Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»
- Жанры/поджанры: Фантастика
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Как относиться к меняющейся на глазах реальности? Даже если эти изменения не чья-то воля (злая или добрая – неважно!), а закономерное течение истории? Людям, попавшим под колесницу этой самой истории, от этого не легче. Происходит крушение привычного, устоявшегося уклада, и никому вокруг еще не известно, что смена общественного строя неизбежна. Им просто приходится уворачиваться от «обломков».
Трудно и бесполезно винить в этом саму историю или богов, тем более, что всегда находится кто-то ближе — тот, кто имеет власть. Потому что власть — это, прежде всего, ответственность. Но кроме того — всегда соблазн. И претендентов на нее мало не бывает. А время перемен, когда все шатко и неопределенно, становится и временем обострения борьбы за эту самую власть, когда неизбежно вспыхивают бунты. Отсидеться в «хате с краю» не получится, тем более это не получится у людей с оружием — у воинов, которые могут как погубить всех вокруг, так и спасти. Главное — не ошибиться с выбором стороны.
Действие романа разворачивается параллельно со второй и третьей книгами основного цикла «Отрок».
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 342
Активный словарный запас: низкий (2628 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 12 сентября 2020 г.
Более десяти лет назад Евгений Красницкий задумал историю про нашего современника, чей разум был перемещён из конца XX века в тело паренька живущего в начале XII века. От сотен других подобных произведений цикл «Отрок» отличает специализация попаданца (профессиональный управленец), любовь автора к пространным, иногда на десятки страниц, диалогам, а также тщательнейшим образом прописанный антураж в виде села Ратного и сотни тяжело вооружённых всадников, выставляемых этим селом в дружину Турово-Пинского княжества.
Следует понимать, что не смотря на эту тщательность и внутреннюю непротиворечивость, цикл «Отрок» не является исторической литературой, поскольку к реальной Киевской Руси он имеет примерно тоже самое отношение, как «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва к настоящему Бухарскому эмирату или Кокандскому ханству. Тем не менее, не смотря на невозможность происходящего (село с населением в тысячу человек в заштатно-депрессивном Турово-Пинском княжестве выглядит столь же реалистично, как стоэтажный небоскрёб в современной Пензе) Красницкому удалось рассказать о процессе трансформации Ратного из одного состояния в другое, а Юрию Гамаюну – детально описать переломный момент этой истории.
… Как мы знаем из книг Красницкого к 1125 году село Ратное из-за происходящих в нём экономико-социальных процессов оказалось на распутье и перед каждым его жителем в полный рост встал вопрос «Что делать дальше?» Чем закончился конфликт читателям известно из книги «Покорённая сила», однако в ней показаны события с точки зрения главного героя и членов его семьи. В «Переломе» нам предлагается взглянуть на происходящие события глазами простых ратницев, которые в отличие от попаданца-управленца не обладают опытом послезнания, а значит вынуждены реагировать на вызовы времени как придётся.
Вот, например, один из главных героев романа – Фаддей Чума. В основном цикле это третьестепенный персонаж, опытный воин, склочник и скандалист, чья жена является главной сплетницей огромного села. В «Переломе» схематичный характер персонажа обретает глубину и объём, в результате чего мы видим человека с очень непростой судьбой. Человека, который в жизни однажды уже сделал неправильный выбор и который вот-вот снова совершит ту же ошибку, на этот раз – непоправимую. Причём Фаддей не смотря на свою некоторую комичность кто угодно, но только не дурак. Он понимает, что выбор, к которому его склоняют, по меньшей мере неправилен, но каждый раз, когда надо сказать «Нет» обстоятельства складываются так, что Чума вынужден говорить «Да». В результате Фаддей к своему собственному ужасу всё больше и больше погружается в заговор на стороне тех, кого искренне ненавидит. Происходящие с ним события напоминает болото, когда взрослый и сильный человек из-за одного неверного шага оказывается в гибельной трясине и уже не способен самостоятельно выбраться на твёрдую поверхность.
И таких вот историй в книге примерно полдюжины. Разные люди, разный житейский опыт, разные мотивы, разный выбор. А в результате кто-то из них очень скоро будет убит, кто-то повысит свой социальный статус, а кто-то останется при своих. В общем всё довольно жизненно.
Можно ли читать этот вбоквел без знакомства с оригинальным циклом? В принципе можно. Да, многое будет не до конца понятно, но основная сюжетная линия, а главное – атмосфера неуверенности в завтрашнем дне и осознание того, что прежняя жизнь (хорошая ли, плохая ли) вот-вот закончится будет понятна и без знакомства с тремя книгами Красницкого.
Из недостатков романа (помимо общей вторичности к основному циклу) стоит отметить не слишком удачную развязку истории Фаддея Чумы (всё-таки можно было придумать что-то более правдоподобное), а также мелкие недочёты в виде нескольких посторонних сюжетных линий, которые не имеют ярко выраженного финала (как например история ратника Макара из первых трёх глав романа, которая в дальнейшем никак не повлияла на сюжет).
Итог: роман написан после смерти Красницкого и является лучшим произведением цикла, вышедшего из-под пера его последователей и продолжателей. Перед нами тот случай, когда в общем-то необязательное произведение «по мотивам» приятно читать, а то и перечитать.
kronen, 7 мая 2019 г.
Класс! Хотя это ни в коей мере не фантастика. Это просто классный исторический роман на базе мира «Отрока». Честно говоря, по глубине раскрытия личностей героев, психологии личности и отношений Гамаюн намного превзошел своего учителя. Да и вообще, некоторые фрагменты, я бы сказал, достойны занесения в образцовую художественную литературу.
Что же касается юмора — в ряде мест я просто лежал, стонал и почти терял сознание от смеха, вспоминая при этом некоторые моменты из Шолохова («нет, твою калитку только ты можешь закрыть...», или как-то так) и других «фольклористых» писателей.
Замечу, в этом романе Корней и Мишка Бешеный рассматриваются глубоко со стороны (последний вообще лишь упоминается), и показаны они оба отнюдь не положительными героями. Корней, в лучшем случае, просто «терпимое зло», а Мишка односельчанами вообще не воспринимается, как и его Младшая стража. Собственно, по этому роману, село и не считает их Младшей стражей, а просто придурью сотника, пусть и весьма для него полезной.
Также замечу, что некоторые нюансы сюжета предыдущих романов Гамаюном не учтены: во-первых, в этом романе введена в действие «кошка» Лисовинов, будто бы привезенная из Турова. Но.. кошку не привозили, мысль обзавестись кошкой пришла в голову Лисовинам уже после возвращения из этого города. Во-вторых, разбойное прошлое Первака, как и его взрослый возраст, согласно предыдущим романам, было большой тайной, которую не знал никто, кроме Нинеи и некоторых Лисовинов. А в этом романе об этом, похоже, знают даже собаки.
Но это мелочи, книгу советую прочитать.
samez, 12 октября 2016 г.
В общем написано в духе и стиле Красницкого. Уж не знаю сколько тут от него, а сколько от Юрия Гамаюна. Но написано хорошо. Только, честно говоря, книга скорее для фанатов. Она просто раскрывает мелкие детали уже пройденного сюжета. А хочется дальнейшего развития.