От фэнтези до фэнтези и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > От фэнтези до фэнтези и дальше, а также итоги года нездешних премий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

От фэнтези до фэнтези и дальше, а также итоги года нездешних премий

Статья написана 21 января 2013 г. 05:13

Выполняя свой долг перед читателями Фантлаба и не желая оставлять неосвещёнными ни одну из значительных фантастических премий англоязычного мира, а по возможности и мейнстримовые премии, и премии других стран, я решил этим обзором завершить свои повествования о 2012м премиальном годе и подвести его итоги, чтобы можно было двигаться дальше.

Лауреаты British Fantasy Awards за 2012 год

В последних числах сентября на Фэнтезиконе в Брайтоне Британское общество фэнтези (British Fantasy Society) огласило лауреатов Британских фэнтезийных премий (British Fantasy Awards) за 2012 год. После прошлогоднего скандала в порядок присуждения премий были внесены изменения, и для большей репрезентативности романов-лауреатов стало два из одной номинации.

Лучший роман / Best Novel:

Премия Роберта Холдстока (фэнтези) / The Robert Holdstock Award (fantasy)

Among Others, Jo Walton (Tor)

Премия Августа Дерлета (ужас) / The August Derleth Fantasy Award (horror)

The Ritual, Adam Nevill (Pan)

Их соперниками были:

The Heroes, Joe Abercrombie (Gollancz)

11.22.63, Stephen King (Hodder & Stoughton)

Cyber Circus, Kim Lakin-Smith (NewCon)

A Dance With Dragons, George R.R. Martin (Harper Voyager)

Best Novella

Gorel and the Pot Bellied God, Lavie Tidhar (PS)

Его соперниками были:

Terra Damnata, James Cooper (PS)

• “Ghosts with Teeth”, Peter Crowther (A Book of Horrors)

• “Near Zennor”, Elizabeth Hand (A Book of Horrors)

• “The Music of Bengt Karlsson, Murderer”, John Ajvide Lindqvist (A Book of Horrors)

• “Alice Through the Plastic Sheet”, Robert Shearman (A Book of Horrors)

Best Short Story

• “The Coffin-Maker’s Daughter”, Angela Slatter (A Book of Horrors)

Её соперниками были:

• “Dermot”, Simon Bestwick (Black Static 8-9/11)

King Death, Paul Finch (Spectral)

• “Sad, Dark Thing”, Michael Marshall Smith (A Book of Horrors)

• “Florrie”, Adam Nevill (House of Fear)

Best Anthology

The Weird, Jeff & Ann VanderMeer, eds. (Corvus)

Их соперниками были:

A Book of Horrors, Stephen Jones, ed. (Jo Fletcher)

House of Fear, Jonathan Oliver, ed. (Solaris)

Gutshot, Conrad Williams, ed. (PS Publishing)

Best Collection

Everyone’s Just So So Special, Robert Shearman (Big Finish)

Его соперниками были:

Rumours of the Marvellous, Peter Atkins (Alchemy)

Mrs Midnight, Reggie Oliver (Tartarus)

A Glass of Shadow, Liz Williams (NewCon)

Best Non-Fiction

Supergods: Our World in the Age of the Superhero, Grant Morrison (Jonathan Cape)

Его соперниками были:

Lest You Should Suffer Nightmares: A Biography of Herbert Van Thal, Johnny Mains (Screaming Dreams)

Nightmare Movies: Horror on Screen Since the 1960s, Kim Newman (Bloomsbury)

Studies in Terror: Landmarks of Horror Cinema, Jonathan Rigby (Signum)

Case Notes, Peter Tennant (Black Static)

Best Artist

• Daniele Serra

Её соперниками были:

• Ben Baldwin

• Vincent Chong

• Les Edwards

Best Small Press (The PS Publishing Independent Press Award)

Chomu Press; Quentin S. Crisp

Его соперниками были:

• Gray Friar Press; Gary Fry

• NewCon Press; Ian Whates

• Spectral Press; Simon Marshall-Jones

Best Magazine

• Black Static

Его соперниками были:

• Interzone

• SFX

• The Horror Zine

Best Graphic Novel

Locke and Key, Joe Hill & Gabriel Rodriguez (IDW)

Их соперниками были:

Animal Man, Jeff Lemire & Travel Foreman (DC)

Batwoman, J.H. Williams III & W. Haden Blackman (DC)

The Unwritten, Mike Carey & Peter Gross (Vertigo)

The Walking Dead, Robert Kirkman & Charlie Adlard (Image)

Не перестаю поражаться успеху Джо Уолтон! Фугасный заряд ностальгии сработал на 200% – премии так и сыплются ей в руки, несмотря на то, что это не лучшая из её книг. Её уравновешивает Адам Невилл, не только как единственный чистый хоррор в шортлисте, но и просто как отличный роман. Звезда израильской фантастики Тидхар получил за повесть, видимо, из-за её необычного колорита. Уйма номинаций из антологии Стивена Джонса A Book of Horrors всё-таки принесла один результат: рассказу Анджелы Слаттер, но не самой антологии – тут первенство досталось ВандерМеерам. Роберту Ширману получать премии за сборники не впервой. В нехудожественной категории победил один из двух предсказуемых претендентов за монографию о супергеройских комиксах. Лауреаты в остальных категориях все какие-то незнакомые, и лишь за комикс получил Джо Хилл сотоварищи (не Хьюго, так хоть здесь!). Я был бы благодарен любителям комиксов за комментарии о нём, а лучше за полновесную рецензию.

Интересно, будут ли проводить отдельный Фэнтезикон в следующем году, или вручат BFA на британском World Fantasy Convention вместе с WFA? И две разнонаправленные премии из одной номинации – тоже как-то странно. Всё-таки было бы правильнее романные номинации разделить. Хотя, конечно, сейчас в неё укладывается весь спектр фэнтези и ужасов от (условно говоря) Толкина до (условно говоря) Кинга, со всеми промежуточными полутонами, и во многих случаях классификация может быть затруднительной. Поживём – увидим.

Время надевать смокинг

Сразу после Фэнтезикона наступил сезон «премий-в-смокингах». В течение короткого периода в октябре и начале ноября объявляют результаты нескольких самых важных мейнстримовых премий. Начался этот сезон 30 сентября, когда в датском городе Оденсе огласили лауреата Литературной премии Ханса Кристиана Андерсена. На этот раз им стала Исабель Альенде «за волшебный повествовательный талант и способность очаровывать читателей». Прежде премию присуждали лишь дважды: в 2007 году её получил Пауло Коэльо, а в 2010 году – Дж. К. Роулинг.

Далее эстафету принял Стокгольм, где 12 октября огласили Нобелевского лауреата в области литературы. В 2012 году им стал китаец Мо Янь за «его галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью». Мо заслужил широкое международное признание книгами о сельском Китае, зачастую использующими сказочные и фантастические элементы. Наиболее известным его произведением является роман Красный гаолян (1987). Аккурат к премии Амфора выпустила на русском его роман Страна вина (1992) в серии «Будущие Нобелевские лауреаты». Как в воду смотрели!

Затем наступил черёд Лондона, где 18 октября был оглашён лауреат Букера. На этот раз им заслуженно стала Хилари Мантел за роман Bring up the Bodies, вторую часть исторической трилогии о Томасе Кромвеле и его времени. Первый роман трилогии, Волчий зал (Wolf Hall, 2009) также был удостоен Букера. Таким образом, Мантел стала первым британским автором, получившим премию дважды (до неё такое удавалось лишь австралийцу Кэри и южноафриканцу Кутзее), а также первой дамой с двумя Букерами. Фантастические элементы в её творчестве использовались не раз, а наиболее пропитанный ими роман Чернее чёрного (Beyond Black, 2005) – чистой воды dark fantasy/horror – также номинировался на Букера и выходил в русском переводе. Недавно я прочитал его с большим интересом. В 2012 году в шортлисте был один роман с фантастическими элементами – Umbrella by Will Self, но с нынешним лауреатом тягаться не смог.

После этого, 7 ноября в Париже Гонкуровская академия огласила лауреата Гонкуровской премии. В 2012 году им стал Жером Феррари за роман Проповедь о падении Рима (Le Sermon sur la chute de Rome). В отличие от Букера, эта премия, пусть и за конкретное произведение, присуждается лишь раз в жизни. Название романа отсылает к произнесённому в 410 году Блаженным Августином «Слову о разорении города Рима», которое он составил в утешение верующим после разорения Вечного города. Главный герой романа бросает изучение философии, чтобы вместе со старым другом открыть бар, однако всё оборачивается пьяными дебошами, сексом, коррупцией и насилием.

И, наконец, через неделю, 14 ноября, в Нью Йорке состоялась церемония вручения Национальной книжной премии. Премия в главной категории (за художественную прозу, т.е. Fiction) досталась Луизе Эрдрич за роман The Round House (Harper). Среди её произведений есть книги явно фантастические, но эта не из таких. А в детско-юношеской категории премию получил Уильям Александер за фэнтезийную книгу Goblin Secrets (McElderry).

Лауреаты World Fantasy Award

А тем временем, в мире НФ и фэнтези жизнь шла своим чередом. 3 ноября на проходившей в Торонто, Канада, World Fantasy Convention состоялось оглашение и вручение премий World Fantasy Award. Лишь только лауреаты за пожизненный вклад были объявлены заранее. На этот раз премии получили:

Роман / Novel:

Osama, Lavie Tidhar (PS Publishing)

Его соперниками были:

Those Across the River, Christopher Buehlman (Ace)

11/22/63, Stephen King (Scribner; Hodder & Stoughton as 11.22.63)

A Dance with Dragons, George R.R. Martin (Bantam; Harper Voyager UK)

Among Others, Jo Walton (Tor)

Повесть / Novella:

• “A Small Price to Pay for Birdsong”, K.J. Parker (Subterranean Winter 2011)

Его/её соперниками были:

• “Near Zennor”, Elizabeth Hand (A Book of Horrors)

• “Alice Through the Plastic Sheet”, Robert Shearman (A Book of Horrors)

• “Rose Street Attractors”, Lucius Shepard (Ghosts by Gaslight)

Silently and Very Fast, Catherynne M. Valente (WSFA Press; Clarkesworld)

Рассказ / Short Story:

• “The Paper Menagerie”, Ken Liu (F&SF 3-4/11)

Его соперниками были:

• “X for Demetrious”, Steve Duffy (Blood and Other Cravings)

• “Younger Women”, Karen Joy Fowler (Subterranean Summer 2011)

• “A Journey of Only Two Paces”, Tim Powers (The Bible Repairman and Other Stories)

• “The Cartographer Wasps and the Anarchist Bees”, E. Lily Yu (Clarkesworld 4/11)

Антология / Anthology:

The Weird, Ann & Jeff VanderMeer, eds. (Corvus; Tor, published May 2012)

Их соперниками были:

Blood and Other Cravings, Ellen Datlow, ed. (Tor)

A Book of Horrors, Stephen Jones, ed. (Jo Fletcher Books)

The Thackery T. Lambshead Cabinet of Curiosities, Ann & Jeff VanderMeer, eds. (Harper Voyager US)

Gutshot, Conrad Williams, ed. (PS Publishing)

Авторский сборник / Collection:

The Bible Repairman and Other Stories, Tim Powers (Tachyon)

Его соперниками были:

Bluegrass Symphony, Lisa L. Hannett (Ticonderoga)

Two Worlds and In Between, Caitlín R. Kiernan (Subterranean Press)

After the Apocalypse, Maureen F. McHugh (Small Beer)

Mrs Midnight and Other Stories, Reggie Oliver (Tartarus)

Художник / Artist:

• John Coulthart

Его соперниками были:

• Julie Dillon

• Jon Foster

• Kathleen Jennings

• John Picacio

Особая премия профессионалу / Special Award Professional:

• Eric Lane, for publishing in translation – Dedalus books

Его соперниками были:

• John Joseph Adams, for editing – anthology and magazine

• Jo Fletcher, for editing – Jo Fletcher Books

• Brett Alexander Savory & Sandra Kasturi, for ChiZine Publications

• Jeff VanderMeer & S.J. Chambers, for The Steampunk Bible

Особая премия непрофессионалу / Special Award Non-Professional:

• Raymond Russell & Rosalie Parker, for Tartarus Press

Их соперниками были:

• Kate Baker, Neil Clarke, Cheryl Morgan & Sean Wallace, for Clarkesworld

• Cat Rambo, for Fantasy

• Charles Tan, for Bibliophile Stalker blog

• Mark Valentine, for Wormwood

Как сообщалось ранее, премий за пожизненный вклад (The World Fantasy Awards for Lifetime Achievement) в 2012 году удостоены Алан Гарнер и Джордж Р.Р. Мартин.

Ну вот, наконец-то Лави Тидхар получил одну из больших фантастических премий! И как раз за наиболее значительное и серьёзное произведение из всего его творчества! Критики по обе стороны Атлантики были правы – это действительно выдающаяся книга. Надеюсь, когда-нибудь мы сможем прочитать её и по-русски, тем более, что тема (мир без угрозы международного терроризма) для России более, чем актуальна! Премию за повесть получил загадочный автор К.Дж. Паркер. За 15 лет публикаций тайна автора так и не была раскрыта, неизвестно даже мужчина это или женщина. Есть много теорий на эту тему, но исходная информация об авторе крайне скудна. Известно лишь, что он (или она) живёт на юге Англии. Конечно, мы уважаем право автора на приватность, но было бы очень здорово, если бы завеса тайны приподнялась на World Fantasy Convention на юге Англии, в Брайтоне, в ноябре 2013. Обладатель Хьюго и Небьюлы за рассказ Кен Лю добавил к ним в копилку и WFA, хотя и остался без Старждона. Так что рекорд Терри Биссона, собравшего за один рассказ все 4 премии, так и остался непревзойдённым. Среди антологий снова отличились ВандерМееры. Видимо, Азбуке пора издавать The Weird в серии «Лучшее». Среди авторских сборников Тим Пауэрс закрепил свой успех после премии Локуса. Совершенно не жалею ни одной куны, уплаченной за эту книгу! Остальные категории комментировать не могу, не в материале, даже по художникам. Лёгкое удивление вызывает помещение команды журнала Clarkesworld в категорию non-professional. Как я уже упоминал выше, следующая World Fantasy Convention пройдёт в Британии, так что пользуйтесь случаем и присоединяйтесь!

Раш – лауреат премии Эндевор

Второго ноября на OryCon 34, проходившем в Портленде, Орегон, был оглашён лауреат премии Эндевор. Им стала:

City of Ruins, Kristine Kathryn Rusch (Pyr)

Её соперниками были:

River Marked, Patricia Briggs (Ace)

Anna Dressed in Blood, Kendare Blake (Tor)

When the Saints, Dave Duncan (Tor)

Robopocalypse, Daniel H. Wilson (Doubleday)

Премия Эндевор присуждается за роман или сборник автора с тихоокеанского северо-запада США. В 2012 году она вручалась в 14й раз. Лауреат получила денежный приз в размере $1000 и гравированную стеклянную табличку. Помимо собственного творчества Раш также известна активной редакторской деятельностью. А сам этот роман – средняя часть космооперной серии.

Лауреаты премии Санбёрст за 2012 год

По традиции премиальный год завершают канадцы (видимо, чтобы было что читать долгими зимними вечерами), однако на этот раз премия Санбёрст получилась с прицепом, а в конце премиального года прозвучала неожиданная кода (об этом см. в самом конце). В середине ноября в 12й раз вручалась премия Санбёрст за выдающиеся достижения в канадской фантастической литературе. Лауреатами стали:

Книги для взрослых / Adult:

Paradise Tales, Geoff Ryman (Small Beer)

Его соперниками были:

Blackdog, K.V. Johansen (Pyr)

Eutopia: A Novel of Terrible Optimism, David Nickle (ChiZine)

Technicolor Ultra Mall, Ryan Oakley (EDGE)

Enter, Night, Michael Rowe (ChiZine)

The Pattern Scars, Caitlin Sweet (ChiZine)

Детско-юношеские книги / Young Adult:

All Good Children, Catherine Austen (Orca)

Её соперниками были:

Ultraviolet, R.J. Anderson (Lerner Publishing Group)

The Summer of Permanent Wants, Jamieson Findlay (Doubleday Canada)

The Dead Kid Detective Agency, Evan Munday (ECW)

Blood Red Road: Dustlands: 1, Moira Young (Doubleday Canada)

Я очень рад за Джеффа Раймана! Помимо того, что он прекрасный писатель и его книги заслуживают гораздо большего числа премий, чем получили, это присуждение стало своеобразным «алаверды» Джо Уолтон. Британцы (и многие другие) награждали книгу Уолтон – британки, живущей в Канаде, а канадцы наградили своей премией канадца Раймана, живущего в Британии. Для равновесия. А если серьёзно, то прочие книги в номинации просто не чета ему. Ну, а д/ю книги комментировать не могу, не в материале.

Новая премия – Медный цилиндр

Общество по присуждению премии Санбёрст (Sunburst Award Society) объявило лауреатов новейшей литературной премии под названием Медный Цилиндр (Copper Cylinder Award). Новая премия будет вручаться ежегодно книгам, увидевшим свет в предыдущем году, и отвечающим критериям премии Санбёрст.

Первым лауреатом премии Copper Cylinder Award за книгу для взрослых стала Among Others by Jo Walton (Tor); а первым лауреатом премии Copper Cylinder Award за д/ю книгу стала Once Every Never by Lesley Livingston (Penguin Canada).

Название премии намекает на первый канадский научно-фантастический роман (scientific romance), «Странная рукопись, найденная в медном цилиндре» Джеймса Де Милля (“A Strange Manuscript Found in a Copper Cylinder” by James De Mille). В качестве приза лауреаты получают именно медный цилиндр ручной работы (видимо, для того, чтобы класть туда свои рукописи).

Пока не очень ясно, как присуждают эту премию, но очевидно одно. Канадцы недовольны перекосами в присуждении своей главной премии, Авроры, поэтому придумывают новые. И эта не последняя. В первые дни нового 2013 года объявлен лауреат ещё одной новой канадской НФ-премии, но это уже новый год, и об этом я напишу в своём следующем посте.

Роман Анджелы Картер стал лучшим из лучших

Роман Анджелы Картер Ночи в цирке (Nights at the Circus, 1984) был назван лучшим среди лауреатов старейшей литературной премии Британии, премии Джеймса Тейта Блэка (James Tait Black Award), присуждаемой ежегодно с 1919 года.

Из всех лауреатов всех лет студенты Эдинбургского университета составили шортлист из шести романов: Nights at the Circus by Angela Carter, The Heart of the Matter by Graham Greene, A Disaffection by James Kelman, The Road by Cormac McCarthy, Crossing the River by Caryl Phillips, и The Madelbaum Gate by Muriel Spark, а победителя определило жюри. Акция проводилась в ознаменование 250-летия с начала литературных исследований в этом университете.

Не только в Шотландии размышляли на тему лучших из лучших. В конце 2012 года журнал Локус устроил онлайновый опрос с целью определить лучшие произведения фантастики за 20й и (уже!) 21й век. Но это материал на целый отдельный пост!

А другим моим новым постом станут первые новости нездешних премий за 2013 год.

Итоги подведём

Премиальный 2012 год вряд ли стал годом выдающихся достижений или прорывов. Героями года стали двое британцев – Джо Уолтон, чей роман Among Others получил охапку премий, и Кристофер Прист, чей пинок в адрес жюри Кларковской премии принёс парадоксальные результаты – все книги, которые он так или иначе похвалил, получили те или иные премии, и даже те, кого он поругивал за то, что книги недостаточно хороши, всё равно что-то получили. (В скобках отмечу, что о себе он умолчал, но и его без заслуженной премии не оставили.) Прист – не Сорос, своим словом способный обрушивать валюты, но что-то магическое в этом есть! Грандмастером SFWA стала Конни Уиллис, автор блестящей малой прозы и немногочисленных, но увесистых романов, чемпион по Хьюгам и прочая, и прочая… WFA Lifetime Achievement Award (фэнтезийный эквивалент грандмастера) получили Джордж Р.Р. Мартин и Алан Гарнер, и можно долго спорить, кто из них заслужил его больше. Европейским Грандмастером стал Брайан Олдисс – похоже, наиболее авторитетный из ныне живых НФ-писателей Европы. Помимо радостных премиальных новостей, год 2012й принёс много печальных. В ушедшем году нас покинули три звезды первой величины: (в хронологическом и алфавитном порядке) Рэй Брэдбери, Гарри Гаррисон и Борис Стругацкий. Но жизнь продолжается, и за год вышло множество новых книг, которые я вскоре стану обозревать, и фильмов, которые есть кому обозревать и без меня. (Не удержусь от замечания: из двух главных киноожиданий года Прометей меня разочаровал, но первая часть Хоббита с лихвой это компенсировала!) Надеюсь, что премиальный год 2013й принесёт много приятных сюрпризов, а издательский год 2013й подарит нам тонны/гигабайты хороших книг, которые приятно будет награждать в 2014м году!





409
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 09:07

цитата cat_ruadh

Премия Эндевор присуждается за роман или сборник автора с тихоокеанского северо-запада США.

Маленькое уточнение: премия присуждается автору с северо-запада североамериканского континента. Иначе откуда среди номинантов появился бы канадец Дункан? Кстати, на вручение он опоздал, так как они с женой угодили по дороге в проливной дождь и их малолитражка не смогла преодолеть очередной лужи...

цитата cat_ruadh

Прист – не Сорос, своим словом способный обрушивать валюты, но что-то магическое в этом есть!

Может быть, всё проще и дело просто в хорошем литературном вкусе? Кстати, когда «Локус» проводил последний опрос, Прист ничего не стал туда отправлять, но свой список лучшего всё-таки составил. Эта запись не привлекла такого внимания, как посвящённая премиям; видимо, за отсутствием привкуса скандальности. Но ей-ей, выбор его хорош, а рассуждения об упомянутых книгах стоит почитать!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 13:17
О Присте. Безусловно, основа всего -- хороший вкус! Однако, его выступление не привлекло бы такого внимания, если бы он не обладал большим авторитетом.
О его списке лучшего не знал, просто давно туда не заглядывал. Спасибо за наводку.


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 09:12
Спасибо, отличный обзор!
Благодаря вам узнаем заметно больше о том, что происходит в далеких забугориях:-)))


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 09:37
Что-то на «Чернее чёрного» Мантел у нас оценки совсем никакие, а я даже заинтересовалась. Кто-нибудь читал?

Что касательно комикса Locke & Key, то он более чем известен и любителями переведено на русский 4 части из 6. К сожалению, пока прочесть ещё не успела, но, пожалуй, надо бы )

Ах да, отличный набор художников. Ммм.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 18:34

цитата Kima Kataya

Что-то на «Чернее чёрного» Мантел у нас оценки совсем никакие, а я даже заинтересовалась. Кто-нибудь читал?

Тяжелая книжка. Следует читать, когда в жизни все хорошо и нет проблем ни с деньгами, ни со здоровьем. Ну или при поездке на кладбище.
 


Ссылка на сообщение24 января 2013 г. 20:23
заинтересовали
 


Ссылка на сообщение25 января 2013 г. 10:33
Прочитала на неё отзывы. Книга из серии «ужасный мир, пропащие герои...» )

Реакция публики в таком случае понятна, а издатели точно промахнулись с аннотацией. Это и надо подавать как dark.


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 10:06
Спасибо, буду с интересом изучать статью.

цитата cat_ruadh

Лауреаты в остальных категориях все какие-то незнакомые, и лишь за комикс получил Джо Хилл сотоварищи (не Хьюго, так хоть здесь!). Я был бы благодарен любителям комиксов за комментарии о нём, а лучше за полновесную рецензию.

Так уже давно на фанталбе есть http://fantlab.ru/blogarticle14182


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 12:06
Спасибо большое. Хотя и припоздали Вы с обзором: всё давно обговорено, приговор зарубежным премиям вынесен.:-))) Имею в виду, прежде всего, негативную реакцию лаборантов на присуждение «Хьюго» Джо Уолтон. Думается, «Среди других» в следующем году переведут — тогда у наших читателей и появится возможность оценить.
Могу сказать, что прогнозист из меня довольно плохой: думал, что Хьюго получит Мартин. Зато с «Осамой» угадал.
Ну и напоследок стоит добавить, что следующим Грандмастером станет Джин Вулф, как и предсказывали.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 13:26
Информацию о Вулфе я приберёг на следующий пост, ведь это уже премии нового года. Всё-таки есть в SFWA какие-то нехорошие подводные течения. К 80-летию Вулфа Грандмастера ему так и не дали, в тот год вообще не дали никому впервые за много лет. И только после смены руководства SFWA этот вопрос разрешился. Я не был в восторге от избрания Скальци на пост Президента SFWA, но если именно это нужно было для того, чтобы Вулфу дали Грандмастера, то пусть.
Ну, о Хьюго я писал, и хорошо писал (имхо, то был мой лучший обзор за всё время). Только после этого редко бывал на Фантлабе. Надеюсь постепенно войти в ритм и не упускать его. Первое полугодие особенно урожайно на премиальные новости.

ЗЫ. И кто будет издавать Уолтон? Боюсь, что неуспех этой книги может перекрыть кислород этому автору на русском рынке. А вот её альтернативная трилогия -- самое оно! С неё надо было начинать лет 5 назад! Тогда и Среди других получила бы более адекватную оценку.
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 13:37
Да, всегда с нетерпением жду Ваших обзоров.

цитата cat_ruadh

Всё-таки есть в SFWA какие-то нехорошие подводные течения. К 80-летию Вулфа Грандмастера ему так и не дали, в тот год вообще не дали никому впервые за много лет. И только после смены руководства SFWA этот вопрос разрешился. Я не был в восторге от избрания Скальци на пост Президента SFWA, но если именно это нужно было для того, чтобы Вулфу дали Грандмастера, то пусть.
Да не могли они не объявить Джина Вулфа Грандмастером. Слишком крупная фигура. Главное, что дожил.
Следующий очевидный кандидат — Сэмюэль Дилэни, хотя старейший из не удостоенных — Матесон. Затем идут Нивен и Спинрад (не факт, что получат). А дальше — очередь из «бэби-бумеров» теряется за углом.
Такой вот прогноз.
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 13:54
Если бы Дилэни дали Грандмастера раньше, чем Вулфу, я не возражал бы.
Но при всей моей любви и уважению к Конни Уиллис, я был в большом недоумении, когда в 2012 дали ей, а не Вулфу!
Нивен и Спинрад -- оба заслужили. Имхо, второй -- больше.
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 14:00

цитата cat_ruadh

Спинрад -- оба заслужили. Имхо, второй -- больше.
Здесь вопрос, готовы ли в SFWA награждать тех авторов, кого в своё время обошли с Небьюлами. Первоначально ведь титул Грандмастера придумали для авторов, чьи лучшие произведения написаны до 1965 года.
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 18:36

цитата cat_ruadh

Нивен и Спинрад -- оба заслужили. Имхо, второй -- больше.

Вы серьезно? Нивен все-таки по-прежнему звезда первой величины, что бы ни трындели про Чашу небес насчет старческого маразма. Его вклад в НФ несопоставим со спинрадовским.
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 21:49
Ну, учитывая сколько лет Нивен не попадает в шорт-листы ведущих премий...
Хотя лично мне «твёрдая НФ» нравится больше скандалистов из «новой волны».
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 23:00

цитата Славич

Ну, учитывая сколько лет Нивен не попадает в шорт-листы ведущих премий...

Бэнкс редко попадает, Иган редко попадает... Это не показатель. У Нивена как минимум три мира, заслуживающих зала славы — Мошка, Кольцо и Авалон-Тау Кита. Теперь бы еще Чашу добавил, хотя для полноты картины нужно второй том подождать. Но по тому, что уже прочитано, Попытки птичек разобраться в механизмах человеческого подсознания особенно хороши.
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 23:10

цитата FixedGrin

Бэнкс редко попадает, Иган редко попадает... Это не показатель.
Проверял, Бэнкс с Иганом — частые гости в шорт-листах (с учётом, что многие премии у нас не открыты). У Нивена же после «Интегральных деревьев» прорывов не было. Боюсь, обойдут его коллеги...
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 23:16

цитата Славич

Бэнкс с Иганом — частые гости в шорт-листах (с учётом, что многие премии у нас не открыты).

в сравнении с Уиллис или Мьевилем — редкие. Но завязываю оффтопик, да.

цитата Славич

У Нивена же после «Интегральных деревьев» прорывов не было. Боюсь, обойдут его коллеги...

Чашу небес не станут номинировать, народ такой ретроНФ не распробует. Кстати, в тексте по этому поводу есть пасхалка:

цитата

In some of the preflight training, to help them deal with the media, he had attended a showing of older ideas about interstellar travel. It was both funny and appalling. One of the earliest, from the Age of Appetite, had featured a dashing starship captain who always went down to planetary surfaces to investigate. Nobody questioned the practice! Of course, they had lots of other wish fulfillment trash ideas —faster-than-light travel (and this was after Einstein!), aliens who spoke English of course, teleportation for quick jaunts wherever they wanted. Nobody explained why that didn’t yield an economy with infinite resources. After all, the transporter could just as easily make extra food or devices or money; anything at all, even people.

Yet those Age of Appetite people had the dream, too. They just didn’t think much about how it would take hardship and death in the teeth of the unknown.
 


Ссылка на сообщение22 января 2013 г. 03:18
Я не большой поклонник Нивена. Мир-кольцо читал, когда его читали все. Хорошая, добротная НФ, достойная премий. Мошка тоже славная. Интегральные деревья прилетели мне в хардкавере с потрясающей обложкой Уэйлана, но не осилил.

А вот у Спинрада, помимо двух общеизвестных прорывов (Bug Jack Barron и The Iron Dream), и ранние книги хороши, и все 80е сплошняком, прямо второе дыхание. Лишь только в начале 90х он постепенно стал выдыхаться. В 80е он вытворял необыкновенные вещи с языком будущего (The Void Captain's Tale), культурой хиппи (Child of Fortune), шоу-бизнесом (Little Heroes), социальными последствиями СПИДа (Journal of the Plague Years). Он вполне заслужил Грандмастера.

(Для тех, кто не читает по-английски: из 80х, только последняя из перечисленных мною вещей, Хроника чумных лет, есть на русском в переводе Корженевского; публиковалась в журнале МЕГА в начале 90х.)


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 16:53
Спасибо, Саша! Информации много, надо изучать.
Порадовал Анджелой Картер . )))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 17:44
Особенно это актуально, пока в стоках можно найти эту книгу в новом переводе от Эксмо.


Ссылка на сообщение21 января 2013 г. 22:39
Спасибо за обзор! Надо мне «Ночи в цирке» прочитать, всё никак руки не доходят... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 января 2013 г. 03:02
Аналогично! 8:-0


Ссылка на сообщение23 января 2013 г. 17:39
Продолжаю размышлять над итогами двух прошедших лет. Можно было бы сказать, что фэнтези одержало победы на всех фронтах, окончательно оттеснив НФ... Именно что «но». Сэр Терри и пан Анджей неожиданно обратились к гуманитарной фантастике («Долгая земля» и «Вспять»). К чему бы это?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 января 2013 г. 17:45

цитата Славич

Сэр Терри и пан Анджей неожиданно обратились к гуманитарной фантастике («Долгая земля» и «Вспять»). К чему бы это?


Сапковский? «Вспять»? Или вы о ком-то другом?

Ну и, собственно, НФ ведь никто не перестал писать, издавать, читать. В той же Польше два знаковых сборника прошлого года -- «Голос Лема» и «Science fiction».
 


Ссылка на сообщение23 января 2013 г. 17:50

цитата Vladimir Puziy

Сапковский? «Вспять»? Или вы о ком-то другом?
Да, недавняя рецензия навеяла. Интересно, почему два «матёрых фэнтезиста»:-) неожиданно обратились к «мягкой» НФ. Не в курсе, но разве Сапковский и Пратчетт раньше писали научную (и не очень) фантастику?
 


Ссылка на сообщение23 января 2013 г. 17:59
Я что-то, наверное, пропустил, но о каком произведении Сапковского вы говорите? :)
 


Ссылка на сообщение23 января 2013 г. 18:03
Простите, туплю сегодня. Не выспался. Слапковского с Сапковским перепутал.
 


Ссылка на сообщение23 января 2013 г. 18:30
А я все пытаюсь сообразить, о чем речь. Точно знаю, что после «Змеи» Анджей сел писать «вбоквел» к «Ведьмаку», а тут вдруг социальная фантастика...
 


Ссылка на сообщение25 января 2013 г. 01:47
Да нет же, какая уж тут победа фэнтези? Одна книжка получила охапку премий, где-то треть от общего количества, включая самые значительные. Даже Мартин ничего не получил, хотя ему предрекали чуть ли не Хьюго -- после долгого ожидания вполне возможно, бывали прецеденты. Однако, все остальные премии получили другие книги, преимущественно НФ, и, насколько я помню, ни одна книжка не получила дважды. Это говорит о силе позиций НФ и о сравнительной слабости позиций фэнтези (хотя, скамейка запасных у них тоже сильная: после Уолтон и Мартина идёт Ротфусс, которому достался Геммелл).
Вообще за последние лет 10-12 между фэнтези и НФ наблюдается некий паритет, тем более, что очередная «волна», т.е. New Weird охватывает и то, и другое, а некоторые авторы (например, Мьевиль) пишут нечто, не укладывающееся даже в эти жанровые рамки. В номинациях на основные премии нф и фэнтези присутствуют примерно поровну. Возьмём, к примеру, номинации на Хьюго 2005 года. Я взял именно этот год, поскольку все 5 романов переведены на русский. Иэн МакДональд Река богов (постколониальный посткиберпанк), Иэн Бэнкс Алгебраист (космоопера с мозгами), Чарли Стросс Железный рассвет (постсингулярная космоопера с элементами детектива и шпионского романа), Чайна Мьевиль Железный совет (марксистская фэнтези в стимпанковом антураже), а лауреатом стал необынковенный фэнтезийный роман Сюзанны Кларк Джонатан Стрендж и мистер Норрелл. Кто здесь победил? Фэнтези? Формально -- да, поскольку Хьюго достался ей. Однако две главные британские премии -- BSFA и Кларка -- достались МакДональду и Мьевилю соответственно (один -- нф, другой -- фэнтези). Кроме того, в активе у Кларк World Fantasy Award, Мифопоэтическая и Локус за лучший дебют. Американцы, которых мощный поток выдвижений от британского фэндома не пустил на Хьюги, стремились отыграться на своих премиях: Небьюла досталась Буджолд (фэнтези), а в следующем году Холдеману (нф), и Типтри ему же, а Локус за нф и Прометей -- Стивенсону за 2й+3й том «Барочного цикла». Однако, британское нашествие добралось и до Америки: Кэмпбелл достался Ричарду Моргану (нф), Дик -- Гвинет Джонс (нф), а Локус за фэнтези -- Мьевилю. British Fantasy Award досталась Кингу за 7ю Тёмную Башню, хотя Кларк в номинации была. В итоге, один выдающийся роман получил 3 значительные премии как лучший роман + Локус за лучший дебют, но его автор стала героем (героиней?) года. А на остальных премиях преобладала нф. И кто здесь победил? Фэнтези или нф?
Имхо, совершенно ни к чему шворцами меряться! Победила литература, ибо в рассматриваемый год вышло множество прекрасных книг, какие не каждый год встречаются, а Джонатан Стрендж и мистер Норрелл -- вообще уникальная книга!
Я намеренно привел пример другого года, чтобы по 2012 премиальному году вы смогли сделать вывод сами. Вся информация, необходимая для этого, содержится в моей колонке.
 


Ссылка на сообщение25 января 2013 г. 12:35
Всё что Вы рассказали понятно. Я всё же склонен рассматривать динамику награждений за последние десятилетия. До девяностых годов романы фэнтези всерьёз на Хьюго или Небьюлу не претендовали. Сегодняшний паритет — уже достижение фэнтези. Налицо укрепление позиций.
Не говорю уже об изменении названия WSFA и прочем.
Никто ведь не говорит о смерти НФ. Наверняка в этом году Хьюго и Небьюлу возьмёт НФ. Поэтому «но...».


⇑ Наверх