Иэн Бэнкс отзывы

Все отзывы на произведения Иэна Бэнкса (Iain M. Banks)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 622

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13

«Инверсии»
–  [ 3 ]  +

Farit, 17 апреля 2012 г. в 20:05

Очень неплохая книга, показывающая, в частности, насколько схоже подходят к одни и тем же ситуациям авторы разных стран и поколений. Да и сам факт того, что они обращаются к такой теме о многом говорит. Так как вопросы взаимодействи более развитого и менее развитого, вопросы ответственности, эмоциональной вовлеченности, границ вмешательства и его приемлемости в принципе — актуальны, в том числе и для нашего мира. Как говорится, оглянитесь по сторонам :) На какие страны еще падают огненные камни?

Этот момент, кстати, совершенно не проясненный в книге остается одним из самых интригующих — являлся ли этот дождь с неба природным явлением или это — тоже элемент вмешательства (с толстым намеком на другие схожие эпизоды уже из нашей истории).

История рассказана мастерски, переплетение сделано просто прекрасно, этого у Бэнкса не отнять. Но вот само содержаие историй не до конца порадовало. В каждой есть цепляющая странность:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в Телохранителе уже в середине становится ясно, что однорукая наложница скорее всего не так проста, как кажется, а внезапный упадок государства очень странен; в Докторе слишком уж явно сюжет рихтуется технологиями Культуры, подсказки по реформам буквально прут косяком, да и романтическая линия выглядит притянутой за уши.
.

Выглядит как попытка продолжить линию Линтера из «Последнего слова техники». Интересно, но... не так, как хотелось бы.

Оценка : 7
«Осиная фабрика»
–  [ 3 ]  +

u6752, 12 августа 2011 г. в 22:29

Только что дочитал.Не знаю даже,как передать свои впечатления.Очень необычно,притом мерзко и отвратительно.Начало и середина написаны не слишком захватывающе,местами довольно скучно,но вот когда я прочел больше половины,у меня уже начинали немного трястись руки(эпизод в больнице с Эриком),но я заставил себя продолжить чтение(стоило ли это делать?Да).Этот роман не оставляет равнодушным,лично меня он шокировал.Я мог предположить что угодно,но только не такую концовку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне даже жаль это несчастное существо.
Я не первый это говорю,но все же впечатлительным не рекомендуется.

Оценка : 7
«Дар Культуры»
–  [ 3 ]  +

god54, 03 ноября 2010 г. в 19:57

В целом грандиозный замысел, который потянет на целую многосерийную космическую оперу. Поражает описание оружия, описание самой Культуры, запутанность и по-настоящему человеческое описание чувств и достоверность характеров... Но в итоге это рассказ, это лишь маленький кусочек... Не понравилась концовка, для литературы и для меня нужно нечто иное, законченное, на крайний случай, морализирующее.

Оценка : 7
«Безатказнае арудие»
–  [ 3 ]  +

piglet, 20 ноября 2008 г. в 00:59

Толко что прочла, буквально последняя прочитанная мной книжка. Бэнкса люблю очень, но вот тут что-то напрягло.Разумеется, не борьба с орфографией!:-)Может,как-то она проще, чем от Б. ожидаешь, может, переводчик подкачал в чем-то...Мне очень повезло с первым знакомством-там и переводы были шикарные, и комментарии обширные. Так что .. и тем не менее от Б. ожидалось большего, чем антиутопия

Оценка : 7
«Вспомни о Флебе»
–  [ 2 ]  +

flying_kitten, 17 апреля 2024 г. в 12:47

Признаюсь, книги Бэнкса мне, в большинстве своём весьма нравятся, даже достаточно проходные его вещи приятно читать, вроде бы и ничего особенного, но захватывают. Сюрреализм и загадочность в одних произведениях сменяются одой Шотландии в других, но, в общем и целом, авторский почерк вполне узнаваем. «Вспомни о Флебе» опубликован как раз между двух весьма характерных, «бэнксовских» романов — странным кафкианским «Мостом» и реалистичной «Улицей отчаяния».

Отдалённое будущее. Обитаемая часть вселенной по большей части поделена между воинственной расой идириан — строго иерархическим религиозно-клановым обществом, и Культурой — практически утопическим симбиозом между людьми, живущими непринуждённой жизнью гедонистов и сообществом искусственных интеллектов. Главный герой служит идирианам, несмотря на значительные отличия в физиологии и мировоззрении, он считает, что будущее за ними, как за носителями «живой» идеи, в противовес бездуховному машинному обществу Культуры. Хорзе, главному герою, предстоит пройти через множество испытаний, обрести странных союзников, сомневаться и предавать, и всё это — ради важной миссии, ради путешествия с странный чуждый мир, ради своих убеждений.

Начав читать, я испытал недоумение и лёгкое разочарование — такое ощущение, что книгу писал не Иэн Бэнкс, а какой-то совершенно другой автор. Нет, так то всё вполне неплохо, динамично, интересные локации и объекты, насыщенный сюжет, красочный мир... Но, видимо, ожидания были сильно завышены — с одной стороны ждёшь от хорошо знакомого тебе автора его фирменных фишечек, с другой — многочисленные восторженные отзывы, сравнение с «Гиперионом», предвкушение чего-то эдакого. Фактически — достаточно ортодоксальная космоопера, да, с некоторой психологической составляющей, да, с глубинным цивилизационным конфликтом, с размышлениями о путях эволюции, но, тем не менее, при этом довольно прямолинейна книга, эксплуатирующая множество шаблонов.

Вполне мэйнстримовая фантастика, написанная не без изящества, яркая и интересная, нисколько, на мой взгляд, не устаревшая с момента написания, но достаточно стандартная и без особых неожиданностей.

Оценка : 7
«Транзиция»
–  [ 2 ]  +

wonder.stasy, 21 января 2024 г. в 20:18

Только что закрыла книгу и хвалить её желания нет, а поначалу всё шло довольно неплохо. Вкратце расскажу о героях и постепенно перейдем к впечатлениям от романа в целом.

Ну что, готовы? Тогда бросаем септус в кофе и поехали.

Эдриан.

Юный карьерист с довольно интересным взглядом на жизнь. Не самый приятный герой, мысли которого вызывают у читателя ощущение вовлечённости в диалог.

С ним хочется спорить или соглашаться, рассуждать о нормах и жизни в целом. Персонаж изворотлив, знает себе цену и готов идти напролом, при необходимости.

В первых главах напоминает Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи» — идентичные взгляды и стиль повествования.

Пациент 8262.

Загадочный симулянт, ожидающий подходящего момента до финального эпизода. Отрешенный от социума, прислушивается к звукам и делает вид, что спит. Этакий дремлющий монстр постепенно выходящий за границы своей больничной койки, а может и спящая царевна (только вместо поцелуя выйти из зоны комфорта его заставляют

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шаловливые ручки неизвестного
).

Транзитор.

Кочевник не нашей реальности. Прыгает с шестом — септусом на длинные дистанции. Никакого мошенничества, лишь ловкость рук (и не всегда своих).

Сцены в итальянском дворе занимают не так много страниц, однако вызывают трепет в моём сердце. Поэтичные описания Венеции, бал-маскарад в кругу элиты — чуть ли не лучшие главы Транзиции.

Воображение работает на полную катушку и читатель словно прокручивает в голове эстетичный фильм с чарующими декорациями. Любовный интерес героя дышит таинственностью и эротизмом. Миссис М. играючи завлекает Тэмуджина в свои сети, ускользает и появляется, словно мираж.

Скачки между телами и реальностями случаются у всех по-разному и это любопытно. Развитие способностей транзиторов и побочные эффекты таких перемещений порождали новую волну теорий. Самый главный страх лично для меня в таких транзициях — застрять в чужой вселенной, где из живых есть только камни.

«Надзор» сокрыт вуалью подозрительности. В этом вопросе я согласна с миссис М. — познакомившись с представителями организации, слепо верить в праведность и добродетель их помыслов не выходит.

Однако поступки Тэмуджина в отношении членов совета меня приводят в замешательство.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Получив задание устранить одних представителей, он решает пойти наперекор и сделать всё наоборот, убрав других. Вопрос: зачем? Почему он их не допросил перед этим — уже второй вопрос. Неужели он не стремился выведать информацию о настоящих мотивах компании? Получается, что единственной вопрошающей здесь является миссис М., быть может с другой стороны ещё и мадам д'Ортолан. Тэмуджин напоминает слепого котёнка, странствующего по мирам в поисках мамкиной сиськи, а хотелось бы увидеть его любознательность и напор в поиске ответов. Вместо того, чтобы убивать членов совета, досаждая тем самым своему заказчику,

герой мог поступить более хитро и продуманно — очевидно это качество потерялось при смене оболочки. Досадно.

Философ.

Самый яркий персонаж романа. Продуманный и уверенный в себе. Сложилось впечатление, что он и Эдриан транзитировали из вселенной Стивена Кинга и очутились в книге Иена М. Бэнкса.

Становление Философа и его дальнейшая судьба приковывает всё внимание, другие сюжетные ветки не вызывали у меня столько эмоций, как эти.

Жестокость и справедливость выведены красной пастой в личном кодексе моральных принципов — он не жалеет узников, строго следует приказам, но подумает трижды, если дело касается женщин и детей. Джентльмен по натуре с любовью к истязаниям.

Бисквитин.

Чудачка с большой буквы и самая необычная героиня, о которой практически ничего неизвестно. Автор вводит ее в сюжет под конец и сразу с ноги теснит на моём пьедестале Философа.

Она может быть неприятной, даже мерзкой, при этом забавной и милой. Все реплики — сплошная тарабарщина, которую она пытается выдавать за логичные предложения.

Финальный экшен на мосту очень понравился, особенно его завершение.

Автор показывает необычные способности одного из персонажей и это было действительно интересно.

Ложкой дёгтя здесь выступил эпилог, в котором описана дальнейшая судьба героев, особенно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эдриана и Философа
(что это вообще было?!).

Что не понравилось:

Слишком много откровенных сцен.

Всякий раз, как герои беседуют на серьезные темы, трапезничают, появляется логотип компании Brazzers. Собственно, а чего руки и ноги не задействованы в процессе разговора? Займём их делом! Чего это они прохлаждаются!

Безусловно есть и эпизоды, где это вписывается отлично, но в большинстве случаев такие эро-марафоны абсолютно не к месту. Хотелось больше серьезности в поступках персонажей, описания лора, способностей транзиторов, перемещений и самого Надзора, о котором толком ничего неизвестно, предыстории Малверхилл, д'Ортолан и Бисквитин (особенно первых двух — они здесь играют не последнюю роль).

Итог.

Книга не займёт высоких позиций в моём личном топе. Жалею ли я о потраченном времени? Не особо.

В романе встречаются интересные абзацы, как сюжетные, так и описательные. Здесь есть над чем подумать, порассуждать. Автор не просто рассказывает историю, а подстрекает читателя высказать свою точку зрения по тому или иному поводу.

Сильно занижать оценку не решилась, потому что есть здесь эпизоды, которые мне очень понравились. Однако не беру ответственность рекомендовать всем и каждому ознакомиться с Транзицией.

Только ради прекрасной Италии, интересных и разных способностей транзиторов, Философа и Бисквитин ставлю 7.

P.S. Аннотация путает читателя и неверна в отношении некоторых героев. Решила заглянуть и вновь перечитать её. Антагониста не указали (а он буквально известен с самого начала), зато разделили положительных персонажей на две группы, хотя они всю книгу были на одной стороне. Особенно смешно читать о противостоянии Пациента — он всё время лежит в больнице и заботится лишь о себе. Единственное противостояние у него с медсестрой, заставляющей пить таблетки, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
каким-то местным извращенцем. Только в эпилоге автор раскрывает личность Пациента.

Оценка : 7
«Воронья дорога»
–  [ 2 ]  +

flying_kitten, 12 декабря 2023 г. в 18:01

Шотландский бытописательный роман воспитания, ближе к концу которого есть интегрированный в повествование триллер. Бэнкс, сам шотландец, в своих книгах регулярно демонстрирует любовь к родным местам, временами практически соскальзывающую в ура-патриотизм, но, к счастью, всё же удерживающуюся в рамках приличия. :)

История шотландской семьи из среднего класса начиная с середины ХХ века и до 90-х годов. Так или иначе показано большое количество персонажей, но акцент делается на жизнь и взросление представителя младшего поколения — Прентиса Макхоана, от лица которого ведётся повествование. Маленький городок, где все друг друга знают, поместья и домики, природа и люди — автор с нескрываемой симпатией показывает Шотландию. Главный герой растёт, взрослеет, теряет друзей и родственников, узнаёт о своей семье что-то новое и неожиданное.

Кажущаяся в начале классической скучноватой семейной историей, книга тем не менее не даёт скучать. Некоторая «этнографичность» вносит в повествование неуловимое очарование, персонажи, слегка странноватые и одержимые вредными привычками (в первую очередь, конечно, самой шотландской из них — потреблением виски), постоянно находят на свои пятые точки разнообразные приключения. Обаятельные герои, достаточно спокойный, но в то же время динамичный сюжет, ненавязчивый «бэнксовский» юмор — что ещё нужно, чтобы скрасить несколько вечеров?

Оценка : 7
«Канал грёз»
–  [ 2 ]  +

flying_kitten, 22 ноября 2023 г. в 16:06

Книга, именуемая издателями политическим триллером, если ориентироваться на аннотации — кажущаяся боевиком. Но, вполне в стиле Бэнкса — не сильно «нормально», местами муторно и болезненно.

Главная героиня — японка, известная во всём мире виолончелистка, ранее никогда не бывала нигде дальше Китая ввиду острой формы аэрофобии. В один прекрасный, а может и не очень, день, настал тот момент, когда она всё же созрела на посещение Европы и отправилась туда хитрым маршрутом на грузовых судах. Но вот незадача, панамский канал оказался перекрыт из-за действий повстанцев, корабль встал на прикол и потянулись дни и недели ожидания. Чем заняться в такой ситуации? Главная героиня занялась рефлексией и, на всякий случай, завела любовника.

Книга выходит далеко за рамки формального сюжета, помимо настоящего есть и прошлое, помимо реальности есть сны — у героини они весьма ярки и сюрреалистичны. Да и с тараканами в голове, и скелетами в шкафу у неё всё весьма неплохо, надо сказать. Спокойная вначале, книга ускоряется по мере развития сюжета, растёт градус безумия и насилия. Есть ли граница, которую обычный человек не сможет переступить?

Неплохая книга, вполне бэнксовская, но излишне уклонившаяся в сторону боевика в финальной части.

Оценка : 7
«Единица хранения»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 02 августа 2023 г. в 10:56

Наука против веры. Мракобесие против свободомыслия. Совпадения против апофении.

И можно ли читать «Сатанинские стихи» перед авиаперелетом?

Автор сначала долго гладит по шёрстке сторонников трехвого рационализма, а в последних строках даёт им неожиданный подзатыльник.

Опять появился интерес к самому скандальному роману Рушди.

Впечатление от рассказа странное.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Нечётный придаток»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 26 июня 2023 г. в 10:28

Сложности Первого Контакта.

Абсолютно чуждая растительная форма жизни. Одновременно попытка в ксенопсихологию и демонстрация, что любви все жизнеформы покорны.

И мыслящий куст с щупальцами тоже может испытывать муки неразделённой любви и гадать на «ромашке» любит-не любит. Хорошо, что у «ромашки» оказалось нечетное количество придатков.

Подумалось, что способность к перемещениям — невероятная привилегия. И также подумалось, что куст, даже не помышляющий о возможности смены положения в пространстве, не понимает этого.

Хулиганский рассказ, который вполне можно было бы встретить в любом российском фантастическом литконкурсе.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Выбор оружия»
–  [ 2 ]  +

k2007, 19 мая 2022 г. в 08:38

Текст разделен на два потока, которые идут навстречу друг другу, чтобы сойтись в одной точке. История воина, жизнь которого — цепь неудач. Он смел, он умел, но нет у него удачи, как говорили древние скандинавы, в конце каждой операции он несчастен. То, что он агент могущественной цивилизации, дела не меняет. В конце автор показывает нам, что гнело героя и мешало ему получать удовольствие от жизни. Но задумка автора странна и недостоверна

Оценка : 7
«Мёртвый эфир»
–  [ 2 ]  +

deepnight79, 31 августа 2021 г. в 21:24

Честно говоря, старина Бэнкс этой книгой разочаровал. Вроде, и сеттинг произведения попадает под самые его удачные вещи: наше время, реалистическая проза без примеси сюрреализма. Но, прокололся. Весь сюжет сего творения вместе с необходимыми диалогами и описаниями мог уместиться на пяти страницах, и при этом ничего не потерять. Вышло же их 480. Много околополитической болтовни, не имеющей отношения к делу, много лишнего текста, не ведущего ни к чему. Сам стиль великолепен, сцены и персонажи живые — Бэнкс, без дураков, мастерски владел пером, но только вот, форма без содержания слабовато держится на ногах. Произведение больше выглядит литературным упражнением по классу виртуозности расстановки слов в предложениях. В общем, слегка обидно...

Оценка : 7
«По ту сторону тьмы»
–  [ 2 ]  +

volodihin, 05 января 2019 г. в 02:09

Мягко говоря, не лучшая вещь великого Бэнкса. Во-первых, трудновато ощутить сопереживание в отношении главной героини: ее обидели, она стала жестокой, но что в ней хорошего-то? Сюжет: Бэнкс набрасывает 10 возможностей, реализует 5, из них 2 — скверно, прочие же то ли забывает вычеркнуть, то ли жалеет набранный объем... Идея: общество движется к максимальной свободе индивидуума, но никакая модель этому идеалу не соответствует, если кто-нибудь предложит таковую, то ее установление — большая кровь. Ну, с англоязычного левого интеллектуала сойдет, хотя всё это и простовато и даже несколько туповато... Перевод то и дело подкидывал странности, и я решительно не уверен, что он точен хотя бы более или менее...

Ну, хороши антураж и боевка, и это, по большому счету, всё.

Бэнкс целом намного выше этого романа, полагаю, занимающего второстепненое место в его творчестве.

Оценка : 7
«Игрок»
–  [ 2 ]  +

Slink, 02 августа 2018 г. в 22:10

Это моя 4 книга из цикла «Культура», читаю я не по порядку, а по описанию. Знакомство с циклом начал с «Выбора оружия», — достаточно тяжелая штука и с непривычки читал я ее несколько месяцев.

Игрок — хороший вариант, чтобы начать знакомство с циклом с неё. К сожалению, в книге достаточно мало объяснений самой Культуре, о её возможностях, целях, путях достижения этих целей мы узнаем из каждой книги цикла. Собираем мозаику по кусочкам, поскольку Культура состоит из множества деталей, это очень сложная система взглядов и решений. Все мои завершенные книги цикла о том как она достигает своих целей. Так что «Игрок» тоже об этом. По сравнению с остальными книгами, «Игрок» не перегружен несколькими параллельными сюжетными ходами, множеством персонажей, это история этого самого игрока. За счёт отсутствия многоходовочек читать легко, приятно и быстро, поскольку взгляд акцентирован на определенном событии. Все прекрасно, но к некоторым действиям героя возникают вопросы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, мотивация гг, когда он принял предложение дрона подсмотреть мало обоснованна. Он был уверен в своей победе, а тут это непонятное предложение, которое он принимает. Зачем, чувак?

Протянутым за уши выглядит его решение отправиться в путешествие. Совершенно не логично, что по пути он не изучил обычаи и какую-то историческую часть и тем более конституцию (ну или другой НПА) государства, где данная игра внедрена на все уровни жизни этой планеты.

Финал нормальный, мне понравился, я наконец не испытал очередного шока, как было с предыдущими 3 книгами. Там концовка просто разрывала все в голове.

Ставлю очень крепкую 7, которая ближе к 8.

Оценка : 7
«Дар Культуры»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 13 февраля 2014 г. в 06:17

Такой вот психологический этюд. Для рассказа, на мой взгляд, слишком неопределенная концовка. Не открытая, а именно неопределенная. Такая подошла бы для формы, состоящей из массы таких вот отдельных историй; таким образом можно отлично описать придуманный мир...

Оценка : 7
«Выбор оружия»
–  [ 2 ]  +

Yazewa, 08 февраля 2014 г. в 06:10

Стиль, структура текста, манера изложения — да, это мне нравится, это увлекает. Хотя и очень чувствуется, что с переводом что-то не очень (читавшие в подлиннике это подтверждают, кажется). Но о сюжете сказать этого не могу. Действие не захватывает, не затягивает в себя. Я читала с перерывами, и всякий раз не могла вспомнить, что же было «недавно» в тексте. Не скажу, чтобы было скучно, — нет, нисколько. Но внимание скользило по поверхности текста, и желания нырнуть не возникло. Однако сохранилось желание читать автора дальше.

Оценка : 7
«Безатказнае арудие»
–  [ 2 ]  +

e371, 29 января 2013 г. в 15:45

И я вставлю свои пять копеек:

Я полностью согласен с отзывом Nexus'а — Вселенную описанную в книге сложно представить. Очень слабое описание, непозволительно слабое, крипт описан вообще никак — совершенно непонятно что же это такое в целом. Мир тоже никакой, из описаний крепость-башни можно лишь понять что она 25км высотой, на этом автор решил ограничиться. Как будто ему вообще по барабану как это должно выглядеть и как это себе будет представлять читатель.

С другой стороны, идеи интересные, сюжет все таки цепляет, да и в принципе о потраченном времени не жалею, Бэнкс берёт классом.

Оценка : 7
«Взгляд с наветренной стороны»
–  [ 2 ]  +

nemarat, 06 октября 2011 г. в 14:48

Вообще, вспоминается известный запрет есть мяса козленка, сваренное в молоке матери его.

Примерно те же чувства вызывает скорбь людей, являющихся потомками народа, разрушившего мир, а свет взрыва, связанногос теми событиями еще только долетает до них из глубин галактики.

Оценка : 7
«Улица отчаяния»
–  [ 2 ]  +

Vlad, 05 декабря 2009 г. в 12:05

Почему-то казалось, что “Улица отчаяния” будет похожа на знаменитый фильм о Джиме Моррисоне – “Дорз”. Но получилось с точностью до наоборот – все равно, что сравнивать хард-рок с глэмом – вроде инструменты те же, но подача другая. Поэзию и трагизм сменила гламурность и эпатажность, оставляя осадок чего-то ненатурального. Но при этом читать интересно – Бэнкс уже не затягивает нас в глубины сознания, а просто рассказывает историю придуманной им рок-группы (этакого шотландского аналога Роллингов), ее зарождения, триумфа и распада, параллельно с историей ее лидера – Уэйрда – принявшего обет одиночества после ее развала. Обет одиночества сопровождается нескончаемыми пьянками с собутыльниками (достаточно смешными), про-коммунистическими рассуждениями (даже немного приятными – хоть кто-то любит Россию) и мыслями суицидального характера. Об этом в общем-то и вся книга – если ты рок-звезда, то надо быть ненормальным, стремясь при этом к… нормальности.

Оценка : 7
«Осиная фабрика»
–  [ 2 ]  +

Плюшевая Утка, 16 января 2007 г. в 15:22

Шокирующе...

Дети всегда жестокие, но здесь...

Хороша развязка :)

Оценка : 7
«Осиная фабрика»
–  [ 2 ]  +

DukeLeto, 25 декабря 2006 г. в 22:55

Роман раскрывает глаза на неприглядные стороны детского мировосприятия. В моем представлении напрашивается аналогия с «Повелителем Мух» Голдинга. При этом Голдинг ЗНАЧИТЕЛЬНО мягче.

Оценка : 7
«Дорога черепов»
–  [ 1 ]  +

Manowar76, 24 июня 2023 г. в 09:18

Тут у нас НФ-метафора.

Интуитивно я понимаю практически всё, что хотел скзать Бэнкс, включая и то, что конеподобное существо, тянущее повозку, наиболее эрудировано из всех персонажей, но вербализировоть сложно и лень.

Очень понравилось определение всех жанров развлекательной литературы от Шекспира до хорроров:

«– Ну? – серьезным тоном сказал его спутник. – Расскажи моя история. Моя любить слушать истории.

Расскажи история про любовь, ненависть, смерть, трагедия, комедия, ужас, радость и сарказм, расскажи моя о великих делах и мелких делах, об отважных людях и трусливых людях, о громадных гигантах и карликах, расскажи моя о смелых женщинах и красивых мужчинах, о великих волшебникахниках… и о расколдованных мечах, а еще о странных, древних зверях и ужасных, таких страшных вещах, который, гм… не должны жить и… гм, о забавных болезнях и всеобщих бедствиях. Да, моя любить. Расскажи моя. Моя хотеть.»

Триповая зарисовка бесконечности империализма.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7
«Генеральная уборка»
–  [ 1 ]  +

AlisterOrm, 13 января 2018 г. в 21:29

Сумбурный, но весёлый рассказ о человеческой тупости... скорее, о тупости военных. Инопланетяне сбросили мусор, прямо как в анекдоте, а наши пятнистые друзья сразу начали строить теории одна удивительнее другой, проявляя чудеса глупости, и отмахиваясь от внятных комментариев что-то заподозривших учёных. Весьма отдалённо это напоминает один гениальный фильм Кубрика, но в куда более разжиженном виде.

Оценка : 7
«Нечётный придаток»
–  [ 1 ]  +

AlisterOrm, 12 января 2018 г. в 00:30

Хех, такой чернушный рассказ, ну прямо-таки сердце радуется. У растений — своя жизнь, свои переживания, воспоминания... А кто-это тут копошится? Фигня какая-то, придаток... А дай ка я на нём погадаю! Ромашку устрою...

Но как это выглядит со стороны? Жуткое, огромное дерево кровожадно схватило человека, и поотрывало ему конечности! Вот страсти-то... попробуй доказать теперь, что оно это сделало не со зла, а так, мимоходом...

Оценка : 7
«Последнее слово техники»
–  [ 1 ]  +

Нортон Коммандер, 24 июля 2017 г. в 16:44

Сюжет этой повести можно описать несколькими словами. Собственно, в аннотации весь сюжет, кроме концовки, фактически и описан. Остальной объём — выраженное в форме научной фантастики эссе о социуме землян. Больше всего, как мне кажется, автору удались не фантастические, а реалистичные элементы произведения; в частности, погружение в атмосферу Европы 70-х годов, в культуру землян. О земной культуре читать оказалось интереснее, чем о галактической Культуре. Бэнкс умный и глубокий автор, но на любителя, которым я, пожалуй, всё-таки не являюсь.

Оценка : 7
«Выбор оружия»
–  [ 1 ]  +

Нортон Коммандер, 21 июля 2017 г. в 16:10

Впечатление от этого романа в целом неоднозначное. Видно, что автор глубоко раскрывает используемые им идеи, и внутренний мир главного героя также глубок. Это не лёгкая приключенческая фантастика, а произведение, стоящее ближе к серьёзной прозе военной и психологической тематики. Кажется, что немного изменив сюжет, можно было полностью перенести действие в наш мир — к сожалению, войн и у нас хватает. От фантастики же ожидалось большего разнообразие именно фантастических идей, раз уж действие происходит на далёких планетах, а персонажи — гуманоиды, землянами не являющиеся. Здесь они не отличаются от людей и их психология практически не отличается от людской, и общества, по крайней мере на тех планетах, где в «Выборе оружия» оказывается главный герой Чераденин Закалве, мало отличаются от общества Земли 20-21 веков. Общее настроение книги несколько гнетущее и безнадёжное, особенно в финале.

Оценка : 7
«Вспомни о Флебе»
–  [ 1 ]  +

Yazewa, 31 января 2014 г. в 09:06

Не горю любовью к космоопере, и этот роман ничего не изменил в моем восприятии.

Мне было не очень интересно; возможно, потому, что не стали близкими герои. Книга эта более описательная, чем глубокая. Очень подробная прорисовка всех действий, ощущений (не столько чувств и эмоции, сколько различного рода ранений), крушений и битв. С одной стороны, эти описания вызывают уважение к литературным способностям автора, потому что они достаточно выразительны и объемны, но, с другой стороны, затягивают текст. Последнюю сцену с крушением поездов и массовой гибелью героев я читала уже по диагонали: подробности раздражали и гасили динамику.

В целом не пропало желание дальше знакомится с творчеством Бэнкса, и это безусловный плюс ).

Оценка : 7
«Вспомни о Флебе»
–  [ 1 ]  +

Dr.Павлыш, 12 февраля 2008 г. в 23:09

Вулкан фантазии. Но остаётся впечатление того, что столкнулся с серединой ( или концом? ) серии, порой как то всё скомкано и одновременно много излишних подробностей. Главная идея ( если она главная ) новизной не отличается но предподнесена в кайме сюжета итригующе. Твердая 7-ка.

Оценка : 7
«Инверсии»
–  [ 1 ]  +

ALLEGORY, 15 октября 2007 г. в 00:50

Ну, да — «прогрессоры», но только я почему-то сомневаюсь сильно, что Бэнкс читал Стругацких...

А если немного отвлечься от всего того, что — (ну тут уж кому как повезло ;)) — читали все мы, то получится в сухом остатке очень легкая и приятная вещь, без которой и прожить запросто можно, но и прочитать будет не лишним. В особенности интересно будет, наверное, тем, кого Бэнкс заинтересовал собой в целом, как автор (себя к таковым и отношу 8:-0). Ну просто любопытно же посмотреть, чем развлекал себя автор между более, чем странной «Песнью камня», и более, чем приятным «Бизнесом»...

Оценка : 7
«Умм, или Исида среди Неспасённых»
–  [ 1 ]  +

viktor block, 11 февраля 2007 г. в 15:58

Каюсь — не осилил. Помню шок от «Осиной фабрики», который пробудил во мне уважение к автору. В «Исиде» есть ирония, ради которой можно почитать, но в принципе роман не из лучших, поэтому можно отложить куда-нибудь подальше, на верхнюю полочку.

Оценка : 7
«Мост»
–  [ 0 ]  +

DukeLeto, 26 декабря 2006 г. в 20:11

Мне понравилось. Повествование, если не ошибаюсь, ведется от лица человека находяшегося в коме. Свежий подход.

Оценка : 7
«Генеральная уборка»
–  [ -1 ]  +

ГРОМ, 19 сентября 2019 г. в 09:40

Рассказ о вдруг заполонивших землю всевозможных странных устройствах. Явно неземного происхождения.

Рассказ в стиле юмористических рассказов Р. Шекли и К. Саймака.

Понравилось, что автор не скрывает своей насмешки над Американскими военными пытающимися любыми способами обойти в военной области Советский Союз. И показывает их маниакальное желание устроить очередную войну.

Но это только часть рассказа, остальное это иронический рассказ с пришельцами.

Оценка : 7
«Несущественная деталь»
–  [ -1 ]  +

ГРОМ, 11 августа 2019 г. в 04:34

Роман конечно поражает масштабностью мира который создал автор. Гигантские корабли, симуляция масштабных битв, космические корабли имеющие разум и разгуливающие как обычные люди в виде аватаров. Столько масштабных событий.

Целый исскуственный мир АД, куда отправляются умершие. Где их терзают самыми жестокими пытками. Пытки и сам АД очень подробно описаны.

Короче тут столько придумано, что аж дух захватывает.

И все бы ничего, но концовка какая-то тупо примитивная (это я про приключения главной героини). Читать такой огромный роман, с таким огромным миром, что бы так тупо закончить сюжет? Может стоило еще недельку-другую поработать над концовкой? Наверняка это бы оправдалось бы многократно.

Но автор избрал другой путь, пойти на поводу моды в США. А что там у нас сейчас модно? Эмансипация. Поэтому роман закончился по модному, толерастненько. Таким образом мы получили в конце тот же штамп, что и в куче других тупых Голливудских фильмах. Не ожидал такое увидеть в целом неплохой книге.

Оценка : 7
«Безатказнае арудие»
–  [ -1 ]  +

zerg69, 22 мая 2013 г. в 00:16

Мое мнение , это лучшее произведение из трех мной прочитанных у Бэнкса. Я уже записал автора в «примитивные» после прочтения Алгебраиста и Вспомни о Флебе. Хороший киберпанк, чем то напомнил Симмонса, а это для меня многое значит. Читать рекомендую, но на мой вкус концовка слабовата несколько.

Оценка : 7
«Алгебраист»
–  [ 26 ]  +

amberLord, 06 декабря 2011 г. в 11:47

   Прочитан 750-страничный «Алгебраист». И в результате после прочтения... пусто.

   Роман не оставляет ничего: ни каких-то ярких эмоций, ни информации к размышлениям, ни новых идей. Даже на возникшие вопросы не особо хочется узнать ответы.

   Масштабно, мир огромен: множество планет, самых разнообразных рас и технологий. Фантазия автора, конечно, поражает. Очень многое описано, рассказано в нескольких предложений. В контексте роман это временами выглядит правильно и к месту, но всё же при прочтении возникает множество вопросов, на которые автор не дает ответа.

   Читается роман медленно, трудно. Огромное количество технических терминов и витиеватых громоздких фраз. Вначале пробираешься через бурную реку, которая мешает двигаться дальше. А потом... нет, поток не подхватывает. Он сдается и позволяет неторопливо двигаться вместе с ними к весьма предсказуемому финалу. Для объемной книги это минус.

   Сам сюжет тоже не блещет оригинальность. Что у нас имеется? Есть угроза вторжения. И главный герой, Фассин Такк отправляется на поиски таинственного преобразования насельников превращается в непонятно что. Но ради чего всё это? Ещё один минус в копилку романа.

   О чём книга? О любви? Нет, любовной линии в романе нет. Масштабные космические сражения? Тоже отсутствуют. Приключения? Да нет же. Их тоже нет. Какая-то особо ценная философия? Нет, на

психологическую фантастику романне тянет.

   Герои появляются и исчезают в никуда. Причем их гибель не заставляет сопереживать. Их мотивации не ясны, остаются за кадром. Мотивы самого Фассина тоже не совсем понятны. Да и... у Бэнкса получился какой-то серый персонаж. Очередной минус.

   Итого, не понравилось. Серо и невзрачно. Желания перечитать книгу не возникает, а это один из основных признаков хорошей книги.

   Ну и напоследок, камешек в сторону переводчиков. Не верю! Не верю, что обилие нецензурных слов украшает книгу. (Оригинала текста не видел, но маловероятно, что перевод точен) Не верю, что инопланетные расы ругаются теми же словами, что и люди.

Оценка : 6
«Осиная фабрика»
–  [ 17 ]  +

mogzonec, 16 ноября 2017 г. в 21:00

Читал и размышлял, за что эту психопатическую историю называют шедевром: за придуманный и немотивированный эксперимент ? за описанные кошмарики? За неожиданную развязку, хотя все стало понятным. как только главный герой впервые присел? Первые страницы читались относительно легко — простой лаконичный язык, яркие описания условий, в которых живет «герой». А потом все все эти описания начинают постоянно повторяться бесконечное число раз, а редактору, похоже, не хватило терпения вычистить язык и соблюсти первоначальную стилистику, возникают какие-то ложные детали, которые отвлекают от разгадки, но ничего нового не добавляют. Как литературная игра — «Осинная фабрика» приемлема, как художественное произведение — полная ерунда.

Оценка : 6
«Алгебраист»
–  [ 15 ]  +

bbg, 05 мая 2011 г. в 21:12

Итак, завершен большой труд... Обидно, но чтение этого романа оказалось для меня именно трудом, тяжелым, медленным — и не очень осмысленным. Нажав последний раз кнопку на ридере, я так и не понял — а что, собственно, такое особенное я читал и как к нему относиться? Нет, вне всякого сомнения, видна попытка создать масштаб. Но масштаб это количественный, исчисляющийся в тысячах световых лет расстояний, сотнях, тысячах и далее лет протяженностей, и... и все. Не складывается из этих больших чисел картина большого, масштабного мира. Не складывается. Наверное, я неправильный читатель, мне надо попроще.

Хотя, не скрою, некоторые моменты и эпизоды хороши. Они принесли этой книге лишний балл.

Но что касается двух основных интриг — то увы и ах! Обе они, их развитие и разрешение, не заслуживают, по размышлению, особых комплиментов. Есть — ну и ладно. Пару чижиков съели. Это бывает.

Мнение мое не читать переводное укрепляется. Да.

Оценка : 6
«Алгебраист»
–  [ 14 ]  +

LeVoNDeM, 06 декабря 2019 г. в 22:10

Очень средний роман. Очень. 2/3 книги такое нудное и практически безэмоциональное повествование, что садясь почитать пару глав перед сном, меня хватало просто на несколько страниц – книга действовала тупо как снотворное, чего со мной давно не случалось при чтении. Описание рас галактики и империи, в которой они проживают тоже очень сухое, довольно краткое и не развернутое, ну может только за исключением насельников, остальные 90% представителей империи удосужились максимум по пару страниц описания. Из-за этого нет того погружения в историю галактики, да и вообще в саму историю, как во многих других книгах жанра.

С одной стороны есть интересная затравка, в виде довольно спорной, но харизматичной, веселой и очень древней цивилизации насельников и их секретных «кроличьих нор» в галактике, с другой – несвязная история, основная и самая интересная часть которой займет отсилы четвертую часть книги. Все остальное мишура. И даже противостояние и экшн в конце повествования не вытягивает произведение, т.к. читателю просто не интересно читать про тех персонажей, про которых ранее писатель коснулся только вскользь – ну погиб очередной «герой», про которого я читал мельком вначале книги, и что с того, мне плевать что он и как, я его не знаю почти. Оттого нет сопереживания и переживания за героев, нет погружения в книгу, нет интереса(почти). В итоге какое-то неоднозначное вышло произведение, поставлю 6 баллов, но от советов к прочтению воздержусь.

Оценка : 6
«Выбор оружия»
–  [ 11 ]  +

led-zeppelin, 16 мая 2012 г. в 15:52

Не хотел бы писать отрицательный отзыв.

Отзыв мой скорее осторожно отрицательный.

Роман навеял на меня только одно чувство — Скуку. Сначала читал и думал ну вот-вот, еще чуть-чуть, сейчас начнется, будет интересней, Но нет. Ничего не происходило. С половины книжки уже думал что поставлю 3, и просто ее домучивал. А ближе к концу втянулся, появился кой какой интерес.

Сюжет крутится вокруг наемного солдата. Культура не гнушается ничем, чтобы влиять на развитие известной ей части вселенной. В предыдущих книжках использовались шпионы, игроки (изнутри подрывающие неугодные Культуре цивилизации). Здесь Культура ищет талантливых воинов, потерявших смысл в жизни, коротающих срок в душевных муках или инвалидных креслах, нанимает их на «грязную» работу. В общем манипулирует и людьми и цивилизациями, насаждая свои идеи. Т.н. прогрессорство. :-D

Все написаное конечно IMHO. Возможно я что-то не понимаю в замысле автора. А может переводы так загадочно переведены, что требуют перевода, для понимания Книжки.

И все-таки моя оценка 6, а не 3, вот почему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ближе к концу книжки описана война, которой руководит Закалве. Очень мне поравилось описание. Окунулся прямо почти в «Войну и Мир» Толстого. Особенно постулат о сдаче столицы, для того чтобы выиграть войну. Спасибо Михаил Илларионович. + 1 бал

Описание в книжке идет 2-я путями: текущее время и отрывки из жизни главного героя.

Текущая жизнь — скучный квест. Зато отрывки жизни — песня! Нашел уже отсыл не к Толстому а к Маркесу. Только не 100 лет одиночества,а 200-и! :) Замечательно описано. Душевная смерть, постоянная тоска, расплата за ошибки. Прямо наслаждался. +2 балла.

Оценка : 6
«Песнь камня»
–  [ 11 ]  +

ivan2543, 26 февраля 2011 г. в 16:29

Давно не читал и не перечитывал Бэнкса, даже оценки ставить побаиваюсь. А тут захожу в библиотеку — на стенде новых поступлений не читаный мною роман. Почитал — и разочаровался.

Ну, прежде всего, давно не видел настолько трудночитаемой книги. Болезненная вычурность языка с учетом тематики произведения, неуместная, вызывает раздражение. Вчитаться в такой текст сложно даже в полной тишине, а уж если в соседней комнате вопит телевизор, то создается впечатление, что читаешь воспетый Дяченками «текстовый модуль» — смыл очередного словосочленения доходит где-то с пятой-шестой попытки. И это при том, что книга, в общем-то описывает весьма прозаическую военную чернуху.

Да, во всем виноват герой-рассказчик. Совершенно гротескный, невозможный тип. Я понимаю, Бэнкс, скорее всего к аристократии относится презрительно, в силу его социалистических убеждений, но это уже слишком. Этот субъект постоянно мыслит какими-то псевдопоэтическими пассажами и надуманными категориями. Мотивация его поступков — загадка для нормального человека, он постоянно рефлексирует по поводу и без, не приходя ни к каким выводам. Напоминает все это мудрствование какую-то пародию на Гамлета.

Впрочем, поступки прочих персонажей так же наводят на мысль о том, что они постоянно находятся «под кайфом». Над всем происходящим царит какой-то наркотический угар, хотя по факту они и напиваются только ближе к середине сюжета. Я понимаю — на войне как на войне, но уж слишком этот отряд похож на обыкновенных бандитов. А лейтенант, похоже, гораздо хуже контролировала ситуацию, чем это представляется главному герою — после ее гибели солдаты поступают с телом не слишком уважительно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя винить военных в том, как они поступают с обитателями замка, не приходится — по крайней мере, главный герой делает все, чтобы разделить судьбу болтающихся на башне мародеров. Большую часть книги он только и делает, что нарывается. Вот зачем он убил лейтенанта? Он не понимал, что после этого солдаты сделают с его сожительницей? Или рассчитывал, что контуженный и измотанный, он успеет к ней раньше пешком, чем солдаты на — грузовике? Если понимал, что не спасет — зачем вернулся? Погибнуть самому? Какой тогда смысл возвращаться, скрываясь в окрестностях, он имел шанс прикончить хотя бы еще одного оккупанта или просто спасти свою шкуру. Я уже молчу про его феерический визит в спальню с пистолетом-пулеметом. Вообще, достойнейший кандидат на премию Дарвина.

Ну и чернухи, как говорится, over 9000. Убийства, кровищщща, казни, пытки, грабжи, насилие — это понятно, война. Но главный герой со своей загадочной половой жизнью, сожительствующий, как можно сделать вывод из его воспоминаний, с собственной сестрой — это уже что-то совершенно чрезмерное.

Даже перед лицом смерти главный герой продолжает думать какую-то ерунду, осмеливается проводить аналогии с казнью Христа, бредит какими-то мифологическими образами и в конце концов приходит к замечательной и свежей мысли, что умирать, в общем-то, весьма печально.

Итог: куча отвратительных персонажей, крайне трудночитаемый текст, зашкаливающий градус чернухи, дикая пародия на аристократию; хотя и хорошая, но банальная идея «война — это грязно и плохо». Неоправданно вычурная, неприятная книга.

Оценка : 6
«Алгебраист»
–  [ 10 ]  +

ol.khomych, 02 мая 2020 г. в 15:51

LeVoNDeM ниже писал, что это средний роман и даже очень средний. Полностью согласен, особенно учитывая номинации на Хьюго и Локус. По описанию и тематике ожидаешь чего-то философско-эпического вроде “Пламя над бездной” Винджа.

Но это совсем не то. Я бы это описал как остросюжетный детектив в футуристических декорациях. Автор вроде бы и создал мир будущего в котором есть галактическое сообщество с огромной историей, метацивилизациями, расами и в т.ч. и древней расой насельников. Но тема не развита, а основное внимание уделено разгадке «тайны», то есть детективу. В разрез с ожиданиями, тут нет чувства новизны или чужеродности, в том числе когда читаешь о насельниках (они то вроде должны очень сильно отличатся от всего, что нам знакомо). Короче, по сути в книге отсутствует основной заявленный актив.

Не особо люблю писать негативные отзывы, но из-за рейтинга я потерял время на посредственное чтение (он ещё и длинный), ведь роман серьезно недотягивает до ранга ему приписанного.

Оценка : 6
«Царап»
–  [ 9 ]  +

AlisterOrm, 15 января 2018 г. в 16:15

...Описание настоящего и будущего вида HM? Аххххххх!!!!!!!!!!!!

а вот хош информационный бессмысленный поток шампунь шаума пусть волосы будут забивает людям бошки признание америки заставляя нас быть украинская хунта устроила пустыми брюзжащими отупевшими алла пугачёва уходит бессмысленными потребителями информационного гумуса армен и виталина превращает картину мира в салат ошибка сапёра англичанка гадит ///////////////////////////

Да, в принципе, этот постмоденовский поток напоминает раздражающий скрежет ногтя по поверхности стекла. Постмодернистский эксперимент у Бэнкса не слишком удался, хотя его замысел вполне прозрачен, несмотря на запутывающие и отвлекающие языковые выкрутасы. В этом плане тот же Владимир Сорокин ушёл куда дальше.

Оценка : 6
«Алгебраист»
–  [ 9 ]  +

verydevilear, 09 ноября 2016 г. в 23:45

Давныым давно, эту книгу расхвалил «Мир фантастики», и я решил, что ее нужно почитать. Прошло много лет, я ее прочел, но никакого удовольствия не получил. Книга долгая, нудная, посвященная множеству совершенно не играющих на сюжет мелочей, с кучей ответвлений, с довольно багнутыми персонажами, в чьей мотивации есть серьезные сомнения. Если выжать из книги всю воду, то получится средних размеров роман, а не кирпич на 800 страниц. Конечно, нельзя сказать, что мне совсем-совсем не понравилось, тут стоит сделать скидку на то, что я в принципе космическую фантастику не очень люблю. Да и было в книге несколько любопытных идей, но все-таки все эти прелести нужно вылавливать из тонн воды.

Оценка : 6
«Вспомни о Флебе»
–  [ 9 ]  +

Tryamm, 12 августа 2009 г. в 20:53

Прочитал.

Хммм. Как сказали бы в свое время Кнышев и Ко- «о чем эта книга? ДА НИ О ЧЕМ»

Такая среднего качества бродилка . Середина-точно ни о чем. Автор выдумывет ситуации, миры, где-то в середине их «урезает», в результате не понятно-зачем он это вообще писал. персонажи прилетают, занесенные фантазией автора и также быстро улетают из повествования, не оставив следа. Уровень характеров и взаимотоношений на уровне школьников старших классов. Но еще есть хотя бы надежда, что в конце может все лихо закрутится, раз уж никакого философского смысла (а войну типа Культуры и типа идиран за оный вряд ли сойдет) нет.

Ну, типа, да, в конце и про любофф и про войну, только все моментально просчитывается, да еще и заштамповано- любимая мертва, другая любимая беременна, поверженные враги «как будто из последних сил» замочат почти всех , в том числе и беременную любимую, ранее враждовавшие гуманоиды для замачивания «вражеских» негуманоидов объединятся и победят , но кто-то погибнет.

Вообшем не зацепило ничего. Но, поскольку дочитал до конца-такая высокая оценка

Оценка : 6
«Эксцессия»
–  [ 9 ]  +

Dune, 05 марта 2008 г. в 15:26

До середины не читалось, а мучилось. После середины война (захватило), а в конце... По моему пшик.

Единственная ценность книги — это нарисованный автором мир с мега технологиями (качественно, научно).

Интересная идея: цивилизацией управляют не люди, а искусственные мозги.

В целом, малопривлекательно.

Оценка : 6
«Осиная фабрика»
–  [ 8 ]  +

Ouroboros_8, 03 апреля 2023 г. в 20:56

֍ ВОПЛОЩЕНИЕ СМЕРТИ, или «ПОЧЁТНЫЙ МУЖЧИНА» ֍

ЦИТАТА:

«Хотелось бы, чтоб он ощущал вес этой вины все двадцать четыре часа в сутки, чтобы не знал ни сна, ни покоя и просыпался в холодном поту от ночных кошмаров, если ему таки удастся заснуть. Он это заслужил.»

(Иэн Бэнкс. «Осиная фабрика».1984)

Знаменитый … Скандальный … Распиаренный … Стоил ли он того?

Трудно приступать к чтению романа, который уже распекли, обсудили и оценили люди в огромном количестве. И тех, кто ругает и плюётся, очень много. А мы почему-то тянемся своими ручонками к тому, что многие считают бякой. Почему?

Ответ очевиден. К плохому тянется плохое внутри каждого из нас. Но ведь есть и хорошее. И тоже внутри нас. Не потому ли так велик веерный разброс мнений об этом романе: «Осиная фабрика», написанном дебютантом Иэном Бэнксом в 1984 году?

Лично меня уже подготовили (сама виновата!) к тому, ЧТО я должна увидеть и ЧТО должна понять. Чёрт! Никогда ничего не читай перед новой книгой!

***

… Душа человеческая – очень тонкая субстанция. А книга – инструмент, нацеленный прямо в душу. А поскольку книги пишут сегодня все, кому не лень, и без цензуры, то мы можем получить прямо в свои руки орудие, которое сами добровольно, без принуждения вонзим в собственную душу.

А душа каждого из нас со своим запасом прочности. Не всё она сможет вынести. Не забываем, что автор, принёсший своё творение миру, не предъявляет нам справку от психиатра о своём психическом здоровье. А с учётом того, как утверждают специалисты в области психиатрии, что 25 процентов человечества – социопаты (психопаты), то вывод напрашивается очевидный. Не усугублять, если уже есть некие отклонения, читая то, что тебе читать не надо. Не позволять никому проводить эксперименты над твоей психикой.

А вообще, чтобы понять, хорошая ли тебе досталась книга, достаточно после чтения ответить на несколько простых вопросов.

1) Есть ли пища для размышлений? Иногда, чтобы разобраться в том, какую идею явил автор миру в своём многослойном произведении, потребуется повторное прочтение.

2) Обладает ли автор чувством меры и адекватности во всех причудах, которые преподносит своему читателю? Это своего рода литературные такт и этика. Мы не должны испытывать рвотный позыв от чересчур сочного натуралистического описания некоторых сцен.

3) Насколько идеальны, или неидеальны персонажи? Если присутствуют сплошь отрицательные персонажи – это чересчур. Многие изобретатели «шедевров» грешат этим. Совершенно идеальных героев тоже не должно быть. Снова вопрос чувства меры. Мы не можем жить в мире психопатов! Их только 25%-в! Кто-то должен им противостоять.

4) Имеется ли авторский опыт переживаемых событий? Это самый тонкий вопрос, на мой взгляд. Никому не захочется признавать себя алкоголиком, или сумасшедшим, маньяком … Но зато должен быть обширный опыт изучения проблем, освещаемых в произведении. Получается, что «бабушка надвое сказала», или «я – не я и лошадь не моя».

5) Не менее тонкий вопрос: оставляет ли книга в душе то, что ей было необходимо? Как хочешь назови: послевкусие, послечтение. Обычно я спрашиваю себя: «Ну, теперь-то твоя душенька довольна? Понравилось тебе? Хочешь ещё такого?»

А если ты хочешь забыть книгу, как страшный сон, то о каком качестве её можно говорить? За что её прославлять и производить в бестселлеры? Правда, остаётся ещё один вопрос. А КОМУ она могла понравиться?.. Кто восхваляет её и пищит от восторга? Но это уже совсем другая тема для разговора.

***

«Ты был взвешен, ты был измерен и был признан никуда не годным.»

(Из фильма «История рыцаря» (A Knight's Tale)

«Осиная фабрика» – это книга, которая более, нежели любая иная, не позволяет в наших читательских отзывах касаться содержания и развития её сюжета. Мы – не литературные критики. Нам не дозволено рушить интригу.

Но. Если бы не сногсшибательная развязка, то лично я заявила бы: «Вся эта книга – сплошной треш! Мусор! Хочешь – читай до конца, разбирайся в ней в соответствии с пониманием качества прочитанного, а также новым наполнением твоей бессмертной души. Хочешь – не читай, если душа никак не принимает то, что пытаешься читать».

С самого начала ясно, куда нас приглашает автор. Добро пожаловать во внутренний мир калеки. Известно, что физические увечья наносят вред психическому здоровью индивидуума. Срабатывает механизм замещения. Какая угодно болезненная нехватка чего бы то ни было будет чем-то замещаться. И отнюдь не чем-то благообразным. Роман об этой, так называемой, «заместительной терапии».

Читатель, знакомый с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга, уже в первой главе без труда узнает и остров, и тотемы: «Жертвенные Столбы». Только у Голдинга мощно – огромная кабанья голова на шесте, а здесь – жалкие прутики с мышиными головками: одно название – «Столбы».

Поэтому и всё остальное выглядит таким же жалким, мелким … Увечным. Нелепым. Пародийным.

Читая текст, после каждого эпизода останавливаюсь, чтобы ответить себе на два вопроса: а) О чём я прочитала? и б) Для чего это было нужно?

И если ещё на вопрос а) можно ответить, то на вопрос б) ответ не находится. Например, сцена оправления своих биологических потребностей в туалете, сидя на унитазе… Вот поэтому я и говорю: треш, мусор. Его здесь пруд пруди.

Американский юмор про газы, который мне лично никогда не был понятен и ничего, кроме раздражения, никогда не вызывал. Ладно б в кино, но читать?

«Я все равно узнаю, сколько ты выпил, по твоему бзденью. – Он издевательски фыркнул, словно взбзднул.»

В этом романе я чувствовала себя, как трезвый на пьяной сельской свадьбе. Мало того, что все пьяны, так ещё местный дурачок с гармошкой достаёт…

Вне всякого сомнения (для меня), автор, обладая неплохим языком и манерой изложения текста, ещё очень далёк от писательского мастерства. Кусков текста, не имеющих смысла и значения, настолько много, что выбрось их, и от книги останется тоненькая брошюра. Замысел автора останется без изменения, а трешовые куски текста не будут раздражать. Кроме «обычного» литературного мусора множество ненужных подробностей, которые не раскрывают ничего.

Особенно это очевидным становится тогда, когда в конце книги проясняется идея романа. А на протяжении всей книги она совершенно не ясна. Поэтому и тошнит от всей этой мерзости, которой напичкана, как булка изюмом, «Осиная фабрика». Поэтому так много читательского негодования.

Вместо вывода

Идея романа ясна. Насилие над природой человека вызывает сопротивление, которое может обернуться непредсказуемыми последствиями.

Автор явно злоупотребляет чувством меры и адекватности во всех своих художественных причудах.

Перебор отрицательного в персонажах. Хотя в современной литературе даже приветствуется отсутствие положительных персонажей, но переизбыток мерзости – это плохо. Пожалеть читателя надо: не все такое надругательство над человечностью могут выдержать.

Автор, на мой взгляд, не имел личного опыта переживаний своих персонажей. Отсюда чрезмерная фантазия, гротеск …

Была ли книга для души? – Нет, конечно. Прочитала, проскакивая мусорные куски. Оценила. Взвесила потребность для ума и сердца. Постараюсь забыть. О повторном прочтении и речи быть не может.

P.S.

Не мешало бы автору (впрочем, и читателям) не только вспоминать о Боге, но и не забывать о дьяволе. Он не дремлет.

Не интересно. Хорошо, что книга небольшая. Я её всё-так «добила».

Оценка : 6
«Вспомни о Флебе»
–  [ 7 ]  +

Molekulo, 29 апреля 2022 г. в 20:53

Неплохой приключенческий и шпионский роман. Все как положено: перестрелки, боевые действия, смертельно опасные азартные игры и роковая любовь.

Но при этом никакой интересной социальной составляющей, которую часто упоминают, нет и в помине. Только приключения и крайне мало описаний, почему все это происходит. Непонятны ни общественное устройство сторон, сражающихся аж в галактической войне, ни их мотивация, ни мотивация героев.

Какая-то попытка объяснить, почему главный герой выбрал конкретную сторону в конфликте, все же дается, но столь легким мазком, что можно сказать, что этого и не было. Противники для героя отвратительны из-за того, что они чересчур полагаются на машины, а его сторона «находится на стороне жизни», плюс у них есть религия (которую, правда, толком не описали). Спрашивается, и что с того, разве это достаточно прописанная мотивация? Не лучше ли в таком случае было заменить причину выбора стороны на банальные деньги или «наши -хорошие парни, а те плохие»?

И очень расстроила концовка, в ходе которой умерли вообще все. С одной стороны понимаешь, что мировая война не сахар и отряд не очень удачливых наемников явно не самое безопасное место в галактике, с другой — а зачем тратить время на чтение о людях, которых спустя несколько страниц ждет довольно бесславный конец.

Возможно, я излишне строг, и вожделенная мной социальная сторона есть в других произведениях цикла, но читать-то их после первого не хочется, вот в чем дело.

Оценка : 6
«Транзиция»
–  [ 7 ]  +

shvichkov, 20 апреля 2022 г. в 19:28

Если вы уж и добрались до Transition, вряд ли это получилось случайно. После других романов с таким важным «М.» между именем и фамилией автора, а именно, неповторимой Культуры, у меня прямо-таки зачесалось освоить все остальные фантастические работы Бэнкса. Последним в этом списке и был Transition. И в этом романе мастер остался верен себе; по всей книге разбросаны живые и мрачные, яркие и абсурдные, безошибочно «бэнксовские» эпизоды. Уже один этот факт делает Transition обязательным к прочтению всем, кому Бэнкса было и всегда будет мало.

Жаль лишь, что связывающий разношерстные сцены и персонажей сюжет остался по факту номинальным. Не будет никаких серьезных ставок, или понятно мотивированных антагонистов. Финал романа просто «случается», сложилось впечатление, что собственная история увлекла Бэнкса лишь до третьей трети, а дальше он как-то свернул нарратив без лишних откровений. В данном случае, путешествие оказалось куда интереснее самого пункта назначения.

Куда как более интересным мне показалось трудно игнорируемое сходство Transition с Use of Weapons. Всё тот же ворох сцен в разных временах (и мирах), только к середине начинающийся складываться в что-то связное. Стоический и изобретательный Темуджин Оу, моментально отсылающий к Закалве, даже миссис Малверхилл чем-то напоминает Диззи. Это, конечно, может быть притянутым за уши, но именно что структурно, да и по общем настрою, Transition точно тянет в сторону романа Культуры, хронологически написанного самым первым. От того, наверное, и особенно остро встаёт вопрос концовки, точнее — её отсутствия; тогда как в Use of Weapons концовка есть, да и какая! Всем концовкам на зависть, равнодушным не оставит никого. А здесь, увы, все сюжетное наращивание не вылилось во что-то такое же сильное.

Но, при любом сюжетном раскладе, слог Бэнкса сам по себе — удовольствие. Быть может, при повторном прочтении всё уляжется и свяжется чуть более элегантно, ну а пока — просто хорошо.

Оценка : 6
«Мост»
–  [ 7 ]  +

Ecologist, 09 января 2018 г. в 11:45

Сюжетные параллельные линии и сюрреалистические выкрутасы Бэнкса мне очень по душе, но от этого романа ожидал намного большего. Показался сырым, местами затянутым и излишне статичным. В «Шагах по стеклу» сюжет с параллельными сюжетными линиями реализован намного интересней.

В «Мосте» сюжетная линия инженера показалась излишне напичкана подробностями про культурные реалии Шотландии. Отсылками к произведениям ХХ века автор будто тычет тебе в нос вроде: «смотри вот тут у меня все такие психоделичные и слушают Jefferson Airplane под Хантера Томпсона». Приключения варвара очень весёлые, но можно понять почему люди плюются от языка повествования.

Несмотря неуместную сумбурность и скучноватый сюжет, в книге много интересным моментов, но многим идеям не хватает развития. Атмосфера, юмор, фантазия и хороший язык присутствуют, но Бэнкс может лучше. В итоге 6 баллов.

Оценка : 6
«Воронья дорога»
–  [ 7 ]  +

Гризельда, 24 ноября 2015 г. в 21:09

Книга поначалу заинтриговала необычным повествованием. Моменты из настоящего чередовались с моментами из прошлого и будущего, жизнь главного героя переплеталась с жизнью других членов его семьи или друзей. Несмотря на сумбурный вид, это создавало великолепную картину единства времени. Однако ближе к середине это приелось, и я стала обращать внимание на сюжет. И он, мягко говоря, скучноват. Мало того, что действие прерывается многочисленными флешбэками, так ещё и само по себе состоит из бесконечных описаний персонажей, описаний отношения героя к этим персонажам, его разговоры с этими персонажами… Только национальный колорит хоть как-то скрашивал это. Кланы, килты, шотландские танцы, названия с оттенком Толкина… Но потом приелись и они, и книгу захотелось просто забросить. Под конец сюжет всё же расшевелился. Последние несколько глав снова вернули интерес к себе, однако не настолько, чтобы оправдать его отсутствие в середине.

Оценка : 6

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13



⇑ Наверх