Даниэль Клугер отзывы

Все отзывы на произведения Даниэля Клугера



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 126

  Страницы: [1] 2  3 

«Мушкетёр»
–  [ 10 ]  +

bvi, 24 мая 2015 г. в 22:26

С удовольствием перечитал в книжном варианте «подлинную историю Исаака де Порту, служившего в мушкетерской роте его величества Людовика XIII под именем Портос». Меня поражает и радует умение Клугера в некоторых последних вещах возвращаться к давно известным историям (вроде путешествий Гулливера) и открывать совершенно неожиданные их стороны. Причём сделано это с любовью, бережно и тактично. (Просто вывернуть историю наизнанку, это и Бушков может, прости, Господи!) А тут чисто лемовский метод сбора информации и выверенный логический вывод, не составляющий и тени сомнения, что было именно так, как повествует автор. Приятно!

Оценка : 10
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
–  [ 7 ]  +

avsergeev71, 01 марта 2017 г. в 00:08

Диканька — небольшой малороссийский городок Полтавской губернии, навсегда вошедший в русскую литературу, благодаря бессмертному творению Н.В.Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — с этих жутковатых историй для многих из нас (и для меня в том числе) начиналось знакомство с русской (да и не только) мистической литературой.

Яворицы — небольшое еврейское местечко, находящееся, судя по всему, в той же самой Полтавской губернии, и, вполне возможно, — совсем недалеко от Диканьки. Недалеко — во всех смыслах: и по расстоянию, и по времени, и по духу. Здесь тоже любят рассказывать страшные истории: тот же жуткий народный (хотя и литературно обработанный) фольклор, только — еврейский. Наверное цикл рассказов можно было бы назвать «Вечера на хуторе близ Явориц», но автор выбрал более скромное: «Летающая в темных покоях». Не знаю как кому, но лично мне в процессе чтения постоянно приходила на ум мысль, что читаю я некое продолжение Гоголевского шедевра, которое он по какой-то причине поручил написать (или дописать) Даниэлю Клугеру. Да, собственно, и причина это вполне понятна — слабоват был Гоголь по части еврейской мистики. И Клугер, надо признать, не подкачал.

Да, давненько я не сталкивался ни с чем подобным. Да, пожалуй, после самих «Вечеров на хуторе» и не сталкивался. Десять новелл, разных как по времени написания, так и по времени описываемых в них событий, создают величественное полотно, — красочное, сочное, объёмное. Для меня это было настоящим открытием — до селе незнакомый мне мир еврейской народной мистики. Она разная: порой — мрачная, тяжелая, порой — веселая, ироничная, порой — озорная. Но при этом всегда — яркая, ёмкая, колоритная. Разные герои, разные эпохи, разный стиль написания. Порой из-за спины Гоголя явственно проглядывает Лавкрафт. Но все же это — Даниэль Клугер, яркий, самобытный и очень талантливый автор. Прекрасный русский литературный язык и филигранно отточенный слог, — истинное наслаждение для читателя.

10 баллов.

Оценка : 10
«Дело об украденном саркофаге»
–  [ 7 ]  +

witkowsky, 07 марта 2011 г. в 23:10

Блестяще развернутая в тетралогию история о непьющем сыщике (алкоголике, посему с ним вечно мотается Умник, т.е. «Клюгер») в ... параллельно существующем Государстве Израиль — Греция упоминается как нечто вроде Руанды. Остроумно и ни на что не похоже. Задумано еще несколько частей: пусть автор еще две-три добавить, сможет по праву считаться классиком жанра. Редкое мастерство детали, прекрасное знание предмета и насквозь еврейский колорит в духе лучшего Майринка (вроде знаменитого рассказа «Бродило», о сапогах аббата, с помощью коих заквашивалось драгоценное вино к королевскому столу).

Оценка : 10
«Мушкетёр»
–  [ 6 ]  +

Эгоистка71, 14 ноября 2014 г. в 19:04

Получила огромное удовольствие. Автор сумел совместить несовместимое. С одной стороны, он вполне остался в стиле Дюма, с другой — произведение носит явный отпечаток индивидуальности автора. Герои — ну именно они, те самые, знакомые с детства, и в то же время узнаешь о них нечто неправдоподобно новое. А главное — веришь, веришь, что так могло быть. Да что там — что так и было! Более того, только сейчас я на самом деле влюбилась в заглавных героев «Трех мушкетеров», потому что в книге Клугера они по-настоящему раскрываются как люди необыкновенного внутреннего благородства и отваги. Сюжет насыщен событиями, развивается очень увлекательно, у автора прекрасный язык. Одна беда, что слишком быстро прочиталось, очень хочется еще такого.

Оценка : 10
«Дело об украденном саркофаге»
–  [ 5 ]  +

avsergeev71, 13 октября 2016 г. в 19:13

Первая повесть цикла «Дела магические». Знакомство с частным детективом Ницаном, его странным спутником — демоном-рапаитом по прозвищу Умник и странным миром, в котором оба они обретаются.

По-правде говоря, я не являюсь поклонником детективного жанра, поэтому за развитием сюжета следил постольку-поскольку. Однако должен признать, что сюжет не подкачал — интрига держалась до последнего. Тем более, что к трем измерениям обычного мира добавилось еще как минимум одно измерение мира мистического, добавив дополнительные варианты для анализа. Так что любителям разгадывать детективные головоломки повесть можно смело рекомендовать.

Главным же достоинством повести, да и всего цикла, являются сами герои и окружающий их мир. После нескольких безуспешных попыток определиться в пространственно-временном континууме повествования, я сдался и просто стал наслаждаться разворачивающейся передо мной грандиозной картиной. Должен признать, что давненько не встречал чего-либо похожего. Совместив вроде бы абсолютно не совместимые вещи, автор добился странного правдоподобия: дикая фантасмагория обрела потрясающий реализм. Город и его жители настолько материальны, что готовы прямо-таки выпрыгнуть со страниц. Добавьте сюда тщательную, просто виртуозную проработку образов героев, и останется честно признаться, что перед нами настоящий литературный шедевр, хотя и в несколько легкомысленной обертке. И вся эта роскошь — ради четырех небольших повестей? Да автор, выражаясь словами В.В.Маяковского, — форменный словесный транжир и мот. Иному этого богатства за глаза хватило бы на целую серию толстых романов.

В общем, крайне и настоятельно рекомендуется к срочному прочтению. 10 баллов. С плюсом.

Оценка : 10
«Дела магические» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

avsergeev71, 13 октября 2016 г. в 11:11

Цикл состоит из четырех повестей, связанных общими героями, местом и временем событий.

Адская смесь фэнтези, мистики, детектива и альтернативной истории. Точное время и место событий цикла определить весьма затруднительно. Можно с уверенностью сказать лишь то, что перед нами древний Ближний Восток (район современной Палестины и ее окрестностей), каким-то образом перенесшийся в современную эпоху, минуя основные исторические этапы. Хотя насчет современности эпохи — тоже все очень условно.

Итак, перед нами Шенаар — некая шумеро-аккадо-ханаано-семитская демократическая республика, а точнее ее столица Тель-Рефаим. В республике действуют закон и право, наблюдается активная политическая жизнь, избирается президент, заседает парламент, присутствует оппозиция, полиция следит за порядком, процветает крупный и мелкий бизнес. Но наряду с этой обыденной реальностью явным образом присутствует реальность иная: все сферы личной и общественной жизни насквозь пронизаны мистикой, на улицах города вовсю орудуют маги, астрологи и целители, многочисленные боги и демоны из шумеро-ханаанского пантеона активно вмешиваются в жизнь горожан, и вообще граница с потусторонним миром достаточно условна. Всемирный Потоп уже прошел, обитатели Древней Греции только вышли из пещер, а Моисей то ли еще не приходил, то ли вообще в этом варианте истории не предполагается.

Во всем этом бардаке живет и работает бравый парень Ницан Бар-Аба, частный детектив и алкоголик по совместительству. И в том и другом виде деятельности ему активно помогает некое потустороннее существо — демон-рапаит по прозвищу Умник. Жители города нарушают закон достаточно активно, а обращаться в полицию не всегда удобно, поэтому работы у частного детектива, несмотря на его сомнительную репутацию, хватает. Чего не скажешь о его финансах — Ницан постоянно сидит на подсосе. Не то, чтобы жителя города были жадными, — гонорары у Ницана весьма неплохие, просто все заработанные деньги куда-то вечно исчезают: в основном на выпивку и развлечения.

Все четыре повести читаются на одном дыхании. Стиль повествования легкий, но при этом со словом автор обращается очень бережно. В принципе, детективный сюжет, сам по себе очень качественный, является скорее подспорьем — и без него было бы очень интересно. По сути, автору удалось создать вполне законченный мир, в котором действуют герои цикла. Все прописано до мелочей, ничего не упущено, вплоть до истории и мифологии. Да и сами герои очень живые, реальные. Даже нечисть.

В общем, рекомендуется к прочтению. 10 баллов.

Оценка : 10
«Дела магические» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

Brain-o-flex, 10 октября 2015 г. в 13:36

Необычно. Всё необычно.

Израиль, сохранившийся и процветающий с времен Ашшурбанипала и Навуходоносора. Криптоистория?

Магия, которая делится на легальную и нелегальную — полицейские штатные маги, например, и преступники. Фэнтези?

Частный детектив, расследующий дела, огласка которых чревата... Детектив?

Много чуть переделанных еврейских демонов. Мифология?

Всякие приключения, выпавшие на долю «виртуального» алкоголика... Юмор?

Всё здесь — и юмор, и мифы, и фэнтези, и детектив.

Хитро сплетено и закручено, и главное — очень интересно!

Оценка : 10
«Осквернитель снов»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. в 22:33

Классический мистический хоррор с элементами сюра. Еврейский национальный колорит присутствует здесь скорее как некий экзотический антураж, — произведение явно выходит далеко за рамки «местечковости», являясь по сути интернациональным. «Сны в ведьмином доме» Лавкрафта — вот что вспоминалось мне при чтении. И даже дьявольский кот словно выпрыгнул оттуда — из «Снов».

Ужас, приходящий во сне, — столь же благодарная тема для ужастика, сколь и избитая в хлам. Но, на мой взгляд, автору удалось внести в нее ряд новых ярких мазков. В целом, получилось очень даже неплохо: мрачно и очень атмосферно. В какой-то момент мне даже становилось страшно.

10 баллов.

Оценка : 10
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. в 21:32

Классический ужастик с национальным колоритом. Очень стильно и атмосферно. Местами трагично и тяжело. Содержит вполне определенный моральный посыл: предателей не оправдывает ни какая религия.

Понравилось. На самом деле, — очень серьезное произведение. Не смотря на легкомысленный жанр.

10 баллов.

Оценка : 10
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

Brain-o-flex, 15 апреля 2016 г. в 13:18

Колоритная мистика.

Не просто готика, европейская по сути, а еврейская готика.

То бишь сюжет этот мог быть много где, но в местечке Яворицы он стал с особенным привкусом, акцентом, загаром...

Читал и смаковал.

П.С. Для преступлений предателей нет срока давности.

Оценка : 10
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 3 ]  +

bvi, 10 апреля 2015 г. в 19:32

Ах, какое наслаждение, доложу я вам, дорогие мои, читать книжку, написанную русским языком. Уже как-то отвыкаю помаленьку. После того, как насладишься фразами типа «Сидя на колу, эта мысль облегчит мои страдания», переход к нормальным фразам – это как опустить бедные ноги, измученные тесной обувью, в прохладную воду.

Книжечка Виталия Данилина являет собой классический детектив традиционной формы во всех отношениях. Безо всяких этих новомодных сбиваний читателя с панталыку. Читаешь и узнаёшь всё, что узнаёт главный сыщик. И ежели ты не сделал своевременный вывод о том, кто совершил преступление, то винить можешь лишь самого себя. Тебе всё уже рассказали и показали.

Действие книги происходит в январе 1888 года, и главному сыщику ещё не исполнилось и восемнадцати лет. Тем не менее, действует он стремительно и раскрывает преступление, находясь в весьма стеснённых обстоятельствах. И быть бы этому молодому человеку звездой полицейского сыска, если бы он не стал учителем и вождём трудящихся всего мира...

Я не собираюсь здесь пересказывать сюжет, да и смысла это вовсе не имеет, потому что текст у В.Данилина получился вкусный, стилизованный под повествование столетней давности, и стилизация эта, на мой взгляд, весьма удалась.

Оценка : 10
«Смерть в Кесарии»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 17 сентября 2018 г. в 16:23

Классический полицейский детектив с национальным еврейским колоритом. Его, этого колорита, настолько много, он настолько объёмен и осязаем, что в какой-то момент перестаешь понимать, что тебе более интересно: детективный сюжет или же собственно сам колорит. В моем случае колорит постоянно брал верх над сюжетом. Хотя сюжет тоже весьма неплох: все очень умело закручено, а все загадки разрешатся буквально в последнем предложении.

При всем этом, роман написан прекрасным литературным языком, что является сравнительно редким явлением для детективного жанра. Я получил подлинное наслаждение от чтения. Впрочем, автор в этом плане достаточно стабилен: никогда не разочаровывает читателя.

В общем, искренне рекомендую всем любителям хорошей литературы вообще, и детектива в частности.

10 баллов.

Оценка : 10
«Повесть о Лейзере»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 02 марта 2017 г. в 01:16

Ну кто еще расскажет о евреях так, как они сами рассказывают про себя? Недаром же еврейские анекдоты пользуются давней и неизменной популярностью. Хотя далеко не всегда эти анекдоты смешные, — бывают и грустные, а часто и трагичные.

«Повесть о Лейзере» — это произведение-анекдот. Еврейский анекдот протяженностью в жизнь. Сапожник Лейзер Гуревич, обитатель местечка Яворицы, предстает перед читателями в самые разные периоды своей долгой жизни: от ранней юности до самой смерти. А вместе с ним предстают его многочисленные родственники, знакомые, сограждане и просто исторические (и не только) персонажи: умные и глупые, смешные и серьезные, хитрые и простоватые, жадные и бескорыстные. И конечно с ними случаются самые разные, безумно интересные, захватывающие истории. Написано очень стильно — просто мастерски. В общем, — не оторваться.

Искренне рекомендую.

10 баллов.

Оценка : 10
«Хлеб и соль»
–  [ 2 ]  +

Brain-o-flex, 11 апреля 2016 г. в 12:54

Шикарная история.

В духе одной из серий «Сверхъестественное» (про Стригу) или одной из историй «Гримм».

Действительно, читателю с живой фантазией и благодаря таланту писателя представляется как фильм, как одна из серий про «еврейскую готику».

И именно на этой истории этот термин «застолбился».

Веришь, что есть-таки этот жанр литературы.

Именно такие истории уходят в народ — «Хлеб и Соль» можно пересказывать ночью у костра, в палатке во время грозы...

нагнетая, как это сделал автор.

И наслаждаться эффектом, видимым по глазам слушателей.

И это уже не чисто еврейская история, это классическая литература.

В лучших традициях Гоголя, Лавкрафта, Говарда.

Оценка : 10
«Последний выход Шейлока»
–  [ 2 ]  +

bvi, 24 мая 2015 г. в 22:29

Как говорит автор, идея этого романа вызрела у него при работе над «Баскервильской мистерией» – очень любопытным исследованием детективной литературы. Сыщики по Клугеру – из преддверья загробного мира, опасно подошедшие к ирреальному миру. В «Стоящих у врат» эта посылка доведена до предела прежде всего тем, что действие происходит в утопическом гетто второй мировой войны. Совсем рядом дымят трубы лагерей уничтожения, а здесь обречённые люди пытаются сделать вид, что живут почти нормальной жизнью. «Почти» – потому что от реалий гетто никуда не деться. Ирреальность, иллюзорность этой жизни показана глазами врача, у которого нет никакой возможности действительно врачевать. Да, можно даже сделать операцию больному, но выжить ему всё равно не удастся, потому что нет ни лекарств, ни должного ухода.

В этом ирреальном мире происходит убийство режиссёра, только что поставившего силами жителей гетто «Короля Лира». И появившийся «из ниоткуда» бывший детектив расследует это преступление. Это настоящий специалист своего дела, и он прекрасно проводит расследование. Вот только никакого смысла в этом нет. «Сезон иллюзий завершён», нацисты сочли эксперимент с гетто неудачным, и завтра все его обитатели, – и убийца, и детектив, и врачи, – отправляются в Освенцим.

Очень спокойное, обстоятельное повествование. И очень пронзительное, даже для нашего толстокожего времени. Чего стоит хотя бы эпизод с детьми, которых подкармливают для обмена каким-то банкирам, а когда сделка не состоялась, отправляют в небытие.

Оценка : 10
«Новые времена»
–  [ 1 ]  +

fail of reality, 26 января 2023 г. в 08:12

Повесть «Новые времена» Даниэля Клугера является прямым продолжением «Второго нашествия марсиан» братьев Стругацких. Действие происходит спустя некоторое время после того, как марсиане в сильной спешке собрались и покинули Землю, побросав свои пожитки.

Люди не ожидали такого поворота событий — они уже успели смириться и даже полюбить марсианских правителей. В обмен на желудочный сок марсиане одаривали человечество деньгами, вкусным синим хлебом и такой же синей марсианской водкой. Да и в целом, как говорится, жить стало лучше, жить стало веселее… Чем тебе не счастье? Но марсиане покинули грешную Землю, и люди растерялись — а как жить-то теперь, ну?

Однако их растерянность длилась недолго. Среди человеков, как и всегда, быстро нашлись самые предприимчивые — они прихватизировали марсианские пункты приёма желудочного сока и объявили их частной собственностью. Тебе это ничего не напоминает? Забегу вперёд и скажу — да, автор повести даёт аллюзию именно на то историческое событие, о котором ты подумал…

На мой взгляд, Даниэль Клугер красочно описал переход «крупного марсианского предприятия» по сбору желудочного сока в человеческие руки частных компаний. Дадим слово автору:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«По его словам выходило так, что марсиане ещё около месяца назад начали интенсивную подготовку к возвращению. Загрузили все запасы сока, выкачанного из наших желудков. И, наконец, улетели.

Я вспомнил вереницу цистерн, проходивших ночью через наш город. Мне стало нехорошо. Что же это получается, господа марсиане? В тот самый момент, когда народ в вас поверил и даже ощутил некую благодарность — за то что вы, наконец, позаботились о нём, обеспечили ему стабильное и безбедное существование, обеспечили источником дохода, независящим от инфляции, девальвации, приватизации и национализации и Бог знает, чего ещё — в этот самый миг, повторяю, вы вдруг закрываете пункты приёма желудочного сока!

Мало того — вы выпускаете из тюрьмы господина Лаомедонта, которым он, этот народ, был сыт уже по горло! И вы ещё смеете считать себя цивилизованной властью? Вы такие же эгоисты и гангстеры, господа, как господин Лаомедонт и его подручные, ничуть не лучше. Хоть вам и удалось пересечь космическое пространство».

Что ж, думаю, я буду прав, если скажу так: марсиане у братьев Стругацких и у Даниэля Клугера — одна большая метафора. Но в то же время, эта метафора гораздо более применима к «Новым временам» Клугера, чем ко «Второму нашествию марсиан» Стругацких...

Хватит тянуть кота за подробности! В общем, мне показалось, что марсиане — это советская власть. Подлинные цели марсиан загадочны и одинаково трудны для человеческого понимания, как и цели советской власти. Разве я не прав? Разве средний советский человек (сиречь — обыватель) понимал, как должен строиться коммунизм?..

Возможно, сейчас я скажу крамольную мысль для всех, кто «топит» за Советский Союз: да, полное собрание сочинений Владимира Ленина и «Капитал» Карла Маркса стояли практически в любой советской семье. Однако что-то мне подсказывает, что подобные книги именно стояли, то есть просто пылились на полках «для галочки».

Я не обвиняю людей в тупости или интеллектуальной лени, которые бы не позволяли им осилить классические труды по политической экономии. Это тоже было — и тупость, и лень — но сейчас не про них. Всё гораздо проще: у среднего человека довольно мало свободного времени, и после работы ему вряд ли захочется читать Владимира Ленина, вникая в суть понятий и терминов; простой рабочий Иван из города Тверь хочет просто расслабиться, выпить с друзьями по кружке пива, починить машину, съездить на дачу, погулять в парке…

Средний человек на то и средний человек, чтобы работать на работе, тем самым поддерживая государство, а идейно-духовные ценности воспринимать в уже готовом виде, — и чем они будут проще, наглядней и доступней, тем лучше. Вспомни советские агитационные плакаты, вспомни кино — во многом прямое и открытое, без арт-хаусных завихрений сюжета, вспомни книги, максимально понятно и чётко объясняющие сущность «настоящего человека»…

Я не говорю что всё это — плохо. Не пойми меня превратно. Мой вопрос в другом: разве массовое кино и стотысячные книжные тиражи были не для «среднего советского человека»? Ответ, кажется, очевиден — именно для него они и были. Если же я ошибаюсь — поправь меня, буду рад услышать иную точку зрения.

Думаю, для обывателя советская власть выглядела так: пусть она не очень понятна в своей теории, но зато на практике — чаще всего справедлива. Работаешь ты или учишься — ты всегда защищён законом, профсоюзом, местным парткомом… А потом ВЖУХ! И этого больше нет, и на замену здесь пляшут лишь какие-то бледные немощные тени.

Вот и марсиане у Даниэля Клугера — тоже власть, которая в один момент просто взяла и исчезла. Растворилась без всякого объяснения причин. Как и СССР: был он — и вдруг его не стало. И вот уже несколько десятков лет мы гадаем, почему же развалился Советский Союз…

Немаловажную роль в исчезновении марсиан сыграли и партизаны типа Харона. Напоминаю, он — зять главного героя из повести братьев Стругацких, и он по-настоящему боролся с марсианами. Партизаны хотели — и наконец добились своего! Но не всё так просто — стоило марсианам улететь с Земли, как власть тут же захватили бандиты.

Ещё раз спрошу: ничего не напоминает? Обратимся к тексту:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Всё переходило в руки гангстеров, а наши городские власти не собирались вмешиваться».

После того, как власть захватили «гангстеры», простым людям стало понятно: тотальная приватизация и частная собственность на средства производства — ещё хуже, чем «уравниловка» всех по желудочному соку. Да, ведь не дело — от каждого по способностям, каждому — по крови! Отныне сок поделили на пять категорий качества, а значит, людей тоже поделили по сортам и качеству…

Привет, новые времена!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я перелистал газету и не нашёл ни единого упоминания о возможном голоде. Или о пенсиях. Не говоря уже о таком важном событии, как например закрытие пунктов приёма желудочного сока. В качестве передовой статьи фигурировало полуподвальное творение некоего доктора Марсия (так мне и не удалось выяснить у Харона, кто скрывается за этим двусмысленным псевдонимом) о некоторых новейших исследованиях желудочного сока, проводившихся в последние месяцы.

В частности, оказывается, что всё человечество, в соответствии с составом данной жидкости, можно достаточно чётко разделить на пять категорий, причём процентное содержание химических элементов передаются внутри каждой из этих категорий по наследству с большим постоянством, чем даже расовые признаки. Очень интересно. Написали бы лучше, что случилось с пенсиями. Теперь за стакан желудочного сока будут давать пять монет далеко не каждому. Новым владельцем (или владельцами) установлено нечто вроде тарифа: все сдатчики желудочного сока подразделяются на пять категорий.

Первая, вторая и так далее. Так вот: только представители первой категории будут получать пятёрку за стакан. Вторая — три, а третья — два. Сумму оплаты пятой категории, по-моему, невооружённым взглядом разглядеть невозможно».

Много я тут уже наговорил… Главное, чтоб не на статью — последние лет десять у нас это дело любят. Прости нас, Юра, мы тебя посадили… И выпустили, чтобы жрал, ел и смеялся. Но да ладно. А теперь же я с радостью передаю слово одному из лидеров новой власти. Господин Кронос, милости просим!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Господин Кронос выходит на сцену, свет приглушается, зрители внимательно слушают:

«Уважаемые люди! Граждане! Друзья. Марсиане улетели — это неоспоримый факт. Теперь нам нужно рассчитывать только на свои силы, и времени на раскачку нет. Но ничего страшного. Наша страна много раз проходила через серьёзные испытания: и римляне её терзали, и персы, — со всеми справилась Греция. Победили и эту заразу марсианскую. Вместе мы всё преодолеем. Всё что было — позабудем, а грядущее — построим!»

В зале слышатся редкие, неуверенные хлопки. Господин Кронос продолжает:

Да, марсианские ценники на стакан желудочного сока нам пришлось понизить — слишком уж много инопланетные захватчики платили за сок, растратили несколько годовых бюджетов нашей страны. Теперь-то они улетели, им там, наверно, хорошо, а нам оставили одни проблемы… Но ничего, всё в жизни проходит — так говорил библейский царь Соломон. И мы — справимся! Мы победили марсиан в открытой и честной борьбе. Я благодарю всех, кто поддержал нас в каждом уголке нашей Родины. Спасибо всем, кто сказал «да» великой Греции без марсиан, всем, кто выбрал светлое будущее вместе с нами, партией «Единая Греция». Мы будем работать честно и напряжённо. Слава Греции!»

По залу прокатился гул — то ли одобрительный, то ли нет. Господин Кронос поспешно откланялся и покинул сцену. Опустился занавес. Сев в бронированную машину, господин Кронос направился домой. Верней, это был вовсе не его дом, а дом его близкого друга — большой особняк с прекрасным видом на море. Реакция зала расстроила господина Кроноса. Он ожидал другого. Но он утешал себя, что это — только начало.

Проезжая мимо куряк и пьяниц, сквозь пустоту и глянец, мимо реки и моря, мимо чужого горя, мимо цветных экранов, мимо подъёмных кранов, мимо пустых подъездов одиноких дворов, господин Кронос вполголоса бубнил себе под нос: «А вы, твари, ещё что-то требуете… Гарантий вам дай, стабильности… Деньги дай! Денег нет, но вы нажритесь — марсианская водочка-то осталась, вон её сколько!..»

Думаю, повесть Клугера — это одна большая отсылка на «святые» девяностые или же «лихие» девяностые. А «святыми» они были или «лихими» — тут уж кому как, смотря сколько у тебя было денег, власти, и сколько бритых молодых людей с оружием стояло за твоими плечами в те времена. В новые времена.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вдруг мне пришла в голову странная мысль. Я подумал, что все эти реорганизации — в банковском деле, в системе здравоохранения — имеют одну и ту же причину. «Реформы», — подумал я. Конечно. Реформы.

То самое, о чем все эти два года писали и говорили мой зять и иже с ним. Злоупотребления, реформы. Коррупция-кооперация, национализация-девальвация. Вот, добились.

Нет, я не против реформ. Любое общество без этого попросту задохнётся. Но почему всегда и везде реформы начинаются с того, что бьют по мне? Не по мэру, не по Лаомедонту. Даже не по самому Харону, а именно по мне, отставному учителю астрономии! Какое-то узкоцелевое воздействие!

Газеты вышли вовремя, и это само говорило о том, что ничего из ряда вон ночью не случилось. Я немедленно принялся искать сообщения о ночных происшествиях. Ничего. Пресс-конференция премьер-министра об экономических реформах. Приватизация, как там было сказано, «отдельных объектов системы здравоохранения».

Пунктов, значит, донорских. Это мы уже поняли. Реформы, реформы... Знаем мы эти реформы. Чёрные рубашки тоже начинали с заявлений о необходимости оздоровления экономики. А чем кончилось? Фронт, котёл, лесоповал. И очередное оздоровление нации. Ох-хо-хо, господа реформаторы...»

Оценка : 10
«Велвл Байер и его синагога»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 28 февраля 2017 г. в 22:37

Велвл Байер, талантливый и набирающий известность московский художник, в силу некоторых обстоятельств вынужден вернуться на свою малую родину — Богом забытое еврейское местечко Яворицы, которое он покинул в годы своей юности. За годы столичной жизни бывший обитатель местечка настолько изменился, что местные жители ни коим образом не узнают в нем соплеменника, принимая его за городского буржуа средней руки. Но, как оказалось, забыли его далеко не все, — кто-то очень не желает его возвращения.

Прекрасный рассказ. Мистика, пронизанная хоррором и иронией примерно в равных долях. Национальный уклон если и ощущается, то совсем чуть-чуть, добавляя лишь несколько колоритных мазков к общей картине. Прекрасный литературный язык, филигранно отточенный слог. Очень стильно и атмосферно. Прямо-таки маленький шедевр. Один из лучших рассказов в цикле.

Очень понравилось.

10 баллов.

Оценка : 10
«Тайна старой усадьбы»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. в 23:54

Хаскель Сандер был не только почтенным хозяином москательной лавки, но одновременно и главным моэлем (совершателем обряда обрезания) местечка Яворицы. Да таким искусным, что слава о нем гремела далеко за пределами местечка. В общем, жить бы ему всеми уважаемым человеком, да радоваться, если бы ни одно его неприятное качество: был он скуп и жаден до чрезвычайности. А на жадину, как известно, и нож не нужен.

Вот именно таким я и представлял себе настоящий еврейский мистический фольклор: забористый, ироничный, озорной. Метко бьющий не в бровь, а прямо в глаз. И совсем не страшный, — даром, что мистика. От ужасного до смешного — один шаг: за местечком Яворицы явственно проглядывает город Шенаар «Дел магических».

Роскошное произведение. Без сомнения, одно из лучших в цикле. Я просто в восторге!

10 баллов.

Оценка : 10
«Летающая в тёмных покоях»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 27 февраля 2017 г. в 00:53

В еврейском местечке при странных и трагических обстоятельствах обнаруживается «нехороший» дом, обитатели которого представляют смертельную опасность для местных жителей. Обитателям «нехорошего» дома противостоят: местный юродивый дурачок и молодой учитель Закона.

Замечательный готический рассказ. На мой взгляд, один из лучших в цикле. В отличие от прочих произведений цикла, рассказ не стилизован под байку. Автор описывает события так, как будто он сам был их свидетелем. За счет этого достигается полное погружение в повествование. Создается особая атмосфера псевдореальности, которую я лично очень ценю в подобных произведениях. В итоге, вместо Гоголя имеем Лавкрафта. Ну или почти Лавкрафта.

В общем, все очень здорово. Искренне рекомендую всем.

10 баллов.

Оценка : 10
«Хлеб и соль»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. в 20:29

Итак, молодой (но уже весьма известный) раввин, автор нашумевшего религиозного трактата, ищет уединенное местечко, чтобы отдохнуть от мирской славы (и, как следствие, зависти и интриг). Богом забытые Яворицы, настоящий «медвежий угол», — просто находка для него. И всё складывается вроде бы хорошо, да только вот беда, — местные жители буквально погрязли в совершенно диких суевериях. Везде то им мерещится нечистая сила. Прямо средневековье какое-то.

Классический ужастик с легким национальным уклоном. Уклона могло и не быть вовсе, — сюжет ничуть бы не проиграл, но местечковый колорит придает произведению особый шарм. Страшно, трагично и ... красиво. Эдакая поэзия в хорроре.

10 баллов.

Оценка : 10
«Дело о показаниях покойника»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 13 октября 2016 г. в 20:27

Третья по-порядку повесть из цикла «Дела магические». Совершено убийство главы оппозиционной партии республиканского парламента. Славный город Тель-Рефаим сотрясает грандиозный политический скандал. Под угрозой существование самой республики. Нужно срочное и качественное расследование, желательно без участия полицейских-дуболомов. Кому же доверить столь деликатное дело? В силу ряда обстоятельств выбор падает на Ницана, частного детектива и алкоголика по совместительству.

Короче, перед нами классический политический детектив, вернее стёб на ним. С рядом местных колоритных особенностей. Кажется, автор собрал все клише, много лет верой и правдой служащие этому почтенному жанру, и вдоволь поиздевался над ними. Хотя интрига, не смотря ни что, сохраняется до последнего момента: есть, над чем подумать. Ну и конечно странный и загадочный мир республики Шенаар продолжает разворачиваться перед читателем, удивляя и восхищая, заслоняя основной сюжет, и делая его всего лишь незначительным фоном. В общем, автор, как всегда — на высоте.

10 баллов.

Оценка : 10
«Дело об убийстве в винограднике»
–  [ 1 ]  +

avsergeev71, 13 октября 2016 г. в 19:47

Вторая повесть из цикла «Дела магические». Частный детектив Ницан и его верный спутник Умник расследуют очередную загадку. Попутно Ницан обзаводится очередной личной нечистью.

Детективный сюжет достаточно интересен и в меру запутан. Любителям загадок есть над чем поломать голову. Хотя лично мне концовка показалось слегка затянутой. Но конечно же главным достоинством повести, как и прочих произведений цикла, является вовсе не сюжет, а герои и странный мир, в которым они действуют. Загадочный город Тель-Рефаим продолжает открывать свои тайны. Оторваться, по-прежнему, не возможно. Поэтому запасайтесь несколькими часами свободного времени, чтобы не прерывать удовольствия.

10 баллов.

Оценка : 10
«Новые времена»
–  [ 0 ]  +

fail of reality, 04 мая 2021 г. в 15:41

Отличная повесть. Стиль выдержан, сюжет логично развит дальше. Люди же всегда примерно одни и те же. Довольно точно, как мне кажется, описано возникновение капиталистических форм взаимоотношений между всеми нами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Советские» марсиане улетели насовсем, на смену им пришли предприимчивые дельцы, разделившие всех по «классу» желудочного сока. Их девиз непобедим: нае...м и продадим.

Хорошая вещь, в общем-то. Однажды перечитаю.

Оценка : 10
«Велвл Байер и его синагога»
–  [ 0 ]  +

Brain-o-flex, 27 апреля 2016 г. в 19:26

Превосходная новелла в духе Эдгара По.

Детально прописанная, с экскурсом в прошлое главного героя, с психологией отношений друзей и врагов, с национальным колоритом, с мистикой.

Оценка : 10
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 18 марта 2017 г. в 20:34

   Очень характерный образец классического детектива. Чем-то, роман очень напоминает «Собаку Баскервиллей» А. Конан Дойля. Действие происходит в XIX веке, в сельской глубинке. Есть свой Ш. Холмс — В. И. Ульянов (Ленин). Вместо Уотсона — управляющий поместьем деда Ульянова, тоже отставной военный Ильин. Присутствуют жертвы, убийцу следует искать среди здешних жителей. И, конечно, вместо страшной собаки — не менее ужасный медведь-шатун, тоже, возможно, призрачный. Ну, и в развязке интриги так же некоторое сходство с повестью английского писателя.

Любителям остросюжетных детективов и триллеров роман не понравится. Здесь — все мирно, спокойно. Перестрелок и погонь нет. Пара главных героев методично и неторопливо собирают улики, строят свои умозаключения.

Но, книга, отличная. Очень атмосферная, тёплая, уютная. Хорошо читать вечером, за чашкой чая, отстранившись от забот и погрузившись в колоритный помещичьий быть девятнадцатого века. Отличный образный язык, стилизованный под старину, великолепные пейзажи, живые герои. Не скажу, что книга затягивает, заставляет скорее дочитать до развязки. Нет. Роман для неторопливого, ленивого чтения. Есть над чем поломать голову, но в то же время, можно почувствовать себя умнее главных героев. Любителям Конан Дойля, А. Кристи и Б. Акунина книга понравится.

Оценка : 9
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 20 октября 2010 г. в 17:16

В жену портного Арье Фишера вселился диббук, и заставил ее разыскивать нечто на старом проклятом кладбище, где гайдамаки Гонты устроили страшную резню.

Мрачный рассказ, отличающийся от остальных произведений цикла. Другие рассказы перекликались с классикой русской и украинской мистической литературы, в частности с произведениями Николая Васильевича Гоголя (отсылка прямо в названии цикла). Этот же построен на сугубо еврейских местечковых легендах.

Интересное произведение, хотя это скорее очень мрачное мистическое произведение, чем, собственно ужасы.

Оценка : 9
«Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика»
–  [ 2 ]  +

omaksimov, 13 сентября 2023 г. в 04:57

В 70-х годах в США вышел сборники фантастики посателей еврейского происхождения на еврейские темы. Даниэль Клугер попытался составить аналогичный сборник русскоязычных писателей. Эксперимент удался. В сборнике представлены рассказы известных писателей — Амнуэля, Олди, Штерна, Рыбакова, и других. В нём также представлены мало известные в России, но популярные в Израиле писатели — Рыбалка, Шехтер. Перед каждым рассказом присутствует предисловие, в конце есть информация об авторах. Единственное замечание — сборник получился скорее мистический чем фантастический. Но это не делает его хуже.

Оценка : 9
«Неприкаянная душа»
–  [ 2 ]  +

sergej210477, 09 марта 2017 г. в 21:01

«Изгоняющий дьявола» с еврейским колоритом. Диббук, вселяющийся в жену портного, после проведения раввином ритуала, завладевшего телом самого героя. Плюс исторические вставки, знакомящие читателя с еврейскими погромами.

Отличная история. Проклятие, Гайдамаке, заброшенное кладбище, неупокоенная душа грешника — все переплелось в этом рассказе и логично уложилось в целостный сюжет. Мрачно, атмосферно. Еврейский фольклор смешан с хоррором и готикой.

Оценка : 9
«Цена любви»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 02 марта 2017 г. в 00:57

В марте 1523 года в городке Гаммельсдорфе (Южная Германия) произошло жестокое убийство. Тело молодого дворянина Рихарда фон Рейенсталя с чудовищной колотой раной в груди найдено рано утром неподалеку от еврейского квартала. Но самое ужасное то, что труп полностью обескровлен, а вокруг нет ни одной капли крови. Все выглядит так, как будто кровь специально выкачали из тела и куда-то унесли. На дворе дикое средневековье: мрачные суеверия и чудовищные предрассудки. Близится еврейская пасха, и подозрения, само собой, падают на местную еврейскую общину. Назревает всеобщий скандал, явственно пахнущий погромами. И за дело берется бывший инквизитор, лучший следователь Священной Римской Империи, отец-доминиканец Леонгард.

Занятный средневековый детектив. Тема следствия в тогдашней Европе, как и тема Святой Инквизиции, как правило, представляется нам в весьма негативном свете: религиозные предрассудки, невинные жертвы, предвзятое следствие, пытки и прочее. Но вот автор сумел посмотреть на эту тему под совершенно новым — довольно неожиданным углом. Почему бы не предположить, что и тогда следствие вели не только тупые религиозные фанатики, но и подлинные знатоки своего дела, пытающиеся прежде всего докопаться до истины, и ради этой истины готовые пойти наперекор своим предрассудкам? Вот автор и предположил.

На мой взгляд, получилось очень даже неплохо. Хотя любителей детектива скорее всего разочарует непритязательность логической цепочки, которую выстраивает детектив-инквизитор. Зато какой колорит: святой отец выводит злодеев на чистую воду не проповедью, а дедуктивным методом. Где еще такое увидишь?

Браво!

9 баллов.

Оценка : 9
«Миньян»
–  [ 2 ]  +

avsergeev71, 26 февраля 2017 г. в 20:04

Немного истории, немного юмора, немного мистики, немного хоррора — и вышел очень неплохой рассказ в духе Гоголевских «Вечеров на хуторе», только с еврейским уклоном. Место действия — все та же казацкая Малороссия, поэтому, не смотря на ряд национальных особенностей, эта местечковая готика имеет столь знакомый колорит.

Очень стильно, очень поэтично, очень красиво. Не хоррор даже, а страшная сказка. Хотя лично мне было совсем не страшно.

9 баллов.

Оценка : 9
«Поединок в Лорбрульгруде»
–  [ 2 ]  +

sandyann, 12 ноября 2012 г. в 14:13

Обожаю такие истории. Что может быть лучше приключенческой старой доброй сказки на детективный лад? Читается легко, интересно. Единственный минус — преступника разгадала буквально с первых страниц, но был интересен сам ход расследования и последующие выводы из этого

Оценка : 9
«Дело о двойном убийстве»
–  [ 2 ]  +

ii00429935, 18 апреля 2010 г. в 16:42

Очерк в стиле «занимательное литературоведение», читается так интересно, как не всякий детективный рассказ. Кто еще из современных авторов может так увлекательно писать о сложных вещах? Ну разве что Михаил Веллер. Да, все строится на предположении, что Раскольников старуху не убивал. Только не спешите хвататься за голову и кричать: «Бред!» Во-первых, автор очерка ничего не утверждает, а только строит предположения. Во-вторых, все свои предположения он старается аргументировать примерами из Достоевского. В-третьих (что для меня особенно важно), все авторские идеи ничуть не разрушают философию романа «Преступление и наказание». В-четвертых, сделано это, на мой взгляд, не ради скандала и эпатажа, как сейчас бывает сплошь и рядом, а для того, чтобы показать, как много интересного можно найти в произведениях, засушенных школьным преподаванием. Сразу скажу, что версия насчет того, кто из героев романа истинный убийца, меня совсем не убедила. Но здесь же вспомню модного Бориса Акунина, который в романе «Ф М» развивал ту же идею (Раскольников — не убийца). Там все получилось уж совсем вымученно и фальшиво. Но между тем — огромные тиражи и никаких окололитературных скандалов.

Оценка : 9
«Сорок тысяч принцев»
–  [ 2 ]  +

Robin Pack, 13 сентября 2008 г. в 18:01

Серия про штурмана Кошкина — один из самых удачных циклов юмористической фантастики. Явный источник для подражания у Даниэля Клугера — это «Ийон Тихий» Лема. Поэтому цикл обходится и без пошлости, и без сиюминутной пародии на модные произведения. Сошедший с ума компьютер, чудные обычаи инопланетян, пространственно-временные парадоксы — об этом было смешно читать и пятьдесят лет назад, и через пятьдесят лет смешно будет.

Оценка : 9
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
–  [ 1 ]  +

pakin666, 26 марта 2018 г. в 17:25

  Купив книгу, надеялся прочитать нечто самобытное. И совершенно не был разочарован. Вполне себе самобытная мистика, основанная на еврейском фольклоре. Местами похоже на страшные истории Гоголя, но это впечатления не портит, тем более, что автор не скрывает влияния Гоголя на создание этого цикла. Некоторые истории довольно жуткие. Хоть рассказы и самостоятельны, но весьма умело сплетены в общий сюжет.

  Кое-что вызвало у меня удивление: чем же так насолил автору Нестор Иваныч Махно, (к стати, не допускавший еврейских погромов), что говоря об участниках гражданской войны в рассказе «Возвращение Фишке-солдата» и еще в «Повести о Лейзере» Клугер выставил его в таком нелицеприятном свете ?

Оценка : 9
«Велвл Байер и его синагога»
–  [ 1 ]  +

sergej210477, 10 марта 2017 г. в 19:37

   Вольная интерпретация гоголевского «Портрета». И сюжет и стиль рассказов схожи.

Довольно сложная, и, наверное, одна из самых сильных историй романа «Летающая в Тёмных Покоях». Это не просто страшные сказки еврейского фольклора. Здесь раскрывается внутренний мир главного героя, с его переживаниями, сомнениями и расскаянием. Покинув еврейское местечко, уехав в столицу и став художником, Велвл Байер стал Виктором Байером, но своих корней он не смог позабыть. И теперь терзается сомнениями — остаться ли на родине, или вернуться к столичной жизни.

Ну и ко всему этому, автор вплёл мистическую историю с зеркалом, способном поглощать человеческие души. Да, здесь очень много подражания Н. Гоголю, но получилось все достаточно самобытно и интересно. Психологически достаточно сложная и красивая история.

Оценка : 9
«Тайна старой усадьбы»
–  [ 1 ]  +

sergej210477, 10 марта 2017 г. в 16:37

   Этот рассказ опять перекликается со страшными историями Н. Гоголя. Очень яркое и колоритное произведение.

   Один моэль попал на праздник к нечисти. Да, его и накормили досыта, и заплатили деньги за его работу, ещё ему кой-чего «обломилось». Но как и в рассказах Гоголя, от нечистой силы ничего хорошего не жди.

Отличный юмор, еврейский фольклор. Тут нет мрачный готики, как в других историях из романа «Летающая в Тёмных Покоях». Здесь весёлая, красочная и образная сказка, хотя и закончившеяся трагедией. Но жадного моэля постигает заслуженная кара, поэтому заканчивается история справедливо и логично.

Оценка : 9
«Летающая в тёмных покоях»
–  [ 1 ]  +

sergej210477, 10 марта 2017 г. в 11:31

     Рассказ про проклятый дом. Тема довольно шаблонная, но , обычно, пользуеющаяся успехом у писателей, работающих в жанре хоррора.

Что мне понравилось, так это главный герой. Не супермен, убивающий демонов направо и налево. Автор создал оригинальный и колоритный персонаж. Бедный и болезненный молодой еврейский учитель. Тем не менее, он не раздумывая, без страха и сомнений вступает в борьбу с демоном. Его волнует судьба родного городка, поэтому он смело противостоит нечисти, хотя и мог бы отстраниться. Получился очень живой и реальный герой.

Достаточно сложный сюжетно и атмосферный готический рассказ.

Оценка : 9
«Новые времена»
–  [ 0 ]  +

ensign, 04 июня 2016 г. в 20:26

Повесть оставляет мерзкое впечатление. Она действительно отлично имитирует первоисточник.

И главное конечно — это зеркало. Прочитал, посмотрелся в зеркало. Вот он я, во всей красе, маленький и ничтожный человек. Есть и более эффектные вещи на эту тему, но здесь была попытка выдержать стиль первоисточника, и она удалась.

Оценка : 9
«Осквернитель снов»
–  [ 0 ]  +

alex1970, 20 октября 2010 г. в 01:17

Хаим, ребенок, которого спас отец в «Хлебе и соле», вырос и учится в йешиве. Он становится свидетелем странных и страшных событий. Хаиму придется вступить в борьбу с Демоном осквернителем снов.

Страшный рассказ, в котором переплетаются реальность и сновидения. Очень удачно нагнетается атмосфера страха.

Оценка : 9
«Баскервильская мистерия: История классического детектива»
–  [ -3 ]  +

igorei, 15 августа 2009 г. в 09:26

Здорово.

Читается на одном дыхании, красивый язык, сразу хочется бежать читать

анализируемые в работе дитективы.

Рекомендуется всем поклонникам дитективного жанра.

После этой книги, я бы назвал Клугера — Сапковским дитективного жанра.

Оценка : 9
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 9 ]  +

ismagil, 06 августа 2012 г. в 16:40

Теперь, конечно, странно, что Виталий Данилин успел первым. Тема-то лежала на поверхности. Все знают, что ретро-детектив популярен, особенно подсаженный в конец 19-го века. Все знают, что круг сыщицких персонажей в таких детективах досадно узок и обновлению уже не подлежит: все новые герои будут клонами Путилина, Фандорина или Холмса-Пуаро-Дюпона. Все знают, что ссылка в Российской империи всегда была мероприятием сдержанной чудовищности: даже во глубине сибирских руд жизнь искрилась не по-детски, чего уж говорить о стене Кавказа и поволжских степях. Наконец, все знают, что Ленин был юристом-недоучкой и имел пытливый ум.

И только Данилин додумался написать детектив, в котором юный Ульянов, сосланный в родовое Кокушкино, распутывает двойное убийство.

Реализация получилась адекватной идее: безукоризненно и скучновато. Безукоризненно, потому что главный кайф ловится от стилизации, от густого духа времени, исходящего от деталей, переволакиваемых словесным потоком, а с этим у Данилина все в порядке. Ведь Данилин – это два многоопытных писателя-фантаста. Даниил Клугер, которого я не читал, но слышал только сдержанно одобрительные отзывы, и Виталий Бабенко, легендарный староста семинара молодых фантастов и хороший издатель, так и не раскрывшийся толком как писатель (микробоевик «Встреча» и сатирический рассказ «Игоряша Золотая рыбка» обещали многое, но авторский сборник «Приблудяне» ухнул в пустоту, а очень неплохой, хоть и отчаянно шестидесятнический литдрамтриллер «Нуль» просто остался никем не замеченным).

Соответственно, книгу стоит почитать всем любителям провинциальной старины, и категорически необходимо – моим землякам и соплеменникам. Я потрясен размахом казанских исследований, предпринятых авторами романа – которые, похоже, легко могут теперь навалять объемный труд по истории, географии и политэкономии Казанской губернии, а также по особенностям жизни, труда и быта местного населения. Любой, кто больше одного раза ездил по челнинской трассе (она же «Дорога смерти») способен при чтении «Рапсодии» умереть от наслаждения. Все мульки цитировать бессмысленно, отмечу только, что я понял, наконец, откуда растут ноги у татарских страшилок Чуковского-Толстого. Понятно же, что Бармалей – это недослышанное «не ходи-ка», а Карабас-Барабас – испорченное «посмотрим-съездим (сходим)». Бармалей, факт, произошел от одноименной питерской улицы (что не снимает вопроса, а чего она, собственно). Так вот, Карабас, судя по всему, родился из рассказа какого-нибудь казанца. Потому что, если верить Данилину, в конце 19-го века одноместный возок в будущем Татарстане назывался именно «барабас».

А скучновато (это я, если кто забыл, продолжаю мысль, начатую двумя абзацами выше), потому что все равно это конструктор, собиравшийся уже сто раз. Ну, рассказчик обречен быть Ватсоном – поэтому он простоватый словоохотливый ветеран. Ну, «Лунный камень» тоже все читали, поэтому рассказчик зациклен на одной книжке – не «Робинзоне», конечно, а «Севастопольских рассказах». Ну, население книги смешанное русско-татарское, поэтому делать убийцу русским или татарином западло, а иностранцем неинтересно – значит, убийц будет двое. Ну, Ульянов вроде сопляк, но любому нос утрет, и вежливо так, с подходцами, а потом, естественно, полным Глебжегловым окажется. Ну и так далее.

Словом, очень неплохой проект, который, боюсь, не пойдет. Потому что не пиарится книжка, и лежит себе тихохонько в «Ашане» — а это показатель, между прочим: лежать в «Ашане» и не кончаться. Жалко, конечно, и обидно за Бабенко. А что я могу сделать? Разве что купить второго Данилина – несмотря на то, что там татарская тема наверняка раскрыта не будет, и на то еще, что я, например, ни одного Фандорина не читал и читать не собираюсь (хватило знакомства с парой рассказов).

Очень жаль, что я, давая обещание, почти ничем не рискую, потому что второго Данилина, похоже, не будет.

(Отзыв написан весной 2007 года, последняя фраза, к счастью, была опровергнута почти мгновенно).

Оценка : 8
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 6 ]  +

dvh2000, 17 февраля 2014 г. в 23:25

Вторая книга из преступЛЕНИНианы Виталия Данилина пошла гораздо лучше чем первая. В «Двадцатой рапсодии Листа» я долго сопротивлялся фактуре — уж очень сложно было представить Ленина детективом. Я пытался смириться с этим весь роман. Но зато, когда дело дошло до второй книги — «Четвертой жертвы сирени» — я уже встречался с ее героями как со старыми добрыми знакомыми, приняв эту специфическую фактуру без оговорок.

Сюжет истории сам по себе любопытен. Но я не будем о нем распространятся, так как за садовника обидно. :) Лучше я расскажу о некоторых своих переживаниях в ходе прочтения.

Все время ловил себя на сравнении Владимира Ульянова — детектива с Владимиром Ильичем Лениным — иконой советской истории. Явно было видно, автор (а точнее авторы) хотел поиграть этим сравнением и, надо сказать, что сильно здесь рисковал. Могло получиться слишком искусственно или карикатурно. Но получилось хорошо. Образ интеллектуального, культурного и энергичного молодого человека вполне сообразен роли детектива. А некоторые особенные свойства Ульянова, подчеркиваемые автором неоднократно, — жесткость игрока, волевые качества, влияние на людей, способность пожертвовать чем-то ради достижения цели — добавляет к портрету особую остроту. Проявление именно этих (последних) свойств наиболее интересно было наблюдать, так как они определяют в герое потенциал будущего лидера политической партии и главы молодого государства. Именно они в перестроечный и постсоветский период российской истории были в гипертрофированном и искаженном виде разрекламированы, что превратили в общественном сознании святого в чудовище.

Образ второго героя — доморощенного «Ватсона» (или «Артура Гастингса») Николая Афанасьевича Ильина, так понравившегося мне в первом произведении, и здесь был достаточно любопытен. И хотя Ильин, будучи изъят из своего домашнего окружения, был не таким уютным, но все же остался персонажем, которому хочется сочувствовать и сопереживать.

«Стоя на борту, держась обеими руками за поручень, я смотрел на удаляющийся берег и на быстро уменьшавшуюся фигуру нашего благодетеля — Владимира Ульянова. Вскорости толпа на пристани слилась в единую массу, и более невозможно было различать в ней отдельные фигуры и лица». Этот фрагмент вызвал во мне воспоминания моих детских поездок с дедом и бабкой по Волге. Я тоже долго стоял, уезжая из г. Куйбышева (он же г.Самара), как и при отходе от других городов, встречавшихся на нашем пути. Такое медленное, плавное расставание меня завораживало и вводило в печальную задумчивость.

Однозначно буду ждать продолжения. Будет ли оно?

Оценка : 8
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 6 ]  +

ismagil, 06 августа 2012 г. в 16:45

Продолжение всегда получается хуже первой книги. Это известно всем, в том числе и авторам литсериалов, перед которыми лежат три пути: смириться, обеспечить арифметический прирост достоинств первой части (в первую очередь драк, убийств и любовей), либо отправить любимого героя-Теркина на тот свет или в космос и посмотреть, как он будет изворачиваться. У фантастов Бабенко и Клугера, затеявших эпопею про Ленина-сыщика, особого выбора не было: мириться с линейным развитием им собственная репутация не позволяла, а отправлять кудрявого еще Ильича в космос – историческая энциклопедия.

(Кстати, не могу удержаться от определения понятия «Ленин» по версии малого словаря Брокгауза и Ефрона: «Ленин, Н., псевдон. экономиста и публициста, социал-демократа (большевика), сотрудника журн. «Искры» и друг. нелегальных изданий. «История капитализма в России» (под псевдонимом Вл. Ильин); много брошюр и журнальных статей по текущим вопросам политики и экономики»).

Авторам пришлось пойти вторым путем – и достичь вполне почтенных результатов. В первой книжке Ульянов с интеллигентным достоинством расследовал двойное убийство, совершенное довольно бесхитростными душегубами, и лишь в концовке слегка оправдывал будущую репутацию мастера кройки по живому. Во второй лобастый Володя раскручивает первые в осмысленной истории человечества серийные убийства, происходящие, если я правильно понимаю, за пару месяцев до лондонского дебюта Джека-Потрошителя. Соответственно, жертв уже не две, как в первой книге, а пять (еще одно умерщвление не попало в заголовок за нехваткой обсиренелости), злодеи более чем профессиональны и устрашающи, а Володя демонстрирует не только пухлогубое добродушие, но и способность жестко идти в отмах, договариваться с чертом рогатым и доить кадетов, отчего почти традиционное финальное разоблачение его нравственного кариеса выглядит вполне ожидаемым. Да и сам Данилин впадает в некоторую избыточность и почти превращается в фаната краеведения – что, впрочем, можно считать милой особенностью богато детализированного ретро-стиля.

Попутно авторы раскрывают тему пидоров, перемигиваются с читателями, успевшими пройти историю КПСС (когда, скажем, Ленин трудно формулирует красивое название с участием слов «союз», «борьба» и «освобождение»), и делают персональный подарок автору этих строк. Автор, как известно, в отзыве на предыдущую книжку сокрушался по поводу того, что второй том обойдется без татарского элемента. Так вот, хоть действие и перенеслось из Кокушкина в Самару, без татарвы не обошлось – и получилось снова вполне забавно.

Стало быть, третий том, фабула которого должна, по идее, укорениться в Питере, обещает быть захватывающим: татар станет совсем мало, зато Данилин с Ульяновым наизнанку вывернутся, но впишут вождя мирового пролетариата в совсем уже оголтелый тренд, о существе которого боязно даже задумываться.

Поживем-узнаем.

Оценка : 8
«Смерть в Кесарии»
–  [ 5 ]  +

ДраконТрест, 12 марта 2017 г. в 13:45

Эта история – классический детектив с частным сыщиком и запутанной историей, если бы не характерный еврейский колорит. Это еврейский детектив. Место действия – Израиль. Герои – наши бывшие соотечественники, ставшие репатриантами. Сменив место жительства, зачастую они так и не могут сменить характерный советский менталитет.

Главный герой – детектив Натаниэль Розовски, человек средних лет, но его возраст в тексте не чувствуется. Он – хозяин собственной конторы с очаровательной секретаршей, деловым умным напарником и кучей долгов по счетам, поскольку заработок хоть и бывает, но редко и скудный. Обманутые мужья и жены – вот основные клиенты, но иногда в ворохе рутины всплывают жемчужины. А еще у Розовски есть настоящая еврейская мамочка, которая живет с ним, но постоянно гостит у родственников, при этом не забывает звонить ему по десять раз на дню по любому поводу и мечтает женить его в скором времени.

И вот на фоне всего этого разворачивается история убийства крупного израильского бизнесмена, ниточки которого уходят в Россию 90-х годов.

Книга состоит из 3 частей и, по сути, представляет историю в истории. В обрамлении расследования убийства бизнесмена перед нами разворачивается новая история, пропитанная еврейским мистицизмом. Эта история разворачивается как в нашем времени, так и в средневековом Израиле. И перед нами уже история еврейских каббалистов и древних проклятий. В современном Израиле оживают вдруг призраки прошлого, и непонятно уже что читаешь детектив или мистический роман. Но эта история не чужеродный организм в книге, а ключик к основной истории.

И все это пропитано мягким еврейским юмором, благодаря которому то и дело улыбаешься.

«Смерть в Кесарии» — это не просто детектив, а замечательная психологическая книга о человеческих судьбах и характерах, написанная столь вкусно, что после того как перелистываешь последнюю страницу, хочется добавки, новой истории.

Оценка : 8
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 5 ]  +

Nog, 25 января 2016 г. в 10:24

Сакраментальный вопрос — два ореха это куча? А две книги — это серия? Наверняка скрывающиеся за псевдонимом Данилин писатели Клугер и Бабенко надеялись, что в их цикле будет побольше частей, но, похоже, этому уже не бывать. А это и несколько странно, и где-то даже досадно, поскольку книги-то хорошие. Ну, я, правда, прочёл, как выяснилось, лишь вторую, но если принять тот факт, что продолжение почти никогда не бывает лучше начала, я наверняка прав, поставив множественное число. Ну да ладно, речь всё же пока лишь о конкретном романе.

Роман этот представляет собой детектив. Больше того, ретро-детектив, местом и временем действия которого стали, соответственно, умеренно глухая российская провинция и конец девятнадцатого века. И что же, ждёт читателя вариация на тему заметно сдавшего в поздних томах цикла о Фандорине? Так, да не так. Уж как минимум выбор главного героя — это явная заявка на куда как большее, ведь героем этим стал, ни много ни мало, Владимир Ильич Ульянов, тот самый, 1870 года рождения, на момент действия книги студент-недоучка, состоящий под негласным надзором самарской полиции. Разумеется, такой выбор не может не насторожить, хотя бы поначалу. Что это — политический памфлет, заметно запоздалый? Постмодернистская шутка? Что-то ещё? Во всяком случае, точно не первое и не второе.

Да, в биографии Ленина нет эпизодов, когда он бы принимал участие в детективных расследованиях. Это абсолютная выдумка, но... получилось убедительно. Ильич тут ещё крайне далёк от большой политики, размышлениями делится лишь с семьёй да ближайшими друзьями. И когда подругу детства подозревают в жестоком убийстве, а её отец, тоже давно знакомый, готов впасть в отчаяние, кто же не попытается помочь всем, чем сможет? Детективная линия тут получилась практически безупречной, действие развивается динамично и увлекательно, интрига нигде не провисает, а загадки не смешиваются в неразрешимый узел, открываясь и решаясь каждая в нужное время. Вдобавок картины провинциальной жизни тоже вышли вполне правдоподобными: соавторы явно тщательно изучили место действия своей книги. Так что отступления получились одновременно краткими, ёмкими и вполне уместными, что тоже заставляет грустить о том, что продолжения, похоже, уже не будет.

Оценка : 8
«Двадцатая рапсодия Листа»
–  [ 5 ]  +

dvh2000, 19 января 2014 г. в 18:39

Я понял почему мне не нравятся детективы. Они очень ограничены в силу жестких смысловых рамок типажа книг о «раскрытии преступления». Это определяет предсказуемость общей фабулы произведения. Это же задает типовой набор субъектов и предметов. Часто в погоне за оригинальностью повествования авторы детективов слишком искусственно закручивают сюжет. И это становится заметным. Кроме того рациональная сторона детектива часто построена в ущерб чувственной стороне. А значит не возникает сопереживание, не возникает погружение. Детектив единообразен, отчужден от читателя, бессмысленен. Детективы друг от друга отличаются как кроссворды — наполнение вроде бы разное, а по сути все одно и тоже. Дальше 50 страницы я могу пройти только детектив, который отходит от классических канонов жанра.

С книгой Виталия Данилина (это псевдоним авторского дуэта — Даниэля Клюгера и Виталия Бабенко) «Двадцатая рапсодия Листа» мне повезло. В этом казалось бы каноническом детективе я нашел несколько любопытных для себя моментов.

1. Расследование ведет Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Он практически выведен из традиционного для этой исторической личности антуража революционной борьбы и становления советского государства. Новоявленный Шерлок Холмс как подобает окружен восхищением его высокими интеллектуальными способностями. Но не только это роднит реального прототипа с литературным героем. Авторы многократно подчеркивают в образе Ильича его увлеченность игрой, решением сложной задачи, личным интеллектуальным противостоянием с преступником. При этом остальным людям отведена роль пассивных шахматных фигур, которыми при необходимости можно пожертвовать.

2. Основные действие разворачивается под Казанью в селе Кокушкино. А небольшой фрагмент романа проходит в одном районе Казани — в местах, в которых я родился и провел свое детство. На упоминаемой в тексте улице Первая гора жили мои бабушка с дедушкой. Кстати, дед мне рассказывал, что раньше на территории их дома был трактир, в который любил захаживать молодой Ленин.

3. Очень мне нравятся зарисовки уютной деревенской жизни. Особенно в зимнее время она хороша. На улице свирепствует метель, завывает ветер, а ты сидишь у теплой печи, попиваешь чего-нибудь (главный герой предпочитает рябиновку) и размышляешь о чем-либо или читаешь интересную книгу, иногда проваливаясь в дремоту. В романе такие душевные зарисовки присутствуют многократно.

Роман «Двадцатая рапсодия Листа» стал для меня приятным явлением в моей книгочейской жизни. Похоже, что придется продолжить знакомство с преступЛЕНИНианой. :) На очереди «Четвертая жертва сирени».

Оценка : 8
«Кто виноват?» [Цикл]
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 21 июня 2017 г. в 17:21

Два романа, объединённые общими главными героями. По-жанру — исторический детектив. Действие первой книги происходит в небольшом поселке Кокушино, Казанской губернии, второй книги — в городе Самара. Провинциальная Россия конца XIX века со всеми присущими тому времени чертами.

Детектив получился совершенно классический. И герои — В. И. Ульянов ( тогда ещё не Ленин, но уже обладающий задатками народного вождя) и пожилой отставной поручик Н. Ильин — вдвоём составляют известный дуэт Ш. Холмс и доктор Уотсон.

Книги очень спокойные и неторопливые. Здесь нет погонь и кровавых перестрелок. Хотя, впрочем, есть, но в очень умеренных количествах.

Эти романы схожи с произведениями Б. Акунина — и временными рамками и сюжетом и стилем. Только у Клугера и Бабенко нет «супергероя». Его персонажи попроще, больше похожи на реальных людей.

Отличные книги, атмосферные и яркие. Второй роман более динамичный, но и при чтении первого я не скучал.

Оценка : 8
«Четвёртая жертва сирени»
–  [ 4 ]  +

sergej210477, 21 июня 2017 г. в 17:03

Классический детектив в ретро-стиле. По стилю очень похож на книги Б. Акунина о Фандорине и сестре Пелагии. Причём, это сходство в хорошем смысле этого слова. Только в этом романе нет акунинских «супергероев». Здесь расследование ведут двое — В. И. Ульянов-Ленин ( здесь он ещё не «супергерой») и отставной поручик Ильин ( он же Конан Дойлевский доктор Уотсон). Хоть и шаблонные, но классические и яркие персонажи.

Дело происходит в Самаре конца XIX века. Провинциальный поволжский городок со своеобразным колоритом, неторопливая и спокойная жизнь которого нарушается убийством.

Из недостатков книги могу упомянуть, что некоторые моменты мне всё же показались немного натянутыми. Нет, я не скажу «не верю», но есть некоторые шероховатости в логике героев. Уж слишком много случайных совпадений сложились в общую мозаику. Но, этим грешат многие детективы.

А в остальном — роман отличный. И увлекательный сюжет, и герои живые, с выпуклыми характерами и эмоциями. Немного философии, чуть-чуть рассуждений о морали и нравственности. А главное, на мой взгляд, авторам удалось передать атмосферу провинциального города конца XIX века, и как исторический детектив книга удалась.

Оценка : 8
«Летающая В Тёмных Покоях, Приходящая В Ночи»
–  [ 3 ]  +

arey951, 19 июня 2022 г. в 16:08

Сразу скажу, что произведение оказалось для меня приятным открытием, совершенно не оправдавшим мои ожидания (строго в положительном смысле!). В планах было найти интересную и пугающую книжку, чтобы скоротать время перед сном — не более того. Но так вышло, что интересная и пугающая книжка оказалась живой классикой, в которой сплетаются мотивы хуторской мистики Николая Гоголя и еврейских городских легенд Лео Перуца, а также звонким отголоском раздаются мистические повести Ивана Тургенева и таинственные истории Аллана Эдгара По.

На страницах произведения оживают призраки грешников и праведников, древние библейские демоны и могущественные заклинатели, которых объединяет лишь одно — небольшое еврейское местечко под названием Яворицы, затерянное где-то на просторах Украины. Помимо сверхъестественного, его сотрясают и известные исторические события, например, восстание Богдана Хмельницкого, которого яворовчане называют Хмель-злодей. В Яворицах причудливо пересекаются религия Авраама и славянские мифы, создавая удивительный и сказочный колорит местной жизни. Да и сам автор хорошо поддерживает атмосферу своего творения спокойным и внимательным к деталям повествованием, живо описывая магические обряды и сохраняя соответствующую тому времени терминологию. Все это способствует тому, что ты и сам, читая книгу, начинаешь чувствовать себя жителем Явориц.

В сборнике есть пара рассказов, которые кажутся несколько скучными или даже наивными, но в целом это замечательное произведение, прочитав которое читатель вряд ли станет сожалеть о зря потраченном времени.

Оценка : 8
«Неприкаянная душа»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 16 сентября 2017 г. в 07:32

Решил написать общий отзыв на все пять рассказов Клугера в сборнике « Когти неба». Ясно что отзыв препологает что я должен высказать свое личное мнение. Хорошо. Мне не понравилось. Я вообще плохо воспринимаю любой фольклор( в данном случае еврейский). Таким уж я уродился. Наверное это плохо. Но мне скучно читать такие произведения. У меня не возникает никакого желания копаться в словарях и википедиях чтобы разобраться в мифах и сказаниях разных народов.

Но если пишешь отзывы то необходимо быть и объективным. Я поставил высокие оценки этим рассказам. Во первых они умело стилизованы под Гоголя. И эта стилизация на мой взгляд весьма удачна. Во вторых я прекрасно понимаю что эти рассказы знакомят пытливого читателя с иудейской мифологией. Я думаю среди читателей евреев эти рассказы вообще пользуются огромным успехом. Да и такие рассказы нужны. Пусть они и написан в стиле хоррора, но они раскрывают целый пласт еврейской культуры.

Если где-то поgадутся еще такие рассказ я прочитаю, не пропущу. Но специально искать, нет , не моё.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх