Нил Гейман История с


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Нил Гейман - "История с кладбищем"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Нил Гейман — «История с кладбищем»

Статья написана 17 ноября 2012 г. 23:22

Удивительно, чему порой могут научить взрослых старые сказки. Когда человек вырастает,  его мозг часто начинает отстаивать идею того, что в детской картине мире нет ничего такого, что можно было бы применить на практике в большой жизни. На самом деле это неправда. Это знают и любители сказок, и те самые — немного странные, чудаковатые сказочники, благодаря которым история из детства обретает новый смысл и начинает сверкать в совершенно других солнечных красках.

Чтобы поверить в силу детских историй многого не надо – нужно лишь отпустить границы своего воображения, отправить мысль в прошлое, и отдать себя на волю знакомой сказке. Это не всегда работает, и это не всегда к месту. Взрослым серьезным людям многое часто кажется привязанным не к месту. Но иногда… в темный вечер, когда погода на улице не позволяет и носа высунуть, рука совершенно случайно натыкается на шелестящие страницы, и вы начинаете верить в силу сказки.

Я уверен, Нил Гейман уж точно верит в силу своих сказок. Иначе они не были бы такими, какими увидели их мы. Увидели – и приняли. Такой дар веры  – особый, его нельзя приписать случайному человеку. Да и не бывает таких случайностей. Для меня, одним из самых ярких примеров людей, обладающим таким даром помимо Геймана, является Терри Пратчетт.

В вере, с которой нам рассказывают “Историю с кладбищем”, кажется, будто и нет ничего особенного, ведь эта книга всего лишь рассказывает нам одну из множества вариаций истории взросления. Тем более что по фабуле сюжета и некоторым персонажам, “История с кладбищем” представляет оммаж Геймана “Книге Джунглей” Киплинга, о чем сам автор говорит в предисловии. Поэтому, в “Истории с кладбищем” нет ничего такого, что смогло бы удивить матерого читателя, который был знаком с оригиналом. Точнее, этого нет лишь с точки зрения предубеждения и логики. Потому что сама вера автора в историю, завораживает.

Внезапно оказывается, что рассказ о “новом Маугли” – это всего лишь первый пласт, который скрывает за собой другие важные линии. И нет ничего удивительного в том, что переосмысленные образы знакомых персонажей из “Книги Джунглей” вдруг начинают обретать собственные индивидуальные черты характера, превращаясь в нечто большее, нежели “современный взгляд на классику”.

Магия Геймана заключается не только в его вере – она пестрит волшебными искрами и в том настроении, которым пронизана эта история. Смесь легкой печали об ушедших временах, меланхолии, странных приключений и странных историй любви, произошедших на одном кладбище, ласковым туманом обволакивает читателя  и без боя берет в плен его сердце. Это настроение не столь заметно – оно по чуть-чуть начинает проявлять себя в рассказах генералов старых армий, сожалении или безразличии к собственной истории смерти. Оно насквозь пронизывает любовь новых родителей мальчика, которые в другом времени и месте никогда бы не взяли на себе это бремя. Это ощущение тоски, с надеждой на будущее оформляется в коротких зарисовках, рассказывающих о ночи танцев, о боях на невидимых фронтах за жизнь одного ребенка. Наконец, оно заставляет что-то сжаться внутри, раскрывая истинный смысл слов всадницы на белом коне, и вместе с мальчиком отнимая у читателей возможность видеть  старые чудеса.

И если смотреть на “Историю с кладбищем” рациональным взглядом, то ее сложно будет назвать книгой для детей. Здесь смерть и любовь соседствуют рядом, а жестокость жизни не скрывается за широким слоем метафор. Но в мире, в котором мальчик по имени Никто нашел приют, смерть не является ужасным явлением, потому что она возникает в нем с самого его начала. И если человек не увидит того, что смерть и потусторонние силы могут не просто спасти, но любить, то он поступит подобно героине Скарлетт. Это будет тот же вопрос веры, которую автор предлагает разделить с читателем, ставя его на перепутье. Если сможете поверить, то увидите одно. Если нет – то другое. Или просто ничего не увидите.

Да, “История с кладбищем” – это гораздо большее, нежели просто детская сказка. Об этом можно судить, не опираясь даже на сюжет и персонажей, а лишь взяв на заметку огромное количество тонких недомолвок и отсылок к культуре и реальной жизни. Этот “второй пласт”, заложенный Гейманом, если не смотреть в подсказки переводчика, может предоставить своему читателю особое удовольствие. Автор предлагает читателю поиграть, попытаться разгадать смысл его намеков, и это только сильнее подогревает интерес к поиску истины в той или иной отсылке.

Но в то же время, эту книгу нельзя назвать книгой для взрослых. Это история ребенка, и как часто случается – это история в первую очередь для ребенка, познающего мир. Будет ли она предназначена для ваших детей или для вас самих, но каждый сможет найти в ней что-то важное, если поверит. А если это произойдет, то где-то рядом, между застывшим временем кладбища, где-то над потертыми надгробными камнями, прямо за превращающимися в пыль розами, будет слышен стук. “Тук, тук”. Ваше сердце будет стучать сильно и уверенно, напоминая, что между грустью и потерей всегда присутствует вера в чудеса, а конец пути вполне может стать началом новой блестящей жизни.

P.s Хочется отдельным добрым (в этот раз без сарказма) словом упомянуть издание 2010 года (отличное офоромление) с предисловием и послесловием автора, а так же послесловием переводчика. Эти вступления и поскриптумы хорошо обрамляют эту красивую сказку, а так же настраивают на нужный лад. За это им поклон.





499
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 ноября 2012 г. 23:50
ода инфантила :-)))
в топку Жижека, буду читать это!!:cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 00:01

цитата Summer Cannibal

ода инфантила

одишка :-)))

цитата Summer Cannibal

в топку Жижека, буду читать это!!

Правильно, к черту психологию :cool!:


Ссылка на сообщение17 ноября 2012 г. 23:55
Именно что сказка.
Ждешь чего-то большего и в первой половине книге сложность сюжета растет, раскрываются характеры, трнасформируются фантастические допущения. Максимум развития — когда малчик танцует со Смертью и, восхищенный, спрашивает, придет ли она когда-нибудь за ним? Непременно приду, овтечает смерть.
Дальше — увы, слишком много стандартных ходов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 00:00

цитата beskarss78

Именно что сказка.
Ждешь чего-то большего и в первой половине книге сложность сюжета растет, раскрываются характеры, трнасформируются фантастические допущения. Максимум развития — когда малчик танцует со Смертью и, восхищенный, спрашивает, придет ли она когда-нибудь за ним? Непременно приду, овтечает смерть.
Дальше — увы, слишком много стандартных ходов.

Да я и не говорю, что она сложная по сюжету. Конечно, сказка. Но засчет таких моментов а-ля со смертью, книга перестает свой статус. Во всяком случае, для меня ;-)


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 10:10

цитата beskarss78

Ждешь чего-то большего
по привычке. Все же Гейман, не кто-то... А — ничего. Я обратил внимание, что именно вот эта сказка нравится любителям «прямого» фентези. Фентези ради фентези. Без всякого дополнительного смысла. При этом они морщатся на «Детей...» и «Богов...».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 16:49

цитата ДИР

При этом они морщатся на «Детей...» и «Богов...».

«Богам» в свое время была влеплена десяточка ;-)
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2012 г. 11:00
Под «они» я не подразумевал вас лично. Я о тенденции. Есть те, кто в восторге от сказки про рыцаря и грааль, есть те, кто активно не любит этот рассказ. Есть те, кто ставит Кладбище чуть не выше всего, есть те, кто просто не понимает, зачем это было написано.


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 17:19
Соглашусь с некоторыми комментаторами — книжка у меня вызвала ощущение средняка. Разбить бы её на рассказы! Есть неплохие моменты, но между ними, увы, вода. Да и конец больно классический.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 17:43

цитата Kima Kataya

Разбить бы её на рассказы! Есть неплохие моменты, но между ними, увы, вода.

Да она по сути и разбита на рассказы из жизни Никта. Не знаю, у меня не вызвала ощущения воды, прочел за вечер.

цитата Kima Kataya

Да и конец больно классический.

Ну так это же сказка 8-)
 


Ссылка на сообщение18 ноября 2012 г. 17:50

цитата febeerovez

Да она по сути и разбита на рассказы из жизни Никта. Не знаю, у меня не вызвала ощущения воды, прочел за вечер.
\
Прочла за полдня в больнице :-)))

Наверное, сказывается, что я никогда не любила «Маугли». Не мой сюжет.


⇑ Наверх