Сэмюэл Дилэни отзывы

Все отзывы на произведения Сэмюэла Дилэни (Samuel R. Delany)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 171

  Страницы:  1 [2] 3  4 

«Баллада о Бете-2»
–  [ 6 ]  +

vfvfhm, 08 мая 2023 г. в 12:34

То ли и я становлюсь стар (суперстар), то ли искусство изящной словесности и впрямь деградирует вместе с обожаемой капиталистической системой, но после десятка современных — хороших и крепких — романов-фэнтези эта давняя повесть показалось как мощный вдох чистого кислорода. Зашибает невероятно и крышу рвет напрочь!

Произведение это плотности термоядерного синтеза. На восьми десятках страниц, на простенький сюжет — пришел, увидел, победил — наверчено несколько слоев глубочайших смыслов.

Во-первых, отражение эпохи создания шедевра. Шестидесятые в США, борьба чернокожих за свои права. Отстаивание самостоятельной культуры. То, что позже Дилэни будет исследовать на примере творчества Томаса Диша: культура уличной банды не менее ценна, чем культура Ротари-клуба. Здесь это выражено метафорой Звездного племени изгоев. (И глубинные заправилы примут подобные декларации к сведению: не хотите культуры белых? Значит, у вас никакой не будет! (БЛМ? Это же курам на смех!))

Во-вторых, это настоящая историко-филологическая фантастика методом экстраполяции. Дилэни перенес реальную историю открытия Генрихом Шлиманом Трои в далекое будущее и дальний от Земли космос.

В-третьих, предупреждение об угрозе деградации общества после утраты цели его существования. (К вопросу, нужна нам идеология или нет?) Возможно на эти размышления Дилэни натолкнула реальная история племени с острова Пасхи.

К тому же это весьма оптимистическая версия совершенно невероятного Контакта. Она мне намного больше импонирует, чем скепсис Станислава Лема. Вероятно, дело тут в самих авторах. Дилэни — негр, выросший в мультикультурном Нью-Йорке, Лем — еврей, выросший в католической Польше. Вот и на Контакт у них воззрения разные.

А еще великолепная поэзия. А еще эмоционально душераздирающая история Одноглазых и капитана Лилы. И все это опять-таки завернуто в простой, но крепкий и ладный сюжет.

При этом повесть создана в эпоху бурной НТР. Поэтому и о технике автор не забывает. Всякие крутые штуки постсингулярной цивилизации завораживают и впечатляют.

К тому же это отличный мотиватор для студентов. Препод из-под палки заставил нерадивого ученика заниматься скучным исследованием. А он в результате сделал эпохальное открытие. Ибо старших надо слушаться!

А в общем-то, хочу сказать, что ваять такие шедевры в двадцать два года просто преступно! Он кем себя возомнил — американским Артюром Рембо от фантастики?! Впрочем, по результату он вполне заслуживает таких посягательств.

П.С. Низкий поклон переводчице Ольге Исаевой за ее работу. Просто сердце радуется! Может и хорошо, что я не прочитал эту Балладу двадцать или тридцать лет назад. Вот вчера прочитал и многое понял.

Оценка : 10
«Время, точно низка самоцветов»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 22 февраля 2021 г. в 21:43

Скажу честно: писать аннотацию на творчество одного из родоначальников «новой волны» фантастики — дело весьма нелегкое. Сюжет для подобного поджанра — не главное, а второстепенное — своего рода театральные декорации, на фоне которых развивается основное действо. Главным в таких произведениях является то парадоксальное по своей сути чувство, которое возникает в голове у читателя, всеми силами пытающегося осознать, что же такое он только что прочитал?!

СЮЖЕТ: Банальная история «роста» криминального авторитета, обладающего способностью принимать личину любого встреченного им человека.Как и положено по канонам жанра, эта способность не конкретизируется и не объясняется — она просто есть, и всё тут! Но, благодаря ей, рядовой чернорабочий с коровьей фермы делает громадный скачок по карьерной лестнице, становясь частью элиты Солнечной системы. Его мастерство столь высоко, что даже земная Спецслужба не решается его арестовать. Более того: представитель этой службы даже дает ему совет, как избежать внимания со стороны органов, и фактически предлагает сотрудничество на равных паях! Впрочем, у «ново-волнистов» принято преувеличивать эмоциональную сторону, заставляя своих героев совершать перед изумленным читателем немыслимые психологические кульбиты. Поэтому сложно сказать, превозносит ли автор столь вызывающее поведение своего героя или пытается опорочить его, превращая в абсурд.

ИНТЕРЕСНЫЕ НАХОДКИ: 1) Культура Певцов — своеобразных миннезингеров космического века. Идея, конечно, не новая, но описана особым языком, близким к сюрреалистическому. 2) Способность главного героя к мимикрии («смене лиц», как сказал бы Роджер Желязны). Она помогает Харольду Эверету стать «всем и никем» одновременно и всего за полтора года построить настоящую космическую империю Лжи и Притворства. 3) Оригинальный способ измерения времени — драгоценными камнями. Суть его особо не раскрывается, известно только, что ключевое Слово меняется в конце месяца и дает знающему его определенную власть над криминалитетом. Есть в этом какая-то скрытая поэтика — название рассказа звучит как строчка из романтического стихотворения. Подобный стиль я встречал только у Роджера Желязны («Сегодня мы выбираем лица» и «Коль с Фаустом тебе не повезло...»).

ЯЗЫК: Тут и говорить нечего — тому, кто самостоятельно разберется во всем без пояснений, можно вешать на шею медаль «За острый ум» или «Золотой миелофон». В данной номинации Дилэни сумел перещеголять как психоделического Балларда, так и «великого и ужасного» Желязны. Слова вроде бы нормальные, но их смысл в предложении как-то неуловимо меняется, и ты с первой попытки не всегда можешь правильно осознать авторскую мысль. Словно не читаешь, а грезишь наяву...

----------------

РЕЗЮМЕ: яркий образчик фантастики «новой волны» посвящен восходящей звезде криминального мира, чье имя и фамилия настолько же условны, насколько условен и его образ. Нелегкое чтение, доступное только читателю со стажем.

Оценка : 7
«Баллада о Бете-2»
–  [ 6 ]  +

Frd981, 06 июня 2020 г. в 22:39

«Баллада о Бете-2» предваряет цикл романов, принесших Дилэни заслуженную мировую славу: «Нова», «Вавилон – 17» и «Пересечение Эйнштейна». В этой небольшой повести обозначены все темы, которые позже станут основными в его творчестве.

***

Сюжет незамысловат. Астрономы обнаружили в далекой галактике планету, похожую на Землю, и туда отправляются первые колонизаторы. Но долетит до конечного пункта только шестнадцатое поколение отправившихся в путь. Прибыв на место, астронавты находят, что планет, пригодных для жизни человека, в этой системе не существует и решили обосновать колонию прямо на своих двадцатикилометровых кораблях.

К моменту описываемых событий уже изобрели проходы через пространство, а далекая самодостаточная колония стала интересна только этнографам, собирающим местный фольклор. Один из них – студент-дипломник, и отправляется к Народу Звезд, чтобы разобраться в содержании странной баллады об одном из кораблей — «Бете-2».

Но сюжет у Дилэни – это всегда только повод для размышлений.

Размышлений о Норме, сохраняющей преемственность поколений, но требующей уничтожения всех не вписывающихся в нее.

Размышлений об уровнях развития человеческого сознания и его места в эволюции разума во Вселенной.

Размышлений о власти большинства, требующей уничтожения всех с ней не согласных.

И еще о многом другом.

***

Рекомендуется для любителей творчества Дилэни в качестве предварительного чтения перед основными романами.

Оценка : 8
«Нова»
–  [ 6 ]  +

Writ-ovich, 27 апреля 2020 г. в 18:37

Отличная книга! Очень своеобразная по стилю, который требует от читателя воображения и некоторых усилий, а от переводчика — особого таланта. Мне роман попался в переводе С. Монахова, который, вероятно, не совсем справился со своей задачей, хотя обычную фантастику переводит хорошо.

Удивительно, что роман не был экранизирован, он оставляет большой простор для творчества, и талантливый режиссер мог бы сделать на его основе фильм из разряда большого кино. Если это космическая опера, к которым обычно относят этот роман, то его автору удалось значительно облагородить жанр.

В романе есть и эпичность, и приключения, и драматизм, и поэзия, романтика (главный герой), художественность, и научность (описание процессов в «нове», изобретений в разных областях и т.д.).

Возможно, в переводе А. Орлова книга читается легче.

Оценка : 10
«Нова»
–  [ 6 ]  +

Error, 05 октября 2019 г. в 21:30

Долго отлаживал возможность написать отзыв на этот роман С. Дилэни, думал, состовлял предложения, фразы, расстоновку слов, искал смысл и рационально вышкаливал мысли вспоминая все плюсы и недочёты произведения. Но вот пришло время, а написать почти нечего.

Всё началось с иного произведения совершенно другого автора, — некоего Колина Гринлэнда, — сотворившего странную, но своеобразную эпичность «Вернуть изобилие». И с вступительного эпиграфа незабвенного М. Муркока, который ратует за этот роман, поминая при этом С. Дилэни с его «Новой». После прочтения я решил всётаки прочитать означенное произведение (кстати, на К. Гринлэнд «Вернуть изобилие» я ранее оставил свой отзыв, читайте!). Так вот, признаться честно, я был явно разочарован и раздосадован «Новой». Причин тому больше и в основном, чем положительных. Вернее, и тех нет.

Весь роман, более слог, — возможно и вина в том переводчиков, — да и сама сюжетно — динамическая коллизия прочитывается читателем как явная шизофазия (набором случайных понятий совмещённых вместе и не несущих никакого смысла). Нет, я конечно же понимаю Дилэни, который к написанию этого произведения уже подошёл с особым грузом авторского ремесла пройдя через «Далгрн» и наивно — безсмысловой цикл «Падение башен». Да, выроботалась, где — то отточилось мастерство, особенно в проработке сюжетности, идейности произведения, портретности и личного характера персонажей. И пытаясь выписать «Нову» Дилэни подходил скорее не столько, чтоб напридумывать умышленно нововедением технологически — фьючерных гаджетов, штучек, пытая уловить и предвидеть дальнейших ход технического процесса, а написать нечто иное, совершенно не похожее на слощавые романы американских космоопер : экспрессивное, неординарное, вызывающее, эксцентричное, с вывертоми речи и действием самих персонажей. И потому там есть и наркотики, и намёки на кровосмешение, и всё то, что после применять изобретатели Киберпанка и его (киберпанка) последователи. Да, Дилэни стоит отдать в этом должное. Но слабость характеров (по выписке произведения), не до конца продуманность произведения, сумасбродность в космологии по поводу возникновения Сверхновых, поверхностный психологизм, который, однако уже более улутшился в сравнении с Циклом «Падения башен», но всё равно остался весьма дилетанским, а главное, надоедливо разрывочный слог с банальными рассуждениями, а главное, сумасбродными действиями, портят весь роман. Да, Гибсон признавл, что зачитывался и многое взял у «Новы» Дилэни, но читать его пусть и сложно, но весьма приятно. Чего стоит хотя бы его «Нейромант». А тут — то.....

Множество нестыковок, откровенной воды, протягивание «за уши» сюжета, непонимание и не знания психологии и действий персонажей соответствующих своему психохарактеру. Я уж не говорю логичности в действиях. Уж простите, сам факт набирания команды вот так сразу с барского плеча кого попало, летим не знам куда и зачем — есть бред с рациональной точки зрения и невозможность самого автора оторваться от заложенной жанровой пародигмы космооперности ранними авторами, в которых привалируют и бары с наниманием разного сброда, и шатание по планетам и притонам, и драки, и надуманные интриги, и обманутые обедневшие знатные фамилии, и непобедимые сволочи при власти. Вообщем весь джентельменский набор. Но если, скажем, подобную ганстерность можно простить М. Резнику или Ж. Клейну, где они работали в потоке и совершенно от неё не отказывались, а полностью принимали, и скостить королям космоопер Доку Смиту и Э. Гамильтону, то к человеку взявшемуся написать довольно серьёзное, дельное, а главное совершенно иное нигилистическое произведение, противопоставляющееся властвующей тогда доктрине, думаю быть снесходительным не стоит. Да, Дилэни наметил не столь значительные, но новые векторы в развитии саенс фикшин. Но всё произведение от этого не только не выиграло, но скорее выглядело сумасбродным и сыроватым. Впрочем и осталось и теперь.

Оценка : 4
«Да, и Гоморра...»
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 28 ноября 2018 г. в 13:25

Рассказ — лауреат премии Небьюла 1967 года, номинант премии премии Хьюго 1968 года. Теперь мне ясно , откуда появилась у Стругацких идея люденов. Только они её развили по другому как естественная эволюция. Но ладно, идея великолепна и , наверно, осуществима в будущем. Но 1967 год ...!!! Поражает смелость мысли автора.

Оценка : 10
«Имперская звезда»
–  [ 6 ]  +

arcanum, 14 апреля 2016 г. в 01:34

Дилени я люблю нежно и трепетно, и уже давно, еще с 90-х. Но эту вещь довелось прочитать буквально пару лет назад, уже в весьма зрелом возрасте. И — как будто перенесся на машине времени назад, когда космос действительно манил, когда грудь дышала приключениями, а глаза упивались чужими звездами. Та самая влекущая, детская, невинная романтика из запоем читаемых книг, за которыми я устраивал чуть ли не ежедневную охоту по всем окрестным книжным прилавкам.

Здесь есть все то, что скрашивало мои детские годы на фоне не самой приятной действительности. Яркое, эффектное, в чем-то безумное действие, исполненное в лучших традициях постмодернистского подхода Дилени к НФ (да, да, та самая «глазурь без торта», по выражению какого-то критика). Обаятельный герой, беспредельность космоса, где можно запросто встретить на своем пути полубезумного поэта на сияющем звездолете или низведенных до уровня рабов создателей миров. Попасть во временной парадокс, встретиться с самим собой и умереть — а потом двинуться в дальнейшее странствие в компании фантастически-обаятельного инопланетного «кота».

Это и некое издевательство над космической оперой, и одновременно — дань уважения. Исполненная в стилистически безупречной, поэтичной форме. Если ранее была «опера», то это «поэма». Или даже песня в рок-н-ролльном ключе (учитывая время написания, так будет даже вернее).

В очередной раз убедился, что в отдельных своих проявлениях Дилени затмевает даже Желязны и Эллисона, как основных своих коллег и конкурентов. Есть в нем размах и качество прозы на уровне, превышающем все лимиты жанровой фантастики.

Оценка : 10
«Баллада о Бете-2»
–  [ 6 ]  +

olpo70, 18 сентября 2015 г. в 23:35

Просто прекрасная повесть.На основе найденных записей, прочитанных главным героем,создалась интереснейшая история.Очередной контакт с неземным разумом.Неожиданная любовь!!!И спасение потомков.И всё просто великолепно написано.Но один вопрос у меня.А что до полета студента на пред дипломную практику никто не встречал мальчика и не читал этих записей?

Оценка : 9
«Баллада о Бете-2»
–  [ 6 ]  +

rustamgiz, 26 декабря 2013 г. в 11:04

Отличное произведение, которое погружает в атмосферу романтики космоса, поднимающее ряд проблем.

Пренебрежительного, высокомерного отношения части людей к наследию прошлого. Произведение оценки уровня развития общества на основыве технических достижений.

Отношения между консерватизмом и развитием. Поведения людей нормы и по отношению к необычным людям. При возникновении проблемы, люди нормы не склонны глубоко разбираться в причинах её появления, и прибегают к простым объяснениям. При этом, как правило, их жертвами оказываются люди отличающиеся от них, даже если они не причем. Показан неутешительный итог, к которому приходит общество нормы, ритуала.

Общение с иным разумом. Иногда для успешного контакта с высшим разумом необходимо, в каком-то вопросе, стать выше его, хотя бы на интуитивном уровне, что бы заставить отклониться его от принятой нормы поведения.

Показан путь, по которому идут исследователи при анализе литературных произведений ставшими легендарными. Правда, в данном произведении он довольно линеен.

Оценка : 9
«Фауст и Архимед»
–  [ 6 ]  +

Eldritch, 14 февраля 2011 г. в 17:18

На редкость толковое эссе, я вообще не люблю предисловия, в которых пытаются разжевать за вас и растолковать как следует понимать данное произведение.

Здесь же Дилени рассказывает о собственном знакомстве с творчеством Диша и Желязны, находит общие черты и различия двух Великих Нововолнистов, рассказывает о используемых ими приемах и фишках.

Все весьма разумно, искренне и без излишеств. Очень уважаю Самюэля Дилени.

Оценка : 10
«Вавилон-17»
–  [ 6 ]  +

Аксолотль, 13 мая 2008 г. в 10:21

Первое мое знакомство с творчеством Дилэни, подошел к прочтение с пиететом, учитывая классический статус произведения. В итоге остался несколько разочарованным — несомненно интересные идеи, но сюжет и стиль не впечатлили. Тем не менее всегда с удовольствием знакомлюсь со значимыми произведениями того периода — пробуждают во мне ностальгию по детству, когда я открывал для себя фантастику на романах Желязны, Хайнлайна, Саймака. Что то вот такое и сейчас почувствовал, и за это моя сугубая благодарность).

Оценка : 7
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 6 ]  +

VaLKa, 26 февраля 2008 г. в 09:48

Абсолютно безумный роман, странный, не логичный, не ясный, загадочный и пугающий своими мутациями и умозаключениями. Он какой-то трансцендентный что ли, выходящий за рамки привычного восприятия. Я не могу отнести его к какой-то конкретной категории, ибо есть ощущение не понимания. Слишком многое осталось за кадром. Роман не закончен, он словно фрагмент, кусок из сумасшедшего сна. Яркая вспышка, полная деталей, мыслей, образов, мифологий, архетипов… но полной картины автор не показал, он лишь на секунду приоткрыл завесу... красивый прием-с...

Но. Мне бы хотелось увидеть некоторых героев более «полными» – например Зеленоглазый – он прошел как-то мимо. А ведь его можно было показать во всех ракурсах. Образ безусловно интересный…

А описание музыки?! Чудестно!

Короче странные чувства к странному роману.

Оценка : 9
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 5 ]  +

Кропус, 27 августа 2023 г. в 21:42

Кто-то может быть, что-то понял, лично я нет. Текст представляет набор мифологических архетипов, сшитых на живую нитку.( От лабиринта с Минотавром, до распятия Христа) Но смысла в этой связке нет никакого. Текст напоминает поток бредового сознания, причём концентрация этой бредовости стремительно возрастает к концу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герою сообщают, что воскресить Чёлку мог Зеленоглазый, но его уже распяли, но это не страшно, так как воскресить Зеленоглазого может сам герой?!?!?! Но тут же решают, что спешить с воскрешением не стоит?! И герой уходит, куда-то туда, непонятно куда, возможно на другую планету?!
.

Если в самом начале вещи какой-то смысл присутствовал, то в конце он исчезает напрочь. Кажется, а возможно и не кажется, что при написании книги автор обильно курил травку.

Оценка : 3
«Корона»
–  [ 5 ]  +

mshvez, 22 сентября 2021 г. в 17:47

Отличный рассказ! Прекрасный стиль изложения, запоминающиеся герои. Подросток, затем юноша и 9-летняя девочка-телепат. Парень из «трудных», как говорится — отсидел за кражу во взрослой колонии. Эти дни в повествовании будут подробно воспроизведены в его снах, воспринимаемых девочкой-телепатом. А девочку держат в психиатрической больнице, «лечат» от периодических попыток самоубийства. Девятилетнему ребенку тяжело воспринимать и пропускать через себя мысли и поступки других людей, связанные со страданиями, болью и унижениями. Но такова волна ее восприятия. Это завязка. Дальше рассказывать не буду, ибо спойлер. Но Дилэни не был бы, наверное, собой, если бы все было только грустно и беспросветно. В рассказе, как и в многих его вещах есть Музыка — в прямом и переносном смысле. Есть певец с его хитом «Короной», есть толпы поклонников и есть просто человечность, дружба и доброта, появившиеся за одну короткую встречу между 24-летним парнем и 9-летней девочкой. И нам «уже не так сильно хочется умереть».

Оценка : 8
«Время, точно низка самоцветов»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 31 марта 2021 г. в 21:33

Шарада. Заумная, выпендрёжная, вся из себя недосказанно-неопределённая и многозначительно многозначно-расплывчатая. Не лишено определённого своеобразия. Местами даже вполне себе увлекательно. Местами. Нудятиной практически не страдает. Компоненты некоего специфического «не нашего» мира выписаны узорчато, со вкусом и тщанием.

НО… сильно смахивает на «интеллектуальную секту». На камлания сдвинутых на почве выдавливаемой из себя сугубой индивидуальности. Вроде аудитории литературной студии обделённых значимым талантом подвижников словотворчества или эстетствующих землекопов, стыдливо прячущих нестриженые грязные ногти.

Короче, не шибко благоприятное впечатление, уважаемый потенциальный читатель. Но ЗамАх — о, да! ЗамАх — просто грандиозен. Так и хочется у Автора осведомиться: «Сударь, а вы, часом — не из графьёв?»

Оценка : 6
«Стекляшки»
–  [ 5 ]  +

oryxandcrake, 29 марта 2020 г. в 07:20

Добротная фантастика в духе шестидесятых годов ХХ века (когда, собственно, рассказ и был написан). Герои стремятся покорять и завоевывать. Погрустили о товарищах, павших при исполнении долга — и снова в бой. Потом оказывается, что текст вовсе не примитивен, он гораздо глубже. Начинаешь задумываться, какой ценой достигается прогресс. Можно ли послать на смерть десятки человек, чтобы тысячам было где жить и чем питаться? Концовка грустная, лирическая. И все это на десятке страниц. Произведение большого мастера, безусловно, стоящее прочтения.

P.S. Действие рассказа происходит вовсе не на острове, а на океанском побережье Бразилии, которая несколько раз упоминается в явном виде. Откуда в жанровом классификаторе взялся остров, да еще вдали от континентов и цивилизации, непонятно. В рассказе постоянно мелькают автобусы, супермаркеты и подводные лодки. Если это не цивилизация, то я королева английская.

Оценка : 8
«Нова»
–  [ 5 ]  +

Ридан, 24 июня 2019 г. в 20:22

Странное произведение. С одной стороны автор старается досконально продумать научные допущение на которых все основанно, экономику и даже психологию людей будущего. С другой стороны научное допущение как минимум крайне странное, когда люди веками не разбираются во всех особенностях технологий которые используют. Экономика, судьбу которой в рамках десятков(сотен?) планет вершат пара семейств, члены которых к тому же не отличаются банальным здравомыслием, кажется нереалистичной. Псих возглавивший корпорацию верщащию судьбы планет, либо долго не протянет, либо превратится в номинального руководителя, которым будут манипулировать. Психология людей будущего, кажется местами крайне надуманной, например то, что люди стали принебрегать санитарией, когда победили болезни и могут даже есть пищю грязной ногой. Серьезно? даже без микробов, это как минимум портит вкус пищи.

Теория отчуждения продуктов труда от человека упомянутая в книге, на самом деле создана не в 22 веке а в 19, Марксом, автор повторяет ее чуть ли не дословно, но приписывает вымышленному философу(видимо в цитадели свободы, имя Маркса хуже чем проскальзывающая тема инцеста).

Из плюсов можно назвать достаточно интересные приключения в космосе, интересные и продуманные(если забыть что это самые влиятельные люди в галактике) персонажи, технологии проникшие во все сферы жизни.

Оценка : 6
«Да, и Гоморра...»
–  [ 5 ]  +

slavserg, 10 февраля 2019 г. в 23:43

Прочитал в оригинале. Написано изящно, в лучших традициях «новой волны», самая идея пронизанного горечью рассказа кажется свежей и спустя 50 лет. Но мне не хватило каких-то деталей, большей проработанности мира.

«Вавилон-17»
–  [ 5 ]  +

Vindermur, 11 сентября 2018 г. в 08:26

Качественное произведение про рептилоидов и искусственный интеллект, хотелось бы сказать, но нет.

В романе представлены расы, некоторым образом и пересмотрена жизнь, даже продлена, можно сказать. Из существа можно сделать что угодно и кого. Медицина превосходит уровни, хотя и есть усовершенствования, как психоиндексы. Ридра Вонг и Батчер бьются и разгадывают тайну Вавилона 17. Телепатия только помогает, но последствия? Тем более, если против вас системный аналитический язык, то и трактовки слов могут быть разными......

Отмечу ещё, что мне понравился бой, как описан бой, имеется ввиду, когда соревновались Шкипер и Серебряная ящерица, очень понравилось, а также запечатлилось описание космического пейзажа вокруг, сигнальные огни разного цвета остались в памяти, как прообраз космических платформ или городов, если так можно сказать, конечно, но добавить звездолёты тоже не помешает......

Оценка : 9
«Баллада о Бете-2»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 31 августа 2016 г. в 09:44

Лучшая вещь раннего периода творчества Дилени. Нет нагромождения приключений, нет жалости к себе, раздражающей в текстах Дилени этого времени, всё подчинено раскрытию основной идеи, прекрасно воссоздан именно научный поиск, ярко дана масштабная панорама цивилизации далёкого будущего. Очень поэтично, очень интеллектуально и гармонично.

Значительно выше, чем прославленные «Нова» и «Вавилон-17».

Оценка : 8
«Стекляшки»
–  [ 5 ]  +

olpo70, 18 сентября 2015 г. в 23:49

Очень грустная история.Вот вроде бы осуществилось одно из мечтаний человечества:плавать как рыбы.Но в рассказе нет радости.Нет сам водоплавующий народ дружен и счастлив.Однако события рассказа грустны.Пример когда на чужих ошибках не учатся.А ведь главный герой всё расказал,всё объяснил.Отдельной линией идет тема рыбалки.Прочтя это место в рассказе я понял почему он посвящен повести «Старик и море».Замечательный рассказ,но очень трагичный.Читается легко,но вызывает тяжелые чувства и мысли.

Оценка : 9
«Баллада о Бете-2»
–  [ 5 ]  +

Carex, 19 октября 2014 г. в 00:00

Невероятно интересный рассказ, поднимающий огромный пласт фантастических проблем. Кроме того, содержится аллюзия на христианскую теологию.

Такой рассказ запомнится надолго!

Оценка : 10
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 5 ]  +

Parabellum33, 06 июля 2014 г. в 00:50

В этом небольшом романе намешано столько всего, что голова идет кругом. Фантазию автора зашкаливает. Сам роман просто переполнен аллюзиями из самых разных областей знаний. Чтобы понять, все что хотел сказать Дилэни, надо наверное обладать эрудицией Анатолия Вассермана. Тут намешана математика, мифология, религия, музыка, американские и далеко не всем известные товарисчи (Стар Антим, Марио Монтез, Джин Харлоу, да и Билли Кид). С пониманием написанного об Эйнштейне и Гёделе, я, имея техническое высшее образование, практически справился, погуглив и вспомнив институтские знания. (Но для гуманитариев думаю это будет неподъемно) Насчет Орфея, перечитав миф, тоже уловил. А вот дальше, касательно религии, распятия, ада, и чисто американских коннотаций мне пришлось трудновато ((( Я оказался настолько скудоумен, что даже с великим гуглом не все осилил.

Но о прочтении не жалею. Заставило подумать. Нагуглил новые знания.

Да перевод который я читал ужасен. (Чей не знаю, читал электронку из либрусека)

Оценка : 6
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 5 ]  +

Алексей1965, 07 января 2012 г. в 22:01

Видимо, я чего-то не понимаю. Роман абсолютно рваный, масштаб событий и сцен несоразмерен, что касается глубины — я бы скорее использовал термин «синдром ложной многозначительности». Действительно, поэтика присутствует. Язык и образная система тоже неплохи. И если бы это была поэма — ладно, логики и цельности от нее не ждешь. Но это вроде как роман, а это все-таки означает наличие более-менее внятного сюжета, завязки-кульминации-развязки, в конце концов мотивации персонажей. Если бы это были незаконченные наброски к роману — ладно, а как цельное произведение — извините, не катит. Не более 7.

Оценка : 7
«Баллада о Бете-2»
–  [ 5 ]  +

Vlad Tot, 10 августа 2010 г. в 13:07

Автор сумел в малом объёме изложить свою позицию по вопросу духовности, понятия исторического наследия и ценности научных изысканий облачив всё это в оболочку из красочных описаний и атмосферу таинственности.

Оценка : 9
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 5 ]  +

Мух, 05 августа 2010 г. в 22:59

Повесть о мифе — и повесть-миф. С первого прочтения она ускользает от восприятия, и к ней возвращаешься снова. Повесть — о вечности мифа (неважно, об Орфее или о Битлах), о вечном круге мифологических вопросов: Любви, Смерти, Творчестве... О том, что мы — хотим того или не хотим — должны прожить миф, чтобы понять его содержание. Потрясающая, пронзительная вещь.

Оценка : 9
«Драгоценности Эптора»
–  [ 5 ]  +

piton, 10 июня 2010 г. в 16:43

Слабенький роман. Видно, что это проба пера. По сравнению с другими произведениями Дилэни выглядит бледно. Ни в коем случае нельзя начинать знакомство с творчеством автора с этого романа.

Оценка : 6
«Нова»
–  [ 5 ]  +

viv, 03 декабря 2007 г. в 20:44

Да, странная вешь. Цельного впечатления не осталось — отдельные яркие фрагменты.

Оценка : 6
«Баллада о Бете-2»
–  [ 5 ]  +

Lost, 11 мая 2007 г. в 17:14

Шедевр. Первый раз было услышано в программе «Модель для сборки», потом купила Дилейни, прочитала и не изменила мнения. Под конец сердце сжималось. В самом начале еще впечатлило описание кораблей — вид из космоса.

Оценка : 10
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 4 ]  +

orxan41, 28 декабря 2021 г. в 03:17

Если вы взялись за творчество Дилэйни, то пристегнитесь! Здесь вам не простоватый текст в духе Гаррисона. Точнее, текст может и выглядит простовато, но в нем заложен весь тот инакомысленный, насыщенный отсылками к мифологии, текст, который потом доведёт до совершенства Роджер Желязны. Можно сказать, что Дилэйни был Желязны во времена самого Желязны.

Вот только коряво все это идёт. Проиграл премию Хьюго роману «Князь света» Самого-Знаете-Кого. И текст будто с заколдобинами, совсем не напоминающий джазовое повествование Бестера или поэзию мифологии от Желязны. Безусловно, Дилэйни уникален в своих идеях, и по праву считается звездой «новой волны». Но он корявый.

Идея данного романа перекликается с идее «Хризалид» Джона Уиндема. Та же евгеника, те же иные. Вот только сурового постапокалиптического экшна в духе Уиндема ему недостаточно. Дилэйни, в отличие от Уиндема, Кинга и других мастеров постапокалипсиса, хотя бы удосуживается расписать причины оного (а не» звезды упали и все ослепли» как в «Дне триффидов»). За это жирный плюс.

Минусы, опять-таки в его языке. Очень некомфортно читать все это. Я хоть и ставлю идею выше слога (как пример — романы Бестера, Стерлинга и тд,), но тут сложновато это.

Оценка : 8
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 4 ]  +

fitin, 05 марта 2021 г. в 09:44

Читал в переводе Исаевой (там где у героев «родные» имена). Больше поэзия чем проза. Прекрасные образы. Но сам сюжет не зацепил. Мне показалось что можно поставить такие большие вопросы, и тогда произведение, имело бы смыл — но мне видится это грудой самоцветов и самородков, я же хотел увидеть готовое ювелирное изделие полное звездного света, переливов и игры теней.

Возможно я не прав. Мы же не читаем хороший стих ради его концовки. Может и тут нужно наслаждаться каждой строкой.

Оценка : 5
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 4 ]  +

xdma, 29 декабря 2020 г. в 23:22

Весьма непростой и странный роман. Воспринимать его можно практически как угодно, я прочитал другие отзывы, и с каждым из них я согласен.

Отрывистый, невнятный сюжет, вначале он интригует. Чем дальше читаешь — тем больше запутываешься. Представление о происходящем постоянно меняется. Чрезмерное нагромождение аллюзий угнетает. Ряд ссылок понятны разве что американскому читателю. Переводчик, похоже, привнёс прилично отсебятины, чем сильно усложнил понимание романа. Нельзя сказать что роман плох, в нём есть и странный, интригующий мир, и невероятные персонажи, и прекрасные, поэтичные описания музыки, но общее впечатление неудовлетворительное, через короткое время я уже не мог вспомнить о чём он. Трудно его рекомендовать к прочтению кому-либо.

Оценка : 5
«Вавилон-17»
–  [ 4 ]  +

Kabasha, 30 марта 2020 г. в 17:44

Лингвистическая пьеса-триллер с элементами фантастического боевика… наверное, именно так лучше всего охарактеризовать это произведения Сэмюэля Дилэни. Задавшись крайне интересной и очевидно не избитой идеей о языке, его способностях и потенциальной силе лингвистики, автор в конечном счете развернул свое произведение совсем не туда, куда хотелось бы большинству читателей, на мой взгляд.

Вместо масштабного фантастического романа о звездных войнах и космических сражениях, состоящих порой из небольших, но важных битв, которые выигрываются силами одиночных героев и множества бесславных, но не менее важных участников, мы получаем небольшую камерную (несмотря на все описания больших звездных баталий) пьесу в пять эпизодов, которые по сути слабо связаны между собой и представляются лишь вырванными эпизодами из жизни Ридры Вонг, Батчера или других героев книги, будь то профессор психиатрии или военный генерал.

Там, где один авторы (например, Джеймс Кори и его цикл «Пространство») умудряются неспеша и постепенно создать огромную, многогранную вселенную, населенную различные расами, взаимодействующими между собой и создающими ту самую среду обитания, богатую на истории и жизнеописания; или же там, где другие (например, сага о Конане от различных писателей) рассказывают свои отдельные истории, тем самым формируя вселенную по разным направлениям и с разных точек зрения, но все равно позволяя создать единую картину мира, у Дилэни не получилось, к сожалению, ни того, ни другого.

На выходе мы имеем, как мне кажется. лишь несколько фрагментов жизни главных героев, которые условно подчинены одной цели, но по сути разобщены и дают читателю лишь частное восприятие о том, что происходит здесь и сейчас, не позволяя смотреть дальше, что называется, за кадром. Более того, многие герои (как положительные, так и отрицательные) приведены схематично: нам, читателям, не видна их фактура и предыстория, непонятны их мотивы и поступки; многие отношения между героями, только начавшись, безжалостно обрываются, чтобы сгинуть навсегда и оставить в недоумении; слишком много сцен даны лишь для того, чтобы показать очередное яркое сражение или баталию и не несут за собой ничего большего. Хотя, конечно же, стоит признать, выписаны эти сцены хорошо и качественно, но тем не менее...

В конечном итоге нас ожидает увлекательное, но слишком поверхностное знакомство с нашей галактикой в далеком или не очень будущем, которое ставит в начале своего повествования интересные вопросы и загадки, но не удосуживается в достаточной мере ни показать ход расследования, ни раскрыть финальную тайну.

P.S. В свое время Станислав Лем серьезно критиковал этот роман Дилэни за поверхностность и отсутствие серьезного содержания. Я не берусь судить, каков уровень серьезности и глубины был бы приемлемым для Лема, но даже для меня, не умудренного опытом читателя, роман показался легковесным и отрывочным дневником, который скорее подходит для прочтения самим автором дневника и последующего воспоминания дел далеких дней, чем для знакомства с ним постороннего человека.

Оценка : 7
«Среди Масс»
–  [ 4 ]  +

oryxandcrake, 29 марта 2020 г. в 07:25

То ли герой живет в двух мирах, то ли двойной жизнью? Он одновременно кокетничает с незнакомцем в общественном сортире нью-йоркского метро (описанного чрезвычайно выпукло, но крайне неаппетитно) и несется на своем верном звездолете куда-то в галактический сектор ABCD-100500. Или он просто безработный бездельник, мечтающий стать писателем, и второй слой повествования складывается у него в воображении (в трэшовую космооперу, которую, как он надеется, примут в издательстве)? Или он просто покурил чего-нибудь забористого и всё это ему привиделось? Решайте сами.

Оценка : 8
«Город тысячи солнц»
–  [ 4 ]  +

Error, 14 октября 2019 г. в 13:01

Третий роман цикла «Падение башен» — ещё больше несуразности, мудорствования и графомании, а главное, наивно — юнешеских поверхностных рассуждений о «глобальных» проблемах, глупейших действий персонажей и объяснений вокруг происходящего.

Ранний Дилэни не весьма впечатляющ и ровен, и очень напоминает зарвавшегося хвастуна решившегося без подготовки взять высоту, которая никому взять до того было не под силу. И все те диалоги и речи наполненные информаацией о роли поэтов, отдельных индивидуумов в формировании и социума, и ситуативных социальных проблем, таких как война и экономические кризисы, настолько наивно приметивны, что понимаешь, что подобный текст есть некий демаршь автора против застоявшейся доктрины, которую пропагандировало в то время правящее заскорузлое меньшенство. Дилэни пытался подобным образом показать нечто другое, новое, и как он считал, верное. Но по своей наивности, оказалось это, отнюдь не так...

К тому же, по прочтении, лично меня, не покидало странное ощущение, что нечто очень схожее и по сюжетности, и по действию героев, и где — то даже по рассуждениям, я нечто похожее уже читал. И точно так как и сейчас, меня не весьма впечатляли ни произведение, ни авторские «задумки» сюжетности, ни общее воплощение текста (вполне возможно вина ещё в том и переводчиков). Оказалось, что именно третий роман Цикла очень схож с третим и четвёртым романами Линзменовщины Дока Смита : тот же патетический пафос, те же великовымученные размышления на глобальные темы с наивным пониманием проблематики, те же бездумные, ну никак не связывающиеся (кроме как в задумке самого автора), действия персонажей, те же тройственные существа с их надуманными попытками захватить (на кой ляд??) «жемчужину» Вселенной, нашу матушку Землю, для решения великоважной проблемы и неясный комитет галактических справедливо — благодетелей, который противостоит этому тройственному Существу, как особый гарант вселенской справедливости. И так далее, и далее, и далее... Вообщем кому захочется, пусть прочтёт серию о Линзмена.

Да, ранний Дилэни не блещет, ни этим Циклом, ни «множественно приклоняющеся» перед ней, почитаемой «Новой».

Стоит ли читать? Только лишь для того, чтоб «выяснить» некоторые новые подробности, и из — за очередной попытки автора объяснить оставленное позади в двух первых романах и соединить расползающиеся линии сюжета. То есть, типа, так что это всё было, и что это всё значит. Ну и читать только потому, что стоит закончить читать трилогию начатую первым романом.

Но кому из многих удосуживалось создать, хотя бы, нечто похожее в 23 года, чтоб произведение становилось столь читаемым и известным?..

Оценка : 3
«Баллада о Бете-2»
–  [ 4 ]  +

amak2508, 24 октября 2018 г. в 11:26

Тема длительных межзвёздных перелётов, когда время, проведённое людьми на корабле исчисляется десятками и даже сотнями лет, в фантастике достаточно популярна. Вспомните хотя бы Саймака с его «Поколением, достигшим цели» или Хайнлайна с его «Пасынками вселенной». Хотя Дилэни с его армадой 20-километровых кораблей похоже смог всех здесь перещеголять :). И практически во всех книгах на эту тему население таких вот «ковчегов» со временем начинает деградировать. Так что и в этом отношении автор ничего нового не придумал.

Всё остальное в произведениях такого рода зависит только от таланта и фантазии автора. И первые главы повести получились у Дилэни и довольно необычными, и довольно увлекательными — здесь и красивая загадочная баллада, и мрачные таинственные громады кораблей, безмолвно описывающие круг за кругом вокруг одинокого солнца, и удивительный мальчик с изумрудными глазами, способный жить в вакууме космического пространства. Но вот чем ближе к финалу произведения, тем сильнее становится разочарование от прочитанного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если то ли электронное, то ли волновое Нечто, обитающее среди «мезонных полей космоса» ещё можно как-то стерпеть и принять, то капитан корабля, забеременевший от этого самого Нечто и тем спасший остальные корабли армады от разрушения — это уже, извините, явная бульварщина. Мыльно-розовый финал же, объявляющий начало новой эры в развитии человечества, настолько фальшив, что ничего, кроме слез умиления клюквой, вызвать не способен.

Как итог — вещь однозначно послабее классики фантастики, написанной на эту тему.

Оценка : 6
«Вавилон-17»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 31 августа 2016 г. в 09:36

«Вавилон-17» — очень хорошо задуманная, но не убедительная художественно книга. Идеи, положенные в основу, первосортные, но Дилени, которому на момент написания было немного больше двадцати лет, торопился, разбрасывался, и, в общем, выдал скорее черновик великого романа, чем сам роман. Вызывает досаду при чтении именно сочетание грандиозного размаха фантазии, интеллектуальной напряжённости, яркости деталей с литературной неряшливостью и даже дилетантизмом молодого автора.

Ну, позже Дилени свой дилетантизм преодолел, стал полноценным писателем первого ряда, а «Вавилон-17» так и остался памятником амбиций начинающего писателя.

Оценка : 7
«Баллада о Бете-2»
–  [ 4 ]  +

Iricia, 16 декабря 2015 г. в 21:55

Тема того, какие реальные события могли лежать в основе тех или иных мифов сама по себе довольно увлекательна. Стоит перенести время действия далеко в будущее, а место – в космос, на разрушенные корабли малоизученного таинственного народа, и произведение становится интригующим вдвойне.

Вначале повесть знакомит нас с красивой балладой и даже дает небольшой художественно-лингвистический экскурс, сразу же завлекая загадкой и обещая не менее интересную разгадку. Проводит в космос, немного знакомит с технологиями будущего и даже заводит на покинутый звездный корабль. Пожалуй, для меня именно эта часть оказалась наиболее интересной: ощущения при прослушивании этой части текста рождали ассоциации с величественными покинутыми храмами — атмосферно и завораживающе получилось (слушала в «Модели для сборки», что, конечно, сыграло свою роль).

Постепенно содержание баллады стало раскрываться, перед главным героем и читателем стали открываться значения вложенных в неё образов и смыслов, и это тоже казалось невероятно увлекательным, однако… однако в какой-то момент происходящее стало казаться мне слишком странным. Всё равно как если бы вы пытались узнать, с какой реальной личностью связаны мифы о Геракле, а вас бы пытались убедить в реальности существования Зевса.

В итоге конец истории скорее оставил в недоумении и с легким разочарованием.

Оценка : 6
«Фауст и Архимед»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 01 декабря 2015 г. в 10:10

Я очень плохо знаком с творчеством Томаса Диша (читал пару рассказов в сборниках типа «Фата-Моргана»), поэтому некоторые тонкости данного эссе могли от меня ускользнуть, но всё равно понравилось. Рекомендовать «Фауста и Архимеда» можно прежде всего тем, кто интересуется историей развития фантастики как самостоятельного жанра литературы. Но не лишним будет прочитать и тем, кто считает всю фантастику «развлекухой», чтобы лишний раз убедиться, что такие авторы как Роджер Желязны заслуживают внимания ничуть не меньше, чем представители так называемой «большой литературы». Жаль только, что такие люди не читают ни Желязны, ни Диша, а судят по книжкам про постъяд, попаданцев, да зомби-апокалипсис...

Оценка : 9
«Баллада о Бете-2»
–  [ 4 ]  +

Zangezi, 03 мая 2015 г. в 20:33

Прямо скажем, я разочарован. Из обещанного мифолингвистического шедевра вышла куцая иллюстрация набившей оскомину метафоры о инопланетянах, относящихся к человеку так, как человек относится к муравейнику... Нет, конечно, в 1965-м, возможно, эта метафора была и нова, однако в романе Хойла «Черное облако» (1957) она присутствует более чем полностью.. Подозреваю, что и на тот момент это было не откровение..

Я ожидал некоего мифологического прорыва.. Какое там.. Теории, что в мифах и балладах отражаются реальные исторические события, лет.. 2000; по крайней мере, в XIX веке это уже было общим и банальным местом; а вот в XX веке исследования мифологий скакнули значительно дальше, чем может себе вообразить герой повести Дилэни..

Но даже если взглянуть на эту повесть под иным углом, зацепиться будет не за что.. Инопланетяне породили новый подвид человека? Хорошо, но что же этот homo novus так и тупит возле разрушенных кораблей, хотя перед ним — бесконечность времени и пространства? Что же он, как идиот, лишь пожимает плечами на вопрос главного героя: кто ты, что ты? Задумаемся: именно человек освоил вселенную (у Дилэни), а что «освоил» чужой разум? Только пару приплывших к нему кораблей? И этот изумрудоглазый фокусник — бог? Тогда понятно, почему мы все — атеисты...

Оценка : 4
«Вавилон-17»
–  [ 4 ]  +

Plum-Boom, 24 июля 2013 г. в 17:20

В детстве была тяга к изучению языков, и Вавилон-17 стал последней каплей — космическая фантастика и языки!!!! Абсолютно моё!!! Любовь на всю жизнь.

Герои, их внешность, поведение — впечатались в сознание навсегда)))

Оценка : 10
«Могущество гвоздя»
–  [ 4 ]  +

romanpetr, 06 апреля 2013 г. в 12:53

Рассказ двух колоритных авторов великим не назовешь, ибо он носит по-своему развлекательный характер больше для самих авторов,чем для читателей, так как рассказ не более, чем экспромт, розыгрыш, который сотворили Эллисон и Дилэйни на одной званой вечеринке. Больший интерес в рассказе вызывает сам творческий тандем, хотя возможно тему, которую писатели изложили правдива и жизненна и в нашей повседневности. Любовь, надежды, разочарования, эгоизм, невежество, смутная и грустная развязка — такая краткая палитра для этого рассказа. Два человека — он и она — оказываются на отдаленной планете, где он, получивший свое назначение, а она полна амбиций и самомнения — его вторая половина. Смогут ли люди выдержать суровые испытания дальним расстоянием, местной фауной и одиночеством — все об этом в кратком произведении двух мэтров...

Оценка : 8
«Вавилон-17»
–  [ 4 ]  +

brego, 24 августа 2009 г. в 19:29

Оригинальная идея, интересные персонажи, необычный мир. Вообще, это тот редкий случай, когда достаточно давно написанное произведение не коробит современного читателя наивностью описаний, наоборот, они вполне актуальны и сегодня. Потому что автор не стал описывать «пятерки», «гигабайты», из-за чего например «Лабиринт Отражений» уже вызывает усмешку. Это книга про необычных людей и их возможности. Обязательна к прочтению.

Оценка : 9
«Вавилон-17»
–  [ 4 ]  +

stalkers, 15 марта 2009 г. в 22:58

Какой дурак перевел Вавилон 17 как Город смерти? А то видел я такие файлы ходют по интернету. Иногда думаю, что сильнее: Вавилон, Нова или Пересечение Эйнштейна. У всех моих друзей разное мнение. Мне больше все же Вавилон. Вопрос: переведут ли когда-нибудь Дангрен? Сомневаюсь.

Оценка : 9
«Дальгрен»
–  [ 3 ]  +

MrBambook, 24 января 2024 г. в 14:13

Меня зовут Денис, мне 33 года, эту книгу я хотел бы прочесть до конца...

Эссенция постмодерна. Дальгрен вещь строго на любителя. Это не книга, а полотно, точнее калейдоскоп. Отсутствие сюжета на 900 страницах — смело, но в пересчете на нынешнее время видали и посмелее, идентичная история и с претенциозностью (сексуальность, свобода, наркотики). Дальгрен безусловно удивляет, но удивляет он многим меньше и многим меньших. Сегодня это роман скорее для зрелой интеллигенции, нежели бунтующей молодежи, Умберто Эко на обложке (его цитата) тому живое подтверждение.

Обидно! Великолепный Вавилон 17 вместил в себе и сюжет и эксперименты, но, видимо, Дилэни нужна была какая-то отдушина, место куда можно было уместить все, ну или он возомнил себя всесильным (900 страниц без сюжета), впрочем судя по тиражам он оказался прав. Вместе с тем отводить роль памятника культуры Дальгрену совершенно не хочется. Это не текст для исследования, а книга для читателя (хотя со вторым и можно поспорить). Дилэни подчеркнуто о читателе не заботиться и, как-будто, иногда даже вычурно, над ним хихикает, но все же рисует для зрителя.

Метафоры и литературные приемы — актуально и заслуживает внимания, но особенный трепет взывает фонетика, отсюда (и не только) постоянно напрашивается ассоциация с Набоковым. Хотя последний бы сделал Дилэни «ай-ай-ай» за повсеместное рассуждение о стихах, приведение примеров рифм, но написание текста в стиле «он прочитал стих», «он написал четверостишие» и т.п. Начал играть, будь добр играть по правилам — приводи текст стихотворений.

У меня нет оценки для этого романа, слишком много точек с которых можно посмотреть на него. Меня зовут Денис, мне 33 года, эту книгу я хотел бы прочитать до конца...

«Вавилон-17»
–  [ 3 ]  +

flying_kitten, 21 июня 2023 г. в 16:28

От книги — лауреата премии Небьюла ждёшь чего-то практически выдающегося. Тем более, если произведение на слуху и регулярно упоминается в разного рода статьях и обзорах. Но увы.

Вроде бы есть весьма оригинальная идея, вроде бы и сюжет довольно динамичный, но после прочтения ощущение такое, что тебя обманули. Автор долго запрягает, а потом стремительно отгружает все свои замыслы. Как уже отмечали рецензенты, наверное рассказ бы получился неплохой. Отдельно напрягают совершенно непоследовательные, нелогичные и не вписывающиеся в окружающий мир персонажи. Ясно, что культурный контекст, эпоха хиппи, мода на самовыражение и всё такое, но выглядит всё дико и неправдоподобно.

Не моя книга.

Оценка : 5
«Имперская звезда»
–  [ 3 ]  +

vfvfhm, 11 мая 2023 г. в 12:52

Еще один шедевр от молодого гения-нововолниста. Первое, что я ПЕРЕчитал у Дилэни. Лет десять назад я проглотил эту емкую и умную повесть, как «спейс оперу», усиленную хронофантастикой. Но это подлинная художественная литература, многослойная, как термоядерная бомба. И новый жизненный и культурный опыт при следующем прочтении дает и новые обертона и смыслы.

Во-первых, здесь очень много автобиографии. В шестидесятые Дилэни вел богемный образ жизни в нью-йоркском Гринич-вилидж, а также много бродяжничал. И этот опыт легко считывается на первом плане повести. Приключения в новых необычных местах. встреча с интересными людьми. Бьющие фонтаном молодые силы и острое чувство свободы. Все эти поэты ,музыканты, ученые и бродяги, что встречаются в странствиях Джо Комете, — видно ,что они списаны с натуры. Кухонными посиделками за полночь под гитару от повести несет за парсеки.

Если знаешь хоть кое-как американскую послевоенную культуру ,становится очевидно, как сильно повлияли на авторов «Новой волны» битники. С их культом бродяжничества, духовного и бытового, с их ориентацией на восточный мистицизм и квиетизм.

Во-вторых, это круг проблем современной культуры. Влияние каждой расы на общий фон коллективного сознания разумных существ. Интеллектуальная сегрегация ,которая только усилилась за прошедшие шесть десятилетий, несмотря на казалось бы всеобщую грамотность и развитие информационных технологий.

Повесть Дилэни находится в самой сердцевине культурной истории. Прочитав первую ее треть, я призадумался о сюжете. Одинокий мальчик с захудалой планетки ,который отправляется в судьбоносную миссию и встречается со множеством интересных и своеобразных личностей, что помогают его духовному росту. И в финале он познает важные сокровенные истины. Что-то мне это сильно напоминает...

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ох ,чует мое сердце ,читал эту сказку Дилэни! Уж слишком много совпадений. Не стоит при этом забывать ,что впервые «Маленький принц» был издан именно в США в разгар Второй мировой и был очень популярен. Да и жил тогда его автор в Нью-Йорке. Так что тут ничего необычного.

Плюс много общего у этой повести со снятым много позднее знаменитым французским мультом «Властелины времени» — сюжет, герои, композиция, основная идея. Надо бы глянуть ,когда был написан французский роман, который этот мульт изобразил на экране.

Но главное, сердцевину смысла, я, конечно, оставил для финала отзыва.

параллельно с чтением молодых американцев-нововолнистов я смотрю по вечерам цикл лекций Валерия Бондаренко, исследователя из Самары, о Петре Яковлевиче Чаадаеве. И нахожу много удивительных точек сопряжения. Казалось бы, что может быть общего у русского философа-консерватора, жившего за полтора столетия до 1960-х, и у начинающих свой путь писателей-модернистов. Иная ведь эпоха, иная страна...

Следите за руками.

В трактовке Бондаренко ,Чаадаев считает ,что главная история рода людского — История метафизическая. Пресуществление Воли Божьей в человечестве. Чтобы стать деятельным участником этой Истории, человек должен отринуть свое Я, осознать, что есть трансцендентного в его душе и осуществить это трансцендентное в реальности. При чем главное — это процесс осознания, а не деятельности. С осознавшей свою трансцендентность личностью само все произойдет. При этом личного спасения для Чаадаева не существует. Ему все равно на участь собственной души, своей жизни и судьбы. Главное — это стать осознанной частью великого Замысла. Важнейшая задача — отделить то, что является твоей самостью, от того, что принадлежит Истории.

Все это, конечно, восточная мистика чистой воды. Деперсонализация, растворение души в Божественном... Не случайно в концептуальном письме к Пушкину он ссылается на Магомета. Но смотреть можно было и дальше на Восток.

Вся «новая волна» также пронизана восточным мистицизмом — от рационализатора-аналитика Балларда до поэта Желязны. А у Дилэни? Его Джо Комета является лишь частичкой великой Миссии ,самой важной в истории Разума во Вселенной. Миссии всеобщего освобождения — и рабов, и рабовладельцев. Джо — ничтожная часть Истории. Осознать это и выполнить свой долг перед единым духом Человечества ему поначалу мешает, как и Чаадаеву, собственное Эго. Личные потребности и хотелки. Капризы, сиюминутные страсти. Только отринув себя самого, он смог внести важнейшую лепту в Историю. Ему и его подруге-спутнице-учителю Сан Северине придется принести на алтарь Свободы наибольшую жертву. Ведь самый могущественный человек подвергается самым жестоким испытаниям и делает самый суровый выбор. Только осознав себя как частицу Духа, а потом и отвергнув себя, можно не только выстоять, но и победить.

И вот что важно. И Чаадаев, и авторы «Новой волны» делали свои открытия, совершали свои духовные подвиги не только, и даже не столько для своих современников, но для грядущих поколений. Для нас с вами. Чаадаев задохся в каземате России Николая Первого, «Новую волну», как и прочих бунтарей 1960-х задушили с одной стороны консерваторы, боящиеся будущего, с другой стороны, наймиты транснационального Капитала, желавшие во что бы то ни стало это будущее контролировать и направлять.

Но эпохи сменяются. Мы переживаем невиданный со времен промышленной революции катаклизм человеческой цивилизации. Сейчас очень много людей пытаются спастись лично. Предав, продав все святыни, прошлое, будущее, не понимая, что нет такой норы, в которую можно безопасно зарыться при нынешнем-то развитии техники уничтожения биосферы и самой жизни на Земле.

Дилэни оставляет своего Джо Комету на пороге принятия своей Миссии и понимания дальнейшего пути. А действовать он предлагает уже читателю. Вполне в духе той эпохи трансцендентных поисков и открытий. И выбор — принять судьбу или влачить существование — предстоит делать всем нам.

П.С. Кстати, насчет прогностических способностей фантастики. Дилэни походя, но красиво, показал, что поэты не только незримые владыки мира, но и его первооткрыватели. В повести он описывает планету, вращающуюся вокруг белого карлика. За пятьдесят лет до того ,как ученые вначале обнаружили такие планеты в далеком космосе, а потом и смогли объяснить ,как те могли там оказаться после гибели первоначальной звезды (они заново образуются из сброшенной оболочки светила, такое и в нашей Солнечной системе может произойти через миллиарды лет).

П.П.С. Низкий поклон Ольги Исаевой за блестящий перевод это повести! Просто прелесть что такое))

Оценка : 10
«Вавилон-17»
–  [ 3 ]  +

stas-no, 16 января 2022 г. в 23:12

Роман, написанный легко и свободно, развивающийся в разных направлениях, но сохраняющий общую тему. Это еще произведение из того периода истории фантастики, когда даже используя уже накопившийся богатый арсенал клише и средств можно было создавать яркие миры, интересных персонажей и придавать всему этому смыслы, побуждающие к раздумьям о разных материях.

Оценка : 9
«Пересечение Эйнштейна»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 20 октября 2020 г. в 16:00

«Пересечение Эйнштейна» содержит в себе и оригинальные приключения и глубокую философию. Сначала он показался мне заметно интереснее и сильнее, чем более известный «Вавилон-17» того же автора, но последние главы несколько испортили впечатление сюрреалистичностью атмосферы. Мир интересный — далёкое будущее, Земля, населённая пришельцами-мутантами, копирующими людей и постигающими человеческое прошлое, без которого они не видят для себя будущего. Конечно, этот роман посвящён теме мифологии, но это не единственный его пласт.

С этим романом у меня произошла странная история — я его когда-то читал, но совершенно забыл; хотя тогда поставил для себя галочку, что познакомился с новым для себя автором Дилэни. И сейчас не могу сказать, что я этот роман перечитывал, я его снова прочитал впервые, не вспомнив ни одного момента из сюжета.

Оценка : 8
«Пленники огня»
–  [ 3 ]  +

Error, 30 сентября 2019 г. в 12:20

Первый роман из цикла «Падение башен». Написан в 1963 году, тогда, когда автору исполнилось всего — то 21 годок. А писалось, и уж тем более воплощалось и задумывалось? Уж умолчу о том. Нет, конечно же никто не отвергает стремление и талант Дилени, но в такие ранние годы для писателя,вообще кто — либо способен создать что — нибудь весьма сносное?А тут — 19, как максимум 20 лет...

Произведение, впрочем как и более позднее творчество Дилени, весьма напоминает интелектуальную графоманию (хотя и понимаю, что термин звучить уж как — то заскорузло, казусно и парадоксально). Ведь читая первый роман Цикла читатель сталкивается со множеством непонятных, надуманных и отчасти маразматических вещей, а главное, действий. И можно оправдываться, что де, это задумка автора, что необходимо продолжать чтение, чтоб вникнуть и вжиться в мир произведения, ощутить его, понять смысл, проникнутся атмосферой. Так вот, разочарую подобных оптимистов — читатель просто по мере прочтения продолжает наблюдать всю ту же несуразность и сплошное действие персонажей. Не более того — действие и его описание!

Если брать сам сюжет, то он не выдерживает критики и разбора. Чего стоит сами причины начало военных действий между островным государством и материком. А межличностные отношения в социальной среде и просто персонажей....И при этом чувствуется (ну для меня лично) та фальш созданная не специально, а простым стремлением юного Дилени написать в свои ранние годы шедевральность. Да есть задор и стремление, но есть надуманность, натянутость, кое — где и глупость, но не лёгкость, плавность и естественность. Не достаёт обычного опыта и жизненного понимания Бытия. И как бы не трепыхались почитатели автора в его защиту, могу в противовес привести великолепный пример из нашей истории — замечательный роман молодого автора написавшего в свои молодые 24 года гениальный роман «Герой нашего времени». Вот где гений и мастерство постройки произведения. А здесь только вымученность, незнание многих ньюансов человеческой природы, и описание действий ради них самих.

Оценка : 4

  Страницы:  1 [2] 3  4 



⇑ Наверх