Г Ф Лавкрафт отзывы

Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1932

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 32 33 34 35 [36] 37 38 39

«Праздник»
–  [ 2 ]  +

teamat_7, 14 октября 2010 г. в 14:28

Вообще хорошая задумка: мрачная, гнетущая отмосфера, таинственный городок со странными жителями, из всего этого мог бы получится отличный рассказ, если бы не одно но! Согласен, что все как то сумбурно, и не оприделенно.

Оценка : 7
«Притаившийся ужас»
–  [ 2 ]  +

teamat_7, 13 октября 2010 г. в 22:07

В этом произведении автор описывает глухую местность с присущеми ей всеми тайнами и страхами, ужасными деревьями, постоянными грозами, а главное появление жуткого монстра во время дождя наводящего ужас на всех местных жителей. Короче довольно не плохой рассказ, мастера может не лучший, но не плохой!

Оценка : 8
«Герберт Уэст, реаниматор»
–  [ 2 ]  +

Vanilla_Wave, 20 сентября 2010 г. в 19:34

   Один из тех рассказов автора, от чтения которых не клонит в сон из-за присутствия большого количества всевозможных описаний, передач ужаса неопределенными словами, однако то, что каждая глава начинается с пересказа того, что случилось в предыдущих, немного портит впечатление. По мне, так длина такого рассказа оптимальна для стиля автора — он не «успевает» написать лишнего, и в то же время это не короткий рассказ, в котором могут быть всякого рода непонятки. В результате получился рассказ с четким сюжетом, без всего лишнего.

   И, конечно, на протяжении чтения складывается впечатление, что ты сам стоишь рядом с реаниматорами и наблюдаешь довольно ужасную картину, а под конец начинаешь практически переживать тот страх, который испытывал Уэст.

Оценка : 8
«По ту сторону сна»
–  [ 2 ]  +

Рэндольф, 31 июля 2010 г. в 11:09

Рассказ мистический, и не более того. Чувствуется стиль Лавкрафта, однако от этого произведения мороз по коже не продирает, и волосы дыбом не втают.

Оценка : 6
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 2 ]  +

teamat_7, 11 июля 2010 г. в 20:05

Хороший рассказ, класная отмосфера- полузаброшенный дом, странный немой старик, таинственное окно за зановеской

Оценка : 9
«Преступный священник»
–  [ 2 ]  +

Greyzi, 07 июля 2010 г. в 17:12

Однобокий, ничем непримечательный текст. Автор повторяется, повторяется, повторяется...

Оценка : 2
«Зов Ктулху»
–  [ 2 ]  +

DVolk, 30 марта 2010 г. в 00:36

Ничего особенно таинственного и жуткого в рассказе не увидел, но читал, а вернее, слушал (аудиокнига) с интересом. Всё-таки любопытно, откуда этот легендарный Ктулху взялся. Немного разочаровало, что практически всё действие пересказывается персонажами или показывается в виде хроник. Также показалось несколько долгим наращивание предыстории о Ктулху и культистах, которая развязалась в неплохой, но в общем-то и не блестящей концовке. Честно скажу, ожидал от рассказа большего, но и то что есть всё же понравилось.

Оценка : 7
«Электрический палач»
–  [ 2 ]  +

Behemoth, 26 декабря 2009 г. в 01:51

Рассказ не читал, скачал в аудио и слушал ночью на плеере. Сначала чуть не заснул, но как только втянулся в сюжет сон, как рукой сняло. Этот рассказ является примером того, как Лавкрафт не используя элементы насилия погружает в атмосферу страха. Просто класс!!!

Оценка : 10
«Единственный наследник»
–  [ 2 ]  +

Гуляшик, 03 ноября 2009 г. в 14:28

«Единственный наследник» — первое произведение Лавкрафта, которое я прочитала: впечатлило и заинтриговало, буду читать дальше...

Оценка : 8
«В стенах Эрикса»
–  [ 2 ]  +

mitriyijz, 19 октября 2009 г. в 09:36

Вначале главный герой писал в дневнике, что дескать нужно уничтожить всех местных обитателей. В конце днева он меняет свою точку зрения на противоположную, оставить все сокровища планете Венера и ее жителям.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Конец дневника говорит о том что человек бредил , как и говорил он в начале своих рекомендациях надо все разрушить, а меснтых всех истребить « решили последователи чем и занялись

Оценка : 9
«Азатот»
–  [ 2 ]  +

Ригель_14, 11 сентября 2009 г. в 06:13

Типичный рассказ Лавкрафта про одинокого, но избранного человека. Почему избранного? Да потому что все достается ему и ни кому больше.

А куда это он полетел? А в поиски потерянной мечты. Небо к нему спустилось и он полетел. А может он просто выпал из окна и «попал на небеса» (т.е. умер)? И почему рассказ называется «Азатот»? Это что за слово?

В общем много непонятного. Поэтому и оценка такая.

Оценка : 6
«Заточённый с фараонами»
–  [ 2 ]  +

vivaversa, 09 августа 2009 г. в 11:35

Особенно понравилось повествование после падения героя на дно ямы. Еще и связанным. А если представить появственней, что это с тобой происходит...

Оценка : 10
«Улица»
–  [ 2 ]  +

SlavaOsin, 02 марта 2009 г. в 16:21

Рассказ против большевиков — то есть, нашего с вами бывшего правительства.

Нет сомнений в том, что он писался из националистических побуждений, но откровенный гнев делает строки весьма впечатляющими.

«Преступный священник»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 21 февраля 2009 г. в 16:38

Прочитала этот рассказ в двух переводах — Дорогокупля и Thrary, второй заметно удачнее. Но, так или иначе, он воспринимается (совершенно согласна с duke), как заготовка. Заготовка скорее удачная, но все же слабоватая для самостоятельного произведения.

Оценка : 7
«Из потустороннего мира»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 19 февраля 2009 г. в 15:36

   Не слишком удачный рассказ. Хрестоматийный образ безумного ученого, ради своих исследований готового пожертвовать человеческими жизнями. Никакой интересной составляющей в этом рассказе я не обнаружила.

Оценка : 6
«Праздник»
–  [ 2 ]  +

LeMax, 23 января 2009 г. в 14:28

Гениально. Мрачное подземелье. Аццкий праздник. Столб холодного зелёного огня, под воздействием которого люди пропадают в бездонных колодцах.

Эта аллегория Вам ничего не напоминает?

Оценка : 9
«Праздник»
–  [ 2 ]  +

alex_kr, 08 ноября 2008 г. в 12:36

Один из немногих рассказов Лавкрафта, который мне не понравился. Согласен, что рассказ, ка всегда, мрачный и напряженный. Но вместе с тем о довольно мутный и непонятный. Не совсем ясно, что именно хотел сказать автор произведением читателю. Если он хотел перечислить всех известных богов и мифических существ, то у него это получилось. Но за этим множеством потерялся сюжет и идея. В общем мутный рассказ.

Оценка : 3
«В стенах Эрикса»
–  [ 2 ]  +

aps, 27 августа 2008 г. в 19:09

Этим рассказом я открыл для себя Лавкрафта научно-фантастического писателя. И если бы на обложке книги не стояла его фамилия , я бы никогда не узнал автора.

Гений мистического рассказа и создавший свой ужасный стиль здесь предстает в образе научно-фантсического писателя. Но... Скажу честно мне больше нравятся его рассказы ужасов, которые и принесли ему славу. Этот рассказ неплохой, но нет той изюминки, нет того холодящего душу льда, который застьавляет раз за разом перечитывать его произведения.

Оценка : 7
«Герберт Уэст, реаниматор»
–  [ 2 ]  +

ZiZu, 19 августа 2008 г. в 10:26

Такие рассказы нельзя оценивать по шкале «понравилось — не понравилось». Скорее нужно применять понятия «Испугало — не испугало». Действительно читать про такое воскрешение мертвых было жутковато. Концовки каждого «доклада» заставляли вздрагивать.

Оценка : 8
«Тень в мансарде»
–  [ 2 ]  +

kkk72, 20 марта 2008 г. в 11:24

Запоминающийся рассказ. Как это часто бывает у Лавкрафта, герой сталкивается с некими загадочными явлениями, и даже после завершения событий не может толком понять, с чем же именно он столкнулся. Впечатлил образ Урии Гаррисона, пусть даже несколько эпизодический. Видимо, таких жестких, даже жестоких людей, было немало в Новой Англии того времени.

Оценка : 8
«Преступный священник»
–  [ 2 ]  +

duke, 18 марта 2008 г. в 08:57

Больше всего это похоже на набросок (или заготовку) рассказа. И хотя он все-таки хорош, в нем много чего не хватает и прежде всего некой цельности.

Оценка : 7
«Из потустороннего мира»
–  [ 2 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 16:02

Рассказ с элементами научной фантастики. Некий ученый изобретает аппарат позволяющий видеть парралельные миры, формы живого в которых даже не могут быть осознанны нашим разумом. А стоит ли в таком случае заглядывать в эти парралельные миры. Мнения не однозначны...

Оценка : 9
«Переживший человечество»
–  [ 2 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:59

Судьба последнего человека на Земле. Сжигающая все жара солнца, умирающая, засыхающая планета, и последний живой человек среди всего этого апокалипсиса. Очень впечатляюще и одновременно грустно. Не надо строить иллюзий... Судьба последнего человека вряд ли будет сильно отличатся от судьбы его предшественников.

Оценка : 9
«Искания Иранона»
–  [ 2 ]  +

alex_kr, 16 марта 2008 г. в 15:54

Рассказ-сон... Человек ищет во все город, не раз им там виденный. Найдя его во сне, он остается там навсегда...

Оценка : 7
«Рок, покаравший Сарнат»
–  [ 2 ]  +

alex_kr, 15 марта 2008 г. в 23:43

Опять же, рассказ относится больше с мифологии. Пересказывается история города Сарнат, который был однажды уничтожен мифологическими существами... Но, как практически и все у Лавкрафта, читать очень интересно.

Оценка : 8
«По ту сторону сна»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 30 марта 2024 г. в 17:56

Герой этой истории обретается в психиатрической лечебнице, но не как врач, а как пациент. У него вполне типичное для американца имя Джо — всё равно, что для русских Иван. А вот заболевание его очень даже необычное, если только сумасшествие вообще можно считать обычной болезнью. Дело в том, что во сне Джо видит себя совсем другой личностью, способной без корабля перемещаться в космическом пространстве. Эта личность очень могущественна и считает себя саму чуть ли не пупом Вселенной. Которая буквально звереет, когда кто-то утверждает обратное. В общем, все буйства Джо так или иначе связаны с этой личностью, которую все психиатры считают игрой его больного воображения. Иначе считает только молоденький интерн, который уверен, что этот «катскилланский деградант» никак не мог выдумать такие необычные сны в силу своей наследственной одичалости. Единственный способ убедиться в этом — самому взглянуть на тот мир, который Джо видит во сне. Как? С помощью специального аппарата, который интерн собрал еще за время обучения в колледже...

Как говорится, без «роялей» в сюжете не обошлось. Дело даже не в фантастическом аппарате, позволяющем подглядывать чужие сны — без него читатель не смог бы поверить в то, что Джо вовсе не сумасшедший, а просто носитель для более высокоразвитого интеллекта. «Рояль» относится именно к таким вот «прогрессорам», паразитирующим на чужих мозгах. Зачем это им вообще надо? Ведь у них имеется свое собственное тело, способное без скафандра перемещаться на огромные космические расстояния! И устраивать там своеобразные «звездные войны». К чему им посещать Землю в облике слабоумного дикаря? Только для того, чтоб пообщаться с кем-то типа перспективного интерна? Думаю, в психологии автор не разбирается от слова «совсем». Такому крутому интеллекту на самом деле не нужен никакой собеседник, поскольку он вполне самодостаточен и независим. Вспомните, хотя бы, талантливого изобретателя Эмметта Брауна из кинотрилогии «Назад в будущее»: он жил бобылем и не общался ни с кем, кроме юного школьника Марти Макфлая. И то не для того, чтобы похвастать своими достижениями, а просто для того, чтобы послать его за молоком в соседний магазин. А уж такому сверхразуму, что описан в новелле, даже мальчик на побегушках не нужен! Тем более, когда на повестке дня стоит вопрос о физическом уничтожении другого сверхразума. Тем не менее, читать рассказ интересно, ибо автор заставит вас задуматься: а не являются ли ваши сны на самом деле документальным репортажем из жизни могущественных небожителей, способных взрывать целые звездные миры?

---------

РЕЗЮМЕ: история лечения одного необычного сумасшедшего, который на самом деле был абсолютно нормален. По человеческим меркам, по крайней мере.

Оценка : 7
«Таинственный дом в туманном поднебесье»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 29 марта 2024 г. в 16:59

Как утверждает известная поговорка, любопытство до добра не доведет. Ее истинность проверил на себе философ Томас Олни, рискнувший разузнать, кто именно живет в загадочном Доме-на-утесе, что высоко вознесся в небо над Кингспортом. Когда смельчак наконец-то вернулся назад после беспокойной ночи, поднявшей на ноги почти весь город, его было уже не узнать: из молодого и энергичного человека он превратился в инертную развалину, не интересовавшуюся уже практически ничем...

Как ни странно, но это не «ужастик», а в крайнем случае легкий саспенс — да и то лишь до середины. Ровно до тех пор, пока философ не достигает своей цели, чтобы убедиться в бесполезности своего путешествия. Дальше начинается что-то типа античной сказки про безумно-веселые ночи на Олимпе. Древние греки явно не смущались своих богов и иногда даже пировали с ними вместе за одним столом. Нечто подобное испытал и герой данной истории. И вся последующая жизнь на Земле показалась ему ужасно-скучной и безрадостной. Стоило ли тогда тратить столько усилий, разыскивая дорогу к неприступному жилищу? Любопытство — не порок, но и пользу оно приносит крайне редко. Недаром, ведь, говорят, что тайное должно по-прежнему оставаться тайным.

Самое забавное, что даже Страшный Старик, пугавший читателя в одноименном рассказе, в этом произведении играет противоположную роль, выступая в качестве источника информации и советчика. Несмотря на собственную «крутизну», сам бы он лично на утес не полез. Вот те на... А может он там уже когда-то побывал? И сразу после этого превратился в того нелюдимого и беспощадного монстра, которого начали сторониться все горожане. Тогда выходит, что монстрами нас делают не люди, а обстоятельства, с которыми мы не можем примириться. Наверно, именно в этом и состоит мораль сей истории.

-----------

РЕЗЮМЕ: история, подтверждающая известное правило — во многом знании скрываются многие печали. А, может, герою просто нужно было не возвращаться, а навсегда остаться в этом доме?

Оценка : 7
«Мифы Лавкрафта» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

AdeptRassveta, 25 марта 2024 г. в 16:20

Это открытие целого жанра и спустя годы люди вспоминают это творчество. Кто не слышал про Ктулху, даже не знакомые с миром книг и фантастики? Мрачные, лишённые надежды истории, где ужас настолько силён, что даже человеческий мозг не может его воспринять и даже самый громкий крик не принесёт облегчения. Лавкрафт — это король хоррора, где истории настолько правдоподобно написаны, что в них вольно невольно начинаешь верить во время чтения.

Оценка : 8
«Музыка Эриха Занна»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 24 марта 2024 г. в 15:58

Каждый вечер герой рассказа, проживающий в старом доме на улице д'Озей, слышит весьма необычную музыку, звучащую совсем не по земным канонам. Определив, из какой именно квартиры она раздается, мужчина решает познакомиться с ее вдохновенным исполнителем. Но оказывается, что подобное знакомство ничего хорошего герою не сулит...

Экскурс Лавкрафта в область «высокого» искусства вызывает у меня лишь сдержанную улыбку. Потому что описать звучащую в новелле чарующую музыку у писателя не было никаких средств. Во-первых, по причине его некомпетентности в музыкальной сфере — он был хорошим журналистом и корректором, но не музыкантом (тем более, не композитором). Во-вторых, вся музыка строится на строго определенном созвучии нот, называемом консонансом. Любые иные сочетания нашему уху (точнее, рассудку) неприятны и не могут вызвать никакого восхищения — потому их и называют диссонансами (несозвучными). Попытка построить мелодию не по канону приведет к рождению какофонии — беспорядочному и бессмысленному набору звуков, не содержащих единого звукового ряда. Так что красивую мелодию сочинить можно, а вот необычную — вряд ли. Идея рассказа порочна уже в самом своем зародыше. Но я хорошо понимаю, что хотел сказать автор. Просто у него не хватило для этого ни знания, ни подходящих слов. Речь, скорей всего, шла о таком сочетании звуков, каковое могло разрывать «ткань реальности», перенося играющего в совершенно другой мир. Только вот, судя по канве этой истории, такой мир оказался далек от райской идиллии, на которую намекала услышанная героем музыка. Получается, что далеко не всё прекрасное служит добру...

-----------

РЕЗЮМЕ: история, позволяющая усомниться в созидающей силе высокого искусства, в данном случае — музыки. А кто вообще сказал, что умение творить музыку — от Бога?

Оценка : 7
«Ночное братство»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 21 марта 2024 г. в 23:56

Во время своих ночных прогулок по Провиденсу Артур Филлипс встречает странного джентельмена, который интересовался расположением старого кладбища. Поговорив с ним некоторое время, герой рассказа неожиданно для себя осознает, что незнакомец как две капли воды похож на известного писателя Эдгара Аллана По. Который ушел из жизни более 10 лет назад...

Еще одно произведение, доведенное до ума Августом Дерлетом уже после смерти Лавкрафта. Так же, как и в случае с «Тенью в мансарде», это явно пошло ему на пользу. Мало того, что сюжет стал более цельным, логичным и завершенным, так и стиль изложения данной истории стал более литературным — в первую очередь, засчет пространных диалогов, которых в оригинале не было совсем. От этого персонажи стали вполне живыми людьми, а не бесстрастными манекенами, коими они казались у Лавкрафта. Поэтому история «внезапно воскресших» писателей увлекает и цепляет читающего не на шутку. В сюжете рассказа очень много параллелей с повестью «За гранью времён». В ней мир конусообразных инопланетян описан очень подробно — с того самого момента, когда им пришлось спасаться со своей гибнущей планеты на древнюю Землю. Если вы прочитаете повесть перед данным рассказом, никаких лишних вопросов у вас уже не возникнет. Можно сказать, что «Ночное братство» является вольным продолжением ранней истории. Неизвестно, правда, кто был инициатором подобного сиквела — сам Лавкрафт или его приятель Дерлет. Последний, конечно, сильно смягчил психологическую линию, превратив рассказ в чистую фантастику. Лавкрафт, несомненно, рассчитывал на легкий саспенс типа «Убийства на улице Морг» Эдгара По. Кстати, сама идея использовать образ По в сюжете рассказа несомненно принадлежит Лавкрафту, который в детстве чрезвычайно увлекался произведениями писателя и всячески подражал ему в своих первых творениях. Это, образно говоря, своеобразная благодарность мастеру хоррора за подсказанный стиль. Концовка, правда, в стиле Лавкрафта, но это не так уж и плохо: она заставляет читателя всерьез задуматься над тем, а не началось ли в реальности то самое вторжение, о котором упомянуто в рассказе.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как одна случайная встреча в темноте в корне изменила жизнь одного дотошного провинциала из Провиденса. Если ты поздним вечером увидишь неспешно прогуливающегося по аллее Маяковского или Булгакова, знай — это не «глюк», а самое натуральное инопланетное нашествие...

Оценка : 8
«Дагон»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 11 марта 2024 г. в 18:30

Пожалуй, наряду с «Зовом Ктулху», данная история является своеобразным фирменным знаком творчества Лавкрафта. Ему очень импонировало наполнять свои произведения древними существами, населявшими Землю задолго до появления человека. Потому что по их поводу можно было нафантазировать такого, от чего у скучающего обывателя буквально волосы дыбом встанут! Дагон как раз одно из таких существ. Герой рассказа столкнулся с ним во времена Первой мировой, когда тайно бежал с захваченного немцами судна. Как говорится, из огня да в полымя: от одних сбежал, а с другим повстречался. И неизвестно, кто из них был хуже — доисторический монстр в зверином обличии или современные монстры в человеческом. Рассказ просто пропитан чувством безысходности и отчаяния: когда идет война, всегда кажется, что никакого будущего у человечества нет, ибо завтра на планете может уже никого не остаться в живых. Тогда придет время таких вот дагонов, которые давно мечтают вернуть себе утерянное некогда господство. Если честно сказать, им для этого не потребуется много усилий, ибо мы сами усердно им в этом помогаем. Тут вопрос явно философский: кто в этом больше виноват? Если б Лавкрафт знал, что новая мировая начнется через 20 лет после завершения первой, он бы, скорее всего, не удивился, ибо был уже готов к подобному развитию событий. Человек, по его мнению, не царь Природы, а ее разменная монета, пожертвовать которой ничего не стоит. До нас на планете уже кто-то обитал, так что и после нас кто-то обязательно будет. Может, и не дагоны, но свято место точно пустым не окажется. Огорчаться на подобную перспективу не стоит. Данный рассказ — своеобразное предсмертное письмо от лица всего человечества, которое неуклонно движется к своему закату. И совсем недаром герой рассказа обещает покончить с собой сразу после изложения данной истории. Такой вот пессимистический посыл...

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о столкновении человека с представителем древнейшей жизни на Земле, заставивший героя задуматься о печальных перспективах человеческой цивилизации.

Оценка : 7
«Преступный священник»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 10 марта 2024 г. в 19:19

Герой рассказа, движимый праздным любопытством, наведывается в комнату, которую снимал опальный священник, обвиненный в чтении запрещенных книг и дьяволопоклонстве. Пикантность ситуации состоит в том, что он недавно умер, а его тело забрала для похорон некая таинственная Организация. Герой как раз и хочет выяснить, что тут произошло на самом деле. Только вот священник предусмотрел, что такое могло случиться, и оставил всем любопытствующим одну коварную ловушку... Слишком уж простая по сути мистическая история, в которой описывается одна из возможных форм бессмертия путем переноса сознания в тело другого человека. Источником и инициатором в этом процессе служит некая «заговоренная» вещь, которую специально выставляют напоказ. Герой рассказа как раз на нее и напоролся, хотя его на этот счет заранее предупреждали. Особенность данной истории в том, что процесс «перепрошивки» сознания не был доведен до конца, из-за чего у главного персонажа появилась большая проблема с последующей самоидентификацией. Придется ему теперь из-за этого начинать новую жизнь где-нибудь далеко от прежнего места жительства... Мораль: любопытство — не порок, а самый верный способ создавать себе проблемы буквально на ровном месте.

------------

РЕЗЮМЕ: мистическая притча о вреде чрезмерного любопытства. Недаром же говорится, что все одноглазые калеки — это те, кто очень любил подглядывать за другими в замочную скважину.

Оценка : 7
«Поэзия и боги»
–  [ 1 ]  +

Ju Das, 10 марта 2024 г. в 16:04

Очень красиво, богов возвращают поэты. Боги радуясь отсылают к поэтам, в итоге поэты снова возвращают богов, цикл замкнулся. Героиня преисполненна.

Оценка : 7
«Гипнос»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 09 марта 2024 г. в 17:19

Двое друзей проводят время вместе, наслаждаясь видениями, навеянными при помощи наркотических средств. Они оказались настолько необычными и впечатляющими, что их невозможно выразить обычным человеческим языком. Но на свете не существует ничего вечного: во время одного из своих бестелесных странствий приятели натыкаются на странное препятствие, преодолеть которое смог только один из них. И очень сильно об этом пожалел впоследствии... Небольшая страшилка, посвященная расплате за свои удовольствия. Во времена Лавкрафта наркотики не считались злом и рекомендовались к приему даже фармацевтами. Вспомним, что в Англии официально существовали «опиумные клубы», которые, кроме вымышленного Шерлока Холмса, посещали и очень известные люди — такие, как писатели Томас де Квинси и Чарльз Диккенс. Считалось, что наркотик расслабляет нервную систему и благотворно влияет на характер человека. О привыкании к «кайфу» никто не говорил. Оказалось, зря. Ибо, как утверждает герой Лавкрафта, бог грёз и сновидений Гипнос ничего задаром не дает — расплата наступит хоть и не сразу, но непременно. Правда, не в такой мистической форме. Но от этого она вовсе не станет приятной. За любую привязанность человеку грозят весьма неприятные последствия. Даже за пристрастие к сладкому (диабет) и жирному (атеросклероз сосудов). Мораль сей басни такова: не стоит привыкать к приятному и красивому — лучше во всём и всегда соблюдать умеренность. Парадокс состоит в том, что большинство людей, понимая это правило, всё же многократно нарушают его, поддаваясь неумеренным эмоциям.

-------------

РЕЗЮМЕ: притча о вреде устоявшихся привычек, прежде всего — о приеме наркосодержащих средств. Знакомство с ними легко начать, но невозможно закончить.

Оценка : 7
«Полярис»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 07 марта 2024 г. в 18:12

Еще одна история, рассказывающая о чудесном мире сновидений, куда герой рассказа попадает каждое время, когда видит на небе сияние Полярной звезды. Вначале он посещает этот мир как фантом, невидимый и неосязаемый, но через некоторое время обретает новое тело и биографию. Теперь он — житель прекрасного города Олафоэ, лежащего на плато Саркия между двумя горными вершинами, стерегущими западный перевал. А за ним находится город Дайкос, который в один из дней был захвачен воинствующими карликами-убийцами. Теперь они наверняка направятся к Олафоэ. Герой вместе с остальными жителями города готовится отразить их нападение, неся свою вахту наблюдателя на вершине сторожевой башни... Первая параллель мира грёз с нашим заключена в воинственных карликах, которые в мире Олафоэ носят имя «инуты». Дело в том, что своим обликом они сильно напоминают американских эскимосов. Тонкий намек заключается в том, что этот народец называет себя «иннуиты». Усекаете сходство? Автор про него не упоминает, ибо каждый американец и так всё поймет. А вот иностранцам требуется некоторое пояснение. Эскимосы-иннуиты весьма миролюбивый и непритязательный народ — почти что символ беззащитности. Но в мире грёз всё обстоит по-иному: там инуты — жадные до крови завоеватели, не испытывающие жалости перед своими противниками. Чем не толкиновские орки, штурмующие Минас-Тирит? Трагедия героя рассказа состоит в том, что по-настоящему стать жителем мира своих сновидений он так и не смог, причем в самый решающий момент. А лично я и не сомневался, что так будет: практически все произведения Лавкрафта заканчиваются на пессимистической ноте. Говорят, что все пессимисты — счастливые люди, ибо никакие предсказания не могут их огорчить. Но, почитав Лавкрафта, почему-то так уже не думаешь. Скорее, он «рыцарь печального образа», разуверившийся в собственном мире. Грусть, печаль и разочарование, по его мнению, — единственные чувства, достойные человека. И мне иногда кажется, что писатель не так уж и далек от истины.

-----------

РЕЗЮМЕ: история человека, который так и не сумел стать своим в мире собственных сновидений. Уверен, что каждый из нас когда-либо испытывал на себе подобное чувство — особенно по утрам.

Оценка : 7
«Страшный старик»
–  [ 1 ]  +

Ju Das, 05 марта 2024 г. в 18:21

Рассказ немного напоминает «Улицу», Только за место домов тут старик и таинственные банки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Возможно с не менее таинственными удобрениями.
Сюжетно еще схож с рассказом Роберта Сильверберга «Истинное вино Эрзуина Тейла»

Оценка : 7
«По ту сторону сна»
–  [ 1 ]  +

Ju Das, 05 марта 2024 г. в 13:53

Очень интересная идея. Сон как некая вторая жизнь, для которой наша жизнь сон. Жаль, только, что эта вторая жизнь связанна с другими сущностями, а так же, не менее жалко Катскилльских дегенератов.

Их жизнь, кроме как иногда вторжением из вне, в их сны потусторонних сущностей, ничем не примечательна. А жизнь тех существ невероятна, ведь они взрывают иногда звезды, целые сферы, вспышки которых, затем иногда замечают земные астрономы, регестрируя эти невероятные наблюдения. На зло катскилльским дегенератам.

Интересна идея еще, тем что иногда действительно людям снится то, чего они возможно никогда не видели, и многое, произошедшее во сне, им затем сложно объяснить, как раз возможно из-за того, что аналогов подобного в привычной жизни нет, нет таких понятий, свойств. Впрочем это довольно большая и противоречивая тема. Которая здесь немного раскрыта.

Сущности кстати, немного напоминают, существ из рассказа Роберта Уилсона «Utriusque Cosmi» из сборника Потерянные Боги, название которого тоже отсылает к Лавкрафту

Оценка : 7
«Болото Луны»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 04 марта 2024 г. в 16:09

Денис Барри, подзаработав деньжат в Америке, решает восстановить на них свою родовую усадьбу в Ирландии. Всё шло хорошо ровно до тех пор, пока новый хозяин не взялся за осушение расположенного рядом болота. Оказалось, что на нем лежит древнее проклятие, наложенное еще в античные времена... Большинство мистических рассказов и прочих «ужастиков» так или иначе связаны с каким-либо проклятием. Это и понятно: ничто так не волнует читателя, как давно забытые грехи своих предков, за которые расплачиваться приходится потомкам. Правда, в данном случае речь идет не о предках, а о совершенно чужой Ирландии древнегреческой колонии, жители которой чем-то не угодили своим богам. Те, как это и было заведено на Олимпе, тут же наслали на жителей неизлечимую болезнь — так сказать, с воспитательными целями. В итоге люди вымерли, а проклятие осталось. И сразу же активировалось, как только владелец усадьбы начал осваивать «проклятое» место. Лавкрафт попытался описать это воздействие с эмоциональной стороны, используя образ постороннего человека (приятеля Дениса Барри). Такой прием позволяет, во-первых, раскрыть секрет самого проклятия (ибо описавший его человек остался в живых), а, во-вторых, выразить всю гамму чувств потерпевшего, чтобы напугать ими читателя, сделав его сопричастным произошедшей трагедии. Впрочем, сегодня подобная форма кажется уже на удивление мягкой, в сравнении с тем, что пишут такие авторы, как Стивен Кинг или Амбруаз Бирс. Даже у Брэдбери отдельные произведения выглядят страшнее лавкрафтовских (к примеру новелла «Второй шанс» из знаменитых «Марсианских хроник»). Сегодня испугать ими можно, разве что, малых детей. Да и то не всех.

----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как древнее проклятие погубило современного предпринимателя, не верившего ни в бога, ни в дьявола. Весьма распространенный сюжет, к которому большинство читателей уже набило оскомину.

Оценка : 7
«Тварь в подземелье»
–  [ 1 ]  +

Ju Das, 04 марта 2024 г. в 11:51

Возможно «Спуск» 2005 года, как-то связан с этим рассказом. Первое что пришло в голову при прочтении. Ясно, что с этой идеи, многое можно подчерпнуть.

Образ белесого существа, возможно древнего, огромные не до конца исследованые пещеры, единственное что связывает их.

Вероятно автор, перед написанием, побывал сам или прочитал где-то о мамонтовых пещерах, и о санатории туберкулёзном, сложил два к одному. Забытый санаторий, и мрак подземного мира. Сам мрак передан менее сильно, чем образ зверя. Да и зверь походит более на забытого больного, чем на последнее существо неведомого вида, из какого-нибудь затерянного мира. Впрочем его происхождение так и не объясняется.

Оценка : 7
«Хаос наступающий»
–  [ 1 ]  +

Darth_Veter, 03 марта 2024 г. в 16:54

Герой рассказа по рассеянности лечащего врача получает слишком сильную дозу опиума и ... уносится в мир грез и галлюцинаций, наблюдая за последними часами существования Земли... Это даже не ужастик, а психоделические заметки изрядно перебравшего «счастья» наркомана. При умеренных дозах тот обычно испытывает эйфорию на уровне экстаза или, как это было у Шерлока Холмса, полную сосредоточенность и мобилизованность рассудка. Превышение же допустимых значений грозит самыми настоящими кошмарами по причине перевозбуждения головного мозга и гиперчувствительности всей периферической системы. Старое, как мир, правило наркомана предупреждает: «Знай свою личную меру и никогда не превышай ее!» Впрочем, об этом помнят только начинающие неофиты, а истинные адепты жанра уже не ограничиваются рамками допустимого и постоянно повышают уровень очередной дозы. Конец, как известно, вполне закономерный и печальный: на каком-то шаге доза становится смертельной и отправляет своего поклонника в «самый лучший из миров». Герой рассказа Лавкрафта сразу получил изрядное количество опия, поэтому никакого удовольствия от него не получил, увидев свой кошмар в форме гибнущей Земли. Впрочем, увиденное можно трактовать и как своего рода предвидение: гибель планеты в огне космической катастрофы в весьма отдаленном будущем. Понимайте, как вам будет удобно, ибо никакой конкретики автор нам не предложит. Что он хотел нам сказать, также неясно: то ли хотел предостеречь от злоупотребления опием (которые в те годы наркотиком не считался), то ли утверждал, что все опиаты на практике являются истинными предсказателями будущего (как считали в Древней Индии). В первом случае мы имеем дело с обычной психоделикой, а во втором — с одной из форм мистицизма.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о бредовых галлюцинациях человека, перебравшего разумную дозу опия. Для истинного джентельмена это, может, и кошмар, а вот для русского алкоголика — самое что ни есть типичное состояние рассудка.

Оценка : 6
«Ночной океан»
–  [ 1 ]  +

TymannyuYma1969, 25 февраля 2024 г. в 00:40

Хоррор в этом рассказе это то , как отделяется человек от всего и ночной пляж лучшая декорация к этому. Представляя себя в дисперсионной машине( вспомните «Утраченный символ» Дэна Брауна») художник почувствовал себя безмерно далеко от огней города, а момент с рукой, найденной на пляже придает тревожности. Если проникнуться с точки зрения чувств, то страх может и захлестнуть.

Оценка : 8
«Таящийся у порога»
–  [ 1 ]  +

Kalibree_say, 21 января 2024 г. в 14:50

Небольшая предыстория.

Я читал авторский сборник издательства Иностранка/Азбука-Аттикус (твёрдая обложка). И дело в том что это, по сути, сборник наработок и черновиков, которые смог довести до ума друг и последователь Лавкрафта — Август Дерлет. И дело в том, что я читал всё подряд в этой книге: последовательно от и до. И пока я читал, не раз сталкивался с одним и тем же мотивом в сюжетах: есть глав. гер., который приезжает в какой-то городок/деревню/поселение чтобы поселиться в доме, который был передан ему по наследству от его предка (как правило деда). Пока глав. гер. обживается, он находит какие-то странные рукописи в доме, древние реликвии, старые записи и книги о ведьмах, древних злых богах и т.д. и т.п. И по итогу он выясняет, что его дед то оказывается занимался сильным колдунством и был чуть ни в сговоре с тем, что ни описать и сойти с ума можно; целый арсенал богов (там и Ктулху, и Дагон, и Йог-Сотот, и Ньярлатхотеп, и Хастур, и ещё невесть что). И таких рассказов там уйма! Какие-то были крепкими середнячками, какие-то не очень. Но в целом сюжет всегда почти был одинаков. Одно нравилось, и за что видимо остаётся оценить эти работы: описание места действия и атмосферы происходящего. А так от этого повторяющегося лейтмотива из рассказа в рассказ начинаешь беситься и ждёшь от следующего чего-то нового.

Теперь непосредственно к роману. Как по мне «Таящийся у порога» это квинтэссенция всех этих раннее описанных мной работ. Но куда детальнее проработано, в особенности (как я ранее говорил) обстановка. Однако, как по мне, концовка вышла смазанной, недожатой. Не могу сказать, что этот роман меня чем-то удивил, так как всё мистическое я уже и так знаю (точнее уже сыт по горло). Впервые упоминания этих божеств и прочих НЁХ у меня не вызвало ощущений, что Август Дерлет просто по шаблону упоминает их чтобы просто были видимо или ещё чего-то, я не знаю... отрабатывает «лавкрафтианскую повесточку», если можно.

Моё мнение. Из этой книги можно прочесть не больше 4-5 рассказов (включая этот). Остальное можно пропустить. Но! Если вы прям фанат-фанат Лавкрафта, то потом не жалуйтесь, как я сейчас. Я вас уведомил.

Оценка : 7
«Рок, покаравший Сарнат»
–  [ 1 ]  +

Стронций 88, 06 января 2024 г. в 12:55

На мой вкус этот небольшой рассказ всё же чуть-чуть затянут. Затянут в описании чудес и красот Сарната. Да, я понимаю, что в этом тоже есть своё очарование – в этой помпезной величественной и диковинной красоте мира снов и одной из его жемчужин. Но оно полностью перекрывает описание того самого рока, сверхъестественной расплаты, что неминуемо грядет. Той концовки, что, конечно же, сразу читается, но именно такой она и должна быть. Мне упорно кажется, что будь автор чуть сдержаннее, сохрани он некий баланс между описаниями Сарната и празднеств его и концовкой, получилась бы едва ли не притча, по крайней мере, было бы ощущение притчи – более сильное, чем оно есть в итоге. Но оно всё-таки есть, пусть и несколько иное. По сути, рассказ для любителей сказочных красот мира снов, рядом с которыми всегда есть что-то таинственное и зловещее. Такого Лавкрафта я тоже люблю.

Оценка : 7
«Ночное братство»
–  [ 1 ]  +

Kalibree_say, 23 декабря 2023 г. в 07:19

Как по мне не доработанная. Да и задумка вроде уже была такая: про пришельцев среди нас, которые пытаются вселиться в нас и таким образом заселить собой нашу планету.

Оценка : 7
«Тайна кладбища, или "Месть Покойника"»
–  [ 1 ]  +

Old_Gonsalez, 19 ноября 2023 г. в 21:15

Этот набор заметок юноши или мальчика, который лишь впоследствии станет известным всему миру писателем, только подчеркивает его одаренность как литератора. Сюжет отличный, куда там доморощенным стряпальщикам детективов. Из такого сюжета можно сваять хоть детектив, хоть триллер, хоть комедию. Отличный набросок!

Оценка : 9
«Рыбак с Соколиного Мыса»
–  [ 1 ]  +

Kalibree_say, 04 ноября 2023 г. в 20:14

Короткий рассказ на одну-две страницы. Напоминает по стилю скорее байку. Но не смотря на свою длину, немного дополняет мифологию Ктулху, Глубоководных и Дагона. Также есть параллели с другим рассказом Лавкрафта и Дерлета — «Комната с заколоченными ставнями»: упомянуты семья Марш, например. Связей немного, но на этом всё о рассказе. Мало впечатлил.

Оценка : 7
«Болото Луны»
–  [ 1 ]  +

Kniginya69, 09 октября 2023 г. в 17:44

Интересно, а кто-нибудь ещё видел сны с мраморным храмом на месте болота, кроме главного героя? Очевидно, что нет. Значит, главный герой был сверхчувствителен, и возможно его оставили в живых чтобы он рассказал о том, что не надо трогать болото.

Кухарку жалко...( шутка)

Также есть упоминание, что рассказчик молился Артемиде, Плутону ( вот только как?) Возможно, его пощадили ещё и поэтому.

Однозначную оценку ставить сложно- слишком короткий рассказ про одурманенных свирелями рабочих и селян, которые, повинуясь древним силам, утопились в болоте.

А главный герой ни шляпу не надел, не револьвером не шмальнул.

Сверхъестественное действо в духе Мейкена как его «Сияющая пирамида». Схема одна. Бесследное исчезновение под влиянием необъяснимых сил. Готикой отдаёт. К мифам Ктулху не относится.

Оценка : 8
«Заточённый с фараонами»
–  [ 1 ]  +

skela2982, 27 мая 2023 г. в 17:17

Очередной рассказ одного из самых любимых авторов о путешествии (в этот раз невольном) в мрачные, адские глубины, понять и постигнуть которые человеческому существу не дано. То, с чем там может столкнуться человек, не предназначено для него, и в лучшем случае, он примет это за кошмар, пригрезившийся ему.

Очередная встреча с чем-то непостижимым, богомерзким, противным самой природе, с тем, что если и не убьет тебя, то сведёт с ума.

И в третьем подряд рассказе автора после прочтения у меня остаётся вопрос — было ли это на самом деле, или это лишь воспалённое воображение героя, реакция на произошедшие события? А может быть это естественная защитная реакция мозга, убеждать себя в том, что всё это случилось не на яву, единственная возможность сохранить рассудок, а возможно и жизнь?

Хороший рассказ, очень типичный для Г.Ф.Л., но, по моему мнению, не входит в топ лучших.

Оценка : 7
«Гипнос»
–  [ 1 ]  +

skela2982, 17 мая 2023 г. в 18:00

Очередной рассказ Лавкрафта на тему сновидений и путешествий в них. На тему миров, находящихся по ту сторону, миров прекрасных и ужасных, и того, что может скрываться за этой гранью, за гранью, которую иногда лучше не переступать, если не хочешь расплачиваться за это до конца жизни, жить в постоянном страхе, и не отличать реальность от вымысла.

Рассказ, как это нередко бывает у автора, без единого диалога, и чуть меньше чем полностью состоит из атмосферы, и она тут отличная, но кроме нее, по сути ничего и нет. Ощущение парения духа/души в иных сферах передается автором отлично. Финал рассказа для меня был немного неожиданным, видимо уже отвык немного от автора, и если трактовать финал не в пользу главного героя истории, то можно сказать, раскрывает ещё одну тему — о вреде наркотиков.)

Ещё один из тех рассказов автора, где остаётся непонятным, было всё таки, или не было.

Оценка : 7
«По ту сторону сна»
–  [ 1 ]  +

skela2982, 17 мая 2023 г. в 15:45

И опять Лавкрафт лишь подразнил нас, но самой вкуснятины мы так и не получили. Да, атмосфера присущая автору, за которую мы, фанаты, его и любим, да, тот самый суховатый, немного устаревший язык произведения, да, намеки на что-то грандиозное, немыслимое, что невозможно понять нашими органами чувств, что заставляет в очередной раз задуматься об ограниченности наших знаний и представлений, всё это есть, но основное событие, из которого можно было навернуть такую грандиозную историю, уместилось в пол страницы, вот на самом деле, всё остальное я условно считаю обширным предисловием.

Мало, совсем мало, хочется ещё и ещё, и самого вкусного. Хочется, чтобы автор так дал по «щам» своей историей, своим видением вселенной и местом человека и человечества в ней, чтобы морально просто размазало после прочтения, и ты приходил в себя три дня, и твоя жизнь уже не была прежней, и ты все время думал, а что если..., а вдруг действительно...

Оценка : 7

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 32 33 34 35 [36] 37 38 39



⇑ Наверх