fantlab ru

К.А. Терина, Наталья Федина «Кафейные сказки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

,

Кафейные сказки

Рассказ, год

Аннотация:

В механе деда Йозефа всегда свежий, божественно пахнущий кафей. Никто больше не умеет так славно его заварить, чтобы граница миров была совсем рядом, но не слишком близко. Чтобы и вкусно, и страшно, и трепетно, но как во сне: понарошку. Иногда кафей слегка крепчит. Понимаешь вдруг, что чёрные тени в углах механы — живые, что чары, державшие их в узде, развеялись. Зрачки твои расширяются, ноги делаются ватными, пальцы сводит судорогой. И, кажется, уже не отпустит. Но нет, отпустило. Уходя, ругаешь деда Йозефа последними словами. Всё равно ведь вернёшься. Всегда возвращаешься.

А ещё дед Йозеф рассказывает странные сказки. О волшебных кафейных ягодах и крови, о Нави и Яви, о людях и ягнешах, о потерянной родине. И о драконах. Какие же сказки без драконов?...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Рваная грелка, Рваная грелка в гостях у Роскона-2017 (весна 2017)

номинант
РосКон, 2018 // Повесть, рассказ


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Мифы будущего прошлого
2017 г.
Игры, в которые играют игры: РосКон 2017
2017 г.
Заповедник Сказок 2020. Избранное
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В который раз убеждаюсь, что некоторые произведения мало прочитать, их ещё надо — прочувствовать.

Небольшой рассказ К.А.Териной и Натальи Фединой «Кафейные сказки» — отличный пример подобного произведения.

Отзыва на него всего два, зато оценки их диаметрально противоположны — 1 и 10. И если выставивший «единицу» человек видит в рассказе лишь историю, которая начинается «с не пойми чего, а заканчивается уходом в не знамо куда», то максимально оценивший прочитал «деконструированную сказку, изящный постмодернистсий узор из балканского, русского и бог его знает еще какого фольклора, пронзенный натуралистично жестоким стержнем совсем не сказочного сюжета»...

И поневоле задумаешься после прочтения — а зачем обязательно искать в этой истории какой-то глубокий смысл? Почему просто не насладиться тем, как буквы складываются в слова (пускай и не всегда привычно звучащие, но так ли важно, что такое «яблъков пай на столе и пилешки дробчета на подходе», если дело происходит в механе, где подают кафей, и ты интуитивно понимаешь, что речь идёт про что-то съедобное?), слова — в предложения, а предложения — в филигранно выстроенные абзацы? И столь ли важен для подобных историй сюжет, если перед нами сказка, в которую вплетены ещё несколько сказок, которые рассказывает своим внукам старый Йозеф? Чего мы, странных сказок за свою жизнь мало прочитали, хоть аутентичных, хоть авторских?

Отвечать на эти вопросы, разумеется, предстоит каждому читателю самостоятельно, но лично меня «Кафейные сказки» буквально заворожили. Прекрасным слогом, фразами, которые хоть на цитаты растаскивай («Потому что будь ты хоть создатель всего сущего, это не гарантия, что тебе повезёт в любви»), настоящей сказочной атмосферой, а ещё — очень «зримыми», если так можно выразиться, образами, которые так и просятся стать частью какой-нибудь красивой компьютерной короткометражки. Вы просто представьте, КАК это может выглядеть: «<...> оставалась здесь одна, дождавшись, когда он уйдёт, и любовалась на кафейный танец в серебристом свете луны. Когда лиловая мякоть, отделяясь от зёрен, превращается в пыль, собирается в призрачные фигурки диковинных птиц и зверей, которые ведут хороводы над водой»...

Одним словом — замечательный рассказ! Екатерине и Наталье — низкий поклон за доставленное удовольствие! А уж какая к рассказу авторская иллюстрация, сделанная Екатериной — закачаешься!

P.S. Такой вот неожиданно получился отзыв, слепленный из кусков отзывов других лаборантов и цитирования, да ещё и с привлечением визуальной составляющей — ну чистый постмодернизмЪ же! =))) Но я не виноват — это всё третий день чтения прозы К.А.Териной (или всё-таки правильней К.А.ТеринЫ?) способствует.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не произведение, а набор бессвязных слов. Кучка новых словообразований, которым нет объяснения. Лишь за некоторыми исковерканными словечками можно понять прежнее значение, но за остальными — мрак непонимания.

Сюжет — галимый треш из несуразных поведений и фраз. Начинается всё с не пойми чего, а заканчивается уходом в не знамо куда.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то очень давно, в то далекое время, когда каждая новая книга серии «Век дракона» еще воспринималась как Откровение из мира настоящей большой фэнтези, мне в руки попал сборник Люциуса Шепарда «Ночь белого духа». Его открывали истории из цикла «Сказания о драконе Гриауле», проникнутые духом мистической латиноамериканской прозы. Именно тогда я впервые столкнулся с жанром, который, как впоследствии (когда все вещи в мире наконец получили свое имя) оказалось, называется магическим реализмом. Тонкая поэтика чувственных материй, смешение волшебной атмосферы сказки с суровыми реалиями повседневного бытия, тот дьявол, который прячется в мельчайших деталях, придавая истории исключительность правдоподобия...

Именно эти ощущения возникли при чтении «Кафейных сказок» -- рассказа, практически выигравшего ежегодный конкурс «Роскон-Грелка» -- и, будем честны, лучшего из тех, что состязались за победу. Есть авторы, которые умеют строить миры и плести полотно истории, не объясняя, а показывая. Редкое умение -- создать такой текст, который сходу погружает читателя в себя, в непонятный, загадочный, но подсознательно знакомый мир прочитанной в детстве сказки -- но странной, в чем-то неправильной, и оттого еще более удивительной... История манит за собой, ведет все дальше, и в какой-то момент реалии искаженного мира складываются в исполненную удивительной гармонии картину -- логичную, непротиворечивую, но от этого не теряющей своего волшебства. Деконструированная сказка, изящный постмодернистсий узор из балканского, русского и бог его знает еще какого фольклора, пронзенный натуралистично жестоким стержнем совсем не сказочного сюжета -- вот что такое «Кафейные сказки». История совсем не конкурсного уровня, способная стать нашей, родной, доморощенной классикой жанра.

Удивительный текст. На редкость удачный авторский дуэт. Настоятельно рекомендую к прочтению.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх