fantlab ru

Стивен Эриксон «Бог не желает»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.08
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Бог не желает

The God is Not Willing

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Аннотация:

Прошло много лет с тех пор, как три воина-теблора принесли резню и хаос в небольшое поселение на берегу Серебряного озера. Город оправился, но наследие того ужаса осталось, даже если северные племена теблоров больше не заходят в южные земли. Один из этих трёх, Карса Орлонг, теперь считается безучастным богом. На самом деле в малазанском мире появилось множество новых культов и религий, включая тех, кто поклоняется Колтейну, Чернокрылому Богу, и — популярный среди солдат Империи-последователей культа Сакува Ареса, Хранителя Мёртвых.

Легион малазанских пехотинцев движется к Серебряному озеру, реагируя на разведданные о том, что за границей заволновались некоторые племена. Морпехи не совсем уверены, с чем им придётся столкнуться, но, хотя малазанские военные эволюционировали, и это уже не те морпехи, что были раньше, лишь одно осталось неизменным: они справятся со всем, что на них обрушится. Или умрут, пытаясь.

Тем временем в высоких горах, где обитают племена теблоров, восстал новый военачальник. Уязвленный деяниями Карсы Орлонга, он намерен противостоять своему богу, даже если для этого ему придётся проложить кровавый путь через Малазанскую Империю. В горах возникла новая угроза, и теперь у теблоров мало времени.

Давно ожидаемое вторжение вот-вот начнётся. И на этот раз это будут не три простых воина. На этот раз тысячи людей готовы наводнить земли юга. И на их пути — лишь один легион малазанских пехотинцев...

Похоже, прошлое вот-вот вернётся в Серебряное озеро, и вряд ли это закончится хорошо...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Бог не желает
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The God is Not Willing
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бедные все» © Тихоня

***

«Бог не желает» – роман-обманка мэтра даркфэнтези Стивена Эриксона. После декалогии «Малазанская Книга Павших» Эриксон решил вернуться в знакомый мир. Так сперва возникла «Трилогия Харканаса» (написано 2 из 3 книг). Но ввиду прохладного принятия публикой (экшен ей подавай!), Стивен решил уступить фанбазе, так и возник сиквел «МКП» – «Бог не желает», первый роман «Трилогии Свидетеля». Кто-то посчитает это попыткой хайпануть на прошлом успешном цикле, но это слова в пользу бедных. Эриксон (как и Эсслемонт) пишет так, что точка не ставится никогда. И «Бог не желает» прекрасно иллюстрирует развитие мира, а это уже назревало.

…«Жалкую» Роту капитана Мужлана отправляют в Серебряное озеро, где, по слухам, зашевелились дикари (вытесненные натийцы). Рота зовётся жалкой, ибо у Мужлана под началом не наберётся и двух десятков морпехов. Это вынуждает его искать сотрудничества со Стволом и его Компанией наёмников. Не беда, что пару дней назад Ствол разбил морпехов, а те одержали победу лишь благодаря хитрости да ножу, приставленному к глотке Андрисона. В это же время ублюдок Карсы Орлонга – Рэнт – вынужден покинуть отчий (материнский) дом. Идти ему придётся к родственничкам горе-папаши. А те как раз стягиваются под началом нового лидера всех теблоров – Элейда Тароса, который хитростью собирает всех соплеменников, а так же многих других. Предводитель рассчитывает выбить малазанцев с Генабакиса…

Немного вводной. Роман у Эриксона получился достаточно объёмным, хотя и не дотягивает до размеров кирпичей (коими являются все книги «МКП», кроме «Садов» и «Прилива»). География событий очень скудная – роман в прямом смысле вышел камерным. До поры до времени действие ещё можно назвать «путешествием», но почти всё время – это просиживание штанов. Сюжетных линий всего две штуки (!!!) – это теблоры и морпехи. Конечно, каждая сюжетка ветвится. В итоге к теблорам относятся и Дамиск и Рэнтом (вместе и по отдельности), и Сука-Война с детишками Карсы, и, конечно же, Говер с Нилгханом. Морпехи тоже ветвятся, но они почти всегда вместе. Разве что Омс да Тиха носятся туда-сюда. Ещё один занятный момент – маты. В среднем на главу приходится по 7 факов. Н-да, Эриксон, оказывается, тот ещё сквернослов!

Персонажи. Их много. Их много даже не количественно, и количественно-качественно. В ветке теблоров есть Рэнт (ублюдок Карсы), который с детства привык к лишениям и гонениям. Он буквально впитывает в себя всю чернуху. И это одно из ружей, что стреляет в первом же романе. Дамиск – моральный компас (с двойным дном) для Рэнта. Дамиск впервые предстал перед читателем ещё в «Доме Цепей». Его линия пропитана грустью от и до. Говер и Нилгхан. Если Говер – эдакий умный старик (если угодно – Гэндальф), то Нилгхан – мерзкий младший братец, настоящий Деннис-мучитель. Вдова Дэйлисс – это не новый персонаж, а уже знакомый нам. Она – моральный компас (да, целых два моральных компаса на роман!) для Тароса. Сарлис тоже была в «Доме Цепей». Очень, очень тяжёлая у неё судьба. Но Сарлис справилась от и до. Каждый из этих героев теблорской линии – объёмный и яркий. В них хочется верить.

Морпехи. Капитан Мужлан с говорящим именем; знакомый (на самом деле, тут он совершенно новый) Штырь. Морпех Омс и его «Когтистая женщина». Умный Гнутый Бур и сексуально озабоченная Шрайка. Парочка Скудна-да-Бедна с Ой-Нет очень напоминает другую парочку тяжпехов (речь о Дымке и Хватке). Жряк с его историей (снова ружьё, стреляющее в первом же романе). Манерный и Давай-Громче – это как те самые болванчики под началом Хеллиан. У них не так много страничного времени, чтобы проявить себя, но они это делают. Гибельный, который имя получил не просто так, а потому что все его сослуживцы дохнут. Повально. Таинственный Под-Обоз, Глиняный Таз, который совершенно не разбирается в вине. Загадочный Моррут. Фолибор и Схрон, разбивающие все (!) ваши представления о тяжах. Маг Бенджер, который любит подкалывать Тиху, но боится дружить с ней и Фро. Все они хороши до безумия. Давно у Э и Э не было такого слаженного состава морпехов. Но погодите-ка!

Если вы читали «МКП», то вам знакомы такие ребята, как Прыщ, Тегол и Бугг, Хеллиан, Флакон. И вы должны представлять, что их объединяет. В общем, в «Бог не желает» автор решил, что всех их нужно… задвинуть. Задвинуть и присыпать пылью. В этом романе дебютируют две героини, в которые вы влюбитесь с первых строк. Аникс Фро и Тихоня. Аникс Фро очень любит мастерить. Есть у неё инструмент под названием «Стальная Глотка». Фро любит жевать ржавый лист, у неё фарфоровый цвет лица, а походка – закачаешься. К чему всё это? Всё это – стартовые позиции, с которых Эриксон разрывает читателя юмором. А добивает Тихоней. Сам Стивен признался, что Тиха – его любимая героиня (из последних). Тихоня – это просто нечто. У неё есть своя присказка (вынесена в эпиграф отзыва), у неё есть своя особенность (обыгранная до незаметности), у неё есть такой дикий шарм, что Тиха поражает всех. Даже своего покровителя, в честь которого у неё татуировка на шее. Пытливый читатель уже понял, о ком речь, сомнений нет. А если нет? Бедный читатель. Есть у Тихи и любимчик из уже знакомых нам Гончих Тени. У них особенные отношения. В общем, Тиха добивает читателя всем – харизмой, юмором, приключениями (три ключевые сцены – курган в Эмурланне, палатка бедного наёмника и водяные приключения в Эмурланне под финал книги).

Мир и его пластичность. Это привычный нам Генабакис. Но спустя годы. Мир у Э и Э вообще не стоит на месте, это не про них. Но конкретно в «Боге» Эриксон уделал самого себя. Во-первых, мы видим трансформацию магии. Причём делается это как экстерально, так и интернально. За последних отвечает, например, знакомый нам Штырь. Во-вторых, мы видим изменение пантеона богов и состава культов. Если раньше ругались Худовыми бубенцами, то теперь морпехи упоминают Сакува Ареса, сиречь Скворца. Изменилась и система гаданий. О ней и раньше-то было мало что известно, так же обстоит и с новой системой. И всё же сейчас гадание воспринимается по-другому. При должном бэкграунде читатель легко поймёт, кто такая «Нелюбимая женщина» или «Дважды живой». Иными словами, мы видим становление важнейших аспектов. Эриксон выдаёт то, чего читатель и хотел (даже жаждал) – объяснений. Но как и раньше – в завуалированном виде. В-третьих, меняется образ морпехов и взрывчатки. Это один из ключевых моментов романа и новой реальности. Новые морпехи – это сила, которой у Малазанской Империи ещё не было. Армия Пыли и Костей, конечно, недовольно бряцает костяшками, но Бенджер и Ко считают иначе. И они правы. Вы обязательно влюбитесь в этих морпехов. Что касается взрывчатки, то Эриксон намекает, что мы вот-вот перейдём в мир индустриальной революции. Мушкеты не за горами. И Эриксон в своём описании этой революции куда убедительнее Аберкромби и его «Земного круга». Впрочем, Эриксон убедительнее Аберкромби практически во всём.

Сюжет представляет из себя привычный меш ап жанров. Здесь и военные события (полторы страницы), и заговоры с интригами, и локальные квесты\стелс-приключения. Немного внетелесного опыта. Выделить какой-то конкретный эпизод очень сложно – интересных сцен хватает.

По части динамики Эриксон тоже преуспел. Если линия теблоров очень сильно буксует в начале, то с момента консолидации подсюжеток начинается настоящее действо. А в конце уже набирает совершенно дикий темп и массив интриг. С морпехами дело обстоит немного иначе. Там динамика у отдельных подсюжеток запредельная, но вместе – это обычно диалоги. О них поговорим чуть позже. И лишь ближе к финальной трети (эпизод с ночными «гуляниями» в Серебряном озере) начинается экшен, который буквально выбивает из колеи. Так его много.

Отдельным пунктом стоит выделить стилистику книги и языковые особенности. Имена у морпехов как всегда говорящие. Здесь Эриксон извратился так, как никогда иначе. Яркий пример – героиня Blowlant. В романе достаточно много описаний (линия теблоров) и куча диалогов, от которых не просто искры идут, а полыхает белым пламенем преисподней. За последнее отвечают морпехи. Куча рефренов, вордплеи, шутки юмора – всё это в огромном количестве.

Что сказать о минусах? Немного рваная динамика, брошенные на полпути ветки (Тарос – самый яркий представитель), неравные части (теблоры не такие интересные, как морпехи). Но в целом, роман получился замечательным.

Заключение: «Бог не желает» – ярчайший пример камбэка в знакомый мир. Читатели просили, читатели получили. Если вам не понравилось – бедные вы, увы. Искромётный юмор, от которого загорается даже вода, классные интриги, изменения в мире (политическая арена, пантеон богов, магия – все аспекты), камбэки персонажей (Штырь, Дамиск, Дэйлисс). Должное внимание уделено дшекам, которые вечно на задворках. Ну и сам образ новых морпехов и их самосознания – это локальный шедевр. В целом же, «Бог не желает» смело можно ставить рядом с лучшими романами «Малазанской Империи».

PS: в чём же обманка? Да дело в том, что в книге про Карсу нет… Карсы. Такой вот финт ушами. А ещё тут нет антагониста. Представляете? Бывает у Эриксона и такое.

10 морпехов из 10.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот факт, что Стивен Эриксон взялся за новую трилогию, так и не закончив предыдущую, Харкенас, из-за плохих продаж первых двух романов, вызывал некоторые подозрения. Было вполне логично предположить, что издатель окажет давление на авторе в духе «Знаешь, Стивен, мы опубликовали два романа, но денег особо не заработали. Давай ты выдашь на-гора что-нибудь ориентированное на коммерческий успех, а уже потом вернёмся к твоим депрессивным безумным Тисте Анди». Ну а что (или вернее кто) может вызвать у читателей желание покупать очередной роман во вселенной Малазана, если не любимчик многих фанатов, брутальный варвар Карса Орлонг и его коронный клич, после которого неизменно следует мордобой, расчленёнка и кровопролитный экшн? Подтвердились ли мои опасения? Скорее нет, чем да. Стиль и структура романа заметно отличается от «Малазанской книги павших», сюжет развивается линейно, не разветвляясь на множество параллельных линий. После каждого десятка прочитанных страниц в голове не возникает рой привычных вопросов «Кто все эти люди? Как? Почему? Зачем???», так как автор регулярно раскрывает предысторию персонажей, и не в том формате, когда каждый ответ вызывает ещё больше вопросов. Создаёт ли это ощущение того, что Эриксон отказался от своего стиля в угоду удобоваримости материала? Парадоксальным образом нет. Фирменный шарм Малазана присутствует в полном объёме, можно смело утверждать, что новая трилогия — это достойный продолжатель традиций, идей и тем, затронутых в «Книге павших».

Буквально первые же две сцены романа написаны настолько атмосферно, что лично для меня они заняли место среди самых любимых в Малазанском цикле. Как и один из новых персонажей, моё отношение к которому по ходу повествования изменилось от «Скорее бы кто-нибудь прикончил» в начале, до «И почему я в тебя такой влюблённый...» в конце. Нового, к слову, хватает. Новизна не захлёстывает читателя с головой, как это было при переходе от «Дома цепей» к «Полночному приливу», но мир меняется, меняется Империя, меняются и её солдаты. Не забыто и наследие «Книги павших». Взглянуть глазами новых персонажей на события прошлого и на некоторых действующих лиц тех событий было любопытно и местами крайне забавно. Кстати, фирменный юмор Эриксона тоже на месте. Пропитана им и лучшая, на мой взгляд, глава романа, которую, опять же, поставлю в один ряд с лучшими главами всего цикла.

После прочтения «The God is not Willing» я не могу сказать, что роман не похож ни на что, прочитанное мною ранее в жанре, как это было практически с каждой предыдущей книгой автора, так как это произведение сознательно приближенно к «традиционному фэнтези» по духу и структуре. Но я не возьмусь относить это к достоинствам или недостаткам, очень уж субъективно и зависит от вкуса. Если для меня это, пусть совсем незначительный, но всё-таки минус, то для вас вполне может оказаться плюсом. Уверен, что поклонники Малазана разочарованы новым романом не будут.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх