финала, как авторы. Кто досиживает, те неизбежно в чем-то нетусовые и грызут себя. И я грызу, все мы немного червяки — авторы. Это порой важно понять.
Бросить писать — это ведь не решение. Это скорее как дети «вот утону, и все меня залюбят, как миленькие»)) Так что в этом есть много кубиков. Настроение, весна, здоровье, терки на работе, пес знает что еще...
 


Ссылка на сообщение23 марта 2013 г. 23:50
Ну «крик души», это фигура речи была, по-сути — не слишком подходящий к ситуации литературный штамп, но ближе ничего не нашёл.

А так, поговорил я там с народом о культуре общения с автором. Почему-то оппоненты постоянно вспоминали товарищей, которые и по русски-то писать и говорить толком не умеют — что-ж, есть такие, вот только не понятно, зачем их читать (нет, всякое бывает, вспоминается рецензия Dark Andrew на роман Анны, прости-господи Тьмы, но чтение и рецензирование _такого_ должно быть редким исключением из правил, если конечно исключить случаи клиничесго литературного мазохизма).

И вообще, странно как-то, когда вроде не глупые и не злые фантлабовцы выдают что-то вроде «на сторонних ресурсах я могу высказать своё мнение в _любой_ форме, и это хорошо», «на странице автора я должен действовать по правилам, установленным автором, и это плохо, куда смотрит администрация СИ и ЖЖ». Вот как-то так и живём ???
 


Ссылка на сообщение24 марта 2013 г. 14:44
Свобода — это осознанная необходимость. Обожаю это определение, но ведь оно не единственное для свободы)))


⇑ Наверх