Брюс Стерлинг отзывы

Все отзывы на произведения Брюса Стерлинга (Bruce Sterling)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 320

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 

«Рой»
–  [ 5 ]  +

Mendax, 04 июня 2016 г. в 21:02

На самом деле очень неплохой рассказ, но вот только интриги к сожалению не получилось. Как только товарищ Симон Африаль (и где там только набралось этих 180 IQ) начал играть в свои примитивные феромонные игры, сразу стало ясно, что ничем хорошим для людей это не закончится. Ведь можно было догадаться, что столь древняя раса на своём жизненном пути не раз встречала сильных, хитрых и могучих, соперников и судя потому что от последних не осталось и следа, участь их была незавидной.

Глупо было надеяться, что рой не имеет оборонных механизмов, против разного рода мимикрирующих паразитов, способных подделывать феромонные сигналы.

Однако, концовка порадовала. Полная безнадёга с крошечным лучиком надежды.

Оценка : 8
«Зенитный угол»
–  [ 5 ]  +

beskarss78, 22 мая 2016 г. в 21:02

Это роман оптимиста-патриота, который очень поучительно перечитать лет через десять после публикации...

Итак, вполне реальные США 1999-2002 годов. Прямо упоминается 11 сентября, атака на башни-близнецы (роман вышел на английском в 2004-м).

Персонажи — из самой что ни на есть научно-технической элиты Штатов, причем элиты во многом уже наследственной. У главного героя дедушка был конструктор самолётов и ракет, папа — социальный инженер, а сам он — гений работы с программами.

Проблема героя — это жуткая бюрократия. Автор не жалеет усилий, чтобы показать как медленно, десятилетиями, нарастает этот барьер между любым реальным делом и людьми, которые могут, нет, черт подери — должны! — его провернуть. Старики рассказывают, что из шарашек надо уходить как только там бухгалтерия начинает душить инициативу (специфика американской шарашки). Внуки сталкиваются с тем, что надо не просто изощряться, но юлить, нарушать законы каждый день, делать экспериментальные установки на свои деньги. Это всё равно не помогает в львиной доле случаев потому как бюрократия сама не знает чего хочет, но любое действие кажется ей опасны. И?

И — с развитием действия откровенный ботан, который при зверских доходах и мебель-то себе в дом заказать толком не может — понемногу становится настоящим бойцом. Вот его добровольная работа в почти невозможных условиях, он отринул роскошь и негу. Вот — умение прогрызать тонны бумаги на своём пути. /Семью он сохранил — возврат к жене и ребенку, как обязательный пункт программы/ Вот — вполне реальный мордобой с риском для жизни. Финал — он убивает человека.

Кого?

Неудачника. Скользящего по наклонной умного и в высшей степени изворотливого знакомца, который отчаялся в борьбе с бюрократией, у которого проблемы с бизнесом, и который решил продать технический секрет проклятым китайцам вкупе с индусами (у тех не меньше фанаберии и бюрократии, они даже отказались покупать...).

Да, книжку лучше хранить завернутой к звездно-полосатый флаг. Герой буквально преодолевает себя, чтобы начать служить интересам Родины — и чем дальше идет по этому пути, тем фантастичнее выглядит роман.

Если начало книги — суровая индустриальная история, реализм научно-бюрократически-бизнес процессов, то финал — это чистый Джеймс Бонд/ капитан Пронин. Мотивы персонажа становятся все более похожим на рассуждения графа Толстого — хорошо бы всем людям доброй воли града на холме объединиться, и как настучать по голове злодеям... В информационном, понятно, смысле.

Я бы сказал, что «Зенитный угол» — это своего рода умелое покаяние автора за отчаяние и безнадёгу «Распада» (роман вышел в 1998-м), где старая и дряхлая Америка пытается хоть как-то собраться, пусть и ценой проигрыша войны Голландии... Автор говорит, что надежда есть, пока истинные патриоты Америки, скромные и незаметные, стоят на своих местах.

Детективная линия в романе сработана мастеровито — есть даже ружье (которое не совсем ружье), что выстрелит именно в финале пьесы.

Фантастическое допущение минимально, если оно вообще фантастично.

Персонажи — да, они явно маски, явно стандартные образы, но маски яркие, подвижные, временами хочется видеть в них реальных живых людей.

Но вот прошло двенадцать лет. Оправдались рассуждения Брюса Стерлинга?

— использовано новое оружие — «цветные революции» — скромные парни сделали своё дело, и вот уже новая «большая дубинка» (не совсем новая, есть уже скоро полвека стукнет, но социальные сети оказались идеальным инструментом) обеспечивает стратегическое превосходство;

— порядка в Вашингтоне больше не стало. Коррупции не стало меньше. Кризис 2008-го так и не прочистил мозги. Тень «Распада» никуда не делась.

Пограничные легионы вырвали для Pax America еще пятнадцать лет относительного покоя.

Но как воспользовались ими Штаты — пусть решают читатели...

Оценка : 7
«Зеркальные очки»
–  [ 5 ]  +

Kerli, 25 мая 2015 г. в 15:23

Долго подбирался к этой антологии. Часто натыкался на отзывы с минимальными баллами что и привело к откладыванию книги в дальний ящик. Но все-же как бы тернист не был путь к ней она прочитана.

«Зеркальные очки» — это не антология киберпанка, этот жанр представлен в ней (антологии) всего парой рассказов, это антология киберпанков. Сборник знакомит нас скорее с авторами пишущими в этом жанре, чем с самим жанром в целом, но в этом как раз и есть вся загвоздка книгу я эту покупал ради рассказов киберпанка, а не авторов в России практически неизвестных (кроме пары знаковых фигур в фантастики).

Сборник начинается с предисловия написанный Брюсом Стерлингом рассказывающий нам о новой волне авторов в «Зеркальных очках» и ярлыках цепляющихся к ним, о второй новой волне в фантастике и дает о ней общее представление будущим читателям антологии о киберпанке.

Рассказы представленные в сборнике к киберпанку отношения практически никакого не имеют, кроме двух которые имеют хоть какую то атрибутику киберпанка. Но произведения эти дают взглянуть на фантастику 80х-90х с другой стороны, со стороны бунтарей людей которые видели будущие немного иным, отличающимся от того что нам предлагали великие мастера (Кларк, Азимов, Хайнлайн, Стругацкие и тд). Киберпанки в будущем видели развитие информационных потоков на ряду с современными технологиями, но все это было омрачено людским эгоизмом, расцветом капитализма и гигантскими корпорациями управляющими и направляющими человечество. По сравнению с этими взглядами видение будущего того же Азимова, Кларка или Стругацких били более радужные можно сказать стерильными. Эта антология скорее экскурс позволяющая увидеть рождение нового направления в фантастике.

Ни все рассказы в этой книге выдающиеся, но и откровенно плохих в ней тоже нет. Антология запоздала как минимум лет на пятнадцать, сейчас уже так не пишут, но своего читателя она найдет.

Лично я получал удовольствие читая «Зеркальные очки» и скорее всего перечитаю еще большую часть рассказов из этого сборника уж слишком похоже ихнее будущие на наше настоящие.

Оценка : 8
«Зеркальные очки»
–  [ 5 ]  +

слОГ, 25 августа 2014 г. в 20:24

Я пишу этот отзыв на обычном компьютере сидя на работе, хотя мог бы на даче на сдыхающем ноуте, или в электричке на планшете, у которого аккумулятор куда лучше. Я его передам в Сеть или в NET, как вам будет угодно, через обычную оптоволоконку хотя мог бы по вай-фаю или через 3g. Да книгу я прочитал на планшете южнокорейской корпорации, ведущей войну за потребителя с американской корпорацией, включая совершенно точно не совсем законные методы вполне в духе героев Сожжения Хром, например. Я узнаю о выходе классической антологии киберпанка на том же сайте, на котором вы читаете этот отзыв. Я в общем-то отвык покупать книги на бумаге, в основном потому, что на флэшке они не занимают места, в общем-то также как и в сети. Да и у меня есть, все издававшиеся ранее рассказы на бумаге (тогда так было принято, всего-то 15-20 лет тому назад). Да я почти уверен, что все рассказы сборника, написаны на пишущей машинке, а не на компьютере, но вся фигня в том, что я убежден в том, что эти ребята, придумавшие киберпанк, очень удивились, узнав о том, что книгу, для которой они отдали свои рассказы 30 лет назад, сейчас в 2014 году на русском языке можно купить только на бумаге. В основном платя именно за бумажный носитель. По мне — это то, что называется нынче — разрыв шаблона. Раньше, наверное, я бы написал парадокс.

Прав один из предыдущих авторов отзывов, что в сборнике больше чем надо панка и меньше чем надо приставки «кибер». Наверное тогда, так было надо. Но прочитав повесть Ширли, я понимаю, что еще одну киберпанковскую трилогию, которую только сейчас издадут на бумаге, и опять скорее всего забудут, про электронные варианты, я читать не хочу. Киберпанк бунтарское/хулиганское течение 80-х, который не сбылся и не сбудется, но отдельные тексты свое время пережили и, возможно, еще поживут. Для меня ничего сравнимого с «Сожжением Хром» в этой антологии не нашлось (ну разве, что лучше Гибсона, может быть только Гибсон :) ), но надеюсь, что другим повезло больше.

Оценка : 7
«Схизматрица»
–  [ 5 ]  +

gorvzavodru, 21 марта 2012 г. в 14:17

Киберпанк пытаюсь читать весь (который попадётся). Иногда ищу специально.

Это произведение давно прочитать собирался.

Но понравилось не очень.

Как то и доложить по результатам прочтения особо и не о чём.

Ну, реконструируется развитие человечества. Одно направление — шейперы (биологисты), второе — механисты (киборгисты). Другие (разные) тоже есть.

Маленько представители цивилизаций чужаков присутвуют.

Живут люди, решают свои проблемы, технологии развивают.

Так то — интересно. Но ничего особо выдающегося и примечательного в произведении — не нашёл.

Правда, фрагмент, где ищут на старой Земле виды, существующие в местах «чёрных курильщиков» — весьма понравился.

Пара, тройка других интересных фрагментов тоже запомнилась (например, где Чужим продали результат аварии на астероиде).

В целом, однако (счёл) средним, хотя и достаточно интересным произведением.

Оценка : 6
«Замысел Блемми»
–  [ 5 ]  +

FixedGrin, 15 ноября 2011 г. в 01:33

Историческая фантастика о первом контакте, стилизованная под рыцарские романы. Для Стерлинга совершенно необычное произведение. Со стилистической точки зрения сопоставимо с джадитским циклом Кея. Но юмора здесь больше, да и бесподобные штришки, подчеркивающие восприятие научно-технической информации людьми средневекового общества, не могли бы появиться в сугубо фэнтезийной вещи.

Оценка : 10
«Зенитный угол»
–  [ 5 ]  +

ааа иии, 19 июня 2011 г. в 23:04

  Да. Книга неудачна. И прицел близок, и политика техасца в Белом Доме далеко не позитив, и превращение описания карьеры и быта крутого программера в триллер про небесную пушку несколько внезапно. Специалисты бегут в госсектор — а в США не отдали на аутсорсинг разве что прокуратуру. Да и вообще, романы Стерлинга слабоваты, он лучший рассказчик, чем повествователь.

  Но есть в «Зенитном угле» одна особенность, которая может быть по сердцу тем, кому нравятся Ирвинг Стоун и Гор Видал. Это ощущение исторического периода. Впереди мировой финансовый кризис и беспомощность хай-тека перед разливом нефти, Викиликс и суды за закачку файлов. Но момент завершения эпохи схвачен. Все. Эйфория девяностых закончилась.

  Вместе с доткомами закончилось время техночародеев: как хорош момент, в котором Ван потрясен кодом без багов, который пишут белые воротнички! (Именно таким в презираемом персонажами Олшена и Стерлинга комиксе «Дилберт» экзорцировали компьютерного гуру). Закончился IT-престиж: на конференции по кибервойне хлопают не за неуязвимый для кулхацкеров суперкластер, собранный на свои деньги, а за то, что подрался со спецназовцем и победил. Закончились даже горячие головы, теперь в колледжах сосредоточенные китайцы и индусы.

  Пока Запад дивился на провал Японии и пытался разобраться с тем, что творится в Чечне (целая глава), в Шанхае и Индии выросли такие люди, такие программисты, такие небоскребы, что... Неплохо при чтении вспоминать «Криптономикон» Стивенсона, сравнивая персонажей и оценку их деятельности.

  В хлестких фразах Стерлингу-журналисту не откажешь. «Коммерческого в Интернете было не больше, чем национального. Вот поэтому он назывался Интернет, а не «Интернет инкорпорейтед» ©™.» «Клиенты не хотели латать дыры в компьютерной защите. Потому что клиент не захочет кататься на мотороллере, обвешанном полутора тоннами якорных цепей и амбарных замков.». То, что Стерлинг пишет про частную авиацию, «Энрон», шарашки, лазеры и полицейских, бесспорно. Но, при взгляде из России, все же, не очень интересно. А фразы — это только фразы.

  Ознакомьтесь при наличии свободного времени.

«Машина различий»
–  [ 5 ]  +

Pavel_Otmorozov, 28 января 2011 г. в 08:30

Еще парочка сильных авторов, провалившаяся в попытке посоревноваться с Диккенсом. Англо-американская литература нашего времени снова и снова пытается паразитировать на викторианской Британии. Чего только туда ни запихивают. То магию, то мыслящие арифмометры, то биоинженеров, а получается всегда одно и тоже. У всех, от Рэнкина до Сюзанны Кларк. Редкие удачи, вроде «Египтолога» Филиппса, только подтверждают общую картину. О, сколько их упало в бездну! Сколько еще упадет.

«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

god54, 29 июня 2010 г. в 19:10

Мне никогда не нравились произведения о чужой культуре. Это очень редко бывает у американцев, но у русских сплошь и рядом, как следствие идеологической политики СССР. Данный рассказ написан хорошо, но абсолютно не реален. Тот кто жил в СССР может сказать это уверенно. Бастовать в космосе, да проверки людей для работы в космосе выявляли малейшее несогласие с политикой партии. Понравилось лишь предсказательная часть рассказа: свертывание космических исследований, премьер на тракторе, взрыв атомной станции и т.д.

Оценка : 7
«Последний шакальчик»
–  [ 5 ]  +

vve, 07 февраля 2010 г. в 08:50

Корумпированная верхушка в России, КГБэшники действующие и в отставке, мафия и прочие бандитские группировки заинтересованы отмыть «грязные» деньги, уворованные из бюджета, нажитые торговлей наркотиками, оружием, людьми и чем там ещё? Для этого приходит гениальная мысль создать собственное небольшое государство-оффшор с собственным банком — для нас, россиян это в общем-то обыденное дело, мы с этим смирились и не обращаем особого внимания, а для зарубежного писателя это тема для фантастического рассказа. Вот так-то господа.

Оценка : 7
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

sham, 04 сентября 2008 г. в 19:05

согласен с предыдущими отзывами... когда читал постоянно вспоминал станцию «МИР». Гибсон и Стерлинг показывают в этом рассказе, как хорошо они владеют русской историей... рассказ написан в 1983 году, но я не увидел американизмомв в духе фильма «Армагеддон». получил огромное удовольствие от чтения...

Оценка : 10
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

Olcha, 27 августа 2008 г. в 03:39

Очень печальное произведение, написанное на влне состродания к русскому народу, который верит в идеалы, но всилу различнх социально-исторических обстоятельств не может их достичь. Гибсону можно аплодировать стоя в который раз за его пророческие произведения, а еще за небывалую поллиткорректность, учитывая год напсания вещи.

Оценка : 8
«Священный огонь»
–  [ 5 ]  +

С.Соболев, 14 мая 2008 г. в 18:09

Власть находится в руках геронтократов-глобалистов, и поэтому важнейшей отраслью человеческой деятельности объявлена медицина: буквально все подчинено медикам, стремящимся окружающую среду стерилизовать, людей кормить выхолощенными и очищенными искусственными продуктами, а в награду за добропорядочные деяния на благо человечества индивидуум получает медицинское обслуживание.

Странный это рай, где запрещена реклама, говорящие собаки ведут телевизионные интеллектуальные диспуты, уничтожены эпидемии, а самой высокоразвитой страной стала Индонезия, наименее всего пострадавшая в эпоху глобальных эпидемий 2030-х годов (смотри график из книжки Форрестера).

– У государства есть враги?

– Конечно! Множество! Бесчисленные орды! Самые разные отказники, диссиденты! Амиши. Анархисты. Андаманцы. Автралийские аборигены. Несколько племен афганцев. Какие-то американские индейцы. И это только на букву «А».

Проблема омоложения занимала человечество с давних пор. Что только ни придумывали для продления существования одной отдельно взятой особи: и пересадка мозга (Р.Хайнлайн «Не убоюсь я зла»), и запись сознания на внешний носитель (А. и Б.Стругацкие «Свечи перед пультом» – новелла из романа «Полдень, XXII век»; в этой новелле, кстати, упомянут загадочный «метод Каспаро-Карпова» – не знаю как там насчет метода, а вот противостояние этих двух фамилий известных шахматистов явилось пророческим), и живительные переливания крови бессмертных (Дж.Ганн «Бессмертные»), и киборгизация организма (смотри тот же «Робокоп»), и таскание камня в гору (А.Гайдар «Горячий камень»). В «Священном огне» Стерлинг использовал метод, описанный Петром Павловичем Ершовым (1815-1869) в сказке «Конёк-горбунок» (1834) [обратите внимание, сколько лет было Ершову на момент написания сказки, и попробуйте найти хоть что-нибудь еще, им написанное]:

Коль себя не пожалеешь,

Ты опять помолодеешь.

Слушай: завтра на заре

На широком на дворе

Должен челядь ты заставить

Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краев водой студеной,

А второй – водой вареной,

А последний – молоком,

Вскипяти его ключом.

Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться –

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде вареной,

А потом еще в студеной,

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец

Стерлинг, естественно, наукообразил все эти квазифольклорные метафоры, но суть осталась именно такая: тело пациента расщепляют, растворяют, и заново выстраивают в специальном чане-биоконтейнере.

Героиня романа, Миа Зиеманн, во время операции потеряла всю наносную культуру поведения, десоциализировалась, испугалась нагромождений условностей, которыми окружен человек ее уровня и достатка, и бежала из этой противной геронтократической среды на волю, в Европу. Ее медики ищут, эксперимент продолжать, а молоденькая и похорошевшая Майа колесит по Европе, связывается с молодыми бунтарями, попутно выступая на подиуме.

Метаморфоза с героиней произошла во время операции омоложения, когда сознание пациента отделяется на несколько недель от ощущений тела. Не кома, но глубокий сон, и человек словно рождается молодым.

(Чем-то эти метаморфозы напомнили мне роман «Бедные-несчастные» Аласдера Грея, в котором взрослая девушка с чистым сознанием младенца ринулась прочь из пут цивилизации, и отправилась путешествовать по Европе. Сбежав, между прочим, от лечащего врача).

Смысл романа еще и вот в чем: старой женщине-бухгалтеру дали возможность прожить жизнь заново, в молодом теле. Она что, кинулась сводить балансы с утроенной энергией? Куда там, занялась искусством. Потому что на хрен не нужны здоровому (психически здоровому, естественно) человеку маразматические противоестественные системы ограничений свобод.

Оценка : 9
«Такламакан»
–  [ 5 ]  +

olvegg, 09 марта 2008 г. в 22:10

Мне кажется, символично, что рассказ был написан накануне нового тысячелетия. Весь двадцатый век авторы отправляли космические корабли бороздить просторы Галактики, а Стерлинг как бы ставит жирный крест на всех этих мечтаниях, скрыв звездолеты в подземной пещере. В общем-то, никаких перспектив в освоении межзвездного пространства пока действительно не наблюдается, и появятся ли они в будущем — большой вопрос.

Оценка : 9
«Распад»
–  [ 5 ]  +

red ice, 09 октября 2007 г. в 16:39

Мне понравилось, однако однозначно рекомендовать не буду, поскольку книга на любителя. В центре повествования власть и политтехнологии. По настроению напоминает «Дух времени» — жестко, иронично, очень изящно. И главный герой, живущий по принципу «хочешь жить, умей вертеться». Явственно ощущается рука Стерлинга-публициста, поэтому тем, на кого обстоятельные дискуссии на политические и социальные темы навевают скуку, читать категорически противопоказано. Качество текста на уровне, мне особенно понравился прием изменения темпа повествования от этих самых обстоятельных диалогов до почти что хроники и обратно. Концовка довольно размыта, но, на мой взгляд, сюжет здесь не главное, он просто помогает добиться нужного эффекта воздействия на читателя, ведь роман, в сущности, представляет собой зарисовку одного из вариантов возможного будущего. Получилась очень атмосферная вещь, от прочтения которой получаешь скорее эстетическое удовольствие.

Оценка : 9
«Киоск»
–  [ 5 ]  +

Ank, 15 апреля 2007 г. в 21:23

Писатель придумал очень безрадостное будущее, показал, как законы рынка разрушают жизнь. Киоск из картона, клея и промышленных отходов, товары со сроком годности в неделю, пластмассовые шляпы – всё это вызывает ощущение какой-то кучи мусора, большой помойки, в которой живут все эти люди.

Оценка : 5
«Глубинные сады»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 20 марта 2024 г. в 21:27

Рассказ продолжает ответвление цикла «Шейперы и механисты» начатое Стерлингом в «Царице цикад» и связанное с терраформированием Марса.

Терраформирование (оземеливание) Красной планеты интереснейшая задумка автора, которая к сожалению, лично мне очень и очень жаль, не получила должного продолжения. Эх, сколько захватывающих историй ( при его то таланте!) мог сочинить наш писатель. Увы.. .

В коротком тексте продемонстрированы большинство допущений Стерлинга, касающихся его картины видения модели будущего человечества.

Постгуманизм представлен, потрясшей меня группировкой паттернистов. Это шейперы с церебральной асимметрией. У них имелись чрезвычайно развитые правые полушария головного мозга, что давало им преимущества в интуиции и внезапных озарениях, но имело «побочки» в виде аутизма и паранойи. Эх, диалектика-диалектика. Везде этот принцип батарейки: что бы что-то жило и работало должны быть и «плюс», и «минус». Молодчина автор — всё учтёт, всё объяснит. Постепенно сообщество захирело и было вынуждено оправиться на Марс, чтобы в суровых условиях, под присмотром более удачливых конкурентов под названием Властители, работать в рамках проекта терраформинга Марса.

Властителями руководит Король Омар. Помните кто это?

В основе сюжета сложные переплетения (показ и описание которых является основой фантастики автора) двух видов инженерий: планетарной и социальной. В целях выделения из проигравших космическую и социальную конкуренцию групп-сообществ постлюдей, наиболее перспективных для дальнейшего использования, Властители устраивают экологическое состязание сильнейших биотехнологий — войну глубинных садов. Почему глубинных? А потому что их нужно разбить в одном из марсианских кратеров.

В финале автор приготовит нам сюрприз вполне в духе постгаманистической философии, царящей на страницах его произведений в рамках этого тематического цикла.

Читайте — не пожалеете. Реалистично, жёстко, прпавдоподобно и с множеством, запоминающихся деталей. Одна ногорукая женщина чего только стоит!

Оценка : 8
«Двадцать страничек прошлого»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 18 марта 2024 г. в 19:21

Согласен с коллегами-лаборантами: рассказ представляет собой сжатую до максимального предела «Схизматрицу».

Но «сжать»-то надо уметь! Надо очень сильно постараться, чтобы представить картину будущего человечества в двух, таких противоположных друг другу по форме, но одинаковых по сути, вариантах.

Не зря говорят, что краткость — сестра таланта, а то, что Стерлинг — это безумно талантливый автор — лично у меня никаких сомнений нет. Даже его якобы фрагментарная манера письма у меня не вызывает никакого неприятия, а воспринимается скорее как особенность стиля. Знаете, как знаменитая «лесенка» Маяковского.

Очень хороший текст, содержащий изрядную долю юмора и социального стёба над современным человечеством и не только над современным.

Воссоздание покойной жены с целью получения налоговой льготы, взятие в заложники электронной системы данных. Там в каждом абзаце пара подобных «перлов».

А критикам автор ответил в самом начале текста: «Ваш рёв — мне музыка».

Прелесть, а не рассказ. Отлично.

Оценка : 9
«Такламакан»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 17 марта 2024 г. в 10:35

Отличный рассказ. Ещё раз поразился силе интеллекта и мощи фантазии Стерлинга. Другому литератору идей, заложенных в тексте, хватило бы на «пяток» произведений.

Соперничество сверхдержав, биоинженерия, сложнейшие антропологические социальные эксперименты неслыханного масштаба, оригинальнейшая идея производства и воспроизводства роботов (3-D принтер — ау!), шпионские игры и прочая — это всё «Такламакан».

Рассказ назван по месту действия, где разворачиваются основные события сюжета. Такламакан — это огромная песчаная пустыня в Китае, площадью чуть меньше Германии.

Очень удобное место не только для подземных ядерных испытаний., но и для... Для чего же? Читайте, будете удивлены.

Так же как и в « Велосипедном мастере» есть связка персоналий. Спайдер Пит, главгир «Такламакана», знаком и связан с Лайлом Швейком — героем «велосипедного мастера». Правда теперь он не простой мальчик с гаечным ключом, а спортивный магнат-миллионер. Забавно находить такие «пасхалки». Ах, да, и ещё: все они родом из Чаттануги, штат Теннесси и пользуются спецификами (спексами).

Превосходная остросюжетная и умная фантастика с вполне себе классическим боевиковым голливудским финалом, в котором слегка раненого смелого журналиста заменяет слегка подбитый летающий робот.

Однозначно к чтению.

Оценка : 9
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 16 марта 2024 г. в 20:55

Ещё один срез «старомодного будущего» от Стерлинга, связанный персоналиями с рассказом «Глубокий Эдди».

Герой предыдущего расказа использует квартиру главного героя рассказа Лайла в качестве своеобразного сейфа. Лайл не возражает: принимает и складирует посылки от Эдди, параллельно занимаясь ремонтом велосипедов. Но рассказ не о посылках и не о велосипедах, рассказ о месте человека в обществе будущего, его социальных ролях, ожиданиях и стремлениях.

На этот раз социология автора имеет явный политический оттенок с изрядной долей снисходительной писательской иронии. Стебётся слегка наш интеллектуал, рисуя нам именно такое «фьюче», стебётся.

Ну что ж — имеет право.

Образы достоверны, видеороботы на месте. Есть любовь, и секс, и право каждого на собственную жизнь.

Почти мейнстрим. «Политики – вот где таится секс!» И будущее напрямую зависит от них.

Оценка : 7
«Манеки-неко»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 16 марта 2024 г. в 19:20

Разумеется — это не лучший рассказ Стерлинга.

Разумеется — это не образец структуры и композиции.

Но... — это актуально, раз. Забавно — два. Иронично и символично — три.

Короче, вполне себе читабельный текст с понятными и правильными смыслами. Быстрее всего в обществе меняются и развиваются технологии.

Совершенно по-другому всё происходит с субстратами культуры. Поэтому и в век всеохватывающей цифровизации рядом с суперсовременными компьютерами будут стоять фарфоровые кошки, матрёшки или что-нибудь ещё.

И многое покажут кошачьи лапки! Ха! Какие и сколько их поднято. Следите за лапками.

А люди всегда будут как бежать от технологий, так и распространять их.

Но всем придётся приспосабливаться к веяниям времени, как к ним не относись.

Мне рассказ понравился. Читать.

Оценка : 7
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

слОГ, 29 сентября 2023 г. в 10:38

Классный рассказ от столпа киберпанка про параллельные миры. Причем в кои-то веки действие происходит в Италии (да и опубликован рассказ впервые был на итальянском), а главная роль второго плана отведена Николя Саркози с Карлой Бруни, которая правда по имени не упоминается, да и вообще могла быть заменена на любую другую умницу-красавицу. По мне, хороший рассказ тот, который заставляет о чем-то задуматься-поразмыслить. Бывает о чем-то совершенно неожиданном. Вот «Черный лебедь» Стерлинга напомнил о Саркози, о его харизме, о харизме французских президентов до него и после. По сути Саркози (не совсем француз, да наверное и почти совсем не француз) по своей харизме превосходит всех последующих французских лидеров. Вот по действиям... Так Стерлинг и пишет, что он тот еще авантюрист-проходимец, который может и быть президентом, а может своими действиями уничтожить Европу...

Стерлинг, по мне, очень чутко чувствовал дух времени (да у него и роман такой был), он очень классный провидец и один из его поздних рассказов это только подтверждает.

Оценка : 9
«Схизматрица»
–  [ 4 ]  +

flying_kitten, 22 июня 2023 г. в 17:16

Одно из основополагающих, вместе с Нейромантом и парой других книг, произведение киберпанка. Тот же принцип «high tech, low life», те же странные, обременённые вредными привычками, герои. Но, в отличие от других классических киберпанковских книг, Схизматрица — своего рода эпос этого странного будущего.

Человечество обитает на астероидах, космических станциях и небольших планетках. Каждый камень, дрейфующий в космическом пространстве — отдельное государство. Создаются и распадаются бесконечные союзы и альянсы, постоянно идёт вялотекущий конфликт всех со всеми. Кто-то отдаёт предпочтение генной инженерии (шейперы), кто-то — техническим примочкам (механисты), но все усердно занимаются самомодификацией. Количество разного рода фриков просто зашкаливает.

Сюжет развивается довольно неспешно, изредка слегка ускоряясь. Объяснять, как что функционирует, автор не спешит, да и, похоже, не задумывается об этом вообще. В общем повторюсь — эпическая сага киберпанковского будущего.

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

Славич, 10 июня 2023 г. в 15:55

Киберпанк, посткиберпанк... А по-моему это в первую очередь социальная сатира. Причём сатира не столько даже на старых политиканов-консерваторов, сколько на левацкую молодёжь. Чем активнее молодой человек или девушка участвует в политических движениях либо дискуссиях, тем больше вероятность, что на поверку он или она окажутся детишками богатеньких родителей. Социальный бунт как проявление конфликта отцов и детей. Главный герой не исключение, но он хотя бы полезным делом занят — велосипеды чинит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За выживших из ума сенаторов в мире 2037 года думает искусственный интеллект. В отличие от них молодёжь пытается думать самостоятельно... и думает она, что в случае чего родители смогут вытащить их из неприятностей.

Такой вот рассказ о разных поколениях, в котором всем досталось на орехи.

Классификатор Фантлаба, как часто бывает, бесполезен: нет даже отметки «искусственный интеллект».

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 15 января 2023 г. в 12:42

Судя по количеству отзывов, «Рой» — самый популярный рассказ Стерлинга на Фантлабе. И неудивительно.

У автора получился классный, умнейший текст о идеальной цивилизации с высочайшим уровнем выживаемости. Её внутреннее устройство позволяет ассимилировать и включать «в себя» чуждые ей виды, приспосабливать их для своих разнообразных нужд. Концептуальное кредо цивилизации «Роя», цивилизации симбиотов по типу термитов, заключается в утверждении, что «Жизнь и интеллект далеко не так хорошо совмещаются друг с другом, как... кажется.»

Капитан-доктор Саймон Африэль проникает с помощью Инвесторов (инопланетной расы «барыг») в один из ульев Роя, расположенном на планетоиде около Бетельгейзе. Вместе со совоей коллегой по фракции шейперов Галиной Мирной (ура!и здесь русские!) он намеревается украсть генные коды для того, чтобы изучать, разводить и использовать представителй РОЯ. Это сулит огромные преимущества той части человечества, к которой он принадлежит. Но однажды всё пошло не так. Финал, как всегда у автора, глубок, парадоксален, необычен и остр.

Атмосферный текст с отличным сюжетом. Не без огрехов, ну куда ж без них. В целом — отличная фантастика.

Читать всем.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

VovaZ, 22 августа 2021 г. в 16:01

Роман, одновременно, впечатляющий и не простой. Интересная альтернативная реальность, в которой великая компьютерная революция свершилась, не во второй половине 20-го века, а на сто с лишним лет раньше, на основе точной механики и пара.

И “клакеры” (программисты 19-го века) стремительно меняют мир. Информационные технологии развивают транспорт, промышленность, химию, автоматизацию. Техника прогрессирует намного быстрее, чем готовность человечества к нежданному прогрессу. Конфликт, как социальный, так экологический.

На фоне этой удивительной альтернативки, авторы развивают несколько линий триллера, боевика, драмы, мелодрамы.

Первая часть романа не имеет особо развитого сюжета. Здесь авторам гораздо важнее показать колорит “оцифрованного викторианства”. Показать контрасты городской жизни и человеческих отношений. Во второй части начинает развиваться лихой триллер, боевик. В части третьей, драйв значительно падает. Похоже, роман поднадоёл авторам. Начинается повествование о дальнейшей судьбе героев, довольно нудное и скорее публицистическое, чем художественное. Такой контраст делает чтение не простым, но занятным.

В целом, роман понравился, прочёлся с удовольствием и интересом.

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 4 ]  +

Iricia, 26 июня 2020 г. в 21:11

После прочтения сложно определиться с оценкой книги и общим впечатлением от неё. Разные аспекты книги вызывают у меня совершенно противоположные впечатления: от дикого, захватывающего восторга до глубокого отвращения.

Больше всего наверное завораживает мир Схизматрицы, во всем его многообразии и изменчивости. Огромные космические станции, поселения на астероидах, различные технологии усовершенствования человеческого тела и т.д. – и всё это описано с большой фантазией, а главное, не стоит на месте, а меняется и развивается на протяжении всей книги. Плохо то, что при всё это многообразие обрушивается на читателя без особых объяснений, так что нередко текст бомбардирует тебя одним придуманным автором термином, о смысле которого ты должен догадываться по контексту, за другим, вынуждая либо возвращаться и перечитывать, либо останавливаться, чтобы периодически заглядывать в википедию (спасибо ей большое!). Вот новость: оказывается читать и воспринимать текст намного более приятнее, когда ты понимаешь, о чем в нем идет речь!

Конфликт шейперов и механистов интересен в первую очередь с идеологической точки зрения, и вполне понятен в масштабах отдельных станций, астероидов и т.д. – крупных поселений, в которых люди борются за власть и ресурсы. Но вот в масштабах всей Солнечной системы, по которой человечество расселилось в виде изолированных групп со своей инфраструктурой, валютой и ресурсами, я перестаю его понимать: кто возглавляет стороны конфликта, за какие ресурсы они борются, какое в чем заключается их непримиримое противоречие?

Из неоднозначных моментов – главный герой книги, Линдсей, который показался мне довольно скучным и неинтересным персонажем, особенно на фоне других героев, за которыми я была бы готова следить с куда большей охотой: вроде Константина, Норы, Рюмина или даже Кицунэ. Причем, мне кажется, дело здесь даже не в том, как Линдсей прописан, а в том как он раскрыт.

Во-первых, внутренний мир персонажа, переживания, ценности и мотивы описаны крайне скупо, а без них теряется значимость и смысл его поступков или реакций на те или иные события. Не всегда понятно что он делает, для чего и с какой целью. Взять хотя бы самое начало, когда на глазах героя совершает самоубийство его возлюбленная. Однако ты как читатель не только впервые узнаешь о чувствах и отношениях между этими персонажами, ты вообще впервые за книгу встречаешь эту девушку, и судьба её практически не вызывает отклика – и для этой книги явление это довольно частое, т.е. зачастую те или иные жизненные драмы и коллизии не вызывают у меня отклика.

Во-вторых, можно сколько угодно называть персонажа талантливым дипломатом, манипулятором, артистом или кем угодно, но если эти черты практически никак не раскрываются в диалогах или в поступках героя, то звучать они будут крайне неубедительно – скорее наоборот, создается впечатление, будто Линдсей добивается успеха благодаря случаю, граничащему с роялем в космических кустах, и благосклонности автора.

Какая-то симпатия и интерес к главному героя появились у меня лишь под самый конец книги. Отчасти, потому что персонаж начал описываться более интересно, у него появилась внятная цель, которую он мотивирован достичь; отчасти – потому что завораживает сама мысль о человеке, который успел прожить столько, что его имя успело обрасти легендами. Грустно только то, что Линдсей совсем не кажется мне персонажем, который действительно заслуживает такого отношения: по моим впечатлениям, герой всю книгу плыл по течению, преуспевая время от времени благодаря случаю, и оперативно бросал всё, чтобы смыться подальше в случае кризиса, в то время как другие персонажи где-то там на фоне занимались действительно интересными и значительными вещами.

В принципе, мне кажется, я могу себе представить, какого эффекта пытался добиться Стерлинг: вся книга – как одно большое, растянутое во времени путешествие по невероятному будущему человечества, покинувшего Землю и начавшего расселяться по космосу, не переставая дробиться и разделяться, в компании главного героя. Просто мне было бы приятнее совершить это путешествие с кем-то более интересным или более раскрытым, чем Линдсей.

Подводя итоги, могу однозначно отметить, что прочитала роман я с чувством удовлетворения и, вопреки ожиданиями, перевернув последнюю страницу мне не было жаль потраченного на книгу времени, что уже не мало. Уже в процессе знакомства я узнала о том, что Стерлинг считается одним из отцов-основателей киберпанка, а «Схизматрица» – одно из первых значительных произведений в этом жанре, и мне в принципе понятно почему: книга больше похожа не на полноценный роман, а на россыпь идей, которые так и просятся, чтобы их взяли в хорошие руки и реализовали с большим вниманием. И по правде говоря, каким-то образом это делает книгу лучше в моих глазах.

Оценка : 6
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 04 марта 2020 г. в 16:19

Сюжет не оригинален — повтор подобного от многих сюжетов иных писателей. Использование достижений науки и техники иных миров с пользой для нашего мира. А финал печален — авантюристы от торгашества натолкнулись случайно на крутого деятеля иного мира , а им оказался Николя Саркози, и закончились успехи... Может этим и силен сюжет, может в этом и есть изюминка...

Оценка : 6
«Наш нейронный Чернобыль»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 20 февраля 2020 г. в 11:06

Рассказ — номинант премии Хьюго   1989 года. Написан вскорости после чернобыльской катастрофы, поэтому и имя нарицательное автор распространил и на другие аварии. Но к счастью для планеты чернобыльская катастрофа имела локальный характер. А я думал, почему мутации в рассказе тоже идут под именем Чернобыля. Хотя мы мало ещё прожили, чтобы судить о её последствиях в глобальном отношении.

Сюжет — в виде научного отчёта о последствиях экспериментов с генетикой , причём эксперименты проводят юные таланты, но стихийно без контроля государства. Вот здесь и нужен был тотальный контроль государства как в рассказе «В Раю», но нет, ума не хватает и желания. Эксперименты на доступном оборудовании привели к мутациям среди некоторых видов животных и к появлению у них разума, но какого Разума? Он не совсем стыкуется с Разумом человека. И уже существование человека как вида под вопросом.

На наших глазах сегодня совершается китайская трагедия с короновирусом -вывод один -планета не готова к таким проявлениям то ли мутаций, то ли вброса извне. Более 2000 умерших, а противоядия нет до сих пор!

Оценка : 10
«Башня из слоновой кости»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 17 февраля 2020 г. в 17:51

Мини -рассказ, но очень ёмкий для размышления. Ученые -физики хотят заниматься только чистой наукой, и не делать ничего подобного на атомные бомбы. Прочитал и задался вопросом -создатели физики ядерного оружия от Эйнштейна до Сахарова — ведь это очень умные люди, на прядки умнее окружающих, имеют аналитический ум — вот как они не могли просчитать опасность создания и применения ядерного оружия. Уму непостижимо. На сегодня мир могут уничтожить несколько раз просто по прихоти какого недоумка -политика.

Оценка : 9
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 25 апреля 2019 г. в 15:37

В итоге: очень хороший рассказ про альтернативные измерения, поданный через призму истории современной Италии, как ни странно, через судьбу Николя Саркози. У нас он президент, а где-то — самый разыскиваемый преступник, Николя-Крыса.

Ненавязчивые рассуждения о важности личности для истории и незаметности «Чёрных лебедей» — редких событий, кардинально меняющих историю. Каждому «Лебедю» находится объяснение задним числом, и только находясь «снаружи всех измерений», можно понять, насколько были малы шансы того, что история пойдёт так, а не иначе.

Поворот с «божественностью» путешественника меж измерениями не очень понял, но это не помешало получить удовольствие от рассказа.

Оценка : 8
«Очередное задание»
–  [ 4 ]  +

JohnNorrik, 26 февраля 2019 г. в 18:10

Не понимаю почему многие вниманием обошли данной произведение, так как это типичный представитель «настоящего» киберпанка.

Орбитальные дзайбацурии (колонии) которые в экономическом и научном развитии давно обошли жителей Земли, и теперь предоставляют разного рода услуги (вплоть до наемных убийц), глобальное правительство Земли, которое пытается управлять планетой с постоянно уменьшающимися ресурсами и неподконтрольными регионами, и собственно «повстанцы», а скорее — неолуддиты, которые отвергают технологию и хотят жить «настоящей жизнью», часто находя упоение в следовании разным культурам прошлого (в рассказе — культура майа). Воспоминания о некотором древнем террористическо-религиозном культе, который раньше пытался «очистить» Землю от технологии (неолуддизм)

«Железо» и технология как некая стихия, владение которой невозможно без боли и физических изменений, которую необходимо сначала «приручить», и которая меняет личность людей, может стирать их память и ее уже невозможно безболезненно (для человека) удалить из организма. Хороший пример — главный герой, которого по ходу повествования разлучают с имплантами («Страшно и безумно размышлять без помощи компьютера, Он даже не подозревал насколько неуклюжими и болезненными могут быть мысли»).

Так же, можно сказать, поднимается тема «выноса производств» в другие регионы. В рассказе это — орбитальные дзайбацурии, в которые ушли самые развитые и деловые представители человечества, и которые обошли Землю во многих областях на «десятки, или даже сотни лет». В нашей же реальности это заводы и производства переехавшие в Азию, которая благодаря этому развивается в разы сильнее остального мира, оставляя его со своими проблемами наедине и по сути отбирая огромный кусок прибылей.

Произведение которое любителям киберпанка (да и не только) обязательно стоит прочесть.

Оценка : 9
«Манеки-неко»
–  [ 4 ]  +

jolly-fellow, 10 января 2018 г. в 05:02

Когда читаешь этот рассказ то создаётся впечатление что это детальное пересказывание типичного японского анимэ для детей не старше 14 лет. В тексте огромное количество описаний мелких действий и вещей совершенно ненужных для понимания сути. Особенно футуристических электронных приспособлений и действий совершаемых с ними. Зато практически нет описания обстановки, чувств и мыслей героев. Поэтому представить себе описываемые события можно только в виде упрощённых анимэшных картинок сменяющих друг друга, где на переднем плане один или несколько схематично нарисованных героев а окружающая их обстановка размазана либо вообще отсутствует. Диалоги и сюжет в целом тоже идеальны для аудитории 10-14 лет но не старше ибо до наивности примитивны. Наверное в этом возрасте я бы оценил это произведение очень высоко, так как описание всех электронных штук сделаны великолепно и продумано, а сюжет представляет собой типичный для анимэ шаблон, где обычный парень, на месте которого может представить себя каждый читатель, выйдя по делам в город, внезапно попадает в головокружительную детективную историю международного масштаба. Но рассказ позиционируется как произведение для взрослых людей до которого он серьёзно не дотягивает.

Оценка : 3
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 4 ]  +

JohnNorrik, 09 января 2017 г. в 23:12

Тот типа рассказов, где человеку который не жил в той эпохе и в том времени на самом деле сложно разобраться. Поэтому я не могу поставить высокую оценку рассказу, поскольку многие вещи для меня непонятны в силу того, что я живу в другом времени с другой философией.

Скажем так, нынешнему поколению рассказ покажется немного странным, хотя вроде бы проблемы поднимаемые в рассказе скорее общечеловеческие , но все равно, полностью прочувствовать не получится.

Оценка : 7
«Распад»
–  [ 4 ]  +

Siver-Snom, 30 августа 2015 г. в 02:19

Несмотря на всю «тяжесть» произведения (много буков или изобилие деталей, кому как нравится), роман весьма колоритный, вызвал стойкие ассоциации с «Американским героем» Бейнхарта и «Рифтерами» Уоттса.

Есть будущее, в котором произошла некая катастрофа, политический расклад мира полностью перекроен, но об этом сказано обрывками, так как сюжет крутится вокруг пары американских штатов. Вместо гигантского монстра-страны, залога демократии и единства граждан, перед нами разрозненные области (штаты), со своими самодурами-царями (губернаторами), прикормленной инфраструктурой (купленная полиция и мафия) и инертными гражданами. То есть это даже в 1998 году не было фантастикой, но. На этом фоне перед нами ГГ (даже супер ГГ): прекрасный управляющий, харизматичный «серый кардинал» с комплексами бога и пробирочного рождения, который хочет перемен. Перемен к лучшему для себя, своих людей, своей страны, мира в целом (порядок, вроде, правильный). Скрупулезное и детальное описание его действий на базе отдельно взятого НИИ, привлечение новых людей и соратников очень захватывает, будто сам играешь в компьютерный симулятор (управление больницей, городом, симсы те же самые). И конечно же хеппи энд: злодеи посрамлены, ГГ с дамой сердца пьют кальвадос, работы по переделке мира ещё непочатый край, но все об этом знают и просто верят в лучшее.

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 4 ]  +

Aectann, 10 марта 2013 г. в 03:39

Вот она — аллегорическая картина не такого уж далекого будущего!

Киберпространство, в котором можно потеряться на сотни лет. Корпоративные войны, затрагивающие судьбы миллионов. Генная инженерия, выращивающая живые планеты. Города в Кольцах Сатурна. Фермы на окололунных астероидах.

И в центре книги — 100 лет жизни одного человека. Хроника будущего его глазами. История человечества — с его подачи. Утонченная игра с сильными мира сего и с самим собой. Игра в бога. Бога из машины...

Оценка : 10
«Замысел Блемми»
–  [ 4 ]  +

mytreus, 13 октября 2012 г. в 17:46

Стерлингу не хватило времени или желания проработать рассказ. А ведь замысел был весьма неплох — объединённые силы Востока и Запада против зла в декорациях такого, с позволения сказать, крусадапанка. Есть и связанный с влиянием Тихого Господина high tech (развитая система почтовых сообщений, позволяющая поддерживать международную торговлю, в том числе и редкими товарами; сложные боевые машины; средства ревитализации) и присущий средневековью low life (состояние перманентной войны в Леванте, религиозная рознь).

Чтобы всё это смотрелось правдоподобно, была необходима максимальная точность в деталях. Автор же просто взял все расхожие представления о Ближнем Востоке времён крестовых походов и перемешал по принципу «и так сойдёт». Я могу принять криптоисторическую историю основания ордена госпитальеров, но именование Синана аятоллой и его резиденции Аламутом — бред. То же касается объяснения упадка торговли в конце XII века влиянием какого-то Великого хана. Но особенно замечательно и показательно приписывание Саладину намерения высадить десант в Европе. Показательно как индикатор страха современного западного человека перед исламом.

Для того, чтобы эта мешанина приобрела очарование трэша, повествованию категорически не хватает драйва. Только финальная батальная сцена может в какой-то степени вознаградить читателя, да и то — антуражем, а не умением Стерлинга описывать бои. Развитие сюжета вялое, всё действие сконцентрировано во второй части рассказа, а в первой — описания и диалоги. Персонажи взаимодействуют весьма странным образом. Например, непонятно отношение героев к Тихому Господину, кем они его на самом деле считают? И как такой товарищ разъезжал по дворам султанов, не вызывая ни паники, ни удивления? Если секрет его обаяния в неких феромонах, автор об этом ничего не говорит.

Слабый рассказ, что обидно, ведь можно было сделать лучше.

Оценка : 5
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

evgeniy_n, 08 января 2012 г. в 20:09

   Сразу хочу сказать, что этот роман стал для меня самым большим разочарованием прошедшего года.

   К сожалению, я мало до этого читал «стимпанковских» произведений, но сам антураж подкупал ещё до начала чтения. Паровые машины, вычислитель Бэббиджа — эти темы и по отдельности впечатляют, а уж вместе ожидалось что-то совсем необычное.

   На мой взгляд, «вместе» не получилось. Если паровым машинам ещё уделено заметное и почётное место (можно вспомнить хотя бы блистательно описанную гонку «Зефира»), то разностная машина (почему-то упорно вертится на языке слово «дифференциатор») упоминалась часто, но так и осталась лишь деталью декорации. Какие-то обрывки идей, зачатки сюжетных поворотов, невылупившиеся из тесных коконов замыслы — вот такие впечатления остались от довольно динамичного романа, начало которого заинтриговало и заставило дочитать его до последней строчки. Мир викторианской Англии, в которой громадную роль играют вычислительные машины, действительно способен потрясти воображение. Однако по мере чтения интерес был вытеснен осознанием того, что по существу уже ничего не будет — кинотроп отработал программу, и нам пора покидать зрительный зал. Картинка показана сочная, иногда захватывающая, но какого-то глубокого смысла я не уловил — просто увлекательные приключения на фоне красочных и хитроумных декораций. Вместо машины Бэббиджа можно было нарисовать что угодно, смысл остался бы прежним.

   Нельзя не отметить талант авторов — временами от чтения буквально невозможно было оторваться, да и мир лондонской экологической катастрофы XIX века передан очень впечатляюще. Но удовлетворение от чтения осталось не полным — авторы не стали разворачивать многие свои идеи (например, про «стирание» информации о неугодных гражданах), ограничившись простым их упоминанием, а большинство страниц посвятив обычным для приключенческой литературы похождениям главных героев.

   Ещё одно достоинство романа — скрупулёзное построение альтернативного мира, тщательная работа с историческими фактами и биографиями известных личностей.

   В итоге получился качественный роман, который наверняка придётся по душе любителям викторианской эпохи, но мне не хватило в нём агрегата, вынесенного в заголовок — собственно разностной машины. Её заменили подробно описанный кинотроп и загадочный чемодан с перфокартами.

Оценка : 7
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

Shipoopi, 06 ноября 2011 г. в 09:26

После прочтения оставила двоякое впечатление. С одной стороны, блестяще написанная книга. Захватывает, тянет перелистнуть страницу, а затем еще одну, и еще одну и так, пока в глоссарий не упрешься. Описания на уровне, персонажи отменные, цинизм и реализм пробивают в размеренно-подготовленных местах. Сцена визита к проститутке шикарная, вызвала даже легкий стыд — будто подглядываешь за героями в замочную скважину. Война на улицах Лондона — отлично, даже несмотря на рояли в кустах, спасающие героев в самый трудный момент. А вот сюжета, как такового, отчего-то не заметилось... есть нагромождения вторых и третьих планов, но в единый клубок у меня все разрозненные ниточки как-то вот и не сошлись, и остался роман набором ярких и шикарно изготовленных фрагментов, которые в мозаику так и не сложились. Финал оставил легкое разочарование — во-первых использованием нового стиля, во-вторых излишней открытостью и документальностью. Тем не менее, книга хороша, читалась с интересом и, безусловно, свое место в мировой сокровищнице фантастики занимает по праву.

Оценка : 7
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

sanbar, 24 сентября 2010 г. в 11:35

Уф, наконец я одолел «Машину различий», но оно того стоило. Книга о том, как гигантский арифмометр попытались заставить осознать себя и о том, что из этого вышло на фоне революционной борьбы. Много действия, плюс абсолютная безжалостность авторов к собственным героям, как в сюжетном плане, так и в плане построения книги. Сначала нам предлагается подробный рассказ о человеке, преподносятся на блюдечке его поступки и чувства, потом подается на десерт увлекающий, насыщенный событиями сюжет, но стоит привыкнуть к герою, как раз и его выключили, как телевизор. Причем не потому , что он героически погиб. Просто как только очередной мавр сделал свое дело — его можно отправить куда нибудь в Китай, о чем сухо сообщается, где то посреди следующей итерации. Непривычно, неудобно, но необычно и интересно. Крайне оригинальный мир, наполненный легким стебом над английской историей и литературой. Описательная часть — выше всяких похвал, сюжетная -достаточно неплохо, но для развлекательной литературы читается все таки трудновато. В целом- рекомендую по настроению. Этакие приключения Д.Ватсона в мире F.Fantasy 8 и страшных снов Х.Миядзаки.

Оценка : 8
«Двадцать страничек прошлого»
–  [ 4 ]  +

J0kerS, 05 ноября 2009 г. в 18:00

Сначала мне показалось, что глупо описывать событие из жизни человека, ну или шейпира парой строк. А дочитав до конца, сложилось впечатление, что я прочитал увесистый роман насыщенный интригующими событиями из непростой жизни Личности. Брюс Стерлинг смог парой станиц создать, то что другие писатели не могут написать и на сотни страниц. Очень сильно и оригинально!

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

zmey-uj, 20 марта 2009 г. в 03:01

Читать интересно, но окончание рассказа вызывает мысль, что история была брошена на полпути. Нашли ли двойника, что там в действительности стало с другом, который слал-слал посылки, да вдруг перестал? У меня возникло ощущение, что Эдди, у которого все так прекрасно, на самом деле попал в какую-то серьезную переделку. Что случилось с гостьей ГГ — были ли у нее проблемы из-за провала, или она развернулась теперь уже на новой территории?

В общем, есть такой вариант финала — «жизнь продолжается!». В данном случае хотелось бы немного больше деталей о том, как развивались события. Других претензий, в принципе, нет.

Оценка : 7
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

Claviceps P., 09 июля 2008 г. в 22:35

Вполне хорошая пост-киберпанковская вещица, в которой действительно удачен антураж.

Будущее 2037 года передано весьма колоритно. Но вот сама суть как-то намеренно завуалирована автором, и улавливается плохо. Много социальной нудноватости в этом рассказе, что впрочем весьма характерно для всей прозы Стерлинга... :-)

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

Olcha, 03 июля 2008 г. в 19:05

Читается тяжело, местами оставляет очень гнетущее впечатление. Но как ни странно, могу сказать что это исключительно тонкий стеб над киберпанком классическим. Все каноны жанра сохранены — тут вам и вычислительная техника, и мегаполисы с кучей рекламы и даже упоминание прообожаемые Гибсоном Японию и Россию)

Оценка : 8
«Дух времени»
–  [ 4 ]  +

С.Соболев, 14 мая 2008 г. в 18:06

«Двадцатый век не был так важен, как ты воображал, папа. Это был грязный век, дешевый и подлый. В ту самую секунду, когда он испустит дух, о нем все позабудут. В двадцать первом веке у нас не будет ваших пакостных проблем. Наши проблемы будут серьезными и сложными» (с.315).

Американцец Брюс Стерлинг не раз и не два бывал в России. Читал кое-что из нашей литературы. Пелевин его здорово зацепил, да так, что кроме прямых отсылок на его творчество встречаются чуть ли не калькированные сцены.

Пользуясь отзывами на роман Пелевина «Generation “П”», надо просто повторить все то же самое, что было сказано про пелевинский роман, но адресовать роману стерлинговскому:

«Zeitgeist» – производственный роман, в котором описано производство реальности поп-культуры. Для конспирации (дабы не посыпались обвинения в разбалтывании профессиональных секретов шоу-бизнесменов) в роман добавлена щепотка мистики – девочка, немного балующаяся полтергейстом, и привидение индейца, погибшего при испытании первой атомной бомбы. Для социальной остроты повсюду вмешиваются тайные правительственные, надправительственные, и антиправительственные организации (ультраправые турецкие «Серые волки», Курдская рабочая партия, армянская секретная партия освобождения Армении, Армия освобождения Косово, американская система информационной разведки «Эшелон»), истинно двигающие события этого мира. «Я – могущественный тайный владыка глубинной реальности современного мира», восторгается турецкий наркомафиози, заправляющий половиной нелегального бизнеса в стране. Для большего оживляжа приплетаются Березовский, Усама бен Ладен и Моника Левински.

Оценка : 9
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

alexey1978, 18 апреля 2008 г. в 12:30

Рассказ, несомненно, обладает и плюсами и минусами, и с ходу не понять — чего больше. К плюсам можно отнести довольно интересный мир и оригинальный сюжет. К минусам — многочисленные нестыковки в поведении главных героев, отсутствие какой-либо четкой идеи. Если бы автор на основе этого мира написал роман, было бы наверняка интересно. В масштабах же рассказа ничего выдающегося ему сделать не удалось.

Оценка : 6
«Двадцать страничек прошлого»
–  [ 4 ]  +

zarya, 03 марта 2008 г. в 20:33

Гениальный рассказ, в котором упакована вся «Схизматрица». Из предисловия Стерлинга к юбилейному изданию: «Это был разогрев перед предстоящим романом, и в нём я довёл свою технику «концентрированной прозы» до предела». Действительно, плотность текста необычайная.

Оценка : 10
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

слОГ, 15 февраля 2008 г. в 21:20

Я так думаю, что это лучший роман Гибсона и Стерлинга, как по отдельности так и вместе взятых Нет, серьезно, отцы-основатели киберпанка сделали вещь в паропанке принципиально лучше, чем все, что они делали до и судя по всему после. По мне, никакого другого романа с такой убедительностью у них уже не будет.

В принципе, я знаю еще один роман сходный по структуре. Это шедевр Кита Робертса «Павана».

Наверное самое забавное, что два американца создали очень английский роман. Он очень хорошо и легко читается. И жаль, что это произведение так быстро закончилось...

Оценка : 10
«Манеки-неко»
–  [ 4 ]  +

zarya, 27 января 2008 г. в 23:22

Экономическая киберутопия, наивность которой была понятна уже ко времени написания, а сегодня и вовсе не должна вызывать сомнений. Персонажи функциональны. Для Стерлинга слабый рассказ.

Оценка : 6
«Киоск»
–  [ 4 ]  +

seregaS, 08 января 2008 г. в 01:21

Как показалось, один из случаев, когда идея, заложенная автором, преобладает над содержанием всего произведения. В данном рассказе есть много интересных мыслей, попытка смоделировать возможное будущее, рассмотреть социальные проблемы и тд.

Но сам рассказ художественной ценности не представляет: повествование сбивчивое, поступки героев неадекватны, придуманный мир совсем не выглядит живым. Обычно такие рассказы выходят из-под пера начинающих авторов, а тут вдруг от такого маститого, как Брюс Стерлинг, не ожидал такого :-(

Оценка : 5

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 



⇑ Наверх