Александр Колпаков отзывы

Все отзывы на произведения Александра Колпакова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 91

  Страницы: [1] 2 

«Гриада»
–  [ 23 ]  +

sarthur71, 20 сентября 2013 г. в 10:07

При всех своих недостатках (а их, на самом деле, не так уж и много!), для меня этот роман стал поворотным в жизни — именно он открыл для меня фантастику больше 30 лет назад, именно его наивные научные экзерсисы пробудили во мне интерес к астрономии и космологии, а потом и к фундаментальной физике...

Именно за это я ставлю 10 баллов — тому самому томику 60-го года издания, реально зачитанного до дыр, но до сих пор стоящего на моей книжной полке — он был первым!

И пусть он незаслуженно забыт сейчас, пусть наивен, пусть «плагиат» — для меня он был ПЕРВЫМ!

Большое спасибо и светлая память автору!

Оценка : 10
«Гриада»
–  [ 22 ]  +

sanhose, 29 июля 2013 г. в 19:15

Я впервые прочитал «Гриаду» в «Пионерской Правде» в 13 лет. С тех пор много воды утекло. Давно не читаю фантастику но до сих пор почти наизусть помню два романа о космосе: «Туманность Андромеды» и «Гриаду». Огромное спасибо Ефремову и Колпакову. Я физик и могу «раскритиковать» любой фантастический опус, но фантастика и наука разные вещи ... а именно фантастики в «Гриаде» больше чем в любой другой книге. Откуда же взялось «предвзятое» отношение к «Гриаде»? Почитайте интервью Альтова http://www.altshuller.ru/interview/interv... Когда мне рассказали про эту историю я не поверил. Мне показалось что это некая конспирологическая теория. Но прочитав рассказанное самим Альтовым я обалдел. «Писатель» Альтов фактически выступил в качестве иуды. Он подготовил неких безликих (без имени и фамилии) Павликов Морозовых настучавших донос на Колпакова. А были ли эти «мальчики» или альтов и был тем самым «мальчиком» теперь неизвестно. Поступок достойный Иуды. Можно сказать что, независимо от гадостного поступка альтова, нехорошо «заимствовать». Конечно не хорошо. Но в оправдание Колпакова надо сказать что все заимствования не имеют никакого значения для его фантазии. Это просто не существенно. Но давайте спросим «критиков» только ли Колпаков занимался заимствованием? В произведениях самих критиков при желании можно найти множество «цельнотянутых» идей. И каждый раз они говорят что «их» заимствования» не существенны. Но вот вам один шокирующий пример. Как то мне попалась в руки книжка С. Гансовского «Шаги в неизвестное». Там просто «передрана» идея «Новейшего ускорителя» Г. Уэлса, не говоря уже о сценах. И ничего ... никто из обличителей «Гриады» этого «не заметил» :)) Наверное «ворон ворону глаз не выклюнет» ... :)) Все эти окололитературные разборки чрезвычайно противны. Хочется закончить на оптимистической ноте. «Гриада» как и «Туманность Андромеды» явились этапами в фантастике. Смелый полёт их фантазии дал толчок многим юным умам и можно только приветствовать переиздание «Гриады» незаслуженно оболганной нечистоплотными деятелями типа альтова. Будем верить что она придёт на смену теперешнему мутному потоку тупого и унылого чтива заполнившего «рынок» и будет способствовать возрождению настоящей фантастики. Спасибо Колпакову и Ефремову за их замечательную фантазию. :))

Оценка : 10
«Гриада»
–  [ 19 ]  +

FUNKCOOLA, 17 августа 2016 г. в 18:24

Прочел в 2016, а не в 60-е 20 века.

В 33 года, а не в 10-12 лет.

Конечно, слышал про «плагиаты-гонения».

Итог: несмотря на все, отличная советская фантастика.

И пусть летят камни.

Оценка : 10
«Гриада»
–  [ 18 ]  +

belmichael, 22 октября 2019 г. в 18:41

Я принадлежу к тем читателям, которые считают, что ругань в адрес автора объясняется элементарной завистью. В детстве случайно встретил её в библиотеке и был ошарашен книгой. К тому времени я чуть ли не наизусть знал «Магелланово Облако», а тут такое счастье. Через много лет также случайно встретил её в букинистическом магазине и купил не раздумывая. Перечитал и не разочаровался. Да, космическая опера, ну и что? Прекрасное коммунистическое будущее, полёты к далёким звёздам, хорошие и плохие инопланетяне, революционные события, в которых активно участвуют земляне. Что ещё надо юному читателю? Я не нашёл недостатков книги в детстве и не собираюсь искать их сейчас. И ещё. Посмотрите, как много читателей имеют «Гриаду» в своей библиотеке.

Оценка : 10
«Великая река»
–  [ 13 ]  +

Fiametta, 24 июля 2012 г. в 22:20

Сказал поэт: «Не возвращайтесь к былым возлюбленным». Книги, обожаемые в детстве, не всегда стоит перечитывать. В девять лет я, как завороженная, читала про людей с именами почти из одних гласных, про человека, для которого участь моряка дороже власти, про пришельца, затерянного в чужом и жестоком мире, про храм Священного Угря, «библиотеку» из дощечек кохау-ронго-ронго, про Нан-Мадол и Мохенджо-Даро.

Перечитала — слишком много красивых слов, слишком откровенен и примитивен злодей, слишком много штампов из старинных приключенческих романов (которые я в девять лет еще не читала).

Развалины Нан-Мадола стоят до сих пор, но остров Пасхи вряд ли осколок недавно затонувшего континента.

Оценка — пусть останется десять, на память о девятилетней девочке, с замиранием сердца следившей за странствиями Тингола по безбрежному океану, за сражением за Нан-Мадол,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
горевавшей над гибелью жреца, радовавшейся спасению Этоа, и страстно желавшей, чтобы герои достигли Великой Реки.

Оценка : 10
«Альфа Эридана»
–  [ 10 ]  +

sanhose, 01 декабря 2019 г. в 21:02

Колпаков на мой взгляд был самым крутым фантастом своего времени ... не зря завистники сделали всё что смогли чтобы его загнобить ... а «Гриада» конечно была самым смелым романом на фоне тогдашней серости ... уверен что его время ещё придёт ... и он станет в один ряд с великим Ефремовым ...

Оценка : 10
«Пришелец»
–  [ 7 ]  +

Иприт, 05 января 2011 г. в 21:10

Колпаков форэве. Динамика, приключения, стрельба, инофауна — что еще нужно подростку 50-60х. Ну не стругацкие это да, зато и нет бесконечного пережевывания соплей на тему «можно ли наступить на эту травинку». Рассказ созвучен своему времени. И еще б знать где Александр Лаврентьевич плагиирует — сначала ему вменяли только «Гриаду», Теперь уже «Пришельца» шьют

Оценка : 10
«Гриада»
–  [ 6 ]  +

Валерий К, 07 декабря 2022 г. в 20:51

Читал «Гриаду» в первый раз в детстве — восхищение полнейшее. Перечитал на шестом десятке — и опять с превеликим удовольствием. Как, впрочем, и Бердника и Мартынова. Те же «Звездоплаватели» прекрасно читаются и после (к примеру) «Хромой судьбы». Пытался тут перечитывать разных Гуревичей, Хачатурьянцев и прочих Де-Спиллеров — невозможно читать. «Гриада» — 10 баллов.

Оценка : 10
«Пришелец»
–  [ 6 ]  +

akokin, 28 июня 2009 г. в 16:13

Этот рассказ мне нравился в этом сборнике больше других. По-моему, в свое время другие рассказы из сборника я либо не читал, либо читал и сразу же забыл. И почему-то сейчас, перечитав рассказ, я обнаружил, что он не содержит некоторых деталей. А именно: что там был не только «взятый в плен» зверь, но и другие животные, в том числе и с первобытной Земли. Либо это у меня за давностью лет наложились воспоминания и от других рассказов?

Рассказ хорош.

Оценка : 10
«Гриада»
–  [ 5 ]  +

moshehecht, 10 июня 2020 г. в 15:07

Приключения землян на чужой планете, населенной расой, практикующей рабовладельчество. Написано мастерски, сюжет подан отлично, читается легко.

Оценка : 10
«За орбитой Плутона»
–  [ 4 ]  +

Tullma, 19 ноября 2022 г. в 20:41

Многие рассказы Александра Лаврентьевича, которые мне пришлось прочитать, так или иначе каким-то образом связаны с темой одиночества. Например, Альфа Эридана, И возгорится Солнце, Формула притяжения.

В рассказе За орбитой Плутона в конечном итоге Чадвик тоже остается один, но всё же основную часть рассказа космонавты работают в группе. Но это лишь на первый взгляд. Каждый из персонажей один на один встречается с опасностью, со страхом, с горем и необходимостью принятия собственной гибели. Это одиночество духовное. В этом рассказе мы снова можем увидеть рассуждения о том, для чего человек должен продолжить жить, если в этом казалось бы нет никакого смысла и для чего человек должен отказаться от жизни, если шанс выжить всё-таки есть.

Я долго пыталась найти хоть какие-то подробности биографии Колпакова, но к сожалению, мне не удалось найти информации о том, была ли у него семья и почему тема одиночества так занимала писателя. Оказалось, что полное собрание сочинений писателя до сих пор не было составлено, он писал и под псевдонимами и есть информация о неопубликованных произведениях, и возможно всё так именно потому, что сейчас просто некому заниматься сбором его творчества.

Несмотря на очень трудную литературную деятельность, критику и практически гонения коллег по цеху, Александр Лаврентьевич всё равно снискал любовь читателей. Мне кажется, в первую очередь, из-за смысловой наполненности его произведений. Казалось бы, сюжет рассказа о контакте с инопланетянами, об открытых быстрых частицах и что-то там ещё научное и космическое, но всё это лишь фон для настоящего сюжета, разворачивающегося в душах его персонажей. И вот почему я тоже люблю его произведения.

Этот рассказ дался мне тяжело морально.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не могу осуждать Трофимова, так же как не осудил его и Гиад, возможно Гиад изначально понял, что остаться придется одному из них, так почему бы и не Трофимову. Возможно, если бы Трофимов последовал совету Гиада, это сняло бы тяжесть решения и смирения со смертью со всех остальных и это устраивало Гиада.

Это не космофантастика для меня, это настоящая драма. Особенно последний абзац вызывает действительно тяжелое чувство.

Оценка : 10
«Гриада»
–  [ 38 ]  +

Иприт, 03 января 2012 г. в 01:22

Как то уж очень не повезло Александру Лаврентьевичу. Сначала его бомбили корифеи 60х (тут они ничем не отличались от критиков «во френчах» 50х годов), потом какие то мутные истории то ли с плагиатом, то ли не с плагиатом. До сих пор не могу найти списанные «целые страницы» у Толстого и Уэллса. То выясняли Мегалов он или не Мегалов (публикация кажется в НСНМ). Теперь вот какого то гриадного крокодила учредили... Гриада — обычный экшн, в литературе., где экшн был табу. Хороший приключенческий боевик на фантастическую тематику. Разве был он ненужен (скоро договорятся до того что вреден), тогдашним мальчишкам? Да, — нет в нем глубины Туманности, нет адаптированной к современности социологии будущего Стругацких, нет фонтана идей Альтова, или мягкой лиричности Можейки. А юному читателю так ли они были нужны в 12-14 лет? К примеру шедевр детского приключенческого кино «Неуловимые мстители» полон глупостей и ляпов — однако никому в голову не приходят претензии по этому поводу.

Нет, воля ваша, что то не то с этим романом. Скорее всего Гриада стала жертвой какой то литературной войнушки.

Оценка : 9
«Гриада»
–  [ 26 ]  +

UMAB-C-PEX, 14 июля 2011 г. в 17:00

К прочтению романа (счастливо раздобытого где-то в дебрях Букиниста или типа того) я подошел уже будучи «фантастоедом» со стажем — уже лет 8, с первого класса, читал. Обратить внимание на книгу заставило предисловие к «Фантастике-86», где была такая строчка «... и недоброй памяти «Гриаду» Колпакова...» Естественно, дух нонконформизма и подросткового бунтарства заставил её раздобыть и прочитать. ну что же, по сравнению с современной (роману) Советской фантастикой — это был залихватский боевик. И не сильно перегруженный идеологией, кстати.

у меня сложилось стойкое ощущение, что примерно 57.5% издаваемых ныне МТА (и не-очень-уже-МТА:фигле-две-книжки-уже-вышли!) и в подмётки не годятся незаслуженно забытому Колпакову.

А если Вы мне скажете: ну, то что сейчас издают говно, не повод восторгаться говном старым, я отвечу: Колпаков был один, а сейчас их — сотни (если не тысячи)! И если уж на стописят говнокнижек приходится хоть по два слова одобрения — то что же буджет, если эти одобрения да на одного автора и собрать?8:-0

Оценка : 9
«Гриада»
–  [ 20 ]  +

kurfuerst, 14 июня 2018 г. в 22:30

Первый раз прочитал «Гриаду» в двенадцать лет, и книга меня просто потрясла своим размахом. Перечитал в двадцать девять и отношение к роману не изменилось — вещь очень достойная и добротная. Пожалуй, без «Гриады» мы не увидели космической оперы Сергея Снегова «Люди как боги» в том виде, в каком она есть — влияние очевидно.

Оценка : 9
«Гриада»
–  [ 18 ]  +

zohcain77, 22 августа 2012 г. в 19:49

«Гриаду» я прочитал запоем, будучи ещё школьником. Это была первая советская космическая опера. Ещё был «Марс пробуждается» К. Волкова. Его обвинили в подражании Берроузу, хотя это был больше Марс «Аэлиты» А. Толстого. В то время принималась только твердая нф. Свободный полёт мечты критиковался. Я подробно изучил историю обвинения Колпакова в плагиате. Это сделала группа школьников — пионеров ДДТ , вдохновленная писателем-изобретателем Генрихом Альтовым (Альтшуллером), эта же группа утвердила антипремию «Гриадного крокодила». (Подробно об этом я написал в отзыве на антипремию «Гриадный крокодил» и книгу Емцева и Парнова «Падение сверхновой»). «Гриадного крокодила» получили даже таким талантливым писателям, как Емцев и Парнов. Несмотря на все обвинения, А. Колпаков остался в истории советской нф, как пионер советской космооперы.

Оценка : 9
«Гриада»
–  [ 13 ]  +

Tolstyakov Tri, 22 ноября 2020 г. в 10:19

В детстве и юности «Гриаду«прочитать не довелось.У нас на периферии достать фантастику было тяжело и дорого.О книге только слышал.И слышал много нелестного.Лет пятнадцать назад купил её на книжных развалах.Долго стояла на полке и вот созрело настроение её прочесть.Влетела на одном дыхании!!!Да,в некоторых местах наивно!Но какой масштаб!Миллиарды парсеков за несколько часов!Поражает!За что было устраивать травлю писателя — непонятно.И не нашел никаких страниц, списанных у Толстого! Добротная фантастика!!!С верой в человечество,в разум,в победу КОММУНИЗМА!Присутствует теплота (а теплота есть практически в каждой советской книжке),которой так не хватает современной фантастике.ХОРОШО !

Оценка : 9
«Гриада»
–  [ 12 ]  +

Rajt, 10 ноября 2021 г. в 11:55

Первый раз я прочитал «Гриаду» почти 55 лет назад, еще одиннадцатилетним пацаном. А вот на повторное прочтение меня вдохновил камрад Леонид Смирнов со своим циклом работ «Былое. Тридцать лет отечественной фантастики» (огромное спасибо!). И вспомнились впечатления тех дней. Читали «Гриаду» запоем, передавали книжку друг другу. Помните в «Друзьях и врагах Анатолия Русакова» Георгия Тушкана «чертову читалку»? Точно так и «Гриаду» в детстве зачастую пацаны читали, один читает — остальные слушают. Так что не выдумка Георгия Тушкана эта «читалка» . И как-то не парились мальчишки по поводу элементарных частиц — высокоодаренных гениальных вундеркиндов, шарящих во всех взаимодействиях мю-мезонов и прочих фотонов с гравитонами, среди нас в этом возрасте не было. Зато за приключениями следили архивнимательно. Поражал размах — миллионы лет, парсеков, галактик. Космические авантюрные приключения. Что еще подросткам надо? Не имея понятия о термине «космическая опера», мальчишки считали, что «Гриада» — это офигенно. Кстати, учитывая сединный процесс блондинизации, и сейчас считаю, что книга очень даже ничего.

А уж о всевсяческих плагиатах мальчишки и не задумывались.

Подводный город? У Беляева «подводные земледельцы» тоже в куполах на дне жили. И? В нонешних всевсяческих рОманах тоже из бластеров-шмайссеров друг в друга пуляют — и ничего, нормальненько. А уж попаданцы... ну прям по одному (правда, разных калибров и расцветок) каналу в «Попаданию» попадают.

А шар-космический корабль? Помните, у гигантов-метагалактиан? Ну 200-процентное сдирание каллистянского корабля. Правда, «Золотое Сердце» товарисча Дугласа Адамса, того, который автостопом по Галактикам шастал — это ж другое, тут понимать надо.

А оживление все теми же гигантами академика Самойлова? Ну разве не факт из «Генератора чудес» Долгушина? Да и вообще, Библию стоит вспомнить.

Впрочем, можно на этом угомониться, ибо, как сказал Александр Дюма-отец: «Всё плагиат. Даже Господь Бог сотворил Адама по своему образу и подобию.» Да и весь Шекспир — сплошной плагиат, правда, своим критикам он обычно отвечал так: «Эта сцена — девушка, которую я вывел из плохого общества и ввел в хорошее». Даже братья Стругацкие-отцы-основатели и те умудрились Александра Сергеевича-наше-все сплагиатить — «Капитанскую дочку» в «Понедельник начинается в субботу» впихнули.

Кроме того, решения суда по поводу плагиата в отношении Колпакова нет. А потому и обвинять в плагиате некорректно.

Весь сыр-бор, скорее всего, разгорелся из-за тиражей (и финансовых потоков, соответственно, ибо мани-мани даже в то время никто не отменял). «Гриада» в 1960 году вышла тиражом 215 000, а, к примеру, «Легенды о звёздных капитанах» Генриха Альтова в 1961 году — 150 000. Ну как не порадеть родному человечку в споре за титул любимой жены? Тут уж все средства хороши, даже пионеры-разоблачители. Ну, это так, мои личные инсинуации.

И еще пару слов. О том, что предвидел, что кануло в Лету.

Предвосхитил Колпаков тренд XXI века, даже позу предвидел — все по глупому ящику могли видеть, как оказывают сейчас крайнюю степень уважения и подчинения лучшим членам общества, ну, вы понимаете, я про BLM:

«грианоид ... опустился на одно колено, всем своим видом показывая уважение и подчинение воле общества». И газ для поднятия душевно-духовных радостей Колпаков спрогнозировал. Шарики с веселящей «закусью азота», надеюсь, еще помнятся? Думаю, хватит на этом.

Проверки временем не выдержала идея коммунистического развития человечества. Ну, вестимо, это ж не критическая расовая теория (справедливости для надо сказать, что во времена Колпакова про эту крайне прогрессивную теорию никто слыхом не слыхивал, даже на ее родине, не говоря уж о Великом и Могучем. Тем паче о расизме среди деревьев не слыхали, ну, про который Камала вещала надысь.

Не выдержало временем и имя Ленина, и памятники ему. Справедливости ради не выдержали и памятники Колумбу, Джефферсону с Вашингтоном. Даже монумент Джорджа Флойда молнией трахнуло (удивительно нетолерантно небесное электричество себя повело). Но, опять же, Колпаков и ведать о таких чудесах не мог в то время.

А так да, много чего не выдержало проверку временем. Не стоит всех бобиков на Колпакова вешать — братья АБС, Альтшеллер, даже могучий гений польского народа aka Лем искренне более или менее в коммунизм верили (или веру имитировали).

Сожаления по поводу напрасно потраченного времени на перечитывание не испытываю. Не собираюсь никому навязывать свое мнение, но книга явно незаслуженно шельмована. Среди современного моря литературы масса романов еще более сомнительного уровня.

Сорри за мой французский.

Оценка : 9
«Если это случится…»
–  [ 9 ]  +

Manowar76, 04 мая 2021 г. в 02:03

С рассказом ознакомился по наводке уважаемого лаборанта FixedGrin.

О Колпакове знал только как об авторе почём зря ругаемой «Гриады».

Хотели постчеловечество и трансгуманизм? Вам в советский рассказ 1968-го года! Бэнкс и Стросс нервно курят в сторонке. Советский «гомо галактус» без обиняков заявляет: «Да, мы умеем перестраивать галактики. Гасить и зажигать звезды. Строить новые планеты. Менять биоструктуру человека.»

Самые передовые представления-предположения о космогонии: наличие А-вселенной, для которой Большие взрывы, создающие Вселенные нашего порядка — события локальные; допущение о конечности нашей вселенной и о возможном этапе катастрофического сжатия нашего пространственно-временного континуума.

Группа учёных и Совет Галактики, чтобы спасти Человечество, решают закодировать всё и всех в световой луч и послать его в новую Вселенную, дабы будущие её насельники рематериализовали человечество.

Масштабно, спорно, но любопытно.

Противопоставление эмоций и рацио; Действия и Мысли.

Отработка повесточки упоминанием того факта, что к процветанию человечество привела эпоха Октября. Забавные детали вроде субтропических пальмовых рощиц в среднем течении Волги.

9(ОТЛИЧНО) — за масштаб и полёт фантазии!

Оценка : 9
«Альфа Эридана»
–  [ 6 ]  +

Tullma, 16 сентября 2022 г. в 13:40

Колпакова осуждают за заимствования, за не научность, за неразумных героев. Первое — так делают все; второе — это художественная литература, а не научная, Колпаков не был ученым и это не то, почему стоит НЕ читать его произведения, ведь основной смысл вовсе не в научности; Третье — в жизни люди гораздо более не разумные, мало кто в-принципе способен поступать разумно, для этого и существуют законы, правила, уставы и т.д.

Рассказ не о героизме, не о дурацких поступках экипажа, а о том, что человек остался ОДИН в трудной ситуации. У повести есть другое название «Один», потому что именно в этом смысл. Да, мне тоже показалось странным, что у экипажа нет даже признаков Устава, по которому они действуют в тех или иных ситуациях (например, не трогают странных зверей на странной планете, пока не изучат всё со стороны). Однако давайте подумаем — может ли быть такое, что в команде обязательно найдется идиот? Ещё бы! И вроде бы Колпаков не защищает этого идиота...

Однако этот сюжетный твист был нужно лишь для того, чтобы поставить героя в трудное положение, дать ему порефлексировать, сделать трудный выбор. Собственно автор хотел поразмышлять над тем, что может заставить человека жить и что-то делать, когда кажется, что в этом нет уже никакого смысла. Можно ли было придумать другую историю? Может быть, но мне и так всё нравится.

Я люблю читать и прочитала наверное пару тысяч произведений, как отечественных, так и зарубежных. И могу сказать одно — даже у именитых авторов полно дурацких сюжетов, заимствований, глупых обоснований и не убедительных мотиваций. Судить легко.

Оценка : 9
«Пришелец»
–  [ 4 ]  +

Tullma, 16 сентября 2022 г. в 13:24

Странно, что такая низкая оценка. Колпаков не один использует в своих произведениях идеи других авторов, не понимаю такое осуждение заимствований. Тогда надо осуждать практически всех авторов, ведь даже Герберт Уэллс весело заимствовал у предшественников.

Хороший, добрый, веселый рассказ, с наивным ожиданием позитивного окончания этой истории, рассчитан он скорее на подростков. Да и надо сделать скидку на то, когда он был написан. Нет ничего плохого в том, чтобы показывать в своих произведениях дружбу, правильное поведение, честность и гуманизм. Почему-то сейчас эти качества в героях произведений принято считать глупостью и наивностью. Наверное потому, что сейчас выгодно быть хитрым, лукавым и жадным.

Оценка : 9
«Гриада»
–  [ 33 ]  +

VAI, 20 сентября 2010 г. в 23:43

Эта книга была первой... Точнее, не книга, а публикация в «Пионерской правде», до сих пор, хотя полвека прошло, помню, как ждал каждый следующий номер газеты. Это было какое-то окно из привычного мира в мир будущего, заполненного чудесами техники и множеством приключений. Люди, летающие с помощью антигравитационных дисков на груди — это было потрясающе! («Ариэль» был прочитан намного позже). А уж пришельцы из другой метагалактики вообще раздвигали границы мира чуть ли не до бесконечности! И я заболел фантастикой, как оказалось — навсегда.

Поэтому мне безразличны споры о плагиате, о художественной ценности, «Гриада» навсегда останется для меня вот таким, широко распахнутым окном в будущее. Александру Колпакову за это — низкий поклон!

Оценка : 8
«Гриада»
–  [ 25 ]  +

mogzonec, 01 июня 2013 г. в 11:24

«Гриада» до сих пор остается той редкой книгой, о которой говорят, спорят, и вспоминают с большой теплотой. Для меня она была еще одной из первых книг, которые, как потом оказалось, вполне вписываются в категорию «космоопер». Впервые прочел роман более 50 лет назад, это была совершенно растрепанная книга с вываливающимися страницами, с затертым картоном обложки. Чувствовалось, что книжка прошла через сотни рук и была зачитана почти до дыр, а потому «жить» ей оставалось совсем мало. Поскольку мне ее дали почитать «на вечер», утром я с сожалением вернул эту пачку страниц владельцу такого сокровища, а после школы с увлечением стал пересказывать сюжет романа своим друзьям. Потом перечитал еще пару раз, все равно было интересно. Сейчас книга занимает свое почетное место на книжной полке, рядом с другими любимыми в детстве книжками. Иногда беру в руки, смотрю иллюстрации. Книга продолжает жить.

Оценка : 8
«Гриада»
–  [ 21 ]  +

андрон966, 29 декабря 2018 г. в 20:24

Полностью согласен с sk3766, в детстве, наверное в 14 лет, прочитал «Гриаду». Просто потрясающе, для меня это было. До этого было прочитано «Туманность Андромеды», «Страна багряных туч» и другие книги советских писателей-фантастов, но такого полёта фантазии и мощи, я ещё не встречал. Уже не так давно, узнал про мерзость, под названием «Гриадный крокодил». Подонки живут всегда и в любое время, но талант автора всегда выше их. 10 из 10!

Оценка : 8
«Гриада»
–  [ 12 ]  +

montakvir7511, 18 июня 2023 г. в 15:15

Ну а теперь окончательный отзыв. Вычитка завершена, повесть «Колумбы неведомых миров» фактически прочитана заново спустя тридцать лет и хотелось бы поделиться впечатлениями от книги.

Ключевой момент — крайняя занимательность. Чего у автора не отнимешь, так это способности даже в научных отрывках заставлять внимательно читать. А отрывков этих море. И это первая проблема романа — Колпаков излишне много позволяет себе посторонних терминов, уравнений, формул, описывая приборы, установки и другую технику будущего. Мне, как далекому от астрофизики человеку, утомительно было выслушивать регулярные лекции академика Самойлова (коих, слава богу, после прибытия на Гриаду стало значительно меньше). Этот момент автор позаимствовал, видимо , у Жюль Верна, любившего вложить в уста своих героев научные рассказы о природе и людях далеких стран.

Вторая проблема повести — прогрессирующая гигантомания писателя, с легкостью оперирующего миллиардами парсеков и миллионами прошедших лет. Например, гиганты-инопланетяне, нашедшие убежище на Гриаде, в своем путешествии до аварии преодолели 280 МИЛЛИАРДОВ СВЕТОВЫХ ЛЕТ, о чем упоминается достаточно небрежно. А наши герои выясняют, что за Земле с момента их отлета прошел миллион лет, но это их практически не смущает.

Третья беда — откровенная зацикленность Колпакова на всем, что связано с силовыми полями, энергией, энергетическими установками. И бездны, невероятные бездны энергии, которыми, как сеятель на поле, небрежно разбрасываются в этой повести абсолютно все — от землян и познавателей до гигантов, прибывших из запредельно далекой Галактики.

Самое любимое выражение писателя в отображении двигателей, силовых полей, установок, антигравов и прочей техники связано с музыкой. Наверное, раз пятьдесят на страницах мне встречались сочетания фраз типа «двигатель пел», «симфония энергии» и тому подобных. Все у него поет и звучит. В этом видно откровенное обожествление прогресса, несущего исключительно свет и добро.

Особенно понравилось воспоминание героя о том, что на Земле в момент их старта уже проходили испытания специальных установок для минимизации времени сна. Проще говоря — лег, одел обруч и тебя пару часов фактически облучают радиацией, чтобы ты стал бодр и весел не за семь часов, а за три.

Из плюсов отмечу приятную фантазию в описании планеты гриан, оригинально выписанный мир и действительно смелое оперирование огромными цифрами. Однако в этом заключен и очередной минус — животный и растительный мир Гриады автор проигнорировал, вскольз упомянув единственного водного хищника, пару донных рыб и чуточку флоры, ничем, кроме цвета, от земной не отличающейся.

Извечная же проблема, на чем я неоднократно заострял внимание, заключается в тотальном устаревании знаний, которые фиксируют путешественники на большие космические расстояния. Нет в них смысла. Чему может научить землян далекого будущего прибывший на Землю Виктор, если за это время в обычном космосе нашей Галактики прошло...миллион лет? Чему может научить попавший случайно в наше время первобытный охотник? А ведь во втором примере цифры тысяч десять, по меркам времени просто нуль, находящийся рядом.

В остальном повесть хороша, даже сделав скидку на коммунистический пафос и непременное желание наших граждан немедленно освободить порабощенных на дне моря грианоидов.

Плагиата не заметил. Для своего времени полет фантазии уникальный.

Оценка : 8
«Пришелец»
–  [ 12 ]  +

eollin6, 23 марта 2012 г. в 15:26

В детстве (лет в 10) обожал этот рассказ и перечитывал его неоднократно. Незатейливый сюжетик, простенькие персонажи — что ещё надо ребенку для счастья? До упаду смеялся над какими-то глупостями, которые казались мне проявлениями юмора. И страшно радовался атмосфере великой тайны. Может, не так все и плохо было с Колпаковым? А что собственной фантазии у человека не было — ну так почитайте то, что печатается сегодня! да Колпаков просто ангел и умница на фоне того маразма, который до нас доносят мудрые редактора издательств...

Оценка : 8
«Альфа Эридана»
–  [ 11 ]  +

eollin6, 23 марта 2012 г. в 15:22

Это, конечно, было в стиле Колпакова — то есть ну совершенно не научно. Но, тем не менее, этот сборник Альфа эридана был мной в детстве зачитан до дыр. И сцена стражения героя с притяжением черного карлика Цвикки до сих пор стоит у меня в памяти, как живая. Вот это был экшн, как бы сейчас сказали! так что ставлю высокую оценку исключительно в благодарность за свой детский восторг. Читать современному читателю совершенно не обязательно.

Оценка : 8
«Гриада»
–  [ 7 ]  +

montakvir7511, 17 июня 2023 г. в 13:28

Вычитываю сейчас журнальный вариант данного романа, и вот же зараза — то, что в конце 80-х проходило мимо мозга, который жадно поглощал редкую для тех лет фантастическую пищу, сейчас заставляет либо брюзжать, либо недоумевать. Посему данный отзыв будет дополняться по мере прочтения.

На дворе 25 век, ведь в первой же главе указано, что человечество с размахом отмечает двухсотлетие первого межзвездного старта, пришедшегося на 2260 год. Главный герой, Виктор, отправляется с конструктором принципиально нового звездолета чуть ли не к центру Галактики. Ну, бог с ним, что на Земле за это время пройдет 30 тысяч лет и с огромной долей вероятности случится одно из двух — либо наша цивилизация за это время накроется медным тазом, либо путешественников в конечной точке назначения будут уже поджидать наши невероятно далекие потомки. Релятивистский эффект смысл подобных экспедиций убивает напрочь.

Также опустим вычурные заявления коллеги Виктора по путешествию, что он вычислил, где находится практически идентичная земной цивилизация — в самом ядро Галактики, где несколько десятков миллионов звезд практически хороводы водят. Можно подумать, что за 200 лет земляне все соседние звезды осмотрели на предмет наличия разума, ага.

И вот в четвертой главе автор меня не подвел в очередной раз. В своей речи на немногочисленную публику в лице академика и роботов Виктор выдал слезную историю, как звездолет Земли однажды попал в поле тяготения звезды Койпера в 4 миллиона раз более земного. Космонавты мужественно сражались и победили, отдав большую часть энергии корабля в борьбе с притяжением и в результате обратную дорогу в буквальном смысле тарахтели на медленном ходу.

И далее — «

— …Они летели к Солнцу ровно тысячу лет и не дожили до конца пути.»

КАК? Как корабль мог вернуться в 25 веке (это максимум, точная дата возвращения не указана) спустя тысячу лет после начала полета в обратный путь?!! «Крестоносцы в космосе», судя по всему...

Что-то будет дальше...

Оценка : 8
«Если это случится…»
–  [ 7 ]  +

FixedGrin, 29 апреля 2021 г. в 16:55

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/3aMGOko).

Я мало читаю старосоветской и вообще русской фантастики, но не отказался бы узнать, какой вердикт бы вынесли ван Вогт, Иган, Шеффилд, Бакстер или Райт работе Колпакова, совершенно нетипичной и для “золотых пятилеток”, и для нашего времени, когда концепция Большого Сжатия Вселенной вроде бы оказалась надежно отброшена передовой материалистической астрофизикой, а перспектива тепловой смерти от темной энергии снова стирает разницу между самоубийствами Бога и Людвига Больцмана.

Еще интересней другое обстоятельство:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то, что у нещадно обстебанного «гриадного крокодила» Колпакова сопровождается синим смещением и Большим Сжатием, скорее напоминает гипотетические картины распада ложного вакуума.
Большое Сжатие такими темпами уж точно не происходило бы, оно, вероятно, уподобилось бы обратной перемотке гравиволнового свитка фазы расширения Вселенной.

А эта идея Сиднеем Коулмэном тогда еще не была предложена, и стырить ее (как, по заверениям Витковского и Альтшуллера, имел обыкновение) Колпаков явно ниоткуда не мог бы.

До «Мошки в Зенице Господней» оставалось еще полдюжины лет, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
медленно гаснущий в вышине умирающей Земли герб Империи Человека
стал бы достойным украшением питомника гриадных крокодилов на Краю Времени. А человеческое вмешательство для него совсем не обязательно, заведовать инкубатором сможет и робоняня.

Как знать, а вдруг эту должность и предложила гильдия хрононавтов Колпакову, бесследно исчезнувшему в путешествии из Ашхабада в Москву?

Оценка : 8
«Этеменигура»
–  [ 7 ]  +

god54, 09 февраля 2014 г. в 09:26

Следует отметить, что получилось довольно живое и увлекательное произведение на историческую тематику. И пусть во многом нарушены законы путешествий во времени, но тем интересней следить за приключениями героев. Тем более, что и время выбрано удачно — таинственная шумерская цивилизация. Сколько тайн, загадок. Читается легко, интересно даже сегодня.

Оценка : 8
«Там, за морем Мрака»
–  [ 7 ]  +

god54, 08 февраля 2014 г. в 21:34

Историческая фантазия на тему древних индейских племен. Такие вещи всегда впечатляют. Ибо здесь дух авантюризма, интриги, приключения, сражения и победа, а в итоге власть. Пьянящая власть. Однако автор не пошел по этому пути до конца. Почему? Наверное, бывают люди, имеющие цель, которая превосходит обладание властью. Хорошее произведение, которое можно отнести к фантастике ввиду того, что это не альтернативная история, а предполагаемое развитие событий, о которых так мало известно, а так хотелось бы знать.

Оценка : 8
«Великая река»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 20 сентября 2016 г. в 09:56

После трогательного отзыва Fiametta добавить что-либо довольно трудно, поэтому остаётся лишь согласиться — подобные произведения нужно прочитать в детстве. Мне этого сделать не довелось, поэтому взрослому читателю сюжет кажется незамысловатым, главный злодей слишком картонным, а фантастический элемент — притянутым за уши. Но все эти недостатки полностью искупает научно-познавательное значение «Великой реки». К своему стыду, лишь после прочтения данного произведения я понял, насколько мало знаю об истории Полинезии и островов Тихого океана. Да чего там говорить — я и про город Нан-Мадол практически ничего не знал! Поэтому воспринял описания города и особенно храма Великого Угря как фантазию автора. Каково же было моё удивление, когда в сети я нашёл подтверждение того, что это общеизвестные факты! Так что остаётся лишь сожалеть, что «Великая река» не попала мне в руки лет в 10-12, да представлять, как взбудоражил бы рассказ воображение мне тогдашнему...

Так что рекомендую «для общего развития» ознакомиться вне зависимости от возраста!

Оценка : 8
«Отступившие в океан»
–  [ 5 ]  +

тессилуч, 13 февраля 2015 г. в 10:28

Неплохой рассказ о встрече с реликтовыми животными. Сюжет схож по описанию с гигантскими муравьями в «Плутонии» В Обручева, но достаточно увлекательный и реалистический. На уровне лучших произведений автора.

Оценка : 8
«Формула притяжения»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 30 сентября 2022 г. в 11:04

Яркий пример мягкой фантастики, научное обоснование не требуется никакое (не согласна я с положением о том, что фантастика тут твёрдая, т.к. суть вовсе не в технических деталях, эти детали тут есть просто потому что нельзя написать просто «случилась авария»). Суть сюжета в том, что человек попадая в трудную жизненную ситуацию имеет выбор — сдаться или бороться до конца. Человек не поддается панике, делает всё от него зависящее, чтобы выжить и запросить помощь, чтобы не сойти с ума от страха и паники просто выполняет свою работу — вот это и есть по мнению автора правильный выбор. Не требуется тут научно ничего обосновывать.

И я хочу упомянуть о том, что идея данного рассказа, описанная в 1971 году, нашла своё продолжение уже в твёрдой научной фантастике Энди Вейера — Марсианин 2014 года.

Мне иногда кажется, что зарубежные авторы настолько иссохли идеями, что теперь копаются в старых изданиях разных стран мира, включая советские книги, чтобы найти какую-то идею и реализовать её уже под своим именем. Хотя, почему кажется?

Оценка : 8
«И возгорится солнце»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 28 августа 2022 г. в 23:16

Прежде чем вступят в силу эволюционные изменения для одного вида живых существ, эволюция тестирует эти изменения на отдельных индивидуумах. Кедров и есть тот эволюционный тест — его мозг опередил своё время, он способен своим разумом перевернуть вселенную, но при этом он потерял — он не способен любить, лишь мыслить. Удачен этот тест или нет, покажет время, мы не узнаем ответ, но его узнает сам Кедров.

Главный герой влюбляется в Ауру, девушку Кедрова, но он не может позволить себе нарушить их союз, даже видя, что оба они несчастны. В конце концов, жизнь сама расставит все точки над i.

Эта повесть не о грандиозном проекте, не о проблемах и трудностях, а о любви, людях и их моральном выборе. Кто-то способен отказаться от собственного счастья, кто-то жертвует своими чувствами и планами, а кто-то может и свою жизнь положить ради других и ради общего дела.

Оценка : 8
«Гриада»
–  [ 30 ]  +

ksGhost, 20 сентября 2010 г. в 22:16

«Гриада» — это очередная моя «ночная» книга. Мне было лет 8-9 (и было это году так в 85) и я проводил выходные у бабушки. Набегавшись за день на улице с друзьями, и чего-то наскоро перекусив на ужин, я занялся своим любимым делом — начал разгребать стопки старых иллюстрированных журналов и книг на многочисленных антресолях. Вот там я и натолкнулся на «Гриаду». И не мог оторваться от чтения до утра. Изначально заинтриговав таинственным названием и многообещающими иллюстрациями, книга не разочаровала. Головокружительные картины бесконечного космоса, немыслимо динамичные (по тем временам и на тот разум) приключения, близкая мне-октябренку идеология книги. Ох как это было здорово! Потом книга отправилась на свое место на антресоли, где, возможно, лежит до сих пор. Перечитывать ее сейчас я явно не рискну, и оценку ставлю исключительно субъективную, с очень сильной оглядкой на меня октябренка.

Оценка : 7
«Гриада»
–  [ 18 ]  +

Stirliz77, 01 марта 2011 г. в 23:18

Как ещё каких-то пятьдесят лет назад все советские фантасты были уверены в скорейшем наступлении коммунизма на всём земном шаре! Ни у кого даже сомнений не возникало в том, что, в итоге, примеру Советского Союза последуют все государства мира и это автоматически приведет к небывалому социальному благополучию и удивительному прогрессу во всех областях знаний. Так и в романе Александра Колпакова в двадцать втором веке на Земле уже не осталось отдельных государств и все нации мира признали учение Маркса-Энгельса-Ленина самым правильным и справедливым. Люди уже начали семимильными шагами осваивать Солнечную систему: сажать яблони на Марсе, строить города на Луне, сооружать грандиозные энергостанции на Меркурии и стартовые площадки для фотонных ракет на Плутоне. Первые межзвездные экспедиции успели облететь окрестности нашей системы и вернуться, оставив свои следы на пыльных тропинках далеких планет. Далее лететь было уже затруднительно, так как путешествие продлилось бы слишком большой срок — на пути дальнейших исследований нашей галактики непреодолимой стеной стал барьер скорости света, который не могли превзойти фотонные ракеты. Но нет таких барьеров, какие бы не пытался взять пытливый человеческий разум — стремление долететь до самого края звезд помогло появиться на свет проекту межзвездного корабля совершенно нового класса — гравитонной ракеты, которая теоретически должна была разогнаться гораздо быстрее скорости света. Автор проекта академик Петр Михайлович Самойлов получил разрешение на постройку двухместного экспериментального корабля для выяснения принципиальной возможности превышения скорости света. Испытывать своё детище Самойлов решил собственноручно, взяв вторым членом экипажа пилота, им стал опытнейший пилот-межзвездник Виктор Андреев. Для создания «Урании» (так назвали ракету) были мобилизованы ресурсы всей Солнечной системы и вскоре она была построена и стартовала с Луны. Целью была выбрана планетная система, находящаяся на заведомо недостижимом для фотонных ракет расстоянии в 30 тысяч световых лет — около центра галактики. По неким расчетам Самойлова там обязательно должна была быть землеподобная планета с разумной жизнью.

История межзвездной одиссеи академика Самойлова и пилота Андреева получилась у автора весьма динамичной и увлекательной. От самого старта «Урании» и до завершения всей экспедиции экипаж звездолета подстерегали различные опасности, ему предстояло пройти множество испытаний и преодолеть уйму препятствий. Единственное, что как-то тормозит темп повествования — это наукообразные лекции на тему законов мироздания и устройства Вселенной. Само содержание «лекций» не может вызвать ничего кроме улыбки, но, для космических приключений, написанных в середине двадцатого века, это совершенно не критично. Более того, Колпаков ведь писал даже не НФ, а космооперу, жанр гораздо более снисходительный к точности научных фактов. За отход от шаблона НФ в сторону сугубо развлекательного «буржуазного» жанра книгу и начали преследовать, впоследствии добавив небезосновательные обвинения в плагиате. Хотя при опубликовании подобного текста сейчас автор, скорее всего, получил бы статус постмодерниста, а плагиат был бы назван раскавыченными цитатами, так как автор не копировал целиком сюжет чужих произведений, а ограничился включением в собственный текст слегка переиначенных кусков текста другого автора, не играющих практически никакой сюжетообразующей роли. На мой взгляд, Колпакову удалось создать весьма оригинальный роман с нетипичными для советской фантастики взглядами на развитие общества. В официальных источниках того времени существовало мнение, что любое общество, проходя по лестнице социальной эволюции, рано или поздно в своём развитии должно было достичь самого прогрессивного из всех возможных общественных устройств — коммунизма. Другой порядок выглядел просто невероятным, даже технический прогресс был напрямую связан с прогрессом социальным. Любое развитое общество шло к процветанию исключительно путем построения коммунизма и объединения всех стран планеты под мудрым управлением трудящихся. И тут, вдруг, эта казавшаяся такой неоспоримой теория, получила мощный пинок от какого-то писателишки-фантаста. Ведь он посмел показать общество, достигшее несравнимо более высокого уровня, чем земное, но построенное на принципах угнетения широких рабочих масс. Тот строй, который путешественники обнаружили на Гриаде, не имел ничего общего не только с коммунизмом, но даже и с социализмом, и выглядел махровой технократической диктатурой, где безраздельная власть принадлежала небольшой части населения в руках которой были сосредоточены все технические знания. Работать полагалось двум расам (?): грианоидам, занимавшимся подводными разработками полезных ископаемых и заготовкой продуктов питания из даров моря, и эробсам, специализирующимся на работе в космосе и на других планетах. Что те, что другие получали лишь необходимый для работы минимум знаний и были, по сути, бесправным большинством, обреченным до самой смерти обеспечивать потребности правящего меньшинства. Власть, как и знания, на Гриаде принадлежала Хранителям Знаний, которых так же называли Познавателями. Не смотря на фактически рабовладельческий строй они достигли определенных высот в деле благоустройства собственной планеты и освоении ближнего космоса. Более того, прогрессивным землянам, оказывается, есть чему у них поучиться. И хотя, словно спохватившись, автор впоследствии рассказывает, что часть знаний аборигенам передали метагалактиане, но ведь многого то они достигли сами, без всякой инопланетной помощи. Образ же метагалактиан играет в книге роль концентрата коммунистической утопии, распространившейся не просто на отдельной планете или в звездной системе, а охватившей целую метагалактику — вселенную с иными пространственно-временными законами, видимо параллельную нашей.

Фантазии автора можно позавидовать, хотя местами она начинает бить через край, рождая несколько парадоксальные умозаключения. Да и различных ляпов в тексте предостаточно, особенно их много в начале, хотя, возможно, я просто пропустил большую их часть, увлекшись перепитиями сюжета. Так, например, какие такие наблюдения помогли предсказать Самойлову наличие обитаемой планеты на расстоянии 30 тыс. световых лет от Земли? Или мелодичный гул стратопланов за облаками, описываемый в первых главах книги — это какой же грохот они издают, если их гул слышен из-за облаков? Какой немыслимой мощностью должна обладать гравитонная ракета, чтобы при старте вызвать обрушение части лунных гор и изменение орбиты Луны? На Земле при старте «Урании» в океанах поднялась десятиметровая приливная волна, которая (о, чудо!) не причинила никаких разрушений. И всё это от запуска с Луны (!) двухместной, хотя и немаленькой, ракеты! Только вот я совершенно не могу понять, а зачем было при взлете развивать столь немыслимую мощность, разве меньшего усилия не хватило бы для отрыва звездолета от лунной поверхности и преодоления её притяжения? Веселит чудо земной миниатюризации — «портативная электронная вычислительная машина размером с саквояж». Уже на Гриаде черезвычайно порадовал способ получения синтетической пищи — когда для искусственного фотосинтеза при получении из кислорода и углекислого газа сотни различных углеводородов применяют радиоактивные излучения. Как же гриадское общество не загнулось в рекордно короткие сроки при систематическом употреблении внутрь радиоактивной пищи? Поражает необычайная наивность Познавателей, которые уже более 50-ти лет не были в поселениях грианоиднов под водой, во всём полагаясь на метисов-полугрианоидов и камеры слежения. Но это, если честно мелочи, ничуть не портящие общей невероятной атмосферы, рожденной верой в безграничные возможности человеческого разума и в его превосходство над Природой: «Мне не достаточно только познать мир. Я хочу ещё и померяться с ним силами».

Итог: вполне приятное космическое приключение, которое даже спустя полвека нескучно читать. Никак не могу согласиться с тем, что это худшее фантастическое произведение тех лет. На мой взгляд оно вполне стоит того, чтобы скоротать за его чтением несколько вечеров. Рекомендую любителям старой советской фантастики — это же редчайший представитель советской космооперы.

Оценка : 7
«Если это случится…»
–  [ 13 ]  +

Dimanoid, 21 сентября 2010 г. в 14:50

Может и не шедевральный рассказ, но для 60-х годов вполне на уровне.

Отзыв Sawwin-а немного тенденциозен — спасали не «два слова», да и аннигилировали не «только Землю». И если уж быть сосем точным — то и не аннигилировали вообще — судя по первым абзацам процедура перехода в лучевую форму в том мире была скучной повседневностью, предстоящее отличалось от нее лишь масштабами и желанием захватить с собой «всю мудрость мира», в которую главный герой включил и те самые «два слова».

Оценка : 7
«Последний лемур»
–  [ 7 ]  +

god54, 03 февраля 2014 г. в 18:23

Еще один вполне неплохой рассказ о возможном развитии иных разумных существ на планете Земля в глубокой древности. Написано интересно, сюжет увлекательный, отдельные поступки порой вызывают сочувствие и сопереживание. Одним словом даже сегодня произведение заслуживает внимания.

Оценка : 7
«Пришелец»
–  [ 7 ]  +

тессилуч, 21 сентября 2010 г. в 11:32

Этот рассказ в Неделе я прочитал с открытым ртом. Заглавный рисунок у меня в памяти до сих пор. Да и содержание до сих пор помню.

Оценка : 7
«Отступившие в океан»
–  [ 6 ]  +

god54, 03 февраля 2014 г. в 17:56

Вполне хороший рассказ о появлении живых реликтов на одном отдельно взятом аттоле. Интересный, динамичный и увлекательный сюжет (сегодня масса фильмов снято на похожие темы), хорошо прописанные животные с уникальными свойствами, а в целом достаточно хороший рассказ.

Оценка : 7
«Великая река»
–  [ 4 ]  +

god54, 30 января 2014 г. в 15:07

Автор в послесловии пишет о фантастическом элементе, который позволил изложить одну из теорий о Пацифиде. Однако, с моей точки зрения, именно он и мешает чтению, ибо, как историческое произведение оно было бы значительно лучше. Сам по себе сюжет вполне достоит, как минимум длинной повести о приключениях, интригах любви и дружбе. А так получился набор отрывочных событий. Но прочитать можно.

Оценка : 7
«Континуум два зет»
–  [ 4 ]  +

sarthur71, 21 сентября 2013 г. в 22:44

Не слишком выдающийся, но и не самый скучный рассказ на космическую тематику. Конечно, ему далеко до «Туманности Андромеды» и «Страны Багровых туч», но были в те времена и куда более паршивые произведения — они даже в памяти не отложились...

Вполне вписывается в общий стиль под названием «будни звездоплавателей», характерный для фантастов шестидесятых годов. Сравнительно молодым читателям, разбалованным гиперпространствами и нуль-переходами, покажется скучным, устаревшим и наивным. Но старшее поколение еще помнит те «времена», когда межзвездные путешествия длились годы и десятилетия. Помнит и чуточку скучает за ними... За эту ностальгию я и ставлю ему довольно высокую оценку, которой он, конечно, не очень-то заслуживает...

Оценка : 7
«Гриада»
–  [ 3 ]  +

Privalova, 10 июля 2022 г. в 08:10

Вполне приличный роман. Местами затянуто с описаниями, ну это чисто на мой вкус. Добротная фантастика, не первого ряда, но все же... Особенно на фоне нынешних многотомных попаданцев и иже с ними. Если еще не читали, прочтите, не думаю, что пожалеете.

Оценка : 7
«Великая река»
–  [ 2 ]  +

Buhrun, 13 сентября 2014 г. в 22:10

Нечего добавить к словам Fiametta, прошлое должно принадлежать детям или мертвецам.

Так и Нан-Мадол — стерт, разрушен, забыт.

Спасибо за хорошее детство, автор

Оценка : 7
«За орбитой Плутона»
–  [ 2 ]  +

god54, 30 января 2014 г. в 17:42

Космический корабль потерпел катастрофу, выжило несколько человек, спасения нет, но надо сохранить для человечества уникальные данные... Отличный сюжет, пусть и во многом вторичный, но, если учесть 1971 год (дата публикации) когда был голод на такого рода литературу то произведение было вполне актуально, романтично, пафосно и воспитательно. Сегодня такое воспринимается с большим трудом. Слишком много мы сегодня понимаем по иному, слишко много мы прочитали очень хороших произведений, в том числе и по этой тематике.

Оценка : 7
«Гриада»
–  [ 12 ]  +

мрачный маргинал, 16 марта 2011 г. в 13:54

«Гриада» Колпакова с самого начала ассоциируется (по крайней мере, для меня) с видеорядом, созданным художником Н. Гришиным. (Жаль, что его страница на фантлабе далека ещё от завершения, — нет даже биографической статьи). Умение незаурядного художника создавать зримую реальность, существенно обогащающую книжное пространство, — всегда составляет чудо. Художник разглядел в произведении даже некий вселенский монументализм, — обобщённые изобразительные мотивы, созданные выдающимся иллюстратором научной фантастики, запоминаются куда сильнее, чем собственно текст. Иллюстрации же поднимаются до некоего символа НФ.

Оценка : 6
«Гриада»
–  [ 11 ]  +

Nomos, 26 октября 2017 г. в 20:15

Перед Гриадой у меня была мегаопера Снегова «Люди, как боги». Чтож, Гриада оказалась сильно слабее. И дело не в масштабах разворачивающихся событий. Всё как-то скучно, наивно, предсказуемо. Особенно бросаются в глаза весьма непрогрессивные представления Колпакова о повседневных мелочах в будущем. Например, через миллионы лет все данные также хранятся на магнитных плёнках (через миллионы лет развития!), занимая огромные площади. Представляются эдакие «бобинники» шестидесятых. Вобщем, книга ткончилась, так и не успев захватить внимание.

Оценка : 6
«Цена миллисекунды»
–  [ 8 ]  +

тессилуч, 23 марта 2011 г. в 08:40

Прочитал уже в молодости. Насчет шпиона очень непонятный сюжетный ход. Видимо в те времена без этого нельзя было обойтись. Особенно запомнилось отчаяние людей, которым придется до конца жизни болтатся в своем корабле по космосу.:-(

Оценка : 6
«В стране тумана и дождя»
–  [ 5 ]  +

god54, 30 января 2014 г. в 14:02

Рассказ можно отнести в раздел «твердой» познавательной фантастики, которые приветствовались в СССР, ибо несли в массы молодежи некоторую толику знаний, при этом они не обязательно должны были соответствовать литературным требованиям. В данном случае читатель может познакомиться с одной из теорий заселения американского континента.

Оценка : 6
«Спонтанная телепатия»
–  [ 3 ]  +

SAG, 09 марта 2014 г. в 00:35

Что такое спонтанная телепатия? Т.е. связь с неким человеком, нерегулярная и последовательная, а так случайная. А если создан прибор, улавливающий ваши мысли , но выдающий только образы, ну и порой текст, когда вы разговариваете с собеседником. Ух, какой простор для ваших конкурентов по бизнесу. Правда, следить придется постоянно и отсеивать все образы, которые в вашей голове возникают, вплоть до воспоминаний детства. Да. Работенка не для спешащих, но зато результат. Кажется раскручивай тему. Но... время то не наше и проклятые капиталисты, так и норовят используя новинки напакостить. И сразу крутой поворот. Изобретатель-то с коммунистическим душком. Его надо бы убрать, тем более он уже создал пауков- убийц, которые тоже используют частоту мыслей. Ну и естественно, белый рояль в кустах, и аппарат сбивающий частоту в кармане и пауки отходят в сторону. И естественно наш герой побеждает, благо простой пистолет находится у одного из поверженных нападавших. Вообщем все удачно сложилось. Яркий отголосок «холодной войны», не ерунда, вполне читабельно, но уж очень политизировано. И сразу понимаешь, наш (прокуммунистический ученый) естественно победит, ну или выкрутится, оставив «проклятых капиталистов» в дураках.

Оценка : 6

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх