Герберт Уэллс отзывы

Все отзывы на произведения Герберта Уэллса (Herbert George Wells)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1238

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 21 22 23 24 25   (+10)»   (+22)»»

«Машина времени»
–  [ 11 ]  +

Angvat, 27 мая 2017 г. в 10:51

«Чувствительные люди, рыдающие над ужасами революции, уроните несколько слезинок и над ужасами, ее породившими». (Жюль Мишле, французский историк).

Есть два типа произведений, которые обычно принято называть классикой. Одни просто одними из первых явили какую-то идею или концепцию публике. Вторые подняли проблемы, которые актуальны и по сей день.

Перед нами редкое сочетание сразу обоих факторов. Уэллс не только одним из первых ступил на стезю хронофантастики, но и заложил в свое произведение простой, но в тоже время мощный посыл. Страшные, грязные, неграмотные мужики начинают жрать живьем благообразных возвышенных и утонченных аристократов не потому, что они мерзкие злобные неблагодарные твари. А потому, что аристократы загнали их в нечеловеческие условия и на каком-то этапе вообще про них забыли. Грязным мужикам просто стало нечего кушать что-либо, кроме как утонченное мясцо самих аристократов. А те, поди, в своей беззаботности уже и забыли, что оказывается тех, кто обеспечивает тебя всем необходимым, хотя бы минимально кормить немного и смотрят наивными глазами на чудищ, некогда бывших людьми, что пришли приобщить и их к своему аду.

Эта история много раз происходило до Уэллса, и, к сожалению, много раз после. И простите за тавтологию, времени, когда «Машина времени» наконец станет не актуальна, на горизонте не прослеживается.

Оценка : 8
«Волшебная лавка»
–  [ 11 ]  +

Rovdyr, 14 октября 2016 г. в 11:04

«Волшебная лавка» — не просто один из лучших рассказов Герберта Уэллса, но и уникальное произведение в его обширном творчестве. Сколько бы раз я не читал «Волшебную лавку», не устаю удивляться и восхищаться, насколько гармонично здесь реализовано сочетание чудесного и обыденного, жутковатого и веселого, тревожного и приятного.

Больше всего мне нравится то, что Уэллс избежал риска впасть в «слащавость» — свойство, присущее многим написанным в Новое время сказкам, и никогда мне не импонировавшее. Гениальный англичанин совершенно точно отметил чувство, возникающее у рассказчика (обычного человека, как почти все мы), когда его при виде всяких загадочных странностей одолевает «дьявольщина». И это он еще смягчил — я-то думаю, что большинство обычных людей, будучи помещенными в действие «Волшебной лавки», быстро поддались бы паническим настроениям.

С другой стороны, Уэллс не поддался соблазну создать какую-нибудь вульгарную «страшилку» или совсем уж удалиться в гротеск. И это ему удалось благодаря такому сложному средству (к которому я отношусь заведомо настороженно, зная, как часто оно приводит к плохим результатам — особенно в кино), как привлечение в качестве одного из героев ребенка.

Оценка : 10
«Хрустальное яйцо»
–  [ 11 ]  +

martinthegod9, 25 октября 2015 г. в 01:29

А вот и рассказ Герберта Уэллса, наиболее точно отражающий современный феномен телевидения и видеотрансляций. Ведь фантазий на тему ви́дения у автора было довольно много, и его крайне интересовала эта тема (что собственно скрыто от глаз человека?), а этот рассказ посвящается конкретно нашей любимой передаче потока изображения на расстоянии. На ум приходят несколько схожие «Страна Слепых», «Замечательный случай с глазами Дэвидсона», «Человек-невидимка», возможно, еще что-то я проглядел;-)

Очередная уэллсовская история о человеке, столкнувшемся с таинственным и необъяснимым чудом. В данном рассказе такой человек — хозяин лавки, а чудо — хрустальное яйцо, святящееся ночью и транслируещее невероятно реалистичные и в то же время фантастические пейзажи. Стоит отметить, что этот рассказ отличается от многих похожих рассказов автора: здесь подробно описаны переживания главного героя, его желание видеть и знать, проблемы, с которыми он сталкивается, пытаясь больше времени проводить со своим личным чудом. Показана семья главного героя, совсем неприятная семья, не родные дети и не любящая жена. Возможно, в рассказе затрагивается еще такой момент, как уход от реальности в волшебный мир грёз — мы многие так делаем: глушим свои чувства/обиды/страхи фильмами/книгами/общением в другими людьми, боясь окунуться в это болото и хорошенько там побултыхаться. Также рассказ отличают действительно красочные и пестрые пейзажи, невероятной красоты и яркости картинки, представляемые воочию. К тому же мне запал в сознание момент первого знакомства нашего героя с возможностями хрустального яйца: этот тончайший лунный свет из окна, это излучение белого сияния, исходящего от яйца... Очень красиво.

В общем, рассказ совсем не проходной. Рекомендуется в качестве напоминания об одном из наиболее точных предсказаний прадедушки Герберта Уэллса.

Оценка : 8
«Война миров»
–  [ 11 ]  +

mogzonec, 03 марта 2015 г. в 12:26

Безусловная классика. Вообще-то для Уэллса характера эта классичность. Ему удалось во многом предвосхитить развитие фантастической литературы на несколько десятков лет вперед, вызвав к жизни массу продолжателей «дела о нашествии марсиан». В том числе и среди наших писателей. Но главное, что ему удалось, так это блестяще передать атмосферу катастрофы, безысходность будущего и совершенно неожиданный поворото, решивший все проблемы с марсианами. Читая потом многочисленные романы-катастрофы, например, Джона Уиндема «День Триффидов», я ловил себя на мысли, что все это уже было, все это я уже читал у Герберта Уэллса. Мрачная атмосфера, деградация ситуации, безысходность и безуспешные попытки спрятаться от беды все эти позиции после Уэллса тиражировались в огромном количестве произведений, одним это удавалось лучше, другим — не очень. Но все равно все они заставляли вспомнить гениальное произведений под название «Война миров».

Оценка : 9
«Дверь в стене»
–  [ 11 ]  +

JedoEd, 29 мая 2014 г. в 21:18

Очаровательный рассказ !

Затрагивает очень важную и интересную тему: следования за своей мечтой. В наше время большинство людей предпочитает загружать себя множеством ненужных дел, создавать привязанности к разным второстепенным вещам, ставить перед собой неправильные приоритеты...

Люди потеряли способность оставаться детьми в душе. А многие сознательно искореняют в себе эту детскую мечтательность, искренность и жизнелюбие, т.к. с этими качествами не продвинешься далеко по карьерной лестнице. Сейчас ценятся серьёзные, работящие сотрудники...ну что уж, скажем как есть — обыкновенные потребители.

И главный герой побывав в детстве в стране своих грёз, всё равно устремляется по этой «наклонной» дороге, забывая что для него действительно важно. Скорее всего это происходит из-за черезмерного гнета окружающих его людей, ведь даже родные не верят ему, и называют лгуном и фантазером, что никак не способствует развитию в нем желания снова там побывать и, тем более, делиться этим с кем-либо.

Вывод можно сделать такой: найдите свою «дверь в стене», и хорошенько исследовав там все, задайте себе вектор движения к своей мечте, будьте готовы к тому, что окружающие будут вас высмеивать и мешать вам, просто помните, что это ваша жизнь и только вам решать, что для вас важно и как этого достичь.

Оценка : 10
«Война миров»
–  [ 11 ]  +

NEPROSNENKOE, 03 января 2014 г. в 12:11

Шикарнейшая книга!

Мне так понравилась, что я даже составила визуальный ряд с кадрами из фильма.

Предлагаю Вашему вниманию. Не судите строго)) я старалась.

http://youtu.be/7uuAvpnO3lI

----------------------------------


Царство человека кончилось...

Написано очень красивым и простым языком. Плавно. Интересно. Притягательно. С искоркой. И я даже не побоюсь этого идиотского и популярного сегодня слова, с экшеном в некоторых моментах.

Я большая поклонница фильма Война миров с Томом Крузом и была готова, что книга мне придется не по вкусу. Так как День Триффидов меня порядком разочаровал. Поэтому я была готова к тому, что возможно будет так скучно и занудно, как многие пишут, что придется даже бросить читать. Мои опасения были напрасны. Книга засосала с первых страниц. Никакой занудности и дотошности я особо не заметила. Наоборот. Была удивлена обратным.

Все очень жизненно. Описания достаточно эмоциональные. Повествование ведется от первого лица, и очень подробно, но не дотошно. Такое ощущение, что автор сам являлся истинным свидетелем всего описанного в книге. А кто знает. Все возможно, может и являлся... Почему нет?))

Нравится кому или нет, но в экранизации 2005 года имеется очень много отсылок к книге. По крайней мере многие действия и переживания главного героя Круз передал очень точно. Конечно фильм адаптирован на наше время и перевернут сюжет, но все же действия и чувства героев переданы великолепно. Пока читала, перед глазами стоял Том Круз, бегущий по улице, весь покрытый прахом мертвых соседей.

Людям, которым книга пришлась не по вкусу или показалась скучной, могу сказать только то, что это история не о Терминаторе или Трансформерах, или в данном случае о машинах из космоса. Признаюсь, я ничего не имею против Трансформеров, к примеру. И мне тоже нравится Терминатор, и Войну миров я смотрела раз 20, если не больше, но нужно абстрагироваться от мейнстрима, когда читаешь классику! В первую очередь это история не о страшных смертоносных машинах, а о людях, которые переживали все ужасы, панику и кошмары нападения из вне.

«…даже люди, до того напуганные и измученные, что у них подгибались колени, вдруг, точно гальванизированные страхом, становились на мгновение более энергичными. Жара и пыль истомили толпу. Кожа пересохла, губы почернели и потрескались. Всех мучила жажда, все устали, все натрудили ноги. Повсюду слышались споры, упреки, стоны изнеможения; у большинства голоса были хриплые и слабые. Вся толпа то и дело выкрикивала, точно припев:

— Скорей, скорей! Марсиане идут!»


Киношники сегодня умеют поразить картинкой и спецэффектами, и большое им за это спасибо. Тем не менее глубже и сильнее книги ничего до сих пор не придумано. Редко фильм сможет передать все эмоции, весь накал страстей в отличии от книги, когда картинка сама возникает у тебя в голове.

Читая книгу Война миров, в очередной раз я убедилась на сколько человек слаб по своей натуре, как физической, психической так и моральной. Лиши человека привычного уклада жизни, он или с ума сойдет, или умрет с голоду, или будет убит пришельцами, а возможно даже своими сотоварищами по беде. Главное, что перед опасностью мировой катастрофы, человек всегда проигрывает. Так мы устроены. Гнев и страх – неотъемлемые компоненты людей.

«Теперь мы знаем, что нельзя считать нашу планету вполне безопасным убежищем для человека; невозможно предвидеть тех незримых врагов или друзей, которые могут явиться к нам из бездны пространства. Быть может, вторжение марсиан не останется без пользы для людей; оно отняло у нас безмятежную веру в будущее, которая так легко ведет к упадку…»

Оценка : 10
«Война миров»
–  [ 11 ]  +

Crossbow, 14 февраля 2013 г. в 13:20

Мне роман понравился прежде всего своей атмосферой и яркостью описанных картин и событий. Произведение Уэллса искусно пробуждает красочные образы в сознании читателя. Очень увлекательная хроника событий, важные философские рассуждения о правильности-неправильности путей человеческой цивилизации, о морали и нравственности, о стойкости, силе духа и ответственности. О том, что не следует так уж кичиться званием «царь природы». О том, как легко, в одночасье можно потерять человеческий облик и житейские ценности.

Минус романа — невероятно частое, сверх меры, употребление названий городов, районов и прочих «мест».

В любом случае, памятуя о том, что роман написан более ста лет назад, его живучесть именно как НФ-произведения, с одной стороны — потрясает, а с другой — наоборот, видится вполне закономерной. Безусловно, Уэллс использовал научные знания и проекты своего времени — эти его частые упоминания пара (это более чем в духе того времени:-)), «зеленого дыма», ядовитого черного облака (ассоциации с отравляющими веществами Первой Мировой), тепловой луч (голубая мечта того времени:-))), само понятие «пушка», из которой марсиане выстреливали свои цилиндры (сразу вспоминается Жюль Верн с его «Из пушки на Луну») и некоторые другие моменты. Но всё это приводится настолько аккуратно, что читатель не заостряет внимание на технических описаниях, а чувствует прежде всего настроение событий, психологию людей, а также мастеровито, с душой описанные бытовые сцены.

Вот поэтому роман вполне современен и актуален до сих пор.

Оценка : 10
«Освобождённый мир»
–  [ 11 ]  +

shna303, 23 апреля 2012 г. в 09:30

История, которая начиналась как книга-катастрофа, заканчивается как утопия. Кто хочет познакомиться со справедливым устройством мира по Уэллсу, надо прочитать эту книгу обязательно. Важно не как погиб мир, но как он возродился. Хотя, конечно, это останется утопией, человек никогда не откажется от личных амбиций. Но дай нам Бог!

«Человек всегда живет на заре существования. Жизнь — всегда начало и только начало. Она начинается беспрерывно и вечно. И каждый наш новый шаг кажется нам огромней предыдущего, но он лишь подготовка к следующему. Сто лет назад наше Современное Государство показалось бы просто мечтой, утопией; теперь же это привычные условия нашего существования. Но я задумываюсь о возможностях человеческого мозга, которые вот-вот развернутся под эгидой прочного покоя, обеспеченного ему этим государством, и эти величественные горы кажутся мне такими ничтожными…»

Оценка : 9
«Дверь в стене»
–  [ 11 ]  +

Julietta, 17 октября 2011 г. в 14:31

Честно говоря, во мне этот рассказ вызвал совершенно другие мнения, не совпадающие с мнениями пользователей. Но ведь это нормально, правда?

Мне кажется, что рассказ более о том, что человек, найдя подобную «дверь» может в любой момент «забить» на проблемы, отложить все срочные дела и просто уйти туда, куда тянет и наслаждаться каждым мгновением. И не каждый человек сможет понять, что для него действительно важно. Идет разрыв между «хочу» и «надо», ведь ГГ находил дверь только тогда, когда был действительно занят или действительно куда-то спешил. И всё же он не бросал дела ради удовольствия а всё доводил до конца.

В итоге он стал уважаемым и успешным человеком.

И пусть в меня забросают тухлыми помидорами, если я не права, но я бы сотню раз подумала, прежде чем войти в такую «дверь». Кто его знает, насколько это затянет.

P.S.: сам рассказ написан очень интересно, читается легко и непринужденно. Понравилось ;-)

Оценка : 8
«Машина времени»
–  [ 11 ]  +

roman_kulikov, 27 июля 2011 г. в 16:44

Отличная книга, которая повествует нам, что может стать с нашей цивилизацией через тысячи лет. К чему приведет классовая борьба, лень и блаженство богатых, без вольность и апатичность бедных. Безымянный Путешественник во Времени начинает свое приключение в далекое будущее.

Для меня это произведение — классика мировой фантастики от основателя этого жанра Герберта Уэллса. Читается очень легко, нет затянутых и нудных моментов, я осилил Машину Времени за один вечер.

P.S. Я был удивлен, что термин морлок — использующийся в компьютерных играх, и обозначающий диких, безжалостных тварей придумал Уэллс, и использовал его в этой книге(для чего узнаете, когда прочитаете).

Оценка : 8
«Остров доктора Моро»
–  [ 11 ]  +

zvezdochet2009, 29 ноября 2010 г. в 20:54

Книга довольно жуткая и далеко не такая простая как кажется. Душно-тропическая, пропитанная страхом атмосфера происходящего на острове хватает вас за горло и держит до самой развязки. Язык — великолепен. Персонажи — живые. Все на своих местах. Мощнейшая идея, заправленная в идеально подходящий сюжет. Естественно, финал романа закономерен как закат солнца в конце дня.

Несколько слов про содержание. Что тут сказать.. :-) Во-первых, роман показывает, насколько хрупка и условна грань между человеком и зверем — если она, эта грань, вообще имеется... Сама по себе проблематика достойна восхищения: превратить животное путем вивисекции в человека. И показать как этот дерзкий замысел может рухнуть. Потому, что научные опыты должны себя как то оправдывать, иметь цель. Но в случае Моро истязания несчастных животных совершенно бесцельны — это изощренное, преступное развлечение. Издевательство над природой. А это уже морально-этический аспект произведения. Нет ничего хуже чем повесить на беспечного зверя тяготы человеческого существования, ужасы, запреты, ритуалы. Моро сделал своих подопытных калеками, незавершенными полу-созданиями, обреченными на кошмарную жизнь и подписал себе смертный приговор. Его доводы по проведению экспериментов «во имя науки» не выдерживают никакой критики. Не стоит корчить из себя Бога. Уэллс сыграл на контрастах — показал человеческое в зверях и звериное в людях — особенно в Монтгомери. Есть вещи, которые не сделает ни один даже самый свирепый хищник, зато сделает человек... Всегда есть условная граница, переступив которую человек превращается в животное. Мне было очень жаль Млинга. Этот парень как мне кажется был самым разумным из всей стаи зверолюдей.

В общем, роман этот — великий урок всем нам.

Оценка : 10
«Страна Слепых»
–  [ 11 ]  +

zmey-uj, 01 марта 2010 г. в 15:55

Живут себе слепые в своей затерянной деревушке вдали от мира. Их жизнь организованна и комфортна, они счастливы, довольны своими знаниями об этом мире. И вдруг появляется странное создание — недавно сотворенный человек, который несет всякую чушь и совершает непонятные поступки. Он упорствует в своем безумии, но пока он не настолько развит, чтобы его идеи могли кого-то смутить. Рано или поздно его удастся обучить истине и привить практический ум...

Надо сказать, что жителям Страны Слепых повезло, когда Нуньес, еще не разобравшись во всем как следует, решил устроить «государственный переворот». Будь он немного терпеливее, ему удалось бы завоевать симпатию, а со временем — и кое в чем убедить население (не знаю точно, как именно, поскольку о логике этих людей рассказано поверхностно, но не сомневаюсь, что можно — увидели же они, что затевать с ним драку не стоит), вопрос о его безумии не вставал бы, как и о его причинах. Но упорство ГГ в своем Знании и уверенность, что оно ставит его на ступеньку выше, так же раздражает, как и насмешливое недоверие деревенских жителей, привыкших все незнакомое считать враньем или бредом сумасшедшего. Тем не менее рассуждения людей из долины в известном смысле безупречны, в связи с чем вспоминается «Логика» Азимова, где любые доводы так же пасовали перед непоколебимой уверенностью в Истине.

Эта история о взаимном нежелании понять друг друга поучительна сама по себе (как и некоторый намек на то, что за удобную и приятную жизнь иногда приходится платить — как местным жителям, так и их гостю), но к ней добавлена и грустная повесть о невозможной любви... Замечательный рассказ, хотя и малость жутковатый.

Оценка : 9
«Дверь в стене»
–  [ 11 ]  +

elrond, 12 сентября 2009 г. в 01:26

Это уникальный рассказ. Честно говоря, я почти не могу назвать других произведений в мировой литературе, где бы с такой художественной силой был показан дуализм повседневной обыденности и трансцендентной идеальной сверхреальности, а также весь трагизм положения человека, стремящегося вопреки разнообразным препятствиям достичь заветного мира мечты. Одним словом, настоящий гимн Прекрасному, попытка через эстетическое созерцание постичь тайну бытия. Похожие ощущения возникают у меня разве что при чтении Толкина и некоторых поэтов. Шедевр шедевров.

Оценка : 10
«Сон»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 20 апреля 2009 г. в 15:23

Критика традиционно делит творчество Герберта Уэллса на фантастическое и реалистическое направления. К фантастике относятся «Война миров», «Машина времени, «Первые люди на Луне» и многие другие произведения. К реализму отходят романы «Необходима осторожность», «Любовь и мистер Люишем» и также ряд менее известных произведений. Роман «Сон» в этом отношении стоит над схваткой. Это одновременно самая фантастическая и самая реалистическая книга великого англичанина. Удивительный сон, пригрезившийся человеку далёкого будущего, на самом деле является жизнью рядового английского обывателя конца XIX века. В этой жизни нет ни полграна фантастики или хотя бы романтики, всё прозаично и приземлённо до нельзя. Лишь безжалостным приговором фарисейству звучат удивлённые реплики слушателей: «Неужели так могло быть?». Реплики, которые раздаются при описании самых обыденных вещей. «Но ведь так не может быть! Это не по человечески».

Перед нами даже не сатира, перед нами суд и приговор викторианскому обществу, пощёчина общественному мнению. Вы, считающие себе культурными людьми, на самом деле вы дикари. Ваше рождение, воспитание, учёба, ваша культура и обычаи, которыми вы так гордитесь, ваша жизнь и даже смерть в результате пошлого бытового убийства -- всё это недостойно человека.

Слушатели не осуждают предков, они только удивляются и не верят. Страшно, когда потомки не верят в тебя.

Произведение настолько мощное, что даже сейчас о нём предпочитают помалкивать.

«Война миров»
–  [ 11 ]  +

Konst, 22 ноября 2008 г. в 21:38

Удивительно, что даже сегодня, спустя столетие, этот роман способен напугать читателя. Нет, не вторжением «зеленых человечков» ( кого нынче этим испугаешь, столько всего после Уэллса было написано и снято на эту тему). В «Войне миров» убедительно показано как хрупок наш человеческий мир, так скурпулезно выстраеваемый в течении многих веков, как стремительно он может быть низвергнут в полнейший хаос, как быстро слетает с людей маска цивилизованности и респектабельности, когда в дело вступает инстинкт выживания. От осознания этого становится по-настоящему страшно.

Оценка : 10
«Страна Слепых»
–  [ 11 ]  +

Лэйла, 12 декабря 2007 г. в 21:48

Поучительный рассказ. Я всегда знала, что понятия «нормальный», «красивый», «урод» очень относительные. Они основаны на том, что представляет большинство. В данном рассказе обычный зрячий человек оказывается уродом в стране слепых. Он — не такой как все, белая ворона. Не удивительно, что его посчитали не совсем нормальным.

Автору удаётся в этом рассказе еще и высмеять кое-какие методы медицины. Решение старейшин — типичный пример решения проблемы, по-моему мнению, и у некоторых современных врачей.

Оценка : 10
«Первые люди на Луне»
–  [ 11 ]  +

bobrofob, 16 сентября 2007 г. в 23:27

Будучи счастливым обладателем полного собрания сочинений Герберта Уэллса, я прочел большинство его произведений. Процентам 20 я поставил оценки, но отписать комментарий решил лишь здесь (хотя, я могу и передумать)), так как во всех лень, а это мое любимое. Хочу не соласиться с мнением Странника — эту книгу можно чиатать в любое время. Для того чтобы читать фантастику, любить ее, очень важно абстрагироваться от реальности. Особенно это важно сейчас, когда лучшие экземпляры были написаны несколько десятков лет назад, и из-за этого сильно устарели технически.

Оценка : 10
«Облик грядущего»
–  [ 10 ]  +

FixedGrin, 01 ноября 2023 г. в 07:18

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/cfkNT).

Кажется крайне уместным выход этого классического, но напрочь забытого в наши дни романа на русском именно в 2023-м, когда большинству подданных России, а также жителям ЕС и лимитрофных буферов, досаждает не менее классическая пара русских вопросов: 1) кто виноват в том, что по одну сторону двойной сплошной «мерцающая» Третья мировая война выглядела всего лишь забавой полоумных реконструкторов, а по другую — стала фоновой заставкой вашего навигатора? 2) что, помимо лайков, репостов, взаимных сетевых блокировок, отказов в банковском обслуживании, мясных штурмов и сборов на финки ЛГБТ для беженцев и соевых релокантов, можно со всем этим сделать?

Популярность «Облика грядущего» резко снизилась уже в 1939 г. и не восстановилась более: чересчур покоробило читателей расхождение, которое стремительно наметилось между реальной Второй мировой войной и ее прогнозом у прижизненного классика. Уэллс полагал, что “гиена Европы” чуть ли не десяток лет будет сопротивляться наскокам амбициозного, но импотентного Гитлера, не справившегося с нормальным перевооружением армии, Чехословакия счастливо избежит поглощения Рейхом, республиканская Испания сохранит сдержанный нейтралитет, а европейские сражения быстро деградируют до окопной мясорубки, как под Верденом или на Сомме.

Спотыкаясь об эти лезущие в глаза точки бифуркации, читатели, даже поклонники Уэллса и старомодной фантастики, упускают из виду красочные детали, в которых «Облик грядущего» оказался вполне провидческим, как то: выдвижение современного английского в общепланетные lingua franca, массированные воздушные бомбардировки крупных городов враждующих стран и освоение флотами БРПЛ. А на тех, кто мог прочесть «Облик грядущего» в гитлеровской Германии, явно произвело сильное впечатление то, как уверенно пошла совмещаться с нашим вариантом реальности жуткая картина разрушенных до основания Зигесаллее, парка Тиргартен и Унтер-ден-Линден, чьи легендарные липы активно вырубались на дрова обездоленными берлинцами.

Вторая мировая война Уэллса — новое издание Тридцатилетней войны, затяжной конфликт оппонентов, балансирующих на грани экономического упадка и поспешающих вытолкнуть в окно Овертона хоть кого-нибудь из конкурентов, пока сами не дефенестрировались. Точку в нем ставит опустошительная пандемия мутировавшей обезьяньей оспы, а выигрывает  — новая международная бюрократия, планетарное правительство Диктатуры Воздуха, перехватывающая, подобно навигаторам Космической Гильдии из более позднего Дюниверсума, контроль над всеми логистическими маршрутами обессиленного мира.

Если вы заметили подозрительное сходство с тем, как обстоятельно демонтируют наш с вами глобальный мир властолюбивые бумеры и кремниевые служители карантинного культа санкционной дипломатии, моргните в свою веб-камеру сначала левым глазом, затем правым. В конце концов, «Облик грядущего» и представлен как запись по памяти сновидения о будущем, и нельзя исключать, что ваша вебка подключена к тахионному антителефону с плоским прозрачным экраном из киноверсии 1936 года разлива.

Оценка : 10
«Россия во мгле»
–  [ 10 ]  +

majj-s, 09 января 2023 г. в 11:44

Пролить свет

«Я хочу уже здесь сказать, что эта несчастная Россия не есть организм, подвергшийся нападению каких-то пагубных внешних сил и разрушенный ими. Это был больной организм, он сам изжил себя и потому рухнул.»

Известно ли вам, что Герберт Уэллс был автором пяти десятков романов и фантастические составляют среди них куда меньшее число, чем написанные в жанре реализма? А знаете ли вы, что произведения, обессмертившие его имя, Уэллс создал в промежутке с тридцатого по тридцать пятый год жизни: «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров», «Остров доктора Моро» — все это написано с 1895 по 1898 при том, что дожил писатель почти до восьмидесяти, следующие полвека почивая на лаврах славы, обеспеченной прекрасным стартом. Вот, бывает и так, хотя это не умаляет достоинств Уэллса-мыслителя и эссеиста.

«Россия во мгле» — это ряд эссе, которые Уэллс писал в форме заметок для гвзеты The Sunday Express, во время поездки по России в 1920, сразу после Первой мировой и Гражданской. Это была его вторая поездка в страну, которую впервые посетил в 1914 и застал тогда достаточно благополучной державой, не без некоторой азиатчины повсеместной коррумпированности, но в целом движущейся по пути прогресса. Визит 1920 коренным образом отличался Во время этого путешествия он видит разоренные города, по улицам которых ходят люди в отрепьях, многие обуты в лапти — собственные мануфактуры порушены, а импорт невозможен вследствие блокады.

Всюду бедность на грани и за гранью нищеты, ни один общественный институт должным образом не работает: транспорт, логистика, делопроизводство — всюду хаос и разгильдяйство. Впрочем, потемкинскую деревеньку для него озаботились-таки выстроить, во время визита в «обычную» школу дети дружно называли имя Уэллса и якобы любимые ими книги этого

«колосса, в тени которого теряются Шекспир и Диккенс»

, как не без сарказма говорит об этом визите писатель. Конечно, такая убогая вульгарная лесть не могла обмануть человека умного и тонкого, каким он был, как не могла и доставить ему удовольствия. Дальше он описывает, как попросил остановить машину возле какой-то другой случайной школы и тамошние ученики ожидаемо слыхом не слышали ничего об Уэллсе, но в остальном были очень смышлеными детками и автора приятно удивило качество школьного питания, которое дети получали бесплатно.

Во время этого путешествия встречался с Горьким, с которым был дружен много лет и разделял с ним не только социалистические убеждения, а Уэллс был известным представителем Фабианского социализма, и связан не только узами таланта, для творческих людей немаловажными, но и любовью к одной женщине. Мария Закревская озарила светом своего обаяния жизнь обоих писателей. Горький, о котором Уэллс говорит с большой теплотой, и надо сказать, не беспочвенно — оставляя за скобками литературную ценность позднего горьковского творчества, он действительно невероятно много делал для того. чтобы культура в России не погибла окончательно, за многих заступался, неимоверному количеству творческих людей помогал выживать в эти темные времена.

Уэллсу он устроил его встречу с Лениным, о котором тот пишет уважительно, но без того раболепия, которым отличалась каноническая лениниана позднесоветского периода. Известный социалистическими взглядами Уэллс был настроен к молодой Стране Советов сочувственно, тем более жутким выглядит описание полнейшего коллапса, «самого полного из когда-либо случавшихся в любом современном обществе», поразившего его в прежде довольно благополучной державе, которую впервые он посетил в 1914.

Говоря о приходе к власти большевиков, он отмечает, что в обескровленной долгой войной, трагически разобщенной стране, где все были против всех, коммунисты оказались единственной более-менее консолидированной силой, и именно это позволило им взять власть.Анализируя современное состояние дел, писатель утверждает, что упрекать большевиков в разрухе, воцарившейся всюду в стране, как минимум неразумно, они не захватили власть в цветущем оазисе, но встали у руля судна, практически идущего ко дну.

Серьезная аналитика, интересная умная, сколько возможно непредвзятая эссеистика.

Оценка : 8
«Остров доктора Моро»
–  [ 10 ]  +

Podebrad, 28 января 2022 г. в 13:16

Страшная книга и очень неприятная. При этом, наверное, самая сильная вещь Уэллса. Источник страха — не столько создания Моро, сколько сам профессор. Создания уродливы физически. Создатель уродлив по сути.

  «Остров доктора Моро» Уэллс написал в 28 лет. В силу юношеского максимализма он попытался таким путём выразить своё отношение к современному человеческому обществу. Как человек неверующий, заодно и к религии. Получилось немного другое, независимо от намерений. Зверолюди Моро — это не люди и не звери. Это несчастные искусственные создания, порождённые самоуверенностью человека, который возомнил себя создателем. Создать людей у него не получается. Удаётся только искалечить зверей. Без Моро им было бы намного лучше. Вместо нового общества получается жалкая имитация старого. А сам Моро, человек вроде бы умный и сильный, в попытке стать создателем обнаружил слабость и глупость. У такого создателя не выйдет ни человека, ни Космоса, ни рая. Только ад на Земле.

  В нашей классике две всем известные книги созданы под явным слиянием «Острова». Булгаковский профессор Преображенский достаточно умён, чтобы не играть в создателя. Он ставил чисто прагматические цели и именно поэтому сумел свернуть свой эксперимент с минимальными потерями. А вот беляевский доктор Сальватор смог всё-таки создать искусственный рай. Стоит только присмотреться к этому раю, как становится ясно, что он обязательно превратится в ад. Но автор так мечтал о рае на земле, что заставил поверить в него и самого Сальватора, и случайных свидетелей вроде Кристо, и, временами, читателя. Хотя сам, кажется, понял всё уже в первых главах.

Оценка : 10
«Россия во мгле»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 17 мая 2021 г. в 18:28

Как говорится, блестящее свидетельство эпохи. «Россия во мгле» фактически чуть ли не фотографический снимок, зафиксировавший то, что увидел Уэллс во время своей краткой поездки. Тотальная разруха и нищета, вымотанная и уставшая от долгой войны страна, закрытые магазины, только-только подавленный бандитизм, солдат с шикарным чайником, беседы с высшими лицами государства, посещение советских школ и т.д. Книга была бы прекрасной даже если бы кроме этих впечатлений и эмоций не содержала больше ничего. Особое удовольствие будет получено при плотном знакомстве с историей тогдашней эпохи.

Но так же Уэллс очень много рассуждает и думает о новой советской власти, о её сущности, отношении к народу, к будущему страны, к идеологии и т.д. Моментами было крайне интересно, а моментами смешно от рассуждений автора о том, что только с помощью США СССР сумеет выжить. Вообще в целом по творчеству Уэллса обратил внимание, что он чересчур пессимистичен по поводу устойчивости человеческого общества, считая его чуть ли не карточным домиком — только тронешь и всё сразу развалится.

Оценка : 8
«Анна-Вероника»
–  [ 10 ]  +

Тимолеонт, 01 апреля 2021 г. в 19:41

Начали за здравие, закончили за упокой... Начинается эта история как очень остроумная и сатира, и социальный феминистический роман! На ясных примерах, буквально на пальцах Уэллс разъясняет основные проблемы молодой девушки из верхушки среднего класса Великобритании начала XX-го века. Ну, это тот благополучный ребёнок, который никогда не голодал, всегда был хорошо одет и спал в тепле, не был бит и родители которого могли позволить ей неплохое образование и простор для саморазвития. Но девушке, ясное дело, этого мало и у нас начинается классический конфликт «отцов и детей». Правда, в весьма мягком варианте — не будет большим спойлером, если скажу, что в определённый период Анна сбегает в Лондон, правда, с деньгами, друзьями-родственниками-знакомыми под боком и т.д, благодаря чему она опять же не голодала и не питалась в столовках для нищих, не стояла перед диллемой :«не пойти ли на панель», не попала в работный дом, не скиталась по улице и в целом вела вполне себе неплохую жизнь. Но примерно на половине автор забивает на феминизм, социальную составляющую и сатиру, и книга превращается в унылейший и тоскливый любовный роман.... Моментами уже подташнивало от изливаемой ванили — автору явно отказал вкус и то, что было крайне уместно, трогательно и романтично в «Киппсе», «Тоно Бенге» и «Любви и мистере Люишеме», здесь читается как садистская пытка с омерзительно унылым и безвкусным хеппиэндом. Ощущение, что с какого-то места Уэллс уже не принимал участия в творчестве и книгу за него дописывала какая-то авторшка низкосортных любовных романов.

P.S. Минимум два балла оставляю только за прекрасное начало и крайне толковые рассуждения о феминизме. Серьёзно, забавно сравнить проблемы и задачи феминисток времени, когда ещё даже «8 марта» не было, и «проблемы» современных псевдофеминисток-косплеерш, которых возмущает отсутствие феминитивов и «излишне сексуальное и ненатуралистичное изображение женщин и объективизация».

Оценка : 5
«Машина времени»
–  [ 10 ]  +

yeanot, 26 февраля 2021 г. в 19:26

«Машина времени» — идеальный способ позномиться с творчеством Герберта Уэллса. Тем более, это произведение является одним из ранних в его библиографии, а это значит, что при правильной хронологии чтения его последующих творений можно будет пронаблюдать за «литературным взрослением» Уэллса.

«Машина времени» как тёплый и уютный дом после знойного зимнего вечера, оно как ликование от того, что понял что-то невообразимо сложное. Этим произведением можно смаковать и наслаждаться от начала и до конца, ведь оно имеет небольшой объём. Буквально часа за 2 ваш литературный голод будет утолён.

В заключении напишу лишь, что «Машина времени» словно сочитает в себе и фантастику, и поэзию, и драму, и философию, и мистику.

Оценка : 10
«Машина времени»
–  [ 10 ]  +

zvezdochet2009, 27 апреля 2020 г. в 12:46

Вторая половина XIX века – эпоха, когда научные достижения раскрыли перед прогрессивным человечеством массу невероятных перспектив и распахнули границы возможного до умопомрачительных пределов. Промышленная революция, автоматизация, машиностроение, электричество, телефон, телеграф, географические открытия, воздухоплавание! Мощь человеческого разума беспредельна. Флагман европейской цивилизации на тот момент – Великобритания. Здесь совершается большинство научных открытий и первыми вводятся в повседневную жизнь технические новинки.

Столь глобальные изменения отразились на всех сферах жизни английского общества: произошли колоссальные перемены в общественно-политическом строе, в экономике и, конечно, культуре. Коренным образом меняется мировоззрение людей того периода, что проявляется в искусстве и особенно ярко в литературе. Уже нет того наивного романтизма просвещенного XVIII столетия, ему на смену приходит прагматизм и сдержанная добродетель реализма. Английская литература в расцвете: Диккенс, Теккерей, Уайльд, Теннисон. Зарождаются целые жанры. Американец Эдгар По создает детектив и литературу ужасов, эстафету подхватывает сэр Артур Конан Дойль.

Научные достижения подстегивают фантазию и будоражат воображение. Фантастика получает новый мощный импульс. В 1888 году молодой, подающий надежды будущий коммерсант Герберт Уэллс заканчивает Кингс-колледж и пишет странную фантазию – «Аргонавты времени», навеянную бурными обсуждениями Дискуссионного общества. Идея настолько увлекает Уэллса, что к 1895 году, поработав уже и преподавателем, и журналистом, он развивает рассказ в целый роман под названием «Машина времени», где выдвигает потрясающую идею: путешествия во времени.

Уэллс не был первым. Первым был Эдвард Митчелл, написавший «Часы, которые шли назад» в 1881 году. Незаслуженно забытый, этот автор написал о возможности вернуться в прошлое и удивительных свойствах времени как четвертого измерения. Уэллс пойдет дальше и разовьет эту концепцию до целой системы мироздания, где время – такая же полноценная величина, как и три пространственных измерения. Причем все взаимосвязано. И, если мы можем передвигаться в пространстве совершено свободно, вперед и назад, вверх и вниз, значит мы также можем двигаться и во времени. Простой, логичный этот вывод после выхода романа произвел в литературном, а затем культурном мире целую революцию. Ведь речь идет о путешествиях не только в прошлое, но и в… будущее!

Захватывающая перспектива, удивительное открытие, сопоставимое по важности с изобретением колеса. Подумать только: хотя бы на бумаге, в воображении человек получит возможность одним глазком заглянуть Туда. Люди и раньше воображали себе грядущие века, но Уэллс первым описал, как этого можно достичь техническим путем. Именно Герберт Уэллс оказался первым проводником, который описал путешествие гениального изобретателя сначала в недалекое будущее, а затем в невообразимые, запредельные дали грядущих тысячелетий.

И если ближнюю перспективу на пусть 100,200 или даже 500 лет мы представить себе в состоянии, если мы смутно, но все же можем представить себе будущее человечество через тысячу лет, то какова же судьба человеческой расы спустя 800 000?! Таким вопросом не задавался еще никто, кроме разве что совсем уж законченных эзотериков. И вот Уэллс делится с нами своим взглядом на будущее расы, которое, скажем прямо, сумрачно.

Помещая своего героя в то время, писатель закладывает еще и стилистические основы антиутопии – он рисует грядущее устройство общества, четко поделенное на хищников и добычу. Автор очень точно описывает эволюционные механизмы, природу инстинктов и разума: бездействие есть деградация, борьба – это развитие. Некогда единое, человечество распадется на две расы, сильных морлоков и хрупких элоев, и суровая правда такова, что вторые идут в пищу первым. Уэллс мог бы ограничиться этим сюжетом, но полет воображения несет его еще дальше, к концу времен, к тепловой смерти нашей планеты, когда Солнце распухает до болезненно-красного гиганта и больше не греет остывающую, истощенную Землю, на которой вопреки всему еще копошится жизнь. Но то лишь жалкие головоногие существа, обреченные на медленную гибель…

Масштаб нарисованной картины потрясает. Созданная в конце XIX века, во многом предвосхитившая теорию относительности Эйнштейна, эта история остается универсальной и сегодня. Неудивительно, что роман оказался успешным, породил массу подражаний и спекуляций, а также был экранизован два раза.

Поразительный полет воображения, смелые научные предположения и совокупная художественная ценность сделала этот роман не просто классикой, а основополагающим произведением в научной фантастике. Уэллс стал первым научным фантастом, провидцем и мыслителем, предвосхитившим многие открытия, события и процессы будущего – и все это благодаря своему дебютному роману, который навсегда обессмертил его имя. Потом будут другие замечательные вещи, но Уэллса запомнят как автора «Машины времени». Это выдающееся произведение можно рекомендовать всем независимо от жанровых предпочтений.

Оценка : 10
«Пища богов»
–  [ 10 ]  +

Gourmand, 05 апреля 2019 г. в 05:11

Наивный роман, призывающий к новому миропорядку. Начало 20-го века, когда роман был написан, проникнуто понятно какими идеями, то есть Пищей. Я не настолько глубоко разбираюсь в истории социалистического движения, чтобы угадать в двух учёных кого-либо кроме Карла Маркса и Фридриха Энгельса, так что не буду настаивать на этой версии, но сути это не меняет.

Как правильно сказал Angvat, аллегорически роман считывается на раз. Тем более что в конце уже идёт классовая борьба открытым текстом. Проблема в том, что для своего времени роман был прекрасен. Мелочные желания и потребности пигмеев заменить идеалами свободы, духовного роста и Братством.

Но мы-то знаем, чем всё закончилось. Тут в отзывах некоторые сетовали, что не знают финал истории. Ну так я расскажу.

Гиганты создали своё государство. Прекрасное и свободное. Потом у них родились дети. И дети оказались чуть меньше ростом. А у детей их детей росточек и вовсе был невелик. Не у всех, конечно. Встречались и гиганты, но из поколения в поколение всё реже и реже. И в итоге страна та вновь стала пигмейской. В чём причина? Я не знаю точно. Кто-то говорит, что Пища стала хуже качеством, кто-то считает, что Пищу год за годом отравляли из-за океана, кто-то думает, что гигантизм — вещь вообще неправильная и развал страны гигантов подтверждает, что для людей естественно быть росточком не выше двух метров. Я склоняюсь к тому, что гиганты не смогли себя прокормить, так как тратили ресурсы на распространение Пищи по всему миру, забывая, что первым делом надо бы прокормить себя, а уж потом излишки Пищи отправлять в дебри Африки или на «острова свободы». Много причин, сложно одну назвать.

Так что вот, дорогие читатели, читающие фантастику исключительно буквально, такой финал у этой сказочки. Этим всё и закончилось. Хотя, конечно, рецепт Пищи известен. Может, кто усовершенствует. И после варианта 4 (а именно четвёртый вариант фигурирует в книге) будет что получше. Хочется в это верить, потому что и правда

«Для чего мы живем, Братья? Чтобы служить высокой цели и осуществить великий замысел, нам предначертанный. Мы боремся не ради себя, ибо мы — лишь глаза и рабочие руки Жизни: она вечна, мы же служим ей лишь краткий срок. Всегда вперед, к истинному величию! Расти, подняться наконец до всеобщего братства и постичь бога… Расти… Пока самая земля наша не станет всего лишь ступенькой… Пока человеческий дух не станет бесстрашен до конца и не овладеет всей Вселенной!.. »

Оценка : 8
«Пища богов»
–  [ 10 ]  +

Sawwin, 03 апреля 2019 г. в 08:51

Среди фантастических романов Уэллса этот, не то, чтобы не понравился, он понравился несомненно, но вызвал наибольшее количество недоуменных вопросов. Что же это за учёный, который так грязно работает, что вокруг его лаборатории заводятся гигантские уховёртки? А банки с готовым продуктом он оставляет без присмотра, так что их уносит домой случайная тётка. Та тоже хороша: спёрла банки чёрт знает с чем и принялась кормить младенца (и это в эпоху, когда никаких детских смесей не было). А если бы в банках оказалась отрава для крыс? Она тоже на первый взгляд кажется хорошей пищей.

А вот претензия более серьёзная. С чего бы автор решил, что выведенная порода гигантов будет отличаться высокой нравственностью и разумностью? Греческие и иные боги собирали в себе все человеческие недостатки многократно усиливая их. Уэллс пишет, что развитие мозга, в особенности его коры приведёт к усилению интеллекта и, как следствие к развитию гуманизма. Увы, мозг большой, но и тело громадное, управлять им не так-то легко. Все ресурсы огромного мозга уйдут на то, чтобы гигант не путался в собственных руках и ногах.

Опять же, мелкие, но очень многочисленные человечки легко победят горстку титанов. Ломать — не строить, а убивать к началу двадцатого века человечки научились превосходно.

Но обо всём этом начинаешь думать, когда роман уже прочитан и осмыслен. А пока видим рождение нового человека и желаем ему победы. Повторю ещё раз: роман хороший и читать его надо.

«Машина времени»
–  [ 10 ]  +

Стронций 88, 11 февраля 2019 г. в 19:29

До Уэллса я добрался только в свои 30, что оказалось не так уж плохо на самом деле. По крайней мере, с «Войной миров» оказалось так – я понял насколько это сильная вещь, даже на уровне современных историй (не факт, что я осознал бы это в 14 лет, хотя и тогда этот роман наверняка понравился бы). Но тут пошло немножко похуже. Роман (роман ли? – по объёму так средняя повесть), читался без затяга и такого напряжения – всё-таки очень простой язык и очень простой сюжет. Да, в голове держалось, что это «папа» всей темпоральной фантастки, да и ноги историй про попаданцев растут, по сути, из него же. Но интересней из-за этого как-то не становилось. Однако к концу я вдруг со всей отчётливостью ощутил, что роман, в общем-то, не о машине времени и даже не совсем о будущем – он эдакий трезвый взгляд, удар по мечте о торжестве разума. Восторженное представление (наверное, особо процветающее в те годы) о мире будущего как о мире науки и просвещения терпит тут крах, и этот пессимистический, даже жёсткий взгляд автора на вещи на самом деле понравился мне больше, он, увы, по-моему, более верен… Мир, в который попадает наш герой – это мир дикарей. Элои – восторженные дикари, что умеют только петь и танцевать. Морлоки – дикари-людоеды… Вот вам и торжество науки! И это разочарование – не знаю, заметил бы я его, прочитай роман в детстве – но сейчас я чувствую его главным, и это добавляет для меня смысла в общую довольно простую и чуточку наивную историю. Нет, в будущем Уэллса разум всё-таки восторжествовал… но всего на одно поколение, а дети просветителей мира возжаждали власти и раскололи мир на два лагеря воюющих бесконечной войной… Как это по-человечески на самом-то деле! И оттого, увы, в это вериться больше, чем в утопию просвещённого мира. А ещё вид погибающей Земли, дошедшей до края своего существования очень впечатлил – и визуально и атмосферно (очень сильно этот момент запомнился). Да и сама концовочка –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и с исчезновением Путешественника во времени и с последней обнадеживающей фразой (пусть нет надежды на науку, так хоть человеческое в плане благодарности и нежности ещё имеет шанс сохраниться…)
– выдалась на славу.

Оценка : 7
«Человек-невидимка»
–  [ 10 ]  +

Anahitta, 06 февраля 2019 г. в 07:33

Впечатление от романа двоякое.

Уэллс – один из основоположников научной фантастики. Собственно, весь 20 век этот жанр во многом развивался на его идеях. Причем, как это обычно бывает, последние образцы жанра отличаются от своих прототипов как новейшие модели автомобилей от первых безлошадных экипажей. Что вовсе не отменяет таланта основоположника.

«Человек-невидимка» − один из шедевров Уэллса, идея которого эксплуатируется гораздо реже, чем машины времени и войны с инопланетянами. Сюжет более камерный. Задумка превосходна – сделать человека невидимым не с помощью магии, а исключительно благодаря научным разработкам. Как рассказчик писатель великолепен – очень увлекательно и ни в каком моменте не скучно.

Но вот сам сюжет разочаровал. Гениальная идея, очень интригующее начало с появившимся в трактире загадочным незнакомцем, закутанным с головы до пят. А дальше автор как будто не знал, что делать с персонажем. Обретя преимущество над прочими людьми, Гриффин не нашел своей способности иного применения, как молотить добропорядочных граждан направо и налево, пользуясь тем, что его не видно и что природа наградила его изрядной физической силой.

У главного героя несносный характер. Он отличается раздражительностью, эгоизмом и душевной черствостью. Конечно, бывают совершенно восхитительные злодеи, но это не тот случай: несмотря на громкие заявления об установлении в мире собственной тирании, Гриффин мелок и жалок. Впрочем, это касается и всех персонажей. Никто из них не интересен, даже доктор Кемп. Все они сливаются в безликую массу обывателей, которые просто отмахиваются от ударов, исходящих невесть откуда, а потом такой же толпой устраивают облаву.

С другой стороны, это история глубоко несчастного одинокого человека, который озлобился на весь мир. Гениальный ученый, который не хотел делиться своими открытиями, опасаясь, что их украдут. История с отцом явно написана для того, чтобы лишить читателя последних симпатий к главному герою. Ну и разгуливать голышом зимой – очень сомнительное удовольствие даже ради власти над окружающими. Чтобы стать властелином мира, недостаточно быть неуловимым вором и драчуном. Крах человека-невидимки был закономерен.

Оценка : 7
«Освобождённый мир»
–  [ 10 ]  +

mputnik, 03 января 2019 г. в 21:07

Хорошая книжка, уважаемый потенциальный читатель. Очень хорошая. Из тех, что именуют «фантастикой с разговорами». То бишь — не просто стрелялки-бродилки, а нечто именно соответствующее жанру в его изначально-первопричинном воплощении. Да, сто лет тому умели делать событие из шильдика «фантастика»! Негативное же отношение к подобным «излишествам» ныне связано как раз с неверной идентификацией того места, из которого должны расти руки, которые должны создавать, собственно, текст.

Неуважительные замечания по поводу «излишеств философствования» или «недостатка динамизма по причине массы пустопорожних рассуждений» связаны как раз с тем, что у современных авторов — по преимуществу — именно «излишества» и именно — «пустопорожние». Делать фантастику надо УМЕТЬ. А это не определяется суммой пунктов договора на ваяние очередного набора слов про бластеры и космические истребители.

Кстати, про бластеры. Да, технологический и технический аспекты в этой книжке — с точки зрения сегодняшнего дня — более чем наивны, это, что называется — к бабке не ходи. Но, не забывай, уважаемый потенциальный читатель — про дату публикации: более ста лет тому. Кто из сегодняшних «удачных предсказателей» не будет вызывать гомерический хохот от своих «предсказаний» в 2120-ом? Риторический вопрос, однако.

А, вот, «разговоры», специфический фантазийный антураж, определяющий специфику предсказаний «динамики душ» под влиянием технического прогресса — это дорогого стоит, этого боле нигде не почерпнуть, окромя как у создателей жанра.

Вот — прекрасный образчик, «от создателя»

Оценка : 6
«Пища богов»
–  [ 10 ]  +

poisk63, 30 августа 2018 г. в 10:37

Если мне задать вопрос: «О чём эта книга», то я наверно растеряюсь и начну судорожно пытаться составить градацию основных мыслей, которых очень много от прочтения книги. Герберт Уэллс написал роман «Пища Богов», судя из названия речь должна идти о некой «пище Богов», собственно речь и идёт о ней. Вот только эта нить романа, пронизывающая все главы романа, всего лишь метафора, хотя и не лишенная физического смысла и содержания. Книга о Жизни, о смысле жизни, о человеческих судьбах, об отношениях, о социальных проблемах, о науке, о религии, об отношении людей к самим себе и тем другим, отличным от себя.

Я отдаю должное Герберту за мастерство писателя, Уэллс прекрасно передает в тексте «Англию», буквально все строчки описания того или иного момента повествования — создают максимальный эффект присутствия. Как подробно, а что главное, без муторности и занудства, он может расписывать те или иные проявления гигантизма природы, совмещая это с элементами некой мистики и ужасов, давая фору нынешним мастерам ужаса с их банальным нападением какого либо огромного существа на человека. Писать так, как пишет Герберт Уэллс, это прекрасно, сама мысль и идея о создании такого романа, дорогого стоит.

В книге есть буквально всё, сюжет без изъянов, и, я полагаю, что автор добился практически невозможного, а именно создал прекрасную компиляцию из интересного сюжета и сильной морали, которая очень тонко и гармонично вписана, без какого либо напора или поучения. В книге нет второстепенного или отвлеченного момента, если вдуматься и провести анализ, то можно будет увидеть, что всё написанно имеет смысл, всё написано не просто так. Очень сложно представить, что эта книга была написала много лет назад, за что книга поднимается в моих глазах ещё на много выше. И, конечно, отдельная благодарность за труд по переводу, который максимально адаптировал Уэллса, использовав всю полноту и красоту русского языка.

Оценка : 9
«Война миров»
–  [ 10 ]  +

Адажио, 24 августа 2017 г. в 14:14

Кто не читал «Войну миров» в детстве, тот не я. Но, удивительно, как изменилась книга, когда я сама изменилась и выросла.

Сюжет остался прежним — марсиане пытаются захватить землю, но терпят неудачу. Но в прошлом я читала эту книгу как «Блииин, что-то скучновато... ооо! Фантастика! Ооо, инопланетяне! Ого, какие механизмы!» Теперь книга получилась о другом.

Теперь эта книга стала артефактом. Я осознала, что в 1897 г. вместе с ней из печати вышла целая эпоха человечества. Культура, научная деятельность, промышленность — все выросло отсюда. Это первый роман подобного рода, повлиявший на все последующие поколения литераторов и мои любимые Стругацкие, и Хайнлайн, и Булычев, думаю и Филип Дик — все под впечатлением и обаянием, все приложились к написанию «авторских фанфиков» — не прямое использование героев и сюжета, но самой идеи.

Сейчас за захватом Земли марсианами легко угадывается колонизация европейцами других материков, потребительское отношение людей к природе, столкновение менталитетов и накал политической обстановки перед Первой Мировой Войной. Марсиане мне уже не видятся безобразными бесформенными сгустками, а я реально поверила Уэллсу, что они — наша будущая ступень эволюции, когда мозг отбросит рамки условностей тела, пола, физиологии. Еще не без иронии отметила, что в конце 19 в. вовсе не Америка была пупом земли, он был в Англии. И как точно Герберт подметил основы человеческой психологии в момент паники! Может и написано немного наивно и не современно, но и терминологии не было, ее еще нужно было как-то создать!

И все же самое ценное, что я нашла в книге, это то, что надежда — есть; человек не хилая и слабая цепочка случайных событий, а эволюционно обоснованное прекрасное создание; что в любой ситуации главное — вести себя достойно. Восхищаюсь гением автора, что и через 100, и уже 120 лет после написания, книга жива!

Оценка : 9
«Дверь в стене»
–  [ 10 ]  +

Синяя выдра, 24 января 2014 г. в 08:51

Щемящая метафора потерянного рая. Горькая и одновременно светлая, звонкая, хрустальная. Очень красивая вещь. Из тех, что читаешь в юности, и потом помнишь почти дословно всю жизнь.

Оценка : 10
«Человек-невидимка»
–  [ 10 ]  +

Kapatoha, 14 января 2014 г. в 04:46

Данному произведению я поставил 10, и сейчас я постараюсь объяснить почему.

Знаете, друзья, не смотря на то, что я не люблю фантастику в любых её отраслях, я решил прочесть данный роман (и другие его шедевры литературы такие как «Машина времени» и «Война миров»).

В этом, с моей точки зрения, необычном романе сэра Уэллса, я не увидел ничего фантастического.

Да, вы начнёте бить меня ногами и говорить, что я читал его между строк, на что я отвечу, что это не так.

Роман «Человек — Невидимка» был прочитан мною за 3 дня, причём на одном дыхании, и знаете, я больше увидел научного (не зря роман относят именно к научной фантастике), нежели фантастического. В данном случае, это описывается как и когда доктор Гриффин рассказывает о создании той самой невидимости.

Так же скажу, что читая главу за главой, мне было сложно оторваться от неё, ведь так и хотелось узнать чем всё закончится.

Но такой концовки я не ожидал. Да, не буду спорить, в определенных случаях, Гриффин поступает ужасно, но мне его было очень жаль. Он старался помочь себе в первую очередь и стать таким же, как его окружают. А так как против него пошёл весь город, у него не было другого выхода...

Опять же, прочитавшие эту книгу, могут сказать, что я несу нереальную чушь, (немного самокритики не помешает:)но я бы процентов на 99, поступил бы так же, пусть бы и знал исход событий заранее, но старался всё продумать до мелочей.

Для такого небольшого романа очень интересный сюжет, хорошее количество персонажей, одним словом, с первых строк ужасно затягивает. Вобщем, этот роман отличный для ознакомления с Гербертом Уэллсом.

P.S. Я бы сказал и больше, но чувствую, что будет ужасно много спойлеров.:)

Оценка : 10
«Дверь в стене»
–  [ 10 ]  +

Ben Chevis, 19 октября 2012 г. в 21:08

Впервые прочитал этот рассказ в детстве, и, конечно, не запомнил автора. Годами мне снился сон, что я нашел эту чудесную дверцу. И каждый раз финал сна был разным. И только через много лет я, наконец, отыскал этот рассказ и не был разачарован. Великолепно!

Оценка : 10
«Сокровище в лесу»
–  [ 10 ]  +

redmarie, 24 июля 2012 г. в 00:32

«Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, — это смерть.» Альбер Камю

«Сокровище в лесу», приключенческий рассказ с оттенком мистики, передает отношение автора к искателям быстрой наживы. Как говорится в пословице, легкие деньги не живут. Да и мимолетным хозяевам не дают. За преступлением последует расплата вне зависимости от национальности, цвета кожи, социального положения... Ведь ничто не дается даром.

Оценка : 8
«Хрустальное яйцо»
–  [ 10 ]  +

taipan, 27 июня 2012 г. в 17:18

«The Crystal Egg», рассказ литературного титана и великого фантазера Герберта Уэллса, впервые напечатан в сборнике «Рассказы о пространстве и времени» (1899).

В товарный ассортимент лавки, которой заведует пожилой лондонский антиквар, попадает примечательное хрустальное яйцо, становящееся камнем преткновения между покупателями, самим антикваром и его неприятными родственниками. Старик отказывается продавать безделушку, и вскоре выясняется, что не зря. В ходе экспериментов, к которым антиквар привлекает молодого ученого, выясняется, что «яйцо» представляет из себя нечто вроде транслятора-передатчика и в нем можно наблюдать впечатляющие виды чужой планеты, ее флору, фауну и красноречивые признаки присутствующей там цивилизации (среди них – стоящие рядком мачты, на которых закреплены «яйца» вроде того, которое досталось героям).

Благодаря «попадающим в кадр» астрономическим приметам, ученому удается выяснить, что трансляция идет с Марса.

В соответствии с «готическим» каноном развязка история мрачна и туманна.

Отметим, что все это написано в 1897-м году, задолго до изобретения веб-камер.

В том же, 97-м году в «Pearson’s magazine», в журнальном формате, впервые выйдет культовый роман Уэллса «The War of the Worlds», где Марс предстает уже не чередой живописных и будоражащих воображение картинок, которые герои «Яйца» разглядывают, будто зрители «Нэшнл Джеографик».

В этом романе Марсианская цивилизация сама приходит на Землю. Треножники марсиан будут жечь тепловыми лучами пасторальные городишки графства Суррей, затем победным маршем войдут в викторианский Лондон. Химическое оружие обратит вспять королевские войска и только счастливая случайность в форме земных болезнетворных микроорганизмов поможет остановить вторжение. Радиоопостановка романа в США вызовет массовую панику, последуют сотни продолжений, пастишей и трактовок от поколений вдохновленных великим фантазером литераторов. Экранизации нестареющего романа выходят с завидной периодичностью, среди относительно недавних особенно хотелось бы отметить спилберговскую, 2005-го года, с Томом Крузом в главной роли.

Оценка : 9
«Красный гриб»
–  [ 10 ]  +

Animus, 14 марта 2012 г. в 21:17

Эта короткая новелла меня изрядно удивила. Причем по литературному канону это именно новелла, а не рассказ. Она написана в лучших традициях такого художника слова, как Джером Клапка Джером. Уже с первых предложений чувствуется что-то неладное – незнакомый Герберт Уэллс. Теперь еще с большим уважением отношусь к этому патриарху научной фантастики.

Парадоксальная, смешная и неординарная новелла-анекдот, заслуживающая особого внимания.

Оценка : 10
«Бог Динамо»
–  [ 10 ]  +

Mercyful Fate, 24 января 2011 г. в 21:44

Отличный рассказ в духе старого-доброго Уэллса. Идея deux ex machina, бога из машины, раскрыта довольно оригинальным образом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Азума-Зи, пришелец с Востока, лицо неопределённой расовой принадлежности, подчёркнуто отличающейся от европейской («Голова, широкая сзади, переходила в низкий узкий лоб словно его мозг был повернут в обратную сторону по сравнению с мозгом европейца»), работает помощником глуповатого и совсем недальновидного механика Холройда. Он обслуживает три динамо-машины на железной дороге в Кембруэлле. Со временем Азума-Зи начинает представлять, что самое большое динамо — это божество, а божество, согласно первобытной психологии, всегда требует приношений. Таким приношением и становится Холройд, который, видимо, до самого конца так не понял, что за роль ему уготована.

Я думаю, автор хотел показать, насколько опасен может быть тот пресловутый deux ex machina, ведь Уэллс сам жил в эпоху, когда индустриальное общество с готовностью создавало для себя именно таких богов. Но, в таком случае получается, что Холройд сам немногим отличался от своего убийцы, не так ли?

Оценка : 8
«Тоно Бенге»
–  [ 10 ]  +

josefgreindl, 12 сентября 2010 г. в 00:56

Шедевр мировой литературы, где в незамысловатом сюжете в типично уэллсовской сатирически-пессимистической манере показан человек современного мира. Хотя Уэллс пытался показать то, к чему, на его взгляд, пришла Англия в начале ХХ века, но в действительности он нарисовал образ современного мира. Сюжет очень простой и надолго запоминающийся, стиль изложения изысканный и чрезвычайно остроумный, перевод великолепный. В книге рассказывается про молодого умного и образованного англичанина, который рос в богатом дворянском доме, но только среди слуг (его мать вроде была экономкой или кем-то в этом роде), затем в наказание за детский «смысложизненный» конфликт и в наказание за первую детскую, но недозволенную традициями любовь, он был выслан на перевоспитание к своему дядюшке. Дядюшка оказался человеком хорошим, современным, но очень легкомысленным и спустил весь, предназначенный главному герою капитал. Почему заимел на своей совести моральный грешок, который он попытался погасить спустя несколько лет, предложив своему племяннику (главному герою повести) войти в долю, что тот и сделал, попутно еще занимаясь техникой, изобретательством и пр. В результате они выдумали и стали продавать какое-то энергетическое пойло с броским названием «Тоно Бенге»(типа кока-колы, редбула или смеси им подобной). И так успешно, что в считанные годы они стали богатейшими людьми Англии, но ненадолго, ибо потихоньку дядюшка стал поигрывать на бирже, залез в долги, затеял строительства дома и прогорел. Весьма типическая история про современного богача, имя коим «легион», история про обычного малокультурного прощелыгу, которому вдруг повезло, а он почувствовал и стал вести себя так будто это не случайно. Это общий сюжет, но самое интересное, конечно же, написано между строк, в описаниях, зарисовках, в метких остроумных психологических характеристиках, а когда читаешь про любовь, то кажется, что все с тебя один в один списано. ЧИТАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Понравится или не понравится это неважно, главное это прикоснуться к уэллсовскому гению.

Оценка : 10
«Машина времени»
–  [ 10 ]  +

orinoko73, 02 июля 2010 г. в 14:35

Серьезное, актуальное, несмотря на свой возраст, произведение, которое легко читается, сразу и навсегда остается в памяти, с удовольствием перечитывается. И фантастическая составляющая в нем — далеко не главное. Книга-пророчество, книга, побуждающая размышлять, заставляющая посмотреть вокруг... И, к сожалению, увидеть, как наше общество кое-где «развитого», кое где не очень «развитого» капитализма приближается к миру, мастерски описанному Уэллсом. Элои и морлоки уже здесь, среди нас, пусть пока и не так ярко разделенные на надземный и подземный мир, как в книге.

Стоит прочитать, стоит задуматься. Высший балл.

Оценка : 10
«Машина времени»
–  [ 10 ]  +

evridik, 02 января 2010 г. в 17:54

Не знаю, как так получилось, но в детстве я эту повесть-роман не читала.??? Однако ничуть не жалею теперь об этом, так как считаю, что тогда впечатления у меня были бы совсем другие.

История Путешественника по Времени очаровывает. Хотя читатель с самого начала получает не имена и места действия, а всего лишь намеки, штрихи, этот же читатель понимает, что это не есть важное в романе. А важно путешествие, впечатления героя, его мысли и чувства, среди которых главенствует страх. Важно то чувство, которое, как полагает читатель, появилось у Путешественника по Времени после возвращения — чувство жажды новых знаний о Будущем и Прошлом.

Очень много и часто задевается тема будущности человечества, тема так называемого апокалипсиса цивилизации, и рассуждения рассказчика о нем здесь так плотно пересплетены с тревожащими его чувствами, что не известно, что его более страшит — первое или второе.

Читала в переводе Морозовой. Очень понравилось, по стилю весьма походит на «Хребты безумия» Лавкрафта.

+10

Читать всем имеющим голову

Оценка : 10
«Первые люди на Луне»
–  [ 10 ]  +

bbg, 04 октября 2009 г. в 21:09

Это, конечно, книга не про путешествие двух чудаков на Луну. На самом деле эта книга про такое общество, в котором автор никак не хотел бы жить. Общество абсолютных винтиков и гаечек, очень рациональное и социально успешное. Термитник. Видимо, Уэллс настолько сам испугался этого общества, что даже не рискнул место действия организовать на Земле, от греха подальше...Ну и невеселое наблюдение, что наших путешественников интересует, оказывается, в другом мире все то же, что и на Земле — золото.

Оценка : 8
«Война миров»
–  [ 10 ]  +

видфара, 17 августа 2009 г. в 05:43

Бессмертная классика НФ жива и поныне, несмотря на сонмы продолжений и продолжателей, пересказов и экранизаций. О чём этот роман? О войне? О столкновении двух разных миров? Нет, всё это, конечно, есть на страницах книги. И всё же в первую очередь «Война миров» посвящена нашему собственному миру, в её основе всё то же предупреждение человечеству, что и в«Машине времени». Предупреждение о будущем. Которое тогда ощущалось буквально стоящим за дверью, на пороге. И автор чувствовал — у этого грядущего в запасе «жестокие чудеса»... Пусть он не угадал частностей,но в сути не ошибся. И потому роман не устарел, а словно старое вино приобрёл новый привкус. Другое дело, что само имя его стало нарицательным для фантастики не самого высокого полёта. Но это издержки популярности. Они не могут помешать этому шедевру и дальше оказывать мощное влияние на мировую литературу.

Оценка : 10
«Машина времени»
–  [ 10 ]  +

Советник, 07 января 2009 г. в 16:15

Читая столь подробные и содержательные рецензии понимаешь, что произведения Уэллса вызывали и будут вызывать интерес читателей (Уэллсу, как говорится, все возрасты покорны).

Главная любовь и направленность писателей XIX-XX века заключалась в желании приподнять занавесу времени и заглянуть в таинственное и неизведанное грядущее...

Предпринял такую попытку и Герберт Уэллс с его «машиной времени». По моему мнению, смысл данного рассказа в том, чтобы показать несостоятельность и шаткость социально-экономической системы капиталистического мира с его капиталом и идеологией индивидуализма. Попытка получилась весьма интересной, из всей разноликой массы «общества» выделились «субъекты нежные и мягкотелые», «субъекты работяги» и «субъекты-хищники» — три крайности социума. Борьба противоречий и интересов — благодатная почва для конфликтов и разногласий, которая даже спустя сотни тысяч лет заявляет о себе, принимая невиданные формы и образы.

Таково, на мой взгляд, содержание данного рассказа. Но все не было бы так просто, если бы не было так сложно...

Оценка : 10
«Россия во мгле»
–  [ 10 ]  +

Elric, 10 декабря 2008 г. в 15:07

Удивляет как эта книга могла выйти в советские времена и вообще как после нее автора не запретили.

Ибо на фоне общей дружественности к молодой России и признаний что и сам автор раньше был социалистом, Карлу Марксу дается уничтожительная характекристика, которую наверно и до сих пор никто не переплюнул .

Оценка : 7
«Война миров»
–  [ 10 ]  +

Kriptozoy, 21 декабря 2007 г. в 21:33

Очень правильно написано в аннотации, что Уэллс первым, так сказать, озвучил, перенес на бумагу страхи, которые уже тогда возникали у людей в связи с тем, что среди звёзд мы не одни и наши соседи по галактике или солнечной системе могут быть нам враждебны. Очень реалистично всё описано. Действительно, такое впечатление, что читаешь хроники реально происходивших событий, и в этот момент забываешь, что роман написан век тому назад. И весьма, весьма неожиданная концовка.

Оценка : 9
«Дверь в стене»
–  [ 10 ]  +

Sashenka, 23 ноября 2005 г. в 14:13

Очень и очень у многих есть в жизни прекрасная мечта, своя дверь в потаенный сад. Измена ли себе, проходить всю жизнь мимо этой двери, не смея заглянуть за нее, откладывая исполнения желаний и, может быть, собственного предназначения, на потом.

Оценка : 10
«Первые люди на Луне»
–  [ 9 ]  +

netlgbun, 15 декабря 2023 г. в 18:40

Главная литературная заслуга Герберта Уэллса — он первым осознал перспективы и основную цель научной фантастики. Жюль Верн применял фантастический антураж для украшения своих научно-приключенческих романов; Герберт Уэллс жил в период бурлящего взлома викторианского уклада в Великобритании, и почти все его главные книги ставят насущные вопросы — как перестроить общество и какими средствами при этом следует пользоваться. Уэллс понял, что фантастика — неоценимый инструмент для исследования сущности человека и взаимоотношений человек/общество. Да, Уэллс проявил неистощимую фантазию, он первым описал машину времени, антигравитацию, параллельные миры и т. п., но это у него не главное, так что не стоит в отзывах клеймить его за неправильное представление о физике Луны.

  Фантастический антураж в книгах Уэллса мастерски используется для укрупнения социально-нравственных проблем (иногда до гротескного уровня). Вот примеры.

(Машина времени) — предостережение, что классовый антагонизм может привести человечество в тупик

(Чудесное посещение) — сатира на викторианское общество и его псевдо-добродетели.

(Остров доктора Моро) — глубокие размышления о животной и человеческой сущности.

(Война миров) — общество неустойчиво и не готово противостоять мощной внешней силе.

(Человек-невидимка) — обречённый бунт преступного гения-одиночки против (тоже довольно сатирически показанного) общества.

Теперь вернёмся к «Первым людям на Луне» — здесь отвратительное общество селенитов буквально лепит своих членов в практических целях. Именно это, а не антигравитация и не приключения героев — основной идейный мотив автора. Это такое же предостережение, как в «Машине времени» — должен быть баланс между индивидуальными и общественными интересами. Уэллс был противником крайностей, когда общество капитулирует перед жадным и аморальным индивидуализмом или, напротив, беспощадно подминает человеческую личность.

Оценка : 8
«Род ди Сорно»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 01 августа 2021 г. в 20:45

Милый, прямо-таки прелестный рассказик с огромным количеством умолчаний, которые лишь усиливают обаяние этой истории.

Но, если присмотреться, «Род ди Сорно» совсем не прост. Это очень сложная композиция, отсылающая к такой классике, как «Роман, сочинённый на каникулах» Диккенса и к пародиям Уильяма Теккерея, подвергавшим деконструкции европейский роман первой половины XIX века. Герберт Уэллс делает следующий шаг после Диккенса и показывает, из чего, собственно, состоит массовая литература, пользующаяся сенсационным успехом при своём появлении и намертво забываемая через поколение.

Сатиры здесь, собственно, нет, Уэллс с большой симпатией и без всякого осуждения отнёсся к литературному трешу, который он препарировал в «Роде ди Сорно».

Особый восторг вызывает мастерство, с каким Уэллс изобразил молодых супругов, мужа и жены — рассказал о них всё, ничего не сказав впрямую. Это высший пилотаж!

Оценка : 10
«Машина времени»
–  [ 9 ]  +

Wolf94, 18 марта 2021 г. в 14:15

Машина времени есть у каждого из нас: то, что переносит в прошлое — воспоминания; то, что уносит в будущее — мечты.

Черт, опять из-за своей рукожопости умудрилась удалить рецензию, что писала 4 года назад... Сайту пора вернуть пунктик «перечитала», а то хочешь добавит другой экземпляр книги, а тебе упорно вносит старую версию... Ладно, минуты нытья закончились и возвращаемся к Уэллсу.

Машина времени — классика, открывшая двери фантастике путешествия во времени с использованием для этого машины времени, которые использовались позднее множеством писателей и создали направление хронофантастики.

Не, благо на другом сайте сохранилась рецензия, так что могу привести отрывок:

Знаете, я не особо прониклась. Да, в 1895 году «Машина времени» — что-то новое, необычное, яркое, но в 2016 году — уже не то. Читатель стал избалованным. Ему подавай чего-то более масштабного. Ощущение недосказанности — вот что остается. Все кажется наваленным друг на друга и из-за этого сюжет болтает из стороны в сторону.

Етить-копать, Настенька, опять была не в настроение? Честное слово, порой возвращаться к прочитанному — очень полезно. Вчера ночью читала и мне было чертовски интересно! Пускай многие моменты надо с усилием представлять, а еще гнать метлой обрывки из фильма «Машина времени» 2002 года, но сюжет захватывает)

Много интересных мыслей, которые смело можно и в наше время применить. А еще я поняла откуда в Темной Башне Кинга появились жуткие крабы)))

Оценка : 7

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 21 22 23 24 25   (+10)»   (+22)»»



⇑ Наверх