Ветераны Психоделической


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Paf» > Ветераны Психоделической Войны.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ветераны Психоделической Войны.

Статья написана 3 марта 2011 г. 01:10

Вальс с Баширом/Vals Im Bashir (2008)
Вальс с Баширом

Жанр: Мультфильм, Военная драма, Биография, Документальное кино
Режиссёр/Автор сценария: Ари Фольман
Продюсеры: Ари Фольман, Серж Лалу, Герхард Мейхнер, Яэль Налиели, Роман Пол
В главных ролях: Ари Фольман, Ори Сиван, Ронни Даяг, Шмуэль Френкель, Захава Соломон...
Длительность: 90 минут
Бюджет: $1.5 млн.
Страна: США, Германия, Финляндия, Франция, Швейцария, Австралия, Бельгия, Израиль
Год: 2008

Негативные события, произошедшие с человеком, тяжелым осадком выпадают в глубины памяти. Выгрести, вымести их оттуда не получается, необходимо действовать иначе. Можно методично, год за годом, подмешивать в эти воспоминания ложь, разбавляя грубую суспензию жидкостью до полного рассредоточения твердого вещества по всей памяти. Нет, оно так окончательно и не растворится, оно будет присутствовать в голове, окрашивая всю память в неприятно грязно-серый цвет. Уже станет неясно, что тревожит, пропадут конкретные образы, но напряжение не пройдет, мозг только повесит занавес, колыхнув который, вновь почувствуешь тревогу, вылезающую из подсознания.

А можно разом встроить бетонную стену вокруг этих событий, запечатленных в голове, а стену окрасить в цвет общего фона. Вуаля! Тут уже и цирк с клоунами приехал, и мальчик бегает с шариком, а стена даже внимания к себе не привлекает. Воспоминания покинули нашу арену, до новых встреч! А они обязательно будут.


Не сумевшие заблокировать воспоминания предложенными способами или просто загнавшие их в глубины памяти общим скопом теперь мучаются от ночных кошмаров, от тяжелого осознания гнетущей действительности и далее по списку. Для излечения порой требуется полное переосмысление – только тогда наступает отдаленное подобие катарсиса.

Зимой 2006 года израильский кинорежиссер Ари Фольман встретил своего старого друга, который более 20 лет назад тоже участвовал в Ливанской кампании. Друга Фольмана мучили ночные кошмары – его постоянно преследовали 26 собак, каждую из которых он помнил до мельчайших подробностей, они хотели его смерти. Откуда он знал, что собак именно 26? Во время войны, еще юношей, он каждую из этих собак убил, чтобы они не выдавали лаем приближение солдат армии Израиля, и это стало его тяжким бременем, которое он нес до сих пор. Но он захотел излечиться совсем невероятным способом – чтобы Фольман снял фильм, который явит собой исцеление, через переосмысление, через исповедь. Нестандартный вид терапии. Вот только сам Фольман совершенно ничего не помнил о войне, он «потерял память». Он пообещал другу что-нибудь придумать, чтобы помочь. Как оказалось, он помогал не только другу но и себе. В вечер встречи у Фольмана была галлюцинация о войне – он лежит в ночных водах разбомбленного Бейрута, в небо вздымаются сигнальные ракеты, а рядом с ним плывут еще два товарища… Это пронзительное видение подкрепленное душещипательной музыкой проходит через весь фильм, герой постоянно возвращается к нему и не может до конца понять – реально ли оно было или это выдумки его подсознания, что-то старающегося спрятать за этим.

По совету друга-терапевта Фольман начинает собирать осколки своих воспоминаний о войне, попутно стараясь их осмыслить, прибегая к помощи бывших товарищей-сослуживцев. Он слышит о разных ужасах войны, словно переживая их заново часто спрашивает собеседника – «и я тоже там был с тобой?». В оригинале за кадром звучат голоса реальных сослуживцев Фольмана на иврите. Исключение составляет лишь пара человек. Эти голоса звучат не как озвучка ленты, а скорее как интервью, взятое для создания картины, а под них нарисована уже и сама анимация. Все голоса несколько поникшие, серые, смиренно рассказывающие о событиях, за исключением одного репортера. Он говорит так, словно до сих пор не в силах был смириться с устроенной резней, оно и понятно. Голос самого Фольмана часто растерян и неопределен.


Для своего документально-биографического повествования Фольман-режиссер избрал необычную форму. Как правильно заметил рецензент Афиши Роман Волобуев: «Фольман соединил документалистику, в идеале подразумевающую реконструкцию реальности, и мультипликацию, дающую максимальную возможность реальностью пренебречь». Режиссер разбавил реконструкцию своих воспоминаний зарисовками, порой психоделическими, порой отдающими юмором, но все они, так или иначе, приходятся совершенно к месту, дополняя общую картину. Без них в фильме бы чего-то явно недоставало. Если вспомнить замечательный фильм Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня!», то главный герой там постепенно из реального мира погружается в мир совершенно далекий от действительности и другую реальность уже создает сама война, пока к концу мы не подбираемся к апогею в лице Марлона Брандо. Но если в культовом фильме о вьетнамской войне эта оторванность от действительности незримо и еле ощутимо парит в воздухе, постепенно нарастая, то в картине «Вальс с Баширом» погружение в эту подпорченную войной реальность похоже на затяжной прыжок в воду, а абсурдность происходящего ощущается всеми порами кожи.


Объектом критики фильма является её военно-политическая составляющая. Якобы Фольман снял ответственность за бойню в лагерях беженцев с израильских войск и однобоко показал проблему. Вот только фильм не конкретно о самой Ливанской войне. Об этом же говорил и Фольман в интервью телеканалу Euronews – если бы он хотел снять фильм о войне, стремящийся к объективности, он бы показал Ливанскую войну с разных точек зрения. С точки зрения израильтян, палестинцев и ливанских христиан-фалангистов, а не только исключительно с точки зрения солдата армии Израиля. Фольман говорил о том, что он хотел привлечь внимание в целом к такой проблеме, как война, в той форме, в которой его самовыражение не будет иметь границ. Привлечь формой и породить в голове зрителя мысль «я не хотел бы в этом участвовать», в противовес американским фильмам о доблести военнослужащих, которые порождают патриотические чувства. Нет доблести, нет отваги, нет никакой романтики на поле брани. Эта бойня бессмысленна и она только уносит жизни неповинных людей. Это фильм – попытка исцеления через переосмысление произошедших событий, заведомое исцеление тех, кто еще с этим не столкнулся. Кодирование от войны и ура-патриотических чувств. Форма картины – это венец её агитационной составляющей. Фольман сделал правильную ставку – привлекает в первую очередь графика, а стоит только привлечь внимание зрителя и постараться его удержать, то можно вкладывать в его голову разнообразнейшие идеи, что Ари и делает, снабдив свое творение немалым количеством диалогов и рассуждений. Трудно сказать, насколько сильно его первоначальная идея о чуждости войны действует на человеческое подсознание, но от фильма не хочется отвлекаться ни на секунду из-за тех самых рассуждений, дающих пищу для размышлений и визуальной красоты картины.


Режиссер анимации Йони Гудман специально для этой картины разработал уникальный визуальный стиль, сочетающий в себе классическую, flash- и 3D-анимацию. Она создает необычайную атмосферу, в которой галлюцинации героев органично дополняют общую картину. Ситуация аналогичная фильму «Помутнение» Ричарда Линклейтера по одноименному роману Филипа Дика. В чем-то эти стили даже похожи, на первый взгляд — сильно похожи. Но последний создан методом ротоскопирования и множество деталей отличает стили этих двух фильмов, хотя они направлены, отчасти, на достижение одинаковых целей. Необычная графика «Вальса с Баширом» притягивает при каждом просмотре, есть в ней оригинальность, своеобразная красота, авторский стиль, которые подкупают зрительный нерв, а вместе с ним и мозг. Визуальный ряд дополняет потрясающая музыка немецкого композитора-минималиста Макса Рихтера, не родственника, без музыки которого нельзя было бы представить щемящих сердце драматичных моментов фильма. Его произведения, пользуясь устоявшейся фразой, говорят без слов, давят на чувства на пару с картинкой. Но помимо творений Рихтера в фильме присутствует и несколько других композиций: OMD — «Enola Gay», PiL — «This is Not a Love Song», написанная специально для картины «Good Morning Lebanon» Navadei Haucaf  и «I Bombed Korea» перепетая, как «I Bombed Beirut».

Фильм много номинировался, набрал разнообразных призов на кинофестивалях и даже стал первой мультипликационной лентой, номинированной на Оскар, как лучший фильм на иностранном языке, но, к сожалению, проиграл. Но «Вальс с Баширом» совершенно не оставляет равнодушным. Я думаю, каждый найдет в нем то, за что его можно полюбить, потому что есть еще на свете люди, создающие шедевры. Но нужно быть готовым, что под мультипликационной внешностью скрывается серьезный фильм, который приглашает зрителей поразмышлять вместе с героем фильма и по совместительству его создателем Ари Фольманом. Он не требует знания политики и причин ближневосточных конфликтов, но он не потерпит, если вы будете невнимательны к нему, делая скидку на форму повествования.

Послесловие. Я совершенно не упомянул о недостатках этой картины, потому что мне не хочется о них говорить. Они не так существенны на общем фоне, быть может, кто-то их вообще не заметит. И добавлю под конец, что теперь, когда я узнал об экранизации романа Лема «Футурологический конгресс» Ари Фольманом совместно с Йони Гудманом, я уверен, что это мультипликационная лента в надежных руках и стоит ожидать как минимум уникальный проект, выполненный в интересной форме, которая, скорее всего, будет отчасти взята из «Вальса с Баширом».










613
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 11:19
картинка на скринах впечатляет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:00
Ога, я от неё тоже в полном восторге 8-)


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 12:40
Спасибо, что напомнили
Забыл посмотреть!


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 16:47
Все собирался глянуть, но так пока и не собрался ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 17:39
А зря, зря 8-)
Есть еще мультипликационные ленты $9.99 и Персиполис, которые я тоже собираюсь посмотреть, правда уже полистал, заранее понравились... Первая кукольная, вторая нарисована в черно-белой манере :-)


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 17:34
Картинка напоминает «Помутнение» (который я, как и этот фильм, также еще не видел :-))
Случайно не тот же прием использован?
Фильм заинтересовал, я, кажется, про него что-то слышал, спасибо за напоминанание...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 17:57

цитата TOD

Картинка напоминает «Помутнение» (который я, как и этот фильм, также еще не видел )
Случайно не тот же прием использован?

цитата Paf

Режиссер анимации Йони Гудман специально для этой картины разработал уникальный визуальный стиль, сочетающий в себе классическую, flash- и 3D-анимацию. Она создает необычайную атмосферу, в которой галлюцинации героев органично дополняют общую картину. Ситуация аналогичная фильму «Помутнение» Ричарда Линклейтера по одноименному роману Филипа Дика. В чем-то эти стили даже похожи, на первый взгляд — сильно похожи. Но последний создан методом ротоскопирования и множество деталей отличает стили этих двух фильмов, хотя они направлены, отчасти, на достижение одинаковых целей.

Помутнение — чуть ли не лучшая экранизация Дика, именно экранизация, а не что-то другое. Бережно перенесен сюжет, персонажи, в общем полная реконструкция, но это не всё — с помощью обрисовки кадров они смогли очень точно передать и атмосферу книги, а это просто потрясающе. И что еще интересно — книга и фильм дополняют друг-друга. Просмотр не испортит прочтение и наоборот. Я считаю — этот фильм обязателен к просмотру, особенно если автор нравится. Диковскую атмосферу умудрялся точно передать только еще Ридли Скотт, к сожалению только сюжет упрощен в сравнении с книгой, да и вообще это вольная её интерпритация, хотя и Бегущий очень хорош. Есть еще Крикуны, но там сам рассказ — чисто квест, с фразой вконце «сегодня я многое понял», т.е. рассказ и фильм друг-друга стоят, рассказ на пару сантиметров только выше из-за умного вывода в заключении :-)))

цитата TOD

Фильм заинтересовал, я, кажется, про него что-то слышал, спасибо за напоминанание...

Он на многих кинофестивалях побывал, наград хапнул, но я сам правда о нем совершенно случайно узнал — система рекомендаций по фильмам на одном сайте подсказала.
В общем — ни его, ни Помутнение пропускать нельзя по кучи разных причин 8-)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:05

цитата Paf

В общем — ни его, ни Помутнение пропускать нельзя по кучи разных причин

«Вальс» посмотрю в ближайшее время. «Помутнение» хочу прочитать сперва, как раз взялся за Дика (нравится безумно).
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:12

цитата TOD

«Помутнение» хочу прочитать сперва, как раз взялся за Дика (нравится безумно).

А я кстати посмотрел сперва, а потом прочел 8-)
Забавный момент был. Я фильм смотрел много раз и мне оттуда нравился и хорошо помнился монолог Арктура во время его срыва на обследовании. Я захотел его где-то процитировать, открыл книгу... и не обнаружил. Казалось бы — может он исключительно в фильме был? Но нет, монолог чисто Диковского стиля, да и почти все фразы фильма взяты из книги. Открыл оригинал, и правда — в оригинале монолог был, в переводе уже нет. Хорошенько было выкинуть целый абзац, пускай он и построен был на игре английских и латинских слов... так ведь и Дика не школота читает :-)))
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:21

цитата Paf

Открыл оригинал, и правда — в оригинале монолог был, в переводе уже нет

Ни в одном из переводов?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:28
Аст-шный из альтернативы, но он обычно всегда отличного уровня и кажется лучше амфоровского безобразия. В эксмошном СС пока не издали, там только видно будет — он в одной из последних книг с романами наверное появится.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:52
Скорее всего, в новое СС пойдет роман в переводе из этого нового издания в серии Шедевры фантастики. Перевод — В. Баканова, А. Круглова, а в аст-шной альтернативе просто В. Баканова был. От амфоровского для этого романа я читал где-то — плюются :-(
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:20
Только сейчас понял, что про «Помутнение» в этой статье сказано :-)))
Я просто не стал читать полностью, всегда так делаю — мало ли, вдруг спойлеры.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 18:22

цитата TOD

Я просто не стал читать полностью, всегда так делаю — мало ли, вдруг спойлеры.

Не-не-не, тут я постарался не допускать ошибок предыдущей статьи и вообще абстрагировался от изложения сюжета для пояснения мыслей — тут и так много чего можно без этого сказать :-)


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 19:05
Картинка шибко напоминает Appleseed.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 19:12
Посмотрел трейлер Appleseed — нет, не напоминает, разве что городской фон местами может похож чем-то. К Помутнению он по стилистике гораздо ближе. В Appleseed еще заметил, что 3д графика вылезает — т.е. все персонажи сделаны в ней, с применением фильтров, чтобы выглядели, как рисованные. Недолюбливаю, честно говоря, этот метод :-(
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 21:53

цитата Paf

Посмотрел трейлер Appleseed — нет, не напоминает, разве что городской фон местами может похож чем-то.

Как человек, который смотрел и то, и другое подтверждаю: совершенно ничего общего ни по рисовке, ни по содержанию. Башир — это фактически арт-хаус, завернутый в мультипликационную оболочку, а Семя — лишь заурядный боевичок с симпатичной графикой.

Отличная рецензия! Так держать! :beer:
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 22:31
Спасибо :beer:
Главное, чтобы она соостветсвовала действительности, а то я тут так много букафф наплел, может быть совсем ни о чем и ни к чему :-)))
Мне важно твое мнение, как специалиста 8-)


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 22:53
Кому что. А мне напомнило «Ренессанс», и да — обязательно к просмотру!!! Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2011 г. 23:10

цитата rusty_cat

А мне напомнило «Ренессанс»

Ренессанс я смотрел, причем он у меня на лицензии есть, но он... даже не знаю... надо пересмотреть, но я точно помню, что посмотрел его уже после Помутнения и он меня не впечатлил, хотя вроде бы понравился. Смутные какие-то ощущения, честно говоря. В голове витает мысль о том, что создатели вроде как хотели удивить визуальной реализацией и она получилась оригинальной, вот только сюжет и общая задумка подкачали немного.
 


Ссылка на сообщение4 марта 2011 г. 09:34
Да сюжет в нем — ничего особенного:-D Зато каков стиль:beer:


Ссылка на сообщение4 марта 2011 г. 01:44
Спасибо, заинтриговали. И «Помутнением» с «Футурологическим конгрессом» тоже.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 марта 2011 г. 15:26
Помутнение к просмотру в обязательном порядке ;-)
 


Ссылка на сообщение4 марта 2011 г. 18:50
Вчера где-то половину отсмотрел. С впечатлениями пока не определился
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 00:59
Досмотрел. Фильм неплохой, но почему его чуть ли не великим считают, не понял.
Попробую «Вальс с Баширом»
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 01:15

цитата Крафт

Фильм неплохой, но почему его чуть ли не великим считают, не понял.

Ну великим — это громко сказано. Оно так скажем «знаковое» — наверное единственный на данный момент пример близкой к тексту экранизации известного диковского произведения, с точной передачей и мыслей, и атмосферы, и с великолепным актерским составом. Такое кино, которое давно должно было появиться, но не появлялось, не в обиду Бегущему будет сказано. Теперь следующая надежда возложена на Свободное Радио Альбемута, с Аланис Морисет, которое год уже как сняли, но до сих пор не выпустили.
А вообще, мне безумно понравилась эта находка Линклейтера с ротоскопией, потому как именно она позволила передать всё это ощущение оторванности от реальности в казалось бы реальном мире и точно воссоздать атмосферу романа. Я это кино смотрел много раз, оно мне безумно нравится, оно — одно из самых удачных экранизаций, но назвать его великим... или шедевром... Не знаю, великим наверное язык не повернется назвать, тут явно чего-то нехватает.
Вот допустим, в фильмах Кауфмана мне всегда чего-то нехватало, чтобы называть их шедеврами, великими или гениальными... но он все-таки такой фильм снял, когда сам сел в режиссерское кресло и сделал «Нью-йорк, Нью-йорк», но это так, только к слову...

цитата Крафт

Попробую «Вальс с Баширом»

Пробуйте, надеюсь как минимум понравится, тем более он совершенно другой, даже и анимация значительно отличается, как бы на первый взгляд обратного не казалось. О впечатления потом отпишитесь ;-) :beer:
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 18:16
Ну, вот, готов отписаться.

Помутнение. Понятны Ваши восторги относительно точной передачи атмосферы первоисточника, но хочу обратить внимание, что самостоятельная ценность фильма крайне сомнительна. Например, есть масса фильмов, с литературными первоисточниками которых я не знаком, но признаю качество работы кинематографистов (тот же «Бегущий по лезвию...», или «Сияние», или «Зелёная миля» и т.п.)
Фильм очень средненький.

Вальс с Баширом. Да, это очень хорошо. Правда, у меня сразу возникли те же претензии, которые предъявляют многие критики — израильтяне показаны бедными несчастными овечками, почти пацифистами, поголовно потерявшими память о тех страшных событиях, и практически участия в резне не принимавших.
Но даже с учётом этого, фильм несёт очень мощный заряд. Особенно, если знать хоть немного ментальность израильтян и психологические нюансы, связанные со становлением и самоидентификацией их новой национальной государственности. Там немало маячков расставлено.
Сильная картина.
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 19:38

цитата Крафт

Например, есть масса фильмов, с литературными первоисточниками которых я не знаком, но признаю качество работы кинематографистов

Я посмотрел перед прочтением и мне очень понравился фильм, что и сподвигло на прочтение. Фильм полностью самостоятелен и без книги, если абстрагироваться от слова экранизация — это вполне отдельное произведение, в общем-то, оно не из того разряда, где не поймешь фильм, пока не прочтешь книгу. Но тут есть одна загвоздочка — чего-то в фильме все же не хватает, как я писал. Проблема скорее всего в первоисточнике — в книге много уделено передачи мышления наркоманов, рассуждениям перетекающим в шизоидный бред и т.п. Фильм как мог, сумел это передать, но только частично.
А вот ценность фильма — это уже длинный отдельный разговор, потому что, например, для меня тот же хваленный популярный «Реквием по мечте» не представляет никакой особой интеллектуальной ценности, а «Помутнение» все же хоть как-то но представляет 8-)

цитата Крафт

израильтяне показаны бедными несчастными овечками, почти пацифистами, поголовно потерявшими память о тех страшных событиях, и практически участия в резне не принимавших.

Так я же писал, что фильм совсем не про это и если бы Фольман действительно хотел снять фильм именно про Ливанскую войну, он бы подошел с разных точек зрения, а не исследовал свою память и память сослуживцев, а так не влючал разговоры с психологами о свойствах памяти ;-) Для меня минус этого фильма не в этом совсем.
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 20:04

цитата Paf

Для меня минус этого фильма не в этом совсем

А в чём?
 


Ссылка на сообщение8 марта 2011 г. 01:00

цитата Крафт

А в чём?

Документальный характер ленты наложил отпечаток в виде монологов-интервью и небольшого бездействия. Если пояснить мысль, то вроде бы следишь внимательно за происходящим, а чьи-то монологи местами неинтересны и серы, и после пары таких, они начинают наскучивать, порой мусоля одну тему, а действие начинает тихонечко провисать. Но это плата за следование документалистики и собственным воспоминаниям героев, поэтому для меня это столь незначительный минус, что я решил в статье его опустить. Ну идеальным ничего небывает :-)
Кстати, если нравится оригинальная анимация с хорошей долей юмора, но на серьезные темы, то советую посмотреть еще французский «Персеполис», про девушку, жившую во времена перемен в Иране. Добрая лента, на днях посмотрел, понравилось, а заодно узнал интересные факты из современной истории Ирана 8:-0
 


Ссылка на сообщение8 марта 2011 г. 01:23
Нужно будет посмотреть.
С некоторыми бытовыми подробностями из прошлого Ирана я ещё в 80-х познакомился — когда «Дядюшку Наполеона» Ираджа Пешегзода в «Иностранной литературе» прочитал. Понравилось — юмор тоже помню до сих пор.


⇑ Наверх