Яна Дубинянская отзывы

Все отзывы на произведения Яны Дубинянской (Яна Дубинянська)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 106

  Страницы:  1 [2] 3 

«Письма полковнику»
–  [ 9 ]  +

Каллипсо, 19 июня 2011 г. в 01:23

«Папа, забери меня отсюда»

Умер Лиловый полковник, великий диктатор и никому не нужный, страдающий паранойей старик. Для одних смерть его – событие, которому давно пора бы случиться. Для других – сенсация и шанс на известность. Для третьих – неудобство.

Для всех – запертая дверь, за которой скрыто сокровище под условным названием «Ресурс». А ключ от двери по всеобщему мнению находится у сорокалетней Евы Анчаровой, в прошлом единственной дочери бывшего диктатора, а ныне – учительнице русского языка и литературы.

Обстоятельства складываются так, что ставший почти родным мир выталкивает Еву. Ей приходится вернуться на Срез, место, бывшее и домом, и тюрьмой. Срез изменился, но прошлое, запечатленное в письмах, изменить не возможно.

Это книга о людях, потому что даже драконы в ней человечны.

Это книга о нелюдях, потому как человеческий облик еще не гарантия гуманизма.

Эта книга о надеждах, ошибках и ожидании. О выборе, у которого всегда есть последствия. В игре мертвые участвуют наравне с живыми. И каждый герой – личность.

Вот дети с их уже недетскими проблемами: ревностью, завистью, желанием выделиться или рыцарским романтизмом. Вот те же романтики, но повзрослевшие, с оружием в руках добывают лучшее будущее. Или рискуют кем-то, пытаясь поймать сенсацию. Спецслужбы и Структура, одинаковые в действиях, как близнецы, наблюдают за движением на шахматной доске Среза. В письмах Евы, маленькой принцессы, запертой ради своего же блага в новом пустом мире, предстают иные фигуры: далекий Лиловый полковник и близкий Михаил Анчаров. Двое мужчин, определивших Евину жизнь. Первый – подарил Срез и одиночество, владычество над миром и пустоту этого мира. Второй – открыл между мирами дверь. Если присмотреться, между этими двумя очень много общего. И прежде всего: сила, сопряженная с эгоцентричностью. Они движут мир, а с ним всех, кто в мире находится, не особо спрашивая желания и не слишком охотно делясь планами на будущее. И финал книги дает еще одно связующее звено. В письмах же предстает и Ева, иная, отличная от Евы Николаевны, Ева-дитя, Ева-девушка и Ева-женщина, которая, уже живя среди людей, по-прежнему одинока.

Сам мир Среза со всей его инаковостью, что в письмах, что в «реальных событиях» дан отдельными штрихами. И тем ярче сопоставление их, эволюция «мира избранных» в «мир-для-всех».

К несомненным плюсом книги относится красивый, образный язык.

Единственным минусом, пожалуй, можно считать некоторую избыточную рефлексию в первой трети книги, хотя в данном случае, опять же, дело вкуса.

Итого: к прочтению рекомендую любителям неоднозначных историй, в которых фантастический элемент служит для проявления реальных конфликтов и характеров.

Оценка : 9
«Письма полковнику»
–  [ 4 ]  +

anagor1, 19 мая 2011 г. в 22:31

По-настоящему хороший роман!

Вот только с «творением» Рыбакова ставить его рядом не стоит. Тезис «об игольном ушке» действительно побуждает сравнить два текста. Разница очевидна. Банальная публицистика в стиле газеты «Завтра» — и настоящая художественная проза. Идея вроде та же, но насколько ж по-разному она подана! У Рыбакова это кичливая истина в последней инстанции, и вещает он ее таким напыщенным тоном, что хочется посоветовать автору для начала слезть с табуретки.

У Дубинянской — совсем иначе. Психологическая достоверность на порядок выше. И новый мир у Дубинянской — далеко не тот рай, каким его полагают «нечистые помыслами». И героиня — далеко не ангел. И из нашего мира в тот, другой она не с гордо поднятной головой удаляется, переполненная чувством собственной правоты, а попросту сбегает. Вовсе не намереваясь, в отличие от героев Рыбакова, наш пошлый и алчный мир героически исправлять. Пусть себе живет, ага. У него своя правда, у нее — своя, другая, вот и всё.

Совсем грубо: Рыбаков попахивает Нагорной проповедью в вульгарном толковании, Дубинянская отсвечивает Экклезиастом.

И у Рыбакова роман вот именно о пресловутом «ушке», а у Дубинянской это лишь одна из граней. Если же попытаться одним словом обозначить, о чем «Письма полковнику» — то, пожалуй, о благородстве. В самых разных его проявлениях. Об аристократизме, если хотите. Не имеющем ничего общего с вшивой интеллигентностью.

Оценка : 9
«У лазурных скал»
–  [ 5 ]  +

слОГ, 29 апреля 2011 г. в 22:24

Есть истинные ценности, например, НФ рассказы золотого века... Такие как «Музыкодел» Ллойда Бигля-младшего... С одной стороны нет ничего плохого в римэйке идеи, но в таком случае надо хоть реверанс сделать в сторону первоисточника, с другой стороны, не исключаю, что сходство мне почудилось и ни автор, ни редакция Полдня такой связи не углядело. По мне есть шедевры, которые помнятся и через 25-50 лет после прочтения и поделки, которые можно вспомнить только потому, что они как-то напоминают о шедевре. Так вот, в любом случае, спасибо автору рассказа «У лазурных скал» за то, что я с большим удовольствием перечитал «Музыкодела»:-)

Оценка : 5
«Живой (?) журнал»
–  [ 2 ]  +

Amursky, 20 апреля 2011 г. в 20:37

Рассказ бредятина, но бредятина оригинальная. А начинался то он весьма даже неплохо. Жаль, что не перерос в нечто большее, чем в юмореску.

Оценка : 4
«Три дня в Сиренополе»
–  [ 0 ]  +

god54, 19 апреля 2011 г. в 19:41

Мне кажется, это самый сильный рассказ у автора. В фантастике довольно часто обращаются к проблеме преступления и наказания. И всегда это получается необычно и ярко, возможно сама тема волнует любого человека: не зарекайся от тюрьмы и от сумы. В данном случае автор сохранил свой атмосферный стиль и показал на фоне красоты, приветливости, доброты звериную сущность цены заплаченной за это. Жаль, что много недоговорено, о многом можно лишь догадываться, но впечатление остается надолго.

Оценка : 8
«Проклятие графов Собосских»
–  [ 0 ]  +

god54, 19 апреля 2011 г. в 19:16

Довольно хорошо написанный рассказ, но только жаль, что главная часть сюжета, а именно тайна самого проклятия, осталась на втором плане и практически не играет никакой роли, хотя и вызывает особенный интерес. Описание крутится вокруг да около, создает напряжение, разжигает фантазию, а все заканчивается одной фразой, которая абсолютно не удовлетворяет взыскательного читателя.

Оценка : 6
«После»
–  [ 1 ]  +

god54, 19 апреля 2011 г. в 18:54

Довольно простенький рассказ, который скорее следует воспринимать как этюд, как тренировку перед чем-то более значительным. Автор словно набивает руку в отработке техники передачи на бумаге своего неповторимого стиля. Ибо сюжет отношение ни к чему не имеет.

Оценка : 4
«По ту сторону дождя»
–  [ 0 ]  +

god54, 18 апреля 2011 г. в 20:48

Чисто атмосферное произведение, в котором слова играют главную роль, ибо только они передают чувства человека, его метания, попытку понять смысл происходящего, попытку поверить своему счастью. В целом написано неплохо, но произведение явно рассчитано на читателя ищущего в тексте переживания, а не сюжет. Хотя мне по душе больше сама идея об этой удивительной стране.

Оценка : 5
«Отпуск по-дикому»
–  [ 1 ]  +

god54, 18 апреля 2011 г. в 20:24

Удивительно чистый, атмосферный и тонкий рассказ. Как точно передано настроение: усталость, пресыщенность, радость, открытие мира, знакомство, усталость. Это словно замкнутый круг эмоций, чувств, которые присущи абсолютно одинокому человеку, который не готов, да и не хочет менять свое одиночество ни на что другое. Даже на счастье в личной жизни. И это чувство преследует тебя даже во время чтения рассказа. Следует прочитать.

Оценка : 7
«Непобедимая армия»
–  [ 0 ]  +

god54, 18 апреля 2011 г. в 19:58

Еще один рассказ ни о чем. Нет ни начала, нет и конца. А между непонятно чем, первым и последним словом, набор слов, который описывает некие чувства: идет война, а героям глубоко безразлично все это, словно они и война в разных мирах. А в этом случае читать рекомендуется лишь любителям творчества автора.

Оценка : 2
«Найти предателя»
–  [ 0 ]  +

god54, 18 апреля 2011 г. в 19:36

И снова чисто атмосферное произведение, в котором главное слова и фразы, то как они увязываются друг с другом и создают психологическое настроение. Ибо сюжет рассказа не имеет начала и конца, чтение не дает ответа ни на один вопрос о смысле и поступках героини, равно, как и других действующих лиц. Мне кажется, рассказ для любителей просто читать... читать слова.

Оценка : 4
«Макс и летающая тарелка»
–  [ 1 ]  +

god54, 15 апреля 2011 г. в 20:42

Много рассказов написано на тему контакта человека и летающей тарелки. Но вот, чтобы так просто и мордой об стол, еще читать не приходилось. Даже сам стиль рассказа очень точно передает рассказ молодой девушки, говорящей упрощенными фразами, взахлеб, с перескоками с мысли на мысль, и точно рисует характер и психологическое состояние человека. Хотя в такое поведение верится с трудом. Но юмор, есть юмор. Поэтому не стоит придираться.

Оценка : 6
«Казнь»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 апреля 2011 г. в 20:17

Глубоко философский рассказ, который поднимает проблему: имеет ли право человек отнять жизнь у другого человека? Просто человека... Матерого убийцы... Диктатора... Должен ли человек жить проповедуя принцип непротивления злу насилием?.. Вопросы, вопросы... Жаль, что героиня решила эту проблему строго в нашем стиле, в советском стиле, так как нас учили и так как это происходит в нашем мире. Где же истина?..

Оценка : 6
«Зимняя сказка из «Тысячи и одной ночи»
–  [ 0 ]  +

god54, 15 апреля 2011 г. в 19:38

Фэнтези на тему любви или любовная фэнтези. Сначала не было ничего, а потом сразу счастье, как повалило. Понравилось, насколько с женской точки зрения точно описана женская ветреность и взбалмошность, и невероятная тяга к семейному быту — по характеру они все хранительницы очага.

Оценка : 6
«Вариация жизни»
–  [ 0 ]  +

god54, 15 апреля 2011 г. в 19:09

Создается впечатление, что автор взяла маленький кусочек своей жизни (она и в самом деле хотела стать режиссером) и описала его в некой фантасмагорической манере. Сюжет не имеет ни начала ни конца. Весь рассказ это игра слов, словно автор тренируется в описании чувств человека, в данном случае красивой и трагической любви. А поэтому сюжет, фантастическая составляющая отходят на второй план. Хотя сама идея с вариациями, развитая в научную фантастику могла принести заслуженное признание.

Оценка : 4
«H2O»
–  [ 3 ]  +

ДИР, 14 февраля 2011 г. в 12:33

Есть фантастика? Тут она, а как же. Это же о будущем написано, хотя и совсем близком, то есть реалии угадываются на раз. Тут тебе и экономический кризис, и альтернативное топливо, и «термояд»... И еще неизвестно кто в теле девочки, знающий все, что должно совершиться.

Есть политика? Да сколько угодно. Подковерная игра, убийства, подставы, телевидение, угрозы и договоренности...

Есть герои? Вот с ними труднее. Какие-то они «бумажные», плоские. Вроде описаны так подробно, но не представляю ни одного из них вживую. Разве только кроме Женьки-маленького, который появляется ближе к концу книги и Дагмар — но она второстепенный персонаж.

Есть природа? Да там этой природы — ух! И море, и лодки, и сосны, и шторм — все есть.

Детектив? Есть чуть-чуть и детектива.

Триллер? Убийства идут одно за другим.

Но вот только не о свободе эта книга. Тут я с автором поспорю. Возможно, она писала о свободе, и держала идею в голове — о свободе. Но получилось — о предательстве и мере этого предательства. Предают все. Виктор — всех и всегда, чтобы достигнуть не свободы, но своей какой-то личной цели. Анна-Татьяна предает всех, в том числе и того, кого любит, и работает она на спецслужбы, думая, оправдывая себя, что это она их использует. Женька предает свои идеалы и себя прошлого, становится Олегом — но ведь и Олега он таким образом предает. Свенсон предает жену. Жена предает детей, уезжая в момент опасности к тому, кто может стать любовником. Женька-маленький в конце предает своего идола, своего начальника и лидера. Все предатели. И только спецслужбы, мечущиеся за ними, героями, следящие, уговаривающие и отговаривающие — похоже, честны до конца. Останавливают, подсказывают, рассказывают, предостерегают, а когда не помогает — обещают спасти. И ведь все правильно они говорят, только кто же верит «спецам»?

И все это на фоне приближающегося очередного еще более глубокого и страшного кризиса.

Да, и вечное живое огромное свободное море...

Хорошая книжка.

Оценка : 8
«Баллада о синей бороде»
–  [ 1 ]  +

Sawwin, 29 января 2011 г. в 19:44

Автор пересказала в рифму сказку «Синяя борода». Не полностью, правда, полностью получилось бы слишком длинно. От себя к сказке Перро Яна Дубинянская ничего не добавила, ничего не осмыслила, ничего не изменила. Стихотворный размер соблюдён, вместо концовки повтор первой строфы... всё простенько и без претензий. Поэтических образов, метафор, сильных рифм не отыскано. Как говорится, ругать не за что, хвалить -- тоже не за что. Две странички необязательных строк и столь же необязательная оценка.

Оценка : 3
«Письма полковнику»
–  [ 10 ]  +

Lartis, 09 января 2011 г. в 13:27

Яна Дубинянская — фантаст (использую мужской род, чтобы подчеркнуть полную свою серьёзность и уважение к творчеству писательницы, «женский» оттенок прозы которой всё-таки уловим), работающий на стыке фантастики и настоящей «большой литературы», а, может быть, и внутри оной. Точная оценка зависит от того, в каком именно гетто сидит оценивающий. И, уж несомненно, Дубинянская входит в невеликую когорту фантастов, неустанно «подтаскивающую» фантастику к боллитре. Люди в её произведениях — живые и реальные, а используемые ею фантастические допущения — смелы, глобальны и вполне научны. И в «Гаугразском пленнике», и в «Н2О», и в «Глобальном потеплении», и в «Письмах полковнику», которые я только что прочёл. Ненавязчивые аллюзии (название последней книги) на «Полковнику никто не пишет», помогают нам (само собой тем, кто читал повесть Маркеса), как-то домыслить ауру вокруг образа «Лилового полковника». Но это вовсе не значит, что автору не хватает собственного воображения. Дубинянская умеет создавать свои вселенные. История обычной учительницы с необычным прошлым, разыскивающей убийц своего отца-экс-диктатора и загадочный Ресурс в Срезе, параллельном, почти сказочном мире с инициированными и дикими драконами, где она в когда-то провела детство (была принцессой!), рассказана мастерски. А замечательные письма Эвиты Роверта отцу, завершающие каждую из глав романа, постепенно и органично знакомят читателя с внутренним миром и драматической биографией главной героини, вводят, так сказать, в самую суть.

В финале романа есть разъяснение одного из ключевых моментов (оно мне, недавно прочитавшему «Се, творю» Вячеслава Рыбакова, очень по душе пришлось). Не хочу спойлерить, поэтому конкретику не привожу, просто сошлюсь на известное выражение: «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому попасть в рай», только «богатого» в нём надо заменить на «исполненного нечистых помыслов». Не сговариваясь, Дубинянская и Рыбаков ставят на пути собравшихся шагнуть в новый мир один и тот же барьер, преодолеть который дано далеко не всем. Собственно, барьер сей ставят не писатели, его ставит их внутренняя нравственная природа, их совесть, их Бог...

За что их и люблю (я о Славе и Яне), потому как тоже верю в этого Бога.

Более полный отзыв (с обсуждением) — у меня в ЖЖ:

http://lartis.livejournal.com/740053.html

Оценка : 9
«В лесу»
–  [ 4 ]  +

Alex Andr, 08 января 2011 г. в 18:50

В одной стране, в конкретно взятом посёлке, есть замечательная традиция: ходить в лес собравшись по тринадцать человек. Интересный обычай, если посёлок находится в карантинной зоне то почему-бы и нет? Кстати! Приходят обратно почему-то всегда двенадцать человек. Может устаёт кто? До леса и обратно идти (почему пешком?) очень далеко.

Есть какя-то загадка в этом далёком загадочном лесу. Ибо женщин в тот лес не пускают. Говорят эпидемия какая-то была в посёлке, кто-то подцепил заразу из леса.

И собирается девочка пойти в этот страшный лес (да ты дочка одень красную шапку чтоб не заблудиться), да не одна, желающих набралось ровно двенадцать (подснежники правда уже сошли — не сезон). Сели в кружок у костерка и думают из какого хрусталя наряд сделаем девочке. Типа эксперемент или обряд, так и не сошлись во мнении.

Но всё-таки уколола девочка пальчик и.............. Ничего страшного не случилось, хороший иммунитет — страшная сила. Был ещё один хороший человек, но ему иммунитет не помог — упал со стропил.

А посёлок ничего, эпидемия прекратилась, карантин сняли, разросся до миллионника, тем и живёт.

«А что сказка дурна, то рассказчика вина.........»

«Глобальное потепление»
–  [ 7 ]  +

Джо Блэк, 23 декабря 2010 г. в 09:52

Достают меня подобные тексты. Чем-то они напоминают мне женскую болтовню на кухне — у кого муж с кем гуляет, какие кто шмотки купил, кто как кормит детишек, у кого из них понос, а у кого золотуха случилась. Больше десяти минут не выдержать, хочется бежать — и как можно быстрее. Героиня с двумя мужьями и кучей детишек, к тому же горящая на работе — позабавило бы, если бы автор решил посмеяться над таковой. А тут вроде как всерьез. С юморком, но всерьез — а вот не слабо. И еще, оказывается, не хватает ей этих ее мужиков — еще в г-на Ливанова влюблена. Набор банальностей, который в сумме пытаются выдать за оригинальность. Одного не понял — а почему лагерь-то на Соловках? А я лично за Освенцим... ах нет, нельзя, там — святое, там табличку украли и мир на уши встал. А тут лагерь отдыха на Соловках и все — г-ыы-ы... смешно.

Оценка : 3
«Гаугразский пленник»
–  [ 0 ]  +

ДИР, 24 октября 2010 г. в 12:15

Как красиво, как «вкусно» начиналось. И будущее, такое все компьютеризованное, расписанное и распланированное, и дети, которых воспитывают не родители — им же некогда — а виртуальные Воспитальки, настроенные индивидуально, и жизнь в блоках, начиненных электроникой...

А потом — бац! И еще более вкусное — патриархальное общество горного Гауграза, обычаи его, история, жизнь в маленьких селах, где только старики и женщины, рожающие и рожающие пацанов — будущих воинов. Все мужчины — на границе, они воюют с глобалистами, с их непробиваемыми стеклянными куполами, с их неубиваемыми солдатами...

А Глобальный социум не может раздавить непокорный Гауграз не потому, что не в силах, а просто из моральных своих побуждений: нельзя! Как детей — нельзя! Отбиваться можно. И убивать тех, кто нападает — можно. А закончить войну глобальным катаклизмом и смертью половины населения Гауграза, составляющего малую часть какого-нибудь провинциального городка — нельзя!

Нельзя, пока война идет по таким старым правилам. А вот когда она эти правила меняет...

Но там же еще и магия. Магические способности у женщин Гауграза.

В общем, это книга о прогрессорах и регрессорах. Робни пытается стать прогрессором для воинственного Гауграза, но становится регрессором для родного Глобального социума.

То есть там все еще закрученнее и сложнее.

И интереснее!

Рекомендую и автора и эту книгу.

Оценка : 9
«H2O»
–  [ 5 ]  +

Lartis, 12 января 2010 г. в 01:20

ШАГИ ПО ВОДЕ

Роман начинается с того, что фрилансер-программист средних лет по имени Олег из неназванной восточноевропейской страны, стремясь к уединению, которое для него является необходимым условием личной свободы, приобретает дом на берегу холодного моря в другой неназванной восточноевропейской стране. Два десятка лет прошло с тех пор, как Европа выкарабкалась из тяжелейшего экономического кризиса. Сейчас дела на родине Олега обстоят более-менее благополучно, но кризис по-прежнему где-то рядом: карманно-декоративный парламент контролируется воротилами теневой экономики, мир задыхается от дефицита энергоносителей, учёные предрекают глобальное потепление и ускоренное наступление воды на сушу. Из периодических ретроспекций, вынесенных автором за скобки, читатель узнаёт, что свобода, заключающаяся в самоизоляции и минимуме контактов, не всегда была идеалом Олега, в молодости он активно участвовал в так называемом «салатовом мятеже». И это «революционное прошлое», которое Олег хотел бы забыть, вдруг начинает прорываться в его размеренную жизнь странными электронными письмами, невозможными совпадениями и неожиданными встречами.

Бывший друг и соратник Олега по «салатовой революции» Виктор теперь возглавляет парламентскую партию «Наша свобода». Он тоже всю жизнь алчет свободы. Такой, чтоб принадлежала ему одному. Такой, которую обеспечивает абсолютная власть. Наняв группу учёных, разработавших дешёвый способ получения энергии из воды, Виктор уже несколько лет ведёт секретный проект «Аш-два-о», реализация которого поможет ему обвалить экономику, прибрать к рукам мировой рынок топлива, а, значит, получить власть над миром.

Николай Бердяев когда-то сказал, что «свобода есть внутренняя творческая энергия человека». Пока герои Яны Дубинянской были юны, личной внутренней свободы им было недостаточно, они хотели сделать свободными всех. При этом не очень хорошо понимали, что следует предпринять для «освобождения» и действовали, скорее, интуитивно: спонтанные собрания, сумбурные разговоры, брошюра-инструкция светло-зелёного цвета «Пять шагов к свободе», импровизированный съезд энтузиастов, «выбравших свободу». Тем не менее, «процесс пошёл», молодёжное движение неожиданно стало популярным. И вот вокруг его лидеров уже роятся «службисты» из госбезопасности и беспринципные политтехнологи, пытающиеся оседлать «цветную» волну для своих мутных целей…

В короткой рецензии трудно перечислить все сюжетные линии этого политического детектива, сопряжённого с научно-фантастической антиутопией. А ведь это ещё книга о любви и женщине. Третья часть «Н2О» так и называется — «Женщина». Имя героини, личности сильной и неординарной, стоящей перед выбором – горькая свобода или счастливая семейная жизнь, здесь уместнее опустить, дабы не раскрывать интригу. Ведь с именами в романе не всё просто, Дубинянская как бы играет ими, запутывая и зля читателя.

Нечеловечески прекрасен образ загадочной Ильмы. Страницы с этим персонажем – безусловная удача автора. «Её профиль вился тонкой линией между опушкой шапочки и поднятым воротником шубки. Совсем маленький кусочек лица с голубоватым изгибом века и тёмной чёрточкой ресницы. Едва достает мне до плеча – а издали кажется высокой. Так странно говорит. Так удивительно ложится на мою жизнь – не элемент, не кусочек, не пазл, а что-то вроде оттеночного фильтра в графической программе, вуали, наброшенной на картину». Правда, Ильма вовсе не … Но об этом лучше узнать из книги.

И ещё один герой романа, квинтэссенция, воплощение свободы — океан. Океан управляет стихиями и планетой, ему подчинено всё, он вечен. Эту грозную и вольную субстанцию самоуверенно надеется подчинить Виктор: «Просто вода. Аш-два-о. Ещё немного соли, но она спокойно и мирно выпадает в осадок».

Эстетически проза Яны Дубинянской конгруэнтна художественному творчеству Дмитрия Быкова («Эвакуатор», «ЖД»), который, кстати, нахваливает киевскую писательницу при каждом удобном случае. Не случайно «Н20» Дубинянской и «Списанные» Быкова вышли в одном и том же московском издательстве «ПРОЗАиК». И Быков, и Дубинянская умеют ярко рассказать о чувствах, прописывая истории своих героев в глобальном социуме с антуражем, взятым из реального настоящего, при этом отдельные черты сегодняшнего мира они оригинально утрируют и талантливо продолжают в будущее. Училась ли Дубинянская писать у Быкова — неизвестно, но о том, что она — ученица известного писательского дуэта Марины и Сергея Дяченко, говорят часто. Действительно, когда М. и С. Дяченко называют наиболее перспективных украинских фантастов, они непременно упоминают её фамилию. Как и Дяченко, Дубинянская в своих текстах занимается исследованием феномена любви, жестко проверяя чувства героев на прочность. Но если внешние события у Дяченко читатель воспринимает через душевные терзания персонажей, а мир вокруг них — это хорошо прописанный, но всё-таки фон (часто волшебный, поэтому воспринимаемый отстранённо), то контекстное пространство произведений Дубинянской очень реально. Оно узнаваемо и достоверно. Конструируя миры, писательница редко пользуется приёмами магического реализма по Дяченко, а вот социально-политические аналогии с нашей всамделишной, конкретной жизнью в её произведениях просматриваются на раз. В романе «Гаугразский пленник» — это кавказские события двух последних десятилетий, в «Визе для вдовы» — чернобыльская катастрофа, в «Н2О» — энергетический, политический и финансовый кризис сегодняшнего дня. Творчество Дубинянской привлекает именно этим – актуальностью и близостью к реальной жизни. Конечно, описывая почти настоящую, очень возможную жизнь писательница показывает её под необычным, иногда — фантасмагорическим («Шарашка»), иногда — юмористическо-хулиганским («Коммуна») углом. А в своих предвидениях Дубинянская оказывается порой дальновиднее учёных-футурологов. В романе «Н2О», начатом в 2007 году и вышедшем в 2008-м, она, посрамив бездарных экономистов, завравшихся политологов и недальновидных финансовых аналитиков, предсказала мировой экономический кризис, которым мы сейчас «наслаждаемся», а заодно опровергла (по крайней мере, в первой его части) знаменитое заявление Рэя Брэдбери «Фантасты не предсказывают будущее. Они его предотвращают». Хотя, возможно, вторая часть тезиса американского классика в случае с «Н20» и в самом деле верна. Слова всегда – заклинания, а собранные в книжку объёмом 480 страниц они наверняка возымеют действие.

В «Н2О» много поэтичных описаний, неожиданных сравнений, глубоких мыслей и удачных языковых находок. Тем неприятнее на безупречном в целом стилистическом фоне натыкаться на досадные огрехи, типа несколько раз подряд употреблённого существительного «пара», в трёх случаях из четырёх неправильно склоняемого. Или этого смешного пассажа, вряд ли имеющего право на существование: «Заезд к гаражу после длинного спуска круто поднимался под горку». Вызывают раздражение и «нестреляющие ружья», в частности, странная «женская рука с фосфоресцирующими глазами вместо ногтей», выброшенная морем. Спишем последнее на добросовестное следование рецепту хорошей фантастической литературы от братьев Стругацких: «Чудо-Тайна-Достоверность». Достоверность в романе имеется. Тайны, которые по ходу повествования объясняются (взять хотя бы упомянутую путаницу с именами главных героев или неожиданно взорвавшийся церковный витраж) – тоже есть. Значит, обязательно должны быть и необъяснимые чудеса.

Протискиваясь через флэшбеки, социологические экскурсы, описание любовных связей и экономических афер, наблюдая, как герои роковым образом концентрируются в одной географической точке, грозящей им полной взаимной аннигиляцией, читатель подсознательно готовится к катарсису. Но кульминация наступает, а удовлетворения, просветления и желанной свободы по-прежнему нет… Финал романа стал для его героев и читателей началом нового трудного пути. Ведь по-настоящему свободным осталась только Н2О: «Морю всё равно. Морю не нужны такие непостижимые вещи, как свобода».



© Владимир Ларионов.

Оценка : 8
«Глобальное потепление»
–  [ 8 ]  +

Lartis, 12 января 2010 г. в 01:19

Метафорически историю дюбви Юльки и Ливанова можно прочесть, как историю взаимоотношений России (которую символизирует самоуверенный и любвеобильный Ливанов) и Украины (самостоятельная Юлька).

Но не стоит понимать так примитивно-буквально...

Ливанов в романе — всё-таки не Быков. Юлька — не Яна. «Наша Страна» всё-таки не Украина, а «Эта Страна» — не Россия. Узнаваемы. Но не они. Точнее, не совсем они.

Мечта В.Рыбакова – двоежёнство – у Дубинянской воплотилась в двоемужие: муж номер один, муж номер два.

Меня лично это несколько напрягает, как и безусловное лидерство героини и её диктат в семье. Трудно себя представить в роли любого из мужей Юльки :) Но это мои проблемы. Двоежёнство у Рыбакова я почему-то нормально воспринимал. :))

При хорошем в целом стиле и нестандартных языковых находках портят впечатление отдельные досадные стилистические погрешности. Почистить бы слегка текст...

Оценка : 8
«Гаугразский пленник»
–  [ 2 ]  +

Lartis, 10 января 2010 г. в 00:05

ПЛЕННИКИ СВОБОДЫ


Но скучен мир однообразный

Сердцам, рождённым для войны...

А.С.Пушкин

Киевская писательница придумала горный край Гауграз, населённый несколькими народностями, не всегда понимающими язык друг друга. При некотором желании и известном воображении в этом сочетании букв можно услышать слово «Кавказ». Аналогии между придуманным Гаугразом и реальным Кавказом просматриваются невооружённым глазом, да и заглавие романа перекликается с названием хрестоматийного рассказа Л.Н.Толстого (если помните, у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова есть одноименные поэмы на те же кавказские мотивы). Гауграз Яны Дубинянской — последняя страна на планете, сохранившая свои обычаи, языки и свободу, единственный регион в мире, оставшийся вне рамок так называемого Глобального социума, жизнь в котором подчинена строгим законам, жёстко рационализирована и унифицирована. С раннего детства его обитатели посещают группы социализации и приучаются к целесообразному исполнению определённой функции; религиозные течения, наличествовавшие в доглобальные времена, заменены единой общечеловеческой моралью. Социализированное население в прямом и переносном смысле живёт «под колпаком»: над городами возведены специальные защитные купола, а за городскими жителями ведёт постоянный надзор ГБ — служба Глобальной безопасности. Новейшим технологиям и относительно комфортному бытию глобалов автор противопоставляет примитивные ремёсла и тяжёлую каждодневную борьбу за выживание народов независимого Гауграза; организованно-упорядоченному «глобальному» быту — свободу «варваров». Правда, «свободная» жизнь гаугразцев тоже донельзя зарегламентирована вековыми традициями и суевериями, ведь без строгого соблюдения целого ряда обязательных правил и установлений невозможно существование этой страны. А ещё Гауграз испытывает нехватку практически всех необходимых ресурсов (кроме человеческого — его женщины беспрерывно рожают).

Всё это было бы не так страшно, если бы между Гаугразом и Глобальным социумом не шла постоянная и многолетняя война. С точки зрения отлично вооружённых глобалов военное противостояние на границе выглядит чуть ли не компьютерной стрелялкой. Напротив, отважные горцы-смертовики несут значительные потери. Автор даёт логическое объяснение необходимости перманентной бессмысленной бойни, как ни странно, крайне необходимой Гаугразу. Для Гауграза война — «демографический регулятор, несущий элемент культуры, основа менталитета, фактор экономики, наконец…». А для Глобального социума боевые действия — досадная, но не слишком обременительная данность, почти развлечение. Глобалам, до поры до времени воздерживающимся от наступательной стратегии, кажется, что они могут легко уничтожить уникальную экосистему Гауграза. Но уже совсем скоро в расстановке сил противников грядут неожиданные перемены…

Роман «Гаугразский пленник», как и другие произведения Я.Дубинянской, замечателен тем, что автор не увлекается описаниями боёв, драк и приключений. Повествование запросто «перепрыгивает» через моменты, которые можно было бы неплохо поэксплуатировать в подобном ключе. Основное внимание писательница уделяет показу психологической подоплеки событий, замешанном на особом женском мироощущении, ведь главные героини романа — женщины. Читатель смотрит на происходящее глазами гаугразки по имени Мильям и родившейся в Глобальном социмуме Юсты Калан. Дубинянская умеет и любит работать с женскими характерами, достаточно упомянуть её повесть «Виза для вдовы» (другое название «Жёны призраков»), рассказы «Казнь», «Корабль женщин». Естественность и органичность созданных Дубинянской женских образов в сочетании с необычными обстоятельствами, в которые она помещает своих героинь, безотказно действуют на читателя: он увлекается, сочувствует персонажам, верит автору. Важно и то, что писательница не игнорирует вопросы, которые ставит реальный мир, не уходит в оголтелый эскапизм, прочно обосновавшийся в произведениях многих современных фантастов. В романе «Гаугразский пленник» полно скрупулёзных подробностей, позволяющих отчётливо почувствовать вселенную, созданную автором. Антитезой миру скользилок, связилок, стен-мониторов и домашних аннигиляторов Глобального социума встаёт пространство поэтических легенд, обрядов, артефактов-украшений и пряного чая Гауграза. На мелких технических проколах (вроде летательных капсул глобалов, перемещающихся в атмосфере со сверхсветовой скоростью) и изредка встречающихся в тексте незначительных стилистических огрехах акцентировать внимание не хочется. На фоне общего концептуального и стилистического уровня книги — это мелочи. Исследуя острые проблемы, связанные с сохранением суверенности и национальной идентичности в эпоху слома традиционных границ, сравнивая глобализацию и культурную уникальность, Дубинянская не отдаёт приоритеты ни той, ни другой политической парадигме. Её симпатии на стороне людей: в первую очередь, на стороне обычных женщин Гауграза и Глобального социума, жизнь и любовь которых писательница так достоверно и убедительно показывает.

Со словом «обычных» я, конечно, погорячился: дело в том, что некоторые представители «слабого» пола Гауграза (первые дочери в семьях) обладают особой магией, основанной на единении сил природы и женщины. Сдержанные гаугразки используют свои магические способности не часто, лишь в крайних случаях… Для активного и тотального применения «древнего волшебства» в сотнях разрушительных террористических «дестрактов», направленных против Глобального социума, понадобится дестабилизация, некий толчок, вмешательство извне. Таким толчком станет деятельность Робни, брата Юсты Калан. Когда-то он, человек с чрезвычайно болезненным пониманием категории свободы, пытаясь доказать своё право быть свободным, оказался в Гаугразе, стал там своим. Кем стал Робни для своих соотечественников из Глобального социума, автор прямо нигде не говорит... Придёт срок, и волшебницы Гауграза, объединённые общим желанием спасти родину, сделают то, что считают «правильным и необходимым». В классическом романе Владимира Михайлова «Сторож брату моему» люди планеты Даль-II, концентрируя в один вектор тысячи индивидуальных человеческих воль, все разом смотрят на своё, грозящее вот-вот превратиться в сверхновую, солнце и совместно «успокаивают» звезду. Сообща будут действовать и женщины Гауграза…

Яну Дубинянскую некоторые считают ученицей Марины и Сергея Дяченко. В её лиричных, философичных, романтических произведениях действительно можно найти интонации прозы Дяченко, но в целом это — зрелый, независимый, абсолютно самостоятельный автор. Особенно в последних своих вещах. Социально-психологическая антиутопия «Гаугразский пленник» — яркий тому пример.


© Владимир Ларионов, 2006.

Опубликовано в журнале «Реальность фантастики» #8 (36), 2006

http://www.rf.com.ua/article/963

Оценка : 8
«Жёны призраков»
–  [ 1 ]  +

Lartis, 08 января 2010 г. в 16:32

Повесть Яны Дубинянской «Виза для вдовы» прочитал в «Полдне». С моей точки зрения — практически эталонный образец прозы журнала Б.Стругацкого: печально до безысходности и не сразу понятно (не в лоб, так сказать, подано). Органично укладывается в ряд напечатанных «Полднем» произведений — таких, например, как роман Д.Быкова «Эвакуатор», повесть Г.Прашкевича «Дыша духами и туманами», рассказ В.Данихнова «Милосердие».

«Виза для вдовы» — этакий микс из «Пикника на обочине» АБС, «Сталкера» Тарковского и «Соляриса» Лема. Я не про идеи, я — про атмосферу, талантливо созданную писательницей. Да и «Зона» (точнее, «Ф-зона») у Дубинянской присутствует. И дождь идёт... К тому же, очень убедительно рассказано о чувствах и переживаниях женщины, потерявшей мужа. Вообще, женские персонажи в повести максимально достоверны. Что тут удивляться, ведь автор — женщина...

«Живой (?) журнал»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 12 декабря 2009 г. в 21:58

Прикольно. В отзыве так и тянет написать: «Аффтар жжот» и «Ржунемогу», -- это самые подходящие к случаю слова. Перечитывать рассказ, конечно, не буду, но при первом прочтении получил свою дозу хорошего настроения, за что автору спасибо.

Оценка : 8
«Живой (?) журнал»
–  [ 7 ]  +

gramcx, 18 ноября 2009 г. в 11:08

Юмореска на злобу дня, однодневка. Антилитература. Тема заявлена в названии. Больше похоже на пособие для чайников или проплаченный пиар-текст, чем на прозу.

Оценка : 2
«H2O»
–  [ 2 ]  +

elsolo, 09 октября 2009 г. в 17:07

Вся свобода в книге спрятана в словах. Ее нет в жизни героев. Да и книга собственно не очень то о свободе. Никто из героев в книге по настоящему не свободен. Все только говорят о ней, особенно в отступлениях. Жесткий мир бизнеса, жесткий мир любви, спрятанный за описаниями даже не чувств, эмоции. Герои бестолково мечутся по книге, ка затерявшийся в пустыне по бархан. Близкое будущее, энергетический кризис. Очень много слов растянутых в длинную линию романа.

Оценка : 7
«Корабель жінок»
–  [ 2 ]  +

terranid, 01 сентября 2009 г. в 01:11

«Корабль женщин» — сборник рассказов, поделенный на четыре части: Страшновато, Романтично, Актуально, а также Иронично. Все рассказы из сборника наделены своей привлекательностью, чувствами, переживаниями. Почти во всех рассказах автор передает всю ироничность нашей жизни, особенно это можно увидеть в «Мой папа – идеальный семьянин», «Корабль женщин», «Казнь», «Макс и летающая тарелка», «Ралф и Ролль».

Пересказывать весь сборник проблематично, но хотелось бы отметить несколько рассказов, из-за которых его следует прочитать.

«Пастораль» — история маленькой деревни в глухом лесу, в которой за один миг одного дня погибли все взрослые мужчины. Женщинам был дан шанс на возрождение села, но многие из них его не приняли, решившись на отчаянный шаг, который изменил судьбу не только их деревеньки, но возможно и целого мира. В рассказе хорошо переданы такие чувства, как отчаяние, жалость, ненависть, надежда и разочарование.

«В провинции на море» — рассказ о том, как из небольшой местной катастрофы можно сделать вселенский заговор. Девизом этой истории спокойно можно сделать известное изречение — «У страха глаза велики».

«Казнь» — рассказывает о том, что жизнь не так легка, как мы о ней думаем, что иногда многие готовы отступить от своих принципов ради неомраченного будущего, и о том, что все-таки есть личности, которые решаются на отчаянные шаги ради будущего всего народа.

«Корабль женщин» — анекдотичный взгляд автора на некоторые особенности взаимодействие противоположных полов, а также с ироничной стороны открывает отношения женщин к своему большому жизненному грузу.

Может некоторым читателям часть рассказов покажется не проработанной, не оконченной или не имеющей смысла, но это не так. Автор специально не раскрывает всех карт и поддерживает интригу в читателе для того, чтобы он сам понял суть большей части нашей жизни правильно, или наоборот, чтоб на некоторые «неразрешимые» ситуации взглянул с юмором.

Еще хотелось бы отметить в этом сборнике перевод с русского на украинский язык. Читая книгу, не хочется взять в руки ручку или карандаш и начать редактировать текст, что обычно и заставляет отвлекаться читателя от сюжета.

Итог, неплохой сборник для ознакомления читателей с творчеством Яны Дубинянской в котором каждый найдет что-то свое.

Оценка : 8
«H2O»
–  [ 7 ]  +

Pouce, 06 мая 2009 г. в 14:51

Книга, как отмечает сама автор, о свободе. О её понимании разными людьми и о том, чем это чревато для них самих и для мира в целом. Поскольку это свобода «от», а не «для». Герои, место действия и особенности построения произведения уже достаточно описаны в предыдущем отзыве и аннотации, а потому выскажу лишь оценочные суждения.

Роман, на мой взгляд, свидетельствует о том, что у автора закончился период некоего внутреннего кризиса и она, как отмечал один комментатор в ЖЖ, поднялась на новую ступень. Традиционно умело нагнетается атмосфера. Прекрасно проработана психология героев, в облике которых читатель вроде бы узнаёт одиозных персонажей нашего времени (но узнавание столь же традиционно оказывается обманчивым). Трактовка событий как всегда неоднозначна (порой эта неоднозначность в произведениях автора меня просто раздражает и заставляет задуматься, а есть ли у автора, вообще, какая-то позиция, но в Н2О всё в меру). Как всегда прекрасно описано море, воспринимаемое практически как живое существо. Ко всему этому в новом романе добавилась завершённость повествования (нет, конец, как всегда открыт, но на это раз открыт, опять же, в меру).

Короче, роман удался. Недостатки, конечно, есть, как без них, но сейчас мне хочется рассматривать их как простор для роста. Читается книга легко, без напряга и затыков (меня разве что раздражало голлумское «мы» во внутренних монологах одной из героинь, но это так, мелочь), правда и не захватывает так, что нельзя оторваться (впрочем, на это он по-моему и не рассчитан). В общем, приятного чтения. ;-)

Оценка : 8
«H2O»
–  [ 6 ]  +

baroni, 06 декабря 2008 г. в 01:47

Что такое свобода? Где проходят границы индивидуальной свободы отдельно взятого человека? Философские школы, религиозные доктрины и Википедия дают на эти вопросы совершенно разные, порой противоположные ответы. В новом романе «Н2О» Яна Дубинянская попыталась дать свой вариант ответа на эти вечные вопросы Бытия.

Диспозиция романа, вышедшего в малораскрученном московском издательстве ПрозаиК, выглядит следующим образом: время действия — близкое будущее, место действия — Восточная Европа. Всего лишь два десятилетия назад мир пережил сильнейший экономический и политический кризис. Ситуация еще не успела до конца стабилизироваться, как на горизонте уже замаячили признаки новых потрясений. Причина обоих кризисов (и прошедшего, и надвигающегося) вполне банальна — дефицит энергоносителей. В этом мире, живущем в преддверии очередной социально-экономической катастрофы, и пересекаются судьбы трех главных героев романа: программиста-фрилансера Олега, лидера партии «Наша Свобода», действующей в одной из восточноевропейских стран — Виктора и Анны — жены вполне обезпеченного предпринимателя из другой неназванной европейской страны.. Этих трех, таких разных персонажей, объединяет одно общее желание — обрести абсолютную индивидуальную свободу, которую, правда, каждый из героев романа понимает по-своему.

Помимо стремления к общему идеалу, у героев романа имеется также и общее прошлое, которое постепенно раскрывается автором во многочисленных флэшбеках романа: когда-то, на заре туманной юности и накануне первого кризиса, и Олег, и Виктор, и Анна принимали участие в формировании молодежного движения «свободных». Пожалуй, эти флэшбеки-ретроспекции — едва ли не самое интересное, что есть в романе. Дубинянская подробно реконструирует историю зарождения молодежного движения. Поначалу все напоминает наивную игру:листовки с призывом: «Стань свободным! Умей сказать «нет«!», особые ритуалы для «посвященных»... Но постепенно «свободные» начинают привлекать внимание спецслужб, политтехнологов и неких спонсоров. Естетственно, что каждый из «кураторов» ведет свою игру, стараясь использовать движение для достижения своих целей. Несмотря на определенную поверхностность и публицистичность (аллюзии на современную политическую историю Украины прочитываются довольно легко) «ретроспективную» линию «Н2О» читать интересно и нескучно.

На фоне этой ретроспективы другая, главная линия романа, в которой пересекаются уже повзрослевшие герои, выглядит откровенно вымороченной и, что хуже всего, предсказуемой. Искусственным кажется буквально все: персонажи (от главных до эпизодических), сюжетные коллизии, слова. Читая текст понимаешь, что автор старалась-трудилась, работала над каждой фразой, но на выходе отчего-то получилась унылая гладкопись, столь же безвкусная и безформенная, как Н2О, выбранная Дубинянской как метафора свободы.

Оценка : 7
«Гаугразский пленник»
–  [ 3 ]  +

VAI, 16 сентября 2008 г. в 10:27

Весь мир объединился против Гауграза. Мир высокотехнологичный, утопический, упорядоченный множеством правил, запретов и ограничений, в котором люди тем не менее живут, работают, мечтают (например, о том, как бы хоть раз в жизни попасть на море). Страшноватый мир. Мы такой почти построили, знаем. А Гауграз — кусочек дикой природы посреди глобальной цивилизации, перекрывший границы с внешним миром, бессмысленно воюющий с этим миром. Странное и непонятное равновесие. И попытка одного человека все изменить. Тоже непонятная попытка, жестокая по своей сути, кровавая. При этом — довольно яркие описания обоих этих миров глазами двух героинь. Хотя оба мира не продуманны автором до конца — множество нестыковок, мешающих читать. О чем роман? Какую главную идею автор нам предлагает? Гауграз (читай:Кавказ) не покорится, воевать с ним бесполезно, как впрочем бесполезна и его борьба с глобалистами. И еще: мир установят женщины. Они — самая большая сила, стремящаяся к миру. Что ж, с этим можно согласиться.

Оценка : 7
«Вариация жизни»
–  [ 0 ]  +

Pupsjara, 26 марта 2008 г. в 16:00

Не понравилась финальная сцена рассказа, уж очень много вопросов остались нераскрытыми. Сам рассказ неплохой, не часто писатели пишут о кинематогрофе будущего, который у автора получился уж чересчур мрачным.

Оценка : 6
«Казнь»
–  [ 2 ]  +

Pupsjara, 26 марта 2008 г. в 14:31

Хороший рассказ с двойным дном, о выборе, который стоял перед главной героиней. Считаю, что она приняла правильное решение, деревню ждут непростые времена, но тоталитарный режим был бы еще хуже. Удивила неожиданная реакция местного населения.

Оценка : 8
«Непобедимая армия»
–  [ 0 ]  +

Pupsjara, 25 марта 2008 г. в 19:09

У меня сложилось такое впечатление, что это не рассказ, а часть ненаписанного романа или повести, так-как начало и конец очень условны. Люди действительно реагируют так, как будто ничего не происходит, но и захватчики действуют не совсем традиционно.

Оценка : 5
«Карфаген»
–  [ 3 ]  +

Pupsjara, 25 марта 2008 г. в 15:59

Мутный рассказ с рваным сюжетом, многое приходилось самому додумывать, что же произошло в промежутке между событиями. Автор оставила открытыми многие вопросы, а финальная сцена добавила еще больше непонимания.

Оценка : 5
«Три дня в Сиренополе»
–  [ 0 ]  +

Pupsjara, 17 марта 2008 г. в 18:20

Начинался рассказ в лучших традициях Александра Грина: красивый город, море, романтика, но развязка убила просто наповал, причем в хорошем смысле этого слова. Совсем неожиданно и невероятно, что такое могло произойти на самом деле. Не хотел бы я оказаться в этом городе, полном приветливых людей, всегда готовых прийти на помощь.

Оценка : 8
«Мой папа — идеальный семьянин»
–  [ 0 ]  +

Pupsjara, 13 марта 2008 г. в 17:11

Слабый юмористический рассказ, при чтении даже не улыбнулся. Ну а сумма просто смешная-100.000, за миллион еще могут люди совершать такие дикие поступки, но никак не за 100 тысяч.

Поправка к аннотации-за дело там бралась совсем не дочь, а дядя Алекс.

Оценка : 4
«За горизонтом сна»
–  [ 4 ]  +

Loric, 08 января 2008 г. в 18:29

Это единственный роман автора, который я прочитала. Боюсь, больше не рискну купить ее книги. Мало того, что до мути надоело читать о вырождении земной цивилизации, но еще и этакая Матрица в миниатюре средневекового замка! Понравились только стабильеры... хоть что-то оригинальное и новое, поэтому и интересное. Описание самой звездной экспедиции вызвало недоумение... представить себе командира экспедиции, который при прилете превращается в простого подручного... мое воображение не в силах. Да и зачем?:-D

Оценка : 4
«Вариация жизни»
–  [ 0 ]  +

viv, 15 декабря 2007 г. в 22:55

Влюбиться в тренажер? В образ, существующий в однодневной вариации, где все герои послушны воле режиссера... Но любовь не спрашивает — и вариация жизни превращается в вариацию смерти...

Оценка : 8
«Три дня в Сиренополе»
–  [ 0 ]  +

viv, 15 декабря 2007 г. в 22:26

Для того, чтобы снять напряжение, раздражение, агрессивность, надо дать им выход. Хотя бы иногда, хотя бы раз в год. И дальше можно опять жить радостно и счастливо в прекрасном городе у моря...

Оценка : 8
«Мой папа — идеальный семьянин»
–  [ 0 ]  +

viv, 15 декабря 2007 г. в 22:01

Чего только не сделаешь за сто тысяч! А подумать, если это — идеальный семьянин, то какие же семьи нас окружают?!!

Оценка : 6
«Казнь»
–  [ 0 ]  +

viv, 15 декабря 2007 г. в 21:23

Попытка разобраться, что такое месть, нужна ли она?Непростой рассказ!

Оценка : 6
«Гаугразский пленник»
–  [ 2 ]  +

viv, 13 декабря 2007 г. в 10:30

По-моему, далеко не самый лучший роман Дубинянской. Из положительного отмечу два ярких женских характера, очень реалистичных. Недостатков — увы, много.

По форме: этот странный жаргон действительно сильно мешает. Любой жаргон базируется на грамматике того языка, на котором он возник. Здесь же, наряду с вполне понятными связилками, скользилками, дестрактами, Воспитальками вдруг возникает некая конусиль, атмосферой (мужского рода!), смертовики...

Совершенно непонятно, почему при деструктивных актах погибают люди? Вроде, от вакуума... Но откуда вакуум? Атмосфера-то существует и вполне нормальлная... Или еще пример: капсула, которая, чтобы быть невидимой, движется БЫСТРЕЕ СКОРОСТИ СВЕТА! Зачем у обычного вместителя ( рюкзака, по-нашему) звуконепроницаемые стенки? Совершенно не вяжутся между собой многочисленные уровни проверок для того, чтобы попасть сотруднику в здание ГБ, и вечеринка с участием высших чинов того же ГБ, на которую запросто проходит гаугразская женщина...

По содержанию: Если аналог с Кавказом достаточно явный, то война на Кавказе — необходимость? Не слишком ли?

Очень уж кровавые попытки «привлечь внимание» к Гау-гразу: 3 миллиона погибших — ой-ой-ой! Да и женщины Гау-граза в конце уничтожают практически всех своих мужчин (ну, кроме родственника обеих героинь — его-то предупредили — какое благородство), а остальным ВСЕМ женщинам и в голову не пришло, что они уничтожают своих мужчин! Непонятно, чем занимается ГБ? Вроде, единственный враг — Гау-граз, но даже управление по Гау-гразу ликвидируется, от кого же еще ГБ защищает глобалистов? Вообще, похоже, книга о том, что ГБ — это всесильная и всезнающая организация. Само описание мира глобалистов на полноту совершенно не претендует. В общем, более, чем на «пятерку», книга не тянет!

Оценка : 5
«За горизонтом сна»
–  [ 5 ]  +

viv, 05 декабря 2007 г. в 09:17

Дочитал... Наверно, самый слабый из романов Дубинянской. Сюжет — ну выдуманный по всем статьям. Дальняя экспедиция, после ряда ближних. Куда? Оказывается, в другую галактику. А на самом деле? И как они, бедные, ничего не поняли? И зачем вообще эксперимент со временем маскировать под экспедицию, да еще такую! Как могли они, члены экспедиции, подумать, что возможен сеанс связи, это из другой галактики-то...

Да и обращаются они один к другому как-то искусственно, с обязательным упоминанием профессии, традиционно ломая язык на этой, как ее, нео...черт!... лог. Впечатляет также образ механика, которого не то, что к звездам, на баржу брать нельзя. И он же оказывается носителем тайны... Ну не вяжется все это. А Земля! Вроде бы, оказалось, что Эра великих свершений была выдумана, создана видимость этих свершений. Но полеты к звездам-то были? Те самые ближние экспедиции. А спящий замок? Забыли, оставили на 100 лет и поставили охрану, через которую мальчишки чуть ли не толпами ходят... И за 100 лет там что-то уцелело? В общем, наворочала Яна что-то, в чем сама не разобралась, и ее умение выписывать яркие характеры, в основном, женские, здесь не помогло...

Оценка : 6
«Лестничная площадка»
–  [ 3 ]  +

viv, 01 декабря 2007 г. в 20:36

Великолепный роман великолепного писателя! Немного неожиданна реакция страны на захват президента — понятно, что не страна это реагировала, а некие вполне управляемые силы, но жутковато: неужели это могло бы быть! И еще одна неожиданность — слабая личность президента — как потом оказалось, только наедине с собой она, эта личность, слабая. А так — это вполне достойный Президент! Что еще? Каждое действующее лицо — яркая и сильно выписанная личность, запоминающаяся надолго.

Оценка : 10
«Проект «Миссури»
–  [ 5 ]  +

viv, 01 декабря 2007 г. в 20:16

С «Проекта «Миссури» я начал знакомство с Яной Дубинянской. Что ж, теперь я знаю, что добавился писатель-фантаст, за новинками которого я буду с нетерпением следить. Какие чувства вызвало прочтение романа? Прежде всего, я знаю, что когда-нибудь перечитаю его и, возможно, не раз. Весь роман оставил впечатление огромного количества ярких воздушных шариков, на какой-то частичке каждого из которых есть фрагмент общей картинки проекта «Миссури». Эти шарики перемешаны, перепутаны, но общий смысл проекта понемногу проявляется из этой пестроты. При этом — каждый сюжетик — яркая, реалистичная и весьма неплохо написанная картинка студенческой жизни. Вот только альтернативная линия — непонятно, откуда она взялась, что или кто явился ее источником. И непонятно завершение этой линии — вроде она кончилась, мир вернулся к первоначальной версии, но отдельные элементы этой альтернативки остались, вошли в основную линию. А кто у руля — суперкомпьютер, что ли?

Оценка : 10
«За горизонтом сна»
–  [ 4 ]  +

suhan_ilich, 24 ноября 2007 г. в 20:26

Ну вот, и последняя из скачанных книг Дубинянской, и наверное, последняя, которую я буду читать до выхода новых романов. Это самый ранний из читанных мной книг Дубинянской. Этот роман вышел еще в 2003 году, и очень чувствуется, что он был одним из первых. Роман расплывается на хорошо прописанное начало, которое затягивается на две трети книги, и на торопливую концовку. Видимо, Яна не знала, что сделать с достаточно любопытной идеей, которую пыталась реализовать. Это печально, потому что если бы этот роман писали супруги Дяченко, у них скорее всего вышла бы конфетка, а так, к сожалению., получилось не слишком хорошо. Язык традиционно неплох, но не более того, я не выписывал корявые фразы специально, но они там точно были. Какой то серьезной описательной работы она тоже не выполнила. Психология главных героев выписана неплохо, но смущает явная гипертрофия характеристик нескольких персонажей второго плана, хочется воскликнуть, таких людей в природе не бывает. В целом ощущения явно не в пользу книги, мне не жаль времени, которое я потратил на чтение, но мне явно в книги много не хватает.

Первая Дальняя экспедиция отправляется в иную галактику, 14 месяцев в пути и вот первый долгожданный сеанс связи со своими родственниками и друзьями оставшимися на Земле. Все хорошо и вот уже начинается исследование планеты которой открывается перед ними. А на Земле лет через 100 после отлета, в силу непонятных причин развитие цивилизации зашло в тупик и наблюдается явная деградация. Главная героиня земной линии видит Сны (это не опечатка) предельно реалистичные с продолжениями, с полным эффектом присутствия грезы о королевстве Высокой Сталы. Третья линия — то самое королевство, где королеву с принцем ждет незавидная судьба в результате заговора магов стабильеров. В конце все три линии сойдутся вместе. Но если вы думаете, это разрешит интригу романа, то тут вас ждет горькое разочарование.

Вообщем 6/10, и я даже склоняюсь к 5

Оценка : 6
«Проект «Миссури»
–  [ 6 ]  +

suhan_ilich, 24 ноября 2007 г. в 20:25

Продолжаю знакомство с творчеством украинской писательницы Яны Дубинянской. Попрежнему любопытно, хотя и ощущение какой то новизны стало пропадать. А может просто роман не очень удачный.

Они — будущая элита странны, их готовят в специальном ВУЗе, куда попадают только лучшие из лучших. Наверное я бы начал так аннотацию, если бы писал ее для АСТ. На самом деле они простые ребята, правда и неправдами добившимися поступления в действительно очень приличное учебное заведение. А все разговоры об элите, им кажутся порядочным бредом. Мы наблюдаем уже третий набор студентов «Миссури». И первые главы заставляют вспомнить собственный первый курс и рассказы живших в общаге, лекции, занятия до утра, пьянки, гитара, первая любовь и т.д. Но однажды один из студентов случайно попадает в небольшое здание стоящее во дворе и становится свидетелем небезинтересного разговора, из которого напрашивается вывод, что все таки ВУЗ очень непростой и на его студентах проводят эксперимент по некой комбинаторинге. Комбинаторинг предполагает формирование изменений в ЦНС, которые обеспечивают человеку способность более адекватно использовать ситуацию, чем обычные люди. Очень ценное качество, как считают манипуляторы, и скоро выпускники «Миссури» станут чиновничьей, экономической и культурной элитой страны. И люди, которые стоят за проектом, настроены очень серьезно, гарантом чего становится смерть одного из студентов- программиста, слишком глубоко забравшегося в сети ВУЗа в поисках ответа. Вообщем расследование студентам приходится свернуть, только у некоторых остаются сомнения, кто же они процент ошибки или все таки результат удачного комбиторинга.

И действительно спустя не очень долгое время выпускник «Миссури» встает во главе страны, еще одна выпускница возглавляет ведущую фирму пищевой промышленности и т.д. В стране наступает невиданное экономическое и социальное благополучие. Которое правда не очень нравится соседним государствам, да и о какой то «свободе» все говорят, поэтому с ними наше государство находится в состояние перманентной холодной войны. А на территории самого государства тоже есть недовольные, и во главе их тоже стоит один из выпускников «Миссури»...

Книга написана в трех временных потоках: учеба в институте, выборы президента, переход войны в горячую фазу, и кроме того нам показано альтернативное развитие событий, если бы не погиб мальчик-программист. Роман состоит из маленьких точек зрения различных персонажей, куда более удачно ИМХО у Дубинянской выходят женские точки зрения, хотя вообщем это понятно. Как и в предыдущей книги, очень удачно выглядят любовные линии между героями, они тоже явно удаются. К слабым местам я бы отнес, главную мысль романа — Яна так и не дает ответ кто же стоит за проектом «Миссури», кто те манипуляторы, которые дергают за ниточки управляющими всем процессом, кто рассылает всем ключевым фигурам гриф-мессиджы; и довольно слабую альтернативную линию призванную показать стабильность проекта и взаимозаменяемость частей. Не нужна она была такой подробной, но это мое ИМХО.

В целом 6/10.

Оценка : 6
«Проект «Миссури»
–  [ 1 ]  +

Elhana, 22 октября 2007 г. в 18:19

Мрачноватый роман. Точнее, не сам роман, а будущее, представленное в нем...

А вообще-то получился очень интересный, многослойный пирог, с неожиданнной альтернативкой в третьей части :)

Оценка : 7

  Страницы:  1 [2] 3 



⇑ Наверх