Сергей Снегов отзывы

Все отзывы на произведения Сергея Снегова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 481

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 10

«Четыре друга»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 16 февраля 2020 г. в 21:36

Да, стоило долго тренироваться на нудных приключениях братьев Васильевых и, наверно, написанной в то же время «Драме на Ниобее», чтобы в итоге сотворить такой вот почти что шедевр. Блестяще показана атмосфера коллектива юных, наивных друзей, которые несмотря на всю свою гениальность не понимают, как сильно ещё может жизнь потрепать их отношения. Вообще, здесь Снегов вспоминает золотое, каким я сам его считаю, время своего творчества, когда он написал шедевральные «В полярной ночи» и «В глухом углу», «Четыре друга» — прекраснейший производственный роман. Не хочу и не буду его сильно критиковать, но три серьёзных претензии не могу не упомянуть:

1. Слишком уж шовинистически и стервозно выглядит единственная девушка из нашей четвёрки. Ещё чуть-чуть и её можно было бы с чистой совестью назвать отрицательным персонажем, такой разлад она вносит в дружески-рабочий коллектив. Впрочем, будет людям наука, что не стоит смешивать чувства, особенно любовь, и дело.

2. Чрезмерно навязчивая идея разоружения. Не, я сам убеждённый пацифист и считаю, что силу нужно применять только в случае крайней необходимости, но здесь оно изображено очень уж приторно. Понимаю, что повесть писалась в самый-самый разгар горбачёвского разоружения страны и его же проповедей мира во всём мире, но надо же меру знать. 100% отказ от оружия ради мира во всей галактике настолько наивен, что аж хочется столкнуть персонажей с ваховскими орками, тиранидами или некронами, на крайний случай.

3. Крайне удивляет, что начинающим, пусть и очень перспективным учёным, сходу выделили крупный бюджет на обустройство их лаборатории в отдельном корпусе. Да, я верю, что в мире прекрасного будущего столько ресурсов, что девать их некуда, но всё же выглядит оно сомнительным.

Оценка : 9
«Драма на Ниобее»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 15 февраля 2020 г. в 16:59

Хорошее совмещение психологического противостояния нескольких очень упёртых личностей с фоновой социальной ксенофантастикой, исследующей нравы целого деградирующего, некогда разумного вида, который может окончательно вымереть чуть ли не от любого чиха человечества. Вообще это почти что «Аватар», как если бы туда прилетели коммунисты, а не капиталисты. Шучу-шучу, я понимаю, что первородное первенство этого сюжета принадлежит «Покахонтас», но тем не менее. В любом случае, читать про споры вокруг крайне многообещающей новой колонии человечества и его несчастных аборигенов, крайне интересно.

Но и здесь повествование натыкается на необъяснимые косяки и алогичности с роялями. Про пару из них упоминали ниже, но меня больше удивляет местная медицина, не способная вылечить ни ожоги, ни сотрясение мозга и вообще ничего, что успешно лечили уже в конце 80-ых прошлого века. Не менее необъяснимы чудачества местных «светил» медицины, которые всерьёз не осознают, что «личность», память и умственная деятельность возможны благодаря мозгу, а не какой-либо части остального тела. Впрочем, не считая нескольких подобных мелких косяков, получаем вполне себе качественную историю.

Оценка : 7
«Дом с привидениями»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 14 февраля 2020 г. в 17:39

Хороший и продуманный, но очень уж печальный рассказ. Хотя сама структура достаточно привычна Снегову — молодой, многообещающий учёный прилетает работать на далёкую, перспективную для исследований станцию на интересной планете. А там творятся какие-то научные тайны, с которыми никто больше не может разобраться, и, возможно, наблюдаются жертвы среди учёных из-за их научных опытов. Честное слово, я до последней страницы искренне боялся, что сейчас откуда-нибудь из шкафа выпрыгнут братья Васильевы...

Оценка : 7
«Акционерная компания «Жизнь до востребования»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 13 февраля 2020 г. в 16:46

Неплохая история про взаимоотношения писателя с его творчеством и персонажами. Я мало что понял из этой линии, но было интересно. Гораздо больше понравилась сатира на писательскую работу, направленную на максимальное извлечение прибыли и творимое исключительно по строжайшему стандарту. Чувствуется глубокое знание дела, актуальность эта история сохраняет и спустя сорок лет, когда стандартизированных произведений стало только больше, а каждая выдающаяся и отличная от остальных книга вызывает море почти идентичных копий.

Не понравилось только переполненность абсурдом. Чувствуется, что Снегов искренне веселился, сочиняя эту историю, но тем же самым разрушил всю иллюзию правдоподобия и «доверия к истории».

Оценка : 7
«Хрононавигаторы»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 12 февраля 2020 г. в 19:25

«Хрононавигаторы» — прямо-таки апогей одержимости Снегова тематикой разнонаправленного течения времени и взаимодействия с его различными потоками. Сложная тема, очень уж сильно она умозрительна и слишком легко запутать и себя и читателя в логических хитросплетениях и противоречиях. Меня вся эта хронотематика никогда особо не интересовала, поэтому основное внимание уделял теме «контакта» и взаимодействиям с двумя враждующими инопланетными видами. Снегову блестяще удалось создать по-настоящему необычные и интересные виды, которые кардинально отличаются от человека и по образу мышления, и по самим основам своего существования. И конечно же, земляне-пацифисты стремятся любой ценой преодолеть их извечную вражду и привести к мирному сосуществованию.

Но в особый восторг меня привела пародия на многих людей, предпочитающих додумывать всё самостоятельно, а не спрашивать, считая вопросы признаком глупости и неспособности к самостоятельному познанию мира.

Оценка : 6
«Формула человека»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 10 февраля 2020 г. в 19:56

Целиком и полностью согласен с предыдущим рецензентом Кропусом и в принципе, мало что могу добавить. Замечу только, что учёный Снегов неоднократно махал рукой не то, что на научную достоверность, но и на мало-мальскую хотя бы символическую правдоподобность не только здесь, но и во многих других своих рассказах. Цикл о братьях Васильевых здесь самый характерный пример. Так что это не ляпы, а сознательное принесение здравого смысла и логики в жертву метафоричности, морализаторству и назидательности.

Характеры до ужаса карикатурные — я так и ждал, что местный сумрачный гений начнёт злобно и торжественно хохотать, а его миньоны будут подобострастно хихикать. Их полное безволие отвращает от истории ещё больше.

Оценка : 5
«...Сотвори себе кумира»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 09 февраля 2020 г. в 20:00

Прекрасный рассказ о фанатизме, глупости и наивности. Мне очень понравился сюжет и идея, но опять же он несёт в себе слишком сильный отпечаток идеалистических взглядов автора. Снегов либо не понимает, либо сделал допущение, но любая религия и «заповеди» появляются не потому, что кто-то оставил какие-то заповеди и прочитал поучительную историю, а потому что они подготовлены закономерным процессом развития общества, культуры и экономики. Любая религия и социальные нормы-заповеди отражают так или иначе представления общества о самих себе и окружающем мире. И если разумные псы так легко приняли местные ужасные заповеди — значит они изначально были порочны и построили в уединении именно такое ужасное общество с сотворённым кумиром.

P.S. Так и не понял, где предыдущий комментатор нашёл здесь памфлет на научность истории и археологии, если ни первой, ни второй здесь нет и в помине.

Оценка : 8
«Остров, не отмеченный на карте»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 08 февраля 2020 г. в 22:33

Достаточно яркий антивоенный рассказ. Снегов уже затрагивал тему наивных учёных и их ответственности перед человечеством в своей научно-популярной трилогии о физиках-ядерщиках. Какими бы благими намерениями не руководствовался исследователь (продвинуть человечество вперёд, или просто наука ради науки), всё равно всегда можно будет придумать, как использовать его изобретение для изничтожения человечества.

Подобная тематика здесь наложена на неплохой сюжет, не стесняющийся некоторого юмора с иронией — забавно было почитать наивные мысли героя о якобы бесполезных исследованиях.

Оценка : 7
«Дороги, которые нас выбирают»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 08 февраля 2020 г. в 16:23

Вполне себе весёлый абсурдноватый балаган. Конечно, формально на всё это натянута маска пафосного трагизма, но всё равно выглядят все эти события настолько нелепо, что всерьёз относиться к «Дорогам» не получается. НО! Это не означает, что история плохая — она по-настоящему увлекательна и в хорошем смысле нравоучительна. Варианты удивляют — не ожидал такого фатализма от Снегова, проповедника роли личности в истории и явного сторонника теорий Гумилёва.

По идейной части — пацифизм, сатира на политических тиранов и перевороты, малодушная эмиграция-бегство от проблем и т.д.

Оценка : 7
«Тридцать два обличья профессора Крена»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 07 февраля 2020 г. в 19:39

Ещё одна достаточно удачная история про клонов-двойников. Я не претендую на то, чтобы полностью понять смысл этой истории, но в целом гуманистические идеи видны невооружённым взглядом. Да даже если отвлечься от них, всё равно остаётся достаточно замысловатый и интересный сюжет. К тому же Снегов, что не часто с ним бывает, здесь не только не стесняется шутить, но ему это и удаётся! Читать про многочисленное семейство Кренов в любом случае будет как минимум забавно.

Оценка : 8
«Диктатор»
–  [ 11 ]  +

Тимолеонт, 05 февраля 2020 г. в 19:47

Да, книга хорошая, можно даже сказать, очень хорошая. Но всё же категорически не понимаю таких завышенных восторгов. Принципиальный минус у романа один, но он фундаментален и сказывается от начала и до конца. Дело в том, что «Диктатор» — сугубо идеалистическое произведение написанное идеалистом, в принципе отвергающим и демонстративно презирающим материалистическое понимание окружающего мира.

Прежде всего, невооружённым взглядом видно сильнейшее, просто-таки титаническое влияние друга Снегова — Льва Гумилёва, его теория пассионарности\пассионариев буквально пронизывает всю эту историю. Отсюда исходит и пассионарий-Гамов, который вчера был астрофизиком, а тут его призвали в армию и он ВНЕЗАПНО оказывается гениальным политиком, полководцем и стратегом. Да, мне нравится история Твена, в которой лучший полководец всех времён и народов — безвестный сапожник, которому просто не дали реализоваться, но это же было просто шуткой! К тому же Снегов либо не понимает, либо игнорирует то, что масштабные описываемые преобразования и революции\моральные революции не совершаются одним человеком — они совершаются готовым к этому обществом. Один человек, каким бы гениальным он ни был, не может изменить мир, он может лишь возглавить и направить естественные исторические и общественные процессы. Родись Ленин полувеком раньше — скорее всего, был бы успешным адвокатом, родись Наполеон на полвека раньше — в лучшем случае был бы неплохим офицером-артиллеристом. И оба они не сделали бы вообще ничего интересного, родись в каком-нибудь центрально-африканском племени. «Диктатор» же категорически отвергает этот принцип, здесь гений-провидец-полубог способен, возглавив узкий круг ближайших помощников, установить мир в бесконечно воюющей совокупности враждебных государств, возглавить реальное надмировое правительство там, где для этого раньше не было никаких предпосылок и т.д. Не бывает, к сожалению, в обществах таких резких и кардинальных изменений на ровном месте. Ну вот не может лев внезапно заявиться в овечью отару и построить у них справедливое общество, даже если демонстративно будет щипать травку и вылизывать новорожденных овечек — банально волки и прочие хищники явно не проникнутся его благородством и самопожертвованием. Да и промышленно-финансовые-военные круги ни за что не откажутся от своих интересов в пользу описанного Снеговым благообразия, которое нанесло бы чудовищным урон их положению в обществе и благосостоянию. Автор-идеалист, опять же, игнорирует существование экономической элиты в господствующем в его выдуманном мире капитализме, и то, что именно её интересы примерно в 100% случаях продвигает любое развитое буржуазное государство, каким бы типо демократичным оно не было. Соответственно, банально эти самые экономические элиты никогда не покорились бы Гамову и его новому, дивному миру — но в книге их существование просто игнорируется, лишь пару раз упоминаются какие-то промышленники-фабриканты, которые не оказывают никакого влияния на политику государства и решения правителей.

Конечно, масштаб преобразований Гамова поразителен — Снегов старательно описывает свои мысли по поводу гипотетического переустройства общества. И тут начинается менее серьёзный, но всё же значительный минус «Диктатора» — беспардонный авторский произвол и целые батальоны роялей в кустах. Постоянно Гамову попадается то конвой с кучей денег вплотную к линии фронта, то тупейшие ошибки его врагов и противников, то его «мистическое» уговаривание людей и управление ими — Снегов делает всё, что угодно, лишь бы Гамову сопутствовала удача и всё у него получалось. Конечно же, без таких роялей обходится мало какая история, зачастую даже реальная, но надо же знать меру. Понимаю, почему автор пошёл на такое — он натолкнулся на типичную ловушку любого, кто берётся подробно описывать действия гениев\богов\сверхсущностей. Ошибка эта — сам автор далеко не гений, не бог и не сверхсущность, и он никогда не сумеет убедительно описать образ мыслей создания, чей разум на порядки сильней любого человеческого сознания (пишущие о примархах авторы, благодаря которым те выглядят тупорылыми истеричными подростками — передаю вам привет!). Отсюда и вынужденное постоянное подыгрывание Гамову, лишь бы результаты его действий соответствовали статусу полубога. К тому же моментами у Снегова капитально отказывает чувство вкуса — например, когда он на полном серьёзе описывает молоко кормящих женщин как народное достояние, собираемое на государственном уровне в огромных масштабах.

При этом я не отрицаю сильных сторон книги — это в любом случае очень интересная и любопытная история, которую читаешь с удовольствием и увлечением. И понимаю очевидный антивоенный посыл книги — Снегов старательно описывает, почему он считает войну плохой, вредной и почему так важно её опорочить и забыть. Но и опять же здесь проявляется его принципиальный идеализм и непонимание исторических процессов — Снегов либо не знает, либо игнорирует, что войны возникают не по личному желанию отдельных персоналий, а порождены зачастую целым комплексом экономических, социальных и политических причин. И никакая демонстрация никаких ужасов войны не помешает устроить очередную войну ради увеличения своих капиталов. Если хочешь прекратить войны — нужно устранить их причины, изменить саму социально-экономическую формацию, а не устраивать отдельные акты гуманизма.

К остальным недостаткам придираться не хочу и не буду — я в курсе, что «Диктатор» вышел после смерти Снегова и, по факту, не является законченным и нормально отредактированным произведением, откуда и исходят многочисленные мелкие косяки и корявости. В любом случае, «Диктатор» остаётся сильным и достойным прочтения произведением, хоть всё равно и не понимаю таких завышенных оценок.

Оценка : 7
«Чудотворец из Вшивого тупика»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 04 февраля 2020 г. в 19:16

Действительно, крайне удачный и ловкий представитель политической сатиры. Первый такой попавшийся мне у Снегова. Обычно его сатира бесхитростна и скучна, да и здесь не особо замысловата, хоть и признаю, что мне очень понравились здешние аналогии и метафоры. Выигрывает рассказ за счёт неожиданно бодрого и интересного сюжета в антураже любимой автором темы нового, нетипичного для современности оружия.

К тому же Снегов проявляет здесь свои лучшие черты наблюдательного и умного человека, иносказательно объясняя нам некоторые свои мысли и идеи.

Оценка : 8
«Братья Рой и Генрих Васильевы» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 03 февраля 2020 г. в 17:46

В целом — скучный и унылый сборник. Хороших историй меньше четверти, остальные объединены малоубедительными и неправдоподобными фантастическими допущениями и сюжетными ходами. Снегов зачем-то практически полностью посвятил этот цикл сопряжению человеческих чувств-эмоций с наукой, их числовым измерением и применением ради разной фигни.

Герои — безлики. Сейчас уже ничего не могу толком сказать о характере братьев Васильевых во многом потому, что его у них нет. Они, как и почти все остальные персонажи — безликие статисты, которые должны выполнять свои, зачастую весьма сложноразличимые функции. Одних классических любовных треугольников, в которых женщина уходит к более активному конкуренту, а её бывший благородно заботится о её счастье и отходит в сторону — тут то ли три, то ли четыре. Прочих типов любовных треугольников ещё штук пять-шесть. Такая сюжетно-персонажная одноликость была бы простительна при интересных изобретениях, но и их тут тоже нет. Как бы Снегов не напрягался изо всех сил, пытаясь хоть как-нибудь обосновать очередное «чудесное» изобретение, веришь в них намного меньше, чем в эльфов и драконов из фентези.

Оценка : 6
«Право на поиск»
–  [ 7 ]  +

Тимолеонт, 02 февраля 2020 г. в 16:42

Всё литературное мастерство автора вдребезги разбивается о попытки псевдонаучно обосновать абсолютную ахинею. « любовь — это не выдумка человечества, это осязаемая величина, это сила», ага. Ощущение, что авторы «Интерстеллара» именно «Правом на поиск» вдохновлялись. Снегов в попытках подвести научную базу под измерение чувств и их математизацию забывает об увлекательности, интересе, правдоподобности и т.д. Талантливому писателю, который написал прекраснейшую научно-популярную трилогию о физиках-ядерщиках, здесь абсолютно отказывает вкус и чувство меры. Я не отрицаю, у «Права на поиск» есть несомненные литературные достоинства, но многие не сумеют их заметить просто потому, что автор с абсолютно серьёзным лицом смешивает науку и любовь, даже не пытаясь хотя бы поиронизировать над этим. Нет, он действительно рассказывает про то, как мудрые учёные собираются и с помощью любви и прочих чувств играются со временем и чуть ли не хронопарадоксы устраивают. Эммет Браун отдыхает.

На фоне этого как-то даже неудобно упоминать про элементарную тяжесть текста и занудство героев, по несколько раз пережёвывающих одно и то же.

Оценка : 5
«Огонь, который всегда в тебе»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 01 февраля 2020 г. в 21:32

Очень сильно эмоционально и чересчур романтично. Хотя, немалой оценки рассказ заслуживает хотя бы за идею «индивидуальной музыки». Нельзя сказать, что Снегов сумел внятно прописать и объяснить её принципы, но он старался! И получилось даже интересно. Только, к сожалению, автор не определился, рассказывает он историю, или описывает принципы работы этой самой музыки — рассказ от этого очень страдает, полностью рушится весь эффект «речи» как публичного выступления.

Оценка : 6
«Второе «Я»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 31 января 2020 г. в 20:54

Прекрасное раскрытие темы клонов, повторяющих дословно не только твоё тело, но и личность. Снегов блестяще смешивает фантастические элементы с обыденными человеческими чувствами — любовью, ревностью, обидой на собственную глупость, безысходностью. В итоге получилась прекрасная демонстрация того, что любовь, это не нечто статичное, не предсказуемая константа, а крайне сложное и плохо предсказуемое явление, подчиняющееся как внешним обстоятельствам, так и банальному настроению. Моментами здесь вообще просматриваются элементы триллера — очень уж правдоподобно изображены беседы личностей, которые сами толком не уверены, кто из них настоящий и кого можно считать настоящим.

И да, не могу избавиться от ощущения, что автор заложил сюда, в значительной части, и свой личный опыт.

Оценка : 8
«К проблеме среднего»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 29 января 2020 г. в 20:50

Простая и ясная как топор сатира. А сатире лучше не быть простой и явной, это делает её скучной. Здесь же ещё и ни рыба, ни мясо. С одной стороны не выдержана степень абсурдности, и историю не получается воспринимать ни как серьёзное произведение, ни как юмористическое. Так же полное отсутствие какой-либо логики и хотя бы формального правдоподобия окончательно добивают какой-либо интерес и увлекательность истории.

Оценка : 5
«Рожденный под несчастной звездой»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 28 января 2020 г. в 19:41

Лёгкая, ненапряжная, неамбициозная, интересная история. Да, никаких замысловатостей здесь нет, и сам конфликт предельно прост, но на фоне остального душноватого цикла о братьях Васильевых, «Рождённый под несчастной звездой» кажется глотком свежего чтения, оставляющего после прочтения искреннюю улыбку. Читать о несчастьях пожизненного абсолютного неудачника не то, чтобы захватывающе, но это почти идеальный чисто развлекательный рассказ.

Оценка : 7
«Арифметика любви»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 27 января 2020 г. в 19:38

Простой и незамысловатый, но в то же время изящный рассказ. Простая идея о том, что чувства цифрами не измеришь, да и ни к чему хорошему это не приведёт, у того же Снегова встречалась неоднократно. Эта реализация вышла самой удачной за счёт прекрасно проявленного остроумия, когда масштабная и важная космическая колонизационная экспедиция срывается из-за излишней дотошности и мелочных человеческих эмоций. В итоге получается хорошая поучительная байка о том, что не стоит лишний раз даже пытаться лезть в смутную и непредсказуемую область человеческих чувств.

Оценка : 8
«Прыжок над бездной»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 26 января 2020 г. в 10:35

С одной стороны, «Прыжок над бездной» хорош, ибо увлекателен и прекрасен очередной историей об очередной необычной расе ксеносов. Но это не извиняет то, что портит рассказ и делает его плохим с другой стороны. Ибо большая его часть — это формально диалог, а по факту монолог, просто и топорно этот новый вид описывающий. Да, очень интересно, плюс, Снегову удалось сделать свои необычные идеи доступными для понимания каждому. Но он не особо и старался замаскировать этот хронопарадокс хоть каким-то действием. Так, решил под конец, что как-то суховато получается, и впихнул дополнительно посредине трагедию посентиментальней, типо чтоб эмоции были.

Оценка : 8
«Эксперимент профессора Брантинга»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 25 января 2020 г. в 20:00

Лихой, бессмысленный и неубедительный, но отчего-то всё же достаточно увлекательный рассказ. Если бы Снегов не начал нагружать «Эсперимент» ненужными ему философствованиями на тему бессмертия, то было б ещё лучше. Да и детективная часть здесь только мешается, ибо в итоге всё равно так и не разъясняется, почему и зачем профессор скрывается и прячется ото всех. Ну а так рассказ хорош ещё описаниями мира будущего и его чудесный открытий, которые здесь вышли поувлекательней, чем в большинстве историй цикла.

Оценка : 7
«Посол без верительных грамот»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 24 января 2020 г. в 20:39

Да, «расследование» здесь всё такое же странное и дурацкое, но не в нём, наконец-то, дело! Снегов занимается в «После» тем, что получается у него просто прекрасно — конструирует новые, необычные и интересные виды\цивилизации пришельцев. Просто прекрасно, что рассказывается о них не сплошным текстом, а «посредством» расследований-догадок, в некоторые моменты «Посол» даже напомнил мне «Похитителя тел» и «Нечто», только если бы их Главный Герой был бы не кровожадной тварью, а коммунистом-гуманистом).

Оценка : 8
«Бритва в холодильнике»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 23 января 2020 г. в 17:08

Первый по-настоящему удачный и интересный рассказ цикла. Во-первых, любопытным получилось не только «изобретение», но и порядок и цель его применения. Во-вторых, очень понравилось, как менялся характер «подозреваемого», который сам же и превратил себя в ярого человеконенавистника-мизантропа. А ведь был талантливый, многообещающий и жизнелюбивый учёный-экспериментатор! В-третьих, здесь присутствуют очень увлекательные рассуждения о человеческой деятельности и её мотивах вообще, о том, что движет учёными, да и не только ими, в нашей кипучей деятельности.

В общем, просто прекрасно. Начинал читать со скепсисом, ожидая ещё одной шаблонной нудятины о братьях Васильевых, но закончил отметив, что Снегов здесь проявил лучшие черты своего таланта.

Оценка : 8
«Сквозь стены скользящий»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 22 января 2020 г. в 18:46

Так слезливо-сентиментально, что моментами опасался — книга размокнет. Взрослые, вроде, люди, инфантильны свыше всякого предела. Один готов без конца задалбывать девушку и шантажировать её ради своей страсти и стремления вырвать «признание», вторая долго-долго ломается, а потом всё же оказывается влюблённой в него, а третий чуть ли не подталкивает свою любимую и друга к роману. Тьфу, извиняюсь. Да и сюжетно никакого интереса история не представляет — всё слишком скучно и предсказуемо.

Оценка : 6
«Тяжёлая капля тщеславия»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 22 января 2020 г. в 18:06

Ощущение, что техника безопасности в мире Васильевых запрещены как омерзительный пережиток прошлого. Я вот по иному даже понять не могу, как гениальные и замечательные учёные дохнут как мухи от собственных же изобретений? Опыты над животными? Контрольные эксперименты? Компьютерное моделирование? Консультации с коллегами по поводу побочных эффектов? Ведь всё это было уже даже во время написания рассказа. Не знаю, что ещё сказать про этот рассказ, он слишком банален и слишком мало отличается от других приключений Васильевых.

Оценка : 6
«Люди как боги» [Роман-эпопея]
–  [ 4 ]  +

Rodman47, 22 января 2020 г. в 12:26

Шикарное сочетание научной фантастики с софистикой филосовских рассуждений о материи, пространстве и времени, технологий будущего и инопланетных рас.

Оценка : 9
«Кольцо обратного времени»
–  [ 4 ]  +

Rodman47, 22 января 2020 г. в 12:24

Удивительно, каждая последующая книга превосходит предыдущую. Добавилась эмоциональная составляющая, даже смерть сына ГГ во второй книге не выглядела жалостливо, как должно бы быть с человеческой точки зрения, чем скитаня и мытраства героев в период нестабильного времени. Мир конечно очень сюрреалистичен, не надо тут искать логики в обстоятельствах, тут надо концентрироваться на героях, из мыслях, рассуждениях и взаимоотношениях при различных ситуациях.

Оценка : 9
«Вторжение в Персей»
–  [ 5 ]  +

Rodman47, 22 января 2020 г. в 12:15

Вторая книга зашла намного лучше. В первой я еще не осознал стиль автора, а во второй проникся. Шикарное сочетание научной фантастики с софистикой филосовских рассуждений о материи, пространстве и времени, технологий будущего и инопланетных рас.

Оценка : 9
«Стрела, летящая во тьме»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 20 января 2020 г. в 21:36

При всё настолько же скучных героев-братьях, здесь хотя бы интересный «сеттинг» и сюжет. Уже почти что настоящий детектив с интригой и попытками докопаться до истины. Да и достаточно любопытная цивилизация ксеносов здесь представлена, хоть и недораскрыта. В отличии от большинства других рассказов цикла, этот хотя бы прочитал с любопытством.

Оценка : 8
«Сверхцентр бессмертия»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 19 января 2020 г. в 20:14

Очень интересная идея, остроумные парадоксы, но грубая и бессмысленная развязка. Наверно, Снегову просто лень было придумывать адекватный финал и он просто махнул рукой, по-быстрому набросав что есть. Более того, финал противоречит самому духу учёных исследователей Снегова, которые в его книгах всегда умудрялись найти выход из самых сложных научных и производственных тупиков.

Оценка : 6
«Машина Счастья»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 18 января 2020 г. в 19:04

Цикл о братьях Васильевых продолжает поражать своей вопиющей аллогичностью и бредовостью. Измерение уровня счастья? Заключение браков «по расчёту» ради большего счастья и благополучия? Серьёзно? Всё действие не покидает вопрос, что и вообще делают герои и зачем оно вообще им нужно. И причём, в этой истории есть потенциал — её можно было бы сделать просто-напросто весёлым театром разухабистого, чуть циничного абсурда, но Снегов блестяще устоял перед этим искушением.

Оценка : 6
«Принуждение к гениальности»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 17 января 2020 г. в 19:27

Может, здесь и есть сатира, но разглядеть её практически невозможно. Да даже если и так, то что? История от этого не становится ни интересней, ни логичней. Да и в принципе возникает море вопросов по поводу вселенной братьев Васильевых. Не очень понятно, как она вообще функционирует. Ещё неясно, как функционируют герои. Точнее они сами по себе представляют из себя голые функции, призванные двигать вперёд сюжет — такие встречались в худших ранних рассказах того же Беляева, у которого была хотя бы логичность и последовательность.

Оценка : 6
«Умершие живут»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 16 января 2020 г. в 19:00

Насколько хороши и прекрасны части про Ферми и Франсуа, настолько же и слабо и неубедительно обоснование того, как удалось заглянуть в их прошлое. Ниже уже расписали всю нелогичность и бредовость такого изобретения, так что повторяться не буду. В целом, для меня загадка, почему рассказав две прекрасные истории «из прошлого», Снегов поленился прописать для них внятное и убедительное «фантастическое допущение». Да и герои как-то не сформировались ещё — не чувствуется за ними никакого характера и личности.

Оценка : 7
«Мне отмщение...»
–  [ 6 ]  +

Тимолеонт, 15 января 2020 г. в 13:43

Как и в «Книге бытия» Снегов не устаёт поражать своей противоречивостью. Художественная часть пьесы — выше всяких похвал. Дуга характера ГГ выписана очень чётко и ясно, что немало, особенно учитывая крайне малый объём. Возвращается ГГ такой после многолетнего лишения свободы, думает, ух, вы у меня сейчас попляшете, всем отомщу! И в ходе одного вечера выясняется, что мстить-то ему и некому и незачем. ГГ реально вырос за это краткое время. Так же крайне хороши и диалоги персонажей, выясняющих свои взаимоотношения. Присутствует даже некоторая мораль и посыл, мол, как надо себя вести и поступать.

Но что касается политико-идеологической части.... Как и в «Книге» чуши и противоречий столько, будто и не Снегов писал. Во-первых, что значит, формулировка в уголовном деле в стиле был другом и приближённым? Что за ерунда? Как это мог на полном серьёзе написать человек, сам прошедший через тогдашнюю правоохранительную систему? Не поверил бы в это и десять лет назад, тем более не поверю сейчас, после того как мне по разным причинам довелось прочитать несколько десятков дел осуждённых по 58-ой статье.

Во-вторых, удивил пассаж про ошибающегося с жестоким 19-ым веком Блока и нарастающую жестокость 20-го века. Такое как однозначность мог преподнести только человек, не понимающий историю вообще. С вероятностью куда более 2-3% (доля затронутых репрессиями человек живших в СССР в 1920-50ые) Снегова в 19-ом веке вообще никто не судил бы, а просто всучили бы с десяток шпицрутенов будь он в армии, или по простому сотню-другую палок по спине на барской конюшне и тот бы просто тупо умер. Безо всякого суда и не попав ни в какую статистику репрессированных и казнённых. Или его бы попросту продали бы соседскому помещику, наплевав и разлучив с семьёй. Или он помер бы с голода от того, что зерно надо зарубеж продавать

В-третьих, что за ерунда, типо из-за ошибочного\ложного приговора разочаровалась и перестала верить во врагов народа? Никто не отрицает репрессий и никто не отрицает невинно-незаконно осуждённых. Ошибки правовой системы были везде и всегда. Вон, в 21-ом веке из США чуть ли не каждый месяц приходят новости, что освобождён то один, то другой ошибочно осуждённый преступник, проведший за решёткой десятки лет. Или что, кто-то забыл Гилфордскую четвёрку и Магуайрскую семёрку? И что, их трагедии означают, что преступников и террористов не существует? Чушь собачья, я извиняюсь. Я не знаю, кем надо быть, чтобы всерьёз верить, что в мире у нас есть только друзья сейчас, не говоря уже о 30-ых годах, когда страна менее поколения назад пережила мировую войну, гражданскую, интервенцию великих держав, а в мире ещё вдобавок шла активная подготовка к новой мировой войне.

В-четвёртых, это офигеть какой смачный плевок в сторону правоохранительных органов, вот скопом, забыв вообще про всю и любую презумпцию невиновности, всех их записывать в преступники, трусы, лжецы, подлецы и т.д. Чем тогда такие люди вообще отличаются от так ненавидимых ими «красных упырей большевиков», которые якобы только и думали, как бы кого-нибудь расстрелять?

В-пятых, книга просто зияет логическими дырищами. Если в стране такое беззаконие и работники органов могут творить и писать что угодно, а работники суда будут им только подыгрывать и всё равно сажать всех, «кого надо», то зачем устраивать этот цирк с конями, с допросами, подписями, свидетельствами и т.д? В стране же беззаконие и беспредел, да? Почему бы тогда товарищам следователям самим бы не писать все тексты за подсудимых и потом самих же за них расписываться? Зачем им тратить десятки часов своего времени и вызывать студентов? Почему бы не сэкономить время? Или я чего-то не понимаю?

В-шестых, отвратителен сам посыл книги о том, что тогда в стране только и были, что лжецы, трусы, подлецы и твари, которые боялись, дрожали и поделать ничего не могли с преступной властью. А все честные люди либо скопом без разбора расстреливались, либо ссылались бы в лагеря. Не знаю у кого и как, но мои предки не были ни лжецами, ни трусами, ни подлецами. Они жили в великой стране, проводили индустриализацию, строили десятки тысяч заводов, развивали науку, образование, победили в страшнейшей войне в истории человечества, а впоследствии в рекордные сроки отстроили страну и превратили её в сверхдержаву и вторую экономику планеты Земля. И никогда бы описываемые в антисоветской литературе трусы и подлецы не сумели бы всё это сделать.

В своё время мне довелось прочитать немало антисоветской литературы самого разного уровня качества. От откровенной дряни и субстанции вроде Солженицына, и вплоть до вполне интересных и осмысленных историй Шаламова. «Книга бытия» и «Мне отмщение...» Снегова отличаются немалым умом и сознательностью автора. Целиком и полностью отдавшись в перестройку и влившись в оголтелый антисоветский дискурс, Снегов всё же избежал некоторых крайностей и не сочинял совсем уж бредовой отсебятины. Вдобавок, он всё же старается прежде всего рассказать интересную историю, а не вылить ушат дерьма. Но от этого не сильно легче и для меня до сих пор загадка, как умнейший Снегов мог моментами писать такую откровенную ахинею, когда были и есть реальные поводы и причины поругать и покритиковать СССР и конкретно его правителей.

Оценка : 7
«Галактическая разведка»
–  [ 7 ]  +

Rodman47, 15 января 2020 г. в 00:31

Я бы назвал эту книгу космической демагогией про утопичный мир идеальных людей. Мало логики в сюжетных линиях, но очень хорош слог и довольно иньересные филосовские рассжудения. Не буду критиковать автора, так как по мне у него получилось именно то что он и хотел. В целом понравилось, хоть я и не большой любитель этого жанра.

Оценка : 8
«Постоялец эпохи»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 14 января 2020 г. в 19:33

Составленные вроде как из разных сборников стихи всё равно посвящены буквально паре-тройке тем. Это неплохо само по себе, просто наталкивает на мысль, что наследники и редакторы собирали скорее тематический сборник, посвященный пребыванию в местах лишения свободы, тяжкой жизни в стране и немного любви. Но сама поэзия очень и очень хороша — я не специалист в этом деле, но на мой вкус вышло очень атмосферно. Настроение иногда успешно создаётся парой строк, а впоследствии Снегов успевает ещё и неплохую историю в нескольких строчках рассказать. В любом случае, было любопытно ознакомиться с поэтической частью творчества выдающегося советского фантаста.

Оценка : 8
«Море начинается с берега»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 13 января 2020 г. в 20:05

Снегов, как известно, долгое время прожил в Калининградской области, а значит, имел просто море возможностей пообщаться с кучей местных рыболовов. Сам я с этой отраслью незнаком от слова совсем, но выглядят все истории предельно правдоподобно, а герои — живы и убедительны. Весь данный морской сборник Снегова, к которому примыкает ещё и «Ветер с океана», это крайне удачная производственная драма, перемежаемая многочисленными личными проблемами главных героев. Кто-то только-только вышел в море и мечтает связать с ним свою жизнь, кто-то уже не первое десятилетие бороздит его просторы, кого-то донимает жена, уставшая постоянно ждать мужа с рейса... Социалистические соревнования, необходимость выполнения или перевыполнения плана, шторма, проблемы в коллективе, личные истории и драмы — прекрасная, в общем, литература, способная скрасить пару вечером. И да, все рассказы так или иначе связаны между собой персонажами — третьестепенное действующее лицо одной истории, вполне может быть главный героем следующей.

Оценка : 8
«Пахари рыбных полей»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 12 января 2020 г. в 18:24

Нравятся мне такие производственные романы о простых людях, занимающихся своим делом. Они не переворачивают вселенную, не сражаются с толпами врагов, не покоряют сердца десятков красавиц и не представляют из себя что-то уникальное. Но они — Личности, на которых базируется наше общество, существующее только благодаря труду каждого, или хотя бы большинства его членов, просто и честно выполняющих свою работу.

Но в то же время, «Пахари рыбных полей» — не просто сплошной, торжественный гимн трудовому народу. Снегов не стесняется затрагивать и некоторые фундаментальные проблемы общества, вроде пренебрежения чужим\народным имуществом, если тебе за это ничего не будет, или тупорылой программы «А что я стучать буду?».

Живой ГГ, интересное окружение, чуть ли не с каждым из которых Александр успевает поговорить по душам, хороший пример «истории начала взросления» и т.д. Хорошая история. Очень позабавил финальный эпизод, сколько бы я не списывал всё на своё пошлое воображение, но всё равно уже нарисовал в голове однозначную картину того, что случилось через несколько строк после финала).

Оценка : 8
«Гордая жена»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 11 января 2020 г. в 22:10

Не гордая, а неумная жена бравого капитана Соломатина здорово бесила и раздражала ещё в «Ветре с океана», написанном пусть и десять лет спустя, но прочитанного мной в первую очередь. Здесь же сугубо и глубоко эгоистичные действия балбески, которая не стесняется прямо угрожать мужу изменой, расписываются только на порядок подробней, чем в романе. Наглая, глупая, если не сказать жёстче, жена, сначала обрывает связи мужа с делом его жизни, а потом удивляется, как же ж так получилось, что никто этому не радуется? Объективно рассказ неплохой и поучительный, неплохо раскрывающий тему взаимопонимания между супругами, только «гордая жена» не вызывает ни капли симпатии, а значит, и сопереживать ей практически невозможно.

Оценка : 6
«Мастера моря»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 10 января 2020 г. в 21:21

И снова достаточно интересная и подробная с точки зрения индивидуальной и коллективной психологии история о рыболовах-промысловиках. Главный Герой — капитан Бродис, фактически, учится чуть ли не по-новому жить и работать, уже имея высшее трудовое достижение-награду, которое только есть в стране. К чему стремиться дальше, какие рекорды бить и чего достигать? Заодно Снегов показывает, как и коллектив относится к человеку, являющимся для них сразу и образцом, и основным соперников в «социалистическом соревновании», а для многих — и истинным кумиром.

Оценка : 8
«Мартын бьет»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 09 января 2020 г. в 20:01

Хороший житейский рассказ о производственных буднях калининградских рыбаков. Достаточно толково и интересно описывается их повседневная работа от и до, хоть и без лишних подробностей. Правда, следить за бытом простых рабочих здесь на удивление увлекательно. Хоть и уделяется, по факту, основное внимание не вылову рыбы, а взаимоотношениям внутри коллектива и их взаимодействию друг с другом.

Оценка : 8
«Книга бытия»
–  [ 22 ]  +

Тимолеонт, 08 января 2020 г. в 19:07

Типичное, просто-таки образцовое «начали за здравие, кончили заупокой».

Сразу оговорюсь, что свой литературный дар автор проявил в мемуарах в полной мере. Рассказывает подробно, обстоятельно, обо всём, о чём только хотел рассказать и никуда ни разу не торопясь. В то же время, большую часть повествования книга не кажется скучной, читать её предельно интересно — о своих родичах, их знакомствах, своём окружении, друзьях, взаимоотношениях с окружающим миром Снегов рассказывает предельно увлекательно. Конечно же, некоторые моменты удивляют. Категорически не могу принять взгляд автора на посторонних, незнакомых ему людей, в отношении которых можно позволять себе самые дикие и омерзительные выходки, вплоть до прямого физического нападения. Ещё более противно его отношение к женщинам — Снегов пытается изображать какое-то благородство, типо, он своей жене обещал девственниц не трахать и даже некоторое время держал слово! Но факт есть факт — неоднократно изменял своей супруге, только родившей ему дочь, и не чувствуется, что даже в старости чувствовал себя неправым. Только расписывает, как жутко он при этом морально страдал и терзался, бедняга такой. Но да ладно, его жизнь — его правила.

Считаю необходимым отметить, что Снегов вне всякого сомнения — умнейший человек, блестяще и очень точно понимающий многие общественные процессы. Это чувствуется по его художественной литературе, и, частично, по мемуарам «Книга бытия».

Честно, для меня загадка, как так получается, что вот Снегов делает блестящие и очень точные, умные замечания и ведёт крайне толковые рассуждения. А вот он начинает нести откровенную чушь и ахинею. Часть этого можно оправдать банальным незнанием — не факт, что Снегов знал про американскую «охоту на ведьм» в 1950-ых, о подавлении коммунистов-социалистов во Франции, Италии и Греции, о подавлении рабочих в Британии, о репрессиях в Японии, военных режимах Ю.Кореи и т.д. и не понимал, что подавление инакомыслящих не является сугубо советской чертой.

Часть его откровенных глупостей можно списать на давление окружающей обстановки — мемуары эти писались в 80-ых, в самый-самый разгар диссидентства и перестройки, когда полстраны зачитывалось откровенными лжецами и врагами вроде Солженицына, Шаламова и прочих, а в «Огоньке» многомиллиоными тиражами на всю страну пороли отчаянную чернуху. Крайне сложно было пойти против своего окружения и не описывать Сталина как маниакального идиота, который ведётся на малейшие провокации, 8 лет таит злобу на Д.Бедного (как в анекдоте, где кошка дорогу перебежала — и двадцати лет не прошло, как с колокольни насмерть свалился!), и только и думает, как бы кого репрессировать. У Снегова вообще людей вокруг репрессируют столько, что непонятно, как вообще жизнь то шла, если всех при малейшем чихе увозили куда надо и на свободе можно было остаться либо по блату, либо по везению. Ведь любой полит.деятель может легко тебя посадить за то, что ты с любовницей его заговорил! При этом даже не пытается автор задуматься о том, что творилось в стране и не понимает, что шла не просто тупая борьба за власть, а в принципе определялся дальнейший путь развития страны. Я когда Бухарина и его биографию читаю — жутко становится от мыслей, что было бы, если б он к власти пришёл.

Но часть моментов списать не получается уже ни на что. Будто бы и не Снегов писал. Местами ощущение, что к нему ночью в дом пробирался Солженицын или Новодворская и дописывали понемногу от себя. Хотя, если верить фантлабовским примечаниям к новейшему переизданию снеговского же «Диктатора» — «Данная редакция романа отличается дополнительными правками, внесенными наследниками,«, допускаю, что и наследники автора могли что-то от себя дописать. Ну честно, я не знаю как ещё объяснить удивление автора, мол, что ж такого могло понадобиться иностранным спецслужбам в разорённой и бедной стране? Глупость какая, не полезли бы американцы в бедную страну. Такую чушь мог ляпнуть только человек, в принципе никогда не интересовавшийся историей. Просто ещё несколько примеров:

а). Вот Снегов пишет, что крестьян лишили паспортов и прикрепили к деревне, а рядом рассказывает, как крестьяне массово переезжали в Одессу. И готов допустить ещё, что он не знал, что в 1930-ых «закрепощённые» крестьяне переселились в города в количестве примерно 30-35 миллионов человек.

б). Просто пещерное презрение к людям, не являющимся потомственной интеллигенцией. Типо они никогда не смогут просветиться и образоваться до уровня полноценных людей и стать по настоящему образованными. «И в настоящей, многовекой науке — они тоже были бы не на месте». Просвещение же вчерашних крестьян и рабочих — по словам Снегова это деградация и огрубление общего уровня культуры (второй том — страницы 31-32). Блин, да слава богу, что у власти тогда были большевики, а не подобные автору люди.

в). 2-ой том, стр. 31 — автор на полном серьёзе пишет, что вот как правильно было раньше, когда богатые, образованные и умелые господствовали над беднотой и голытьбой, а теперь меньшинство господствует над большинством и опирается на неумех и лентяев. Смачный такой плевок в сторону тех, кто проводил индустриализацию и превращал советскую экономику в первую в Европе, способную справиться с огромной промышленностью Третьего Рейха. Вообще автор сокрушается, что вот раньше умелые, трудолюбимые, хорошие люди работали, богатели и всё было хорошо, а вот теперь пришли ужасные большевики, построили колхозы и стало всё плохо. Только непонятно, как при этом получается, что когда «умелым кулакам» давали работать как хотят при царях — народ жил впроголодь и раз в четверть века случался большой голод со многими тысячами жертв, а после воцарения колхозов в СССР — голод ушёл навсегда, за исключением краткого рецидива в 1945-46.

г). Автор всерьёз верит в голодомор. Что советское правительство намеренно устраивало голод, чтоб зачем-то убить миллионы собственных граждан.

д). Считая что почти все командиры Гражданской войны были расстреляны, автор несёт просто фееричный бред, непростительный даже в те, доинтернетовские времена.

е). Милиция в СССР раннем была просто ужасной и чудовищной. Подтверждение этому — уличные гопники, нападающие на прохожих, предпочли получить по морде, чем быть отведёнными в отделение милиции и сесть на несколько лет. Удивительно, не правда ли? А Снегов на этом эпизоде всерьёз сокрушается о людоедских советских правоохранительных органах.

Прочий полушизофренический бред, которого особенно много во втором томе, я комментировать не хочу. Снегов минимум три раза прямо намекает, что большевики были хуже татаро-монгол, шведов и нацистов. Я просто предпочту считать, что это дописывали либо редакторы, либо «наследники», отказываюсь верить, что такие глупости мог писать умнейший, без иронии, человек. Просто оговорюсь, что из-за накала пещерного диковатого антисоветизма в лучших традициях 80-90-ых, книгу под конец читать натурально тяжело, домучивал её несколько дней. Автор то знакомится с любовницей Жданова, то беседует с теми, кто на самых-самых верхах власти и может рассказать ему всякое, то самые высокопоставленные люди, зная, как опасно говорить лишнее, всё равно рассказывают автору самые опасные вещи... В общем, как говорится — неправдоподобная котолампа.

Но что самое неприятное — ни про что хорошее автор не рассказывает. В СССР всё было только плохо — репрессии, доносительство, голод, нищета, оголтелая пропаганда, хреновые приборы, хреновое производство, вообще ничего хорошего. Абсолютно все позитивные моменты и эпизоды того периода автор либо замалчивает, либо изображает как минус, либо старательно подчёркивает и намекает, что это было «вопреки».

Но всё же, жаль, что Снегов не продолжил своё жизнеописание. Я бы с интересом прочитал бы про его дальнейшую жизнь.

Оценка : 6
«Творцы: Историческая повесть о современниках»
–  [ 3 ]  +

Тимолеонт, 15 декабря 2019 г. в 19:13

Когда читал книгу «Прометей раскованный. Повесть об Игоре Курчатове», не знал ещё, что она фактически — на треть урезанная версия именно этой книги. Почти всё, что можно сказать об одной, относится и к другой. Те же самые события в «Творцах» показаны более широко, более развёрнуто, это уже не облегчённая версия детского формата, а расширенная версия для более вдумчивого и любопытного читателя.

В любом случае, творения Снегова продолжают оставаться, пожалуй, лучшим научно-популярным повествованием о советских физиках-ядерщиках, которые внесли не меньший вклад в выживание нашей страны, чем простые бойцы на фронте.

Оценка : 9
«Мишка Курянский готовится в море»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 12 декабря 2019 г. в 19:38

Достаточно оптимистический и жизнеутверждающий рассказ, пытающийся продемонстрировать, что даже самые отпетые уголовники имеют шанс на исправление. Снегов буквально в нескольких строчках умудряется создать правдоподобный образ человека, который, ведомый ещё детской мечтой о море, действительно решил стать на путь исправления и стать честным гражданином. Что понравилось — убедительно показан образ мыслей уголовников, Снегов, человек сам проведший в лагерях не один год, таких людей навидался вдосталь.

Но и главное испытания ГГ ещё впереди — сможет ли он по освобождению не поддаться старым привычкам и не вернуться в уголовное дело?

Оценка : 8
«Свой дом»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 11 декабря 2019 г. в 19:03

Рассказ с неожиданно непростым конфликтом во главе, затрагивающий крайне сложные и болезненные темы советского общества. Вот была кулацкая семья, жившая хорошо и богато, за счёт каких источников — вопрос отдельный. Жили так хорошо и богато, что до конца сожалели о нажитом и впоследствии обобществлённом добре. Вопрос раскулачивания — тоже отдельный разговор. Но можно понять их сына — Николая, главного героя рассказа, который точно так же хотел заиметь свой собственный дом с развёрнутым и масштабным хозяйством. Только не учёл он некоторых вещей: а). Земли у кулаков всегда было больше, чем они способны обрабатывать самостоятельно, поэтому прибегали к использованию наёмного, то бишь батрацкого труда. Отсюда исходит второй недочёт ГГ.

Б). Будь Николай реальным кулаком — не он бы всем один по хозяйству занимался, а попавшие к нему в долговую кабалу односельчане.

В). Его семья занималась своей землёй не потому, что так уж её любила, а потому что это приносило солидные барыши, которые и помогали поддерживать крайне высокий уровень жизни в отдельном семействе. Но Николай, не понимая этого, не извлекал денег из своего хозяйства, а наоборот — тратил на него то, что заработал честным рыбацким трудом.

Г). Даже если бы земли у Николая было бы много, даже если бы он смог нанять себе рабочих, даже если бы 100% своих сил и времени уделял только своему хозяйству — экономически он был обречён. И причина этого показана в рассказе же — благодаря развитым экономическим связям он может купить картошку и яблоки куда более высокого качества, чем способен вырастить самостоятельно на неподходящей для этого земле и не имея нужных удобрений и семян хороших сортов.

Если что, то да, я в курсе достаточно хорошо развитого вплоть до Хрущёва подсобного хозяйства многих советских крестьян, которые иногда даже могли позволить себе торговать излишками своей продукции, но это не меняло общей картины. И хозяйства отдельных «фермеров» были обречены в масштабной конкуренции с огромными, титаническими колхозами, которые за счёт концентрации ресурсов могли позволить себе лучшее качество производимой продукции при гораздо меньшей себестоимости.

Хм, извиняюсь, что-то увлёкся. В общем и целом, как я понял, это история про смену времён. Уходила в прошлое старая эпоха, когда люди жили натуральным хозяйством в своём собственном домике, а приходила новая — масштабное производство и урбанизация, переселение многих миллионов людей в квартиры и их отрыв от земли. Нынешние дачи, собственная картошка и торгующие ягодой бабушки — это лишь наследие, эхо тех времён. Бабушки торгуют ягодой явно не от хорошей жизни, а выращивание собственной картошки зачастую требует больших затрат, чем стоит качественная покупная.

Но история хороша и с чисто художественной части — взаимоотношение Николая со своей семьёй, начальством и друзьями показаны более чем правдоподобно, в этих персонажей веришь и даже сопереживаешь их проблемам.

Оценка : 8
«Прометей раскованный. Повесть об Игоре Курчатове»
–  [ 9 ]  +

Тимолеонт, 09 декабря 2019 г. в 19:14

Прекрасная научно-популярная книга о советских физиках-ядерщиках, которые в тяжелейших условиях Великой Отечественной продолжали работать и заниматься исследованиями. В принципе, здесь указаны практически все, ну или как минимум, подавляющее большинство титанов нашей науки, внёсших свой вклад в создание атомных реакторов и оружия в СССР. Этой книге тоже очень тесно в каких-то 252 страницах, это очень мало, чтобы дать представление о личностях и полноценно рассказать об их вкладе, автор был явно скован цепями «детского формата», но старался явно изо всех сил. Снегов не просто перечислял имена и заслуги, но и объяснял, какими методиками руководствовались учёные, какие трудности преодолевали, и, главное, зачем они всё это делали и считали свою работу настолько важной. Получилось интересно, познавательно и нескучно, на такой литературе детей вполне можно учить Отечественной истории.

Оценка : 9
«Прометей раскованный. Повесть о первооткрывателях ядерной энергии»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 29 ноября 2019 г. в 20:03

Прекраснейший образец научно-популярной литературы. Хотя вообще-то мне не нравится, когда авторы не могут определиться, что они пишут и у них выходит слишком вольно для документалистики и недостаточно красочно для художественной книги, но Снегову каким-то чудом удалось удержаться на тонкой грани между достоверностью и увлекательностью.

Сюжетно «Прометей раскованный» может показаться какой-то солянкой-калейдоскопом, действие постоянно скачет между целой группой персонажей и несколькими сюжетными линиями, это неплохо само по себе, но такой масштабной истории явно тесно на 238 страницах. Зато пусть очень вкратце, в стиле «обо всём по чуть-чуть», но рассказывается о долгом и сложном пути исследования расщепления атома от первых конференций 1930-ых, и вплоть до робких попыток установить безъядерный поствоенный мир. Здесь есть и напряжённые производственные моменты, что так хорошо удаются Снегову, и опасные диверсионные действия, и шпионские-политические интриги, и незанудное морализаторство пополам с рассуждениями о ценности мирной жизни и применения мощи атома для невоенных целей.

Оценка : 8
«Люди как боги» [Роман-эпопея]
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 26 ноября 2019 г. в 19:50

Знаковая для отечественной литературы космоопера. Настоящая, истинная фантастика, которая ни на грамм не устарела спустя полвека после своего написания. Инопланетяне здесь — по-настоящему другие биологические виды, а не раскрашенные люди. Иные культуры — иные, зачастую непостижимые для человека. В то же время, это утопия, то есть благоприятный, благожелательный вариант развития человеческого общества в целом и отдельных людей в частности. Галактика, где люди достигли такого могущества, что сравнялись с богами, создавая новые планеты в ходе долгого и кропотливого труда, и уничтожая старые чуть ли не в мгновение ока.

И автор прекрасно рассказал три интереснейшие истории из мира такого отдалённого будущего. Герои — более чем убедительны и действуют в рамках своего бытия, до последнего веря в свои идеалы и прибегая к насилию лишь в крайних случаях, стараясь всегда договариваться миром и приходить к взаимопониманию. В то же время — они очень грозные противники для любой, даже самой развитой цивилизации.

Мне вообще очень понравилось, что Снегов постоянно пытался придумывать новое, постоянно удивляя читателя чудесами, в то же время он оставлял повествование в рамках строгой логики и последовательности, не ломая персонажей через колено и не допуская авторского произвола. Да и вообще это старая, добрая фантастика, из тех времён, когда лазеры не заполонили ещё все фантастические произведения).

Оценка : 8
«Кольцо обратного времени»
–  [ 7 ]  +

Тимолеонт, 25 ноября 2019 г. в 19:34

Третий роман по духу и настроению разительно отличается от первых двух частей. В «Люди как боги» и «Вторжении в Персей», даже когда герои проигрывали и терпели неудачи, они всё равно ни секунды не сомневались и царила атмосфера борьбы, можно даже сказать, оптимизма. Мол, сейчас мы проиграли, но правда за нами, а враг будет разбит. И почти никто не гибнет. Ну, один-два важных персонажа за роман. Здесь же герои начинают нести тяжёлые потери чуть ли не с самого начала... И практически всё действие сохраняется настроение упадка, безысходности. Моментами герои даже отчаиваются и уже сами не верят, что сумеют спастись. Неизменным осталось только стремление персонажей решать конфликты по возможности мирным путём, не массовым геноцидом, а хотя бы попытками взаимопонимания. И да, общение человека с высшим, на порядки превосходящим его видом, здесь показано куда убедительней тех же «Интерстеллара» и «Прибытия». По настроению и глубине ближе всего к «Солярису» Тарковского.

И да, это самый, пожалуй, логичный и убедительный «тайм-парадокс» из тех, что мне доводилось читать, а ведь обычно я их не перевариваю из-за жуткой абсурдности. Автор здесь тоже моментами перекручивает, но у него герои хотя бы не играются со временем в пинг-понг, они полностью осознают его опасную и разрушительную силу. В общем и целом — более чем достойное завершение трилогии.

Оценка : 8
«Вторжение в Персей»
–  [ 4 ]  +

Тимолеонт, 21 ноября 2019 г. в 19:46

Изо всех сил Снегов изображает благополучное, мирное будущее, в котором даже огромные союзы и государства создаются почти что мирным путём. А принципиально разные культуры, мировоззрения, да и сами формы жизни объединяются не силой оружия и экономической мощи, как оно зачастую бывает в космооперах, а силой идеи о благополучии, равенстве и свободе. Конечно же, автор этим неизбежно впадает в идеализм, но что ж поделать, в художественном произведении вполне можно такое простить). Тем более, что больше значимых минусов у книги я не наблюдаю — она вровень такая, каким и должно было быть продолжение первого романа. Герои развиваются, планомерно достигают своих целей, иногда начинают сомневаться и ошибаться, но всегда неизменно твёрдо стоят на страже своих идеалов и справедливости. Да, повествование порой монотонно и пафосно, но это уже на вкус и цвет, как говорится.

Само противостояние с разрушителями-зловредами выдалось вполне в духе Снегова — зрелищных и красивых боёв нет, всё решает стратегическое превосходство и правильная подготовка к битве, а так же грамотное привлечение могучих союзников на свою сторону.

Отдельного внимания заслуживает фантазия автора по части логики, мировоззрения других видов и их технических достижений — всё это здорово выбивается из стандартной фантастики, вполне себе оригинально и способно всерьёз заинтересовать, хотя некоторые параллели с реальным современным Снегову обществом, всё же прослеживаются.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 10



⇑ Наверх