Пересматривая старые


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Крафт» > Пересматривая старые фильмы
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пересматривая старые фильмы

Статья написана 1 апреля 2012 г. 07:32

Вторую неделю бьюсь над документом — нужно накатать страниц 20-30 текста с концентрированно-дистиллированной информацией, с фотографиями, схемами и графиками. И вроде всё понятно, всё нужное под рукой, но видеть уже всё это не могу. В таких случаях обычно рекомендуют сменить род деятельности, вот я и решил «добить» одну из своих заготовок для основательно подзаброшенной колонки.




Беда с этими драматургами. Даже не средние, а лучшие из них часто остаются за пределами внимания широкой публики. И ведь были широко известны в узких кругах. Имена их, можно сказать, гремели. А прошло совсем немного времени, и...

Лет десять назад Марк Захаров заявил, что с уходом Горина и сменой амплуа Радзинским театральным режиссёрам не приходится надеяться на появление новых интересных пьес.

Вот те на! А многие ли знали, что Эдвард Станиславович до своего появления на телеэкранах и в исторической литературе был так востребован в драматургии? Да и Горина-то знали во многом только благодаря регулярному появлению у Иванова в «Вокруг смеха» и у Никулина в «Белом попугае».

Вот и с этим такая же беда случилась. Почти полвека считался известным, был востребован, а ушёл – и всё. Толковой биографии не найти для авторской страницы.

Между тем, личностью он был незаурядной и с творчеством этого человека все мы знакомы с детства. Вот, что пишет Ролан Быков: «Постановка спектакля «О чём рассказали волшебники» в Московском театре юного зрителя, совместно с моими товарищами Е. Васильевым и В. Гореловым, была моим режиссерским дебютом. Кинокомедия «Айболит-66» — это еще один вариант классического сюжета о знаменитом докторе». И первой режиссерской работой Олега Ефремова стала пьеса этого драматурга – в 1955 году в Центральном детском театре музыкальный спектакль «Димка-неведимка». Олег Ефремов, практически не глядя, соглашался работать над любым его произведением. Вдова писателя вспоминает, что они были «...в одной связке. Связаны были с юности дружбой и какими-то едиными радостями жизненными. …Олег Николаевич Ефремов нигде, по-моему, ни у какого другого автора не пел. Он пел только тексты Коростылева. У него был слух, такой внутренний, но петь на экране – такое с ним происходило только в фильмах по сценариям моего мужа».

А кто не знает знаменитого «Вовку в Тридевятом царстве»? Понятно, своим успехом этот фильм в немалой степени обязан режиссёру, мультипликаторам и неподражаемой озвучке Рины Зелёной. Но и с другими работами этого автора хоть раз, да сталкивался каждый из нас.

В «Словаре современных цитат» К.Душенко из 4300 ходячих выражений три принадлежат Коростылеву. Во-первых, только глухонемой не подпевает, услышав песенку о хорошем настроении из «Карнавальной ночи», режиссёрского дебюта Эльдара Рязанова. «Это даже хорошо, что пока нам плохо» — песня из уже упоминавшегося здесь «Айболита-66». И «Нормальные герои всегда идут в обход» — пиратская тема, оттуда же.

Факт практически неизвестный, но песне Коростылева даже памятник недавно поставили.

Немалая часть из миллионов отдыхающих, посетивших за последние пять лет курортную Анапу, посчитали своим долгом сфотографироваться на приморской площади рядом с памятником Белой шляпе. На постаменте подпись: «Та самая белая шляпа».


Та самая белая шляпа

Да чего уж там, – и у меня в закромах кой-чего найдётся, чай, два года подряд в тех местах отдыхали. Сам я не слишком фотогеничен, но девчонки мои возжелали запечатлеться в веках. А что там за шляпа, да почему «та самая», нас тогда как-то не сильно интересовало. Вспомнил я о ней, аккурат, занимаясь Коростылевым.

Оказывается, в начале 50-х годов он написал забавную песенку и по многочисленным просьбам часто исполнял её в молодёжных компаниях послевоенной Москвы. Потом песня ушла в массы, быстро стала популярной и считалась либо народной, либо приписывалась самому известному из её исполнителей, Аркадию Северному, которому на момент написания песни едва минуло 10 лет. При исполнении нередко в первой строчке авторского текста:«Надену я черную шляпу,/ Поеду я в город Анапу/ И буду сидеть на песке/ В своей необъятной тоске...» — цвет головного убора заменялся на белый, по общему мнению, более соответствующий курортно-пляжному сезону. Именно в таком виде песня стала неофициальным гимном Анапы, за что и удостоилась монументального воплощения в 2007 году. Так сказать, в негативе.

Но вспомним о названии статьи и вернёмся к кино.

«Карнавальную ночь» и песню, спетую юной Гурченко с поясом-ошейником, трогать не будем – желающие вполне могут найти эту историю и в воспоминаниях и самой Людмилы Марковны, и Эльдара Александровича, и композитора Анатолия Лепина.

А вот с «Айболитом-66» всё не так просто. Среди отзывов на этот фильм немало лестных оценок: новаторская для своего времени картина, неожиданное решение, интересные режиссёрские находки. А я помню, что в советские времена «Айболита» на ТВ не особо жаловали. Конечно, можно притянуть за уши конспирологию и поговорить о том, как не пускали Быкова на экраны. Между тем «Внимание, черепаха!» показывали не единожды, а уж актёрские его кинороли врезались в память отчётливо. Один гениальный кот Базилио чего стоит.

То есть, слышать про «Айболита-66» я слышал, но не видел. И наконец, дождался – пустили его «В гостях у сказки». И что? Да ничего! Какие-то люди бегают, несмешные клоуны, ненатурально кривляющиеся Чичи и Авва, бутафорские декорации, корабль ненастоящий, пираты нестрашные и всё это ужасно затянуто. Пару раз улыбнулся в эпизодах с бомбой и с комариком (Я узнал его в лицо!), один раз обрадовался (о чём ниже) – и всё. Лучше бы что-нибудь от Александра Роу повторили. «Морозко» там, «Варвару-красу», «Марью-искусницу» или хотя бы «Конька-горбунка».

Вопрос: откуда тогда столько восхищённых отзывов? Не уверен, но сдаётся мне, большинство из них написано теми, кто посмотрел фильм отнюдь не в юном возрасте. Буффонада может прийтись по вкусу людям постарше (да и то, не всем). Сам я, подросший, с восторгом принял «Остров погибших кораблей» и в питерский «Театр-Буфф» захаживал неоднократно не просто так.

Вот и здесь, понимая необходимость пересмотреть «Айболит-66», но помня детские впечатления, особого энтузиазма по этому поводу не испытывал. Каково же было моё удивление, когда я быстро увлёкся, а некоторые эпизоды ещё и прокручивал по несколько раз. Эх, сдаётся, сильно ошибся Ролан Антонович со своими расчётами в попытке понять тонкую организацию и потребности детской души.

Но, как говорится, есть один нюанс. Песня пиратов «Нормальные герои» была хитом уже тогда. Хитом настолько, что её периодически крутили как отдельный музыкальный номер в «Утренней почте». Это безусловный шедевр. И тут возникает проблема. А насколько велика в этом заслуга Вадима Коростылева, автора текста? Давайте попробуем абстрагироваться и представим, какую оценку по десятибалльной шкале мы бы поставили стихотворению:

Ходы кривые роет/ Подземный умный крот./ Нормальные герои/ Всегда идут в обход!

В обход идти, понятно,/ Не очень-то легко./ Не очень-то приятно,/ И очень далеко!

Зато так поступают/ Одни лишь мудрецы./ С обходом подступают/ Одни лишь храбрецы!

Глупцы, героя строя,/ Бросаются вперед,/ Нормальные герои/ Всегда наоборот.

И мы с пути кривого/ Обратно не свернем/ А надо будет снова/ Пойдем кривым путем!

Проблема в том, что в случае с фильмом абстрагироваться от великолепного видеоряда не получается, текст этот давно и надёжно вплетён в его визуальный контекст. Героически идущая в обход славная компания пиратов в исполнении Быкова, Смирнова и Мкртчяна способна потягаться по харизматичности с другой известной троицей – гайдаевскими Бывалым, Трусом и Балбесом. А видеоклип (назовём его так) – безусловный шедевр для своего времени. До сих пор с содроганием представляю, что вынесли актёры, да и операторская команда, при съёмках в этом роскошном болоте.

Надеюсь, никто не откажется ещё раз насладиться этим незабываемым зрелищем (обратите внимание на 1:10 –за ними там на самом деле крокодил погнался).

Вы как хотите, но меньше «десятки» я за такое поставить никак не могу.

Между тем, за неделю я освоил не один, не два, а десятка полтора фильмов, в титрах которых было указано «Текст песен В. Коростылева».

Вот, нравится мне заниматься библиографиями. Попутно столько всего узнаёшь. Что я знал о Владимире Павловиче Басове? Дуремар и Дуремар. Ну, ещё Худой Волк. А там столько всего. В 1952 году ветеран войны, офицер-орденоносец закончил режиссёрский факультет ВГИКа и почти сразу принялся, как горячие пирожки печь, снимать фильмы. По одному в год, а в 1957 – два. Художественная ценность их с высоты прошедших лет невелика. А я, признаюсь честно и откровенно, в детстве был бы в полном восторге от них. Да и то сказать, снято очень недурственно, неплохие батальные сцены. Нашим нынешним хорошо бы поучиться.

Удивительно, что в то время их отчего-то решительно вычеркнули из телепрограмм, хотя большинство из них вполне укладывались в прокрустово ложе господствующей идеологии: красные побеждают, Сталина нигде не поминают. Хотя и Брежнева нигде нет, так его тогда при всём желании не могло быть.

Впрочем, возможно ответ сокрыт где-то в районе 1957 года, когда Басов перестаёт снимать фильмы героические и появляется первый его фильм на современную проблематику «Случай на шахте восемь», где он познакомился со своей будущей женой Натальей Фатеевой. А в другом фильме того же 1957 года, тоже с песнями Коростылева, правда, другого режиссера, «К Черному морю» Андрея Тутышкина, есть интересный эпизод. Долго ищут и не могут найти колхозного сторожа. Вроде бы пошёл в клуб, кино смотреть. Заходили в зал, звали – не откликнулся. Проходит час, наконец приходит. Действительно, говорит, в клубе был. А чего тогда не отозвался? Спал. Он, говорит, в кино только ради этого и ходит, больно сладко там спится: «…А картины нонешние не чета прежним – совсем больше не стреляют». Конец реплики, камера – наезд. Крупный план: сторож лукаво и радостно подмигивает в объектив.

Вот и думай, как это понимать. То ли фигу скрутили в кармане, то ли озвучили высочайше утверждённое решение. Хотя, скорее похоже на второй вариант.

Знали бы советские мальчишки про это, вот уж позлословили бы. Кроме прочего, именно это решение нашего родного партии-правительства отодвинуло от меня на целые десятилетия решение другой загадки, долго мучавшей меня.

Ещё один эпизод фильма, ещё один шедевр, по праву претендующий на роль совершенно самостоятельного произведения – снова назовём его видеоклип – песня «Вечный огонь», звучащая в финале легендарных «Офицеров».

Затрудняюсь даже примерно сказать, сколько десятков раз я смотрел эту кинокартину. И всегда с трепетом ожидал последних кадров, чтобы ещё раз услышать проникновенное: «От героев былых времён…» Наверное с самого первого раза я заметил, что в видеоряд песни кроме кадров из основного фильма попали крохотные эпизоды о событиях упоминавшихся, но нам не показанных: отстреливается у подбитой «тридцатьчетвёрки» горящий Егор, казнь Маши, раненого генерала Варавву несут в тыл со свежим шрамом на щеке (который стал рубцом к финалу фильма), забрасывают цветами радостно улыбающегося Трофимова в командирском люке танка с пехотой на броне.

Часть кадров – явная нарезка из фронтовой кинохроники: раненого выносят с поля боя, танки идут в атаку и несутся по улицам освобождённого города. Одна сцена явно постановочная, но, похоже, тоже тех лет – салют у стен Рейхстага.

А ещё есть кадры, где юный Варавва несётся в атаку с кавалерийской лавой, и по губам читается: «Даёшь!» Где Трофимов сражается с какими-то азиатами, выскочив из подбитого броневика, о чём в сердцах упоминала Люба: «Всю жизнь я только и делала, что ждала. Ждала, когда ты дрался с басмачами в Туркестане. Ждала, когда ты гонялся за бандой Кудряша в павлоградских степях…» Т-34 мчится по дымному полю прямо на камеру, но за секунды до столкновения её поднимает стрела операторского крана.

И поначалу было ужасно обидно, что не увидели мы всего этого, не вошло всё в фильм. С возрастом я понял всю прелесть именно такой недосказанности, из которой сейчас бы с радостью сотворили унылое мыло (что и продемонстрировала недавняя одноимённая поделка).

В общих чертах с основами кинопроизводства я был к тому времени знаком, поэтому нет-нет, да проскакивало возмущение. Это же надо было целую киноэкспедицию устроить к чёрту на кулички, чтобы снять десятисекундный ролик с Юматовым. А ландшафт там явно иной – не горы, а пески, улочки какого-то среднеазиатского города. Это же надо, всю московско-кавалерийскую часть в атаку кинуть, под совсем небутафорские взрывы, чтобы отснять пару метров плёнки с Лановым.

Но возмущение это чересчур явно было замешано на всё той же детской обиде, и с возрастом они странным образом смешались с гордостью: ничего не пожалели, чтобы прекрасный фильм получился ещё лучше.

И в этой своей оценке я изрядно промахнулся. Откровенное «дежа вю» посетило меня при просмотре басовского «Крушения эмирата». Сравните картинки:


Крушение эмирата

Офицеры


Крушение эмирата

Офицеры

После этого я сразу вспомнил про «Павла Корчагина», сделавшего знаменитым Ланового (но так никогда и не виденного мной – отчего-то и эту картину тогдашние телебоссы не жаловали, хотя «Как закалялась сталь» с Конкиным прокрутили несколько раз). Не удивлюсь если при просмотре снова увижу знакомые кадры, не зря ведь Варавва из блондина стал брюнетом?. Ну, а уж идущих в атаку «тридцатьчетвёрок» в советском кинематографе – хоть отбавляй.



Умаляет ли это достоинства «Офицеров»? Ничуть. Зато детские обиды наконец-то отпустили, не прошло и тридцати лет. А я, слегка повзрослевший в очередной раз поражаюсь тем хитросплетениям, в которые завязываются времена, книги, фильмы, люди и библиографии на нашем «Фантлабе».

Напоследок предлагаю всем ещё раз оценить этот прекраснейший образец советского киноискусства. И в этот раз смотрите внимательней.

Вот пока и всё. Ночь прошла плодотворно. Возвращаюсь к своим баранам





849
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 16:02
Большое спасибо за интересный обзор.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 16:52
Завсегда пожалуйста, приходите ещё.


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 17:18
Да, очень интересно, спасибо!

А не кажется ли тебе, что кадр, где Лановой ведёт в атаку кавалеристов, состоит из двух планов. Задний -- уже где-то отснятый материал, передний -- специально для фильма записанный Лановой? Особенно на 51-2-й секундах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 19:12
Рад, что понравилось)

цитата Vladimir Puziy

А не кажется ли тебе, что кадр, где Лановой ведёт в атаку кавалеристов, состоит из двух планов.
Мы сейчас «Офицеров» обсуждаем, или уже «Корчагина»? ;)

Да, могло быть и так. Но к тому времени такие технологии считались устаревшими. Чаще всего снимали так: машина ехала по полю среди кавалеристов, главгерой сидел в машине, подпрыгивая словно в седле, а его снимали крупным планом на нужном фоне.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 20:48
Про «Офицеров». :) я знаю про все эти съемки с машины, когда-то читал книгу дрессировщика Эдера, он там много таких тонкостей рассказывал. Но я это представляю так: в последний момент Басову приходит в голову мысль сделать такой вот финал с флэшбеками -- и поскольку ни пленки, ни денег нет, он выкручивается как может. А некоторые ;) потом восхищаются и возмущаются размахом съемок. :)))
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 21:22
Чего проще? Посмотрю «Корчагина» и скажу тебе совершенно точно, есть там такие кадры, или нет.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 21:42
Ок, буду ждать! :beer:
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 22:05
:beer:
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 00:32
Всё так и есть: http://fantlab.ru/blog...
Один к одному. И такой же перевод с цветной плёнки в чёрно-белую.

Теперь осталось только танк найти.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 00:54
Х-ха! :beer: ;-)

цитата Крафт


Теперь осталось только танк найти.


Вот это, боюсь, будет потяжелей...
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 09:49
Согласен. Но и кадров такого уровня в советском кинематографе не так много. Как это ни парадоксально.

Во-первых, на заднем плане подбитый наш танк. А уж на это я в детстве сильно обращал внимание (Как так? Почему наш, а не немецкий?)

Во-вторых, танк или танкисты — главные герои, что очевидно из уровня сложности съёмки того эпизода (возможно скорость воспроизведения там увеличили, но не на много).

Что из этого может быть до 71-го года? Сразу вспоминаются «На войне как на войне» (1968) «Четыре танкиста и собака» (1966-1970) и киноэпопея «Освобождение» (1967-1970), где отдельные эпизоды были посвящены экипажу танка с номером 13 (роли исполняли Каморный и Носик).

Проблема в том, что «На войне...» я почти наизусть знаю — нет там такого. А пересмотреть все фильмы Озерова, тем более — всех поляков...

цитата

Я не хочу сказать, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 12:21
«Сумасшедший, что возьмешь!..» ^_^

Я вот и до танков был равнодушен, и совершенно точно не стал бы пересматривать. Потому -- уважаю, с некоторой даже опаскою. (А зато вот к появлению птиц-зверей на экране был весьма и весьма; и помню, как огорчили индийские слоны с накладными ушами в «Тарзане«!) :)
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 16:30
Каждый сходит с ума по своему:-)))
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 16:42
гнусныя ваши намеки не понимаем ваще!

:beer:
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2012 г. 20:27
Сейчас пытался нагуглить, но с налёта не получилось. Однако я в какой-то книге видел фотографии, что у нас уже «Александра Невского» в 42-м году снимали таким способом. Если найду, выложу.

Впрочем, сейчас вспоминаю, что и съёмки на фоне экрана жили довольно долго — некоторые сцены в автомобилях ещё в «Семнадцати мгновениях» делали таким способом.


Ссылка на сообщение2 апреля 2012 г. 09:42
Спасибо, очень интересно. Сторонние кадры, использованные в «Офицерах» — это, наверное, вообще небольшое открытие. Надеюсь, Мона Сэниа, прочтет вашу заметку, помню, что она собирала все интересное об этом фильме.
Оффтоп, конечно, но в связи с пересматриванием старых фильмов, вспомнил недавний свой афронт. Четырехлетний сын недавно открыл превосходные старые чешские мультфильмы Зденека Милера про крота. Их в советское время очень часто крутили по телевизору. Смотрит их с огромным удовольствием. Я и постарался найти ему как можно больше мультиков. И с удивлением обнаружил среди них много тех, что вообще не видел раньше. Но особенно меня потряс фильм «Крот и роды». Такой откровенной демонстрации родов в детском мультфильме не ожидал увидеть. Понятно, почему в Советском Союзе именно эту серию не рискнули показать. Вот теперь думаю, удалить эту серию или пусть смотрит...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2012 г. 23:07

цитата Beksultan

Спасибо, очень интересно.

У нас это всегда взаимно. Вот, ещё Мона Сэниа заставим АК вести и будем тут друг другу дифирамбы петь.

цитата Beksultan

Сторонние кадры, использованные в «Офицерах» — это, наверное, вообще небольшое открытие.
8:-0
Самому мне гораздо больше гордости доставляют «раскопки» происхождения «Белой шляпы». А «офицерские» нюансы настолько на поверхности, что неизвестность этих фактов можно объяснить только тем самым решением партии-правительства. Я считал себя знатоком советских фильмов со всевозможной стрельбой, но все первые фильмы Басова, вплоть до «Шахты №8» смотрел впервые, а «Корчагина» вообще не видел. Прямо заговор какой-то.

И спросить-то не у кого, но не исключено, что такой приём — реверанс фильмам Басова от создателей «Офицеров». Может они им в детстве нравились? А там почти двадцать лет разницы.

Кстати, фильмы те, при всей незамысловатости, почти примитивности сюжетов, зубную боль вызывают уровнем актёрской игры (даже и особенно в эпизодах), операторской работы, трюков. Современный уровень падения ощущается физически.

цитата Beksultan

Вот теперь думаю, удалить эту серию или пусть смотрит...
А что говорит по этому поводу Ваша религия и национальные традиции? Заранее прошу прощения, если мой вопрос показался Вам бестактным.
Если же Вы ощущаете себя человеком светским, то пусть смотрит. У меня получалось не особо, но супруга моя и её сестра достаточно успешно провели ликбез нашей вредительницы, корректируя подачу материала улицей. В моё время у меня ничего, кроме улицы не было. До появления в восьмом классе школы весьма новаторского, но отменённого ныне по неяным причинам предмета «Психология, физиология и гигиена семейной жизни».
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 09:24

цитата Крафт

А что говорит по этому поводу Ваша религия и национальные традиции?
— как раз в этом плане религия и национальные традиции особо не превалируют. Просто я сам довольно щепетилен и стыдлив. Но думаю особой беды не будет, если он это увидит. Про капусту и аистов все равно не говорили. У него есть красочная такая энциклопедия для малышей (перевод с французского), где почти все объяснено множеством симпатичных рисунков, причем очень даже тактично и здраво, мне, например, понравилось.

цитата Крафт

В моё время у меня ничего, кроме улицы не было
— а у нас дома была прорва медицинской литературы, которую я штудировал в очень юном возрасте. В детстве читал все, что попадало в поле зрения. Все получилось как-то само собой. Тем более я вырос в деревне, мы разводили скот, а в таких условиях дети прекрасно видят, что и как все это происходит. В семилетнем возрасте в одиночку отвести корову на окраину села к быку-производителю, чтобы он ее полюбил — было делом привычным. А будучи восьмилетним, я уже сам лихо кастрировал ягнат из свежего приплода. :-)))
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 10:27

цитата Beksultan

у нас дома была прорва медицинской литературы, которую я штудировал в очень юном возрасте.
Это Вы сыну акушера-гинеколога говорите?:-DУ меня с теоретической частью тоже особых проблем не было. Трудности возникали на этапе прикладного использования полученных знаний.

цитата Beksultan

Тем более я вырос в деревне
Да, все отмечают, что у сельских жителей с этим проще.


Ссылка на сообщение2 апреля 2012 г. 19:01
М-да...
Получается, что в отличие от других искусств драматургия — искусство камерное.
Соответственно и драматург, в отличие от писателя, композитора или певца — человек камерный...:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2012 г. 23:10

цитата Гуларян Артем

драматург, в отличие от писателя, композитора или певца — человек камерный...
Не человек — художник.
Или «художник — тоже человек»?;-)
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2012 г. 14:15
А вы сами как думаете?;-)


Ссылка на сообщение2 апреля 2012 г. 21:29

цитата Beksultan

Надеюсь, Мона Сэниа, прочтет вашу заметку, помню, что она собирала все интересное об этом фильме.
Конечно прочтет, к тому же она подписана как бы на данную колонку)))))))))))
Крафт , спасибо очень интересно.
А я «Корчагина» смотрела. Но я не внимательная к деталям и мне нужны вот такие статьи, чтоб мне разжевали все, а я бы потом восхищенно удивлялась. Посмотришь если, поделись впечатлениями. Я сравнивала Павку Конкина с Павкой Ланового. У Ланового он жизненный и живой, а у Конкина уж совсем психопат.
Про финальный эпизод «Офицеров»-это самое-самое в фильме. Во-первых, песня, а второе-это судьбы. За пару минут, а так сильно и четко и в нескольких кадрах рассказали о самом главном.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 апреля 2012 г. 23:17
:beer:

цитата Мона Сэниа

сравнивала Павку Конкина с Павкой Ланового. У Ланового он жизненный и живой, а у Конкина уж совсем психопат
Жизненный и живой? Те фото Островского, что я видел, и весь мой жизненный опыт намекают, что Конкинский вариант честнее. Лановой почти в любой роли оставался капитаном Греем.
Кстати:

цитата Википедия

между Лановым и Юматовым были очень натянутые отношения. Ещё в 1950-е годы Юматов мечтал сняться в фильме «Павел Корчагин», но вместо него тогда на роль взяли Ланового. На съёмках «Офицеров» актёры помирились.
Сдаётся мне, Юматовский вариант был бы где-то посредине. Не совсем психопат, но и романтики там бы было намного меньше.

цитата Мона Сэниа

Про финальный эпизод «Офицеров»-это самое-самое в фильме. Во-первых, песня, а второе-это судьбы.  За пару минут, а так сильно и четко и в нескольких кадрах рассказали о самом главном.
Шыдевр, чоужтам.
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 00:28

цитата Мона Сэниа

Посмотришь если, поделись впечатлениями

Вот, всё так и есть. Начиная с 23-й минуты и минуты три подряд
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 09:28
Я ни один вариант экранизации Островского не видел. Был мал просто, например, комсомольцем побыть не успел уже, только пионером. Но читал помню книжку очерков про советскую деревню, кажется Анатолий Стреляный «В гостях у матери». Там сельские жительницы (кажется на Украине) обсуждали «новую» экранизацию «Как закалялась сталь» и, помнится, были очень недовольны образом Павки Корчагина. Актер, по их мнению, все время и в любых условиях, разговаривал неизменно яростным голосом. Еще их очень возмущали волосы актера, «неизменно чисто вымытые, ухоженные и аккуратно уложенные в прическу». Интересно, это они про кого?
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 10:51

цитата Beksultan

Интересно, это они про кого?
Про Конкина наверное. Голос у него там — да. А с волосами — придирки у Ланового особо грязных волос я не видел. Хотя чуб у него часто дыбом стоит, да. А конкин — «прилизанный» постоянно.
Да и вряд ли та книга была 50-х годов («Павел Корчагин» вышел в 1956).
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 11:06

цитата Крафт

Да и вряд ли та книга была 50-х годов
— не, книжка была в восьмидесятые (я и сам физически не мог прочесть ранее).
 


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 16:30
Стало быть, Конкин — фильм снят в 70-х.


Ссылка на сообщение3 апреля 2012 г. 00:14

цитата Крафт

Жизненный и живой? Те фото Островского, что я видел, и весь мой жизненный опыт намекают, что Конкинский вариант честнее. Лановой почти в любой роли оставался капитаном Греем.
Ну этта дааа. Но то, что у Конкина Павка с пограничными расстройствами-это не значит, что мне такой Павка не нравится. Этот сериал я люблю и он на меня большее впечатление произвел, чем фильм с Лановым, хотя бы из-за сердцервущих песен. «Товарищ Песня»-я ее тыщу раз слушала и все, как первый раз.


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 04:55
И всегда с трепетом ожидал последних кадров, чтобы ещё раз услышать проникновенное: «От героев былых времён…»
Мелодия заимствована у композитора Карла Рустикелли из фильма Дино Ризи «Однажды в Риме» 1960 г.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 22:45
Ух, ты! А есть где ознакомиться?
 


Ссылка на сообщение13 апреля 2012 г. 04:29
Отдельно с музыкальной темой — не знаю где. Фильм определенно имеется на рутрекер орг.ру.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 14:10
Прошло всего-то пару лет, и я таки решил добить этот вопрос)))

цитата prouste

Дино Ризи «Однажды в Риме» 1960 г.

Я так понимаю, вы имели в виду «Любовь в Риме» (1960)?
http://www.kinopoisk.ru/f...
И отзыв там ваш, судя по нику?;-)

цитата

Грустный осадок: смотришь какой-нибудь малоизвестный старый зарубежный фильм и понимаешь, откуда что в отечественном кино...

skip

Мало найдется всеми любимых фильмов вроде «Офицеров», но и в этой картине мотив основной мелодии заимствован (или украден) из снятой десятью годами ранее «Любови в Риме».


Если это так, я готов с вами поспорить.

Во-первых, речь не может идти ни о финальной песне «Вечный огонь», ни о ее же мелодии, которая с «вкраплениями» мелодий песен гражданской войны также идет еще и на фоне начальных титров. Как я понимаю, вы имели в виду отнюдь не её, а значительное сходство, обнаруживаемое в первых тактах музыкальной темы, используемой фоном к нескольким эпизодам «Офицеров», связанным исключительно с периодом от начала Великой отечественной войны до 1943-1944 гг. (в других эпизодах этого периода — аранжировки всё того же «Вечного огня»).

До периода ВОВ, для эпизодов Гражданской войны и межвоенных лет использовались аранжировки песен «Наш паровоз» и «Уходили комсомольцы» (те же, что в начальных титрах). В эпизодах послевоенного периода — аранжировка песни «Однополчане».

В отличие от вас, лично мне аранжировка темы Великой отечественной войны и при всех предыдущих просмотрах, и сегодня опять, больше всего напоминает первые такты песни «В лесу прифронтовом»:

С берез, неслышен, невесом,/ Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»/ Играет гармонист.


Тем более, что именно эта песня впрямую идёт фоном к сцене танкового боя.

И по аналогии с предыдущими музыкальными решениями мне это кажется вполне логичным и обоснованным.

Если при этом вы продолжаете настаивать на заимствовании (или краже) мелодии, то претензии скорее придется предъявлять Карло Рустикелли, потому что песня «В лесу прифронтовом» была написана почти на 20 лет раньше его работы:

цитата

Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны...

skip

Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс

отсюда: http://www.sibttk.ru/wow/...

Но мне такое решение не кажется разумным: «Музыкальные идеи витают в воздухе» (с) сэр Пол Маккартни.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 18:04

цитата Крафт

лично мне аранжировка темы Великой отечественной войны и при всех предыдущих просмотрах, и сегодня опять, больше всего напоминает первые такты песни «В лесу прифронтовом
ну ладно, напоминает Вам лично и хорошо. Но

цитата Крафт

претензии скорее придется предъявлять Карло Рустикелли, потому что песня «В лесу прифронтовом» была написана почти на 20 лет раньше его работы
— это чересчур. Какие могут быть претензии к Рустикелли из-за Ваших асссоциаций?
В воздухе витают не только музыкальные идеи, так что тема заимствований и плагиата всегда будет и спорной и неоднозначной. Надеюсь, что для себя задачу

цитата Крафт

добить этот вопрос
Вы разрешили. Отдаю должное Вашей кропотливости. Я вот за давностью лет как-то поутратил интерес к обсуждаемому вопросу — напрочь не хочется пересматривать и вслушиваться в фильму Дино Ризи да и в нашу фильму такоже. С уважением.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2014 г. 18:39
Что-то не возьму в толк причин Вашей горячности. С чего вдруг решили «священную войну» начинать?

То есть, в принципе-то я могу поучаствовать, но для начала хоть повод поточнее обозначьте. А то у меня складывается полное впечатление, что Вы не затрудняли себя внимательным прочтением моего комментария.

С уважением.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2014 г. 06:55

цитата prouste

напрочь не хочется пересматривать и вслушиваться в фильму Дино Ризи

Мне тоже не хочется смотреть какую-то итальянскую фильму.
А может уважаемый Крафт, где нибудь видел mp3-файлик песни из итальянского фильма, чтобы можно было послушать и сравнить?
Я часто пою песню «От героев былых времен...» под гитару — молодежь слушает с удовольствием, а уж старое поколение сразу подпевать начинает.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2014 г. 09:58
Несколько файликов МР-3 я нашел «Вконтакте», но там уже то, что сейчас называется «ремикс» — в джазовой и эстрадной версиях https://vk.com/audios1...

Так что лучше все-таки сверяться с оригиналом и смотреть фильму. Тем более, что полностью её смотреть и не нужно — вся мелодия буквально в первые 60 секунд укладывается

Только ещё раз говорю — это не «Вечный огонь» (От героев былых времен). Коллега prouste спутал ее с другой мелодией из фильма:

цитата Крафт

значительное сходство, обнаруживаемое в первых тактах музыкальной темы, используемой фоном к нескольким эпизодам «Офицеров», связанным исключительно с периодом от начала Великой отечественной войны до 1943-1944 гг...

...лично мне аранжировка темы Великой отечественной войны и при всех предыдущих просмотрах, и сегодня опять, больше всего напоминает первые такты песни «В лесу прифронтовом»


Ссылка на сообщение29 апреля 2012 г. 21:39

цитата Крафт

Оказывается, в начале 50-х годов он написал забавную песенку и по многочисленным просьбам часто исполнял её в молодёжных компаниях послевоенной Москвы. Потом песня ушла в массы, быстро стала популярной и считалась либо народной, либо приписывалась самому известному из её исполнителей, Аркадию Северному, которому на момент написания песни едва минуло 10 лет. При исполнении нередко в первой строчке авторского текста:«Надену я черную шляпу,/ Поеду я в город Анапу/ И буду сидеть на песке/ В своей необъятной тоске...»

Интересно — в первой половине 80-х — году в 84-85 — в Киевском КСП была попытка составить сборник лучших авторскихх песен. И песня про чёрную шляпу — а может и белую — сейчас уже не вспомню — в списке была. Но автором ея — назывался Геннадий Шпаликов...
Впрочем точно йинформации — не было, да и быть не могло в то время — для составления сборника опрашивались известные киевские авторы, исполниели и пр. специалисьы в жанре...
Ну а они могли всего — не знать, а точнее — не могли всего знать...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2012 г. 23:13

цитата ЯэтоЯ

Но автором ея — назывался Геннадий Шпаликов...

Ровно та же проблема, что и с А. Северным:

цитата

Генна́дий Фёдорович Шпа́ликов (6 сентября 1937, Сегежа, Карельская АССР

То есть, песня уже вовсю исполнялась в Москве, когда предполагаемый автор ещё учился в Киевском суворовском училище (1947-1955). И хотя

цитата

в суворовском училище, начал писать стихи и рассказы.

вряд ли среди тех текстов была «Шляпа». Откуда бы мальчику из Карелии иметь такой опыт?
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2012 г. 14:57

цитата Крафт

вряд ли среди тех текстов была «Шляпа». Откуда бы мальчику из Карелии иметь такой опыт?

Да я и не настаиваю на авторстве Шпаликова — просто говорю, что была такая информация.
Но и в статье, на которую Вы даёте сылку — сказано:

цитата

пели смешную песенку из репертуара Вадима Коростылева:

а из репертуара — не значит, что это он написал, скорее — что просто пел, принёс в компанию. Примерно, как Город золотой — песня из репертуара Гребенщикова...
А вот по поводу следующей песни из той же статьи:

цитата

Пели блатные:

Стою я раз на стреме,
Держуся за карман,
И вдруг ко мне подходит
Неизвестный мне граждан...

В Словаре современных цитат — составитель Душенко — написано:

цитата

Стою я раз на стреме,/ Держу в руке наган
Фольклорная переработка песни Жемчуга стакан [1948], написанной ленинградским филологом-германистом Ахиллом Левинтоном [1913-1971].

А один из её куплетов написал Галич — так что песня не блатная, а вполне себе вторская — но ставшая народной...


Ссылка на сообщение29 апреля 2012 г. 21:54

цитата

я сразу вспомнил про «Павла Корчагина», сделавшего знаменитым Ланового

А разве это — Басов...
Я тоже фильма не видел, но читал об ём — и считал, что это Алов и Наумов...
У меня чёй-то начал глючить компьютео — при выходе на кино-театр он заявляет, что произошла ошибка и вырубает интернет — поэтому проверять я не хочу — чтобы не вырубилося....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2012 г. 23:22

цитата ЯэтоЯ

А разве это — Басов...

Нет, конечно. Это я как-то так неудачно всё описал, что Вы так подумали.
Басовский только «Крушение эмирата». «Офицеры» и «Павел Корчагин» — фильмы других режиссёров.


Ссылка на сообщение29 апреля 2012 г. 22:04

цитата Крафт

Конкин — фильм снят в 70-х.

В моём районе — Нивки — жила тётенька или скорее по восприятию того времени — бабушка — работала помрежем на студии Довженко — и набирала массовку среди местных ребят.
Я и мои ровесники — не попали, но те из друзей и знакомых, кто был на пару лет постарше — попали в сцену с беспризорниками в тот самый фильм — с Конкиным...
Страницы: 12

⇑ Наверх