Оксана Ветловская отзывы

Все отзывы на произведения Оксаны Ветловской



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 82

  Страницы: [1] 2 

«Моя вторая половина»
–  [ 11 ]  +

sergej210477, 06 февраля 2019 г. в 15:24

Наверное, один из лучших рассказов сборника «Самая страшная книга 2019».

Хотя, к хоррору его отнести сложно. Это — психологическая драма. Реалистичная, сильная и глубокая.

История про сиамских близнецов.

Написан рассказ мастерски. Очень натуралистично, почти на уровне брезгливого отвращения.

Честно говоря, я не люблю читать такие произведения. Уж очень нехороший осадок остаётся после. Оценил я этот рассказ на «10» — уж очень сильный, драматичный и эмоциональный. Но, он мне не понравился. Это не развлекательный жанр. Автор заставляет задуматься о очень неприятных вещах.

Ещё одно достоинство — оригинальность.

Может быть, не хватает объема. Сюжет сложный, разветвлённый. В рамках рассказа не все линии до конца проработаны.

Но, все равно, очень сильная, но тяжелая вещь.

Оценка : 10
«Имперский маг»
–  [ 8 ]  +

Natastraik, 06 января 2018 г. в 14:34

«Имперский маг» входит в трилогию «Каменное зеркало», в новой редакции имеет название «Каменное зеркало. Воронов мост.» Книга удостоена премии «Аэлита»

«Каменное зеркало» Оксаны Ветловской – это трилогия, которая погружает нас в годы Великой Отечественной войны и освещает огромное число проблем и вопросов. Это книга о сочувствии, милосердии, долге, родине, цене жизни, о любви к родственникам, о взрослом большом чувстве, возникающем между мужчиной и женщиной. Я очень часто склоняюсь к мысли том, что во многих книгах любовная линяя только портит интригу, а не добавляет красок. Но некоторые авторы (особенно мужчин это касается), в стремлении привлечь читателей, вводят Любовь Всей Жизни, которая только проблем подкидывает герою и бесит своими закидонами. Но вот эта книга не такая. И это действительно радует, здесь любовная линия органично вплетается в повествование и не только не портит книгу, но и заставляет задуматься.

Прежде чем читать книгу, я долго не решалась. Смотрела на рисунки (кстати, это сама автор прекрасно рисует и очень жаль, что рисунки здесь нельзя разместить), читала аннотацию и комментарии. Особенно меня смущало то, что в книге упоминается концлагерь и одна из главных героинь – девушка, попавшая в Равенсбрюк и хлебнувшая того ужаса, что там творился. Я боялась, что автор будет останавливаться на подробных описаниях зверств, героиню будут мучить и издеваться. Даже если нет зацикленности на подобном, все равно, только перечисление того, что творили немцы в концлагерях способно лишить сна и хорошего настроения.

Еще добавлю, что были опасения и насчет того, что автор, наоборот, стараясь уйти от негатива, опишет все в розово-сопливом свете. Такое бы меня покоробило еще больше, читать подобные глупости крайне не хотелось. Несмотря на все сомнения, я таки открыла книгу, и ни капли не пожалела.

Оксана прошла про грани, когда, с одной стороны, показан концлагерь, возможно, где-то жестко, но достаточно реалистично (поверьте, я слушала рассказы бабушки-узницы концлагеря, так что пересказы о том, что такое было запрещено, только пересказы), а с другой – самое страшное прошло мимо героини. Да, упоминается о том, что было с другими, но сама Даша или как её назвали в лагере, Дана не подверглась ни сексуальному насилию, ни ужасным издевательствам, ни антигуманным медицинским экспериментам. В то же время, очень эмоционально и постепенно показано как меняются взгляды героя, когда он столкнулся с концлагерем.

Ну на героях, наверное, стоит остановиться подробнее.

Альрих фон Штернберг — интеллектуал и аристократ, которого презирают родственники. Он наделен некими сверхъестественными способностями. Когда мы его встречаем в книге, он показан как себялюбивый, заносчивый человек, ведет себя часто эпатажно, сознательно бесит тех, кто рядом. Он молод и такое несколько подростковое поведение вполне логично. Но постепенно он меняется, нет, он не избавляется от недостатков и не становится няшей, но меняет свои взгляды, начинает по другому себя вести.

Дана, она же Дарья Заленская — заключенная концлагеря 110877. ненавидит нацистов, обладает сверхспособностями В будущем ученица экспериментальной школы Цет.

Хайнц Рихтер — рядовой, молодой парень, призванный на службу. Хочет учиться и получить профессию, но война вносит свои планы. Пишет дневник. Достаточно большую часть второй и третьей книги повествование ведется от его лица.

Как же хорошо показаны все герои, как филигранно прописан их характер, их взросление! С какой любовью, с каким знанием и уважением! Ни одна деталь, ни одна мелочь не кажется неестественной. Какое безмерное уважение к истории, особенно, если учесть, что это альтернатива, сколько знаний, сколько исторических фактов упомянуто и связано с тем, что происходит в книге. Я, конечно, не историк, но в эту реальность веришь, сквозь буквы и слова чувствуешь её, удивляешься тому, насколько тщательно и обдумано Оксана отнеслась к написанию книги. Честно говоря, воображение пасует, представляя сколько информации обработала автор, чтобы так исторически соответствовать. Это альтернатива, еще раз повторюсь!

Язык образный, богатый, но не вычурный, красивый и правильный. Настолько красивый, что даже предложение, с множеством оборотов и сравнений, смотрится органично и легко читается. В нем нет нафталиновой тяжеловесности уважаемых классиков и современной искусственной облегченности. Он самобытен.

Я сбилась со счета, пытаясь посчитать количество конфликтов, поднятых в книге: здесь и проблема долга перед родиной и даже не просто сострадания, а какого-то глубинного понимания, что так нельзя, здесь и размышление о ценности человеческих жизней, моральные метания о том, чья жизнь дороже, здесь и проблема отцов и детей и множество других всегда актуальных тем.

Недостатки. Их нет, правда, не нашла. Есть несколько совсем маленьких шероховатостей – это ментальные образы – главные деятели рейха, про которых пишет Альрих. Да, возможно, интересно, да, возможно, это как-то раскрывает характер второстепенных персонажей, но лично мне это показалось не нужным здесь или, по крайней мере, не настолько много. Например, Борман… ну зачем? Мы не так много его встречаем в книге. А Гимлер? Некоторые главы вообще больше половины о нем и частые размышления Штернберга о Гимлере, которые повторяют то, о чем писалось в ментальном образе.

И еще одно, что я хотела бы отметить, это несколько странный конец, когда читателю кое-что остается додумывать, но, может быть, так и задумывалось.

В общем, это та редкая книга, которую советую читать всем. Несмотря на множество испытаний и обстоятельств, на ворох проблем и недопонимание, несмотря на окружающую жестокую реальность героям удалось главное — не сломаться. И именно поэтому после книги прекрасное послевкусие.

Оценка : 10
«Имперский маг»
–  [ 7 ]  +

Люц, 12 июля 2013 г. в 01:03

Ради свободы передвижения, пешка способна на многое,

даже на то, чтобы стать ферзем.

(Александр Пашинин)

Можно ли быть патриотом своей страны и говорить с таким же чувством о чужой? И не просто чужой, а вражеской? Да, автор показывает, что можно (хотя мне в одной сцене показалось, что для нее это все ж таки дилемма). Ветловской удалось создать образ патриота — не наигранного, неидеального, но естественного («Родину не выбирают» — это слова главного героя). Разговоры о патриотизме поданы не навязчиво и воспринимаются, как само собой разумеющееся в этой истории (в отличие, например от рассказа «На войне как на войне» Курочкина).

«— Взрослые тоже иногда делают глупости.

— Да, к сожалению, — Штернберг двумя пальцами нацепил очки. — И знаешь, что в этом деле самое худшее? Детские глупости легко опознать, а вот взрослые — гораздо сложнее. Взрослые глупости очень тщательно маскируются под умные вещи. Они предельно логичны, они растут и развиваются, они изобретают себе разумные поводы и прекрасные цели. Важно ещё и то, что детские глупости — совсем небольшие, а взрослые часто бывают огромными, гигантскими, просто титаническими Мегаглупостищами с Самой Большой Буквы.» (Альрих с племянницей)

Писательница хоть и пишет историю с привкусом романтики, но не уходит в нее полностью. Гитлеровская Германия показана достоверно и эта деталь чуть смягчает царившие в стране ужасы, несправедливости и жестокость. Они царят повсюду вокруг героя на заднем плане — разрушенные после бомбежки дома, пляж, усеянный мертвецами и т. п. удручающие описания. Жуткая действительность замыкает героя в кольцо, давит на него, пытаясь сломать, пытаясь превратить в бессердечное чудовище, поддаться Системе... Хоть Штернберг и неидеален, но он не прогибается под ужасами действительности. Да, он одинок и его мучают кошмары после посещения концлагеря по очередному заданию, да и не только после него... Он искренне пытается помочь заключенным, но это попытку пресекают... к облегчению героя сквозь самоукор. Он слишком впечатлительный и совестливый. Альрих изо всех сил старается остаться хорошим человеком в мире, где добро и зло поменялось местами. Часто он выбирает компромисс, а где-то выбора просто нет.

«В Английском парке возле полуразрушенной близким ударом бомбы ротонды меня ждал капитан вермахта — с рукой на перевязи, с воспалёнными тёмными глазами.

— Мои друзья сказали, вам можно всецело доверять, — нервно говорил офицер. — В вашей загородной резиденции живут около сотни бывших заключённых. Вы мужественный человек. Я надеюсь, вы не откажете мне в помощи…

Офицер был противником режима, это я прочёл сразу и без труда. А просил сопротивленец укрыть за стенами моей «резиденции» (он имел в виду школу «Цет») беглых заключённых, в основном евреев.

Я молча кивал, слушая отрывистую речь раненого капитана, и знал, что этот человек уже фактически мёртв, что нескольких слов, произнесённых вскоре в ближайшем отделении гестапо, хватит, чтобы его уничтожить, — но отчётливо ощущал: этот обыкновенный, слабый, загнанный человек в чём-то гораздо сильнее меня, мага и любимца рейхсфюрера.

Впрочем, долго я не думал. События последних месяцев научили меня нечеловеческой подозрительности. Я сдал офицера гестаповцам. Ход был правильным, более того, единственно верным, так как в процессе расследования выяснилось, что сопротивленца навели на меня люди Мёльдерса. Офицер был расстрелян, а те, кому он искал убежище, были возвращены в концлагеря. Я чувствовал себя отравленным. Зельман, знающий, как тяжело мне даются подобные решения, без всякой задней мысли похвалил меня за выдержку, чем только добавил холодной ртути к тому яду, что тёк по моим жилам.»

Да, он не может повлиять на ход войны, да и не пытается по большому счету. Он просто хочет выжить сам и спасти родных (даже ценой проклятий с их стороны), но в то же время он делает попытки борьбы с несправедливостью и бессердечностью окружающих. Но он не идеален — по большей части он пытается убежать от действительности в повседневную суету своих исследований, увлечься ими с головой, уйдя от мира. К тому же Альрих вступил в СС, чтобы спасти свою шкуру (осуждать за это героя или понять его решать читателю). Штернберг не солдат, он — ученый. Герой работает в тылу, потому военных баталий (кроме одного небольшого момента) мы не увидим. Сражение идет где-то далеко за горизонтом. Но в то же время оно не ощущается чем-то эфемерным и безопасным, от далекой войны веет могильным холодом... Вообще Ветловская очень серьезно подошла к написанию романа — чувствуется, что она в курсе того о чем пишет (например, психология заключенных концлагерей ей удалась на отлично; хотя то, что персонал сего места состоит почти поголовно из садистов вызвал у меня сомнение), а это не может не радовать.

«На мгновение реальность отвратительно расслоилась: наиболее призрачный двойник Штернберга уже пинком отшвырнул капо и разнёс трость о рыло ротенфюрера; ещё один Штернберг, которого самого не мешало бы отходить палкой по рёбрам, наблюдательно отметил, что наказаниям тут подвергаются, похоже, только красивые женщины, и задумчиво прислушивался к некоторым скромным попыткам самой пренебрегаемой своей части заявить о себе; что же касается долговязого косого эсэсовца, то он обернулся к Зурену и, презрительно скривив рот, процедил, что не находит интересным наблюдать за процессом воспитания заключённых, о необходимости которого комендант мог бы вспомнить и до его приезда, у него же здесь совершенно иные дела.» (посещение героем концлагеря)

Не обращайте внимания, что в книге говорится о магии — здесь это всего лишь фон, антураж, возможно попытка сделать изюминку. Но никак не то, что строит атмосферу. Вначале у меня было опасение, что история выйдет эдакой сказкой с идеализированными нацистами. Но мои опасения, к счастью, не подтвердились. История вышла довольно серьезной, трогательной, а главное очень психологичной. У Ветловской почти все герои сильные личности. Они могут быть подлецами, но не слабаками. А главный герой так вообще выше всяких похвал получился. Силен духом, целеустремлен, очень умен, расчетлив, не лишен сострадания, патриот с чувством справедливости, горяч, честолюбив, аристократичен, высок (есть небольшой недостаток в виде косоглазия, но благодаря магическому дару его без проблем взяли в СС), где-то автор показывает его немного смешным, но в некоторых сценах не преминет показать, что он настоящий красавчик. Видно, что автор любит своего героя и даже больше — восхищается им. А это огромный плюс для истории, на мой взгляд. Читать за любимца автора всегда интересно.

«— ...Вот что, Дана, — сбивчиво заговорил он, — никогда не позволяйте себе быть слабой. На слабость одного непременно найдётся грубая сила другого. И всегда, всегда прислушивайтесь к рассудку. Подчиняйтесь только рассудком, лишь в том случае, если подчиниться — выгодно, и никак иначе. Это очень важно, это один из законов выживания, если угодно.» (Штернберг своей ученице)

Вообще весь роман держится именно на главном герое. Без него история бы вышла унылой и блеклой. Штернберг хоть и обладает редкостным даром (телекинез, пирокинез и т. п. — все перечисляйте не ошибетесь — он умеет), благодаря которому смог бы, например, сжечь и сотню людей, но герой не валит противников пачками. Вообще не убивает никого (собственноручно). Если бы автор был другого пола, то наверняка история бы с такими способностями персонажа превратилась бы в треш. А тут Ветловская сделала основным оружием героя его интеллект. Он ученый и автор сумела это показать, дать ощутить читателю. Даже то, что он маг вышло вторичным. Если убрать всю магию в романе, то эта история будет о работе нацистских ученых в тылу.

«Где-то на втором этаже хлопнула оконная рама, и раздался глухой частый стук, сначала едва слышный, но быстро крепнущий, резво перемещающийся к лестнице, — и вот маленькие ноги забарабанили по деревянным ступеням. Эммочка неслась белым вихрем и пронзительно выкрикивала на весь дом: «Дядя приехал! Дядя приехал!» Её поймали за плечо — «Куда босиком?» — но она грубо вырвалась и в следующее мгновение подлетела на пугающую, нечеловеческую высоту, раскинув руки в широких рукавах ночной сорочки, словно белая птица, снова подлетела, дико вереща от восторга, и вцепилась в жёсткие лацканы пиджака, дрыгая ногами от избытка чувств, пока Штернберг легко целовал её в зажмуренные глаза, в голубоватый висок, в паутинный шёлк лунно-светлых волос. Она тыкалась носом ему в шею и елозила, устраиваясь поудобнее на согнутой руке, и вся она была сплошным горячим сгустком счастья, светящимся так ярко, что тем, другим, глазам — не этим, уродливым, ни черта не видящим без очков, — было даже больно, потому что они привыкли к мраку. Штернберг улыбался, глядя поверх лохматой льняной макушки девочки, — но никто не улыбнулся ему в ответ.» (приезд Альриха домой)

Мне не очень понравилась подача сюжета — рваными отрывками-главами, перемежающимися, на манер страниц дневника откровениями главного героя. Но к такому после четверти романа привыкаешь. К тому же автор почти постоянно называет своего героя по фамилии, а не имени, предавая этим повествованию нотку официальности, делая ее этим чуть серьезней. Еще минусом бы назвал (или все таки ляпом) осведомленность героя в двадцать с хвостиком лет во всех тонкостях своего магического дара и знанием предмета, который полагается только седобородому старцу. Ну, и еще целомудренность Альриха вышла немного девчачьей (видно, что автор женщина, НО только в этом вопросе), хотя по правде сказать, она и создает герою ту изюминку, которая делает его еще харизматичнее и ярче (хотя, кажись, куда уж больше!). Видно, что Ветловская создала в Штернберге образ Рыцаря без страха и упрека. Правда, автор довольно умна, чтобы не идеализировать персонажа, поэтому у героя есть и маленький страх и небольшой упрек, но совсем маленькие — так для баланса-реалистичности.

Мне книга очень понравилась. Это не боевик, скорее триллер, где упор сделан на психологизм. Давно я не читал историй, где автор с такой любовью выписывает персонажей. А для меня отношение писателя к своему герою — основополагающий пункт в оценке. Хоть история и не закончена (есть вторая книга — «Имперский маг. Оружие возмездия»), но воспринимается она довольно целостно. Автор пишет очень талантливо. Ставлю 10 из 10 баллов. А если конкретнее, то:

Сюжет – 9/10; проработанность мира – 6/10 (это всего лишь фон); персонажи – второстепенные — 7/10, главный герой — 9/10 (минус балл за всемогущество); авторский стиль (читабельность) – 7/10; оригинальность (идея) – 8/10 (пусть магия и нацисты уже не ново, но на таком уровне написанную книгу об этом я читаю впервые); атмосфера — 10/10.

Рекомендую всем.

Оценка : 10
«Дела семейные»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 24 декабря 2022 г. в 10:14

Второй рассказ подряд в антологии «Истории ворона», где главными проводниками ужаса являются бабушки главных героев, а монстром — проклятие-оберег общины или семьи.

Семейная сага в формате «экспресс». Ветловская не хуже Рубиной, Улицкой или Степновой умещает на паре десятков страницах историю нескольких поколений одной семьи. А некоторые главы «Женщин Лазаря» похожи на данный рассказ до степени смешения: женщина, влюблённая не в мужа, а в его дом; бабка-ведьма, обещающая женщине статус-кво и сохранение квартиры в обмен на то, чего не жалко.

Сцена «взаперти» написано так хорошо, как будто это ранний Кинг писал.

Элегантное превращение из семейной саги в хоррор удалось на сто процентов!

Кого бояться: властных старушек и мрачных сталинок.

10(ПРЕКРАСНО)

Оценка : 10
«Имперский маг»
–  [ 3 ]  +

petro_classic, 25 декабря 2010 г. в 17:24

Отличная книга! Давненько не встречалось такого качественного текста. Видимо, литературные премии всё таки раздаются не зря:cool!:

Всем любителям добротной фантастики, а так же тем, кого интересует тематика Третьего Рейха — рекомендую. Автор материал знает на «пять»

Сильно хочу следующую книгу Ветловской!

Оценка : 10
«Утренник»
–  [ 0 ]  +

bosch78, 11 марта 2022 г. в 04:38

Как всегда пронзительное, трогающее душу произведение. Скорее темная сказка чем ужасы.

Оценка : 10
«Имперский маг»
–  [ 10 ]  +

Джо Блэк, 21 декабря 2010 г. в 14:20

Тема Третьего Рейха в последнее время эксплуатируется немилосердно. Обычно делается это поверхностно, с чисто коммерческой целью. Этакая игра в картонных солдатиков, благо все архетипы известны.

А тут автор меня очень даже порадовал. Прежде всего о романе можно сказать — сильная вещь. Именно так — сильная. Сделана смелая и к тому же удачная попытка проникнуть внутрь происходящего. Нет нужды в сто первый раз писать, какими плохими были Гитлер и Гиммлер. А вот разобраться, почему вполне нормальные люди им служили, — это необходимо.

Особо хочется отметить язык романа. Он великолепен.

Оценка : 9
«Пепельная тетрадь»
–  [ 9 ]  +

senoid, 17 октября 2020 г. в 10:48

Ветловская — из авторов, которые пришли в ССК всерьез и надолго. Не выстрелили единожды и сгинули, а закрепились в числе лучших и год за годом держат планку. «Моя вторая половина», «Яр», «Земля медузы» — теперь уже другим впору ориентироваться на произведения Оксаны. И рассказ «Пепельная тетрадь» не исключение.

Действие происходит в середине XIX века в училище для девушек. Здесь своя атмосфера, свои суровые законы и своя жуть. Некоторые страшилки рассказывают на ночь сами девушки, а некоторые происходят в реальности. И виной тому главная героиня, в руки которой попадает исполняющий желания артефакт.

Да, завязка, прямо скажем, не нова. Мотив исполнения желаний знаком и регулярно используется в тёмной литературе. Тут не так просто развернуться. Страшные желания, страшная плата за желания, страшные изменения человека, получившего неожиданную власть, — вот практически и всё. Но в умелых руках заиграет любая тема, что «Пепельная тетрадь» в очередной раз и демонстрирует.

Написано здорово, читать Ветловскую вообще сплошное удовольствие. По тексту никаких нареканий. Ты погружается в эпоху, попадаешь в здание училища, как живых видишь персонажей, даже второстепенных. Проработано всё отлично.

Сюжет придуман и продуман качественно, с интересными деталями и образами. Разве что начало выглядит подзатянутым. Но поскольку изложено всё очень круто, да и первой сценой читателя уже зацепили, продолжительный экскурс в недавнее прошлое воспринимается нормально. Вот что вызывает некоторые сомнения, так это слишком быстрое преображение героини. Как-то не проглядывалось в ней столько тьмы, чтобы столь легко пойти на поводу у хозяев тетради. Понятно, что выбора у нее по сути и нет, но и особых душевных терзаний тоже. Особенно в финале.

В остальном же рассказ очень хорош. Пожалуй, на данный момент (я читаю по порядку) — лучший в ССК-2021.

Оценка : 9
«Моя вторая половина»
–  [ 9 ]  +

chuvaksurala, 22 января 2019 г. в 21:59

В сравнительно небольшом рассказе на тридцать страниц уместилась не просто страшная история, а целая социальная, подростковая драма. Речь идет о девочках сиамских близнецах, попавших в интернат для инвалидов. В тексте затронуты проблемы отношения окружающих к людям с ужасными недугами, сказывающимися на их внешности. Скажем так, это краеугольный камень всего рассказа. Большинство людей живут своей обычной, повседневной жизнью, наполненной радостью и огорчениями, воспринимают свою нормальность как данность, самую обычную вещь. Мало кто вообще задумывается о существовании неполноценных людей, для которых обычная жизнь — недосягаемая мечта. А таких людей много, но мы их не видим, а если видим, то предпочитаем побыстрее гнать от них взгляд и мысли, ведь это портит нашу картину обычного, нормального мира, пугает тем, что нездоровье и увечье может коснуться и нас самих. Автору удалось пробудить чувство совести, этот стыдливый и гаденький страх. Тут играют не только описания пациентов интерната с реально существующими, ужасными недугами, но и главные героини, всю жизнь живущие под насмешками и иронично относящиеся к себе, бросая вызов этому обществу. Эту социальную основу прекрасно дополняет общий околомистический фон и хорошо выписанный антураж этого дома. Вокруг происходит что-то странное, периодически из интерната пропадают дети и никто о них больше не вспоминает. Девочки решают докопаться до истины, ведь они видят, что работники лечебницы что-то знают и скрывают. В нужный момент в рассказе появляется лирическая составляющая — первая влюбленность, новые, взаимные чувства, добавляющие пусть и грустные, но светлые тона в общую атмосферу фатальной безнадеги, нарастающего напряжения и волнения. Автор делает это уверенно и непоколебимо. Темные коридоры, жуткие обитатели закрытого второго этажа, страшные крики. И наконец финал — очень щемящий и драматический. Тут же, в финале, вскрывается еще один социальный аспект жизни неполноценных людей — их лечение. Впрочем, читатель сам сделает свои выводы, надеюсь правильные и гуманные.

Я же напоследок хочу поблагодарить автора за легкий слог, за переживания, эмоции и мысли, которые в очередной раз доказали, что самые страшные вещи творит сам человек. Прекрасная работа! Действительно жуткий рассказ!

Оценка : 9
«Яр»
–  [ 8 ]  +

Mo3k, 02 декабря 2019 г. в 17:53

Прекрасный рассказ о человеческих судьбах и жестокости. Рассказ хороший образец военной прозы, которая часто страшнее самых отвратительных выдуманных монстров. Язык слегка тягучий, но читается с интересом. Герои живые, даже второстепенные. Они сомневаются, надеются на лучшее, боятся и борются за жизнь. Атмосфера передана отлично. Главный герой, как в лучших произведениях, на протяжении всего действия меняется, преображается. Можно сказать сходит с ума. Во всяком случае мне так показалось. И это пугает еще больше.

Страшная история для рассказа об ужасах войны. Заслуженное попадание в сборник. Триллеры они ж тоже немножко хорроры.

Оценка : 9
«Псевдо»
–  [ 6 ]  +

Wolf94, 04 апреля 2020 г. в 14:22

Вообще, впервые за многие годы в его жизни происходило что-то, пробуждающее искренний интерес. Что-то настоящее, а не привычный суррогат — якобы творческая работа и якобы искренние отношения. Псевдотворчество и псевдоотношения — иного он за последний десяток лет и не видел.

Камарин — успешный режиссер, недовольный своей карьерой. Прославившись после выпускной работы в жанре мокьюментари, то есть — псевдодокументальное кино, но дальше пошло не так, как хотелось. Мир большого кино жесток и в качественном продукте никто не заинтересован, все окупается рекламой.

Приехав на свадьбу к сестре мир Камарина перевернулся. Какой-то хипстер показал на ютубе веб-сериал «Самовар» и увиденное заворожило режиссера:

Плавающая камера, глухой звук, мрачные серые тона, ободранный коридор какой-то халупы — так он сам снимал когда-то. Халупа, впрочем оказалась разваливающиеся больницей. Тесно поставленные койки, люди на них. Инвалиды. Безрукие, безногие.

Честно говоря, когда представляешь в голове картину, то сама залипаешь. Прекрасный рассказ.

Но он идет и идет вперед, завороженный кадрами на экране — наконец-то настоящими, наконец-то предназначенными что-то поведать миру, наконец-то несущими подлинный смысл.

Оценка : 9
«Яр»
–  [ 6 ]  +

applemice, 14 декабря 2019 г. в 18:55

К художественным хоррор-рассказам, основанным на реальных событиях, особенно о войне, у меня есть некоторое предубеждение.

Кажется, что автор поступает несколько нечестно, пугая реальными ужасами войны, так как, по сути, ему не нужно придумывать ужас самому — ведь произошедшее ужасно само по себе. Это было, и это страшно. Бесчеловечно. Жутко. Заставляет задуматься о том, на что способны люди. Но все это можно узнать и из курса истории.

Тем не менее, история Ярослава и еврейки Розы понравилась, и балл ниже 9 поставить не могу.

Оценка : 9
«Пепельная тетрадь»
–  [ 5 ]  +

Manowar76, 18 июня 2022 г. в 11:22

По щучьему велению

Класс!

Неспешно развивающаяся история про институтку из обнищавшей дворянской семьи. Ещё подростком отец обещал ее в жёны богатому старику.

Последний, шестой класс пансиона. Строгие классные дамы, равнодушные инспекторши, напряжённость с одноклассницами.

Новый учитель рисования, обожание, обретение загадочной пепельной тетради.

Тетрадь исполняет желания, но просит за это плату. В основном частями людских тел. Сашенька поначалу в шоке и, пытаясь исправить ситуацию, закапывает себя всё глубже. Каждый раз кается, но обстоятельства или те, кто исполняет желания, не дают ей встать на путь исправления. И вот уже в жертву хтони принесена младшеклассница. А потом Саша просто захотела быть счастливой. Тетрадь попросила огромную плату и дала срок один год.

Старые сказки на новый лад. Преклоняюсь перед таким остроумным переосмыслением сказки про Емелю. Хтонические щуки-угри Ветловской достойны занять своё место в безумном лавкрафтианском пантеоне. Причём там они будут наиболее адекватными и договороспособными контрагентами: желание безусловно выполняется без всяких подвохов, плата сообразна затраченным усилиям. Ногти и волосы за мучительную смерть одной и полстакана крови за сожжение другой — приемлемая цена для социопата. И, главное, никаких тебе уловок в духе обезьяньей лапки.

Очень понравилась деталь в сцене с полусгоревшем скитом отшельника: иконы в красном углу с круглыми отверстиями посередине, утыканными по кругу иглами остриями к центру. Жутко, но точно олицетворяет суть Щуки.

Надо переписать классическую сказку про Емелю. Там будет всё то же самое, что и в оригинале, но добавятся вставные главы, как Емеля приносил жертвоприношения Щуке.

Автору браво!

9(БРАВО)

Оценка : 9
«Пепельная тетрадь»
–  [ 5 ]  +

reanimatrix, 29 декабря 2020 г. в 10:59

Мне нравится, как пишет Ветловская. Сравню ее с Сильвией Морено Гарсией в лучших проявлениях (речь о Мексиканской готике и Постели со скорпионами). Что особенно приятно, у Оксаны нет вивисекторского, отстраненного отношения к героям, характерного для тетковской прозы (Улицкая, Славникова, Толстая) и ее хоррор-наследниц. За персонажей переживаешь, им веришь. С удовольствием прочитаю другие ее истории.

Оценка : 9
«Дела семейные»
–  [ 4 ]  +

muravied, 04 апреля 2023 г. в 14:05

Маленький Коля так заигрался, что залез в Запретный Бабушкин Шкаф, а он возьми, да захлопнись. И фонарик, сволочь такая, потух, не видно ни черта, воняет нафталином, а в глубине тьмы что-то шуршит и словно приближается...

Весьма неплохо. Пару раз холодок пробежал по загривку, магия нужных слов сделала своё дело. У меня у деда в старой хрущёвке тоже был такой чулан с коробками, тряпками и сильнейшим запахом нафталина. Я в том чулане тоже чувствовал себя неуютно. Так что маленького Николая понимаю. Но в то же время его анти-детская позиция во взрослом возрасте мне не понравилась. Правильно его баба сказала: «Инфантил тупорылый!»

А рассказ хороший.

Оценка : 9
«Имаго»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 21 декабря 2022 г. в 21:14

Интересная задумка, а, главное, на мой взгляд, что в рассказе все очень удачно сложилось в единое целое: оригинальный сюжет, неплохо проработанные герои, атмосферность и, наверное, удачный финал.

Вообще, рассказ получился целостный, с некой завершенной идеей. Не просто кусок из жизни, а некая логично построенная конструкция.

Придраться мне не к чему, отличная история.

Оценка : 9
«Дела семейные»
–  [ 4 ]  +

Seidhe, 28 января 2021 г. в 09:04

Этим рассказом Оксана Ветловская ещё раз подтвердила, что к её произведениям малой формы, имеющим отношение к хоррору, стоит присмотреться повнимательнее. Рассказанная история, как совершенно верно отметили в предыдущем отзыве, с одной стороны, классическое повествование о «нехорошем месте», в данном случае — о квартире в «сталинке», а вот с другой...

Сама «нехорошесть» квартиры в трактовке автора получает жуткое, пугающее объяснение,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
связанное с широко распространённой в древности и средневековье традиции приносить человеческие жертвы при строительстве тех или иных сооружений, целью которых было наделить постройку своеобразным духом-хранителем

которое в очередной раз подтверждает, что самые страшные создания — не монстры, чудовища и маньяки, а обычные люди, живущие рядом с нами. Люди, которые не хотят расставаться с удобствами и комфортом, готовые ради сохранения привычного хода вещей на немыслимые в своей жестокости поступки...

Хороший рассказ. Хоть и предсказуемый немного, но от этого не менее жутковатый. 9 баллов.

Оценка : 9
«Псевдо»
–  [ 3 ]  +

sergej210477, 20 января 2021 г. в 23:16

Страшный рассказ.

И как хоррор-история, но, в большей степени, как человеческая трагедия.

Задумка про успешного режиссера, который, как в гоголевском «Портрете» растранжирил свой талант, конечно, интересная. И, реализация на уровне.

Но — история про инвалидов, искалеченных на войне — это сильно! Правда о том, как герои, отдавшие своё здоровье в боях за Родину, забыты своей страной...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, их попытка докричаться «с того света», донести до потомков правду о том, как их предали, убили и забыли об этом — страшно!

Вот и получился социально-психологический хоррор, драматичный и печальный.

Конечно, тяжелая вещь, но, написана талантливо.

Оценка : 9
«Утренник»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 05 февраля 2023 г. в 12:05

Ну что сказать, автору удалось обмануть мои ожидания.

История о жестоком буллинге в девяностых должна была закончится в духе «Кэрри». Но нет. Вся эта атмосфера постсоветских школьных коридоров, так хорошо описанная Елизаровым в «Красной пленке», служила лишь подводкой к искупляющему утреннику главного героя с призраками убитых и замученных детей.

И в тоже время это компактная и убедительная история взросления и преодоления себя.

Если бы не очередная, так любимая русским хоррором, история с описанием пыток и смертей маленьких детей, было бы вообще прекрасно. Да, это пробирает до мурашек. Но это запретный приём.

Тем не менее, рассказ впечатлил.

9(ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ)

Оценка : 9
«Третья смена»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 07 января 2023 г. в 10:48

Западные фантасты очень любят экологический апокалипсис. Но выглядит он у них крайне наивно и неубедительно.

То ли дело пейзажи вокруг обычного медеобрабатывающего завода в российской глубинке. Черноголовск по-настоящему страшен. Редко какие пейзажи Ада нагонят на меня такую же жуть, как кислотная река, исчезающие деревья и терриконы пустой породы. Весь спектр техногенных болезней и короткий срок жизни местных жителей.

А тут ко всему этому добавляется какая-то нехорошая мистика с чёрными хлопьями и Медным Бригадиром.

И против всего этого одинокий сотрудник Росприроднадзора, имеющий к заводу личный счёт.

Чего боятся: заводских выбросов, плохой экологии и фанатизма.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка : 9
«Земля медузы»
–  [ 11 ]  +

senoid, 16 ноября 2019 г. в 23:43

Второй рассказ Ветловской в сборнике и второй раз выстрел в яблочко, прямо в читательское сердце. И это серьезная заявка на звание главной звезды ССК-20.

Родион возвращается в места своего детства — на один из Курильских островов. Сейчас здесь царит разруха и уныние, но люди продолжают жить. Или, скорее, бессмысленно существовать. У Родиона тоже не все в порядке со смыслом жизни: он успел сделать успешную карьеру хирурга в Москве, жениться, но всё потерял. И вот теперь он дома, где не просто жизнь проходит мимо, но и творится нечто странное.

Локация выбрана интересная, колоритная, антураж моментально создает нужную атмосферу. Труднодоступный островок у черта на рогах, дорога «по отливу», землетрясения, штормы — здорово же. А уж как это всё описано, зачитаешься. По уровню языка «Земля медузы» однозначно в числе лучших рассказов сборника. Да и сюжет не подкачал. Потому что вместе с «провинциальным тленом» Ветловская показывает читателям кое-что еще. Зловещие изменения заброшенных зданий, непонятные огоньки, телесные деформации аборигенов… Зевать от скуки тут точно не придется.

Больше всего понравилось как раз таки неведомое «перестроение» домов. Все эти исчезнувшие двери, уменьшенные проемы, невозможные лестницы — есть в этом что-то необъяснимо жутковатое. И тут, как кажется, чем таинственнее, тем круче. Поэтому разгадка происходящей на острове чертовщины не то чтобы разочаровала, но и не очень впечатлила. Хотя в русском хорроре подобное зло встречается редко, так что выглядит довольно оригинально.

В любом случае, «Земля медузы» — яркий и запоминающийся рассказ. Тут вам и тёмные тайны, и фольклорная мистика, и даже боди-хоррор имеется. Отличная работа.

Оценка : 8
«Яр»
–  [ 10 ]  +

senoid, 07 ноября 2019 г. в 20:23

Подобные рассказы всегда вызывают массу споров относительно жанра. Страшно? Еще как. Но хоррор ли перед нами? Вот это уже вопрос дискуссионный. Потому что проза о войне — территория, где хватает жути и без выдуманных чудовищ.

Оксана Ветловская решила рассказать о трагедии Бабьего Яра, где в 1941 году прошли массовые казни гражданского населения. Причем сделала она это от лица симпатичного мальчишки по имени Ярослав. Вышла этакая история взросления — взросления вынужденного, быстрого и страшного. Герой получился живым, настоящим — такой без труда завоевывает место в сердце читателя. Тем тревожнее перелистывать страницы, ведь ты знаешь, что ждет мальчишку впереди.

Иногда авторы выбирают известные исторические события фоном для привычных жанровых рассказов. Отсюда берутся всякие президент Линкольн против вампиров, гусары против оборотней, зомби-нацисты против всех. Вариантов много. Но «Яр» не такой. Это практически документальный рассказ — художественно оформленная страничка нашей истории. Очень страшная страничка. И поскольку представляет ее талантливый автор, читатель переносится прямо туда, в Бабий Яр, где вот-вот произойдет нечто ужасное. Эффект присутствия мощнейший: Ветловская оживляет не только персонажей, но и окружение, саму эпоху. Написано круто, чего уж там. И отдельно стоит похвалить финал. Здесь можно было совсем уйти в трагедию-слезодавильню, но автор рассудил иначе — и не прогадал. Без жутковатой трансформации главного героя рассказ смотрелся бы иначе.

Короче, можно заморачиваться с жанровой принадлежностью «Яра», можно не заморачиваться, но факт есть факт: это украшение сборника.

Оценка : 8
«Земля медузы»
–  [ 9 ]  +

sergej210477, 05 января 2020 г. в 16:39

Один из любимых мной сюжетов — герой возвращается в небольшой городок своего детства.

Довольно необычное место — Курильские острова. Экзотично, и, в то же время, ностальгично — умирающие посёлки на восточной окраине страны, в декорациях СССР.

Кроме этого, интересно и подробно прописан образ самого героя, судьба которого разваливается на куски, подобно и городку, где он родился.

Мрачно, печально. Вместе с тем — жутко. Нет выхода. Безнадежность. И бороться не стоит. Хотя, может быть, и есть шанс — начать все сначала. Но, шанс очень маленький...

Интригующее начало, удачный финал. Может быть, не хватило мне борьбы с монстрами, а, может быть, это и к лучшему.

Оценка : 8
«Земля медузы»
–  [ 9 ]  +

Lass, 24 октября 2019 г. в 18:11

Родион, успешный московский пластический хирург, возвращается в город своего детства на Курильских островах. Да не просто возвращается, а попросту бежит из Москвы, где жизнь сыграла с ним злую шутку... Но и в городе детства не все в порядке. Местные ведут себя странно, и что-то зловещее происходит в темнеющих вокруг заброшках...

Еще один рассказ Ветловской, вновь хвалю прекрасный, образный язык. Рассказ интересный, локация свежая, незатертая. Любопытные опять же

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
монстры-екаи, перекраивающие реальность под себя.

Было бы оно еще чуток пострашнее, оценил бы еще выше:) но все равно — крепкие 8 баллов и ачивка одного из лучших рассказов в антологии заработана.

Оценка : 8
«Моя вторая половина»
–  [ 9 ]  +

Wolf94, 17 ноября 2018 г. в 18:10

Оценка Wolf94: 4

—Там просто люди, — говорю я. —Такие же, как мы. Обычные. Ну, выглядят странновато, ну и что. Здесь все выглядят странновато.

Наверно каждый, кто берет в руки сборник ССК, ждет того, что под обложкой будут собраны лишь страшные рассказы, полные демонов, оборотней, вурдалаков, бугимена и т.п. Это было бы слишком просто и не оригинально. Конечно может казаться, что те или иные рассказы попали совершенно не туда куда надо, но остается только радоваться, что существует такая сборная солянка в ССК.

Моя вторая половина — рассказ, который с большой натяжкой можно отнести к хоррору, но есть в нем что-то такое, что действительно цепляет и не отпускает.

Люда и Катя живут в интернате для «особенных» детей. Их жизнь далека от нормальной, но даже в таких условиях они выживают и цепляются за жизнь. За происходящим мы следим от лица Кати, которая является основным двигателем в их с сестрой поступках.

Честно говоря, хоть и не хотелось бы этого говорить, но у меня создалось впечатление смеси из второго и четвертого сезонов сериала Американская история ужасов... Сестры, даже не смотря на свой юный возраст, представлялись мне как Бетти и Дот.

Рассказ довольно грустный, которому явно не хватает более ярко выраженной зловещей нотки, но все же мне понравилось.

Оценка : 8
«Моя вторая половина»
–  [ 8 ]  +

URRRiy, 14 февраля 2019 г. в 21:15

Согласен с тем, что рассказ хороший. Конечно, будни и «объекты» специнтерната для мутантов приукрашены (или скорее приустрашнены) — в части мутаций — явно нежизнеспособных, но написано живо, с искренним интересом и любовью к персонажам.

Собственно история — триллер девушки(-ек) — сиамских близнецов, несмотря на всю трагичность и напряжённость сюжета, дышит бодростью и оптимизмом, что очень необычно для подобной ситуации.

Рекомендую.

Оценка : 8
«Земля медузы»
–  [ 7 ]  +

Хельг, 05 января 2021 г. в 17:15

Вот тут всё получилось здорово, несмотря на открытый финал, который мне лично кажется здесь не слишком уместным. Ветловская подошла к созданию рассказа грамотно, со всех сторон. Правильно выбранная локация — Курилы, где можно спрятать не то что НЕХ, а даже самого Ктулху. Правильная дозировка ужаса — от медленного, ползучего, с неявным дискомфортом от увиденного (ну что страшного может быть в сталактитах-сталгмитах?). Правильные рефренсы — где ещё отдавать дань Лавкрафту, как не на островах? Правильный лик зла — Япония рядом, Япония не забыла. Получилась вкусная и очень атмосферная вещь.

Оценка : 8
«Земля медузы»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 06 января 2020 г. в 01:31

Хороший хоррор — за счёт саспенса, без смакования кроваво-потрошильных элементов, интересный и с литературной стороны. Этакое Лавкрафтовское описание размыва человеческой вселенной вторженцами из-под земли и моря на самом краю Российской федерации на фоне потери смысла и не только жизни как персонажами, так и в «глобальном масштабе».

Один из профильных рассказов сборника, рекомендую.

Оценка : 8
«Земля медузы»
–  [ 6 ]  +

alex great, 21 апреля 2020 г. в 21:17

Один из самых атмосферных и сильных рассказов из всего сборника.Держит в напряжении до самого конца.Родион приезжает на Курильские острава со своим другом блоггером,чтобы пофоткать местные пейзажи и заброшенные дома.Внезапно выясняется что дома не такие уж и заброшенные.Отлично передана атмосфера почти опустевшего городка.Момент внутри здания,когда Родион искал потерявшегося друга пробирает не хуже январского ветра в поле.Параллельно рассказанная история гг монолитным блоком влилась в сам рассказ, поразив своей концовкой ничуть не меньше,а где-то даже больше, чем основная линия.

Оценка : 8
«Яр»
–  [ 6 ]  +

smith.each, 20 февраля 2020 г. в 14:10

Вот так: правду о самых страшных событиях минувшего века, и никакого намека на «чудищ, привидений, НЛО». Хороший лаконичный слог рассказчика в деталях воссоздает картину злодеяний немецко-фашистских извергов. Пожалуй, даже чересчур детально — эмоционально «пережить» рассказ непросто. Эффект усиливается через намеренное выделение автором «обыденности» в действиях захватчиков: «Немцы что-то жевали… пулеметчик лениво почесался…» — и так далее. Это еще больше подчеркивает ужас происходящего.

Я видел фильм «Иди и смотри», со слезами на глазах слушал воспоминания родной бабушки, ребенком пережившей ужасы оккупации, читал страшную документальную книгу Александра Дюкова «За что сражались советские люди». Вижу, что и для моей уважаемой землячки Оксаны Ветловской трагические страницы исторической памяти нашего народа — не пустой звук. Спасибо ей за это.

Оценка : 8
«Пепельная тетрадь»
–  [ 5 ]  +

Wolf94, 21 февраля 2021 г. в 18:43

Ведь быть такого не может, ведь это слишком дико, чтобы произойти на самом деле. Потому что вчера вечером она собственной рукой вывела в спрятанной книге – не в «Пиковой даме», а в той, другой: «Гори».

Оксана частый автор на страницах ССК. Что же, не смотря на то, что не всегда рассказы, на мой взгляд, подходят к тематике, но это нисколько не затрагивает талант автора. Мало того, что опубликованный рассказ в Самой страшной книге 2021 завораживающе передает готическо-мистическую обстановку, так, опять же, чертовски классно написано! И, раз я дала себе слово, что приобрету и отдельный роман Оксаны, если понравится следующий рассказ, то надо его сдержать)

Возвращаясь к «Пепельной тетради», — не смотря на легкий и весьма предсказуемый сюжет, все равно завороженно сидишь и ждешь, чем же все закончится. Девушке в руки попал дневник, исполняющий желаний. Конечно, дневник не только дает, но и требует кое-что в ответ.

Не знаю почему, но на лице появилась какая-то зловещая улыбка, когда дошли до финала. Блин, ребята, если это когда-нибудь, пускай и в короткометражке, попадет в сети, то именно финал произведет бомбический эффект)

Оценка : 8
«Яр»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 07 января 2020 г. в 17:03

Сильный рассказ.

— главный герой, очень интересный и живой парень.

— атмосфера. Жаркий летний Киев. Ожидание войны и оккупации города. Тревожные предчувствия беды.

— сам сюжет. Рассказ о страшных событиях. Как ни опиши этот ужас — жутко, ибо — правда, реальные события.

— грамотный финал.

Чего не хватило?

Наверное, просто, тяжелая тема. Сложно восторгаться рассказом о таких вещах.

И, тем не менее, страшно!

А значит, это и исторический хоррор, в какой-то мере, хотя, все-таки, это реализм. Но, на мой взгляд, одно другому не мешает.

Хоть и драматический и тяжелый, но, интересный рассказ.

Оценка : 8
«Усадьба по ту сторону холма»
–  [ 5 ]  +

Джо Блэк, 27 декабря 2010 г. в 09:53

Прочитал повесть, заинтересовавшись автором после «Имперского мага». Уже в повести чувствуется определенный стиль автора — готическая атмосфера, отличный язык, умение соединять фантастику и реальность в единое целое. Но, несомненно, «Имперский маг» на порядок сильнее.

Оценка : 8
«Усадьба по ту сторону холма»
–  [ 4 ]  +

Darth_Veter, 06 декабря 2022 г. в 21:25

Готическая повесть о родовом проклятии и поиске ее хозяином смысла своей одинокой жизни. Атмосфера произведения очень натуральная и сразу же настраивает читателя на нужный лад: чувство тоски и почти полной безысходности, ненависть со стороны обслуги, легкий ужас от непонятных изменений, происходящих с героем повествования, время, которое то скачет, словно бешеная лошадь, то медленно тянется, словно разбитая телега, почти полная изоляция жителей усадьбы от окружающего мира... Самый настоящий нуар! Даже не верится в то, что у этой истории возможен счастливый конец. Но он всё же будет, только на самых последних строках. Автор подробно описывает долгий путь своего героя от тьмы к свету, уделяя большое внимание его моральным терзаниям, которые неизбежно ведут его к духовному перерождению. На этом пути несколько ступеней, которые чем-то сходны с семью кругами Ада. Однако, последний круг приводит графа не в Геену Огненную, а в Чистилище, где он может обрести прощение за ранее совершенные грехи. И, наверное, обретет его, ибо он уже настолько изменился и внутренне, и внешне, что стал совсем другим человеком. Мораль: даже будучи на пороге Ада, не теряй веры в лучшее будущее, ибо это всего лишь очередное испытание для твоей души — жестокое, но необходимое.

-------------

РЕЗЮМЕ: мистическая притча о человеке, которого считали исчадием Ада, а он просто хотел от людей простого сострадания. Но очень скоро понял, что его нельзя добиться, пугая и принижая тех, кто живет рядом с тобой.

Оценка : 8
«Мать-гора»
–  [ 4 ]  +

Mishel78, 04 ноября 2022 г. в 07:02

В 19 веке Урал становится всё более и более развитым индустриальным районом. Для строительства железной дороги в районе Мать-горы приезжает инженер Кайсаров — человек грубый, целеустремлённый и требовательный к своим подчинённым. Но планы по строительству рушатся из-за обвала. Местные предупреждают, что это всё проделки таинственной силы, обитающей в горе. Вскоре самому инженеру придётся убедиться в словах рабочих, ведь взор сверхъестественных обитателей горы обращён именно на него.

Безусловно, при чтении рассказа чувствуется, что автор обращалась к творчеству Бажова, создателя известных «Уральских сказов». Это чувство приходит не только через знакомые локации и время действия, но временами даже кажется, что и стиль тот же самый. Одновременно Оксана Ветловская, как художник (иллюстрации к рассказу она рисовала сама), очень детально и ярко описывает внешность героев и окружающий мир. Всё кажется живым и наполненным. Особенно удалось описание сверхъестественного существа и пещеры в финальной сцене.

Внутренний мир Кайсарова описан глубоко и прочувствованно. Это вызывает сопереживание персонажу, несмотря на то, что в некоторых сценах это персонаж попросту неприятен.

Сам сюжет сказочен и одновременно вписан в жанр хоррора. Невероятно ярко воссозданная мистическая атмосфера, живой мир и фактурные персонажи делают историю очень запоминающейся. Некая мрачность, как и полагается жанру, присутствует, что добавляет шарма всей истории.

Если сложить вместе все элементы рассказа, то перед нами современная литературная сказка для взрослых: яркая, живая и мистическая, как раз такая, чтобы добавить несколько разноцветных мазков к жанру русского хоррора.

Оценка : 8
«Яр»
–  [ 4 ]  +

Lass, 22 октября 2019 г. в 20:17

Ярослав и мухи не обидел, на кровь и смотреть не мог, и тут внезапно началась война.

Оксана Ветловская вновь в «Самой Страшной Книге» с рассказом про Вторую мировую. Подспудно ждал исторических неточностей и допущений (в «Законе равноценного обмена», помнится, военнопленные в лагере смерти среди ночи разгуливали по лагерю), но на этот раз их количество, похоже, было сведено к минимуму. Отдельно хочется похвалить стиль — рассказы Ветловской недаром набирают высшие баллы в сборниках. Язык точный, образный, выразительный. В общем, читать такой рассказ одно удовольствие. Жаль, что это истхоррор про войну, который со времен ССК17 изрядно поднадоел... (махровое имхо, да)

Оценка : 8
«Дела семейные»
–  [ 3 ]  +

Wolf94, 05 июля 2021 г. в 21:37

Разбирайтесь там между собой. Тихо, по-семейному.

Скорее всего я уже где-то в своих рецензиях писала, что Оксана потрясающе пишет. Из под ее пера выходит не какой-нибудь картонный рассказ, а настоящая история, цепляющая не только красотой языка, но и атмосферой.

Дела семейные — это прекрасный образчик бытового герметичного хоррора. Сами посудите, как не квартирный вопрос вытаскивает всех потаенных монстров. Что больше всего нравится, что когда слушаешь, то сразу погружаешься в мистико-готическую квартирку в неприступной серой «сталинки».

Николай получил наследство от бабушки, но это его не особо радует. Всё детство он был вынужден проводить в ней выходные, но особого удовольствия ему это никогда не доставляло — в результате нескольких происшествий, квартира, наоборот, вызывала у него страх. Уже будучи взрослым мужчиной, страх не отпускает, так еще и дядя Глеб решил претендовать на квартиру...

Герметичность истории лишь больше сковывает в ледяных объятиях, и как и Николай, начинает слышаться всякое, особенно в темноте)))

Оценка : 8
«Испей до дна»
–  [ 2 ]  +

Porsankka666, 26 июня 2023 г. в 11:20

Вновь страшная сказка, но похожа скорее на пересказ какой-то европейской — типа тех, что братья Гримм собирали, и, в принципе, ничуть не жуткая, наоборот, захватывающая. Есть, конечно, не слишком приятные эпизоды — с девчонками в яме, например, но в целом это грамотно написанный мистический боевичок с шикарной финальной сценой. Твёрдая восьмёрка.

Оценка : 8
«Дела семейные»
–  [ 2 ]  +

sergej210477, 03 января 2021 г. в 18:29

Классическая история про проклятые, «нехорошие» квартиры.

Большая «сталинка», принадлежащая бабушке, оказывается, не такое уж и хорошее наследство...

Как обычно — таинственные и страшные звуки по ночам. Жуткие кошмары во сне. И, обязательный скелет в шкафу!

Рассказ стандартный, но, написан здорово. Поэтому, читать интересно.

Оценка : 8
«Отчаяние соглядатая»
–  [ 2 ]  +

broni_slava, 25 марта 2018 г. в 17:21

Отличная стилизация под начало XX века. Даже многочисленные смысловые повторы — все в тему! Угадала ли я прототипа? Возможно. Наверно, читателю — а особо искушенному и подкованному — уже все известно... Возможно. Да только это пока не известно главному герою: он еще борется; он все еще здесь, в своем настоящем — а не у вас в вашем будущем, господа искушенные читатели! И, похоже, у него все еще остается шанс что-то изменить...

Оценка : 8
«Яр»
–  [ 10 ]  +

Хельг, 05 января 2021 г. в 15:56

Да простят меня авторы всех исторических рассказов, но я против включения таких вещей в ССК. Ужасы войны стократ страшнее и реальнее, да, понимаю, принимаю, но, братцы, какого лешего тащить такой реализм в жанровую книгу?! Мне вот «Конармия» кажется страшной, жуть, с какой лёгкостью люди, разумные существа (вроде как) режут друг дружку. Но это не повод включать Бабеля в сборник классики русского хоррора. ИМХО, конечно же. А так рассказ достойный. Просто не для этого сборника.

Оценка : 7
«Закон равноценного обмена»
–  [ 8 ]  +

Heckel, 21 ноября 2017 г. в 13:11

Хорошая тема. Достойный вызов автора самому себе. И рассказ неплох, в принципе. По замыслу — в большей степени. Занятно подредактированы теории расового превосходства в соответствии с законом. Исполнение тоже не слишком хромает, но сюжет двигает масса вещей, в возможности которых я сомневаюсь. Каждая по отдельности — может быть. С натяжкой. Вместе же они превышают даже художественный уровень исторической достоверности, как мне думается. Не хочу говорить подробно, без спойлеров тогда не обойтись. На мой взгляд, автор напрочь игнорировал концентрационный лагерь как систему тотального обезличивания и уничтожения узников, с практически безупречной системой контроля за этим кошмарным процессом; переоценил арийскую «немецкость» главного героя; и совершенно неоправданно — с точки зрения здравого смысла, — поместил главную движущую силу сюжета (по совместительству — единственный источник экспериментов псевдомедиков-изуверов) внутри лагерной зоны, толком не ограничив доступ к ней.

Оценка : 7
«Моя вторая половина»
–  [ 7 ]  +

senoid, 06 октября 2018 г. в 10:10

Этот рассказ довольно сложно отнести к хоррору, как сложно к нему отнести и реалистические рассказы об ужасах войны. Да, жуткого в таких историях порой побольше, чему у этих ваших стивенкингов, но то немного другая жуть. Расставлены другие акценты, с другой стороны раскрывается сюжет, использованы другие инструменты. Почти всё другое.

Я бы назвал «Мою вторую половину» подростковой драмой – трогательной, грустной и мрачной. Хотя и без элементов хоррора не обошлось. Действие происходит в интернате для особенных детей. «Особенных» в плане умственного развития и в первую очередь внешности. В центре внимания – две сестры, которые неспроста сравнивают это место с кунсткамерой. Разнообразных уродств, отклонений и мутаций у здешних обитателей столько, что неподготовленный читатель может не переварить. Да и подготовленный едва ли сможет сразу после прочтения спокойно схомячить бутерброд. Автор проделал большую работу по изучению патологий и не скупится на описания, поэтому они реально пробирают. Обитатели интерната похожи на чудовищ и для большинства людей ими и являются, хотя на деле остаются просто брошенными детьми. Главные героини – не исключение. Но мы-то знаем, что не обязательно обладать уродствами, чтобы стать настоящим монстром. И рассказ это в очередной раз доказывает.

Внешность героев накладывает определенный отпечаток на сюжет, но в целом перед нами стандартная «больничная» история: с жизнью в палатах, внутренним распорядком, ограничением свободы и маленькими радостями вроде прогулок на территории или редких вылазок за забор. Околохоррорная завязка (таинственное исчезновение одного ребенка) остается на втором плане: автору интереснее рассказывать о героинях, их мыслях и чувствах, посвящая этому внушительные объемы текста и вводя дополнительных персонажей. Так девчонки действительно становятся ближе к читателю, но с точки зрения конструкции литературного произведения и с учетом того, к чему в итоге история пришла (завязка таки получила развитие и логическое завершение), вышло не очень. Линия с новым знакомым идет в стороне от той, что обозначена в начале, а не тесно с ней переплетается. То бишь расследование и ужасы интерната – отдельно, симпатичный парень за забором и приключение за периметром – отдельно. Будто две истории из одного цикла, едва пресекающиеся друг с другом. Не хватает рассказу цельности.

При всем при этом рассказ вышел ярким и живым. Он хорошо написан (возможно, даже слишком гладко и образно для повествования от лица подростка), он вызывает эмоции и остается в памяти. И это тот самый случай, когда несмотря на некоторые шероховатости или спорные моменты, произведение однозначно стоит того, чтобы потратить на него свое время.

Оценка : 7
«Закон равноценного обмена»
–  [ 7 ]  +

senoid, 22 октября 2017 г. в 00:08

В этом рассказе хватает страшного и даже жуткого, ведь речь идет об ужасах войны. Кто-то считает подобные сюжеты за гранью допустимого, но я эту точку зрения не разделяю. В конце концов, если бы авторы боялись писать на серьезные темы в декорациях реальных трагедий, мы бы не получили такие прекрасные рассказы, как «Африкан» и «Царский гостинец». При умелой реализации любая «больная» тема не выглядит кощунством, а наоборот — цепляет куда сильнее. В данном случае все нормально, без перегибов.

Читателя переносят в небольшое отделение Аушвица, где трудится врачом простой русский мужик. Его основные пациенты — беременные женщины, и для условий, в которых приходится работать, со своими обязанностями он справляется блестяще. Его в любой момент могут убить, он вынужден мириться с отсутствием в лагере лекарств, наблюдать, как новорожденных топят в бочке и отдают на корм крысам, но все равно до изнеможения помогает людям. А потом ему начинает открываться тайна этого места.

Очень зримо нарисована картинка и описаны детали, на которые смотреть не хочется. Читатель оказывается в этаком мыльном пузыре — за его границы не выбраться, нужно уживаться с тем (и теми), что есть. Эксперименты над людьми, казни, выброшенные как мусор трупы, подпольное сопротивление, медсестры-детоубийцы, мечтающие о разврате с симпатичным русским врачом. При этом автор не скатывается в откровенную чернуху, в первую очередь благодаря прекрасному главному герою, который посреди сущего кошмара не без успехов пытается оставаться человеком.

Рассказ читается с интересом даже как обычная историческая проза, но с введением в сюжет потустороннего становится еще любопытнее. Мистическая часть не то чтобы не бесспорная, но вполне имеет право на существование. Только финальный «размен» не понравился, тут автору отказало чувство меры, вкуса или какое-то другое чувство. Хотя я понимаю, что все это весьма субъективно.

Еще лично мне не хватило ужаса извне. В сюжете был хороший заход на это, когда пошли разговоры о странностях, происходящих вокруг лагеря по ночам, но потенциал остался нереализован. Весь ужас создает сама обстановка, поэтому «Закон равноценного обмена» по большей части читается как психологическая драма в кошмарных декорациях, история героической работы одного врача, в которую со временем проникает алхимическая сказка.

Но в целом, конечно, рассказ хорош и в ССК смотрится на своем месте. Автора можно поздравить с достойным дебютом в серии.

Оценка : 7
«Пепельная тетрадь»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 03 декабря 2020 г. в 21:53

Удачная стилизация под XIX век.

Классический сюжет про договор с нечистой силой. Все понимают, что хорошим это не кончится, что плата слишком велика, но... как же, всё-таки, хочется немного счастья, особенно, бедной и некрасивой молоденькой девушке!

Мне рассказ понравился не столько своим шаблонным сюжетом, сколько атмосферностью. Точное попадание в цель.

Немного не хватило жутких и кровавых подробностей. Нет, все это присутствует, но, на уровне пансионата для благородных девиц. Впрочем, все выглядит очень органичным. В духе той эпохи.

Оценка : 7
«Усадьба по ту сторону холма»
–  [ 6 ]  +

napanya, 11 июля 2008 г. в 22:15

Довольно милая, хотя и анемичная повесть. Этакий сто двадцатый вариант «Кентервильского привидения», пересказ пересказа пересказа, когда первоисточник теряется в тумане, да и нащупав, засомневаешься — он ли? В общем, заброшенный и ветшающий замок, его хозяин, граф, то ли человек, то ли видение. И вторгшаяся в эту надмирную жизнь современность, сперва в лице наглого молодого субъекта, едва не лишившего хозяина жилплощади, а потом принявшая облик деловой и независимой девицы, юной охотницы за вампирами. Только вот граф, каким странным не был, не вампир. И это хорошо. Потому что дальше будет любовь.

Оценка : 7
«Испей до дна»
–  [ 5 ]  +

sergej210477, 08 января 2023 г. в 17:25

Наверное, можно назвать этот рассказ, как историко-мистический хоррор.

Популярная нынче идея про некое спецподразделение, в составе советской армии, которое ведёт борьбу против неких сверхъестественных сил, в свою очередь, «активированных» немецкими магами и ведьмами.

Стандартно, но, реализованно очень грамотно и профессионально. Атмосферно, мрачно. Интересный главный герой. Понравилась, как описана финальная схватка.

Да, в реалистичность происходящего верится с трудом, но, на мой взгляд, здесь этого и не требуется. Просто, более современная версия европейских страшных сказок про злую ведьму, с которой заключили договор жители города.

Оценка : 7
«Пепельная тетрадь»
–  [ 5 ]  +

Lilian, 05 июня 2021 г. в 23:56

Ещё один пример исторического хоррора. Другой век, небогатое училище для девушек, обычная воспитанница, что заканчивает обучение и не видит впереди в своей жизни никаких радостных перспектив. А потом ей в руки попадает тетрадь, исполняющая желания...

Это мрачная переделка классического сказочного сюжета про рыб, исполняющих желания. Не в прямом смысле, разумеется — а в качестве ассоциаций. И не менее классическая история про договор с нечистой силой, пускай героиня в начале и не знала о природе тетради и о требуемой ею цене.

Атмосфера училища передана отлично.

Разве что финал своей мелодраматичностью и последней, почти киношной фразой слегка теряется на общем фоне.

Оценка : 7
«Земля медузы»
–  [ 5 ]  +

Giessen, 07 декабря 2020 г. в 19:01

Классический хоррор в обрамлении сурового дальневосточного пейзажа. Шторм, морось, холод, серое море, серое небо, депрессняк, все как полагается для нужного антуража. Немного мистики, немного драмы, короче, получился очень вкусный коктейль.

Оценка : 7
«Имаго»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 24 марта 2023 г. в 08:51

В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть русскоязычного автора.

Рассказ, практически повесть, из антологии «Твари», посвящённой зоохоррорам.

Жизнь маленького человека. Буллинг в школе, мать-одиночка с гиперопекой, увлечение бабочками, взросление, работа в институте экологии энтомологом. Понимание, что жизнь проходит, денег нет, женщины нет, надо что-то менять.

И уже когда решил уволиться — назначение в экспедицию на Алтай, в поисках бабочек-вампиров.

Бабочки непростые, ой непростые!

В итоге нас ждёт не бодихоррор в духе «Мухи», как можно было бы предположить, а любопытное рассуждение о взрослении и перерождении. Шаманизм и петроглифы прилагаются.

Пытаясь в мейнстрим, психологию, практически семейную сага, Ветловская отплывает от жанрового берега, но никуда не пристаёт. В рассказе мало ужасного, мало глубокомысленного. Много только этапов жизни человечка, который получился настолько убедительно жалким, что ему сложно сопереживать и ассоциировать себя с ним.

Написано при этом хорошо и читается легко.

Возьмёт премию? Ну не знаю. Шансы точно выше, чем у некоторых других претендентов, но я ещё не всё прочитал.

7(ХОРОШО)

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх