Джон Кристофер отзывы

Все отзывы на произведения Джона Кристофера (John Christopher)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 108

  Страницы: [1] 2  3 

«Равносильно смерти»
–  [ 14 ]  +

Famagusta, 27 октября 2014 г. в 09:10

Сюжет рассказа мне напомнил сказку о братце Кролике и братце Лисе. Помните: «Делай со мной что хочешь, только в терновый куст не бросай»?

Хладнокровного, беспринципного, не раскаявшегося убийцу отправляют в 1933 год в Веймарскую Германию, где вот-вот на выборах победит Гитлер. По логике, в прямом и переносном смысле железного судьи именно в этом месте, и в это время жизнь преступника из XXII века будет ужасна, страшна, невыносима и равносильна смертной казни. Но, как раз, в то время такие беспринципные и делали себе молниеносную карьеру, и далеко не всех их постигла заслуженная кара Нюрнбергского трибунала и денацификации. Очень многим удалось отсидеться благополучно в Южной Америке, да, в Северной тоже.

Но, может автор от нас скрыл обстоятельства переброски приговоренного в 1933 год? Может быть он, преступник, попал в Берлин с волочащимся парашютом за спиной и в буденовке на голове? Да к тому же был чернокожим, со звездой Давида на спине и удостоверением агента Коминтерна в нагрудном кармане с подписью Сталина? Видимо, полупроводниковые мозги судьи XXII века предполагали, что убийцу немцы тут же растерзают на куски? Мы можем только гадать.

«Герой» рассказа очнувшись в XX веке, испытывает единственный дискомфорт от запаха потных человеческих тел в берлинском метро. Поняв, где находится, издав дикий победный клич, он помчится, скорее всего, записываться в штурмовые отряды SA. Или, обладая достаточными знаниями, наймется в конструкторское бюро, и в самый ответственный момент для третьего рейха таки создаст «оружие возмездия» и… Короче, это вам не бабочку раздавить.

Автор был непосредственно вовлечен в бурные события середины XX века, и он писал не вдаваясь в подробности, т.к. его современники хорошо знали ужасы пережитых военных лет и считали, что страшнее периода в истории человечества невозможно представить. Это и есть главная мысль Джона Кристофера облеченная в форму фантастического рассказа. Но, по прошествии многих лет для новых поколений читателей не все так ясно и понятно.

Оценка : 5
«Смерть травы»
–  [ 13 ]  +

Андрэ, 07 октября 2008 г. в 07:31

Прочитал мнение Viktorrr («Роман недостаточно увлекателен»). Вот уж действительно о вкусах спорят. Давно лежит на полке томик Кристофера. Думаю, дай страниц по двадцать в день, да может и осилю. Прочитал пятьдесят на ночь глядя. Часа два поворочался. Пока не дочитал до конца — не уснул. По началу показалась, что вещь будет стандартно примитивная, как многие постапокалиптики с массой ужасающих бедствий и все такое прочее. Однако автор постепенно завинчивает гайки, постоянно заставляет нас следить за трансформацией сознания главного героя, вожака отряда — Джона, анализировать и оценивать его поведение в различных ситуациях. Не раз заставлял задуматься о том, а как бы я поступил на его месте или на месте некоторых его сотоварищей. А это и есть одно из главных предназначений писательского труда.

Оценка : 9
«Смерть травы»
–  [ 11 ]  +

Cumbrunnen, 15 февраля 2010 г. в 20:50

Книга жесткая. Даже — жестокая. Катастрофа внутреннего мира главного героя и сопровождающей его маленькой группы людей, вызванная катастрофой глобальной. Изменение их отношений с остальным миром и между собой, мутация «цивилизованного гражданина» в образованного варвара. Расчетливая жестокость и циничность как единственный способ выжить физически, похоронив себя нравственно. Автору браво. Современные глуховские-мичурины на фоне Кристофера выглядят школотой, которая пытается строить из себя отборную шпану.

ЗЫ. И обратите внимание, для создания эффекта автору не понадобилось ни одного ругательства!

Оценка : 9
«Чудовище»
–  [ 10 ]  +

sanchezzzz, 12 февраля 2013 г. в 05:45

Джон Кристофер – сильный фантаст, я раз и навсегда запомнил его пронзительные «Рождественские розы», рассказ, перечитывая который неизменно получаю огромное удовольствие. Но этот рассказ ему не удался. То есть ну вот совсем не удался ни замыслом, ни исполнением. Первый мне показался донельзя примитивным, что в лучшем случае можно подумать о дебюте и о том, что у писателя явно ещё впереди хорошие вещи (что в целом оказалось верным). Ну да, обыграна фантазия о знаменитом шотландском озёрном чудище, может быть также обыгран и расхожий анекдот, в котором турист спрашивает бармена: «А когда появляется чудовище?» -- «Обычно после пятого стакана, сэр»; а может и не обыгран, а пошел отсюда, от Кристофера, но это всё из в какой-то мере привлекательного. Улыбнуться не удается, как и огорчиться, посочувствовать.

Более того, я в этот рассказ не поверил. Я не геолог, но для меня сомнительно, чтобы озеро Лох-Несс имело тайный тоннель к мировому океану (где, согласно рассказу, и обитают представленные «чудовища»), ибо: 1) данное озеро ледникового происхождения; 2) при средней глубине в 130 метров и невеликих, в общем-то, размерах озеро наверняка вдоль и поперёк прослушано, проверено и осмотрено и не способно, наверное, скрыть что-то наподобие тоннеля.

Я не ихтиолог, но может ли животное, обитающее в солёных водах океана безболезненно находиться в пресноводном озере Лох-Несс? Почему кранаки мыслят как люди и используют человеческие названия: акулы, каракатицы, пигмеи, киты? Ну, а концовка: вы верите, что при появлении наяву этой национальной достопримечательности какой-нибудь шотландец схватит ружье и начнет в него стрелять? Я – нет. В общем, не убедило, и перечитывать когда-нибудь «Чудовище» снова вряд ли буду.

Оценка : 7
«Долгая зима»
–  [ 9 ]  +

Famagusta, 17 февраля 2014 г. в 15:25

Сей роман заметно уступает роману «Смерть травы», в котором все предполагаемые события имеют свою закономерность и последовательность. Там действия героев жестоки, античеловечны, но объяснимы и понятны. Глобальная катастрофа, голод не давали возможность куда-то уехать, переждать. Единственный сомнительный эпизод в том романе – намерение правительства Ея Величества подвергнуть свой народ ядерному прореживанию.

В «Долгой зиме» все неправдоподобно. Невозможно поверить, что старушка Англия, в свое время завоевавшая полмира, возьмет, и покорно замерзнет на своих островах, а королева со министрами разбегутся по теплым райским Гаити-Таити. Уверен, произошло бы все по-другому. После кодовой фразы «Что-то стало холодать!», непобедимый королевский флот при поддержке 6-го флота США (или наоборот) быстро бы расчистили жизненное пространство от черных недочеловеков. Да-да! Именно так! Потому, как демократия, свобода, толерантность и прочие неотъемлемые права человека в подобной ситуации осыпаются, как блохи с собаки после дезинсекции.

Почему Эндрю и Мадлен бегут, с позволения сказать, (сейчас вроде бы даже ЭТО неприлично произносить) в Нигерию? Почему не в Южную Африку? По логике, ведь именно там, вскоре, потребуются и военные, да и просто рабочие руки для постройки плотов, ожидающих попутного ветра для отплытия на юг. (Негров в резервацию? Вам сейчас не XIX век!) Чем Лагос оказался более привлекательным, чем Сидней, или Рио-де-Жанейро?

Что за странную экспедицию организует странное правительство африканской страны, на 6 катерах на воздушной подушке практически в приполярный Лондон для съемок телевизионного фильма?! Кто поймет эту загадочную афроафриканскую душу?..

Сама же экспедиция мне напомнила приключения Куперовских Ната Бумпо и Чингачгука. Вот эти приключения, да легкий налет эротики, вполне привлечет к роману соответствующих читателей – подростков.

Оценка : 7
«Смерть травы»
–  [ 9 ]  +

evgeniy_n, 12 мая 2012 г. в 19:47

Роман, который с интересом читается и через полвека после своего написания, произведение жёсткое и достаточно лаконичное, без каких-то экскурсов в прошлое и многостраничных размышлений. Это придаёт повествованию динамичность. Вместе с тем, смысловая нагрузка романа не пострадала. На фоне в первую очередь социальной, а не экологической, катастрофы читатель наблюдает изменение характера, образа мыслей главного героя и может задаться вопросом: «А как бы поступил я?», вопросом серьёзным и не очень «удобным».

Сразу хочу сказать, что многие действия персонажей плохо соотносятся с моими гуманистическими идеалами. Примерно таких же идеалов изначально придерживался и главный герой, но суровая действительность предоставила простой выбор — погибнуть или измениться. Причём на карту оказалась поставленной не только собственная жизнь, но и существование всей семьи, так что раздумывать главному герою не пришлось.

Написанный в пятидесятые годы английский роман-катастрофа обречён на сравнение с «Днём триффидов». События в «Смерти травы» менее фантастичны, несмотря на оригинальную основную предпосылку. Вынесенное в название явление служит лишь спусковым механизмом для последующих катастрофических событий. Сюжет у Кристофера, на мой взгляд, проще, но события описаны более жёстко. Несмотря на отсутствие излишней натуралистичности, я бы не стал советовать читать это произведение детям.

Нельзя не отметить отголоски параноидальных опасений середины двадцатого века, которые нашли своё отражение в допущении принципиальной возможности уничтожения собственных городов, хоть такая идея сначала и показалась мне несколько бредовой.

По содержанию понравились выстрелившие в финале «ружья», незаметно развешанные в завязке романа. Книга написана талантливо, и недаром считается классикой в своём жанре.

Оценка : 8
«Долгая зима»
–  [ 9 ]  +

darkseed, 16 августа 2009 г. в 22:11

Как бы автор написал такой роман сейчас? С современной американо-английской внешней политикой?

Никто не стал бы распродавать за бесценок африканцам произведения искусства и военную технику. Негров и арабов просто загнали бы в резервации. Но это лишь придирка к сюжету. Думаю, что автор хотел вывернуть ситуацию с людьми «второго сорта» наизнанку и заставить читателей задуматься.

Итог: неторопливый роман-катастрофа, в котором на первое место ставятся судьбы людей, а описания непосредственно катастрофы — на второй, третий ... Без кровищи, без излишнего адреналина... Читабельно, но не более, по причине недостоверности социально-политических реалий .

Оценка : 6
«Смерть травы»
–  [ 8 ]  +

IgorLutiy, 11 ноября 2020 г. в 21:40

Нынче вполне себе заезженный сюжет, когда группа людей в предверии (во время или после) апокалипсиса, катастрофы, стихийного бедствия путешествует к некоему безопасному месту. Но данная книга была написана тогда, когда это еще не был заезженный сюжет и судя по всему стала образцом для многих подражателей в дальнейшем. И я мог бы сказать — отличным образцом.

Что было бы, если вдруг вся трава начала бы умирать и исчезать в следствии заражения вирусом? К ответу на этот вопрос автор подходит на протяжении нескольких первых глав, описывая ситуацию в мире, отдельных регионах и в Великобритании, где живут главные герои. Сначала кажется, что это проблема лишь отдельных стран. Попытки найти противоядие, спасти ситуацию, надежды на то, что всё образуется. Оптимизм и в итоге столкновение с жестокой реальностью.

И вот тут то начинается путешествие к безопасности. Здесь есть все традиционные элементы подобного сюжета. Узнать что-то, что станет спусковым крючком для старта — есть. Быстро собраться и всех собрать — есть. Добыть оружие — есть. Прорываться сквозь кордоны военных — есть. Мародеры, банды, беспорядки (убийства и изнасилования в наличии) — есть. Встречи с другими убегающими — есть. И так далее. Классика жанра в общем-то. Но не копирование других, а создание образца для идущих следом.

Кроме этого, в наличии имеется набор разных персонажей. Часть из них описана схематично, часть очень ярко (например, Пирри). Главный герой — Джон — сначала кажется тоже несколько шаблонным. Но это иллюзия, так как со временем он меняется и это хорошо заметно. Меняются его мысли, поступки и отношение к происходящему вокруг. Конечно у изменений есть причины. Сначала, на что ты готов ради спасения своей семьи? Потом, на что ты готов ради тех людей, которые идут за тобой, и благодаря которым ты вообще жив? И много других ситуаций, где решаются судьбы людей и не только.

Но в условиях установившейся анархии, человек человеку стал волк. И от соблюдения этого принципа зависит твоя жизнь. Убей или умри. И скорее всего не просто умри. И вот это изменение общества от цивилизации к некоему животному беспределу описано ярко и правдиво, хотя и на локальном уровне. Пошагово, несмотря на все возможные иллюзии тех, кто уже перешагнул черту, но всё еще надеется на светлое и нормальное будущее в финале путешествия. Но пути назад быть не может. Потому что тот, кто вкусил крови — уже не забудет ее вкуса. Кто почувствовал безнаказанность (даже в условиях разваливающегося общества) — будет переступать черту раз за разом и с каждым разом это будет даваться легче. И пути назад уже не будет. Да, у них не было другого выхода и они стали такими в результате того, что происходило вокруг. Но они стали совсем другими. Важен не только процесс, но и результат.

Все это описано максимально правдиво и жестко (но без чернухи), при этом достаточно ярко и легким языком. Колоритные персонажи, нормальные жизненные диалоги, интересные приключения, в которые веришь. Отличное произведение. Сначала казалось будет что-то проходное, банальное и примитивное, но чем дальше, тем становилось понятнее — здесь есть что-то большее.

Ну и финал — он был... интересным. Хорошая и жирная точка в этом романе. Без сомнений эта книга — образец для подражания. Как и подобает быть настоящей классике.

Оценка : 8
«Смерть травы»
–  [ 8 ]  +

rust65, 09 декабря 2018 г. в 21:53

Роман про то, что человек в экстремальной обстановке отбрасывает наносную цивилизованность. Но, не верю, слишком быстро герои романа потеряли свою человечность, ну не верится мне в такое. Возможно из-за того, что не раскрыты обстоятельства, не показаны внутренние мотивы. Из-за этого повествование кажется скомканным. Напоминает анекдот:

«Самолет потерпел катастрофу и упал на необитаемый остров. Спасатели находят единственного выжившего. Он сидел под пальмой, облизывая свои пальцы, а вокруг разбросаны кучками человеческие кости.

— Я понимаю, вы меня ненавидите за то, что я сделал, но я должен был как-то выживать на этом острове.

Командир спасателей:

— Я, конечно, понимаю, ради жизни человек способен на все... Но, мать твою, самолет же упал только вчера.»

Оценка : 7
«У края бездны»
–  [ 8 ]  +

Vitality, 10 февраля 2008 г. в 11:16

Как и в двух других его романах-катастрофах, «Смерть Травы» и «Долгая Зима», Кристофер великолепно передает атмосферу катаклизмов, хотя особенно хорошо ему удается отобразить поведение человека в экстремальных условиях. Из фантастов 50-дников, пожалуй, только Кристофера, Уиндэма и Брэдбери сегодня по-прежнему воспринимаю всерьез, в частности потому, что они не заморачивались на попытках представить технологии будущего.

Оценка : 9
«Чудовище»
–  [ 7 ]  +

Sergio Blanc, 26 июня 2021 г. в 17:25

Рассказ на вечную тему Контакта между ЗЕМНОЙ (человечество — «пигмеи» в тесте) и МОРСКОЙ (кранаки) цивилизациями. Автор «за уши» подтягивает тему тайны Лох-Несского чудовища весьма вольно интерпретируя её. Надо признать, что получается это у него не очень удачно. Слишко вольны и слабы фантастические допущения, слишком слаба смысловая компонента. Да и сюжет не блещет ни глубиной, ни деталями. Читается легко. Кранаков жаль. Люди примитивны и невосприимчивы.

Рекомендую подросткам среднего и, может быть, старшего возраста.

Оценка : 5
«Равносильно смерти»
–  [ 7 ]  +

Bluegrass, 22 мая 2019 г. в 21:31

Мне слабо верится, что в будущем отправят еврея в Третий Рейх или чернокожего во времена разгула маккартизма. Им нужна не страшная смерть, а что-то равносильное смерти.

Мне нравится идея уважаемого Famagusta. Добавлю только, что память таким людям, скорее всего, слегка подчищают. В том, что касается изобретений и конструкций. И, кроме того... чем дальше, тем труднее воссоздать современные нам изобретения в прошлом. Не хватит технологий. Нет их еще. Янки из Коннектикута не смог бы собрать компьютер. Просто не было таких материалов и инструментов. И здесь то же самое. Слишком велика пропасть между будущим и прошлым. А то, что можно сделать на основе имеющегося в прошлом, скорее всего протагонисту неизвестно. Убить известного человека тоже на самом деле не так легко. Нужно к нему подобраться, найти оружие... это очень трудно и вряд ли будет удачным..

Но посыл понятен... психопат — а вряд ли он не психопат, раз был способен из-за ревности убить пятьдесят посторонних людей — приживется в таком времени, хоть в том, хоть в этом. И как знать, не благодаря ли таким «попаданцам недобровольно» такое время могло возникнуть.

Интересная мысль, кажется. Накину один балл.

Оценка : 4
«Предел напряжения»
–  [ 7 ]  +

sanchezzzz, 28 марта 2015 г. в 08:33

Мне понравилось. Незатейливый и легкий рассказ, довольно таки психологический, а в психологичности – точный. Правда, неровный по настроению и во многом абсолютно неверный в предсказаниях будущего.

Мысленно я разбил его на три части: (1.) – тягомотно-ознакомительная, в которой Кристофер рассказывает об устройстве мира, о вырубленных лесах (ради печати газет, — хм… как будто в тот век не смогли придумать альтернативы дереву, как источнику бумаги), об отсутствии интереса к книгам и страсти людей к телешоу, о корпорациях и почившем уже неудавшемся «властелине мира»; затем малоинтересная часть сменяется (2.) диалогами о том, как Мэтью – мятежный шантажист, докатился до жизни такой; ну, и (3.) – финал, из-за которого я и начал свой отзыв словами «мне понравилось». Финал, который я не планировал таким.

Конечно, уверенность, что никакого взрыва не будет, была крепкой, но я-то думал, что Мэтью просто поддастся на уговоры, что «поимеет совесть», разжалобится, или с ним что-то произойдёт, внезапно хватит удар или что-то подобное. Однако, я просчитался и ход с «зомбоящиком» не предположил. Конечно! Как погубить _такое_ человечество, которое с высокоподнятой головой, со всей возможной стойкостью встретило известие о грядущей смерти мира?! (Тут ироничный смайлик, особенно за спокойные, ровные, без паники очереди к космолётам). Расчёт на это оправдался и можно верить в это или нет, но Кристофер это так преподнёс, что я почти поверил.

Тем более, что я по природе тоже немного идеалист, как Мэтью, и пока что ещё верю в благоразумие Человека. Верю, что леса будут стоять на планете, что книги будут читаться и что корабли будут уходить в космос не по причине бегства и спасения от смерти, а ради жизни и чего-то светлого и лучшего.

Оценка : 7
«Маленькие человечки»
–  [ 7 ]  +

Кел-кор, 27 февраля 2014 г. в 22:50

1). Почему я заинтересовался этим романом?

Одна из моих любимых тем в литературе ужасов — «маленькие люди», что практически совпадает в русским названием книги (а с оригинальным названием вообще совпадает на 100%). Сборник, в котором вышел роман Джона Кристофера, намекал, что это действительно ужасы. Место, где разворачиваются события, тоже давало определённые надежды.

2). Оправдал ли роман мои ожидания?

Частично — да. Тема «маленьких людей» действительно присутствует, но, к сожалению, роман — не хоррор. Это фантастика с небольшой примесью ужасов. С тонким ощущением смутного беспокойства, которое настолько призрачно, что практически незаметно. Это-то и прискорбно — я всё же настраивался на ужасы с классическими для произведений о «маленьких людях» богомерзкими подземельями и существами, настолько чуждыми человеку, что ничего, кроме запредельного страха, они не вызывают.

3). Как в целом оценить произведение, абстрагируясь от моих ожиданий?

В целом — средне. Автор держит интригу, правда, не настолько профессионально, чтобы читатель от нетерпения заглядывал вперёд по тексту, пытаясь отыскать разгадку. Портит произведение большой объём «воды», долгое вступление и растянутость повествования. Кристофер присасывается к каждой детали, даже самой незначительной, отчего мне было скучно читать многословные описания. Так же «водянисто» он предпочитает раскрывать каждого героя, чаще всего — через его размышления и воспоминания.

Но происхождение «маленьких человечков» оригинально, тут автор молодец!

Оценка : 6
«Равносильно смерти»
–  [ 7 ]  +

Dm-c, 05 мая 2013 г. в 23:22

Вот ведь наказали так наказали, на цвет кожи (отличный от белого), на национальность (еврей или славянин) указаний нет, так что такой монстр в 30-х годах Германии неплохую карьерку может выстроить по партийной линии, да и космический инженер для ФАУ сгодился-бы. Потому и оценка низкая.

К динозаврам его, к ящерам бы.

Оценка : 5
«Чудовище»
–  [ 7 ]  +

Dead_Anarchy, 01 июня 2012 г. в 11:22

Вынужден согласиться с ранними отзывами: Джон Кристофер отличный ученик Роберта Шекли. Он настолько превзошёл учителя, что написал рассказ ещё до того, как начал писать сам Шекли (на два года раньше). Браво.

Что касается рассказа, то он вышел весьма неплохим. Интересная интерпретация Лох-несского чудовища. В начале немного непонятно о чём речь, но дальше всё проясняется.

Забавно, что человеческая раса именуется пигмеями. Вся человеческая сущность показано чётко и ярко.

А вот народ кранаков мне даже как-то жалко стало...

Оценка : 8
«Рандеву»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 08 августа 2021 г. в 07:48

Такая, за уши притянутая, примитивная и не страшная мистика. Рассказ о том, что прошлое может настигнуть, если не соблюдать обещания данные близким людям. Особенно? если те вскоре умирают. Особенно? имеющим цыганские корни. Ох? уж эти загадочные цыгане с точки зрения цивилизованного европейца.

Абсолютно среднее по литературным качествам произведение. Не прочитаете — да и ладно.

Оценка : 5
«Молодое вино»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 15 июля 2021 г. в 07:17

Пессимистический рассказ о том, как научные эксперименты привели человечество к печальному концу. Я согласен с посылом предыдущего отзыва о том, что этих товарищей — учёных нужно строго контролировать, но не согласен с автором в его весьма «вольных» допущениях о том, что овладение телепатией можно так глобально внедрить с помощью каких-то генераторов, да ещё и размещённых на орбите планеты. Слишком уж просто. Плюс побочные эффекты этого процесса объяснены, на мой непросвещённый взгляд, очень невнятно.

Самый слабый рассказ Кристофера из прочитанных мной.

Оценка : 4
«Равносильно смерти»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 14 июля 2021 г. в 03:17

Очень невнятное произведение.Что в детективной завязке автору не удалось меня впечатлить, что в темпоральной развязке. Я могу понять Кристофера — война и её ужасы были ещё слишком свежи в памяти, а учитывая то, как «демонизировали» в Британии Гитлера и нацистскую Германию, ясно что отправить туда злодея из 22 века, показалось автору хорошей идеей. Судья был роботом, ну что с него требовать! Сегодня текст Кристофера выглядит по меньшей мере наивно.

Да, и ещё — как в одном из переводов героя могли отправить в США в 1954, если рассказ написан в 1953? Автор предполагал, что в Штатах 1954 года жить будет ещё страшнее чем в Германии 1933?? Что за баг такой, прости хоспади??

Оценка : 4
«Пришелец»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 14 июля 2021 г. в 02:59

Светлая, добрая и немного грустная история. Она рассказана от лица молодого клоуна, который выписан автором как очевидный романтик. Поэтому и история про цирк, приход (пришествие) инопланетянина и его уход, подозрительно напоминающий вознесение, получилась очень трогательной. И очень христианской.

Прочитайте и скажите:«Ну, чем вам мистер Каутшук не Христос?»

Читать сторонникам традиционных ценностей.

Оценка : 7
«Новогодние розы»
–  [ 6 ]  +

god54, 03 марта 2016 г. в 20:15

Очень мелодраматичный и весьма слезливый рассказ, но притягивает и не дает бросить и заставляет добраться до конца. Одно не пойму, почему так плохо работают врачи, а их работу знаю не понаслышке. Комиссии по допуску к работе всегда жестоки, предупреждений не дают, а просто отстраняют от полетов. И купить такое право практически невозможно, ибо все вскроется через пару дней в полете. И эта мелочь не дает упасть на грудь скупой мужской слезе сопереживая герою рассказа.

Оценка : 7
«Чудовище»
–  [ 6 ]  +

MarchingCat, 06 июля 2015 г. в 23:44

Этот рассказ не про кранаков, а про нас, человеков. Кратко, но очень точно.

Я когда аннотацию прочитал, даже умилился — надо же, рассказ в духе фантастики СССР. Океанский разум просит помощи у людей и те бросаются на помощь. Ан, зря я в Джоне Кристофере усомнился. Не умеет он врать в своих произведениях. Всегда жёстко и в яблочко.

Рассказ, хорошо написанный литературно и очень честно по сути.

Оценка : 8
«У края бездны»
–  [ 6 ]  +

DKart, 25 апреля 2014 г. в 05:55

Очень сильный роман, классика пост-апокалипсиса. Джон Кристофер умеет передавать ужас и обреченность простым и понятным языком, не перегружая роман эмоциональными аллегориями и бесконечными описаниями. Рекомендую всем любителям пост-апокалипсиса и романов-катастроф.

Оценка : 9
«Смерть травы»
–  [ 6 ]  +

vad, 14 сентября 2009 г. в 10:39

Неторопливо-тягуче, как-то даже обыденно человечество вываливается в первобытно-общинный строй. Распадается экономические и социальные связи — люди бегут из крупных городов, сами объединяясь в банды, что бы противостоять другим бандам и выжить, уничтожив конкурентов на еду, которой с каждым днем становиться все меньше и меньше...

«Смерть травы» вполне осознанно можно назвать одним их трех наиболее сильных романов-катастроф, наряду с «Днем Триффидов» и «Долгой зимой».

Оценка : 8
«Смерть травы»
–  [ 6 ]  +

darkseed, 14 сентября 2009 г. в 09:54

Умели раньше описывать катастрофы. Захватывало дух и без лишней «чернухи». Действие развивается неторопливо, «по-английски». Напряжение нарастает постепенно и достигает пика в сцене «разборки» между братьями. Сам, как отец, подумал — на что бы я пошел, чтобы спасти свою семью?

На этой классике учились все авторы современных романов-катастроф. Обязательно прочитайте, хотя бы для сравнения с современной манерой письма.

Оценка : 8
«Равносильно смерти»
–  [ 6 ]  +

sanchezzzz, 03 сентября 2008 г. в 16:15

Ну не верю я в путешествия во времени, не верю! И всё тут. Ну почему пока не нашлось у фантазеров от литературы для меня разумного объяснения как и почему это возможно? В этом рассказе суть процесса вообще не обсуждается, просто послали в прошлое в наказание и вся недолга. Да куда послали! В такое прошлое, тень злых событий которого и угроза возврата ещё витала в воздухе 1950-х. И хоть и сейчас эта угроза не ушла в небытие, но воспринимается рассказ с этой концовкой несколько туманно...

Оценка : 7
«Оружие»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 08 августа 2021 г. в 07:42

Предыдущий рецензент god54 с языка снял. Действительно, этот рассказ прямая иллюстрация известного высказывания Альберта нашего Эйнштейна про оружие, которым будет вестись Четвёртая мировая война. Правда он сказал несколько по-другому:« Я не знаю, какими средствами будет вестись третья мировая война, но четвёртая будет вестись с помощью камней и палок» Но не суть, смысла это не меняет. Поэтому говорить об оригинальной идее автора не приходится. Да и сюжетно можно было бы тему обыграть получше.

Не впечатлён, но так как текст очень короткий, то прочесть можно. Для расширения литературного кругозора.

Оценка : 6
«Новогодние розы»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 26 июня 2021 г. в 17:14

Короткая лирическая история о Рождестве, полётах на Луну, чудесном запахе роз. История о дружбе, о том, что у любой профессии, даже самой статусной и уважаемой есть обратная сторона.Трогательно. Автор не удивляет нас сложностями сюжета, не предлагает что-то невозможно оригинальное и необычное. Он написал историю о том, что у каждого астронавта («межпланетника») будет свой последний полёт. Когда он будет совершён? Как? Что будет в судьбе человека после него?

Вот об этом рассказ Кристофера, которой зацепил меня своей философско-жизненной простотой.

Читать всем, кто задумывается, хоть на секунду, о сложности и непредсказуемости бытия.

Оценка : 7
«Маленькие человечки»
–  [ 5 ]  +

Walles, 04 октября 2020 г. в 13:15

«Кукольная фигурка стояла в центре на зеленом сукне с опущенной головой, маленькие ручки безжизненно висели по бокам. Она почему-то оказалась одета в зеленое — древний наряд ирландских девушек.(...) — Как ее зовут? — спросила Черри. -Wie heissen Sie, kleines Fraulein? — медленно произнес Стефан. (...).

Они все услышали мелодичное двухсложное слово: — Грета.»

Несмотря на то, что произведение Кристофера относят к фантастике, принадлежность к ней в «The Little People» имеет лишь некоторые формальные признаки, т.е фантастический элемент играет вспомогательную роль, предназначенную подчеркнуть в данном случае нечто другое. А структурно роман скроен по образу и подобию герметичного психологического английского детектива с ограниченным числом действующих лиц (при условии, конечно, если не придираться к отсутствию канонических признаков). Детектива в меру пуританского и в меру занудного, с обилием разговорно-вспомогательного анализа. И картина Беклина «Остров мертвых», висящая в доме, как бы намекает... Действительно, загадка блочно разбита на две составляющие:

(A) — происходит странное происшествие, требующее реалистичного объяснения. Подозрение в инсценировке событий падает на хозяйку гостиницы Бриджет по причине последующей возможной для неё выгоды.

(B) -из первой загадки вытекает вторая, объяснение которой можно узнать, как полагается, на самых последних страницах.

Причем крен в книге именно в сторону реализма, поскольку непосредственно тему «маленьких человечков» можно было бы преподнести как-то и поразнообразней. Вместо этого у Кристофера засилье диалогов, ретровоспоминаний, самокопаний (довольно однообразных, кстати) и т п., хотя некоторые моменты и подаются эффектно. Например, первое появление «малышки» Эммы, когда Кристофер несколькими штрихами сразу позволяет понять, что этот персонаж совсем не простой «маленький человечек»...

Разгадку, как мне показалось, тоже можно было бы усилить, связав глубже прошлое «маленьких человечков» с постояльцами гостиницы, а не ограничиваться констатацией имеющихся фактов. В результате, как бы ни старался автор, мотивация действий «малышей» не выглядит убедительно.

Оценка : 6
«Смерть травы»
–  [ 5 ]  +

grigoriy, 30 июня 2016 г. в 10:34

Я давно собирался прочесть и вот очередь дошла. Страшный роман, где герои вынуждены в борьбе за жизнь убивать ни в чем не повинных людей и по сути сами превращаются в бандитов-пусть и не по своему желанию а в силу обстоятельств..Автор не задает вопроса,почему его герои БОЛЕЕ достойны жизни, чем убитые ими..Да и угрызения совести не очень мучают убийц. О художественных достоинствах умолчу-как-то они не проглядываются. И ещё-ощущение смазанности конца романа имеет быть...Но читается с интересом

Оценка : 8
«Чудовище»
–  [ 5 ]  +

god54, 03 марта 2016 г. в 21:10

Понятна задумка автора высветить темные стороны человечества, но вот исполнение уж очень наивное по самой сути идеи. Где-то в море-океане живет народ кранаков и хочет подружиться людьми... Но, если честно, даже понимая, что фантастика, но логика существования такого разума с описанными деталями не убеждает. Суметь создать скафандр и не научиться убивать акул? Концы с концами не сходятся. Или может это акулы их выращивают на второе и десерт? Что-то в этом царстве не так.

Оценка : 6
«Равносильно смерти»
–  [ 5 ]  +

god54, 03 марта 2016 г. в 19:53

В целом очень даже неплохой рассказ. К тому же крайне мало подобных произведений на тему преступления и наказания. И если первая часть рассказа читается, как обыкновенный детектив, хотя и крайне слабый, то концовка вообще вызывает массу вопросов. В моем варианте переводов герой попадает в 1954 год в США. И что в этом плохого? Да, даже, если в 1933 год, Германия... Такие проходимцы везде пристроятся. Лишили своей квартиры и зарплаты и времени?.. Одним словом в корне не согласен с автором, а потому очень разочарован.

Оценка : 5
«Оружие»
–  [ 5 ]  +

god54, 03 марта 2016 г. в 18:38

Одному ученому задали вопрос, каким оружием будут воевать в третьей мировой войне? Ответ: не знаю, но в четвертой будут воевать луками и стрелами. А этот рассказ нам наглядно и доказательно подтверждает эту теорию. Хотя мне понравилась идея прогнозирования будущего, в этом что-то есть.

Оценка : 7
«Долгая зима»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 23 ноября 2013 г. в 23:50

Если в образе Эндрю автор хотел вывести типичного англичанина своего времени, то получилось плохо: ибо ни малейшего сочувствия герой не вызывает. Даже финальный выбор, от которого возможно зависит судьба его страны, герой делает не из за патриотизма, а из-за бабы. (Я намеренно не употребляю здесь слово женщина, ибо эта чокнутая, понятия не имеющая чего хочет попросту не заслуживает. Это просто глупая самка. Вот уж действительно, она и герой — два сапога пара.). Спрашивается, чего стоят все клятвы Эндрю в вечной дружбе с Абониту?! А ведь не исключено, что использовав его просто выбросят. Герой с самого начала этого опасался, но потом почему-то забыл).

    Вызывает большие сомнения, что армия и полиция так быстро отказались от контроля хотя бы над всем Лондоном. Во время блокады Ленинграда было не только холодно и голодно, но ещё и внешний враг был, а сил хватило.)    

   Впрочем об истиной цели Дэвид проговаривается дважды, похоже вопреки воли автора. В первый раз когда сказал Эндрю, что власти надеются, что значительная часть населения вымрет и оставшихся будет легко контролировать. Второй, под конец книги, когда признался что они могли бы поделиться продуктами с остальными, но не стали, а тех кто возражал угостили свинцом. Могли поделиться! Значит реальной необходимости морить большую часть населения, что бы хоть кто-то выжил ещё не было. Всё дело в неистребимом стремлении к власти и желании шикарно жить, даже если окружающие мрут от голода. Так ему быдлу. Потом когда всё наладиться, уцелевшие покорней будут, попробуй по бунтуй, если жратва только у нас — кому хотим, тому и дадим.

Ведь катастрофу предвидели заранее. Так что мешало бросить все ресурсы на гидропонику, тепличное земледелие и тому подобное? Стратегический запас семян всегда есть, несколько лет бы наверняка продержались. К тому же Ссылка на сообщение darkseed прав, в по настоящему критической ситуации Британцы просто оккупировали бы ту же Нигерию. Вообще-то я принципиальный противник военной агрессии, но в данном случае я бы их даже слишком сильно осуждать не стал: речь о существовании нации.

В общем нет здесь особой реалистичности. Просто желание показать, что все люди гады и в критический момент будут выживать не совместно, а за счёт других. А ведь даже в книге есть противоположный пример: врачи и медсёстры оставшиеся в госпитале до конца. Но автор упоминает о них лишь мельком: описывать людей-зверей куда проще.

Оценка : 4
«Триподы» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Vlad Tot, 27 августа 2010 г. в 10:34

Бесспорно, классика. Это подтверждается, в частности элементами повествования, которые можно обнаружить в современных кинокартинах,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
например уничтожение треножника путём заброса внутрь гранаты (экранизация «Войны миров») и город-купол с иным воздухом оккупантов (не знаю названия фильма:-()
. С «технической» стороны цикл более чем динамичен, не перегружен описаниями и изысканиями в плане внутреннего мира героев. Тем не менее, правильная мысль о том, что свобода есть подлинное счастье, которое нужно завоевать самому, а не пользоваться благодатью хозяев — обращена к читателю в более чем подробной форме. Цикл можно (и нужно) рекомендовать тем, кто уже пресытился заурядной постапокалиптикой и темой инопланетного вторжения. Интервенты и последствия их победы более чем уникальны, а сюжет не даст заскучать.

«Смерть травы»
–  [ 5 ]  +

laughingbuddha, 10 февраля 2010 г. в 22:55

Очень хорошо. И с литературной точки зрения, и с научной — ведь из экологии изъято всего одно звено, какой катастрофой это окончилось. По нынешним перенасыщенным химией временам — и вовсе суперактуально.

Оценка : 9
«Белые горы»
–  [ 5 ]  +

Ригель_14, 08 августа 2009 г. в 17:53

Прочитал роман (роман ли это? 90 страниц) и какие-то противоречивые чувства остались.

С одной стороны неплохой, но на данный момент немного «заезженный» сюжет (глобальная проблема, разделение на лагеря и обязательно один лагерь «подпольный»), неплохое развитие сюжетной линии.

А с другой стороны как-то все наивно. С трудом вериться в такое развитие сюжета. Бинпол (он же Жан Поль) получился через чур умным и всё знающим (и кучу языков, и в хирургии и в травах и еще всякое). Уилл легко выучил француский за короткий срок. И прочее в том же духе. Ну НАИВНО это все.

Но тем не менее использование детей (как ГГ) добавило свой плюс роману. Ведь читатели не равнодушны к произведениям с детьми (вспомните Г. Поттера, Нарнию и маленьких хоббитов).

Общий диагноз: пока не плохо. Будем читать дальше.

Оценка : 8
«Триподы» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

swgold, 24 апреля 2008 г. в 23:46

Один Кристофер Прист, другой — Джон опять же Кристофер, и тут они оба взялись за дедушку Уэллса. Но если Прист дышал Герберту в затылок («Машина пространства»), то Кристофер отошел от первоисточника достаточно далеко (хотя и не так далеко, как авторы фильма «Машина времени») и написал весьма сочную и самобытную вещь. Из всех перелицовок классики, которые мне попадались, этот цикл — безусловно, лучший. Во всяком случае, «Огненный бассейн» — это почти шедевр (если простить некоторый прогиб в третьей части). Несколько хуже читается приквел «Когда пришли триподы» — но его можно просто отложить на потом, чтобы не портить впечатления.

Оценка : 9
«Огненный бассейн» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

LAN, 16 декабря 2007 г. в 23:22

Прекрасный образец классической научной фантастики (подростковой). Злобные пришельцы, поработившие человечество. Отважные группы сопротивления. Проникновение главных героев (подростков) в оплот врагов, борьба, победа. HAPPY END!

Хороший язык, очень неплохой перевод. Читается на одном дыхании.

Ничего нового, конечно, не найдете, но сделано очень профессионально.

(Роман старый, 50-60 — х годов. КЛАССИКА).

Оценка : 8
«Смерть травы»
–  [ 4 ]  +

flying_kitten, 27 октября 2023 г. в 16:32

Классический роман-катастрофа, читающийся свежо и интересно, несмотря на солидный возраст. Почему-то эта книга прошла мимо меня, несмотря на то, что я про неё неоднократно слышал, видел разного рода упоминания, но прочитал лишь недавно.

Неизвестный вирус уничтожает траву и разного рода родственные ей растения, такие как рис, пшеница и многие другие. Сельское хозяйство в упадке, животноводство загибается, еда внезапно становится дефицитом. Эпидемия вируса начинается где-то в Китае (ха-ха, знал бы автор...), а затем распространяется по всему миру. Учёные всех стран трудятся не покладая рук, но успехи их в борьбе с этой напастью весьма скромны. И вот уже обычные современные люди, скинув с себя лёгкий налёт цивилизованности, задорно начинают уничтожать себе подобных и отвоёвывать местечко поближе к кормушке.

Начиная чтение, я опасался, что это будет вполне такая английская книга про английских леди и джентльменов, никогда не теряющих самообладания и стоически переносящих сложности, неумолимо идя к победе, но опасения мои были абсолютно напрасны. Более того, автор, видимо, понимал, что этого от него многие будут ожидать и вложил в уста героев фразы типа «ну мы то англичане, хранители порядка и цивилизации, у нас то не будет, как у этих всяких». Но нет, будет. Именно так же, как у всяких разных диких азиатов. Инстинкт самосохранения немедленно расставляет всё по своим местам, люди быстро понимают, что собственная жизнь весьма ценна.

Роман об «обратной эволюции», о том, как быстро падают моральные преграды, о жажде жить. Довольно жестокая книга, правдивая и заставляющая подумать.

Оценка : 8
«Предел напряжения»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 26 июня 2021 г. в 17:40

Вполне читабельный и сегодня образец социально-психологической фантастики. Текст во многом провидческий. Господство управленческих корпораций, угроза ядерной катастрофы, тотальное господство телевидения, моральная деградация человечества (показанная впрочем весьма наивно) — чем ни черты современного «дивного нового мира?

А рассказ написан в 1952 году! Что скажете, господа читатели?

«Искусство лучше чем жизнь». В этот раз «зомбоящик» и игра актёров спасает мир. С помощью ТВ, оказывается, можно манипулировать не только массами, но и теми, кто эти массы хочет уничтожить как недостойные существования. Как это произошло?

Читайте историю Кристофера о читателях и авторах последнего на Земле печатного журнала «Искатель». Может быть человечество действительно лучше, чем оно само о себе думает.

Оценка : 7
«Предел напряжения»
–  [ 4 ]  +

vvmonahov, 07 июля 2017 г. в 01:07

Бывают рассказы, повести и романы, про которые после прочтения ничего не вспомнить, и они не заслуживают того, чтобы про них вспоминать. А этот рассказ я прочитал десятки лет назад — и хорошо запомнил. Запомнился контраст между тем человечеством, которое есть на самом деле, и тем, которое с точки зрения главного антигероя достойно жизни.

Идёт борьба за жизнь человечества — герои стараются предотвратить ядерный взрыв, который собирается устроить маньяк-идеалист, решивший, что человечество недостаточно хорошо для того, чтобы существовать. И противостоят этому идеалисту другие идеалисты — те, кто отлично понимают, каковы люди на самом деле, но способны показать то лучшее в людях, что ведёт человечество вперёд, и сотворить «нас возвышающий обман».

Рассказ очень многоплановый, в нём множество смысловых оттенков. Это и показ бесчеловечности и беспечности гигантских корпораций, результатов их сращивания с властью; и игнорирование людьми уроков истории, их беспечность и недальновидность; и то, что интеллект и образованность могут быть использованы не во благо, а во зло. Это показ того, чем может стать телевидение и, шире, искусство, если оно перестанет подстраиваться под низменные полуживотные запросы обывателей. Это показ, как общество способно «отблагодарить» тех, кто его спас. И показанный в рассказе образ террориста взят буквально из нашего времени, только сейчас это не идеалисты-интеллектуалы, а идеалисты, являющиеся религиозными фанатиками. Но в целом всё до жути похоже, очень глубоко и психологично.

В рассказе имеются недочёты, особенно в его первой части, но они не особо влияют на впечатление от него, так как начало рассказа служит исключительно для завязки сюжета и показа фона, на котором происходит действие.

Итог: очень достойное произведение, заслуживающее прочтения любителями НФ и, особенно, социальной фантастики.

Оценка : 7
«Предел напряжения»
–  [ 4 ]  +

god54, 03 марта 2016 г. в 19:11

Рассказ почти реалистичный, но весьма психологический, хотя все эмоции остаются за кадром, а читатель получает лишь сухую информацию, и в этом его прелесть. Недалекое будущее, когда один идеалист решал отомстить всему человечеству за падение нравов. А что идея очень даже недурна, а так вполне приличный выход из ситуации, когда богу некогда наслать на Землю потоп. Вполне читаемое произведение.

Оценка : 7
«Смерть травы»
–  [ 4 ]  +

kandrat, 22 августа 2013 г. в 23:41

Первая книга этого автора, и сразу — в яблочко. Власть, мнимая стабильность, вирус, людоедство, черная земля, жалость, сплочение для достижения цели. Главный герой меняется на каждом листе жизни.

Оценка : 9
«Когда пришли триподы»
–  [ 4 ]  +

Gynny, 19 июня 2013 г. в 23:20

Приквел оказался не столь наивен, как основной цикл, несмотря на то, что герой, от лица которого ведется рассказ, ровесник ребятам первой книги «Огненного бассейна». Удачная попытка инопланетян сыграть не только на внушаемости части населения Земли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
первичное гипнотическое воздействие через телешоу
но и — с одной стороны — на гуманизме
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«вторую волну» не уничтожили сразу, потому как каждый треножник был защищен живым щитом из оболваненых последователей-людей
с другой — на ксенофобии и стремлении сберечь свой маленький уютный мирок, в отличие от удачных освободительных операций трилогии — в это развитие событий вполне можно и поверить. Печально, но факт.

Оценка : 9
«Огненный бассейн» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Gynny, 19 июня 2013 г. в 23:03

У автора давным-давно читала только «Смерть травы», вот и решила познакомиться с его фантастикой о пришельцах — эта трилогия + более поздний приквел.

О каждом романе отзыв писать не стану — выдам впечатления «до кучи» здесь. Вполне симпатичная гуманистическая трилогия для подростков, построенная почти по фэнтезийному шаблону: первая часть — чистый квест, вторая квест наполовину и третья — окончательное сражение со Злом (с попытками обозначить проблемы межнациональных отношений, всплывающих сразу, как только устранен общий враг).

Мило и наивно. Может, я по-взрослому цинична, но в столь легкую победу (менее чем за четыре года) жалкой группки повстанцев с преобладанием необолваненных по юности возраста подростков над теми, кто легко озомбил и сбросил в патриархально-феодальную «идиллию» почти всю планету, верится с трудом. Точнее — не верится вовсе. Но как же без оптимизма? Ведь альтернатива — хлорная атака, и всей земной биосфере каюк. Этот самый оптимизм проявляется и в заботе о главных персонажах — трое из четырех благополучно выживают в совершенно не способствующих этому обстоятельствах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Четвертый почти в финале героически погибает, осознанно принеся себя в жертву в чуть не сорвавшейся боевой вылазке.
Видно, все они по доброй английской традиции «родились с серебряной ложкой во рту». Нереально? Но ведь, черт возьми, автор, который сочувствует своим героям-детишкам, сам не может не вызывать симпатии.

В общем — добротная и почти добрая (дедульку-островитянина они все-таки подловато кинули, «лес рубят...»), хоть и не совсем реалистичная подростковая приключень про пришельцев-захватчиков с финалом, близким к хэппи-энду.

Но буду честной — приквел мне понравился больше.

Оценка : 8
«Огненный бассейн» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

CharlieSmith, 15 февраля 2012 г. в 22:22

Три некогда отдельных романа трилогии, объединенные «книгами» в один том-роман «Огненный бассейн» (Белые горы. Город золота и свинца. Огненный бассейн).

Вот уже более 100 лет инопланетные пришельцы завоевали Землю. Как это произошло, было ли организованное вооруженное сопротивление, война, или это произошло постепенно путем расширения психологического воздействия (как это описано в другом романе «Когда пришли триподы» сборника), в романе не сказано. Миллионы и миллионы людей были убиты или умерли от голода. Города разрушены. Всех людей не уничтожили только потому, чтобы использовать временно или навсегда в качестве низкоквалифицированной рабочей силы для выращивания сельскохозяйственной продукции, в том числе «на корм» людям, работающим в подземных шахтах по добыче металла для треножников. Периодически устраиваются турниры, соревнования по выявлению наиболее сильных, выносливых, которых увозят в укрепленные, изолированные города инопланетян для работы в качестве общественного или личного обслуживающего персонала инопланетян (конусообразных существ с четырьмя толстыми ногами и щупальцами). Уведенные в города инопланетян не возвращаются. Оказывается, по причине повышенной температуры окружающего воздуха, несовместимости поддерживаемого для дыхания инопланетян газа (смеси) с земным воздухом, тяжелой работы и физических наказаний, а также истребления утративших здоровье землян в городах. Людей используют и для убийства и пленения других людей – увидевшие взрослого, не имеющего шапки, задерживают такого и сообщают об этом инопланетянам. Наконец, людей используют, как животных, устраивая на них охоту, вызывающую у инопланетян откровенный восторг!

То ли вследствие внушения, то ли в связи с реальностью, большинство представляет прошлое до прихода инопланетян, как «черный век», когда «людей было слишком много, еды мало, люди умирали от голода, воевали друг с другом, было множество разных болезней…». Кстати, кое-что из этого весьма реалистично…

Покорность землян является следствием принудительного (хотя жители воспринимают это, как обычное или даже праздничное событие, церемония признания взрослым, должное и даже желанное) надевания на голову людям, достигшим 14-летнего возраста,, вживляемых в ткани головы (мозг?) сетчатых шапок (на лицевой стороне обложки сборника «Огненный бассейн» издательства АСТ 2002 года), помощью которых инопланетяне могут контролировать мыслительную деятельность, держать в послушании, отдавать приказы, внушать определенные мысли и передавать ограниченные требуемые для исполнения поручений инопланетян знания.

Существуют и возникают так называемые вагранты (около 5%) – люди, в большей части мужского пола, которые при надевании шапок «потерпели неудачу», то есть шапки действовали неправильно, у них возникало беспокойство, переходящее в «лихорадку мозга», многие не могли связно говорить, мало разговаривали, совершали странные поступки, были подвержены меланхолии, их преследовали видения и т.п. Это, как правило, одиночки, которые лишь изредка работают. Их кормят деревни, в которых для них строят (выделяют) даже специальные отдельные дома вагрантов.

Судя по всему, нет ни заводов, ни фабрик. Ничего кроме, сельхозпродукции и упомянутой добычи сырья не производится. Отменено, скорее всего, среднее или только высшее образования, или отдельные дисциплины. Например, история. Да и зачем оно, если нужную для деятельности по сути дела рабов информацию инопланетяне могут передавать людям через шапки. Во всяком случае, люди уже не помнят (не знают), что такое электричество, часы, очки, машины, консервы, «в школах не говорят о звездах»…почти для всех забыты некоторые продукты, например, кофе…

Инопланетяне (их пока немного) потихоньку перестраивают или готовятся к перестройке атмосферы Земли и силы тяжести, которые регулируются пока для инопланетян в их городах и треножниках. Кстати, слово «треножник» несколько неправильно для обозначения инопланетян. Им скорее подходит слово «триподы», поскольку треножники – это роботизированные машины, управляемые инопланетянами, представляющие собой полусферы (кабины) на трех коленчатых ногах (как из романа Уэллса «Война миров») с щупальцами-манипуляторами. На треножниках «ездят» вне городов инопланетян.

А уже после изменения атмосферы и силы тяжести планируется (и, где-то к середине романа, ожидается) массовое вторжение инопланетян.

Нетрудно предугадать судьбу землян….

Повествование ведется, как воспоминания главного героя – Уилла Паркера.

Уилл Паркер живет в деревне Вертон в Англии. Он и его двоюродный брат Генри Паркер, обычные «неидеальные» мальчишки, которые, мягко говоря, недолюбливают друг друга и даже часто дерутся.

Уиллу и так приходили тревожные мысли о том, что будет, если он превратится после надевания шапки в вагранта, он вовсе не горел желанием одевать шапку.

Однажды в деревню пришел вагрант, назвавшийся, Озимандиасом, который почувствовав негативное отношение Уилла к перспективе надевания шапки, убедившись, что тот его не выдаст, сообщил Уиллу об истинных целях инопланетян, о шапках. Он сообщил также Уиллу, что ищет таких же, как Уилл, подростков, которым не по душе шапки, нужна свобода… Он сказал, что, по крайней мере, в одном месте на Земле, далеко на юге, за морем, в заснеженных высоких горах, по каким-то причинам (удобнее двигаться в низинах или невозможности нахождения в разреженном воздухе) не посещаемых триподами, несколько человек спаслись от принудительного надевания шапок. Снабженный картой и инструкциями, Уилл с готовностью соглашается на нелегкий путь туда…

Вопреки желанию Уилла к нему присоединяется Генри… На пути к Белым горам мальчишек ждут многочисленные опасные приключения, необходимость скрытного, ночного перемещения, минуя населенные пункты, добывания еды (в том числе воровством), переправа на рыбачье лодке (небольшом корабле) через море (скорее всего, во Францию), чужой язык, пленение и побег из плена с помощью вновь обретенного третьего изобретательного спутника Жанпола (Жан-Поль Дели), прозванного Генри Бинполом (жердь, столб), обследование безлюдных полуразрушенных городов, знакомство с метро, где они находят взрывающиеся «металлические яйца» (гранаты), путешествие по железной дороге (шмен-фе) с тележками (вагонами), движимыми упряжкой лошадей, голод, болезнь, вынужденное пребывание в рыцарском Замке Красной башни (де ла Тур Роже), расставание, захват треножником, вживление следящего датчика Уиллу, побег, преследование и … использование гранат…

Потом тренировки в Белых горах, отбор «диверсионных групп» (с Фрицем Эгером – Генри проиграл отбор) в три города триподов, приключения на реке по пути на турнир, сам турнир и путь в город триподов, жизнь и работа в городе (знакомство и служба у живого инопланетянина), побег, разработка плана и осуществление диверсии…

Роман так полон увлекательными приключениями, что их просто невозможно описать, перечислить… да и незачем…

Несмотря на то, что роман относится к н-ф прозе для детей старшего школьного возраста и юношества (young adult), и несмотря на то, что написан почти 50 лет назад, я испытал истинное наслаждение, особенно при чтении первой книги («Белые горы») и первой половины второй («Город золота и свинца»).

Описание города триподов, жизнедеятельности в нем, физиологии, характеров (если так можно выразиться), мотивации инопланетян мне показалось несколько слабым, несколько примитивным. И все-то мальчишкам удается (и не замечают, и воздуха хватает, и не видят, и удается обмануть…). А вот инопланетяне сплошь бездельники (в чем суть их работы не описано), глупцы, ротозеи, садисты, пьяницы …А вот типа «плавать в бассейнах» тоже любят. И массаж… Очень не понравились (не могу объяснить некоторые отношения между Уиллом и его хозяином). Что-то мне показалось там неприятное…

Достаточно много ситуаций, требующих морально-нравственного выбора. И герои по важным вопросам делают правильный нравственный выбор (кроме «не укради», «не убий»). Однако, драматические моменты выглядят несколько поверхностно, не трогают, не вызывают сопереживания…. Может быть, потому что герои – подростки, дети? Да и смертей мало…

Да и вообще несколько натянуто (как я уже отметил ранее), нелепо выглядит ситуация, когда ни власть, ни военные, ни спецслужбы не смогли совершить никаких действий (оцепили бы районы, заглушили бы сигналы), во всяком случае, об этом ничего не сказано, а если и совершали, то не хватило ума…, а вот десятку детей 13-14 лет под руководством нескольких взрослых все удается…Вот в чем фантастика…

Финал не напоминает примитивный американский хэппи-энд. Но и недостаточно драматичен. Да… Грустно, когда герои разъезжаются по своим странам, занимаются разными делами… Просто грустно. Грустно, что страны на конференции не смогли договориться ни по месту, ни по созданию некоего мирового правительства, ни по лидеру. Как быстро забываются ужасы! Как быстро забываются заслуги! Как быстро возвращаются разногласия даже по пустякам. Как быстро возвращаются мысли о неких национальных интересах.

А ведь в романе нарочито показана выгода, возможность сотрудничества и достижения согласия и англичанина, и француза и немца (судя по всему).

Аргументация отдельных выступающих на конференции так слаба, просто чудовищна, что поневоле возникает мысль: «Или автор сознательно добивался возникновения у 13-летнего неискушенного читателя, мягко говоря, брезгливости, возмущения, или просто не сумел придумать более серьезной убедительной (пусть неизбежно отрицательной) аргументации. Или, может быть, земляне вообще заслуживают такой участи?».

В романе есть даже лирические моменты, связанные с влюбленностью.

Не обошлось и без жертв, в наличии проявления героизма, самопожертвования, обоснование необходимости единовластия («диктаторства») в период «кризиса», «военных действий» и демократии мирного мира. Личность в истории, лидерство, ревность (как Уилл переживал, когда Бинпол стал больше общаться с Генри, чем с ним)…

Роман не стал для меня откровением, не содержит новую фабулу. Захват Земли треножниками или кем-то другими и успешное их счастливое уничтожение уже не раз освещались в книгах и в кино. Мне кажется автор — мастер «мелочей», которые создают интригу, интерес. Читать легко и просто. Сюжет линеен. Явная удача автора. Роман так же интересен, как и его романы-катастрофы.

Больше 7,5 баллов. Поэтому округляю до 8.

Оценка : 8
«Хранители»
–  [ 4 ]  +

Narizhna, 03 февраля 2009 г. в 14:59

Помню, в подростковые годы меня этот роман очень впечатлил. Будучи сводолюбивой юной особой, я с одинаковой враждебностью отнеслась и к бездумно-зомбированному миру урбитов, и к сытой чопрности джентри, под которой скрывается все то же зомбирование. Не знаю, что вкладывал в свое детище автор, но лично я тогда вынесла из этого произведения мысль, от которой не отступаю и сегодня: каким бы не было общество, как бы оно не выглядело, его основная цель — лишить человека индивидуальности. И слава Богу, что в каждом обществе находятся молодые и решительные, которые готовы бороться за свое Я и тем самым немного сдерживать неуемные аппетиты социальной мясорубки.

Мой вердикт: очень и очень хорошое чтиво для подростков, которое ставит много вопросов, и ставит их правильно. Взрослый человек со сформированными взглядами извлечет из этого чтения не так много, но оно может и для него оказаться приятным и интересным.

Оценка : 9
«Новогодние розы»
–  [ 4 ]  +

sanchezzzz, 02 сентября 2008 г. в 19:22

Мда, тяжела жизнь межпланетника, нет в ней места романтике, нет в ней места рождественской елке... Если тебе повезет, ты закончишь свои полеты, вернувшись на Землю, вернувшись домой. А нет — закончишь свои дни где-нибудь в лунной пустыне, и не доведется тебе снова почувствовать запах елки на Рождество. Это добрые, гуманные медики позаботились о твоей жизни, они не дали тебе шанс на последний полет, не дали возможности вернуться домой. Они оставили тебя здесь, в Луна-Сити, они боялись, что после второй красной звездочки твоё сердце не выдержит перегрузок. И ты останешься здесь, вдали от дома, и неизвестно, доживешь ли до того момента, когда кто-нибудь привезет тебе елку... на Рождество...

Рассказ настолько же сильный в психологическом плане, сколь и далекий от техническо-научной составляющей. Особый привет Джону Кристоферу за мхи на Луне и насекомых, съедающих трупы :-) удивительно, что сказав, мол, на Луне нет ничего лишнего, в следующем абзаце он вывозит труп на вездеходе! в лунную пустыню и, внимание!, выбрасывает его на съедение этим самым насекомым. Было бы логичнее утилизировать его, чтоб послужил ещё старушке Луне. Да и за перегрузки простим ему: до первого полета в космос оставалось 12 лет...

Но рассказ шикарный!..

Оценка : 10
«Огненный бассейн» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

ferus, 26 мая 2008 г. в 14:42

Читал роман впервые в 13лет, затем в 17, но хорошо помню его сюжет, и помню, что роман мне показался гениальным. Сюжет очень современный, идея классная. Особенно нравятся моменты, где молодые парни попадают в оставленные, заброшенные большие города... где скрываются от страшных энопланетных тварей-треножников. Кстати, очевидно, что фильм Спилберга «Война миров» взял по крайней мере половину своего сценария из этого романа. Внешний вид треножников и их атмосферность также были взяты для игры Half Life 2

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх