Ретроспектива


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Ретроспектива: Касабланка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ретроспектива: Касабланка

Статья написана 21 мая 2011 г. 00:11

Сегодня я хочу завести в колонке новую рубрику, в которую буду стараться писать каждую неделю. Речь здесь пойдет о фильмах, числящихся в сокровищнице мирового кинофонда, о картинах, считающихся классикой еще во времена молодости наших бабушек и дедушек :-) Первую статью рубрики я хотел бы посвятить одному из моих самых любимых фильмов — «Касабланке».


Касабланка

Режиссер: Майкл Кертиц

В главных ролях: Хамфри Богарт (Рик), Ингрид Бергман (Эльза), Пол Хенрейд (Виктор Лазло), Клод Рейнс (капитан Рено), Конрад Фейдт (майор Штрассер) и другие.

Композитор: Макс Штайнер

Оператор: Артур Идисон

Дата выхода: 26 ноября 1942 года

Декабрь 1941 года. Европа охвачена войной. Из захваченных гитлеровцами стран течет непрерывный поток беженцев. Один из основных маршрутов к свободе ведет через Французское Марокко и Португалию в Соединенные Штаты Америки. Последним перевалочным пунктом на пути в Португалию является Касабланка. Город наводнен теми, кто стремится улететь в Америку, теми, кто старается на этом заработать, теми, кто уже отчаялся и никуда не спешит, неудачниками, несчастными и прочей публикой, а также французскими и немецкими военными. По вечерам вся эта разношерстная публика собирается в кафе «У Рика», которое становится центром местной общественной жизни. Здесь рушатся надежды и спасаются жизни, покупаются выездные визы и проигрываются состояния, продаются последние драгоценности и любые другие ценности, которые могут привести к свободе. Владельцем кафе является таинственный мистер Рик, обаятельный, но жутко циничный американец.

Однажды в кафе Рика появляются известный борец с фашизмом Виктор Ласло и его верная жена Эльза. Виктор изо всех сил стремится покинуть оккупированные территории и сбежать от нацистского режима, но немцам известно о его пребывании в городе, и офицеры гестапо стремятся сделать все возможное, чтобы задержать Ласло в Касабланке. Перепробовав все возможные способы покинуть страну, Виктор приходит к выводу, что единственным человеком, кто может помочь ему, является Рик, в руках которого волей судьбы оказалось два билета на свободу. Положение Виктора осложняется тем, что, как выясняется, у Рика в прошлом был роман с Эльзой, о котором не забыли ни тот, ни другая...

Вся интрига в основном строится вокруг этого образовавшегося любовного треугольника. Что объединяло в прошлом Рика и Эльзу? Почему он реагирует на нее с такой ненавистью? Остались ли у них друг к другу какие-либо чувства? Не являются ли внешняя холодность и циничность Рика попытками защитить разбитое сердце и израненную душу? Не попытается ли Рик устранить соперника, благо у него есть немало способов это устроить?

По мере того, как развиваются события, даются ответы на большую часть вопросов, но самое главное режиссер картины, Майкл Кертиц, умело припасает под самый конец, так что зрители до самых финальных кадров не могут догадаться, чем же все закончится. Во многом это стало возможно благодаря шикарно прописанным характерам персонажей и мастерской игре актеров. Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд и Клод Рейнс создают настолько глубокие и неоднозначные образа, что поначалу и не разберешься до конца, что из себя представляет тот или иной герой.

Возьмем, например Рика. По первым кадрам кажется, что это очень холодный, циничный и бессердечный персонаж. Он старается сохранять нейтралитет, ему все равно, кто побеждает в войне и каких политических взглядов придерживается его оппонент. Однако довольно скоро выясняется, что он далеко не всегда был таким, да возможно и сейчас равнодушие является лишь маской или броней, за которой скрывается истинный Рик. Когда сюжет возвращает нас во времена, когда Рик и Эльза были вместе, герой Хамфри Богарта предстает перед нами совсем другим человеком — веселым, улыбчивым, открытым и любящим. Возникает ощущение, что именно расставание с Эльзой сделало его таким, какой он есть и поставило крест на человеке, который в свое время воевал против Франко в Испании и возил оружие в Эфиопию. Впрочем, глубоко внутри Рик все еще любит Эльзу и способен на добрые поступки, за которые его так любит персонал кафе. Но хватит ли у Рика мужества признать свои чувства к женщине и что делать с тем фактом, что она теперь замужем?

Не менее неоднозначными персонами поначалу выглядят и сама Эльза, и капитан Рено. В начале фильма непонятны ни мотивы Эльзы, ни ее чувства к обоим мужчинам, ни причины, по которым в свое время она бросила Рика. Однако когда эта тайна раскрывается, к женщине проникаешься только безграничным уважением, и тем больнее становится ждать конца, ведь понятно, что она сможет остаться только с одним из своих возлюбленных.

По-другому обстоят дела с капитаном Рено. С виду это мягкий и бесхребетный приспособленец, которому очень хорошо живется под каблуком у немцев. Он выполняет все их пожелания и распоряжения, а в свободное от этого время получает выгоды от своего высокого положения и возможности делать людям выездные документы. Но так ли бессердечен Рено на самом деле, или же и он способен на благородные поступки? Время покажет.

Ну и наконец последний главный герой фильма, Виктор Ласло, не скрывает никаких секретов. Это честный, открытый, смелый и благородный человек, который всегда идет до конца, всегда борется, никогда не сдается и никогда не может смириться с несправедливостью. Возможно, порой эти поступки мешают Виктору мыслить здраво и задумываться о последствиях, но его целеустремленность и отважность, опять же, вызывают только уважение. Чего стоит только знаменитый эпизод с «Марсельезой».

Собственно, эпизод с Марсельезой — лучший эпизод фильма — самый трогательный, самый эмоциональный, показывающий характеры сразу нескольких ключевых персонажей. В принципе, этот эпизод можно назвать экстрактом картины — здесь представлены самые сильные стороны ленты. Потрясающая игра актеров, отлично подобранные ракурсы, великолепная работа оператора и полная искренность всех участников сцены.  

А ведь только этим список достоинств фильма не ограничивается. Нашлось в картине место и блестящему юмору, и шикарным диалогам, и крылатым фразам, и детективным интригам, да всему, назовите любое составляющее хорошего фильма, и оно наверняка найдется в «Касабланке». Если, конечно, вы не подразумеваете под непременными атрибутами любой отличной картины дорогие спецэффекты и моднейшее 3D. О нет, «Касабланку» снимали в другие времена, когда зрителей в кинотеатры завлекали замечательная игра актеров, мастерски поставленные сцены и увлекательный сюжет.

Резюме: Блестящий фильм, с потрясающим актерским составом, гениальным сюжетом и интригой, держащей в напряжении до последней минуты. Идеальный баланс детектива, драмы и мелодрамы, показывающий развитие человеческих отношений на фоне величайшей трагедии XX века — Второй Мировой войны.





567
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 00:15
О да, о да, великое кино.
Какая красивая Ингрид, какой мужественный Богарт, какая концовка, эпизод на вокзале с расплывающимся письмом трогательный до ужаса. Больше кино.
ЗЫ. Кидай в КИНОрецензии))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 00:26

цитата armitura

Какая красивая Ингрид, какой мужественный Богарт, какая концовка, эпизод на вокзале с расплывающимся письмом трогательный до ужаса. Больше кино.


Какая Марсельеза, какой Сэм, когда Эльза просит сыграть их песню, какой благородный Богарт в эпизоде с рулеткой, какой смешной Рено, когда просит закрыть клуб... как все трогательно, какая концовка... арх...

цитата armitura

ЗЫ. Кидай в КИНОрецензии))


Хм, по-моему несмотря на все мои попытки у меня получилась не рецензия, а текст на тему с пересказом фильма)))
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 01:01

цитата Aleks_MacLeod

Хм, по-моему несмотря на все мои попытки у меня получилась не рецензия, а текст на тему с пересказом фильма)))

Все равно, если после нее пару человек решит посмотреть фильм, будет отлично )))
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 10:15

цитата armitura

Все равно, если после нее пару человек решит посмотреть фильм, будет отлично )))


Ты прав:-):beer:


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 00:56
Надо тоже посмотреть.8-)


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 01:56
Хорошее начинание :beer:
Хотя «Наш человек в Гаване» мне нравится больше «Касабланки». 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 02:08

цитата JackCL

Хотя «Наш человек в Гаване» мне нравится больше «Касабланки».
Или еще предлагаю «Двойную страховку» на следующий раз))
Или что-то из Хичкока )
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 10:14

цитата armitura

Или еще предлагаю «Двойную страховку» на следующий раз))
Или что-то из Хичкока )


У меня в планах было еще несколько фильмов с Богартом, в том числе те, где его актерская игра мне понравилась куда больше «Касабланки», потом «Мост через реку Квай», «Гражданин Кейн», «Большие гонки», «Викинги», «300 спартанцев», но в принципе, я готов принимать заявки:-)
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 11:39
«Долгий сон»?
 


Ссылка на сообщение22 мая 2011 г. 00:39

цитата Aleks_MacLeod

У меня в планах было еще несколько фильмов с Богартом, в том числе те, где его актерская игра мне понравилась куда больше «Касабланки»
Это все хорошо, но не стоит пускать ряд Богартов подряд )) Это же не его фан-клуб, все-таки ))
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 10:13

цитата JackCL

Хотя «Наш человек в Гаване» мне нравится больше «Касабланки»


Не смотрел, надо исправиться :-)

цитата JackCL

Хорошее начинание


:beer:


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 04:44
На мой вкус, «Касабланка» — одна из многих такого рода лент. У Богарта есть и другие роли подобного склада, Бергман своей работой воображения не потрясает. Хотя м.б. действует эффект пресыщенности: уж больно много и часто «Касабланку» цитируют и показывают из нее фрагменты.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 10:15

цитата prouste

На мой вкус, «Касабланка» — одна из многих такого рода лент.


Для меня видимо сработал эффект новизны — когда я впервые посмотрел ленту, она меня так потрясла, что по-прежнему смотрю ее с восторгом :-)
 


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 10:24
В целом фильм достойный, слов нет. В любом случае, не все смотрели, м.б. Ваша рецензия кого-то сподвигнет. Культуртрегерство вызывает уважение.


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 11:56
А где упоминание о знаменитом коктейле, ставшем классикой именно после этого фильма?;-)


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 15:48
Спасибо за рецензию! Полностью совпадает с моими впечатлениями от фильма. Хамфри Богарт мне понравился еще в «Сабрине», а здесь он просто великолепен. И заявка на «Окно во двор», если можно8:-0


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 16:20
Спасибо большое! Отличная идея! И рецензия. =)


Ссылка на сообщение21 мая 2011 г. 20:39

цитата Aleks_MacLeod

гениальным сюжетом и интригой
я бы не стал делать такие смелые умозаключения.

цитата Aleks_MacLeod

Хм, по-моему несмотря на все мои попытки у меня получилась не рецензия, а текст на тему с пересказом фильма)))
— а вот с этим не могу не согласиться. Раз уж зашла тема про Касабланку , возможно, напишу о ней в колонке.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 мая 2011 г. 11:13
К любимому фильму трудно подходить трезво и критически. В следующих выпусках рубрики постараюсь исправить эту ошибку)
 


Ссылка на сообщение23 мая 2011 г. 14:32

цитата Aleks_MacLeod

К любимому фильму трудно подходить трезво и критически.
Тогда все понятно)
Я Касабланку тоже обожаю, но в меру:-)))


Ссылка на сообщение23 мая 2011 г. 19:29
огромное спасибо за заметку рецензию на один из моих любимых фильмов. именно после Касабланки я понял почему 40-50 годы называют «золотым» веком Голливуда.
З.Ы. в качестве заявки- «Завтрак у Тиффани» :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2011 г. 20:58

цитата gest77

Именно после Касабланки я понял почему 40-50 годы называют «золотым» веком Голливуда.


У меня примерно такие же эмоции были, когда я в первый раз «Касабланку» посмотрел :-)

цитата gest77

З.Ы. в качестве заявки- «Завтрак у Тиффани»


Добавим в списочек =)

цитата gest77

огромное спасибо


:beer:


Ссылка на сообщение23 мая 2011 г. 21:36
Спасибо за рецензию. Надо будет посмотреть.
А на будущее, может какой-нибудь фильм Феллини отрецензируете. Например, Ночи Кабирии или Сладкая жизнь. Было бы интересно ознакомиться с вашим мнением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 мая 2011 г. 23:34
Присоединяюсь!!! Я за Феллини, только вот хотелось бы твои впечатления от «Репетиции оркестра» услышать прочесть. 8:-0
Спасибо за рецензию , записала себе посмотреть «Касабланку» 8-)


⇑ Наверх