Марина и Сергей Дяченко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Марина и Сергей Дяченко "Шрам"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марина и Сергей Дяченко «Шрам»

Статья написана 16 мая 2012 г. 10:56

сабж

По большому счету, это всего лишь притча, растянутая до размеров романа. Притча, мораль которой сводится к тому, что не надо быть мудаком (эгоистом, жестоким, думать только о себе, хвастуном и тд). Не скажу, чтобы самая оригинальная идея всех времен и народов — поэтому мне роман не то чтобы совсем не понравился, но не был особо интересным. Боюсь, дело в том, что главный герой, Эгерт Солль, как был картонным в свою бытность бретером и забиякой, так и остался картонным, став хрестоматийным трусом. Ни в той, ни в другой ипостаси у него не было ни единой черты, отступающей от основного и главного в его образе — хотя даже у самых хрестоматийных злодеев и святош они все-таки должны быть. Но Эгерт это не личность в тексте, это функция. Когда второстепенные персонажи выведены в качестве функций, это еще можно простить, но главный герой — функция рушит весь роман. В несчастном Динаре, который появляется буквально на несколько страниц и обрисован краткими чертами, жизни и *настоящего* гораздо больше.

Про Торию, увы, тоже не могу сказать ничего хорошего. Картонная милая девушка из сказки, которая картонно красива, картонно злится, картонно от всей широты своего *доброго сердечка* прощает убийцу своего жениха и как ни в чем ни бывало ложится с ним в постель. Функция под названием «красивая и добрая девушка».

Сюжет романа построен вокруг простой истории: хронический, неизлечимый идиот храбрец случайно убивает на глупой дуэли ни в чем не повинного человека. За что некий мимо проходящий могущественный маг наказывает его такой же хронической трусостью, от которой дальше герой всю дорогу пытается избавиться. Очень сказочный сюжет, по большому счету, — герой как назло попадает в ситуации, скажем так, вызова, когда надо продемонстрировать не просто здравый смысл и порядочность, а именно что храбрость — и каждый раз позорно проваливает все дело. Но при этом четко ощущается, что героя к таким ситуациям подтаскивают сами авторы, раз за разом выстраивая обстоятельства так, чтобы требования к герою были повыше, а его позор в итоге — сильнейшим. При этом, по большому счету, в обыденной жизни раз за разом демонстрировать какую-то исключительную храбрость нет необходимости, ну согласитесь. И никто не упрекнет человека, который предпочтет убежать, а не вступить в драку с бандой гопников. Исходя из этого трагедия героя представляется, мягко скажем, надуманной. Есть люди, страдающие агорафобией, есть — боязнью толпы, вполне естественно бояться за свою физиологическую целостность, но по моим внутренним ощущениям это не является чем-то чудовищно постыдным, как раз за разом говорят Дяченко.

Что хорошо в романе — так это все *вне* основного сюжета и двух главных героев. Интересна и необычна линия одновременно жутковатых и забавных служителей привидения Лаш (хоть убейте, а я представляю его в виде Каспиана и никак иначе). Хороша линия старого декана Луаяна, его сомнений и воспоминаний, и хороша сюжетная связь через него с событиями «Привратника». Текст, как всегда, отлично написан, и сам процесс чтения доставляет удовольствие. Но в целом, увы, второй роман кажется мне даже слабее первого — и это притом, что «Привратник» тоже не был чем-то исключительным. Но в «Привратнике» были очень живые и симпатичные второстепенные персонажи — собственно, Ларт Легиар и Бальтазар Эст, да и герой не вызывал такого отторжения, как зловредно-плохой и сахарно-хороший Эгерт Солль. Ну и концовка в духе «и они взялись за руки и убежали навстречу закату/рассвету» тоже не украшает.



Тэги: дяченко


168
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 11:29

цитата

Но Эгерт это не личность в тексте, это функция.

цитата

хронический, неизлечимый идиот храбрец

цитата

Про Торию, увы, тоже не могу сказать ничего хорошего. Картонная милая девушка из сказки, которая картонно красива, картонно злится, картонно от всей широты своего *доброго сердечка* прощает убийцу своего жениха и как ни в чем ни бывало ложится с ним в постель. Функция под названием «красивая и добрая девушка».

*мечтательно* представляю какие оценки этим персонажам выдаст Олеся после следующего романа цикла
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 13:56
А что, эти два зайчика и в следующих романах есть? Упаси господь, я тогда не буду их читать)
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 20:21
А Вы читаете чужие отзывы перед чтением романа? http://fantlab.ru/work1045
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 21:05
Нет, во избежание спойлеров) потом иногда читаю.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 21:08
Тогда идите ловить зайчиков. Нетривиальные впечатления гарантированы.


Ссылка на сообщение16 мая 2012 г. 22:58
История повторяется;-)... Персонажей, которые мне видятся живыми, многогранными и интересными, Вы снова видите как картонных.

цитата kerigma

. При этом, по большому счету, в обыденной жизни раз за разом демонстрировать какую-то исключительную храбрость нет необходимости,
Так авторы не про нашу обыденную жизнь пишут.
Тем более, что в прошлом для Эгерта именна повышенная храбрость и доблесть была нормой жизни. Обыденной.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 11:56

цитата Veronika

Персонажей, которые мне видятся живыми, многогранными и интересными,  Вы снова видите как картонных.

это фатальное несовпадение вкусов, видимо))

цитата Veronika

повышенная храбрость и доблесть была нормой жизни. Обыденной.

дурь у него была нормой жизни, а не храбрость, по большому счету) Что он действительно героического совершил? Кого-то спас? Участвовал в какой-то битве и проявил себя? Пожертвовал собой ради чего-то важного? Только пил да девок портил, по большому счету))


⇑ Наверх