Абрахам Меррит отзывы

Все отзывы на произведения Абрахама Меррита (Abraham Merritt)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 143

  Страницы: [1] 2  3 

«Лик в бездне»
–  [ 7 ]  +

montakvir7511, 01 января 2024 г. в 10:40

В целом можно только удивиться, что автор с таким талантом так мало востребован в России. За без малого 30 лет у Меррита вышло на русском ровно... две авторские книги. Не будем считать малотиражки по паре сотен экземпляров, это профанация издательского дела.

Случайно наткнувшись взглядом, решил перечитать данный короткий роман и просто поразился, насколько это яркое и сочное произведение. Писатель с легкостью обьединяет множество еще не затертых к моменту написания тем. Затерянный мир, сокрытый от глаз обычных людей, древние могущественные цивилизации, победившие смерть. Динозавры в качестве домашних животных и гончих на охоте. Искусственно выведенные гибриды — одна помесь человека и паука чего стоит. Множество прекрасных псевдотехнологических (да, ведь здесь номинально властвует магия, но на самом деле здесь есть место и психическим техникам по подчинению сознанию, и переносу разума или души в другое тело, да и обычные револьверы и винтовки кромсают темных властелинов почем зря)) штучек, наконец, витающая на заднем плане любовная линия, послужившая, фактически, отправной точкой для головокружительных приключений главного героя — все это производит ощущение чего-то невообразимо масштабного, грандиозного.

Я получил от чтения несказанное удовольствие, чего и вам желаю. Классика, пережившая время и ни капельки не устаревшая.

Оценка : 9
«Племя из бездны»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 02 июля 2023 г. в 17:26

Честно скажу, что в юношестве я был в полном восторге от романов Меррита «Корабль Иштар» и «Лунная заводь», считая его настоящим мастером сюжетов. Но данный рассказ, вероятно, был написан им в самом начале своей карьеры под сильным влиянием другого мастера хоррора — Говарда Лавкрафта. Поэтому получился слишком уж вторичным и слабым. Два золотоискателя идут к своеобразным «хребтам Безумия» и встречают по дороге умирающего собрата по ремеслу, который тоже хотел поживиться местным золотом. По его словам, горная гряда, своим внешним видом напоминающая раскрытую ладонь, — это самый настоящий вход в Ад... Правда, аргументация сего факта весьма слабенькая: образы и описания не создают у читателя соответствующего настроения, из-за чего утверждения страдальца кажутся надуманными и голословными. Например, он считает, что в подземельях пятипалой горы скрывается Истинное Зло, но никакими фактами это не подкрепляет, а просто постулирует («мне так показалось», «я был в этом уверен»). Все эти духи, именуемые «племенем бездны», не сделали герою ничего плохого — напротив, приняли его в свое общество и регулярно кормили вкусной и калорийной пищей. Правда, приковали к алтарю золотой цепью, но зато не пытались его убить или покалечить. Учили распевать хвалебные гимны своему Повелителю, но взамен ничего от него не требовали. Но, по мнению рассказчика, образ этих духов был мерзок и богопротивен. Почему? Да мне просто это так показалось! Итог ясен: это место — гнездо злобных демонов, которое нужно немедленно покинуть. Логика на уровне пятилетнего ребенка: этот дядя плохой, т.к. он никогда не дарит мне конфеты и мороженое. Кроме того, образ демонов слишком уж расплывчатый и совсем нестрашный. Я лично никакого Зла в нем не почувствовал. Да и пропасть, в которой они обитали, скорее напоминает развалины древнего города, нежели Преддверие Ада, на которое намекает автор. Атмосферность сюжета также оставляет желать лучшего и никак не может сравниться с лавкрафтовской. В общем, можно считать сие произведение первой пробой пера будущего мастера.

---------

РЕЗЮМЕ: история о посещении одним авантюристом проклятого места, расположенного на Аляске у подножия весьма импозантного по внешнему виду хребта гор. Хоть по жанру это и хоррор лавкрафтовского типа, испугать им можно разве что маленького и несмышленого ребенка.

Оценка : 6
«Лунная заводь»
–  [ 8 ]  +

zvezdochet2009, 05 апреля 2023 г. в 20:16

Роман Абрахама Меррита «Лунная заводь» оказал определяющее влияние на развитие всей западной научной фантастики 30-40-х годов и во многом сформировал дизайн фантастического сюжета периода «золотого века». Текст пришелся по вкусу не только читателям, но и коллегам-писателям с издателями, которые по достоинству оценили талант автора. Лавкрафт, Ван Вогт, Спрэг де Камп и ряд других писателей уже не могли не учитывать в своем творчестве существование «Лунной заводи» и саму фигуру Меррита, который стоял у истоков не только научной фантастики, но и литературы ужасов («Гори, ведьма, гори!»). Меррит по основному роду деятельности был журналистом, к литературному творчеству относился легко как к отдыху, и таким образом умудрился написать 13 интересных романов, некоторое количество успешных рассказов и повестей. Примечательно, что «Лунная заводь» — это его дебют, который получился ярким и запоминающимся, во многом, за счет хорошо сбалансированного подхода к написанию текста.

Любая значимая книга значима потому, что в чем-то ломает устоявшиеся границы или нарушает существующие правила. То же самое произошло с этим романом. Его основное достоинство и новация в том, что он пугающе достоверный и написан с позиции научного подхода, хотя имеет насквозь приключенческий сюжет и фэнтези-декорации. Здесь как раз имеет место удачный сплав всех этих жанровых компонентов, и смешать их в одно красочное полотно смог бы не каждый автор.

Будучи страстным поклонником истории древнего мира, Меррит посвятил роман поиску и исследованиям загадочной подземной цивилизации, скрывающейся в Тихом океане недалеко от Каролинских островов, возле которых был обнаружен наполовину затопленный храмовый комплекс Нан-Танах. Ученый Трокмартин недавно вернулся оттуда, но он пережил страшное приключение, потеряв всех членов экспедиции. Кое-что страшное происходит и с самим Трокмартином. Главный герой, профессор Гудвин, решается отправиться к загадочному месту, собрав по дороге целую команду компаньонов-«приключенцев» – норвежца, ирландца и даже русского профессора. Их цель разгадать тайну Нан-Танаха. Как говорится, все совпадения с Атлантидой случайны.

Дальше Меррит развивает сюжет в каноническом духе приключенческой литературы. Но то, как он это делает, заслуживает внимания – он словно пишет настоящий отчет научной экспедиции, адресованный некоему научному обществу. Тем самым создается эффект мистификации, в тексте видим псевдо-документальный стиль, который успешно будет применять Лавкрафт, например, в своей знаменитой новелле «Зов Ктулху». Серьёзность, обстоятельность, с какой автор описывает последовательность событий, заставляет верить во все происходящее. В пользу научности играют и попытки рационального объяснения тех феноменов, с которыми сталкиваются герои.

В остальном история приключений доктора Гудвина и его компаньонов очень напоминает многие сюжеты про спасения и схватки, любовь и дружбу, верность и предательство, какие можно было прочесть в ассортименте на страницах того же «Amazing Stories», что вовсе не делает их плохими, но явно – не оригинальными. Пожалуй, к достоинствам романа можно отнести еще и яркий визуальный калейдоскоп из вереницы фантастических созданий – «богов», представителей подземной высшей расы, «акков», карликов, богатые и интересные описания флоры и фауны, подземных пейзажей, техники и технологии подземной цивилизации. Однако, если бы не научно-фантастическая основа, происходящее отлично уложилось бы в декорации очередного романа про условного Конана, так как на месте все необходимые атрибуты: роковая принцесса, коварный злодей, вероломный воитель, отчаянные герои, монстры, побеги, битвы.

Тем не менее, роман запоминающийся; он не только пронизан духом приключений и обладает хорошим динамичным сюжетом, но что важно, дышит потребностью в познании неведомого – это отличительное свойство именно научной фантастики. Интерес к древним цивилизациям, желание исследовать и познавать – подобные этой книги привили широкому западному читателю потребность не только испытывать эмоции, но и думать, задаваться вопросами, мечтать, воображать, фантазировать.

Оценка : 8
«Корабль Иштар»
–  [ 3 ]  +

Ny, 14 марта 2023 г. в 14:54

Ужасно скучно! Потратил на роман около 4 месяцев — приходилось продвигаться вперёд буквально подпирая голову руками, чтобы не уснуть. Что не всегда удавалось.

Роман камерный — всего три места действия: квартира Кентона, палуба корабля и некий город колдунов (где ни одного колдуна не было). Квартира обозначена для завязки и интерлюдий; на корабле героя постоянно сбрасывают в море или заковывают в цепи, а он, освободившись, упорно лезет в каюты через окна; в городе персонажи бегают по переходам и лестницам, иногда кого-то убивая. Крайне скупо и скудно. Никакого особого мира-то и нет...

Сюжет вроде бы должен разбирать какое-то противостояние божественных сил, отданное на откуп простым людям, но автор, уделив всё место действию, пожалел подробностей. Смысл и завязка произведения покрыты мраком, развязка ничего не проясняет.

Главный персонаж безлик и непонятен: кабинетный учёный, попав в магическую реальность, стремительно, без всяких предпосылок и мыслей, превращается в могучего воина, избранника богов, возлюбленного самой красивой самки, уважаемого предводителя маленькой группы таких же безликих персонажей, которые во всём стремятся ему угодить. С одной стороны, классическая история «безумной любви избранного героя к прекрасной жрице/богине», с другой стороны — не ясно отчего скромного учёного так понесло (до полной утраты прежней личности). Можно было взять в качестве героя и более подходящего человека. И самое главное, какую же свободу он обрёл, сменив рутину научной работы на палубу корабля, с которого нельзя надолго уйти? Ну, поменял одну клетку на другую...

Культурные отсылки представляют из себя винегрет, начиная от шумерских мифов и заканчивая американской традицией «белого джентльмена», который держит жизнь за узду. Как на древнешумерский корабль, пролежавший в стазисе 6000 лет, попали викинг и перс (с турецким ятаганом), автор предпочитает не объяснять. К чему были разговоры о мече и плаще Набу, по каким критериям определяется раб/не раб — тайна за семью печатями... Рука так написала.

Художественные изыски текста малочисленны, отрывочны: голуби с красными клювами и лапками, перечисление божественных домов и визит к Повелителю Двух Смертей. Всё. Остальное в простейшем стиле: пошёл, поспал, поцеловал, подкрался, подрался, пустил скупую слезу, умер. Никакой поэтики не обнаружено.

Идей или интересных рассуждений нет. Описания схваток примитивны. Об управлении кораблём гребного типа автор имеет самые смутные представления, принимая его, вероятно, за очень большое каноэ.

Роман написан в механистическом тоне (преобладает действие, бурлят простейшие эмоции, идея остаётся завуалированной), достаточно характерном для Меррита. Он показался мне совершенно неудачным, тяжёлым, скучным. Удивлён мнением критиков, считающих «Корабль Иштар» лучшей работой автора. Есть у него и более атмосферные («Обитатели миража»), и более красивые («Лунный бассейн») и более сильные («Дьявольские куклы», «Семь степеней к Сатане») вещи.

А уж сравнение с Берроузом, который якобы не смог заглянуть за какой-то «предел безудержной фантазии», где буквально жил Меррит, и вовсе выглядит странно: сравнить зачинателя современной американской фантастической традиции, отца сразу нескольких художественных направлений, писателя, чьи сюжеты проверены временем, с достаточно ординарным автором, которого едва помнят на фоне Каттнера, Лавкрафта и Говарда... это надо уметь. Примечательно даже отношение к деталям: например, если Джон Картер до переноса на Барсум был кавалеристом и умел пользоваться саблей, а потому стал выдающимся фехтовальщиком Марса, то Джон Кентон был специалистом по древним языкам и, попав на мистический корабль, никак не мог в одночасье стать грозным бойцом. Откуда Кентон, ещё ничего не совершив, получил прозвище «Волк»? Что за нелепица? Поэтому Берроузу я условно верю, а Мерриту нет. Все его выдумки здесь дутые, как дешёвая бижутерия.

Если же сравнивать приключенческую составляющую книги Меррита с любым известным произведением англоязычных классиков жанра (Майна Рида, Генри Хаггарда, Джеймса Купера, Джека Лондона и проч.), то и здесь перевес будет не в пользу «Корабля Иштар». Обитатель кабинета в газетной редакции едва ли способен в равной мере передать ощущения настоящих — живых, а не книжных, — похождений «европейца, вернувшегося к корням». Вероятно, поэтому сюжет романа столь странен и отчасти ходулен.

Оценка : 4
«Вызов извне»
–  [ 2 ]  +

Козлов, 25 августа 2022 г. в 13:55

Я не вижу смысла в подобных рассказах. Все они пытаются играть на чувствах, ничего не объясняя. Но стоит нам взглянуть вооруженным глазом, то мы увидим: две звездочки, три звездочки, лучше всего, конечно — пять звездочек. У авторов есть стиль и атмосферу они создают прекрасно. Но зачем, если уже на второй странице появляется гладкий, прозрачный, неизвестно как, точно высеченный кристаллический куб, грани которого от времени затерлись настолько, что он превратился почти в сферу. Не знаю, мне было смешно. Лавкрафт написал свое, т.е. совсем свое, не напрягаясь. Говард написал свое, чтобы Лавкрафт напрягся. Но, так как следующий автор продолжает начатое предшественником, то остался Лонг с вопросом:«Что теперь делать?» Даже нельзя сказать, что у людей своя атмосфера. Так и появилась фантастика странного.

Оценка : 3
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 7 ]  +

Stalk-74, 03 июня 2022 г. в 21:45

Девяностые годы накрыли наши души ДРУГИМ контентом. Другое кино, другие книги. Привыкшие с детства, что если куклы борются со взрослыми, то, максимум, бороду к сосне у Карабаса приклеют да Дуремару шишкой шишку набьют, тут немного офигиеваешь с жестокого БДСМ от марионеток. На экране подстерегает Чаки и Кукольники, а на страницах зловеще перебирают ниточки длинные пальцы мадам Менделип.

В-общем, тогда похожие ужасы пробивали не загрубевшую оболочку. А вот сейчас пересматриваю-перечитываю, и изо всех щелей лезет, если не халтура, то ремесленничество.

Обыкновенная журнальная продукция. Впрочем, чуть выше среднего уровня, иначе бы «Куклы» сгинули бы в океане похожей продукции того времени, когда десятками выпускались журналы, альманахи, комиксы похожей тематики. А так. нет-нет. да и всплывают в печати, читатели охотно читают. Но того хайпа, который был в девяностых уже нет, вон даже фотофильм тогда сняли по «Куклам» с Невинным и Зельдиным.

Оценка : 7
«Лунная заводь»
–  [ 7 ]  +

visual73, 11 мая 2022 г. в 13:46

Каждому времени года свой овощ.

Когда то в детстве я читал другой роман Меррита, — «Дьявольские куклы мадам Менделип», и как сейчас помню он произвёл на меня неизгладимое впечатление. К сожалению, достать другие произведения Меррита в ту пору было очень сложно, как и всю фантастику и ужастики. Читали по принципу всё что можно достать).

Прошли годы, и сейчас появилась возможность прочитать «Лунный бассейн». Хорошо конечно что эти книги можно сейчас купить. Но притупились чувства, и годы ушли. Роман не впечатлил, сделал над собой усилие чтобы дочитать. Справедливости ради в середине книги появлялся интерес и хотелось узнать развязку писателя... Но в целом это не спасло. Роман довольно наивный, и старый — чувствуется эпоха Уэллса. Тяжеловатый язык описаний автора, хотя возможно это еще и изыски переводчика. 2/3 романа скучновато написано.

Вероятно для подростка 80-ых роман и не плох, но сейчас вряд ли я бы рекомендовал его к прочтению, разве что у кого-то остались впечатления о Меррите из прошлого, как у меня).

Ну и как часто бывает в американских произведениях — один из злодеев — русский. Можно пропускать это мимо ушей, но неприятно когда идеалогия занимает ведущее место у автора.

Итог: заслуженно забытый роман, для коллекции)

Оценка : 6
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 11 ]  +

avsergeev71, 21 февраля 2022 г. в 11:01

Роман оставил очень приятное впечатление. Палповый американский ужастик с элементами детектива, в буквальном смысле сошедший к нам со страниц журналов. Настоящая находка для тех, кто ценит и любит классику.

Ах, Америка 30-х! Гангстеры, бутлегеры, доллары... Сейчас так, увы, уже не напишут.

Сюжет вроде бы банален до затёртости, но обыгран таким образом, что держит читателя в напряжении до самого финала. А в некоторых местах даже жутковатый холодок бегает по спине.

Главные герои также не блещут оригинальностью, представляя из себя в общем-то классический набор. Тут вам будет и врач-материалист, профессионал мирового уровня, но настолько закоренелый в своих «натуралистических» убеждениях, что даже очевидные факты не могут поколебать его мировоззрения. И симпатичные благородные бандиты, убивающие «только тех, кого нужно». И юная красавица с чистой душой, олицетворяющая всепобеждающее добро. Ну и конечно же будет особа в высшей степени неприятная и несимпатичная, олицетворяющая абсолютное зло.

Мораль, как и полагается в подобных произведениях, — черно-белая. Читателю не нужно делать мучительный выбор — за кого болеть и кому сопереживать. Автор заботливо решил это за него. Но есть в этом предопределении какая-то трогательная непосредственность, которая умиляет современного читателя, изрядно потрепанного иезуитской моралью 21-го века, буквально до слёз.

Роман — небольшой по объему, плотно набит событиями, «проглатывается» на раз. В общем, «самое оно» для приятного лёгкого вечернего чтения.

Оценка : 9
«Доктор Лоуэлл» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Gourmand, 07 января 2022 г. в 09:13

Романы не связаны условно, романы специально автором связаны. Могу предположить, что на волне успеха первого романа автор решил написать продолжение, отсюда и схожие названия, и заботливо перенесённые во второй роман в качестве статистов герои первого. На мой взгляд, такой перенос ничуть не украшает ни автора, ни книгу. Судя по библиографии, это типичный подход Меррита. Первая книга цикла, через год — вторая, потом цикл бросается. Впрочем, это и циклом назвать нельзя.

Книги очень разные. Если первый роман это роман о столкновении западного цивилизованного человека, врача-материалиста, с чертовщиной, то второй — скорее про ожившие легенды, ожившие как в ведьме, так и в самом герое, профессиональном знатоке мистики. И «оцикленность», подгонка под схему только портит второй роман. Нелепый Рикори, срочно вызванный из Италии, чтобы только наблюдать финал! Доктор Лоуэлл, нужный лишь для того, чтобы познакомить героев! Ужасно.

Оценка : 7
«Ползи, тень, ползи»
–  [ 1 ]  +

Gourmand, 07 января 2022 г. в 08:58

Герой — тюфяк. Болтает как щепку. Каждая юбка легко охмуряет.

Роман показался неряшливым. Тени не играют основной роли как куклы в первом романе, так, изредка появляются. Чтобы оправдать их присутствие, автор отправил героя в мир теней, который к истории вообще не пришей кобыле хвост.

Пистолет, так тщательно оберегаемый, не сыграл. То герой его отбрасывает, то использует впустую. Так зачем было пистолет вводить?

Для связи с первым романом автор ввёл гангстеров и доктора Лоуэлла, которые тоже оказались лишними.

Вообще вся история — это любовный треугольник между героем, ведьмой и невестой героя. С громадной частью воспоминаний о прошлых жизнях, городе Ис (привет, цикл «Короли Иса» Пола Андерсона) и всяком таком.

В итоге куча оборванных линий, несыгравшие ружья и т.п.

Неряшливый роман.

Оценка : 6
«Лунная заводь»
–  [ 7 ]  +

s-iron, 20 сентября 2020 г. в 11:02

Не буду ничего писать о самой книге: оценки, судя по всему, индивидуальны для каждого. Но очень забавно читать отзывы: одни в восторге, другие даже не смогли осилить. Это говорит только о серьезности произведения — примерно такие же оценки должны быть у романов Толстого или Драйзера, только вот те, кто от них ждет легкого чтива, априори не возьмут их с полки. Можно еще привести как аналогию, например, отдых в палатке на берегу лесного озера. Кто-то в восторге от тишины, спокойствия и единения с природой, а кому-то катастрофически не хватает пива в соседнем киоске и говорящей головы в зомбоящике.

Оценка : 9
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 11 ]  +

JenDo, 22 августа 2020 г. в 18:42

   Очень сильное впечатление произвела на меня эта книга. Было страшновато и жутковато даже, и при этом очень интересно, да так, что не оторваться от книги. Автору веришь, героям сопереживаешь. Очень захватывающая книга, если коротко. Читал давно, но ощущения от книги помню до сих пор. Возможно при перечитывании (как ниже в комментах пишут) уже такого ощущения я не испытаю, поэтому пока перечитывать не хочу) Всем рекомендую, книга очень хороша.

Оценка : 10
«Вызов извне»
–  [ 1 ]  +

montakvir7511, 12 мая 2020 г. в 20:29

Этот вариант будет серьезнее и лучше, но все же самыми стоящими (и единственными) страницами рассказа стала расшифровка Лавкрафтом «Эльтдаунских табличек», им же до этого и придуманных. Там на трех страничках описана вся Вселенная Древних.

В общем, по двух частям — эксперимент с треском провалился, гиганты фантастики написали полнейшую чушь, а вот их фэнтезийные и хоррор- оппоненты подошли к делу с большей выдумкой и в итоге этот забег легко выигрывают по очкам.

Не советую, плохая повесть. Без вариантов худшее, что написано любым из 10 принимавших участие в проекте писателей.

Оценка : 7
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 5 ]  +

validity, 09 мая 2020 г. в 23:04

Третий роман, прочитанный мною у Меррита, и о чудо, — он великолепен! Не ожидал. Вот это, уже, — отличная фантастика, по сравнению с «Ликом в бездне» и «Живым металлом». Правда и в нём есть лёгкие нестыковки, поэтому я и выставляю «9», а не «10», но всё равно роман — стоящий и увлекательный, а самое главное — совсем не устаревший. Когда Меррит описывает реальность с налётом мистицизма — это убеждает и затягивает, но когда он начинает накручивать несусветные небылицы под видом научной фантастики — это читать невозможно.

Оценка : 9
«Живой металл»
–  [ 3 ]  +

validity, 02 мая 2020 г. в 20:28

Согласен с предыдущим отзывом полностью. Идея и сегодня великолепна. Но вот подана и оформлена — графоманство неповторимое. Читать за исключением первого и последнего десятка страниц просто невозможно — описание несусветной белиберды, насыщенное ещё и бесконечными эпитетами типа «цвета зелёного опала переходящего в цвет голубого нефрита». Я так понял, что Меррит считал такие описания верхом глубокомыслия.

Я прочитал ещё далеко не всё, написанное Мерритом, но никак не пойму — почему этого пустого писателя так часто печатали на русском? Вроде его фэнтези еще как-то читаются, но вот научная фантастика — просто мусор.

Выставленный мной балл — только за идею.

Оценка : 3
«Лик в бездне»
–  [ 1 ]  +

validity, 28 апреля 2020 г. в 20:28

Вначале книга ещё как-то читабельна, хотя ни ум, ни сердце не затрагивает. Но делаешь скидку на время написания и фактически пробу пера Меррита. Но чем дальше, тем мутнее и бессмысленнее текст. Ничего философского, ничего естественнонаучного, ничего космологического, да и ничего фэнтезийного — вообще НИЧЕГО нет. Просто пёстрая картина событий с фантастическими персонажами — и всё. И логики в этих событиях нет. Так что читать эту книгу — глупость. А сама она — МАКУЛАТУРА.

Оценка : 2
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 6 ]  +

Konbook, 28 апреля 2020 г. в 10:03

То была необычная смерть, которую когда-либо видел доктор Лоуэл.

Один из подручных Джулиана Рикори, известной в преступном мире личности, Томас Питерс был доставлен в больницу, где работал Лоуэл. В глазах пациента был предельный ужас, его глаза смотрели не только на тебя, но и сквозь и через, и во внутрь. Будто бы кошмар, который он до этого увидел, до сих пор жил в нем.

И никаких внешних и внутренних признаков, что он болен. Ни ссадин, ни царапин, ни уколов, совершенно здоровый человек.

Разослав в больницы запросы на предмет схожих случаев человеческих смертей, Лоуэл выяснил, что было еще семь подобных смертей, людей самых разных профессий и занятий: работница регистратуры, каменщик, просто маленькая девочка, акробат, банкир, акробат на трапециях, домохозяйка.

Что могло их связывать друг с другом?

Может кто-то был знаком с Томасом Питерсом, членом банды Рикори? И таким образом Рикори мстят?

Но связь обнаруживается после смерти медицинской сестры Уолтерс, когда находят ее дневник, содержащий наиинтереснейшие заметки. Все ниточки ведут к старинной лавке, где торгуют куклами и ее хозяйке, уродливой как смерть, мадам Менделип.

Отличный детективно-мистический роман Меррита. Интригующий, пугающий… Ведь нет ничего жутче, чем кукла… Тем более, когда она живая…

Оценка : 9
«Лик в бездне»
–  [ 0 ]  +

Konbook, 28 апреля 2020 г. в 10:01

К Николасу Грейдону явился авантюрист с Восточного побережья по фамилии Старрет. Он о нем не раз слышал, но пути их не пересекались. Может быть, поэтому он со вниманием выслушал рассказ плута?

Слышал ли Николас легенду о караване с сокровищами, который был отправлен инками в лагерь Ниссаро в качестве выкупа за их вождя Атауальпу? Но сокровища так и не достигли захватчиков: инки узнали о гибели своего монарха, изменили курс и спрятали сокровища в ущельях Анд.

Старрет безапелляционно заявил, что знает, где они спрятаны, у него даже была золотая пластина, имитирующая карту местности, где предположительно сокровища находятся.

В компании еще двух человек – маленького француза и жителя Новой Англии Николас Грейдон и Старрет отправляются навстречу опасным приключениям…

… Во время похода Грейдон спасает от рук опьяневшего Старрета красивую молодую девушку, не похожую ни на индианку, ни на испанку, по имени Суарра. И эта встреча самым роковым образом оборачивается для Грейдона и его спутников.

Их ждет удивительный мир – человекоящеров, людей-пауков, наездников на динозаврах, и в вознаграждение за все пережитые опасности – любовь.

Завязка неплохая, но дальше писатель как-то все больше отходит в сторону от фабулы романа. Событий много, но по временам сумбурно, хотя и динамично.

Во много раз лучше «Металлического монстра», но уступает в тысячу раз «Лунной заводи», роману, с которого нужно начинать знакомство с Мерритом.

Оценка : 8
«Лунная заводь»
–  [ 4 ]  +

Konbook, 27 апреля 2020 г. в 11:28

Едва ли доктор Уолтер Гудвин мог узнать своего старого знакомого Дэвида Трокмартина, встретившись с ним на корабле «Сюзерн Куин».

Он едва был похож на самого себя, едва держался в здравом уме из-за тех невыносимый страданий и того ужаса, что ему довелось пережить. А еще потери любимой жены Эдит и двух верных друзей Чарли Стентона и кормилицы Эдит – шведку Тору.

«Умерли! Все умерли!». – Так объяснил свое одиночество на «Сюзерн Куин» Дэвид Гудвину.

Выяснилось, что Трокмартин в компании с вышеозначенными людьми предпринял экспедицию на один Каролинских островов – Понапе, имевшую самые грандиозные последствия, которые не могли не сказаться на обычно здоровом и жизнерадостном Дэйве. Они обнаружили развалины Нан-Танаха, руины погибшей древней цивилизации (одним словом находка для уважающего себя ученого), которые, как выяснилось, таили в себе удивительные и страшные тайны прошлого, а также несли опасность для тех, кто посмеет заглянуть по ту сторону Времени, открыв загадочную дверь, ведшую в Неизвестность...

«Лунная дорожка, отчетливо выделяясь в темноте, протянулась до самого горизонта. Облака над нашими головами разошлись, образуя узкий проход, как если бы раскрылись занавеси или расступились воды Красного моря, чтобы пропустить сонмища израильтян. С двух сторон поток лунного света обрамляли черные тени, отбрасываемые складками более высоких слоев облаков, а между темными и непрозрачными стенами прямой, как струна, играя, искрясь и сверкая, быстро мчался сияющий поток лунного света…»

Когда в 1919 году в журнале «All-Story Magazine» появилась повесть Абрахама Меррита «Лунная заводь», она имела грандиозный успех. Приходило множество писем с вопросами:

«А правда ли все это?»;

«Правда ли, что сюжет вам был предоставлен президентом Международной Ассоциации Науки?»;

И так далее и тому подобное, и ведь было отчего появится таким вопросам: настолько реалистичной оказалась повесть, настолько красочной и яркой, что было трудно не поверить в существовании Лунной Заводи и Двеллера… А финал… финал оставался открытым… Ведь заканчивалась повесть исчезновением Трокмартина с корабля.

И когда стало ясно о большом успехе произведения нового, никому не знакомого автора, появилось продолжение «Падение Лунной Заводи», Но уже никто не мог поверить, что события имели место быть в реальности.

«Но никому не хотелось откладывать книгу в сторону, пока не перевернется последняя страница».

Это мое первое знакомство с Абрахамом Мерритом. Узнал-то я его имя в позапрошлом или прошлом году, уже не вспомню, но уже тогда меня сильно заинтересовало его творчество. Приобретя в этом месяце семь его романов, я с предвкушением, какое испытывает гурман в дорогом ресторане, пробуя самые изысканные блюда, приступил к «Лунной Заводи». И могу сказать, роман оправдал мои ожидания на сто процентов. Я вообще любитель жанра «затерянные миры», а «Лунная Заводь» написана именно в этом жанре, вкупе с жанром «фэнтези», хотя Меррит и старался представить его как «научно-фантастический».

По мне, роман заключает в себе три жанра, но с превалирующим процентом «фэнтези». Написано ярко и сочно, красочно и простым, легкодоступным и увлекательным языком – читаешь и на самом деле веришь в реальность существование двери, ведущей в Лунную Заводь, самого бассейна, в котором обитает Сияющий Бог и карликов Мурии! А сколько юмора? Спасибо главному персонажу этой истории – ирландцу Ларри О`Кифу, вот уж сыпал остротами, на каждой странице, с момента своего появления в романе. Меррит, собственно, доказал, что обладает замечательным чувством юмора.

Финал логический, закономерный и грустный. Конечно, грустный. Понять доктора Гудвина не мудрено… Но чтобы понять, нужно прочесть книгу.

Не сомневаюсь, что последующие романы писателя только упрочат мою уверенность – зародившуюся во время прочтения первого романа, что в жанре «фэнтези» он самый непоколебимый из столпов.

10 из 10.

Оценка : 10
«Последний поэт и роботы»
–  [ 1 ]  +

technocrator, 09 марта 2020 г. в 19:05

Весьма оригинальная фантастика, где технологии переплетаются с околофэнтезийными элементами и трудноотделимы от волшебства. Русский сверхгений-одиночка, разочаровавшись в человечестве, решает построить свой собственный подземный парк развлечений с игрой на свирели и нимфами.

Описания действительно поэтичны. Сам же сюжет прост и короток: раздраженный вмешательством в свою «музыку сфер», Народный (это фамилия) уделяет время свержению господства роботов на земной поверхности.

Рассказ странноватый и своеобразный, но любопытно, например, что уже в те далёкие времена в числе ходовых НФ-мотивов был приход к власти машин.

Оценка : 7
«Корабль Иштар»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 22 января 2020 г. в 00:31

«Корабль Иштар» — один из ранних вариантов фэнтези с параллельными мирами. Основанный на шумерском эпосе и пантеоне богов параллельный мир граничит с миром вполне современным, портал перехода — это древняя модель корабля, обнаруженного в камне с древними аккадскими надписями. Исследователь Кентон коснулся портала — и очутился на этом самом корабле, но в древнем мире.

В целом вполне классические приключения с поединками, древними царями, жрецами и прочим, автор вовсю использует свои знания шумерской мифологии и разгаданных табличек, собранных на руинах Вавилона, а читатель, соответственно, узнает, что Иштар — богиня преимущественно любви, а Бел — бог-владыка, хотя и вредный.

В общем неплохая фэнтезийная повесть

Оценка : 8
«Семь шагов к Сатане»
–  [ 7 ]  +

xdma, 29 октября 2019 г. в 11:43

Этот роман, написанный около 100 лет назад и сегодня читается с интересом.

Сюжет — ныне уже классически. Ужасающий злодей, практически — монстр, невероятно умный и моментами даже обаятельный, умело манипулируя людьми, добивается невероятного могущества. Его манипуляции основаны на доскональном знании человеческой психологии и своим дьявольским жестокости и коварстве. Для усиления эффекта он создаёт вокруг себя ореол мистического ужаса и называет себя Сатаной. Главный герой, от имени которого идёт повествование — специалист по древним ценностям и авантюрист, попадает в поле зрения этого злодея и с помощью сложной комбинации становится его пленником. Сюжет прямолинейно ведёт главного героя через сложнейшие испытания и безумные приключения, он пересекается с различными, весьма своеобразными людьми, естественно, находит свою любовь и участвует в победе над злодеем. Финальная сцена убивает наповал своей глуповатостью и сильно портит впечатление о романе. И всё же несмотря на простоту и шаблонность сюжета, частому отсутствию объяснений и мотиваций происходящего, множеству откровенно наивных моментов и ляпов, роман очень атмосферный и читается на одном дыхании.

Оценка : 7
«Корабль Иштар»
–  [ 4 ]  +

xdma, 27 октября 2019 г. в 11:34

Достойный приключенческий роман, написанный около 100 лет назад, классика фэнтези.

Кентон, современный автору человек, по каким-то загадочным обстоятельствам попадает в замкнутый мир, созданный шумерскими богами как полигон для своих бесконечных противостояний. Только сражаются и гибнут в этом противостоянии обычные смертные, различными способами втянутые в игры богов. Кентону отведена значительная роль в происходящем, которую он исполняет в меру своих возможностей и своего мировоззрения. Его окружают весьма живописные персонажи, однако про самого Кентона вообще ничего не рассказывается. Мир романа мрачноватый, порой гротескный и сюрреалистичный. Приключения соответствуют канонам жанра, финал романа бурный и даже трагичный.

Язык романа красочен, перевод вроде бы неплохой, но с периодическими «ляпами». Я читал книгу в электронной версии — она оказалась очень плохого качества, с множеством ошибок. Эти факторы затруднили чтение и подпортили впечатление от романа.

Оценка : 7
«Корабль Иштар»
–  [ 8 ]  +

Mishel78, 06 октября 2019 г. в 13:13

Роман о попаданце в мир то ли далёкого прошлого Земли, то ли альтернативную вселенную, в которой есть очень похожая на шумерскую цивилизацию реальность, запомнилась мне в первую очередь своей контрастностью повествования. В одном абзаце или предложении автор очень поэтично писывает окружающий пейзаж, например, и тут же может погрузить читателя в какое-нибудь кровавое побоище. Хоть по нынешним временам и не самое натуралистичное. И, надо сказать, Мерриту удалось этот контраст сделать фирменным стилем всего произведения.

Сам сюжет довольно не банальный для времени своего написания. Это не просто ещё один герой — клон Конана (хотя имя Кентон довольно созвучно), а персонаж-учёный, который проходит свой путь становления великого воина, сражаясь за любовь с могущественным жрецом.

Довольно нинтересно показана разница между нашим миром и миром далёкого прошлого. Ведь главный герой сначала неоднократно непроизвольно возвращается в свою реальность и не может этим процессом управлять. И здесь Меррит снова удерживает читательское внимание с помощью контраста.

Что же касается метафизики мира, то борьба между мужским и женским началами, которые представлены шумерскими божествами — очень удачный ход! Люди — всего лишь инструменты и игрушки, причём игрушки иногда и в прямом смысле (эту деталь я раскрывать не буду, дабы не помешать насладится сюжетом в полной степени).

Если говорить об общем впечатлении, то после чтения мне, как и главному герою, не очень хотелось возвращаться в реальный мир. Хотелось снова оказаться на корабле богини Иштар, что бороздит древние моря в вечном противостоянии мужского и женского начал, дарящим не только романтику приключений, но и настоящую любовь — между настоящим мужчиной-воином и женщиной-жрицей. Да, подобная связь не может не быть трагичной и это, хоть и несколько банальное клише, не может испортить приятного послевкусия после прочтения одного из лучших фентези-романов первой половины ХХ века.

Оценка : 9
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 3 ]  +

uekz, 24 сентября 2019 г. в 17:27

Книга, после прочтения которой в детстве, я долго не могла нормально спать по ночам. Написано сильно, но детям крайне не рекомендуется.

Оценка : 7
«Николас Грейдон» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

amak2508, 13 сентября 2019 г. в 17:37

Этот бы роман с его затерянными странами, древними цивилизациями, змееженщиной и человекоящерами, да в далёкие советские 70-е, да в руки подростка лет четырнадцати — вот это был бы праздник. Будь тогда фантлаб, эта вещица наверняка имела бы рейтинг, близкий к 10.

Но... каждой книге своё время и своё место. Сейчас роман, даже если воспринимать его как полусказку, абсолютно никакого впечатления не производит — много наивного, часто надуманного и даже нелепого. Набор героев стандартен — непотопляемый янки, красавица-девица, не умеющая ничего, кроме как регулярно произносить «Люблю», могущественный злодей и хорошие, сильные защитники влюблённых. Невольно вспоминается цикл о Гарри Поттере — приглядитесь, там схема приблизительно такая же :).

Ну, а с эмоциональной составляющей в книге совсем беда — её просто нет. За героев не переживаешь абсолютно — будто бы смотришь театр марионеток и заранее знаешь, какая марионетка когда и что сделает.. В общем, нынче читать этот роман откровенно скучно — ну нет в нем абсолютно ничего такого, что могло бы заинтересовать современного читателя: ни мысли, ни увлекательности, ни достойных внимания героев...

Оценка : 5
«Вызов извне»
–  [ 3 ]  +

god54, 30 августа 2019 г. в 19:46

Литературный эксперимент и этим всё сказано. Не стоит ждать хорошего текста, стиля изложения, однообразия и логичности сюжета — пишут пять авторов и все обладают разными стилями, почерками и иными индивидуальными чертами, которые и делают их великими. А простое смешение, как правило, даёт отрицательный результат, сложив хорошее, самое хорошее не получишь.

Оценка : 5
«Лик в бездне»
–  [ 2 ]  +

moonwalker72, 16 июня 2019 г. в 23:44

Не знаю почему, но книга во мне оставила впечатление разочарования. Наверное слишком уж торжественное название. Не пафосное, нет — это слово тут не годится. Просто сам эпизод контакта с чем-то, превосходящим человека, с чем-то нуминозным — он там как-то слишком тёмно и зловеще выписан, так что из статуса «ежеденевной крысиной борьбы» не выбивается — т.е. в результате зловещее убивает торжественное. Я впервые это прочел еще в 90-х — название содержало в себе намек ну едва ли не на откровение, но результат — темный и мутный, и будто бы с главного героя как с гуся вода. Словом, для меня эта книга оказалась проходной. Я перечитывал уже много лет спустя, но впечатление не улучшилось.

«Вызов извне»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 16 июня 2019 г. в 14:35

Пять авторов!!!!! И каждый внес свой колорит в написанную им часть рассказа. Межгалактический контакт из 1935 года! Как земляне противостоят порабощению чужой цивилизацией из другой даже Галактики. Оригинально, с выдумкой.

В тексте упоминаются «Эльтда́унские табли́чки» (англ. Eltdown Shards) — вымышленные текстовые фрагменты в мифологии Ктулху. Обнаружены в селении Эльтдаун, в Южной Англии. В литературе впервые встречаются в рассказе Ричарда Ф. Сирайта «The Sealed Casket» (1935). Упоминаются в некоторых произведениях Говарда Лавкрафта и его последователей.

А я подумал, что они реальны.

Оценка : 7
«Корабль Иштар»
–  [ 2 ]  +

k2007, 06 июня 2019 г. в 08:55

Роман о приключениях жителя Земли на таинственном корабле в таинственном мире. Есть четкое ощущение времени, в которое роман написан. С одной стороны, там приключения в таинственном южном мире, где жара, красавицы, жрецы древних богов, культы, любовь и смерть. Такая смесь Говарда и Смита со своим характером

Оценка : 7
«Доктор Лоуэлл» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

k2007, 05 июня 2019 г. в 08:53

Дилогия, романы в которой связаны между собой довольно условно. Общее в них — столкновение рационально мыслящего человека со странным и страшным, с тем, что не поддается обычной логике, корни чего тянутся с далекого прошлого, с кровавых ритуалов древности. Романы написаны интересно, здесь нет беспомощности людей перед странным, они готовы бороться и побеждать

Оценка : 7
«Племя из бездны»
–  [ 3 ]  +

god54, 04 июня 2019 г. в 17:36

Для нонешнего читателя сей рассказ никакого отношения к ужасам не имеет: ни по сюжету, ни по идее, ни по тексту. Классический пример встречи человека с реликтами, вполне возможно потерпевшими катастрофу космонавтами и тому подобными существами. И в чём ужас?!. А потому не получив удовольствия от испуга, не получил удовольствия и от фантастики, ибо не на это рассчитывал писатель, он хотел лишь попугать, ан не вышло.

Оценка : 5
«Семь шагов к Сатане»
–  [ 5 ]  +

Bibliofeel_77, 01 июня 2019 г. в 14:23

Учитывая срок давности, книга заслуживает внимания. Для своего времени (да и в принципе для 20 века) роман весьма ценен и крут. Современный читатель вполне способен отыскать в сюжете слабые стороны — например природу некоторых событий и явлений автор не объясняет, а логического объяснения сам не находишь.

Если говорить поверхностно, то это история о человеке, который жаждет приключений, против своей воли оказывается в замке загадочного незнакомца скрывающего своё лицо под маской, чья власть и богатство столь велики, что могут показаться нереальными. Он предлагает главному герою сыграть в игру, в которой определится, с чем тот останется — свобода и несметные богатства, или же долгое (а возможно и пожизненное) служение хозяину, который зовёт себя Сатаной. Здесь также фигурируют девушка, в которую безмерно влюблён гл. герой; один из слуг Сатаны, который оказывается давним знакомым героя и всячески помогает ему разгадать весь этот таинственный заговор; гигантский замок с загадочной планировкой и множеством дверей, которые похожи на потайные ходы.

Фирменным приёмом в данной книге являются концовки глав. Подбираясь к последним строчкам очередной главы автор весьма умело сводит всё к тому, чтобы читатель не откладывал чтение на потом, а сразу приступил к следующей главе из-за нетерпения узнать что же там будет дальше. Т. е. это как современные сериалы — каждая серия заканчивается на таком месте, что ты уже не имеешь права пропустить следующую серию. Концовка олицетворяет классические сцены из приключенческих фильмов 50-60-х годов про влюблённые парочки, которые ввязываются в авантюрные события.

Есть в этой истории полунамёки на мистику, и даже ужасы. Но всё-таки это детектив, но весьма нестандартный.

Если вы не искушённый читатель, то данный роман вас определённо затянет.

Оценка : 7
«Ползи, тень, ползи»
–  [ 3 ]  +

k2007, 29 мая 2019 г. в 08:35

Этот роман по сравнению с «Ведьмой» более мистический и менее приключенческий. Тут много мистики, замешанной на любви и смерти, на старых бретонских преданиях, на выборе девушки между возлюбленным и своим народом. Герои «Ведьмы» появляются в эпизодах и не играют существенной роли. И есть по прочтении книги ощущение, что автор не осуждает в конечном итоге главную злую волшебницу.

Оценка : 7
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 9 ]  +

k2007, 28 мая 2019 г. в 11:45

Хороший роман. Короткий, ясный. С нормальными героями, не идиотами, которые до последнего отрицают невозможное. Поступки героев логичны, поступки злодеев тоже. Вместе с тем он не наивный, а вполне серьезный. Хорошо показано странное, которое может быть рядом с тобой, которое не укладывается в научную картину мира, и для борьбы с которым необходимо вспомнить рассказы неграмотной бабушки

Оценка : 7
«Лик в бездне»
–  [ 4 ]  +

god54, 27 марта 2019 г. в 20:12

В данном случае роман состоит из двух произведений: Лик в бездне и Матерь-змея. Наверное, так даже лучше, ибо они прочно связаны и сюжетной линией и текстом, так что найти границу практически невозможно. С другой стороны роман получился довольно пресным. Нет, в целом, сюжет неплох и увлекателен. Но слишком много лишних слов, действие и интриги заменены огромным и детальным описанием сражений, которые особого смысла не несут. Поэтому если это сократить, то ценной информации останется на сотню, не более, страниц. Может в то время первой публикации, это и было оригинально, но сегодня уже возникают проблемы в процессе чтения. А потому продолжу размышлять на границе коллекционного или нет издания.

Оценка : 7
«Последний поэт и роботы»
–  [ 3 ]  +

god54, 25 марта 2019 г. в 20:25

Странный рассказ. С одной стороны очень интересная идея: группа ученых укрылась под землей и живёт в свое удовольствие. С другой стороны: роботы покорили поверхность Земли и угрожают тем, живущим под землей... Но вот литературная часть: написано так словно автор ерничает над своими героями выставляя обе стороны идиотами, текст вообще лишен красоты и гармонии, сюжет не подчиняется логике... Поэтому слова «странный рассказ», это слишком мягкое выражение.

Оценка : 6
«Живой металл»
–  [ 5 ]  +

god54, 25 марта 2019 г. в 19:46

Идея романа просто великолепная, особенно, если учесть время первой публикации, сюжет динамичный, напряженный, а вот литературная часть, как мне кажется, очень затянутая, огромное количество описательных слов: кубы, тетраэдры, шары, квадраты, герои почти картонные, просто маски, и описания, описания металлического монстра, так что начинаешь чувствовать словно дурной сон из которого никак не вырваться и понять ничего нельзя. И, к сожалению, вторая часть перевешивает первую и ты с радостью достигаешь финальной сцены и вздыхаешь с удовлетворением: жив курилка.

Оценка : 7
«Лунная заводь»
–  [ 8 ]  +

god54, 23 марта 2019 г. в 16:59

Прекрасное произведение. Классический образец приключенческой фантастики. Фантазии автора остается только позавидовать, и это в самом начале 20-го века. Всё это делает роман основополагающим в этом направлении научной фантастики. А потому именно с него и нужно начинать читателю желающему получить классическое воспитание в чтении фантастики. Редкое современное произведение может хотя бы частично повторить сей роман. Одним словом включить в коллекцию.

Оценка : 10
«Живой металл»
–  [ 0 ]  +

olpo70, 12 августа 2018 г. в 11:28

Когда-то на одном из форумов я писал что перечитывать старые романы хорошо. Видать погорячился. Перечитав этот роман я испытал полное разочарование. Скучно. Вся эта психолелика с описанием странного мира разумного металла не впечатлила так, как впечатлила много лет назад. Когда впервые прочитал этот роман. Да...

Но все равно ставлю высокую оценку. Этот роман заслуживает его. Он стал уже классикой.

Оценка : 8
«Семь шагов к Сатане»
–  [ 2 ]  +

Serge_777, 11 декабря 2017 г. в 19:34

После «Корабля Иштар» (произведения, включённого издательством Северо-Запад в один том С «Семью ступенями...», читая который мне всё время хотелось сделать скидку автору за год написания и публикации, как «Одному из первопроходцев жанра Фэнтези», второй роман неожиданно порадовал. Изящно вплетена в сюжет легенда древних времён, приключенческий сюжет достаточно динамичен и главное — читать интересно. Мистический «Суперзлодей», вершащий судьбы людей по придуманным им самим правилам, выглядит вполне на уровне при всей моей антипатии к подобного типа персонажам. Не Фэнтези (несмотря на обложку) — но всё равно любопытное и цельное произведение, с которым вполне можно ознакомиться

Оценка : 7
«Корабль Иштар»
–  [ 13 ]  +

Rheo-TU, 01 ноября 2017 г. в 23:08

Классика фэнтези — что тут еще скажешь? Со всеми преимуществами и недостатками. Читать «Корабль Иштар», как мне кажется, лучше всего в подростковом возрасте — либо исключительно ради его приключенческой атмосферы, без оглядок на скучную взрослую логику, которой этому роману местами не достает.

Мир, куда магическим вихрем заносит Кентона — удивительное попурри из древних эпох, мифов и персоналий, их населявших. Периодически пытаешься отнести действие к некоему временному промежутку, условному тысячелетию до нашей эры, пытаешься соотнести его с картой Земли — и терпишь неудачу. Как будто все происходящее — не взаправду, а лишь фантазия не в меру увлеченного археолога. Вот только финал, не оставляющий сомнений в реальности мира, куда попал главный герой, это предположение решительно отметает. Думается, если бы Меррит не воспользовался существующей мифологией, а сотворил собственную, вопросов бы та не вызывала.

Еще один момент, который несколько смазывает впечатление от романа — это то, как внезапно «попаданец» из нашего мира превращается в легендарного героя. Обычный ученый — в Конана, направо и налево разбрасывающего врагов и проливающего реки крови. Честно признаться, лучше бы этой линии с современностью в «Корабле Иштар» не было вовсе. Вроде бы дополнительное измерение роману, но... слишком уж оно мешает восприятию.

До композиционного и поэтического совершенства Дансейни Абрахаму Мерриту далеко.

И все же, если отключить рассуждения, продраться сквозь ворох шумеро-аккадской мифологии, который автор обрушивает на читателя на первых страницах, и не обращать внимания на немного топорные описания магии (что-то в них есть от бутафорских киноспецэффектов зари кинематографа), от романа можно получить истинное удовольствие. Во-первых, он привлекает лаконичной красотой двух образов в его основе — зримого образа корабля и образа смыслового — извечной битвы мужского и женского начал. Во-вторых, он затягивает. Это становится очевидным каждый раз, едва главного героя забрасывает обратно в наше время, и ты понимаешь, что чувствуешь ровно то же, что и Кентон. Опустошение. Невыразимую тоску по миру, к которому тебе довелось прикоснуться.

И в конце концов, переворачивая последнюю страницу, сожаление. Что «Корабль Иштар» не является частью авторского цикла, что нет, кроме него, иных романов, повествующих об этой вселенной и полюбившихся героях. Действительно, Меррит создал классику, к которой хочется возвращаться еще не раз.

Оценка : 7
«Ползи, тень, ползи»
–  [ 10 ]  +

Rheo-TU, 02 сентября 2017 г. в 07:24

С первым романом «ведьмовской» дилогии Абрахама Меррита «Тень, ползи!» мало что роднит: ряд действующих лиц да небольшая сюжетная ниточка, воспользовавшись которой автор, быть может, и развил в свое время его идею. Главное отличие — в атмосфере, в масштабах происходящего. Забавы мадам Мэндилип со своей армией кукол на фоне действий Дахут и ее отца и в самом деле выглядят наивным ребячеством; ровно так же, как и текст «Гори, ведьма, гори!» на фоне новой истории — дешевой палп-литературой. Порой кажется, что оба романа писали два разных человека и оба предназначались абсолютно разной аудитории — настолько различны они по духу.

Гангстеры, откровенно плюшевые в своих альтруизме и набожности, отошли в «Тень, ползи!» на задний план, и место сомнительной остросюжетности в романе заняла магия. Подлинная, друидическая магия с отсылками к древним ритуалам и преданиям. Положенная Мерритом в основу повествования легенда о затоплении бретонского города Ис обретает здесь отражение в наши дни, герои оказываются проводниками связи времен, да и сам Ис — это, кажется, Нью-Йорк (впрочем, писатель не заостряет внимания на городах, а зря: у романа могло бы появиться еще одно измерение). И чем дальше, тем больше магическое берет верх над реальным. Кульминационная сцена «Тень, ползи!» выливается в сновидческое странствие — грандиозный, эпических масштабов трип, в котором смешиваются времена и судьбы. Из литературы ужасов того времени что-то подобное встречалось мне на страницах некоторых романов Ходжсона — но и, пожалуй, все.

Чертовски обидно, что этот роман дилогии известен куда менее первого — на мой взгляд, именно он достоин наивысших похвал.

Местами «Тень, ползи!» — сумрачная и красивая сказка. Которая местами же оборачивается тягучим кошмаром. Подлинным источником ужаса для человека всегда является то, чего он не в состоянии постичь до самого конца, то, что откатывается куда-то за периферию зрения, стоит лишь попытаться взглянуть на него впрямую. Подобно стремительно обваливающемуся по пробуждении в подсознание сну. Кукол Мэндилип можно было увидеть, можно было осязать, как материальные объекты, пугали они лишь, строго говоря, своей колдовской механикой — как может кукла двигаться и действовать в точности подобно человеку? — и потому пугали лишь до поры до времени. Куда кошмарнее тени, сотворенные из наполненного шорохами и шепотами сумрака, сумрака зыбкого, эфемерного, но в котором, кажется, вот-вот проявится...

И очертания того, что вскоре проступит из тени, не подвластны нашему воображению. Гипноз? Попытки рационализации происходящего собравшимися за одним столом учеными мужами кажутся еще менее убедительными, чем попытки Лоуэлла из первого романа. Все дело в том, что сама реальность в «Тень, ползи!» оказывается условной — его герои все время дрейфуют где-то на границе сна и яви, а сохранять здравый рассудок в этом сумеречном состоянии попросту невозможно.

Вот эпизод, в котором одна из будущих жертв рассказывает своему другу о наваждении, что ее преследует:

«Она двигалась справа налево... Слева направо... И снова справа налево... И снова, и снова... Она ткала, ткала...» — «Что она ткала?» — нетерпеливо спросил я. «Мой саван».

Этот рассказ являет собой одну из самых блестящих с точки зрения нагнетания ужаса глав «Тень, ползи!». Он сконструирован и выверен Мерритом именно таким образом, чтобы постепенно погрузить в транс самого читателя и заставить его собственной кожей прочувствовать атмосферу распадающейся на глазах реальности. Вот только... ведь при мысли о гипнозе нам представлялось совершенно иное?

Дахут Белая и нас поймала в свои сети.

И, как это нередко водится, тени — еще не самое страшное, что ждет впереди.

Оценка : 9
«Ползи, тень, ползи»
–  [ 5 ]  +

Al_cluw, 25 августа 2017 г. в 13:27

Второй роман является достаточно условным продолжением романа о ведьме-кукловоде, и читать их (на мой взгляд) желательно все-же с перерывом. Объединенные некоторыми персонажами, которые в первой книге имели персональные и достаточно яркие образы, теперь же они использованы автором в качестве статистов. А ГГ становятся совершенно новые лица. Довольно сильно отличаются первая и вторая книга еще и по стилю: Ведьма — это детективный триллер с элементами мистики, Тень — условно ужастик с налетом фэнтези и часто и успешно используемым Мерритом приемом из НФ — скачков во времени. На мой вкус, первый роман читается и смотрится немного выигрышнее. Хотя и продолжение получилось у автора удачным, но той «кукольной» атмосферы несмотря на «туманы Иса» мне, например, не хватило. И все-равно читается произведение не менее легко и увлекательно. Рассказанная история не менее крепка и будоражит воображение перехлестами временных волн из ХХ столетия и неимоверной древности + присутствует романтическая линия. Читать можно и отдельно, да и вообще без знания истории из первой повести, но по-порядку лучше (или более «порядочно», я бы сказал).

Новая книжка от изд.ККСД послужила прекрасным поводом вспомнить о незаслуженно забытом у нас после 90-х авторе. Правда, о продолжении издания А.Меррита ничего не известно, а жаль — ведь очень интересный автор. В томик от ККСД помимо дилогии (с новым переводом!, что и было решающим фактором для приобретения книги), вошел также один из наиболее знаменитых романов «Корабль Иштар».

В результате, оценку свою не изменил. Нравится по-прежнему дилогия. По поводу перевода — новый перевод, на мой взгляд, не лучше и не хуже, старый Арсеньевский тоже был на уровне.

Оценка : 9
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 12 ]  +

Al_cluw, 24 августа 2017 г. в 21:51

Первое знакомство с автором и повестью о ведьме и ее куклах состоялось очень давно, томик от Амбер Лтд был куплен где-то в середине 90-х и тогда же прочитан. Впечатлений была масса, и все положительные. Мрачная история полностью зацепила, а картонность персонажей абсолютно не напрягала. Если еще обратить внимание, когда повесть была написана, а это 30-е годы ХХ века, то восхищение автором и рассказанной им историей было полным. Мрачная тягучая атмосфера, временами доводящая до эффекта «шевелились волосы на макушке», абсолютное зло кукольницы в реалиях ретро-Нью-Йорка (действие происходит до Первой Мировой войны) — подобного эффекта я не испытывал и от Лавкрафта. Да ну его, Ктулху! Вот, может от чтения нашего дорогого Алексея Константиновича Толстого с его повестями «Упырь» и «Семья вурдалака» можно получить подобные впечатления. Или от другого нашего классика — Николая Васильевича Гоголя с его «Вием», «Страшной местью» и др. рассказами.

Но у Меррита все выглядит настолько РЕАЛЬНО, что порой забываешь о том, что читаешь книгу! При чтении не возникает никаких сомнений в том, что все описанное происходило в реальности. Поэтому сейчас, спустя 30 лет, тем более в новом переводе и новом издании, решил перечитать. Конечно, впечатления уже не такие яркие. Тем не менее, удовольствие от повести получил, и думаю, что незнакомым с творчеством автора ознакомиться при возможности определенно стоит.

Новая книжка от изд.ККСД послужила прекрасным поводом вспомнить о незаслуженно забытом у нас после 90-х авторе. Правда, о продолжении издания А.Меррита ничего не известно, а ведь очень интересный автор. В томик от ККСД помимо дилогии (с новым переводом!, что и было решающим фактором для приобретения книги), вошел один из наиболее знаменитых романов «Корабль Иштар».

Оценку свою не изменил, возможно в связи с ностальгией. Да и нравится очень.

Оценка : 10
«Гори, ведьма, гори»
–  [ 10 ]  +

realin523, 06 июня 2017 г. в 17:38

Я читал перевод с названием Дьявольские куклы мадам Мэндилип. На мой взгляд такое название лучше отражает содержание книги, чем оригинальное но дебильное Гори, ведьма, гори.

Насколько я понимаю, «Дьявольские куклы» — нетипичный для Абрахама Меррита роман: тут нет никаких фэнтэзийных элементов, только мистика в современной бытовой обстановке (современной для автора, т.е. начало 20-ого века).

Судя по всему, Меррит считал необходимым сопровождать описаниями в своих романах только фэнтэзийные, чудесные, не знакомые читателю вещи. Скорее всего он считал, что бытовая обстановка понятна читателю и так, без описаний. Поэтому, из-за отсутствия в «Дьявольских куклах» фэнтэзийных элементов, Меррит обошелся тут без больших описательных кусков текста.

Да, можно было бы использовать описания быта для усиления атмосферности, но Меррит и без них сумел создать нужную атмосферу. В то же время отсутствие длинных и занудных описаний спасло динамику и не дало «Дьявольским куклам» превратиться в тягомотину: интересно подавать описания дано далеко не всем.

В «Дьявольских куклах» Мерриту удалось создать напряжение от ожидания неизвестной опасности, передать безысходность и показать подавленность главных героев.

Сюжет «Дьявольских кукол» весьма оригинален для своего времени, ведь роман был написан за 50 лет до появления фильмов типа Мастер кукол или Детская игра (кукла-маньяк Чаки).

Существует теория, по которой антропоморфный (человекоподобный) неодушевленный предмет вызывает у людей то симпатию то страх. По этой теории, когда степень подобия предмета и человека минимальна и постепенно усиливается, усиливается и симпатия. Но когда подобие достигает определенного высокого уровня, симпатия исчезает и человекообразный предмет начинает вызывать у людей страх и отвращение. Люди начинают видеть в таком предмете не просто забавную вещицу, а ущербное и пугающее подобие себя.

Жаль, что по сюжету куклы должны были быть похожи на реальных людей. Живые куклы в таком реалистичном облике оказались лишенными всякой пугающей ущербности. Описание однозначно уродливых или ущербных кукол — одноглазых детей, хромых или одноруких солдат, клоунов со злыми рожами — могло бы усилить напряжение. Но тогда не было бы сюжета.

Ставлю восемь из десяти: можно было наделить героев более сложными, не картонными характерами, добавить им обьема; «страшность» и атмосферность можно было бы усилить, но Меррит не дотягивает до Лавкрафта по части описаний и атмосферы.

UPD: Перечитал роман и решил повысить оценку до 9: я ошибался, с атмосферностью в романе все в полном порядке.

Оценка : 9
«Через драконье стекло»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 февраля 2017 г. в 20:41

Вполне хороший рассказ, который читается и воспринимается даже сегодня, несмотря на дату первой публикации. И кто бы не говорил, а классика была, есть и будет есть классикой, которую приятно читать, постигать сюжет, увлекаться событиями и сопереживать героям, ибо это и есть литература. А что еще нужно коллекционеру фантастики.

Оценка : 7
«Корабль Иштар»
–  [ 6 ]  +

Xzander, 25 января 2017 г. в 06:29

Ох уж этот Абрахам Меррит..

Читал этот роман достаточно давно, в юности. Недавно перечитал, разбередил снова.

Очень поэтично, романтично, с долей мистики и нетривиальным концом...

Оценка : 8
«Озеро каменного бога»
–  [ 3 ]  +

Gellard, 26 марта 2016 г. в 14:40

Рассказ особого впечатления не производит. Не лишенная толики оригинальности история подана весьма незамысловато — пришел, увидел, очнулся в руках спасателей, питаемый надеждами, что все увиденное — лишь плод обезумевшего воображения. Бедная стилистика не позволила рассказу «заиграть», превращая его больше в очерк о произошедших событиях, нежели в художественное произведение.

Оценка : 6
«Семь шагов к Сатане»
–  [ 4 ]  +

vvmonahov, 08 февраля 2016 г. в 12:52

Как уже отмечалось, главный отрицательный герой романа, называющий себя Сатаной, очень напоминает Фантомаса из знаменитого фильма — такой же зловещий, с таким же изощрённым злым разумом. Точнее, конечно, это Фантомас напоминает данного героя.

Про положительного героя также было сказано, что это предтеча Индианы Джонса. Но я ощутил ещё одну явно выраженную аналогию: создаётся впечатление, что мы наблюдаем похождения доктора Ватсона, которые проходят без его кумира, Шерлока Холмса. Главному положительному герою, Киркхему, явно недостаёт аналитических способностей Шерлока Холмса, и поэтому он совершает отважные, но не всегда адекватные действия. Логика его действий очень напоминает то, как поступал доктор Ватсон. Он отважно борется с Сатаной, аналогом профессора Мориарти, и даже побеждает — но очень неубедительно. По логике книги Киркхем должен был бы почти проиграть, если бы автор ему не подыграл, и в последний момент должен был бы появиться Шерлок Холмс, спасти Киркхема-Ватсона и одержать победу над Сатаной-Мориарти с помощью интеллекта, а не доставаемой автором в конце книги обоймы роялей.

Так что несмотря на очень высокий уровень первой половины романа из-за упомянутой недоработки сюжета и смазанной концовки ставлю 7 баллов (8 баллов и выше я ставлю шедеврам).

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх