Марина и Сергей Дяченко «Волчья сыть»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Так случилось, что овцы построили свой город... Их великие изобретатели много лет изыскивают новые способы борьбы с волками, а люди... людям, которые создали этих овец разумными, до них нет дела. Им и самим до сих пор не удалось ответить на вопросы, над которыми ломают свои рогатые головы главные герои рассказа. Но Дым-Луговой должен преодолеть длинный и полный опасностей путь, чтобы встретиться со своими создателями, чтобы узнать, зачем он живёт и какое будущее у его стада. И только он сам волен делать свой выбор — свобода или безопасность. В нём самом борются природа и разум, и лишь от него зависит, что окажется сильнее.
Входит в:
— журнал «Если 2000'12», 2000 г.
— сборник «Последний Дон Кихот», 2001 г.
— антологию «Wilcza krew», 2003 г.
— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2007», 2007 г.
— сборник «Парусная птица», 2008 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мраморный фавн, 2000 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2001 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2001 // Средняя форма (повесть) |
- /языки:
- русский (9), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- П. Лауданьский (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hermit, 17 октября 2022 г.
Бывает «жесткая» НФ, где за каждой данностью мира стоит железный «обоснуй», бывает притча или магреализм, где все устроено так, как оно устроено потому что автору так нужно было. Иногда эти подходы удачно смешивают, как, например у Стругацких. А тут ни то ни се.
Здешние «люди» — вполне себе люди: сидят за столами, занимаются наукой и политикой, слушают музыку. Да, едят траву и имеют нездоровую склонность собираться в толпы, но я и реальных людей таких знаю.
Но стоит им повстречаться с хищником или «Хозяином», как «люди» становятся овцами. Да, с точки зрения овцы человек огромен, силен и при этом обладает невозможной координацией. Но у тех, кто строит дома, рисует рисунки и стреляет из самострелов координация и разите верхних конечностей должно быть не хуже.
Возникает закономерный вопрос к местным фермерам. Даже не «кто додумался дать овцам разум?» и «как он это сумел сделать, учитывая сколько такой мозг потребляет?», а «Кто додумался гуманойдных существ на шерсть и мясо пускать?». Ну и «зачем этим заниматься при таких технологиях?»
Никто на эти вопросы отвечать не будет. Никто и государство овец толком описывать не будет. Как и самих овец. А то вся повесть развалится.
VovaZ, 2 мая 2020 г.
Несколько необычный, драматический памфлет. Впрочем, от Дьяченко мы не ждем банальщины.
С одной стороны «Разумные стадами не ходят», с другой, безусловная наивность ГГ, в желании любой ценой спасти свою цивиллизацию, не имеющую ни цели, ни идеалов, ни будущего.
Линия памфлета безусловно перекликается с настоящим и будущим России, прошедшей перелом от стадного социализма, к бездуховному капитализму. По крайней мере, в глазах нашего поколения, к которому пренадлежат и авторы.
Драматическая линия так же ярка и колоритна. Цивиллизация разумных травоядных, и ее интеракция с человечеством, вышли прекрасно.
arturramires, 29 ноября 2018 г.
Хочу уточнить и, отчасти, возразить — как в сторону аннотации, так и по направлению к многочисленным отзывам:
__В произведении нигде не указано, что речь идёт об овцах.
___Равно как не только не упоминается ни о каких рогах и копытах — но неоднократно действующие герои называют себя людьми, свои лица называют именно лицами, и ходят они на двух ногах и в обуви, а верхними конечностями (руками, по-видимому) ловко управляются с «самострелами» и протирают мокрыми тряпочками столы и доски на стенах (на которых, наверное, могут и писать) в своих учебных аудиториях и лабораториях...
А то, что речь идёт возможно о существах, имеющих некоторое сходство (физическое и психологическое) с овцами — мы вполне имеем право догадываться, но не более того, по-моему.
Повесть мне представляется полифоничной и весьма неоднозначной по восприятию. Я для себя самого её даже сравниваю с «Градом обреченным» Стругацких.
Мне о-очень понравилось в ней буквально всё. Уважение к авторам выросло буквально до небес.
Reynar9, 19 ноября 2016 г.
Повесть — трафарет нашего общества. Основная «серая» масса мечется между хозяевами и волками. У хозяев свои интересы и цели а «овцы» им интересны только ситуативно, иногда как «еда», иногда как «развлечение»-объект для всевозможных опытов (генетических, политических, социальных). Чем стадо послушнее тем лучше. И уж конечно хозяевам не нужны индивидуальности в стаде. В лучшем случае ему дадут самому расшибить лоб об стену, в худшем.... А для этого есть волки, которым в принципе всё равно кого жрать.
Схема типична для нашей цивилизации. Мрачно, но так уж сложилось.
AlisterOrm, 29 июля 2015 г.
Что впечатляет в этой повести больше всего — это сама идея борьбы за себя тех, в кого никто не верит. Забавно, да? Что может быть нелепее, чем цивилизация разумных овец? Как они используют орудия труда, как организуют интеллектуальную жизнь, как научаться хотя бы наладить производство пищи, одежды? Дикий эксперимент, авантюрный и откровенно провальный... Провальный?
Ан нет. Миллион, два. Живут. Города строят. Фермы. Маячки изобрели, чтобы от волков защищаться, которым по барабану, разумные ли эти мохнатые рульки, или нет. И что теперь далее? Вперёд к процветанию и цивилизации?
А если волки придут снова? Пробьются сквозь пресловутые маячки, и начнут жрать отару учёных, рабочих, артистов... А рядом — такая соблазнительная человеческая цивилизация... В обмен на твою собственную шерсть она обещает многое — защиту, прокормление, спасение твоих детей... За это, возможно, придётся расплатиться через поколения неги и разумом. Многие выберут такой путь? Да.
А кто-то скажет слово против. И начнёт выживать по человечески — борясь не на жизнь а на смерть с серыми хищниками. И, возможно, принести себя в жертву ради своего народа...
Конечно, повесть не о овцах, а о нас, сирых. О нашей отаре, которая даже не пониает, как хорошо это — обладать разумом и свободой. За которые нужно бороться. Впрочем, тема противостояния индивиду толпе и соблазну лёгкой жизни затёрлась за описанием личного подвига героического Дыма-Лугового. Всё хорошо, но... Не доведено до конца. Определённо не доведено.
Seidhe, 10 апреля 2014 г.
Не знаю, как мимо меня прошла эта повесть, потому что за авторами в то время я пытался следить, но сейчас произвела она впечатление... Первый раз я прочитал её пару дней назад. Сегодня — начитался отзывов на сайте. С удивлением узнал, что речь в повести идёт не о людях, а о цивилизации разумных овец. Прочитал снова.
Дальше будет сплошной спойлер: С первого раза я совершенно не врубился, что речь идёт про эту самую цивилизацию разумных овец. Прочитал это, как философскую притчу о выборе и о стаде. В которой важны не биологические подробности (потому что овцы с самострелами — это, конечно, сильно) и не правдоподобность, а категории выбора, который каждый делает сам. Я поставил 10. Сегодня, перечитывая произведение, и пытаясь рассматривать это как рассказ именно о разумных овцах, я понял, что повесть ничего не теряет. И не стал изменять оценки.
Gynny, 20 апреля 2014 г.
Если не отвлекаться на частности, то главная проблема рассказанной здесь истории — это критерий разумности, по которому можно отличить толпу от стада. Авторы в финале предлагают почти библейский вариант — самопожертвование главного персонажа на благо всего сообщества. Подведено к нему сюжетно изящно, но насколько именно этот вариант можно считать точкой над «i» в этом вопросе?
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Если вдуматься — это одна из самых впечатляющих их сюжетных находок... точнее, не то чтобы находок... как обычно — в общих чертах уже встречавшийся ранее сюжет обыграть так, и написать так, что просто восхищаешься.
ivan2543, 14 марта 2011 г.
Произведение показалось неубедительным. Нет, понятно, что у Дяченко фантастическое допущение чаще всего является чистой абстракцией, символом, не претендующим на реалистичность и созданным с одной целью – решить определенную художественную задачу. Но именно в этой повести хотелось бы побольше конкретики, как собственно возникла овечья цивилизация, как развивалась, чем отличаются герои повести от своих неразумных собратьев. Например, главный герой встречает обычных овец и не сразу понимает, что это только животные. А ведь у «людей» из его племени должны по крайней мере быть развитые руки – иначе как они пользуются оружием и орудиями труда? Такая малость, как копыта, не бросилась ему в глаза?
В повести много размышлений на социальную тематику, но, пожалуй, она ими перегружена. Некоторые нити рассуждения авторов совершенно заводят в тупик. К примеру, чего добивался Дым-Луговой, принеся «людям» новость, что они могут спастись у Хозяев? Ведь этим он фактически разрушил овечью цивилизацию, которую потом самоотверженно пытается возродить. К стадному образу жизни вернулась большая часть его соплеменников, распалась социальная структура.
Может быть, главный герой хотел доказать себе, что «люди» — уже не животные, и не захотят вернуться под покровительство? Отчасти, это объясняет его настроения в конце повести, его подавленность – соплеменников он спас, но совсем не так, как хотел.
Итог: повесть, безусловно, содержит массу интересных мыслей на социальную тематику, но, на мой взгляд, построена на искусственном, неудачном образе.
Yazewa, 7 марта 2009 г.
«Пусть режут. Лишь бы вели.»
Аллегорическая повесть с никогда не теряющими актуальность вопросами. Ее стоит перечитать не один раз; когда исчезнет интерес к коллизиям уже знакомого сюжета, эти вопросы проявятся ярче. Так же, как и неоднозначность ответов. И асоциации новые всплывут...
Это здорово, что рождаются такие книги.
saddlefast, 30 июня 2009 г.
Замечательная сказка от Дяченко. Мне напомнила «Остров доктора Моро» и «Кроликов и удавов» одновременно.
Сказка про животных. Вот идут по полю охранные бригады. Переговариваются молодые новобранцы, их ведет уже три года отслуживший на заставе боец. Идут, охраняют поля от волков — ужасных созданий, терроризирующих рубежи родного края.
Дозор выставлен, но и еще есть одно препятствие для волков — это специальные маячки, издающие невыносимый для волков ультразвук. И, вот, мы видим вроде стандартный малоразвитый мир крестьян, вынужденных охранять свои родные поля от диких животных.
А тут вдруг выясняется, что эти солдаты и все жители деревень, которых они охраняют , — это не люди. А овцы.
Потомки овцы Молли, ставшей в результате человеческих опытов разумной.
Вроде и сатиры тут мало, но возникают параллели с социальными притчами о животных. Особенно, тогда, когда баран-герой рассказа идет просить совета у Людей. И вспоминаются потому «Кролики и удавы» — та же тема о природе власти и о страхе и лжи, лежащих в основании подчинения.
Вроде, и мрачной фантастики тут мало, но когда видишь разрушенную лабораторию овец, где проводились вивисекторские опыты над пойманной волчицей, ныне медленно подыхающей, прикованной к исследовательской аппаратуре, — читать становится страшно и вспоминается «Остров доктора Моро». Или когда читаешь о страхах главного героя, попавшего к людям на ферму и не могущего ничего сделать, доказать, что он разумный — ноги подкашиваются, и он только блеет перед Творцом, умирая от ужаса. Та же тема, что и в «Острове доктора Моро» — создания новой рациональности и поиска критерия разумности.
Аксолотль, 17 марта 2009 г.
Одна из любимейших вещей. Много здесь уже говорилось о об основной идее, морали произведения, но я хочу подчеркнуть, что повесть просто превосходно написана — интереснейший сюжет, просто не возможно оторваться, тайны, загадки, даже второстепенные персонажи прописаны ярко, читается на одном дыхании, страницы переворачивал с нетерпением. Просто удивительно как Дяченкам удалось облечь свои мысли в такую увлекательную форму. Глубокий поклон авторам.
horseman, 18 января 2009 г.
Повесть — интересная и продуманная аллегория. Овцы здесь совсем не овцы, да и люди — не совсем люди. Авторы попробовали искусственно «развести» общественное и индивидуалистическое начала, имеющиеся у любой личности, благодаря чему конфликт между ними заиграл в полную силу. Думаю, «поиск предназначения» Дыма-Лугового найдет отклик в душе любого, кто когда-либо пытался отказаться от стадных инстинктов и пойти своим, непроторенным путем.
P.S. Не стоит тратить силы, пытаясь представить себе, как в точности выглядели овцы-мутанты: видеоряд явно не являлся для авторов первостепенной задачей :lol:
v_ov, 10 мая 2008 г.
Во времена перестройки была такая, сейчас успешно забытая вещь — «Кролики и удавы». Очень злободневная на то время. Народ, почуствовавший свободу мысли, читал и восхищался. Обсуждали на всех уроках, включая математику... Вот «Волчья сыть» очень мне напомнила ту вещицу.
Не скажу, что вещь мне не понравилась, но как-то не впечатляют поиски правды главного героя. Слишком накатан и прогнозируем его путь. Даже самопожертвование, в финале, не вызывает слез умиления. А идея «лучше умереть стоя, чем жить на коленях» — конечно классическая, но не в этом исполнении. Может, все-таки, не совсем удачно выбран персонаж? Ну никак не представить мне овец в роли самостоятельных, разумных индивидумов. Хотя, с другой стороны, может именно этот контраст заставляет дочитать произведение до конца и задуматься о роли личности и толпы в отдельно взятом обществе.
elent, 31 января 2009 г.
ГГ мечется между сытой жизнью и смертельной опасностью. И хотя его выбор ясен заранее, все же очень хорошо показана деградация из-за сытости и беспроблемья.