Быков Короткевич


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Papyrus» > Быков, Короткевич. Короткевич, Быков. И всё?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Быков, Короткевич. Короткевич, Быков. И всё?

Статья написана 16 января 2012 г. 14:21

Если вы спросите жителя Беларуси: Кого из белорусских авторов следует прочитать?- то вам скорее всего ответят: Быкова и Короткевича. Или: Короткевича и Быкова. Обычно и я так же отвечал на этот вопрос. Объясняя это самому себе собственным невежеством и нелюбопытством в данном вопросе. Что поделать — никогда не был сторонником лозунга «Купляйце беларускае!».

Недавно, переключая каналы, наткнулся на передачу нашего ТВ, в которой принимали участие один из самых известных белорусских кинорежиссёров и один из ведущих местных кинокритиков.

— Кого из белорусских писателей вы хотели бы экранизировать? — поинтересовался телеведущий.

— Короткевича, — ответил режиссёр.

— И всё? — уточнил ведущий.

— Да, всё.

— А как же Быков? — встрепенулся кинокритик.

— Ах, да. Ещё Быкова, — спохватился режиссёр.

Мне, знаете ли, даже стало как-то немного не по себе. Неужели во всей белорусской литературе так таки больше и нет ни одного писателя, которому можно было бы предъявить гамбургский счёт? Не скажу, что я после этого активно взялся за чтение авторов-земляков, но так получилось, что, работая над обзорами по белорусской фантастике, обратил внимание на некоторых авторов, да кое-что всё-таки и прочитал.

Сегодня, отвечая на тот же вопрос, я, конечно, опять назову Короткевича и Быкова. Но на вопрос: И всё? — пожалуй, добавлю ещё две фамилии — Федоренко и Васюченко. К сожалению, они мало переводились на русский язык и практически не известны широкому читателю за пределами Беларуси.

У Андрея Федоренко я выделил бы роман «Рэвізія», ничего общего с потоком книг о «попаданцах» не имеющий, но формально проходящий в эту категорию, у Петра Васюченко — сказочные повести, составляющие книгу «Жылі-былі паны Кубліцкі ды Заблоцкі". Надеюсь, со временем соберусь  рассказать об этих авторах подробнее.

Также из разряда «маст рид» назову Светлану Алексиевич, в особенности первые её две книги — «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели». Но это не художественная проза, а собранные и обработанные ею воспоминания о Великой Отечественной войне. Прочитать эти книги действительно нужно, хотя это чтение не отнесёшь к разряду приятного времяпровождения.





307
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 14:30
Для детей чудесен Янка Мавр...
Или Мележ, хотя как по мне несколько зануден.
А вот Ипатова очень и очень хороша. Но я исторические штучки люблю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 23:31

цитата Каллипсо

Для детей чудесен Янка Мавр...

Был бы он совсем уж плох — не стал бы я делать его библиографию для сайта.;-)
Но, знаешь, когда автору клеят ярлык — белорусский Жюль Верн — это вроде бы и плюс, а с другой — говорит о некоей вторичности. То бишь — не Жюль Верн, конечно, но по нашим провинциальным меркам сойдёт.
 


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 23:41
Я вообще таких ярлыков не люблю.
Мавр хорош сам по себе. Помнится, я его Полесских робинзонов читала и перечитывала. Более того, сказала бы, что он ближе к Буссенару, нежели к Верну.
 


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 23:59
Так согласен — насчёт ярлыков. Но как ни откроешь статью или книгу о Янке Мавре — так сразу и натыкаешься — белорусский Жюль Верн и всё тут.
«Полесские робинзоны» — пожалуй лучшая его повесть. У нас в семье до сих пор в ходу присказка — Булки, чаю, колбасы! — когда кушать хоцца.:-)
Но вот тот же роман «Амок» — я уже детям не стал советовать почитать.
 


Ссылка на сообщение17 января 2012 г. 00:34
Детям — нет. А подросткам постарше вполне.


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 15:29
А я вот, к стыду своему, Короткевича вообще не читал.
Творчество Быкова очень люблю еще со школы, давняя мечта собрать его ПСС. Янкой Мавром зачитывался, но в памяти остались только «Полесские робинзоны». Еще помню Олеся Адамовича, но только по фамилии.
А из фантастов с Беллорусий ассоцириуются только Брайдер и Чадович.
Это так, навскидку. Если в гугле полазить выяснится что еще кого-нибудь читал. Но вот так чтобы четкая ассоциация «белорусский писатель» — только эти пять имен.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 23:32
Короткевича, конечно, почитать стоит. Хотя, возможно, сегодня он не произведёт столь сильное впечатление. Многое из того, что он прошибал в своё время, сейчас воспринимается как само собой разумеющееся. Ещё Короткевич сыграл очень важную роль первым обратив внимание на богатую историю Беларуси, напомнив, что белорус это не только Купаловский «бо я мужык – дурны мужык». И как-то сложилось, что он всегда был очень популярен в Беларуси. Может ещё и потому, что был абсолютно чужд всякому официозу.


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 22:49
А Алесь Адамович, Янка Брыль и Владимир Колесник «Я из огненной деревни»? Тоже не художественная проза, публицистика. В детстве от меня прятали эту книгу, зная мою впечатлительность. Прочла лет в 15. Не жалела ни минуты. Ни о том, что прятали, ни о том, что прочла.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 января 2012 г. 23:32
Алесь Адамович, можно сказать, был крёстным отцом Светланы Алексиевич в литературе. Он был также соавтором – с Даниилом Граниным – «Блокадной книги». Именно в жанре, начатом Адамовичем – литературы документа – и стала работать Алексиевич. Не уверен, но кажется даже тему её первой опубликованной книги – женщины на войне – ей тоже подсказал Адамович.


Ссылка на сообщение17 января 2012 г. 11:58
Из детства вспоминаю «Властелин времени» Скобелева
Тогда книга показалась достойными приключениями
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2012 г. 13:03
У Скобелева была книга об Арбузике и Бебешке, офигительнейшая детская сказка, сейчас бы сказали -- фэнтези.
 


Ссылка на сообщение17 января 2012 г. 20:21
Точно! Как я могла забыть...
В этой книге Чих — был мой любимый персонаж :-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 02:37
Даже не знаю. Стоит у меня дома эта книжка – но как-то в разряд читаемых-перечитываемых не попала. Хотя не исключаю, что сказки у Скобелева и окажутся самыми востребованными из того, что он написал.
 


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 02:36
Я уже писал о Скобелеве в обзоре о русскоязычной белорусской фантастике. Писателя, который бы брался за большее количество тем и жанров – абсолютно далёких друг от друга, в белорусской литературе просто не было – да и в других поискать. Тут тебе — и постапокалиптика, и обличение загнивающего Запада на примере трудностей тамошних учёных, и деревенская проза, и книги про войну, и исторический роман о древних славянах – стилизованный под древнеславянское письмо, и детективно-приключенческие повести для детей, и «взрослый» фантастический роман, и сказки, и пьесы, и стихи, и публицистика, и наконец – роман о величайшем политике XX века Иосифе Сталине. Вот только это тот самый случай – лучше бы меньше, да лучше
 


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 02:43
Других его книг я не читал, а именно про Арбузика и Бебешку, да в соотв.возрасте, -- отлично пошла. Допускаю, что сейчас воспринял бы её по-другому; так сейчас и «Волшебник Изумрудного города» местами выглядит очень косноязычным.
 


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 02:43
Да, у меня дома тоже кроме «арбузика и бебешки» и «Властелина времени» оказалась «Кристина». В детстве оказалась в шоке, от неожиданности.
Но книги для детей всё равно, считаю, на приличном уровн


Ссылка на сообщение17 января 2012 г. 19:29
Кроме всех вышеперечисленных, можно вспомнить хотя бы Максима Богдановича из классиков и Виктора Мартиновича из современников.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 20:29
Поэзия — уж точно не мой конёк. Поэтому и назвать классиков — Богдановича, Купалу, Коласа — не стал. Современную белорусскую поэзию, считай что и вовсе не знаю.
А Мартиновича ещё не читал — поэтому не могу судить — его известность от качества его прозы или от скандальности его романа?


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 16:50
С повторами:
Владимир Алексеевич Орлов (большей частью историческая проза), Андрей Федоренко, Сергей Законников, Ольга Ипатова, Светлана Алексиевич, Адам Глобус с братом Мирославом Адамчиком и отцом Вячеславом Адамчиком, Аркадий Кулешов, Леонид Дайнеко, Владимир Некляев, Виктор Мартинович, Павел Мисько, Эдуард Скобелев, Андрей Хаданович, Людмила Рублевская, Борис Петрович...
Это не всё, конечно. Ник Средин, например :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2012 г. 20:23
Хорошего так много не бывает. 8-)
Есть, конечно, у перечисленных авторов неплохие произведения. Хотя насчёт некоторых м.б. и поспорил бы. И ещё можно назвать столько же — опять же с неплохими. Но вот так — чтобы по-гамбургскому? Не — у нас тоже есть, а — у нас есть не хуже лучших образцов?
P.S. У Орлова — «Орден Белой Мыши» по вашему совету прочитал, замечательная вещь.


Ссылка на сообщение28 июля 2012 г. 16:41
Я бы добавил Шамякина- Cэрца на далонi и Злая зорка.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Как поздно заметил эту колонку.8-]


⇑ Наверх