Север Гансовский отзывы

Все отзывы на произведения Севера Гансовского



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 529

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11

«Новая сигнальная»
–  [ 4 ]  +

god54, 01 апреля 2010 г. в 18:42

Произведение, создающее иллюзию реальности, чтобы фантастическая составляющая была более достоверной и правдоподобной. Поэтому и рассказ, основанный на военных воспоминаниях, читается с интересом, напряжением и желанием поскорее разгадать загадку таинственных событий. Написано в манере автора в виде рассказа от первого лица, что усиливает остроту восприятия.

Оценка : 7
«Не единственные сущие»
–  [ 4 ]  +

god54, 31 марта 2010 г. в 20:32

Небольшой, но довольно добротный рассказ. Хотя, как мне кажется, он больше похож на притчу, или легенду авторской манерой изложения материала: событий мало, герои намечены штрихами. Но прочитать стоит, тем более, что в литературе встречается еще несколько подобных сюжета.

Оценка : 7
«Младший брат человека»
–  [ 4 ]  +

god54, 31 марта 2010 г. в 19:36

Автор снова обращается к своей любимой форме написания рассказа: монолог от первого лица. И, мне кажется, это у него получается лучше, чем в других случаях. В данном рассказе сентиментальное повествование о последнем мамонте. Написано ярко, убедительно и интересно. Читается с сопереживанием.

Оценка : 8
«Операция»
–  [ 4 ]  +

ii00429935, 13 сентября 2009 г. в 21:20

Забавная история, немного перегруженная научными подробностями. Проблема во многом типично советская — как добиться качественного обслуживания в ресторане? Если вы не большой начальник, нужно быть человеком с такими вот уникальными способностями. Ну или в крайнем случае пациентом психиатрической больницы. Других вариантов нет.

Оценка : 7
«Но если…»
–  [ 4 ]  +

ii00429935, 13 сентября 2009 г. в 20:58

Викентий, главный герой рассказа, высокомерный и чванливый «хозяин жизни» описан очень убедительно. Видно, что автор не раз сталкивался с такими в жизни. Но вот что делать с ним в конкретном произведении, похоже, так и не решил. Все свелось к банальности. Как сказано в каком-то старом советском фильме:« В коммунизм таких не берем!» В данном случае — в абстрактный ХХХ век. Не нужен там паразит от науки, считавший себя умнее всех. Только в жизни такой тип (позднее его назвали бы «новым русским») непотопляем, это и автор чувствует... И еще! Преуспевающий герой рассказа, не вылезающий из заграниц, едет на дачу в заурядной электричке. Явная натяжка.

Оценка : 6
«Наука и фантазия»
–  [ 4 ]  +

ii00429935, 12 сентября 2009 г. в 21:20

Предисловие к сборнику «Научная фантастика» 1970 года читать отдельно от этой библиографической редкости вряд ли правильно. Многовато идеологии, выпадов против «загнивающего» Запада ( и воду из-под крана у них не попить, и фантастика мрачная и упадническая). Ну а помимо советской идеологии особенно оргинальных и интересных идей в этой статье я что-то не увидел.

Оценка : 5
«Пробуждение»
–  [ 4 ]  +

Ladynelly, 07 сентября 2009 г. в 06:54

То, что человек использует всего лишь 5% возможностей своего мозга, это не новость. Но вот, то что наш мозг спит, и если разбудить его, то все люди станут активные деятелями? С этим я бы поспорила. Если разбудить наш мозг, то скорей люди откроют в себе паранормальные способности. А то о чем пишет автор, зависит прежде всего от склада характера, и темперамента.. Т.е. от личных качеств человека, но никак не от дремлющих возможностей мозга. Кто-то прирожденный организатор, кто-то исполнитель. Кто-то предпочитает быть в центре событий, кто-то хочет оставаться в тени. Еси все люди станут лидерами — ничего хорошего из этого не выйдет.

Хотя если меня «разбудить» подобным образом, то я тоже могла бы свернуть горы...8:-0

Оценка : 10
«Не единственные сущие»
–  [ 4 ]  +

Alexandre, 08 июня 2009 г. в 16:48

Вполне приличный маленький фантастический рассказ для своего времени. Простенькая идея, никаких глупостей, нечто похожее на символ веры — да, мы верим в то, что наши космические корабли достигнут и Венеры. Не сейчас, так попозже. Что они там встретят — неизвестно, но прилетят туда обязательно. И человечество доживёт до этих времён, невзирая на все сегодняшние трудности. Вот чем хорош этот рассказик. Оптимизмом.

Оценка : 8
«Шаги в неизвестное»
–  [ 4 ]  +

swgold, 27 апреля 2009 г. в 22:44

Римейк рассказа «Новейший ускоритель» Герберта Дж Уэллса. Что привнес в эту тему автор? Только сюжет ограбления. Д.Биленкин в «Сберкассе времени» тоже приходит к ограблению, как неизбежному злу баловства со временем. А. и С. Абрамовы («Все дозволено») не пошли дальше скучного описания чудес заторможенных физических процессов. И только многочисленные авторы боевиков нашли впечатляющее, хотя и подзатаскавшееся применение «новейшему ускорителю» — драки.

И все же, рука не подымается записать рассказ в отстой. Наверное, это детское ощущение чуда. Гансовский в своих рассказах снова и снова пытается вернуть в мир чудо. Жаль, что для этого ему пришлось замаскироваться научным фантастом.

Оценка : 8
«Полигон»
–  [ 4 ]  +

eladislao, 11 апреля 2009 г. в 13:14

Замечательный, сильный, по-настоящему глубокий рассказ. О жизни и смерти, о том, как люди по-разному живут жизнь и встречают смерть. Отдельно хочется отметить потрясающие описания природы.

Оценка : 10
«Соприкосновенье»
–  [ 4 ]  +

Alexandre, 08 апреля 2009 г. в 15:41

Вот типичный образец подростковой литературы своего времени — мне было в момент написания как раз 14 лет, и, возможно примерно в это время я и читал это произведение. Простенькая детективная история, скучные рассуждения о каких-то старших ребятах, о Гагарине, который в 15 лет просто учился в ремесленном училище и ничем себя геройским не проявлял. Сейчас я заново прочитал рассказ и заново могу его оценить.

Язык, как обычно у Гансовского, хорош и приятен. Сюжет — достаточно прост и скучноват. Фантастическая часть — весьма незначительна и впечатления не производит. Думаю современному читателю этот рассказ не понравится. Особенно молодым. Люди в возрасте более 50 лет может и найдут какую-то прелесть в советской манере изложения, но и только. Явно устарело.

Оценка : 3
«Шаги в неизвестное»
–  [ 4 ]  +

Alexandre, 29 декабря 2008 г. в 16:06

Типичная «научно»- фантастическая повесть. Автор, к сожалению, совсем не знает элементарной физики, поэтому мне, дипломированному физику читать это было трудно.

Сюжет не захватывает, описания растянуты и неинтересны. По типу напоминает некоторые старинные фантастические произведения вроде романов Жюля Верна. Но там ведь еще путешествия и приключения. А здесь — ни приключений (не считать же драку с хулиганом приключением?), ни путешествий.

Все посвящено описаниям замедлившегося в 300 раз мира. Описания претендуют на «научность», но уж лучше бы сразу было написано про волшебников, или на худой конец пришельцев.

Как там — «с размаху ударил ногой неподвижную волну» — конечно, ушиб ногу. Но потом — «волна схлынула минут через пять и я остался сидеть в мокрой пижаме» — минут 5 — это 300 секунд, что ж это за скоростная волна такая, за 1 секунду сбегает с берега? И мокрая пижама, когда герой попробовал бы встать, должна была порваться и остаться на земле. И несчастный велосипедист, которого опрокинул Жора должен был под его руками развалиться на куски. Как и сами руки хулигана.

В общем неинтересно пересказывать, как было неинтересно читать.

И не читайте.

Оценка : 1
«Полигон»
–  [ 4 ]  +

brego, 02 ноября 2008 г. в 18:16

Замечательный рассказ. Жалко вот только изобретателя, но вспоминая совет аббата будущему графу Монте-Кристо, вполне закономерная концовка.

А мультфильм запомнился на долгие годы. Музыка оркестра Поля Мориа как нельзя кстати.

Оценка : 10
«Младший брат человека»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 29 мая 2008 г. в 19:56

  Совершенно замечательно написанный рассказ. Описание мамонта и реалистичное, и трогательное... Особенно эта сцена, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
семья мамонтов оказывается погребенной под снегом.
Вообще, рассказы, написанные в форме чьего-то повествования, оказываются у Гансовсого на удивление убедительными!

«Полигон»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 29 мая 2008 г. в 18:20

   Один из тех рассказов, которые, прочитав однажды. запоминаешь на всю жизнь. Я этот сюжет помню буквально с детского возраста, не зная, грешным делом, автора.

   Психика человека, подсознание, природа сильных эмоций и т.д. — актуальнейшие сейчас темы; и вот, пожалуйста, прекрасный образец размышления на эту тему... сорокалетней давности!

Оценка : 9
«Двое»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 24 мая 2008 г. в 22:00

    Не очень нравится главный герой рассказа, даже трудно определить, почему. А общее настроение, идея — мне понравились. Да, хотелось бы тоже так... можно только позавидовать!

Оценка : 7
«Шесть гениев»
–  [ 4 ]  +

Ny, 28 апреля 2008 г. в 04:57

На мой взгляд повесть вышла какой-то вычурной. Автор сделал из своего героя некого «идеального мыслителя», который пройдя войну, никого не убил и прожив жизнь, ничем, кроме математических расчетов не занимался. Острые моменты смягчены (лучше бы он действительно брал эти картины и верил в фашистские идеи), а устремлённость героя к самоутверждению через невероятное открытие отдаёт псевдогуманизмом. Опять же автор выставил в роли главных злодеев американцев и Гитлера, а СССР у него — оплот справедливости и миролюбия (а вот если бы Бледный оказался советским агентом...). Кроме того, присутствует путаница со временем: чётко названо время действия (1947 год) и сказано, что герою сорок с хвостиком, а через несколько страниц герой говорит, что «когда фашисты пришли к власти мне было тринадцать». Если считать с 1933, то герою в 47-ом не может быть даже сорока.

Север Гансовский – один из тех авторов, которые очень интересны просто как документальные прозаики. Как мне показалось, он совершенно зря взялся за фантастику.

Оценка : 7
«Голос»
–  [ 4 ]  +

elfy, 05 февраля 2008 г. в 18:58

Рассказ не только о том, что музыкальный дар — это состояние души, но и о любви, дружбе и взаимоподдержке.

Оценка : 8
«Идёт человек»
–  [ 4 ]  +

Pupsjara, 20 декабря 2007 г. в 15:44

Прекрасно написанный рассказ, читался просто великолепно. Автор показал эпизод жизни людей каменного века, как человек по его замыслу начал превращаться в разумного. Своим рассказом автор хотел показать, что даже из самых безвыходных ситуациях можно найти выход.

Оценка : 9
«Хозяин бухты»
–  [ 4 ]  +

ФАНТОМ, 18 декабря 2007 г. в 13:03

Оригинальность идеи — вот главный плюс произведения.

До Гансовского такой вариант развития жизни не эксплуатировался никем.

Жаль,очень кОроток рассказ — можно было бы расписАть,причем без ущерба качеству.

Оценка : 10
«Новая сигнальная»
–  [ 4 ]  +

капибара, 01 апреля 2007 г. в 14:01

Производит очень сильное впечатление.

Оценка : 8
«Новая сигнальная»
–  [ 4 ]  +

stMentiroso, 14 сентября 2006 г. в 10:06

Изложение настолько реалистично, что, если учитывать что сам Гансовский был участником войны, то кажеться что все было на самом деле.

Оценка : 10
«Демон истории»
–  [ 4 ]  +

ivanov, 24 июля 2006 г. в 17:23

Отличный рассказ, заставить бы его прочитать всех авторов АИ :)

Великолепная проработка идеи.

Оценка : 9
«Побег»
–  [ 3 ]  +

Виталя, 08 апреля 2024 г. в 10:07

Вернись к своим корням... Старая мудрость. Может слишком дословно, но именно так и оказалось с героем повествования Ствамом. Автор рассуждает и показывает, как происходит становление человека. Показывает как меняется Ствам, преодолевая трудности т стремясь к своим целям.

Наш герой, совершив преступление в своей современности, попадает в доисторическую эпоху и, оказавшись один, решает выживать. Поначалу ему легко удаётся справится с трудностями, если для него они вообще таковыми были. Тут же начинает меняться его мышление. Он оказывается в совершенно дикой среде и ему приходится либо адаптировался либо умереть, очевидно, это и есть тот ключевой фактор, который и повлиял на его сознание.

Пропуская эпизод где он идёт к горе (цели?), он резко оказывается в агрессивной среде, в среде динозавров. Вот здесь то он и видит, насколько он оказывается не приспособленным к условиям для существования, он понимает, что он слаб. Его атакуют мелкие хищники, он бегает от более крупных. Стван понимает, что потерял ориентир (там на Бойне была высокая и очень густая растительность), и, забравшись на одно из деревьев (может это и трава такая, я уж не знаю) снова увидел вулкан, к которому он шёл. Тут он начинает бегство из Бойни. Сбежав оттуда, однако, его ждёт ещё одно препятствие — тиранозавр. Я бы назвал эпизод разговора Человека со Зверем основным, для чего писалась книга. Вот именно здесь автор нам показывает, что Человека отличает от Зверя, и почему Человек совершает поступки, возможно безрассудные, по мнению Зверя.

Я ещё не читал рассказ Медные Трубы, но впечатление о книге осталось очень положительным, хоть я и не согласен с некоторыми мыслями автора. Всё же тема Человека (именно «Человека», а не «человека»), всегда была актуальна, а сегодня тем более, и следует напоминать себе старую мудрость: « Вернись к корням...», подумать как они стали тем, кто они есть, кем были их предки, и какой они выбрали путь. Ведь они не сдавались и развивались, стыдно было бы погубить их труды своей слабостью.

Оценка : 8
«День гнева»
–  [ 3 ]  +

krakhno1, 06 марта 2024 г. в 02:12

У советского Стивена Кинга — Севера Гансовского — есть рассказ «День гнева».

Об отарках. Человеко-медведях, людоедах, разумных и говорящих. Гансовский в нём ненавязчиво так. под видом проблемы, что есть человек, намекнул на многое. В том числе не всё то человек, что отлично владеет математикой, считает, может быть бухгалтером, экономистом или даже старшим экономистом. Искусственная речь, внешняя близость мутировавшего молодняка к людям — но они не люди. Людьми нас делает человечность.

Оценка : 10
«Инстинкт?»
–  [ 3 ]  +

vgi, 25 февраля 2024 г. в 12:56

Даже и не знаю что сказать про эту повесть... С одной стороны, полным провалом её не назовёшь. С другой — читается она тяжело. Похоже на затянувшийся сон главного героя — «попаданца» на чужую планету — с всеми присущими снами нелогичностями, рассогласованиями и общим ощущением неадекватности происходящего. Из положительного можно отметить, что автор не во всём идёт стандартными путями: к моему большому облегчению, действие не свелось с шаблонной истории «угнетённые восстают против угнетателей». Так что это определённо лучше, чем другая повесть о попаданце того же автора: «Чужая планета». Последнюю я читать просто никому не рекомендую. А здесь Гансовский явно хочет что-то важное, с его точки зрения, сказать читателю. Мне его мысли кажутся, в основном, неоригинальными (ну да, разумному существу желательно пользоваться разумом, а не жить инстинктами — кто бы спорил?), а их художественное оформление — довольно слабым, но, быть может, я что-то упускаю из виду. Пока ставлю повести пять баллов («можно прочесть один раз»).

Оценка : 5
«Чужая планета»
–  [ 3 ]  +

vgi, 19 февраля 2024 г. в 08:39

Я глубоко уважаю Гансовского за многие его вещи, но эту удачной не назовёшь, даже если забыть о её финале. А что касается финала... Всего я ожидал: например, того, что главный герой лежит в бреду, и ему всё это мерещится, но правда оказалась ещё более странной, если не сказать — нелепой (см. под спойлер ниже). У меня есть, впрочем, одна внелитературная гипотеза, объясняющая происхождение окончания. Допустим, сначала Гансовский написал свою фантастическую повесть почти до конца, а потом ему заявили в редакции: вы знаете, фантастику вашу мы не возьмём, но с удовольствием опубликуем социальную повесть об

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ужасах апартеида.

И автор добавил в текст этот странный финал и «планету Юэсу».

Оценка : 3
«Чёрный камень»
–  [ 3 ]  +

vgi, 18 февраля 2024 г. в 09:24

Любопытно, не подарили ли Стругацкие автору свою идею протоплазмы-мимикроида? Уж очень похоже. Цитирую «Комментарии к пройденному», где БНС пишет об одном из сюжетов, который АБС отбросили в процессе поиска темы для книги (в конце концов, у них получилась «Улитка на склоне»):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А сейчас эта протоплазма вовсю размножается на людях, на нас с вами. Замечательно, что при этом человек, оккупированный протоплазмой, не меняется, в общем-то, в своих проявлениях. Он остается, вроде бы, прежним человеком – просто он перестает интересоваться какими-либо духовными проблемами. У него остаются только проблемы материальные – пожрать, выпить, переспать, поглазеть...

Впрочем, Гансовский мог и сам всё это придумать. Тема противопоставления Человека Творческого и мещанина многих советских фантастов 60-х волновала. Можете называть это «соцзаказом», не вижу в этом ничего плохого.

И я согласен c предыдущими отзывами лаборантов — это скорее не фантастический, а сатирический рассказ. Впрочем, читается с интересом.

Оценка : 6
«Полигон»
–  [ 3 ]  +

vgi, 24 января 2024 г. в 13:11

Если бы я составлял условную «Антологию советской фантастики», рассказ Гансовского «Полигон» туда бы непременно вошёл. Он всем хорош — и идеей, и лаконичным, выверенным её воплощением: ничего не прибавить и не убавить. И мультфильм по нему сделан, кстати, очень неплохой и интересный изобразительно. Быть может, роль Гансовского в нём не исчерпывалась написанием сценария? Как-никак он был, помимо всего, и художником.

Оценка : 8
«Чужая планета»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 07 января 2024 г. в 10:36

Читая повесть, всё время думал о том, как же автор выпутается из столь необычной завязки, когда главный герой, космонавт, очнувшись, обнаруживает себя в одиночестве — на чужой планете, без своего космического корабля и без своих товарищей. Объяснение получилось довольно необычным — не то, чтобы неправдоподобным, но немного притянутым: так, на троечку с небольшим минусом.

А вообще-то произведение для Гансовского неожиданное — уж очень подростковое и уж очень идеологически правильное. Впрочем, это вполне объяснимо — писалось-то оно для альманаха «Мир приключений», а тема борьбы с апартеидом была в то время одной из центральных. Хотя главное в повести — это, всё-таки, приключения. При этом она очень легко и быстро читается и довольно увлекательна. Только уж очень поверхностна и наивна. В общем, это ещё далеко не тот Гансовский, которого мы так любим за его лучшие произведения.

Оценка : 6
«Американская фантастика»
–  [ 3 ]  +

dimixin, 26 июля 2023 г. в 19:11

Очередной опус об ненавистной американской фантастики. Снова не читал, но осуждаю. Специально перевёл на русский язык часть рассказов из этой статьи, например «Ассенизаторы». И о чудо — они совсем о другом. Но зато в памяти советских читателей они остались, как низкопробные позорные образцы бредовой фантастики. Сколько же платили за такие статейки? Год или два можно было прожить припеваючи? Кто знает — сообщите.

Оценка : 2
«Голос»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 08 марта 2023 г. в 15:07

Рассказ хорошо написан, но при этом, к сожалению малоинтересен. И причин этому сразу несколько. Во-первых, он относится к той большой группе научно-фантастических произведений конца 50-х — начала 60-х, где идеология главенствует над всем остальным. Поэтому и то, чем завершится произведение, 100%-но предсказуемо чуть ли не с самой первой страницы: трагический финал судьбы человека, попавшего в жернова капиталистического мира.

Во-вторых, это тема рассказа, связанная с оперными голосами и оперным пением. Если в повести «Винсент Ван Гог» автору удалось так завести читателя, что после её прочтения хотелось сразу же лезть в Интернет и рассматривать картины знаменитого художника, то тут такое не получилось — слишком уж мало большинство читателей сталкивается в своей жизни с оперном пением (не все живут в Москве или Питере :)). Поэтому и читать об этом как-то не очень интересно.

Ну, а в третьих, рассказ безбожно затянут. Понятно, что с точки зрения автора это позволяет читателю лучше вникнуть в тему, но на самом деле такое хорошо только если эта самая тема читателю интересна.

Оценка : 6
«Мечта»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 24 декабря 2022 г. в 10:16

Рассказ на чрезвычайно популярную в шестидесятые годы тему скрытых возможностей человеческого организма. Например, в те годы только ленивый не говорил о Розе Кулешовой и её способности видеть пальцами. Но получилась эта вещица у Гансовского, надо признать, не очень удачной.

Уже тогда, в 60-е, тема разговора шести здоровых мужиков на веранде дома отдыха в Ялте вызывала недоверие — не об отдыхе, не о чём-то актуальном, не о бабах, наконец, а о том какой будет наука будущего, что и каким образом она будет изучать. Ну а нынче такое и представить себе невозможно :). Хотя тема, конечно, интересная, но явно не для пляжного отдыха.

Собственно история возможности левитации главного героя в минуты высочайшего эмоционального подъёма тоже особого интереса не представляет — красиво, конечно, но не более. У того же Беляева в «Ариэле» всё это выглядит и попроще, и поувлекательнее. Хотя... каждый из нас, надо думать, действительно ощущал, что в моменты сильнейшего стресса/эмоционального подъема может сделать (и делал) то, что не смог бы совершить в обычной жизни.

Оценка : 6
«Млечный путь»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 18 декабря 2022 г. в 16:56

Прочитав короткую аннотацию к пьесе, я не ждал многого. Думал, вот будет пафос, революционная молодость, «Слава Советскому Союзу!». Но такого всё же не случилось… Нет, легкий пафос, конечно, был, и восхищение вечной борьбой пролетариата тоже. Но. Сначала меня заворожило вступление с прекрасными и немного загадочными образами вполне себе реального мира. Но потом немного наигранной показалась речь старика-героя – слишком «умная» для человека с лёгкой деменцией, и в данных обстоятельствах, немного она канцелярская. Да и мир будущего, из которого раздаётся звонок, предсказуемо похож на утопию (хочется сказать: «советскую утопию»). Однако дальше – сомнения в правильности прожитой жизни, разговор с самим собой (отлично передана молодость – захлёбывающаяся своей уверенностью настолько, что не даёт закончить фразы собеседника), и тоже легкое разочарование в будущем, что не все мечты сбываются, что не «кто был никем, тот станет всем». И оправданно желание старика рассказать самому себе, что мир, за который он борется, прекрасен, желание предупредить самого себя. И та перемена в нём, понимание, что и такая жизнь – это многое, что именно такую жизнь надо было прожить… Очень эмоционально выходит всё. В этом для меня тайна всех пьес – как удаётся одними диалогами создать густоту эмоций, поднимая всё над возможным пафосом? Талант, вдохновение? Возможно. Но только, действительно, в горле немного поскребло от этих эмоций, которые как нота становились к концовке всё выше и выше. Да, чуть время пройдёт и, наверное, я вспомню, что многое тут было пафосно, но этот посыл, этот густой эмоциональный заряд сейчас, по прочтении, играет очень сильно.

Оценка : 8
«Двое»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 01 декабря 2022 г. в 16:32

Этот рассказ столь же простой, сколь и прекрасный, светлый. В нём нет какой-то большой глубины, но есть невероятная прозрачность прогретого солнцем ручья. А это уже – немало.

У Гансовского всегда есть какая-то своя атмосфера, он завораживает. А тут завораживает красотой. И вот вроде всё просто – утопическое будущее, огромный парк в котором можно отдохнуть от города, сливаясь с природой, со свободой; найти двойника из животных в этом нетронутом мире и наслаждаться свободой вместе. Но всё это превращается едва ли не в притчу. Сюжет не важен. Да и не нужен больше того минимума, что уже есть.

Почему-то вспомнилась более поздняя повесть «Побег» (часть первая – собственно, «Побег»), и она теперь кажется мне рассказом «Двое» наоборот. Там герой соединяется с природой, сбивает с себя налёт меланхолии, против своей воли – его забросили в прошлое насильно; то же движение и укрепление духа, но от отчаяния и в борьбе за свою жизнь. Это к тому, как изменились взгляды автора на жизнь за четырнадцать лет. Отчего-то видится именно так.

Оценка : 8
«Три шага к опасности»
–  [ 3 ]  +

Tullma, 10 августа 2022 г. в 19:55

Нет, повесть вовсе не о том, что машины заменили человека и ему нечем стало заниматься. Раньше люди пахали мотыгой, теперь это делают трактора, но стимулов хоть отбавляй. Да и в мире Леха и Чисона людям есть чем заняться, существует нищета, а как следствие и стимулы должны быть — зарабатывать, например, чтобы обустроить свою жизнь. А как же насчет творчества? Нет, здесь речь идёт об инфантильности людей. Технологии шагнули настолько далеко, что дают людям счастье, удовлетворение, энергию — все то, что достигалось путем созидания, труда и общения. Больше не нужно всё это, ведь есть энергины и усилители. Если сейчас, чтобы быть бодрым, мы рано ложимся спать, бегаем по утрам, занимаемся творчеством, но если бодрость дается нажатием одной кнопки — к чему всё это? Больше нет стимула развиваться, остается лишь мечтать о мире, без «наркотиков», дающих радость, бодрость и работу лишь для того, чтобы купить еду и усилители, отринув творчество и азарт.

Оценка : 9
«Башня»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 11 июля 2022 г. в 09:04

Невразумительная вещица. Хотя, наверное, в советское время и она имела право на существование, хотя бы даже только и с идеологической точки зрения: здесь и бездушное западное общество, и драматическая судьба талантливого ученого-одиночки, и пусть и не оптимистичный, но вселяющий надежду финал. Плюс талант Гансовского писать так, чтобы это было интересно (вспомним хотя бы чудесный рассказ про «взятые» главным героем картины).

Но, читая эту повесть сегодня, так и не удаётся до конца понять, какую же мысль пытался донести до читателя автор. История с чёрными пятнами и бедствующим учёным может быть и жизненна, но не более — ни сколь-нибудь интересных идей, ни тем более увлекательности в предложенном читателю повествовании нет. Финал очевидно искусственен, да и правдоподобность отдельных эпизодов при чтении вызывает большие сомнения.

И ещё о названии произведения — почему «Башня», отчего «Башня»? В тексте ни о какой башне ни в прямом, ни в переносном смысле никаких упоминаний нет. Конечно при должном старании что-нибудь как-нибудь к этому слову притянуть можно, но будет ли это правильно? Ведь название произведения — это, всё-таки, его парадный вход, его лицо.

Оценка : 5
«Чёрный камень»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 23 мая 2022 г. в 11:16

Умненько. И, кстати, довольно убедительно :). А если серьёзно, то вещь написана просто мастерски. Причем не только в смысле «что написано», но и «как написано». И в первую очередь это относится к остроумным рассуждениям о том, откуда же берутся себялюбцы — люди, которые и в первую, и во вторую, и в третью очередь живут только для себя.

Вообще писатели-фантасты давно уже приучили читателя, что пришельцы из космоса могут быть самыми разными: хорошими и плохими, маленькими и большими, зелёненькими и серобуромалиновыми.... Но до варианта, предложенного Севером Гансовским, никто так и не додумался :). И это ещё один плюс рассказа. А ведь есть ещё и великолепное «как написано». А написано так, что от рассказа трудно оторваться: увлекательно, логически стройно и убедительно, с остроумными неожиданными поворотами сюжета.

К сожалению сегодня уже ясно видно, что красивая идея автора не выдержала испытания реальностью: людей, живущих исключительно для себя столько, что никакие звёздные дожди никогда не смогли бы доставить к нам на Землю такого количества инопланетян, а то, что касается мысли об их перевоспитании обществом — так об этом и вообще уже следует забыть :(.

Оценка : 9
«Новая сигнальная»
–  [ 3 ]  +

zotovvg75, 19 января 2022 г. в 17:24

В жанре научной фантастики авторы всегда с большим удовольствием рассматривают тему экстраординарных способностей человека. Многие в своей жизни наверняка испытывали необъяснимое предчувствие опасности или беды, интуитивно воспринимали переживания другого человека. Гансовский в этом рассказе показал Николая Званцова как человека неожиданно открывшего в себе подобные способности в несколько необычном виде. Крайние ситуации, к которым безусловно относится ведение боевых действий, мобилизуют скрытые в человеке возможности. И в Званцове первый раз это проявилось, когда он единым образом полностью ощутил картину боя в виде огромного пространственного многоугольника. Эзотерик Петр Демьянович Успенский в своей книге «Tertium organum: Ключ к загадкам мира» предполагал, что тренируя способность восприятия предметов и пространства одновременно со всех сторон, мы расширим границы своего сознания. В рассказе произошло все наоборот. Чувства, обостренные опасностью боя, способствовали самопроизвольному выходу сознания Званцова за обычные рамки, что дало возможность видеть и чувствовать одновременно через разные точки пространства и людей, находящихся в этих точках. Кроме того появился дар предвидения ближайших событий. Таким образом, такое неожиданное раскрытие способностей Николая, сделало его психику чувствительным приемником гипотетических излучений человеческого мозга, что и составило основу сюжета рассказа.

К сожалению, парапсихология так и не приобрела официальный статус научного знания. В послесловии к рассказу в одноименном сборнике, говорится о начале исследований в этой области в начале 60-х годов прошлого века. Это было несколько необычно для советской науки, впрочем данные работы были попыткой поставить имеющиеся феномены на материальную основу. Как научный метод, это был очевидно правильный подход, только к сожалению в дальнейшем, подобные исследования не получили серьезной поддержки и стали уделом энтузиастов-одиночек, с приклеенным к ним ярлыком чудаков. Но для литературы нет подобных преград и Гансовский взял на себя смелость представить в общем-то мистику в научно-фантастической форме, подарив читателям интересный рассказ, в антураже подвигов советских людей во время Великой Отечественной Войны.

Оценка : 8
«Спасти декабра!»
–  [ 3 ]  +

amak2508, 12 января 2022 г. в 10:39

Одно из первых (если не первое) произведений советской фантастики на тему экологии. И, надо признать, вполне удачное: эффектный антураж чужой планеты, довольно правдоподобные взаимоотношения между различными видами флоры и фауны, впечатляющая история деградации венерианской биосферы и, наконец, хрупкая надежда на то, что всё ещё возможно восстановить.

К сожалению, и наивного в рассказе сегодня видится тоже немало — странноватая пара наблюдателей, оставленных на планете непонятно для чего, совершеннейшее неверие в возможности науки придумать что-то, способное заменить декабров, чудесное появление одного из хищников спустя десятки лет после их полного истребления. Ну и верх всего — это, конечно, удивительный оптимизм автора: «С Землей-то всё в порядке. Последние капли нефти упали в моря и реки в 70-х годах, а начиная с 1980 года порча природы рассматривалась как тягчайшее преступление». Хотя если вспомнить, что Никита Сергеевич обещал народу, что построит основы коммунистического общества в нашей стране всё к тому же 1980-му .... :)

Оценка : 7
«Пробуждение»
–  [ 3 ]  +

DES, 15 декабря 2021 г. в 19:37

Короткий рассказ о том, как апатичный редактор случайно принял таблетку, которая развила его способности на максимум.

Интересная и фантастическая история. ГГ меняется на глазах, развивается и превращается в гения. Но действие таблетки рано или поздно закончится...

Роман Алана Глинна «Области тьмы» некоторые считают плагиатом. Он очень похож своей задумкой на этот рассказ, но, всё таки, у Алана роман получился намного интереснее.

Диктор Чупров Краснослав прочитал хорошо (7).

25 стр, 1ч10мин.

8,0 из 10

Оценка : 8
«Новая сигнальная»
–  [ 3 ]  +

Incnis Mrsi, 15 июня 2021 г. в 10:42

Вполне можно было бы написать и «правдоподобный» (за исключением фант.допущения) рассказ о случае на фронте. Однако Гансовский предпочёл литературный приём «ненадёжный рассказчик» для прикрытия натяжек и недоделок, и оформил собственно сюжет в виде рассказываемой в тылу фронтовой байки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немецкий агент-женщина (в личине глухонемой)
на передовой РККА. Правильная затея, серьёзно?

• Званцов то читает намерения пилота «Юнкерса» (в радиусе, очевидно, пары километров), то почему-то _уверен_, что подслушанный им гитлеровец находится совсем близко, непосредственно на КП. А позже Званцова ВНЕЗАПНО бьёт по балде вражеский агент. Ах да, мы же только пересказываем то, что слышали.

• Странно, что моторизованная ракетная часть торчит на одном месте вместо того, чтоб бегать по советскому выступу юго-восточнее Харькова и утюжить контратакующих немцев. Сказано, что без малого 11 месяцев от «Барбароссы», т. е. 21 мая 1942 года или несколькими днями раньше.

• Про доверчивость охраны и контрразведки уже высказались другие ораторы.

• Той же ненадёжностью пересказа можно оправдать и в целом довольно бестолковое описание подслушивания мыслей.

Оценка : 7
«Кристалл»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 02 октября 2020 г. в 18:18

Я бы не стал серьёзно относиться к данному рассказу, читал его с лёгкой улыбкой на лице. Не юмор даже, наверное, а едва угадываемая между строк ирония. Сказать, что в произведение заложена оригинальная фантастическая идея, тоже, вроде как, нельзя. Инопланетный кристалл при определённой обработке приобретает странные качества — становится неким порталом в параллельный мир, в котором время течёт в обратном направлении. Этакая контрамоция, но не дискретная, как у Стругацких, и даже не прямолинейная, когда люди ходили бы задом наперёд, а просто — контрамоция абстрактная. Не научная, а... так сказать, философская.

Ну и ладно, в общем-то, читать интересно, скорее даже из-за стиля изложения и вышеупомянутого юморного и лёгкого течения сюжета.

Оценка : 7
«День гнева»
–  [ 3 ]  +

Rimbold, 22 сентября 2020 г. в 00:26

Пытался перечитать, но не смог — бросил. С позиции современного взрослого человека сюжет воспринимается как нереальная дичь, а даже в фантастике он должен следовать логике действий и соотноситься с реалиями. Лаборатория в глуши где нет ни дорог, ни коммуникаций, и живут лишь одни зашуганые колхозники — это где такое может быть, в какой стране и кому нахрен надо? Фермеры не могут жить в изоляции от цивилизации с ее армией и полицией — им нужно куда-то отвозить на продажу свою продукцию и как-то ввозить топливо, удобрения и прочий навоз. Кто будет бросать лабу стоимостью в миллионы баксов? Автор был попросту прекраснодушный мечтатель, но эти фантазии и поучения мало кому реально нужны. Полстраны очковыми сортирами-скворечниками пользовалась и газетой подтиралась, а Гансовский, при всем уважении, и ему подобные за какие-то возвышенные истины топили. Короче, не идет этот советский нафталин никак.

«Соприкосновенье»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 15 июля 2020 г. в 19:07

Неплохой рассказ взросления, поучительный и поучающий, на тему ершистых подростков, благородных милиционеров, красивых девушек плюс небольшое фантдопущение и история из жизни контрабандистов.

Читается легко, есть и пронзительные моменты, но конечно заметна «социальная нагрузка», неизбежная в то время, когда писался рассказ. Без этой самой нравоучительности, автор, возможно, сотворил бы действительно серьезную вещь, а так получилась публикация для «Пионерской Правды». С другой стороны, она без толерастии и задушевных представителей угнетенных народов, так что рассказ и сейчас не самый плохой вариант для чтения.

Оценка : 7
«Электрическое вдохновение»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 05 мая 2020 г. в 21:41

Приятный юмористический рассказ. Чем-то напомнил «Театральный роман» Булгакова. Будни провинциального театра со своими интригами, реквизитом из подручного материала, возомнившим о себе критиком и заштатными «звёздами».

Иногда действенным является не столько научно-технический прогресс, сколько его видимость)

Оценка : 7
«Операция»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 05 мая 2020 г. в 17:27

Рассказ скорее юмористический и содержит в себе две составляющие: сценка из жизни советского общепита с соответствующими кулинарными подробностями и фантастическая история о нереальной с научной точки зрения операции — снесённую в результате аварии верхнюю часть черепа пришивают задом наперёд. Приправлено, правда, экскурсами в область нейрофизиологии и теории функционирования человеческого мозга.

Хотя большая часть изложенного — общеизвестный факт, читается интересно. В качестве научно-популярного материала смотрится очень даже ничего. Ну, и юмор, конечно, вполне остроумно.

Оценка : 7
«Стрела времени»
–  [ 3 ]  +

felixkriventzov, 14 февраля 2020 г. в 19:51

Сборник научно-фантастических рассказов зарубежного разлива, на содержание которого любой почитатель жанра среагирует аки собака Павлова на лампочку — потому что тут и Брэдбери, и Шекли, и Азимов, и Гаррисон, и Тенн... В общем, команда настоящих титанов литературы под обложкой, которая столько лет пылилась в домашней библиотеке и только недавно попалась мне на глаза. Все рассказы попадают под категорию мягкой, гуманитарной фантастики — они пропитаны позитивом и верой в лучшее, и почти все украшены хэппи-эндом. Да, некоторые из них устарели — ведь теорема Ферма уже доказана, а бумагой мы пользуемся все меньше. Но это не минус, а скорее ностальгическое допущение. Понравилось практически всё, а больше всего доставили «Чувство силы» Азимова, «Нульсторонний профессор» Гарднера, «Срок авансом» Тенна и «Лицо на фотографии» Финнея.

Оценка : 8
«Пробуждение»
–  [ 3 ]  +

lammik, 12 августа 2019 г. в 20:27

Чудесный рассказ-праздник. Полное ощущение того, что перед написанием автор сам использовал волшебную таблетку враз придающую жизни яркие краски и стремительный темп, наполненный жаждой свершений. Но главное чудо не в этом. После прочтения уже читатель чувствует в себе разительные изменения, энергия переполняет, хочется переделать много раз откладываемые дела, научиться чему-то новому — не для работы, а для души, тому, о чём всегда мечтал, но переносил, трепыхаясь в водовороте будней. «Пробуждение» — один из тех фантастических рассказов, за которые мы и любим этот мир, где возможно всё и нет пределов Человеку.

При этом рассказ написан так литературно красиво, что получаешь отдельное удовольствие от каждого предложения, каждого абзаца и каждой страницы, с первого до последнего слова.

Оценка : 9
«Демон истории»
–  [ 3 ]  +

URRRiy, 17 февраля 2019 г. в 00:09

Методический короткий рассказ с правильным идейным содержимым — то есть, «никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой». Читал в детстве, в принципе отложились почему-то технические детали — ракеты «МЭФ» альтернативной реальности вместо ««ФАУ», подъемник с поворотом, с которого валились и расшибались люди как аналог «душегубок», и конечно горькое разочарование главперсонажа, вздумавшего стать тем самым героем, который всех спасет.

Вот умели раньше авторы коротко, ясно и доходчиво доводить до ума подрастающего поколения правильные идеи, при том, что рассказ издан в год пятидесятилетия октябрьского переворота. То есть, дикого расширения нелепого культа самого человечного человека, чему, ежели подходить канонически, абсолютно противоречит научный тезис о роли личности в истории.

В общем, если есть болото, то змеи сами заведутся, при этом всех не передавишь. Так что рассказ не просто хороший, но и полезный.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11



⇑ Наверх